ПРОЕКТ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "формирование трудолюбия и интереса к труду у детей старшего дошкольного возраста"
проект (старшая группа)

Костерина Светлана Александровна

В настоящее время вопросы трудового воспитания и формирования у дошкольников заинтересованности в труде, формирования у них трудолюбия остаются актуальными для современного общества. В дошкольном возрасте трудолюбие тесно связано с развитием самостоятельности детей. Также трудолюбие является одним из главнейших морально-нравственных качеств ребенка. 

Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования (ФГОС ДО) также содержат задачи, относящиеся к трудовому воспитанию детей. Трудовая деятельность в соответствии с ФГОС ДО относится к области социально-коммуникативного развития детей. Исходя из этого, в трудовой деятельности у детей развиваются социальные навыки, коммуникативные умения, самостоятельность, ответственность, настойчивость, старательность.

Для полноценного развития дошкольников в труде важно правильно организовать процесс трудового воспитания, а также сформировать у детей положительное отношение к трудовой деятельности. В процессе формирования трудолюбия у детей развиваются различные трудовые навыки, умения целеполагания, умения достигать поставленных целей, умение радоваться полученному результату.

Период развития детей старшего дошкольного возраста является благоприятным периодом в развитии интереса к труду и формировании трудолюбия. Трудовая деятельность обладает богатым образовательным потенциалом, поэтому может считаться актуальными средством в социальном и личностном развитии старших дошкольников.  

В процессе трудового воспитания дети ближе знакомятся с разными профессиями, учатся бережному отношению к результатам трудовой деятельности, оказывают посильную помощь взрослым в труде, учатся уважительно относиться к труду.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Содержание

1. Актуальность темы инновационного проекта

2. Цель, задачи, гипотеза, предмет, объект инновационной работы

3. Научно-методологические основы реализации инновационной работы

4. Условия реализации инновационного проекта

5. Этапы реализации инновационного проекта

6. Система мониторинга хода реализации инновационного проекта

7. Ожидаемые результаты реализации инновационного проекта

1. Актуальность темы инновационного проекта

        В настоящее время вопросы трудового воспитания и формирования у дошкольников заинтересованности в труде, формирования у них трудолюбия остаются актуальными для современного общества. В дошкольном возрасте трудолюбие тесно связано с развитием самостоятельности детей. Также трудолюбие является одним из главнейших морально-нравственных качеств ребенка.  

Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования (ФГОС ДО) также содержат задачи, относящиеся к трудовому воспитанию детей. Трудовая деятельность в соответствии с ФГОС ДО относится к области социально-коммуникативного развития детей. Исходя из этого, в трудовой деятельности у детей развиваются социальные навыки, коммуникативные умения, самостоятельность, ответственность, настойчивость, старательность.

Для полноценного развития дошкольников в труде важно правильно организовать процесс трудового воспитания, а также сформировать у детей положительное отношение к трудовой деятельности. В процессе формирования трудолюбия у детей развиваются различные трудовые навыки, умения целеполагания, умения достигать поставленных целей, умение радоваться полученному результату.

Период развития детей старшего дошкольного возраста является благоприятным периодом в развитии интереса к труду и формировании трудолюбия. Трудовая деятельность обладает богатым образовательным потенциалом, поэтому может считаться актуальными средством в социальном и личностном развитии старших дошкольников.  

В процессе трудового воспитания дети ближе знакомятся с разными профессиями, учатся бережному отношению к результатам трудовой деятельности, оказывают посильную помощь взрослым в труде, учатся уважительно относиться к труду.

2. Цель, задачи, гипотеза, предмет, объект инновационной работы

Цель инновационного проекта: теоретически обосновать и на основе экспериментального исследования определить эффективность использования различных современных методов и форм формирования трудолюбия и интереса к труду у детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: формирование трудолюбия и интереса к труду у детей старшего дошкольного возраста будет эффективным, если:

- включить родителей дошкольников в процесс трудового воспитания детей;

- использовать современные методы и формы организации трудовой деятельности детей в различных видах труда, в процессе игр и занятий.

Объект исследования: процесс формирования трудолюбия и интереса к труду у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: современные методы и формы формирования трудолюбия и интереса к труду у детей старшего дошкольного возраста.

Общие задачи инновационной деятельности:

1.        Проанализировать теоретические и методические основы проблемы формирования трудолюбия и интереса к труду у детей старшего дошкольного возраста.

2.        Выявить уровень сформированности трудолюбия и интереса к труду у детей старшего дошкольного возраста.

3.        Разработать и апробировать содержание работы по формированию трудолюбия и интереса к труду у детей старшего дошкольного возраста.

4.        Проанализировать и обобщить результаты экспериментальной работы.

Научный руководитель: кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики дошкольного и начального образования ФГБОУ ВПО НГПУ им. К. Минина       Л. В. Красильникова.

3. Научно-методологические основы реализации инновационного проекта

1. Особенности трудового воспитания детей дошкольного возраста (С.А. Козлова, В.А. Мешкова, Л.А. Увалиева, Л.В. Куцакова, В.Г. Евтюшкина, С.Р. Гимранова);

2. Психолого-педагогические основы формирования интереса к труду и трудолюбия (Л.Ш. Алиева, Э.А. Рамазанова, Н.А. Андреева, О.Ю. Бутвина, Е.М. Шевчук, М.А. Истратова, В.В. Карих, О.А. Балабаева, О.В. Кириллова, Т.В. Кириллова, Ю. А. Корона, И.Ю. Осипян, О.В. Сорокина, Е.А. Шанц, И.Б. Тукашева, М.С. Шумковская, Е.А. Шанц, В.А. Хренов, В.И. Бычков).

4. Условия реализации инновационного проекта

Условиями реализации инновационного проекта являются:

1. Материально-техническое обеспечение:

•        Повышение уровня материально-технического обеспечения в инновационных группах детского сада (приобретение мебели, пособий, мультимедийных средств обучения);

•        Обогащение развивающей предметно-пространственной среды старших групп ДОО (дидактические пособия по формированию трудолюбия и интересу к труду у детей старшего дошкольного возраста, дидактические игры и упражнения, информационно-коммуникативные технологии).

2. Нормативно-правовое обеспечение:

•        Разработка нормативно-правовых основ инновационной деятельности (договор с НГПУ, модернизация Программы развития МБДОУ, Положения о творческой группе педагогов, Положение о Научно-методическом совете МБДОУ)

3. Кадровое обеспечение:

•        Создание творческой группы педагогов, участвующих в разработке и апробации инновационного проекта

•        Определение инновационной группы детей, на базе которой будет внедряться инновационная педагогическая технология.

•        Создание научно-методического совета, обеспечивающего руководство и научную поддержку инновационной деятельности.

•        Материальное стимулирование педагогов, участвующих в инновационной деятельности.

4. Программно-методическое обеспечение:

•        Разработка педагогической технологии по формированию трудолюбия и интереса к труду у детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

5. Информационное обеспечение:

  • Размещение информации о ходе реализации инновационного проекта на сайте МБДОУ.

