«Преодоление стеснительности у детей и взрослых» Несколько практических советов для воспитателей
статья
Статья включает несколько практических советов по преодолению стеснительности, котореы могут быть полезными даже взрослым.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publikatsiya.doc | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
«Преодоление стеснительности у детей и взрослых»
Несколько практических советов для воспитателей
Откуда берется застенчивость и зачем она нужна
Все мы видели, как маленькие дети ведут себя в присутствии незнакомых людей: они цепляются за родителей, плачут в новой обстановке и даже пытаются отгородиться от окружающих физически: втягивают голову в плечи, зажмуривают глаза, отодвигаются или отворачиваются. Ребенок может отмалчиваться, когда к нему обращаются незнакомые люди, прятаться за родителями, вести себя пассивно, избегать игр с другими детьми, наблюдая вместо этого со стороны.
Вот как описывает таких детей психолог Филип Зимбардо в книге «Застенчивый ребенок»: «Застенчивые дети 3, 4 и 5 лет отличаются от своих более уверенных сверстников тем, что они менее дружелюбны (у них меньше друзей); избегают общения с окружающими людьми; менее активны (спокойное созерцание предпочитают активной деятельности); менее настойчивы (не умеют высказывать и отстаивать свое мнение), менее самостоятельны и независимы (не бывают инициаторами, редко обходятся в чем-то без помощи воспитателей); не умеют быть лидерами (не чувствуют себя лидерами и их никогда лидерами не выбирают); часто пребывают в печальном настроении (редко улыбаются, испытывают энтузиазм); хорошо себя ведут (слушаются старших, не создают проблем для окружающих)».
Для дошкольников определенная доля застенчивости — возрастная норма, которая не должна пугать родителей. Негативная реакция на посторонних — признак того, что у ребенка сформировалась крепкая эмоциональная связь со значимыми взрослыми, необходимая для его нормального развития.
«Начиная с 8-месячного возраста у детей начинает проявляться так называемая сепарационная тревожность, — рассказывает психолог Александра Слаутина. — Когда мама пропадает из поля зрения, ребенок, с одной стороны, уже понимает, что она не исчезла насовсем, и может ее подождать. Но при этом страх, что мама не вернется, все равно присутствует. Из-за этой тревожности меняется и реакция на посторонних. Если раньше, находясь на руках у родителей на улице или в другом общественном месте, он проявлял интерес к другим людям, то теперь он начинает плакать, искать защиты, утыкаться в маму или папу, пытаясь спрятаться».
Все дети разные, они отличаются друг от друга характерами, реакциями, поведением в сложных ситуациях. Так что стеснительность можно считать частью темперамента ребенка, особенностью его способа взаимодействия с миром.
Дети, которые изначально стесняются, часто становятся смелее, когда лучше узнают нового человека, или когда непривычная ситуация повторяется несколько раз. Таким детям просто нужно немного больше времени, чтобы освоиться в новой обстановке.
Чем застенчивость может помешать развитию ребенка
Постоянная и сильно выраженная застенчивость может ухудшить качество жизни ребенка и привести к нежелательным последствиям. Какими могут быть эти последствия:
- меньше возможностей для общения с другими людьми и для развития социальных навыков;
- отказ от участия в делах, которые приносят удовольствие и пользу, но требуют взаимодействия с другими людьми (спорт, танцы, театральный кружок или занятия музыкой);
- обострение чувства одиночества, ощущение собственной ненужности и снижение самооценки;
- высокий уровень тревожности;
- переживания ребенка из-за узкого круга общения, малого числа друзей или их отсутствия;
- страх осуждения и насмешек, из-за которого ребенку не удается полностью раскрыть свой потенциал;
- нежелательные физические или неврологические реакции: покраснение кожи, заикание, дрожь.
В чем преимущества застенчивости
С другой стороны, застенчивое поведение связано с целым рядом позитивных аспектов, которые взрослые часто недооценивают.
- Стеснительные дети, как правило, более усидчивы и внимательны, поэтому они часто лучше справляются с задачами, которые ставят перед ними взрослые в детском саду, а затем хорошо учатся в школе.
- Застенчивые дети «удобнее» для взрослых, их поведение редко вызывает недовольство окружающих, родителям проще за ними уследить.
- Такие дети, как правило, более внимательно и вдумчиво слушают обращенную к ним речь.
