Занятие для детей 5-6 лет по социально-коммуникативному развитию «Этикет , его история»
план-конспект занятия (старшая группа)
Занятие для детей 5-6 лет по социально-коммуникативному развитию
«Этикет , его история»
Формирование осознанного отношения к выполнению норм и правил поведения.
Уточнять представление об исторической сущности норм и правил поведения;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_dlya_detey_5.docx | 18.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие для детей 5-6 лет по социально-коммуникативному развитию
«Этикет , его история»
Цель: формирование осознанного отношения к выполнению норм и правил поведения.
Задачи:
- уточнять представление об исторической сущности норм и правил поведения;
- способствовать проявлению потребности в получении информации об истории этикета ;
- формировать способы практического применения полученной информации в игровой деятельности;
Оборудование: письмо, запись (диктофон) ; настольно – печатная игра « История этикета»; иллюстрации с изображением различных способов приветственной жестикуляции.
Воспитатель: Ребята , к вам за помощью обратились наши друзья – первоклассники . сейчас я прочитаю их письмо: «Дорогие ребята! Скоро в нашей школе состоится необычный праздник ,он будет посвящен доброте и вежливости. К предстоящему празднику готовятся все ученики первых классов: разучивают стихи, песни, танцы, готовят выставку рисунков о добрых и вежливых поступках. Ребята нашего класса дали задание: интересно рассказать о правилах приветствий, об истории этих правил. Когда мы стали все вместе думать о том , как можно интересно рассказать об истории правил, выяснилось, что мы мало знаем об этом. И вдруг кто-то вспомнил, что вам, ребята, много рассказывали об истории правил поведения, в вашей группе есть много книг, картинок, игр. Очень просим Вас помочь в подготовке к этому празднику". Ребята вы готовы помочь нашим друзьям
Дети. Да.
Воспитатель. Как им можно помочь?
Дети. Мы можем записать наши рассказы, стихи на диктофон, подобрать картинки, наши рисунки, книги, игры об истории правил поведения и отправить их им.
Воспитатель. Молодцы, ребята, вы все хорошо придумали. А чтобы рассказы получились интересными, предлагаю вам сегодня вспомнить всё, что вы знаете о правилах поведения, об истории этих правил.
Дети. Чтобы всем было хорошо, приятно, радостно.
Воспитатель. Для лучшего понимания друг друга люди придумали разные правила. Послушайте стихотворение об этом.
Придкмано кем-то Просто и мудро При встрече здороваться: -Доброе утро! -Доброе утро солнцу и птицам! -Доброе утро! Улыбчивым лицам. И каждый становится добрым, доверчивым ... Пусть Доброе утро длится до вечера. Н . Красильникова .
Первые слова, которыми мы начинаем день, -" Здравствуйте" и "Доброе утро"! Что означает слово" здравствуйте"?
Дети. Пожелания здоровья, радости.
Воспитатель. Произнося их, мы желаем нашим близким знакомым хорошего здоровья, чтобы весь день У них был светлым и радостным. Давайте послушаем стихотворение А. Кондратьева об этих волшебных словах.
1 ребёнок
- Здравствуйте! -ты скажешь человеку. - Здравствуйте! -улыбнёмся в ответ. И, наверное, не пойдёт в аптеку и здоровым будет много лет.
2 ребёнок.
- Добрый день! -тебе сказать. - Добрый день!-ответил ты . Вас две ниточки связали теплоты и доброты.
Воспитатель. Почему от вежливых слов становится теплее и радостнее?
Дети. Такие слова приятно слышать, настроение становится хорошим.
Воспитатель. Действительно, доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, рассеять плохое настроение. В народе говорят: "Слово лечит, слово и ранит". Когда услышишь добрые слова да ещё сказанные от души, с улыбкой на лице, сразу становится теплее. Надо больше говорить друг другу добрых слов и дарить улыбки. Предлагаю всем вместе спеть песню "Улыбка". А ещё какие слова приветствие вы знаете?
Дети. "Добрый день", "Привет", "Добрый вечер"," Очень рады вас видеть", "Приветствую вас".
Воспитатель. Молодцы! Вы много волшебных слов знаете! Послушайте они в стихотворении и. Курочкиной "Что стряслось"?.
( Ребёнок читает стихотворение.)
Ребята, мы с вами много рассказали о том, как люди приветствуют друг друга с помощью слов. А Можно ли поприветствовать друг друга без слов? Предлагаю вам поиграть в игру, во время которой вы вспомните, как это можно сделать.
Игра "Приветствие."
Воспитатель предлагает детям стать По парам и поприветствовать друг друга с помощью жестов, а затем рассказать, Каким образом они это сделали ( пожа ли друг другу руки , огня олесь , привет лего помогали друг другу рукой , кивнул головой друг друга) .
Воспитатель . Каким образом взрослые люди могут поприветствовать друг друга без слов, Кроме тех способов, которые вы назвали?
Дети. Мужчины приподнимают шляпы, мужчина женщине может поцеловать руку.
Воспитатель. Каждая правило поведения иметь свою историю, проверенную многими годами общения людей друг с другом. Ребята, а вы хотите узнать, Каким образом возник обычай приветствовать друг друга, приподнимая шляпу?
Дети. Да.
Воспитатель. Когда-то войны носили шлемы. Чтобы показать своё доверить другому человеку, они снимали их, как бы говоря, что не ожидают от них нападение. Впоследствии, когда шлем уступил место другим головным убором, мужчины тоже снимали или приподнимали шляпу для чего это они делали?