5. Этапы реализации инновационного проекта

 Таблица 1

Этап,

сроки реализации

Содержание работы

Методы деятель-ности

Прогнозируемые результаты

Условия организации работы

Средства контроля и обеспечения достоверности результатов

Перечень научных и научно-методических разработок

1 этап – теоретико-проектировочный

1. Поиск, изучение, анализ, систематизация научных и методических исследований по проблеме формирования трудолюбия и интереса к труду у детей старшего дошкольного возраста.

2. Подбор педагогических диагностик по изучению сформированности трудолюбия и интереса к труду у детей старшего дошкольного возраста.

3. Обследование уровня сформированности трудолюбия и интереса к труду у детей старшего дошкольного возраста.

4. Анализ полученных результатов педагогических диагностик, определение проблем в формировании трудолюбия и интереса к труду у детей старшего дошкольного возраста.

5. На основании данных анализа уровня сформированности трудолюбия и интереса к труду у детей старшего дошкольного возраста определение основных направлений инновационной деятельности.

6. Разработка педагогической технологии по формированию у детей старшего дошкольного возраста трудолюбия и интереса к труду.

1. Анализ

2. Сравнение

3. Обобщение

4. Классифи-кация

5. Системати-зация

6. Творческое педагоги-ческое моделиро-вание

7. Педагоги-ческая диагностика

8. Ранжиро-вание

9. Математи-ческая обработка данных

10. Статисти-ческая обработка данных

11. Наблюде-ние

12. Монито-ринг

13. Анализ продуктов детской деятель-ности

14. Беседы

15. Констати-рующий эксперимент

1. Создание информационной базы научно-теоретических и методических исследований по проблеме формирования трудолюбия и интереса к труду у детей старшего дошкольного возраста.

2. Собран диагностический материал, направленный на определение уровня сформированности трудолюбия и интереса к труду у детей старшего дошкольного возраста.

3. Анализ состояния образовательного процесса в МБДОУ по проблеме формирования трудолюбия и интереса к труду у детей старшего дошкольного возраста.

4. Педагогическая технология развития у детей старшего дошкольного возраста трудолюбия и интереса к труду.

5. Тематический план мероприятий по формированию у детей старшего дошкольного возраста трудолюбия и интереса к труду.

1. Материально-техническое обеспечение:

 - Обогащение развивающей предметно-пространственной среды старших групп МБДОУ (дидактические пособия по формированию трудолюбия и интереса к труду, дидактические игры и упражнения.

2. Нормативно-правовое обеспечение:

- Разработка нормативно-правовых основ инновационной деятельности (договор с НГПУ, модернизация Программы развития МБДОУ)

3. Кадровое обеспечение:

- Определение инновационной группы детей, на базе которой будет внедряться инновационная педагогическая технология.

- Материальное стимулирование педагогов, участвующих в инновационной деятельности.

4. Программно-методическое обеспечение:

- Разработка педагогической технологии формирования трудолюбия и интереса к труду у детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

5. Информационное обеспечение:

- Размещение информации о ходе реализации инновационного проекта на сайте МБДОУ.

1. Анализ образовательной деятельности по формированию трудолюбия и интереса к труду требованиям ФГОС ДО.

2. Мониторинг образовательного процесса.

3. Анализ материально-технического, нормативно-правового, кадрового, программно-методического и информационного обеспечения инновационной деятельности МБДОУ.

4. Тематический контроль по организации развивающей предметно-пространственной среды групп по формированию трудолюбия и интереса к труду.

5. Анализ результатов педагогической диагностики уровня сформированности трудолюбия и интереса к труду у старших дошкольников.

 1. Алешанова Е.А., Кочетова Н.В., Кутнякова В.А. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста // Молодой ученый. 2018. № 46-2 (232). С. 3-5.

2. Алиева Л.Ш., Рамазанова Э.А. Сущность трудолюбия как качества личности дошкольника // Январские педагогические чтения. 2018. № 4 (16). С. 68-71.

3. Гимранова С.Р. Роль трудового воспитания в формировании личности ребенка-дошкольника // Дошкольное детство актуальные вопросы образования и воспитания. Йошкар-Ола, 2018. С. 128-131.

4. Евтюшкина В.Г. Трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста / В.Г. Евтюшкина, Т.И. Прокопьева, А.М. Лукьянова // Педагогика и психология: перспективы развития : материалы VIII Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 31 мая 2019 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2019. С. 50-52.

5. Кириллова О.В., Кириллова Т.В. Формирование трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста // Приоритетные направления развития технологического образования. 2018. С. 133-138

6. Куцакова Л.В. Трудовое воспитание в детском саду. Для занятий с детьми 3-7 лет. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. 128 с.

7. Сорокина О.В., Шанц Е.А. Воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в ручном труде (на примере изготовления тряпичной куклы) // Ребенок в современном образовательном пространстве. Шадринск, 2020. С. 108-117

8. Ханова Т.Г., Кочурова Н.В., Вялова Н.В. Педагогические условия воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста // Проблемы современного педагогического образования. 2021. №70-2. с.282-285.

9. Шумковская М.С. Воспитание любви к труду у детей дошкольного возраста // Молодёжь и наука: актуальные проблемы педагогики и психологии. 2019. № 4. С. 208-213.

II этап – практичес-кий

1. Проведение заседаний научно-методического совета, как координирующего органа самоуправления инновационной деятельностью.

2. Организация работы творческой группы педагогов, как объединения авторов-разработчиков содержания инновационной деятельности.

3. Подбор дидактических игр и упражнений, разработка тематического плана работы по формированию трудолюбия и интереса к труду у детей старшего дошкольного возраста в соответствии с педагогической технологией.

4. Апробация педагогической технологии формирования трудолюбия и интереса к труду у старших дошкольников.

5. Мониторинг промежуточных результатов работы.

6. Внесение корректив в содержание инновационной деятельности на основании полученных промежуточных результатов.

1. Анализ

2. Сравнение

3. Обобщение

4. Классифи-кация

5. Системати-зация

6. Творческое педагоги-ческое моделиро-вание

7. Формиру-ющий экспери-мент

8.

Математи-ческая обработка данных

9. Статисти-ческая обработка данных

10. Наблюде-ние

11. Монито-ринг

12. Анализ продуктов детской деятель-ности

13. Беседы

1. Функционирование научно-методического совета, как координирующего органа самоуправления инновационной деятельностью.

2. Творческая группа педагогов, как объединение авторов-разработчиков содержания инновационной деятельности.

3. Методическое обеспечение в виде конспектов и наглядного материала дидактических игр в соответствии с педагогической технологией.

4. Результаты реализации педагогической технологии формирования трудолюбия и интереса к труду у старших дошкольников.

1. Материально-техническое обеспечение:

 - Обогащение развивающей предметно-пространственной среды старших групп МБДОУ (дидактические пособия по формированию трудолюбия и интереса к труду, дидактические игры и упражнения.

