Формирование коммуникативных компетенций у дошкольников образовательными технологиями LEGO
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Серова Надежда Васильевна

LEGO технологии -  это современное средство обучения детей, отвечающее и запросу на самовыражение и образовательным задачам. Это гармоничный комплексный игровой подход для изучения самых различных областей и предметов. Внедрение  LEGO конструкторов в образовательный процесс делает его гораздо более привлекательным для ребенка, способствует многогранному развитию личности и побуждает к самообучению в дальнейшем. 

LEGO - технологии – важнейший спутник детства, позволяют детям учиться, играя и обучаться в игре. Данные технологии  предоставляет прекрасную возможность учиться ребенку на собственном опыте. Такие знания вызывают у детей желание двигаться по пути открытий и исследований, а любой признанный и оцененный успех добавляет уверенности в себе. Обучение происходит особенно успешно, когда ребенок вовлечен в процесс создания значимого и осмысленного продукта, который представляет для него интерес.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_kommunikativnyh_kompetentsiy.doc93.5 КБ

Предварительный просмотр:

                

                 

«ФОРМИРОВАНИЕ  КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ТЕХНОЛОГИЯМИ LEGO»


Ребёнок – это всегда дитя своего времени. Все  законы его развития всегда осуществляются (или не осуществляются) в конкретных условиях воспитания и тесно связаны с установками и представлениями родителей. Мир детства в XXI веке становится отражением тех динамических преобразований, которые происходят в современном обществе. На сегодняшний день одним из ведущих приоритетов в образовании является коммуникативная направленность учебно-воспитательного процесса. Это является значимым, так как формирование личности, способной к организации межличностного взаимодействия и решению коммуникативных задач, обеспечивает успешную её адаптацию в современном обществе.

Для педагогов и родителей является естественным желание видеть своих детей любознательными, сообразительными, умелыми. Однако нередки случаи, когда у ребенка в процессе воспитания и обучения возникают различные трудности, «проблемы». Одни проблемы сглаживаются с возрастом, другие же имеют стойкий характер и преодолеваются благодаря значительным усилиям со стороны взрослых. Социализация является важным условием гармоничного развития ребенка. Уже с момента рождения малыш является социальным существом, требующим для удовлетворения своих потребностей участия другого человека. Освоение ребенком культуры, общечеловеческого опыта невозможно без взаимодействия и общения с другими людьми. Через коммуникацию происходит развитие сознания и высших психических функций. Умение ребенка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей; благодаря общению ребенок не только познает другого человека (взрослого или сверстника), но и самого себя (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, М. И. Лисина, Т. А. Репина, Е. В. Субботский, С. Г. Якобсон и др.). 

По мнению В.Г. Кухаренко существование человечества немыслимо вне коммуникативной деятельности. Независимо от пола, возраста, образования, социального положения, территориальной и национальной принадлежности и многих других данных, характеризующих человеческую личность, человек постоянно запрашивает, передает и хранит информацию, то есть активно занимается коммуникативной деятельностью, М.С. Каганом в 70-е годы было отмечено, что «…формирование человеческой жизни начинается с воспитания коммуникативной деятельности и овладения ее механизмами...»,  В.В. Давыдов отмечает процесс становления и формирования субъектов этой деятельности, их психического и личностного развития: «...поскольку «ядром» психического развития является процесс формирования деятельности, то и посредством изменения деятельности формируется сознание человека». Коммуникативная компетентность относится к группе ключевых, т.е. имеющих особую значимость в жизни человека, поэтому ее формированию следует уделять пристальное внимание.

В научном контексте сочетание терминов «коммуникативная компетентность» впервые было использовано в русле социальной психологии (от лат. competens – «способный») – способность устанавливать и поддерживать эффективные контакты с другими людьми при наличии внутренних ресурсов: знаний и умений. В толковых словарях : С. И. Ожегова, Т. Ф. Ефремова, понятие «компетентность» как самостоятельная семантическая языковая единица трактуется чаще всего в значении «уровень владения определенной областью знаний» или «знание и опыт в той или иной области», сущность понятия «коммуникация» определяют психологические словари (А. В. Петровский, М.Г. Ярошевский, Р.С. Немов, В.А. Мижериков) в значении, прежде всего, общения людей и обобщения ими знаний.

Развитие коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста неразрывно связано с современными тенденциями обновления образования и требованиями федерального государственного образовательного  стандарта дошкольного образования.

В дошкольном возрасте общение основное условие развития ребенка, важнейший фактор  формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) ставит перед воспитателем в области речевого развития задачу по формированию коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста  «Коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослым и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе».

