Методическая разработка по ПДД
методическая разработка (старшая группа)
Помогает обучать детей безопасному поведению в дорожной среде.
Познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах.
Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды.
Формировать у детей навыки и умения наблюдения за дорожной обстановкой и предвидеть опасные ситуации, умения обходить их, а в случае попадания в такие ситуации выходить из них с меньшим вредом для себя и окружающих. Расширять словарный запас детей по дорожной лексике.
Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно- транспортном процессе.
Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №28 муниципального образования
Усть – Лабинского района
Методическая разработка
«Правила дорожные детям знать положено»
Разработала воспитатель:
Архипова Н.Н.
Ст. Воронежская
Содержание:
Введение
Актуальность
Ценность.
Практическая значимость.
Действенность, результативность.
Формы взаимодействия педагога и детей.
Работа с родителями.
Картотека бесед.
Картотека стихотворений по ПДД.
Картотека считалок.
Картотека загадок.
Картотека пословиц.
Конспекты ООД художественно – эстетическому развитию (рисованию).
Конспекты ООД художественно – эстетическому развитию (аппликация).
Конспекты ООД художественно – эстетическому развитию (лепка).
Картотека подвижных игр.
Картотека дидактических игр.
Картотека сюжетно-ролевых игр.
Консультации для родителей.
Памятки для родителей.
Родительское собрание.
Анкета для родителей.
Введение
Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Часто виновниками дорожно-транспортных происшествий являются дети. Основными причинами ДТП по неосторожности детей становятся:
- нарушение правил перехода проезжей части;
- неподчинение сигналам светофора;
- неожиданный выход из-за транспортного средства, деревьев и т.д.;
- игра на проезжей части или около неё.
Дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка Правил дорожного движения неприемлема. Вот почему воспитание дошкольников безопасному поведению на улице, знание и соблюдение ими ПДД – одна из актуальных задач ДОУ. В ситуации «автомобильного беспредела» мало заставить ребёнка «слушаться» сигналов светофора, нужно научить его видеть и слышать улицу. Психологи установили, что дети в силу своих возрастных психологических особенностей не всегда могут правильно оценить обстановку на дороге.
Предрасположенность детей к несчастным случаям на дороге обусловлена особенностями психофизиологического развития такими, как:
- неустойчивость и быстрое истощение нервной системы;
- неспособность адекватно оценивать обстановку;
- быстрое образование и исчезновение условных рефлексов;
- преобладание процессов возбуждения над процессами торможения;
- преобладание потребности в движении над осторожностью;
- стремление подражать взрослым;
- недостаток знаний об источниках опасности;
- отсутствие способности отделять главное от второстепенного;
- переоценка своих возможностей в реальной ситуации.
Почти две трети из общего числа пострадавших на дороге детей попадает под машину из-за отсутствия главного навыка – предвидения скрытой опасности. Совершенно ясно: чем раньше дети получат сведения о том, как должен вести себя человек на улице и во дворе, тем ниже будет вероятность несчастных случаев. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, и сотрудники ГИБДД, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения. Детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
Актуальность этой проблемы связана с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Их жажда знаний, желание постоянно открывать что-то новое часто ставит ребёнка перед реальными опасностями, в частности на улицах. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения. Планомерную и систематическую работу по обучению безопасному поведению на дороге необходимо начинать в младшем дошкольном возрасте. Данная программа направлена на решение задач формирования навыков безопасного поведения на улице у детей дошкольного возраста Программа составлена с учётом меж предметных связей, что позволяет наиболее полно раскрыть содержание курса.
«Познавательное развитие» - где дети знакомятся с окружающим миром, правилами поведения на улице, учатся устанавливать причинно-следственные связи возникновения дорожно-транспортных происшествий.
«Музыкальное воспитание» – где разучиваются музыкальные произведения в содержании которых освещаются вопросы безопасности дорожного движения, проводятся досуги и праздники.
«Художественно-речевая деятельность», в процессе которой дети знакомятся с литературными произведениями, основу которых составляет вопрос о безопасности поведения на дороге.
«Изобразительная деятельность», где дети знакомятся с различными жанрами изобразительного искусства с целью воспитания познавательного интереса, развития умения отобразить в рисунке свое отношение к окружающему миру, к вопросам безопасности дорожного движения.
Ценность.
Обучая детей правилам дорожного движения, педагог может использовать все доступные формы и методы работы. От группы к группе материал усложняется. В основе предлагаемого перспективного плана лежит метод тематического планирования: все занятия объединены общей темой «Правила и безопасность дорожного движения».
Практическая значимость.
Воспитание у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах города – актуальная на сегодняшний день тема. Предложены все доступные формы и методы работы. Это – беседы, обсуждение ситуаций, наблюдения, экскурсии, заучивание стихов, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, игровая деятельность. Работа идет комплексно по всем разделам воспитания и обучения. Полученные знания закрепляются в играх, развлечениях, досугах.