2. Нормативно-правовое обеспечение:

- Разработка нормативно-правовых основ инновационной деятельности (договор с НГПУ, модернизация Программы развития МБДОУ)

3. Кадровое обеспечение:

- Определение инновационной группы детей, на базе которой будет внедряться инновационная педагогическая технология.

- Материальное стимулирование педагогов, участвующих в инновационной деятельности.

4. Программно-методическое обеспечение:

- Разработка педагогической технологии формирования трудолюбия и интереса к труду у детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

5. Информационное обеспечение:

- Размещение информации о ходе реализации инновационного проекта на сайте МБДОУ.

1. Анализ образовательной деятельности по формированию трудолюбия и интереса к труду требованиям ФГОС ДО.

2. Мониторинг образовательного процесса.

3. Анализ материально-технического, нормативно-правового, кадрового, программно-методического и информационного обеспечения инновационной деятельности МБДОУ.

4. Тематический контроль по организации развивающей предметно-пространственной среды групп по формированию трудолюбия и интереса к труду.

5. Анализ результатов педагогической диагностики уровня сформированности трудолюбия и интереса к труду у детей старшего дошкольного возраста.

1. Алешанова Е.А., Кочетова Н.В., Кутнякова В.А. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста // Молодой ученый. 2018. № 46-2 (232). С. 3-5.

2. Алиева Л.Ш., Рамазанова Э.А. Сущность трудолюбия как качества личности дошкольника // Январские педагогические чтения. 2018. № 4 (16). С. 68-71.

3. Гимранова С.Р. Роль трудового воспитания в формировании личности ребенка-дошкольника // Дошкольное детство актуальные вопросы образования и воспитания. Йошкар-Ола, 2018. С. 128-131.

4. Евтюшкина В.Г. Трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста / В.Г. Евтюшкина, Т.И. Прокопьева, А.М. Лукьянова // Педагогика и психология: перспективы развития : материалы VIII Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 31 мая 2019 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2019. С. 50-52.

5. Кириллова О.В., Кириллова Т.В. Формирование трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста // Приоритетные направления развития технологического образования. 2018. С. 133-138

6. Куцакова Л.В. Трудовое воспитание в детском саду. Для занятий с детьми 3-7 лет. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. 128 с.

7. Сорокина О.В., Шанц Е.А. Воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в ручном труде (на примере изготовления тряпичной куклы) // Ребенок в современном образовательном пространстве. Шадринск, 2020. С. 108-117

8. Ханова Т.Г., Кочурова Н.В., Вялова Н.В. Педагогические условия воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста // Проблемы современного педагогического образования. 2021. №70-2. с.282-285.

9. Шумковская М.С. Воспитание любви к труду у детей дошкольного возраста // Молодёжь и наука: актуальные проблемы педагогики и психологии. 2019. № 4. С. 208-213.

III этап – обобщаю-щий

1. Контрольно-диагностическое обследование уровня сформированности трудолюбия и интереса к труду у детей старшего дошкольного возраста.

2. Проведение сравнительного анализа уровня развития трудолюбия и интереса к труду детей до и после апробации педагогической технологии.

1. Анализ

2. Сравнение

3. Обобщение

4. Классифи-кация

5. Системати-зация

6. Творческое педагоги-ческое моделиро-вание

7. Анкетиро-вание

7. Педагоги-ческая диагностика

8. Ранжиро-вание

9. Математи-ческая обработка данных

10. Статисти-ческая обработка данных

11. Наблюде-ние

12. Монито-ринг

13. Анализ продуктов детской деятель-ности

14. Беседы

15. Контроль-ный  экспери-мент

1. Многоаспектный анализ состояния образовательного процесса в МБДОУ по развитию трудовых навыков детей старшего дошкольного возраста.

1. Материально-техническое обеспечение:

 - Обогащение развивающей предметно-пространственной среды старших групп МБДОУ (дидактические пособия по формированию трудолюбия и интереса к труду, дидактические игры и упражнения.

2. Нормативно-правовое обеспечение:

- Разработка нормативно-правовых основ инновационной деятельности (договор с НГПУ, модернизация Программы развития МБДОУ)

3. Кадровое обеспечение:

- Определение инновационной группы детей, на базе которой будет внедряться инновационная педагогическая технология.

- Материальное стимулирование педагогов, участвующих в инновационной деятельности.

4. Программно-методическое обеспечение:

- Разработка педагогической технологии формирования трудолюбия и интереса к труду у детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

5. Информационное обеспечение:

- Размещение информации о ходе реализации инновационного проекта на сайте МБДОУ.

1. Анализ образовательной деятельности по формированию трудолюбия и интереса к труду требованиям ФГОС ДО.

2. Мониторинг образовательного процесса.

3. Анализ материально-технического, нормативно-правового, кадрового, программно-методического и информационного обеспечения инновационной деятельности МБДОУ.

4. Тематический контроль по организации развивающей предметно-пространственной среды групп по формированию трудолюбия и интереса к труду.

5. Анализ результатов педагогической диагностики уровня сформированности трудолюбия и интереса к труду у детей старшего дошкольного возраста.

1. Алешанова Е.А., Кочетова Н.В., Кутнякова В.А. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста // Молодой ученый. 2018. № 46-2 (232). С. 3-5.

2. Алиева Л.Ш., Рамазанова Э.А. Сущность трудолюбия как качества личности дошкольника // Январские педагогические чтения. 2018. № 4 (16). С. 68-71.

3. Гимранова С.Р. Роль трудового воспитания в формировании личности ребенка-дошкольника // Дошкольное детство актуальные вопросы образования и воспитания. Йошкар-Ола, 2018. С. 128-131.

4. Евтюшкина В.Г. Трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста / В.Г. Евтюшкина, Т.И. Прокопьева, А.М. Лукьянова // Педагогика и психология: перспективы развития : материалы VIII Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 31 мая 2019 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2019. С. 50-52.

5. Кириллова О.В., Кириллова Т.В. Формирование трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста // Приоритетные направления развития технологического образования. 2018. С. 133-138

6. Куцакова Л.В. Трудовое воспитание в детском саду. Для занятий с детьми 3-7 лет. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. 128 с.

7. Сорокина О.В., Шанц Е.А. Воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в ручном труде (на примере изготовления тряпичной куклы) // Ребенок в современном образовательном пространстве. Шадринск, 2020. С. 108-117

8. Ханова Т.Г., Кочурова Н.В., Вялова Н.В. Педагогические условия воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста // Проблемы современного педагогического образования. 2021. №70-2. с.282-285.

9. Шумковская М.С. Воспитание любви к труду у детей дошкольного возраста // Молодёжь и наука: актуальные проблемы педагогики и психологии. 2019. № 4. С. 208-213.

IV этап – внедренчес-кий

1. Внедрение педагогической технологии развития трудолюбия и интереса к труду у детей старшего дошкольного возраста.