Как помочь ребенку преодолеть стеснительность
Некоторые советы помощи в преодолении застенчивости я описала в буклете для родителей. Нам же, педагогам, можно поработать с детьми на занятиях и на репетициях к праздникам. Для этого предлагаю попробовать несколько практических упражнений, которые, кстати, помогут не только детям, но и некоторым застенчивым взрослым
«Мои эмоции».
Предложите ребенку изобразить негативные эмоции, которые он часто переживает. К примеру, страх, ужас, неуверенность, застенчивость, стыд.
«Маски».
Ребенку предлагается надеть маски различных сказочных персонажей и представить себя в их образе с помощью пантомимы и интонации, характерной для этих персонажей.
«Приятный или неприятный разговор».
Дайте ребенку трубку воображаемого телефона и предложите ему поговорить с воображаемым собеседником с различной эмоциональной окраской разговора: зло, грубо, напористо, тепло и сердечно и т.д.
«Сказочное волшебство».
Назовите ребенку сказочный персонаж с отрицательными качествами характера, пусть ребенок придумывает о нем сказку, в которой этот сказочный персонаж становится положительным героем.
А теперь давайте поиграем сами. И, может быть, некоторые игры пригодятся вам на занятиях с детьми.
«Перевоплощение».
Предложите ребенку перевоплотиться в: индейца – вождя племени, героя мультика «Ну, погоди!» Волка, Сказочного Гулливера, Кощея Бессмертного и Бабу Ягу. Затем обсудите с ним, какие чувства он при этом испытывал.
«Чокнутый профессор» – игра на взаимодействие заключается в том, что один человек без слов руками показывает какое-либо действие, а второй должен рассказать, что показал его партнер.
«Придумай биографию» – очень действенное упражнение, когда партнеры придумывают друг другу биографию. Нужно придумать биографию, в которую входят такие составляющие, как имя, фамилия, возраст, профессия, род занятий, хобби, увлечения. Задача в этой игре – продать своего партнера, чтобы его взяли на работу, к примеру.
«Глухая бабушка» педагог задает вопросы, а ребенок должен показать ответ, а не сказать его словами. Чем смешнее вопросы, тем удачнее получится игра.
«Мини-сценки» предлагается ребенку инсценировать стихотворение Агнии Барто.
Если вы будете иногда включать такие упражнения и игры в свои занятия с застенчивыми детьми, это поможет им преодолеть свои страхи и вы получите более качественные выступления на праздниках, а, конечно же, самое главное, для детей выступление будет не наказанием или испытанием, а настоящим праздником!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Несколько практических советов родителям, которые хотят помочь своему ребёнку полюбить учёбу
Советы психолога родителям по подготовке детей к школе...
Консультация для родителей и педагогов «Нужно ли развивать слуховую память?» Несколько практических советов и упражнений для развития слуховой памяти.
Слуховая память играет большую роль в развитии каждого ребенка. Ведь, когда ваш ребенок пойдет в школу, ему придется не только воспринимать всю информацию на слух, но и обрабатывать ее, а за...
Практические советы для воспитателей
Практические советы для воспитателейСамомассажРелаксацияПальчиковая гимнастика за 5 минут...
"Игры и упражнения для развития речевых функций детей 4 -7 лет" практический материал для воспитателей
В работе представлены речевые игры и упражнения по развитию речевых функций детей 4 -7 лет. Каждая речевая игра несет определенные задачи по развитию фонематического восприятия ребенка, звукопро...
"Рисуем и рассказываем". (практические советы от воспитателя)
З частую составить рассказ по картинкам ребёнку не интересно, а рассказать , что он нарисовал сам горазд легче. Потому как, ребёнок автор рассказа, а кариткаНарисованая собственной рукой обязательно г...
Родительское собрание в детском саду: «Азбука безопасности для детей и взрослых» в старшей группе ст.воспитатель Прапро Е.А.
Родительское собрание в детском саду: «Азбука безопасности для детей и взрослых»в старшей группест.воспитатель Прапро Е.А....
Буклет для родителей "Игры с бумагой для детей и взрослых". Автор: Яценко Ольга Викторовна, воспитатель
Буклет для родителей "Игры с бумагой для детей и взрослых". Автор: Яценко Ольга Викторовна, воспитатель...