Дошкольные педагоги часто задают вопрос: почему не следует запрещать детям разговаривать во время лепки, рисования, конструированию, выполнения любой работы? Потому что для дошкольников очень трудно выполнять работу молча. Психологи утверждают, что речевое сопровождение собственных действий имеет большое значение для психического развития ребенка. Значит, не стоит останавливать речь малышей, сопровождающую их действия, ведь развивать речь ребенка, не включая ее в какую-либо деятельность, невозможно. Однако на практике целенаправленное формирование коммуникативных компетенций у дошкольников часто остается за пределами внимания педагогов: дети не умеют договариваться, часто ссорятся, конфликтуют, не пытаются услышать друг друга, агрессивны. Возникающие конфликтные ситуации препятствуют нормальному общению детей в целом. Необходимость налаживания педагогической помощи послужила основанием для исследования и развертывания новых направлений, одной из приоритетных задач которого является целенаправленная разработка форм, методов, а также способов и приемов обучения, применение которых позволило бы своевременно и эффективно преодолевать проблемы в развития ребенка.

Современная система дошкольного образования ориентирована на гуманистический подход к ребенку как развивающейся личности, нуждающейся в понимании и уважении ее интересов и прав. При данном подходе особую значимость приобретает проблема взаимодействия дошкольников со сверстниками.  В последнее время все чаще высказывается мысль о том, что в условиях воспитания и обучения по развивающим программам детям недостаточно общаться только со взрослым (Р.С. Буре, Е.Е. Кравцова, Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова, А.Г. Рузская, Е.О. Смирнова, Г.А. Цукерман и др.). Для полноценного познавательного и социального развития ребенку необходимы контакты со сверстниками. Специалисты, выражая озабоченность увеличением числа дошкольников с трудностями в обучении, отмечают  низкий уровень их коммуникативного и познавательного развития, недостаточную произвольность поведения, эмоциональную неуравновешенность, сложности в налаживании отношений со сверстниками и взрослыми, слабо развитую речь и т.д.. При этом имеются в виду дети с сохранным интеллектом, нормальными потенциальными возможностями, но по разным причинам отстающие в развитии от сверстников. Именно они вызывают особую тревогу у работников образования и внимательных родителей. И это правильно, потому что такие препятствия дети сами, без специального психолого-педагогического сопровождения, преодолеть не в состоянии, им надо помогать.

Федеральные государственные образовательный стандарт дошкольного образования предусматривает обращения педагогов к новым нетрадиционным формам работы с детьми, которые способствуют максимально полному раскрытию речевых возможностей и формированию коммуникативных компетенций, поддержки детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности, и здесь на помощь педагогам приходят конструкторы нового поколения.

Проанализировав психолого – педагогическую литературу, изучив условия создания благоприятного  психологического климата для развития коммуникативных компетенций в различных ситуациях общения, выявив особенности межличностного взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми (методикой  М.И.Лисиной, где исследовались три формы общения: ситуативно - деловая, внеситуативно - познавательная и внеситуативно – личностна), были выделены группы детей имеющие проблемы в формировании коммуникативных компетенций:

  • первая группа:  дети, которые проявляют доброжелательность к окружающим, общительны легко вступают в контакт, решение практических заданий и познавательных задач побуждают их активному взаимодействию, со сверстниками  у них складываются эмоционально насыщенные отношения, они избегаю конфликтов, умеют согласиться с мнением товарищей, хорошие исполнители, починяются требованиям взрослых и сверстников, однако не стремятся быть лидерами, доминировать.
  • вторая группа: дети малоактивны, застенчивы, необщительны, часто возникают трудности в процессе межличностного взаимодействия со сверстниками, бояться проявить смелость в поступках и суждениях, неуверенны в себе, обидчивы, часто уединяются, избегают контактов с товарищами, либо пытаясь защитится демонстрируют свое негативное поведение.
  • третья группа: дети обладающие формой поведения, где всегда и везде стремятся быть первыми и главными,  очень часто не имея для этого оснований, требующие от  сверстников выполнения своих желаний, часто обижают своих сверстников, дерутся.

Такие данные подвели нас к мысли обеспечить необходимые условия воспитанниками для овладения должным уровнем коммуникативной активности во всех видах деятельности. Ведь дошкольники могут овладеть основными культурными способами деятельности и проявлять инициативу и самостоятельность в коммуникативной деятельности только путем  создания такой образовательной среды, которая будет стимулировать их коммуникативную активность, способствовать развитию речи. Свободное общение или свободная коммуникация – это нерегламентированное общение, которое чаще всего происходит в процессе разговора, обмена информацией. К такому общению в дошкольном возрасте в большей степени располагают игровая деятельность детей и беседа как способ получение новой информации. Свободное общение предполагает спонтанность ребенка в речевом выражении своих чувств, информации, которой он владеет и хочет поделиться с товарищами. Активность ребенка, субъектная позиция в процессе свободного общения способствуют развитию его коммуникативной деятельности и коммуникативной компетентности.