2. Внесение дополнений, улучшений, изменений в тематический план мероприятий по формированию у детей старшего дошкольного возраста трудолюбия и интереса к труду.

1. Анализ

2. Сравнение

3. Обобщение

4. Классифи-кация

5. Системати-зация

6. Творческое педагоги-ческое моделиро-вание

7. Педагоги-ческая диагностика

8. Ранжиро-вание

9. Математи-ческая обработка данных

10. Статисти-ческая обработка данных

11. Наблюде-ние

12. Монито-ринг

13. Анализ продуктов детской деятель-ности

14. Беседы

1. Оформление материалов по внедрению педагогической технологии по развитию трудолюбия и интресу к труду у детей страшего дошкольного возраста.

2. Распространение опыта инновационной работы по МБДОУ города и области.

1. Материально-техническое обеспечение:

 - Обогащение развивающей предметно-пространственной среды старших групп МБДОУ (дидактические пособия по формированию трудолюбия и интереса к труду, дидактические игры и упражнения.

2. Нормативно-правовое обеспечение:

- Разработка нормативно-правовых основ инновационной деятельности (договор с НГПУ, модернизация Программы развития МБДОУ)

3. Кадровое обеспечение:

- Определение инновационной группы детей, на базе которой будет внедряться инновационная педагогическая технология.

- Материальное стимулирование педагогов, участвующих в инновационной деятельности.

4. Программно-методическое обеспечение:

- Разработка педагогической технологии формирования трудолюбия и интереса к труду у детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

5. Информационное обеспечение:

- Размещение информации о ходе реализации инновационного проекта на сайте МБДОУ.

1. Анализ образовательной деятельности по формированию трудолюбия и интереса к труду требованиям ФГОС ДО.

2. Мониторинг образовательного процесса.

3. Анализ материально-технического, нормативно-правового, кадрового, программно-методического и информационного обеспечения инновационной деятельности МБДОУ.

4. Тематический контроль по организации развивающей предметно-пространственной среды групп по формированию трудолюбия и интереса к труду.

5. Анализ результатов педагогической диагностики уровня сформированности трудолюбия и интереса к труду у детей старшего дошкольного возраста.

1. Алешанова Е.А., Кочетова Н.В., Кутнякова В.А. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста // Молодой ученый. 2018. № 46-2 (232). С. 3-5.

2. Алиева Л.Ш., Рамазанова Э.А. Сущность трудолюбия как качества личности дошкольника // Январские педагогические чтения. 2018. № 4 (16). С. 68-71.

3. Гимранова С.Р. Роль трудового воспитания в формировании личности ребенка-дошкольника // Дошкольное детство актуальные вопросы образования и воспитания. Йошкар-Ола, 2018. С. 128-131.

4. Евтюшкина В.Г. Трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста / В.Г. Евтюшкина, Т.И. Прокопьева, А.М. Лукьянова // Педагогика и психология: перспективы развития : материалы VIII Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 31 мая 2019 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2019. С. 50-52.

5. Кириллова О.В., Кириллова Т.В. Формирование трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста // Приоритетные направления развития технологического образования. 2018. С. 133-138

6. Куцакова Л.В. Трудовое воспитание в детском саду. Для занятий с детьми 3-7 лет. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. 128 с.

7. Сорокина О.В., Шанц Е.А. Воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в ручном труде (на примере изготовления тряпичной куклы) // Ребенок в современном образовательном пространстве. Шадринск, 2020. С. 108-117

8. Ханова Т.Г., Кочурова Н.В., Вялова Н.В. Педагогические условия воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста // Проблемы современного педагогического образования. 2021. №70-2. с.282-285.

9. Шумковская М.С. Воспитание любви к труду у детей дошкольного возраста // Молодёжь и наука: актуальные проблемы педагогики и психологии. 2019. № 4. С. 208-213.

6. Система мониторинга хода реализации инновационного проекта

Таблица 2

Система контроля за реализацией инновационного проекта

Вид

Объект

Цель

Технология

Срок

Ответст.

Выход

Мониторинг

Состояние здоровья детей

Динамика заболеваемости детей.

- Анализ и осмотр

- Оценка состояния здоровья детей

- Осмотр

- Измерение

- Анализ мед. карт

- Анализ посещаемости

- Анализ изменения результатов

1 раз в месяц

Ст. мед. сестра

Совещание при зав.

Мониторинг

Состояние уровня сформированности трудолюбия и интереса к труду у детей старшего дошкольного возраста.

Проведение диагностики и мониторинга

- Наблюдение

- Диагностика

- Беседы с детьми

Начало и конец учебного года

Завед.

Зам. зав.

Ст. восп.

Восп-ли

Совещание при зав.

Заседания творческой группы

Совещания научно-метод. совета

Мониторинг

Деятельности служб детского сада по реализации инновационного проекта

- Материально-техническое обеспечение

- Оборудование развивающей среды

- Программно-методическое обеспечение

- Работа с педагогами

- Работа с родителями

- Работа с социумом

- Наблюдение

- Анализ выполнения плана

- Анализ среды в группах

- Анализ докумен-тации

- Изучение информации в родительских уголках

- Анализ совм. мероприятий с родителями

- Анализ планов взаимод. со школами и др.

В тече-ние года

Завед.

Зам. зав.

Ст. восп.

Психол.

Восп-ли

Педсоветы

Заседания творчес-кой группы

Заседания научно-методичес- кого совета

6. Ожидаемые результаты реализации инновационного проекта

В педагогическом исследовании:

- Разработка научно-методических основ формирования трудолюбия и интереса к труду у детей старшего дошкольного возраста.

- Создание педагогической технологии формирования трудолюбия и интереса к труду у детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

- Разработка методического обеспечения педагогической технологии.

В работе с педагогическими кадрами:

- Развитие инновационного потенциала работников МБДОУ.

- Повышение педагогического профессионализма педагогов МБДОУ по вопросам формирования трудолюбия и интереса к труду у старших дошкольников.

- Повышение профессиональной квалификации педагогов МБДОУ.

- Распространение опыта инновационной деятельности среди дошкольных образовательных учреждений.

В работе с детьми:

- Повышение качества решения задач формирования трудолюбия и интереса к труду у детей старшего дошкольного возраста.

- Обеспечение успешной коммуникации воспитанников со взрослыми и сверстниками в разных видах детской деятельности.

- Успешная социализация воспитанников через систему коммуникации с окружающими людьми.  

В работе с родителями:

- Повышение интереса к деятельности МБДОУ.

- Активное включение родителей или законных представителей воспитанников в инновационный процесс МБДОУ средствами активных форм взаимодействия: родительский клуб, тренинги, семинары-практикумы, досуги и др.

Социальные эффекты реализации инновационной деятельности:

- Повышение статуса и конкурентоспособности дошкольной образовательной организации, реализующей инновационную технологию.

- Обеспечение качества образовательных услуг дошкольной образовательной организации.

