Методическая разработка по ПДД
методическая разработка (старшая группа)
Помогает обучать детей безопасному поведению в дорожной среде.
Познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах.
Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды.
Формировать у детей навыки и умения наблюдения за дорожной обстановкой и предвидеть опасные ситуации, умения обходить их, а в случае попадания в такие ситуации выходить из них с меньшим вредом для себя и окружающих. Расширять словарный запас детей по дорожной лексике.
Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно- транспортном процессе.
Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №28 муниципального образования
Усть – Лабинского района
Методическая разработка
«Правила дорожные детям знать положено»
Разработала воспитатель:
Архипова Н.Н.
Ст. Воронежская
Содержание:
Введение
Актуальность
Ценность.
Практическая значимость.
Действенность, результативность.
Формы взаимодействия педагога и детей.
Работа с родителями.
Картотека бесед.
Картотека стихотворений по ПДД.
Картотека считалок.
Картотека загадок.
Картотека пословиц.
Конспекты ООД художественно – эстетическому развитию (рисованию).
Конспекты ООД художественно – эстетическому развитию (аппликация).
Конспекты ООД художественно – эстетическому развитию (лепка).
Картотека подвижных игр.
Картотека дидактических игр.
Картотека сюжетно-ролевых игр.
Консультации для родителей.
Памятки для родителей.
Родительское собрание.
Анкета для родителей.
Введение
Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Часто виновниками дорожно-транспортных происшествий являются дети. Основными причинами ДТП по неосторожности детей становятся:
- нарушение правил перехода проезжей части;
- неподчинение сигналам светофора;
- неожиданный выход из-за транспортного средства, деревьев и т.д.;
- игра на проезжей части или около неё.
Дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка Правил дорожного движения неприемлема. Вот почему воспитание дошкольников безопасному поведению на улице, знание и соблюдение ими ПДД – одна из актуальных задач ДОУ. В ситуации «автомобильного беспредела» мало заставить ребёнка «слушаться» сигналов светофора, нужно научить его видеть и слышать улицу. Психологи установили, что дети в силу своих возрастных психологических особенностей не всегда могут правильно оценить обстановку на дороге.
Предрасположенность детей к несчастным случаям на дороге обусловлена особенностями психофизиологического развития такими, как:
- неустойчивость и быстрое истощение нервной системы;
- неспособность адекватно оценивать обстановку;
- быстрое образование и исчезновение условных рефлексов;
- преобладание процессов возбуждения над процессами торможения;
- преобладание потребности в движении над осторожностью;
- стремление подражать взрослым;
- недостаток знаний об источниках опасности;
- отсутствие способности отделять главное от второстепенного;
- переоценка своих возможностей в реальной ситуации.
Почти две трети из общего числа пострадавших на дороге детей попадает под машину из-за отсутствия главного навыка – предвидения скрытой опасности. Совершенно ясно: чем раньше дети получат сведения о том, как должен вести себя человек на улице и во дворе, тем ниже будет вероятность несчастных случаев. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, и сотрудники ГИБДД, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения. Детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
Актуальность этой проблемы связана с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Их жажда знаний, желание постоянно открывать что-то новое часто ставит ребёнка перед реальными опасностями, в частности на улицах. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения. Планомерную и систематическую работу по обучению безопасному поведению на дороге необходимо начинать в младшем дошкольном возрасте. Данная программа направлена на решение задач формирования навыков безопасного поведения на улице у детей дошкольного возраста Программа составлена с учётом меж предметных связей, что позволяет наиболее полно раскрыть содержание курса.
«Познавательное развитие» - где дети знакомятся с окружающим миром, правилами поведения на улице, учатся устанавливать причинно-следственные связи возникновения дорожно-транспортных происшествий.
«Музыкальное воспитание» – где разучиваются музыкальные произведения в содержании которых освещаются вопросы безопасности дорожного движения, проводятся досуги и праздники.
«Художественно-речевая деятельность», в процессе которой дети знакомятся с литературными произведениями, основу которых составляет вопрос о безопасности поведения на дороге.
«Изобразительная деятельность», где дети знакомятся с различными жанрами изобразительного искусства с целью воспитания познавательного интереса, развития умения отобразить в рисунке свое отношение к окружающему миру, к вопросам безопасности дорожного движения.
Ценность.
Обучая детей правилам дорожного движения, педагог может использовать все доступные формы и методы работы. От группы к группе материал усложняется. В основе предлагаемого перспективного плана лежит метод тематического планирования: все занятия объединены общей темой «Правила и безопасность дорожного движения».
Практическая значимость.
Воспитание у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах города – актуальная на сегодняшний день тема. Предложены все доступные формы и методы работы. Это – беседы, обсуждение ситуаций, наблюдения, экскурсии, заучивание стихов, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, игровая деятельность. Работа идет комплексно по всем разделам воспитания и обучения. Полученные знания закрепляются в играх, развлечениях, досугах.