Действенность, результативность.
Результативность освоения детьми предложенного материала определяется по приобретенным детьми вербальным знаниям, скорости и легкости усвоения и овладения ими необходимыми приемами мыслительной и двигательной деятельности в ходе праздников, игровой деятельности по правилам дорожного движения, самостоятельности детей, которая проявляется в ситуациях, моделирующих дорожное движение (работа с макетом).
Цель методической разработки: формировать у детей устойчивый навык переключения на самоконтроль (умение пользоваться знаниями и следить за своим поведением) в окружающей дорожно-транспортной среде.
Задачи методической разработки:
Обучать детей безопасному поведению в дорожной среде.
Познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах.
Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды.
Формировать у детей навыки и умения наблюдения за дорожной обстановкой и предвидеть опасные ситуации, умения обходить их, а в случае попадания в такие ситуации выходить из них с меньшим вредом для себя и окружающих. Расширять словарный запас детей по дорожной лексике.
Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно- транспортном процессе.
Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей.
Формы взаимодействия педагога и детей.
Формирование устойчивого познавательного интереса возможно при создании и соблюдении определенных условий – это расширение и углубление знаний каждого ребенка, включение детей в активный поиск знаний, организация их разнообразной деятельности (продуктивной, игровой, поисковой, наблюдения, общения), использование наглядных пособий, игр, игровых приемов.
Ознакомление детей с первоначальными знаниями о правилах безопасного поведения во время катания на велосипеде и самокате происходит через различные формы взаимодействия педагога и детей:
Совместная деятельность вне занятий (художественно-эстетическая деятельность, художественная литература, прогулки, беседы, игры, рассматривание, заучивание, ситуации, развлечения);
Самостоятельная деятельность (экспериментирование, моделирование, игры, рассматривание иллюстраций).
Для реализации методической разработки мной были использованы следующие методы:
Наглядный (наблюдение, чтение художественной литературы, рассматривание картин)
Игровой (дидактические игры и упражнения, словесные игры)
Метод моделирования (схемы и символы, проблемные ситуации)
Практический метод (продуктивная деятельность, экспериментальная деятельность).
Беседы: (Приложение №1)
«Знакомство с улицей»;
«Цвета в дорожном движении»;
«Правило перехода улицы»;
«Где можно и где нельзя играть»;
«Мой друг светофор»;
«Правило поведения в транспорте»;
«Регулировщик»;
«Правила дорожного движения выполняй без возражения»;
«Какие дорожные знаки тебе встречаются тебе по дороге в детский сад»;
«Перекрёсток».
Художественное слово
Чтение стихотворений; Загадки по правилам ПДД; Считалочки; Пословицы. (Приложение №2)
Художественно – эстетическое развитие:
Рисование
«Знак пешеходный переход»;
«Светофор»;
«Я-пешеход». (Приложение №3)
Аппликация
«Пешеходный переход»
«Светофор» (Приложение №4)
Лепка
«Веселый светофор»
«Машины нашего города» (Приложение № 5)
Музыкальная деятельность:
Слушание песен разных композиторов продвижение машин, про работу водителей, про правила дорожного движения.
Подвижные игры:
«Светофор»
«Воробушки и автомобили»
«Стоп»
«Красный», «желтый», «зеленый»
«Шоферы»
«Веселый трамвайчик
«Передай жезл»
«Будь внимательным»
«Воробушки и кот»
«Таксисты»
«Автомобили»
«Светофорчики»
«Слушай команду» (Приложение №6)
Картотека дидактических игр (Приложение №7)
Картотека сюжетно-ролевых игр (Приложение №8)
Работа с родителями
В процессе формирования знаний о правилах безопасного поведения на дороге у детей дошкольного возраста основная роль принадлежит родителям, они выступают основными партнерами. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. Большое значение в выборе той или иной формы работы имеют степень компетентности родителей и их заинтересованность в предложенной тематике:
Совместная деятельность родителей и детей по подбору детских стихов и произведений по ПДД.
Консультации для родителей на тему: (Приложение №9)
«Дорога не терпит шалости- наказывает без жалости»
«Безопасность детей –забота взрослых»
«Безопасное детство»
«Родитель – пример поведения на улице и дороге»
«Безопасный путь домой»
Памятки для родителей: (Приложение №10)
«Правила дорожные совсем – совсем не сложные»
«Собираясь в дорогу»
«Дорожные ловушки»
«Воспитания грамотного пешехода»
Родительское собрание: (Приложение №11)
«Безопасность детей на дороге».
Анкета для родителей «Взрослые и дети на улицах города» (Приложение №12)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка
Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...
Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»
Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...
Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.
В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....
Методическая разработка "Методическая разработка игр и упражнений направленных на познавательно-творческое развитие дошкольников посредством развивающих игр В.В.Воскобовича"
Развитие интеллектуально – творческих способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают матери...
Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»
Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...
Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».
Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...