- Овладение воспитанниками дошкольных образовательных организаций конвенциальными нормами трудовых навыков.

- Успешная социализация воспитанников дошкольной образовательной организации и социальная мобильность.



Предварительный просмотр:

Содержание

1. Актуальность темы инновационного проекта

2. Цель, задачи, гипотеза, предмет, объект инновационной работы

3. Научно-методологические основы реализации инновационной работы

4. Условия реализации инновационного проекта

5. Этапы реализации инновационного проекта

6. Система мониторинга хода реализации инновационного проекта

7. Ожидаемые результаты реализации инновационного проекта

1. Актуальность темы инновационного проекта

        В настоящее время вопросы трудового воспитания и формирования у дошкольников заинтересованности в труде, формирования у них трудолюбия остаются актуальными для современного общества. В дошкольном возрасте трудолюбие тесно связано с развитием самостоятельности детей. Также трудолюбие является одним из главнейших морально-нравственных качеств ребенка.  

Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования (ФГОС ДО) также содержат задачи, относящиеся к трудовому воспитанию детей. Трудовая деятельность в соответствии с ФГОС ДО относится к области социально-коммуникативного развития детей. Исходя из этого, в трудовой деятельности у детей развиваются социальные навыки, коммуникативные умения, самостоятельность, ответственность, настойчивость, старательность.

Для полноценного развития дошкольников в труде важно правильно организовать процесс трудового воспитания, а также сформировать у детей положительное отношение к трудовой деятельности. В процессе формирования трудолюбия у детей развиваются различные трудовые навыки, умения целеполагания, умения достигать поставленных целей, умение радоваться полученному результату.

Период развития детей старшего дошкольного возраста является благоприятным периодом в развитии интереса к труду и формировании трудолюбия. Трудовая деятельность обладает богатым образовательным потенциалом, поэтому может считаться актуальными средством в социальном и личностном развитии старших дошкольников.  

В процессе трудового воспитания дети ближе знакомятся с разными профессиями, учатся бережному отношению к результатам трудовой деятельности, оказывают посильную помощь взрослым в труде, учатся уважительно относиться к труду.

2. Цель, задачи, гипотеза, предмет, объект инновационной работы

Цель инновационного проекта: теоретически обосновать и на основе экспериментального исследования определить эффективность использования различных современных методов и форм формирования трудолюбия и интереса к труду у детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: формирование трудолюбия и интереса к труду у детей старшего дошкольного возраста будет эффективным, если:

- включить родителей дошкольников в процесс трудового воспитания детей;

- использовать современные методы и формы организации трудовой деятельности детей в различных видах труда, в процессе игр и занятий.

Объект исследования: процесс формирования трудолюбия и интереса к труду у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: современные методы и формы формирования трудолюбия и интереса к труду у детей старшего дошкольного возраста.

Общие задачи инновационной деятельности:

1.        Проанализировать теоретические и методические основы проблемы формирования трудолюбия и интереса к труду у детей старшего дошкольного возраста.

2.        Выявить уровень сформированности трудолюбия и интереса к труду у детей старшего дошкольного возраста.

3.        Разработать и апробировать содержание работы по формированию трудолюбия и интереса к труду у детей старшего дошкольного возраста.

4.        Проанализировать и обобщить результаты экспериментальной работы.

3. Научно-методологические основы реализации инновационного проекта

1. Особенности трудового воспитания детей дошкольного возраста (С.А. Козлова, В.А. Мешкова, Л.А. Увалиева, Л.В. Куцакова, В.Г. Евтюшкина, С.Р. Гимранова);

2. Психолого-педагогические основы формирования интереса к труду и трудолюбия (Л.Ш. Алиева, Э.А. Рамазанова, Н.А. Андреева, О.Ю. Бутвина, Е.М. Шевчук, М.А. Истратова, В.В. Карих, О.А. Балабаева, О.В. Кириллова, Т.В. Кириллова, Ю. А. Корона, И.Ю. Осипян, О.В. Сорокина, Е.А. Шанц, И.Б. Тукашева, М.С. Шумковская, Е.А. Шанц, В.А. Хренов, В.И. Бычков).

4. Условия реализации инновационного проекта

Условиями реализации инновационного проекта являются:

1. Материально-техническое обеспечение:

•        Повышение уровня материально-технического обеспечения в инновационных группах детского сада (приобретение мебели, пособий, мультимедийных средств обучения);

•        Обогащение развивающей предметно-пространственной среды старших групп ДОО (дидактические пособия по формированию трудолюбия и интересу к труду у детей старшего дошкольного возраста, дидактические игры и упражнения, информационно-коммуникативные технологии).

2. Нормативно-правовое обеспечение:

•        Разработка нормативно-правовых основ инновационной деятельности (договор с НГПУ, модернизация Программы развития МБДОУ, Положения о творческой группе педагогов, Положение о Научно-методическом совете МБДОУ)

3. Кадровое обеспечение:

•        Создание творческой группы педагогов, участвующих в разработке и апробации инновационного проекта

•        Определение инновационной группы детей, на базе которой будет внедряться инновационная педагогическая технология.

•        Создание научно-методического совета, обеспечивающего руководство и научную поддержку инновационной деятельности.

•        Материальное стимулирование педагогов, участвующих в инновационной деятельности.

4. Программно-методическое обеспечение:

•        Разработка педагогической технологии по формированию трудолюбия и интереса к труду у детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

5. Информационное обеспечение:

  • Размещение информации о ходе реализации инновационного проекта на сайте МБДОУ.

5. Этапы реализации инновационного проекта

 Таблица 1

Этап,

сроки реализации

Содержание работы

Методы деятель-ности

Прогнозируемые результаты

Условия организации работы

Средства контроля и обеспечения достоверности результатов

Перечень научных и научно-методических разработок

1 этап – теоретико-проектировочный

1. Поиск, изучение, анализ, систематизация научных и методических исследований по проблеме формирования трудолюбия и интереса к труду у детей старшего дошкольного возраста.

2. Подбор педагогических диагностик по изучению сформированности трудолюбия и интереса к труду у детей старшего дошкольного возраста.

3. Обследование уровня сформированности трудолюбия и интереса к труду у детей старшего дошкольного возраста.

4. Анализ полученных результатов педагогических диагностик, определение проблем в формировании трудолюбия и интереса к труду у детей старшего дошкольного возраста.

5. На основании данных анализа уровня сформированности трудолюбия и интереса к труду у детей старшего дошкольного возраста определение основных направлений инновационной деятельности.

6. Разработка педагогической технологии по формированию у детей старшего дошкольного возраста трудолюбия и интереса к труду.

1. Анализ

2. Сравнение

3. Обобщение

4. Классифи-кация

5. Системати-зация

6. Творческое педагоги-ческое моделиро-вание

7. Педагоги-ческая диагностика

8. Ранжиро-вание

9. Математи-ческая обработка данных

10. Статисти-ческая обработка данных

11. Наблюде-ние

12. Монито-ринг

13. Анализ продуктов детской деятель-ности

14. Беседы

15. Констати-рующий эксперимент

1. Создание информационной базы научно-теоретических и методических исследований по проблеме формирования трудолюбия и интереса к труду у детей старшего дошкольного возраста.