Значение коммуникативной компетентности для дошкольника очень велико: во-первых, она влияет на овладение различными знаниями, во- вторых, на процесс адаптации ребенка в детском саду, а в дальнейшем и в школе. Если ребенок легко находит общий язык со сверстниками, то он будет испытывать эмоциональное благополучие, психологический комфорт.

И напротив, неумение контактировать с окружающими сужает круг друзей, вызывает ощущение непринятости, а в дальнейшем возможен переход в асоциальные формы поведения. Коммуникативная компетентность предполагает владение всеми видами речевой деятельности, культурой речевого поведения. Главным являются умения и навыки речевого общения, применяемые к различным ситуациям. Оказавшись в какой-либо ситуации общения с взрослыми или сверстниками (в детском саду, на улице, в транспорте и т. д.), ребенок с развитыми коммуникативными способностями будет понимать, каковы внешние признаки данной ситуации и по каким правилам в ней нужно действовать.

Для формирования коммуникативной компетентности у дошкольников были определены задачи: развивать отношения, построенные на равноправии или готовности (способности) конструктивно решать проблемы, связанные с занимаемым положением (статусом) в группе,  развивать открытость, умение выражать интерес друг к другу и свое отношение к другим, вызывать заинтересованность в общей цели, развивать готовность внести свою лепту в общее дело, развивать готовность идти друг другу навстречу, учить проявлять терпение к недостаткам других, развивать умение считаться с интересами других.

Проанализировав  психолого-педагогическую и методическую литературу, опыт, представленный в педагогическом сообществе данной проблеме, проанализировав все наблюдения за деятельностью дошкольников,  среди средств, способствующих формированию коммуникативной компетентности в дошкольном периоде развития ребенка, были отмечены современные  технологии  LEGO.  

LEGO технологии -  это современное средство обучения детей, отвечающее и запросу на самовыражение и образовательным задачам. Это гармоничный комплексный игровой подход для изучения самых различных областей и предметов. Внедрение  LEGO конструкторов в образовательный процесс делает его гораздо более привлекательным для ребенка, способствует многогранному развитию личности и побуждает к самообучению в дальнейшем. Дошкольники с помощью  LEGO повышают умственную работоспособность, расширяют представление о предметах и явлениях, развивают умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщают их по признакам. Работа с технологиями LEGO позволяет детям в форме познавательной игры узнать много всего важного и развить необходимые в дальнейшей жизни навыки. Отечественные и зарубежные педагоги и психологи отмечают, что использование в работе с детьми наборов  LEGO позволяет за более короткое время достичь устойчивых положительных результатов в обучении и воспитании. Каждый ребенок любит и хочет играть, но не каждый может научиться, это делать самостоятельно, да еще и не с каждой игрушкой. В то же время, как показали исследования, проделанные отечественными педагогами и психологами, игра в  LEGO эффективно содействует развитию детей. Подчеркивая социальную значимость игрушек и сравнивая их с мини-предметами реального мира, через которые ребенок дополняет представления об окружающем, Г.В. Плеханов и Б.П. Никитин отмечали, что эти игрушки помогаю, и дают возможность ребенку  творить самому.

Предлагая использовать технологии LEGO, как средство формирования коммуникативных компетенций, мы реализовываем почти все принципы, предъявленные ФГОС дошкольного образования к организации дошкольного образования. Образовательные технологии LEGO очень точно вписываются в стандарты нового поколения, важнейшей отличительной особенностью которых является их ориентация на результаты образования на основе системно-деятельностного подхода. Деятельность выступает как внешнее условие развития у ребенка познавательных процессов и необходимость правильно организовать его деятельность, значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие.

LEGO – одна из самых известных и распространённых педагогических систем, широкая использующая трёхмерные модель реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребёнка. LEGO - технологии – важнейший спутник детства, позволяют детям учиться, играя и обучаться в игре. Данные технологии  предоставляет прекрасную возможность учиться ребенку на собственном опыте. Такие знания вызывают у детей желание двигаться по пути открытий и исследований, а любой признанный и оцененный успех добавляет уверенности в себе. Обучение происходит особенно успешно, когда ребенок вовлечен в процесс создания значимого и осмысленного продукта, который представляет для него интерес. С помощью  LEGO -технологий формируются обучающие задания разного уровня – своеобразный принцип обучения «шаг за шагом», ключевой для «Лего-педагогики». Каждый ребёнок может и должен работать в собственном темпе, переходя от простых задач к более сложным.