Действенность, результативность.
Результативность освоения детьми предложенного материала определяется по приобретенным детьми вербальным знаниям, скорости и легкости усвоения и овладения ими необходимыми приемами мыслительной и двигательной деятельности в ходе праздников, игровой деятельности по правилам дорожного движения, самостоятельности детей, которая проявляется в ситуациях, моделирующих дорожное движение (работа с макетом).
Цель методической разработки: формировать у детей устойчивый навык переключения на самоконтроль (умение пользоваться знаниями и следить за своим поведением) в окружающей дорожно-транспортной среде.
Задачи методической разработки:
Обучать детей безопасному поведению в дорожной среде.
Познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах.
Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды.
Формировать у детей навыки и умения наблюдения за дорожной обстановкой и предвидеть опасные ситуации, умения обходить их, а в случае попадания в такие ситуации выходить из них с меньшим вредом для себя и окружающих. Расширять словарный запас детей по дорожной лексике.
Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно- транспортном процессе.
Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей.
Формы взаимодействия педагога и детей.
Формирование устойчивого познавательного интереса возможно при создании и соблюдении определенных условий – это расширение и углубление знаний каждого ребенка, включение детей в активный поиск знаний, организация их разнообразной деятельности (продуктивной, игровой, поисковой, наблюдения, общения), использование наглядных пособий, игр, игровых приемов.
Ознакомление детей с первоначальными знаниями о правилах безопасного поведения во время катания на велосипеде и самокате происходит через различные формы взаимодействия педагога и детей:
Совместная деятельность вне занятий (художественно-эстетическая деятельность, художественная литература, прогулки, беседы, игры, рассматривание, заучивание, ситуации, развлечения);
Самостоятельная деятельность (экспериментирование, моделирование, игры, рассматривание иллюстраций).
Для реализации методической разработки мной были использованы следующие методы:
Наглядный (наблюдение, чтение художественной литературы, рассматривание картин)
Игровой (дидактические игры и упражнения, словесные игры)
Метод моделирования (схемы и символы, проблемные ситуации)
Практический метод (продуктивная деятельность, экспериментальная деятельность).
Беседы: (Приложение №1)
«Знакомство с улицей»;
«Цвета в дорожном движении»;
«Правило перехода улицы»;
«Где можно и где нельзя играть»;
«Мой друг светофор»;
«Правило поведения в транспорте»;
«Регулировщик»;
«Правила дорожного движения выполняй без возражения»;
«Какие дорожные знаки тебе встречаются тебе по дороге в детский сад»;
«Перекрёсток».
Художественное слово
Чтение стихотворений; Загадки по правилам ПДД; Считалочки; Пословицы. (Приложение №2)
Художественно – эстетическое развитие:
Рисование
«Знак пешеходный переход»;
«Светофор»;
«Я-пешеход». (Приложение №3)
Аппликация
«Пешеходный переход»
«Светофор» (Приложение №4)
Лепка
«Веселый светофор»
«Машины нашего города» (Приложение № 5)
Музыкальная деятельность:
Слушание песен разных композиторов продвижение машин, про работу водителей, про правила дорожного движения.
Подвижные игры:
«Светофор»
«Воробушки и автомобили»
«Стоп»
«Красный», «желтый», «зеленый»
«Шоферы»
«Веселый трамвайчик
«Передай жезл»
«Будь внимательным»
«Воробушки и кот»
«Таксисты»
«Автомобили»
«Светофорчики»
«Слушай команду» (Приложение №6)
Картотека дидактических игр (Приложение №7)
Картотека сюжетно-ролевых игр (Приложение №8)
Работа с родителями
В процессе формирования знаний о правилах безопасного поведения на дороге у детей дошкольного возраста основная роль принадлежит родителям, они выступают основными партнерами. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. Большое значение в выборе той или иной формы работы имеют степень компетентности родителей и их заинтересованность в предложенной тематике:
Совместная деятельность родителей и детей по подбору детских стихов и произведений по ПДД.
Консультации для родителей на тему: (Приложение №9)
«Дорога не терпит шалости- наказывает без жалости»
«Безопасность детей –забота взрослых»
«Безопасное детство»
«Родитель – пример поведения на улице и дороге»
«Безопасный путь домой»
Памятки для родителей: (Приложение №10)
«Правила дорожные совсем – совсем не сложные»
«Собираясь в дорогу»
«Дорожные ловушки»
«Воспитания грамотного пешехода»
Родительское собрание: (Приложение №11)
«Безопасность детей на дороге».
Анкета для родителей «Взрослые и дети на улицах города» (Приложение №12)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка
Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...
Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»
Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...
Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.
В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....
Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»
Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...
Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».
Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...
Методическая разработка образовательного маршрута для организации совместной деятельности дошкольников с родителями и педагогом с использованием ресурсов Интернет Тема методической разработки: «Насекомые»
Материал на тему: "Насекомые" для родителей и детей 3 - 4 лет....