2. Собран диагностический материал, направленный на определение уровня сформированности трудолюбия и интереса к труду у детей старшего дошкольного возраста.

3. Анализ состояния образовательного процесса в МБДОУ по проблеме формирования трудолюбия и интереса к труду у детей старшего дошкольного возраста.

4. Педагогическая технология развития у детей старшего дошкольного возраста трудолюбия и интереса к труду.

5. Тематический план мероприятий по формированию у детей старшего дошкольного возраста трудолюбия и интереса к труду.

1. Материально-техническое обеспечение:

 - Обогащение развивающей предметно-пространственной среды старших групп МБДОУ (дидактические пособия по формированию трудолюбия и интереса к труду, дидактические игры и упражнения.

2. Нормативно-правовое обеспечение:

- Разработка нормативно-правовых основ инновационной деятельности (договор с НГПУ, модернизация Программы развития МБДОУ)

3. Кадровое обеспечение:

- Определение инновационной группы детей, на базе которой будет внедряться инновационная педагогическая технология.

- Материальное стимулирование педагогов, участвующих в инновационной деятельности.

4. Программно-методическое обеспечение:

- Разработка педагогической технологии формирования трудолюбия и интереса к труду у детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

5. Информационное обеспечение:

- Размещение информации о ходе реализации инновационного проекта на сайте МБДОУ.

1. Анализ образовательной деятельности по формированию трудолюбия и интереса к труду требованиям ФГОС ДО.

2. Мониторинг образовательного процесса.

3. Анализ материально-технического, нормативно-правового, кадрового, программно-методического и информационного обеспечения инновационной деятельности МБДОУ.

4. Тематический контроль по организации развивающей предметно-пространственной среды групп по формированию трудолюбия и интереса к труду.

5. Анализ результатов педагогической диагностики уровня сформированности трудолюбия и интереса к труду у старших дошкольников.

 1. Алешанова Е.А., Кочетова Н.В., Кутнякова В.А. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста // Молодой ученый. 2018. № 46-2 (232). С. 3-5.

2. Алиева Л.Ш., Рамазанова Э.А. Сущность трудолюбия как качества личности дошкольника // Январские педагогические чтения. 2018. № 4 (16). С. 68-71.

3. Гимранова С.Р. Роль трудового воспитания в формировании личности ребенка-дошкольника // Дошкольное детство актуальные вопросы образования и воспитания. Йошкар-Ола, 2018. С. 128-131.

4. Евтюшкина В.Г. Трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста / В.Г. Евтюшкина, Т.И. Прокопьева, А.М. Лукьянова // Педагогика и психология: перспективы развития : материалы VIII Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 31 мая 2019 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2019. С. 50-52.

5. Кириллова О.В., Кириллова Т.В. Формирование трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста // Приоритетные направления развития технологического образования. 2018. С. 133-138

6. Куцакова Л.В. Трудовое воспитание в детском саду. Для занятий с детьми 3-7 лет. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. 128 с.

7. Сорокина О.В., Шанц Е.А. Воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в ручном труде (на примере изготовления тряпичной куклы) // Ребенок в современном образовательном пространстве. Шадринск, 2020. С. 108-117

8. Ханова Т.Г., Кочурова Н.В., Вялова Н.В. Педагогические условия воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста // Проблемы современного педагогического образования. 2021. №70-2. с.282-285.

9. Шумковская М.С. Воспитание любви к труду у детей дошкольного возраста // Молодёжь и наука: актуальные проблемы педагогики и психологии. 2019. № 4. С. 208-213.

II этап – практичес-кий

1. Проведение заседаний научно-методического совета, как координирующего органа самоуправления инновационной деятельностью.

2. Организация работы творческой группы педагогов, как объединения авторов-разработчиков содержания инновационной деятельности.

3. Подбор дидактических игр и упражнений, разработка тематического плана работы по формированию трудолюбия и интереса к труду у детей старшего дошкольного возраста в соответствии с педагогической технологией.

4. Апробация педагогической технологии формирования трудолюбия и интереса к труду у старших дошкольников.

5. Мониторинг промежуточных результатов работы.

6. Внесение корректив в содержание инновационной деятельности на основании полученных промежуточных результатов.

1. Анализ

2. Сравнение

3. Обобщение

4. Классифи-кация

5. Системати-зация

6. Творческое педагоги-ческое моделиро-вание

7. Формиру-ющий экспери-мент

8.

Математи-ческая обработка данных

9. Статисти-ческая обработка данных

10. Наблюде-ние

11. Монито-ринг

12. Анализ продуктов детской деятель-ности

13. Беседы

1. Функционирование научно-методического совета, как координирующего органа самоуправления инновационной деятельностью.

2. Творческая группа педагогов, как объединение авторов-разработчиков содержания инновационной деятельности.

3. Методическое обеспечение в виде конспектов и наглядного материала дидактических игр в соответствии с педагогической технологией.

4. Результаты реализации педагогической технологии формирования трудолюбия и интереса к труду у старших дошкольников.

1. Материально-техническое обеспечение:

 - Обогащение развивающей предметно-пространственной среды старших групп МБДОУ (дидактические пособия по формированию трудолюбия и интереса к труду, дидактические игры и упражнения.

2. Нормативно-правовое обеспечение:

- Разработка нормативно-правовых основ инновационной деятельности (договор с НГПУ, модернизация Программы развития МБДОУ)

3. Кадровое обеспечение:

- Определение инновационной группы детей, на базе которой будет внедряться инновационная педагогическая технология.

- Материальное стимулирование педагогов, участвующих в инновационной деятельности.

4. Программно-методическое обеспечение:

- Разработка педагогической технологии формирования трудолюбия и интереса к труду у детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

5. Информационное обеспечение:

- Размещение информации о ходе реализации инновационного проекта на сайте МБДОУ.

1. Анализ образовательной деятельности по формированию трудолюбия и интереса к труду требованиям ФГОС ДО.

2. Мониторинг образовательного процесса.

3. Анализ материально-технического, нормативно-правового, кадрового, программно-методического и информационного обеспечения инновационной деятельности МБДОУ.

4. Тематический контроль по организации развивающей предметно-пространственной среды групп по формированию трудолюбия и интереса к труду.

5. Анализ результатов педагогической диагностики уровня сформированности трудолюбия и интереса к труду у детей старшего дошкольного возраста.

1. Алешанова Е.А., Кочетова Н.В., Кутнякова В.А. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста // Молодой ученый. 2018. № 46-2 (232). С. 3-5.

2. Алиева Л.Ш., Рамазанова Э.А. Сущность трудолюбия как качества личности дошкольника // Январские педагогические чтения. 2018. № 4 (16). С. 68-71.