Эффективность обучения зависит и от организации конструктивной деятельности, проводимой с применением следующих методов:

  • объяснительно-иллюстративный - предъявление информации различными способами (объяснение, рассказ, беседа, инструктаж, демонстрация, работа с технологическими картами и др.);
  • эвристический - метод творческой деятельности (создание творческих моделей и т.д.);
  • проблемный - постановка проблемы и самостоятельный поиск её решения детьми;
  • репродуктивный - воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу);
  • частично - поисковый - решение проблемных задач с помощью педагога;
  • поисковый – самостоятельное решение проблем;
  • метод проблемного изложения - постановка проблемы педагогом, решение ее самим педагогом, соучастие ребёнка при решении;
  • метод проектов - технология организации образовательных ситуаций, в которых ребёнок ставит и решает собственные задачи, и технология сопровождения самостоятельной деятельности детей.

При реализации системы по формированию коммуникативных компетенций дошкольников акцент был сделан на соблюдении следующих условий:

  • создание ситуаций коммуникативной успешности;
  • обучение совместному поиску взаимовыгодных решений в конфликтных ситуациях;
  • стимулирование коммуникативной деятельности с использованием проблемных ситуаций;
  • проведение коррекционной работы с детьми, имеющими трудности в коммуникативной сфере;
  • мотивирование детей к выражению своих чувств, характерных черт персонажей при помощи слов и мимики;
  • создание игровых ситуаций, мотивирующих детей к общению со взрослыми и сверстниками.
  • обеспечивать баланс между непосредственно образовательной деятельностью и самостоятельной деятельностью детей;
  • моделировать и создавать игровые ситуации, мотивирующие дошкольника к общению со взрослыми и сверстниками;
  • в процессе коммуникативной деятельности обеспечивать стратегию поддержки при взаимодействий детей со сверстниками.

Выводы и перспективы по опыту  работы: коммуникативная компетенция рассматривается как базисная характеристика личности дошкольника, как важнейшая предпосылка благополучия в социальном и интеллектуальном развитии. Во время организации различных игр с конструктором LEGO существенно преобразуется характер взаимодействия со сверстником и, соответственно, процесс познания ровесника: ровесник, как таковой, как определенная индивидуальность становится объектом внимания ребенка, у детей расширяется представление об умениях и знаниях партнера, появляется интерес к таким сторонам его личности, которые прежде не замечались. В процессе игр с технологиями LEGO у детей вырабатывается естественный интерес к проектированию и созданию различных моделей, ведь данные технологии предлагают модели из самых разных областей жизни и техники, вплоть до научно-фантастических.

Простота и универсальность, позволяют детям в форме познавательной игры узнать много всего важного и развить необходимые в дальнейшей жизни навыки.  В процессе непосредственно образовательной деятельности у дошкольников развивается интеллект, воображение, мелкая моторика, творческие задатки, развивается диалогическая и монологическая речь, расширяется словарный запас. Особо хочется отметить, у дошкольников формируются умение сотрудничать с партнером, работать в коллективе.

Поэтому включение детей в систематическую конструктивную деятельность с  LEGO – технологиями  можно считать одним из важных условий формирования коммуникативных компетенций.  LEGO – технологии представляют особую ценность для  формирования коммуникативной компетентности у  дошкольников – это средство, обеспечивающие эффективность протекания коммуникативных процессов: овладение навыками речевого общения, восприятие, оценка и интерпретация коммуникативных действий, планирование ситуации общения, включающих воздействие на мотивационную сферу, изменение ценностных ориентаций и установок личности, формирование коммуникативной культуры, а также правила регуляции коммуникативного поведения дошкольника. В перспективе планируется продолжать работу по развитию и внедрению новых технологий и приёмов в работу с воспитанниками, разработать проект «Мой дом, моя семья» совместно с родителями, с использованием технологий LEGO, делиться опытом с коллегами и публиковать материалы по данной теме.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование коммуникативной компетенции у дошкольников (диалог).

laquo;Формирование коммуникативной компетенции у дошкольников (диалог)....

«Формирование коммуникативных компетенций у дошкольников с ОВЗ с нарушениями речи».

Статья на тему: «Формирование коммуникативных компетенций у дошкольников с ОВЗ с нарушениями речи»....

Использование игровых технологий в процессе формирования коммуникативных компетенций старших дошкольников

Данные методические рекомендации, адресованы воспитателям ДОО,. Практическая значимость заключается в том, что информационный  материал, содержащийся в работе и  разработанные методические р...

Педагогический совет "Формирование социально-коммуникативных компетенций у дошкольников при взаимодействии со сверстниками и взрослыми через использование образовательных технологий в условиях реализации ФГОС ДО"

Развитие коммуникативной компетенции детей дошкольного возраста неразрывно связано с современными тенденциями обновления образования и требованиями ФГОС ДО. Современные дети, да и их родители всё...

Статья "Опыт организации образовательной среды, способствующей формированию коммуникативных навыков (разные роли: умение работать в команде, быть лидером). Успешный опыт формирования коммуникативных компетенций".

Статья "Опыт организации образовательной среды, способствующей формированию коммуникативных навыков (разные роли: умение работать в команде, быть лидером). Успешный опыт формирования коммуникатив...