3. Гимранова С.Р. Роль трудового воспитания в формировании личности ребенка-дошкольника // Дошкольное детство актуальные вопросы образования и воспитания. Йошкар-Ола, 2018. С. 128-131.

4. Евтюшкина В.Г. Трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста / В.Г. Евтюшкина, Т.И. Прокопьева, А.М. Лукьянова // Педагогика и психология: перспективы развития : материалы VIII Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 31 мая 2019 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2019. С. 50-52.

5. Кириллова О.В., Кириллова Т.В. Формирование трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста // Приоритетные направления развития технологического образования. 2018. С. 133-138

6. Куцакова Л.В. Трудовое воспитание в детском саду. Для занятий с детьми 3-7 лет. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. 128 с.

7. Сорокина О.В., Шанц Е.А. Воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в ручном труде (на примере изготовления тряпичной куклы) // Ребенок в современном образовательном пространстве. Шадринск, 2020. С. 108-117

8. Ханова Т.Г., Кочурова Н.В., Вялова Н.В. Педагогические условия воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста // Проблемы современного педагогического образования. 2021. №70-2. с.282-285.

9. Шумковская М.С. Воспитание любви к труду у детей дошкольного возраста // Молодёжь и наука: актуальные проблемы педагогики и психологии. 2019. № 4. С. 208-213.

III этап – обобщаю-щий

1. Контрольно-диагностическое обследование уровня сформированности трудолюбия и интереса к труду у детей старшего дошкольного возраста.

2. Проведение сравнительного анализа уровня развития трудолюбия и интереса к труду детей до и после апробации педагогической технологии.

1. Анализ

2. Сравнение

3. Обобщение

4. Классифи-кация

5. Системати-зация

6. Творческое педагоги-ческое моделиро-вание

7. Анкетиро-вание

7. Педагоги-ческая диагностика

8. Ранжиро-вание

9. Математи-ческая обработка данных

10. Статисти-ческая обработка данных

11. Наблюде-ние

12. Монито-ринг

13. Анализ продуктов детской деятель-ности

14. Беседы

15. Контроль-ный  экспери-мент

1. Многоаспектный анализ состояния образовательного процесса в МБДОУ по развитию трудовых навыков детей старшего дошкольного возраста.

1. Материально-техническое обеспечение:

 - Обогащение развивающей предметно-пространственной среды старших групп МБДОУ (дидактические пособия по формированию трудолюбия и интереса к труду, дидактические игры и упражнения.

2. Нормативно-правовое обеспечение:

- Разработка нормативно-правовых основ инновационной деятельности (договор с НГПУ, модернизация Программы развития МБДОУ)

3. Кадровое обеспечение:

- Определение инновационной группы детей, на базе которой будет внедряться инновационная педагогическая технология.

- Материальное стимулирование педагогов, участвующих в инновационной деятельности.

4. Программно-методическое обеспечение:

- Разработка педагогической технологии формирования трудолюбия и интереса к труду у детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

5. Информационное обеспечение:

- Размещение информации о ходе реализации инновационного проекта на сайте МБДОУ.

1. Анализ образовательной деятельности по формированию трудолюбия и интереса к труду требованиям ФГОС ДО.

2. Мониторинг образовательного процесса.

3. Анализ материально-технического, нормативно-правового, кадрового, программно-методического и информационного обеспечения инновационной деятельности МБДОУ.

4. Тематический контроль по организации развивающей предметно-пространственной среды групп по формированию трудолюбия и интереса к труду.

5. Анализ результатов педагогической диагностики уровня сформированности трудолюбия и интереса к труду у детей старшего дошкольного возраста.

1. Алешанова Е.А., Кочетова Н.В., Кутнякова В.А. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста // Молодой ученый. 2018. № 46-2 (232). С. 3-5.

2. Алиева Л.Ш., Рамазанова Э.А. Сущность трудолюбия как качества личности дошкольника // Январские педагогические чтения. 2018. № 4 (16). С. 68-71.

3. Гимранова С.Р. Роль трудового воспитания в формировании личности ребенка-дошкольника // Дошкольное детство актуальные вопросы образования и воспитания. Йошкар-Ола, 2018. С. 128-131.

4. Евтюшкина В.Г. Трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста / В.Г. Евтюшкина, Т.И. Прокопьева, А.М. Лукьянова // Педагогика и психология: перспективы развития : материалы VIII Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 31 мая 2019 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2019. С. 50-52.

5. Кириллова О.В., Кириллова Т.В. Формирование трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста // Приоритетные направления развития технологического образования. 2018. С. 133-138

6. Куцакова Л.В. Трудовое воспитание в детском саду. Для занятий с детьми 3-7 лет. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. 128 с.

7. Сорокина О.В., Шанц Е.А. Воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в ручном труде (на примере изготовления тряпичной куклы) // Ребенок в современном образовательном пространстве. Шадринск, 2020. С. 108-117

8. Ханова Т.Г., Кочурова Н.В., Вялова Н.В. Педагогические условия воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста // Проблемы современного педагогического образования. 2021. №70-2. с.282-285.

9. Шумковская М.С. Воспитание любви к труду у детей дошкольного возраста // Молодёжь и наука: актуальные проблемы педагогики и психологии. 2019. № 4. С. 208-213.

IV этап – внедренчес-кий

1. Внедрение педагогической технологии развития трудолюбия и интереса к труду у детей старшего дошкольного возраста.

2. Внесение дополнений, улучшений, изменений в тематический план мероприятий по формированию у детей старшего дошкольного возраста трудолюбия и интереса к труду.

1. Анализ

2. Сравнение

3. Обобщение

4. Классифи-кация

5. Системати-зация

6. Творческое педагоги-ческое моделиро-вание

7. Педагоги-ческая диагностика

8. Ранжиро-вание

9. Математи-ческая обработка данных

10. Статисти-ческая обработка данных

11. Наблюде-ние

12. Монито-ринг

13. Анализ продуктов детской деятель-ности

14. Беседы

1. Оформление материалов по внедрению педагогической технологии по развитию трудолюбия и интресу к труду у детей страшего дошкольного возраста.

2. Распространение опыта инновационной работы по МБДОУ города и области.

1. Материально-техническое обеспечение:

 - Обогащение развивающей предметно-пространственной среды старших групп МБДОУ (дидактические пособия по формированию трудолюбия и интереса к труду, дидактические игры и упражнения.

2. Нормативно-правовое обеспечение:

- Разработка нормативно-правовых основ инновационной деятельности (договор с НГПУ, модернизация Программы развития МБДОУ)

3. Кадровое обеспечение:

- Определение инновационной группы детей, на базе которой будет внедряться инновационная педагогическая технология.

- Материальное стимулирование педагогов, участвующих в инновационной деятельности.

4. Программно-методическое обеспечение:

- Разработка педагогической технологии формирования трудолюбия и интереса к труду у детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

5. Информационное обеспечение:

- Размещение информации о ходе реализации инновационного проекта на сайте МБДОУ.

1. Анализ образовательной деятельности по формированию трудолюбия и интереса к труду требованиям ФГОС ДО.

2. Мониторинг образовательного процесса.

3. Анализ материально-технического, нормативно-правового, кадрового, программно-методического и информационного обеспечения инновационной деятельности МБДОУ.

4. Тематический контроль по организации развивающей предметно-пространственной среды групп по формированию трудолюбия и интереса к труду.

5. Анализ результатов педагогической диагностики уровня сформированности трудолюбия и интереса к труду у детей старшего дошкольного возраста.

1. Алешанова Е.А., Кочетова Н.В., Кутнякова В.А. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста // Молодой ученый. 2018. № 46-2 (232). С. 3-5.

2. Алиева Л.Ш., Рамазанова Э.А. Сущность трудолюбия как качества личности дошкольника // Январские педагогические чтения. 2018. № 4 (16). С. 68-71.

3. Гимранова С.Р. Роль трудового воспитания в формировании личности ребенка-дошкольника // Дошкольное детство актуальные вопросы образования и воспитания. Йошкар-Ола, 2018. С. 128-131.

4. Евтюшкина В.Г. Трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста / В.Г. Евтюшкина, Т.И. Прокопьева, А.М. Лукьянова // Педагогика и психология: перспективы развития : материалы VIII Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 31 мая 2019 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2019. С. 50-52.

5. Кириллова О.В., Кириллова Т.В. Формирование трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста // Приоритетные направления развития технологического образования. 2018. С. 133-138

6. Куцакова Л.В. Трудовое воспитание в детском саду. Для занятий с детьми 3-7 лет. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. 128 с.

7. Сорокина О.В., Шанц Е.А. Воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в ручном труде (на примере изготовления тряпичной куклы) // Ребенок в современном образовательном пространстве. Шадринск, 2020. С. 108-117

8. Ханова Т.Г., Кочурова Н.В., Вялова Н.В. Педагогические условия воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста // Проблемы современного педагогического образования. 2021. №70-2. с.282-285.

9. Шумковская М.С. Воспитание любви к труду у детей дошкольного возраста // Молодёжь и наука: актуальные проблемы педагогики и психологии. 2019. № 4. С. 208-213.

6. Система мониторинга хода реализации инновационного проекта

Таблица 2

Система контроля за реализацией инновационного проекта

Вид

Объект

Цель

Технология

Срок

Ответст.

Выход

Мониторинг

Состояние здоровья детей

Динамика заболеваемости детей.

- Анализ и осмотр

- Оценка состояния здоровья детей

- Осмотр

- Измерение

- Анализ мед. карт

- Анализ посещаемости

- Анализ изменения результатов

1 раз в месяц

Ст. мед. сестра

Совещание при зав.

Мониторинг

Состояние уровня сформированности трудолюбия и интереса к труду у детей старшего дошкольного возраста.

Проведение диагностики и мониторинга

- Наблюдение

- Диагностика

- Беседы с детьми

Начало и конец учебного года

Завед.

Зам. зав.

Ст. восп.

Восп-ли

Совещание при зав.

Заседания творческой группы

Совещания научно-метод. совета

Мониторинг

Деятельности служб детского сада по реализации инновационного проекта

- Материально-техническое обеспечение

- Оборудование развивающей среды

- Программно-методическое обеспечение

- Работа с педагогами

- Работа с родителями

- Работа с социумом

- Наблюдение

- Анализ выполнения плана

- Анализ среды в группах

- Анализ докумен-тации

- Изучение информации в родительских уголках

- Анализ совм. мероприятий с родителями

- Анализ планов взаимод. со школами и др.

В тече-ние года

Завед.

Зам. зав.

Ст. восп.

Психол.

Восп-ли

Педсоветы

Заседания творчес-кой группы

Заседания научно-методичес- кого совета

6. Ожидаемые результаты реализации инновационного проекта

В педагогическом исследовании:

- Разработка научно-методических основ формирования трудолюбия и интереса к труду у детей старшего дошкольного возраста.

- Создание педагогической технологии формирования трудолюбия и интереса к труду у детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

- Разработка методического обеспечения педагогической технологии.

В работе с педагогическими кадрами:

- Развитие инновационного потенциала работников МБДОУ.

- Повышение педагогического профессионализма педагогов МБДОУ по вопросам формирования трудолюбия и интереса к труду у старших дошкольников.

- Повышение профессиональной квалификации педагогов МБДОУ.

- Распространение опыта инновационной деятельности среди дошкольных образовательных учреждений.

В работе с детьми:

- Повышение качества решения задач формирования трудолюбия и интереса к труду у детей старшего дошкольного возраста.

- Обеспечение успешной коммуникации воспитанников со взрослыми и сверстниками в разных видах детской деятельности.

- Успешная социализация воспитанников через систему коммуникации с окружающими людьми.  

В работе с родителями:

- Повышение интереса к деятельности МБДОУ.

- Активное включение родителей или законных представителей воспитанников в инновационный процесс МБДОУ средствами активных форм взаимодействия: родительский клуб, тренинги, семинары-практикумы, досуги и др.

Социальные эффекты реализации инновационной деятельности:

- Повышение статуса и конкурентоспособности дошкольной образовательной организации, реализующей инновационную технологию.

- Обеспечение качества образовательных услуг дошкольной образовательной организации.

- Овладение воспитанниками дошкольных образовательных организаций конвенциальными нормами трудовых навыков.

- Успешная социализация воспитанников дошкольной образовательной организации и социальная мобильность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие интереса к пению у детей старшего дошкольного возраста».

ДОКЛАДк методическому объединениюна тему«Развитие интереса к пению у детей старшего дошкольного возраста»....

Инновационный проект «Дорогой добра» по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

Актуальность  проекта  духовно-нравственного и патриотического воспитания.Данная тема является актуальной для всего нашего общества , так как нравственная сторона человека - основа стабильно...

Инновационный проект «Дорогой добра» по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

Проект « Дорогой добра» построен на задачах программы «Познай свой край»  с целью воспитания уважения к своему дому, родной земле, малой родине; приобщение ребёнка к нацио...

Развитие интереса к труду у детей старшего дошкольного возраста

Трудолюбие, желание помочь взрослым, стремление самостоятельно, без напоминаний выполнять посильную работу можно и нужно воспитывать уже в дошкольном возрасте. Мы учили детей ответственно относиться к...

Проект по развитию интереса к театрализованной игре детей старшего дошкольного возраста «Сам себе режиссёр».

Проект по развитию интереса к театрализованной игредетей старшего дошкольного возраста «Сам себе режиссёр»....

Сообщение к педагогическому совету "ФОРМИРОВАНИЕ ТРУДОЛЮБИЯ И ИНТЕРЕСА К ТРУДУ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

В современном обществе вопросы трудового воспитания и формирования у дошкольников заинтересованности в труде, формирования у них трудолюбия сохраняют свою актуальность. В дошкольном возрасте трудолюби...