Дети. Это означало, Что человеку нравится эти люди, что ему приятно всех видеть.
Воспитатель . Да, ребята, Если мужчины снимали или приподнимались шляпы - это означало , что он находится в кругу друзей. Позже шляпу стали снимать перед важными людьми, а приветствуя равного себе, к ней лишь притрагивались. Женщин же всегда приветствовали, снимая головной убор. Чтобы вспомнить историю такого правила приветствия, как рукопожатие предлагаю поиграть в игру.
Игра" История этикета" (рукопожатие).
Нужно разложить по порядку картинки, на которых нарисован один из этапов истории обычая рукопожатия. На первой картинке изображена протянутая невооружённая ладонь с вытянутыми пальцами правой руки в знак отсутствие враждебных намерений. На второй нарисован средневековый ритуал, включавший в себя вкладывание своих рук в руку другого человека, что обозначало покорность и повиновение. На третьей картинке изображена деревня традиции целовать руку вышестоящему лицу или даме, а равному её пожимать в знак приветствия. На четвёртой общепринятый приветственный жест рукопожатие. Если дети выполняют задания правильно, получается постепенно расширяется от начала до конца лента (если какая-то картинка оказывается не на своем месте, лента получается неровной.)
В ходе выполнение задания воспитатель уточняет знания от трансформации такого приветственного жеста, как рукопожатие.
Воспитатель . Ребята , а почему важно знать историю правил поведения ?
Дети отвечают .
Да , ребята , ноги правила поведения берут начало далеком прошлом , и знаний истории помогает лучших понятие запомнить . У каждого народа есть свои правила поведения . Послушать стихотворение . Е. Хоримской "Хороший обычай" о прекрасном обычаи русского народа встречать или приветствовать гостей.
Воспитатель читает стихотворение.
Ребята, а вы хотите узнать, Каким образом возник прекрасный обычай приветствовать или встречать гостей хлебом солью?
Дети. Да.
Воспитатель. Давайте обратимся к истории. Ненастной ночью в избу попросился Незнакомец. Он был хозяйший, его впустили, дали обсушиться, радушно усадили за стол. Утром оказалось, что это был.. леший. "Пусть коровы ходят в мой лес без пастуха,- прощаясь, сказал он хозяин, -ни один зверь не обидит". А Что было бы, если бы хозяева не проявили должного гостеприимства?
Это только Легенда, но как было в далёком прошлом. Люди боялись нечистой силы, задобрить, накормить любого, Кто входит их дом. Ту Легенду мало кто знает, но обычай радушно встречать гостей, остался. Почему же дорогих гостей встречают хлеба?
Дети. Тот, кто угощает хлебом, и тот, кто его пробует, считается друзьями.
Воспитатель. Этот обычай пришёл к нам из далёкого прошлого. Наши предки считали, что если кто-то в их в доме испробует хлеба, он станет настоящим другом, и можно рассчитывать на помощь и поддержку. Значит, хозяин, угощавшись гостя, не мог причинить ему зла, и гость, испробовавший хлеба, не мог причинить зла хозяевам. Хлеб соль медный договор между гостьем и хозяином.
"Вводить хлеб -соль" означало дружить. Угощая хлебом с солью, хозяин показывал, что готов отдать гостю самое дорогое, без чего прожить невозможно. Вот такие интересные истории мы с вами вспоминали.
Как вы думаете помогут наши рассказы первоклассникам подготовиться к школьному празднику доброты И вежливости? Что ещё можно им отправить?
Дети. Игру "Приветствие", альбом "История правила", картинки, книги о правилах поведения.
Воспитатель. Молодцы, ребята, Я думаю, что с вашей помощью наши друзья смогут интересно рассказать на праздники другим ребятам а правилах приветствий, их истории. А почему нужно знать и выполнять эти правила?
Дети. чтобы быть приятным другим.
Воспитатель. Совершенно верно!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по формированию ценностной культуры мира с интеграцией образовательных областей «социально коммуникативное », «познавательное развитие», «речевое развитие», «художественно эстетическое» ,«физическое развитие» в группе раннего развития.
Конспект занятия по формированию ценностной культуры мира с интеграцией образовательных областей «социально‑коммуникативное », «познавательное развитие», «речевое развити...
Конспект занятия "Здоровье сгубишь - новое не купишь" по социально-коммуникативному развитию для детей старшего дошкольного возраста
Конспект занятия "Здоровье сгубишь - новое не купишь" по социально - коммуникативному развитию для детей старшего дошкольного возраста....
ООД «Устройство и украшение жилища» Коломийченко Л.В., Чугаева Г.И. «Дорогою добра». Занятия для детей 5—6 лет по социально коммуникативному развитию и социальному воспитанию
Цель: становление основ уважительного, бережного отношения к культуре русского народа....
Проект по социально-коммуникативному воспитанию "Столовый этикет для дошкольников"
В дошкольном детстве закладываются основы поведения человека, черты характера, привычки. От того, какое воспитание ребенок получил в детстве, зависит его дальнейшая успешность, образование, карьера, ж...
Конспект открытого занятия « Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через социально-коммуникативное развитие в рамках реализации проекта « Круг общения» « Разговоры о важном» Тематическая викторина «Людей много, а страна одна!»
Цель: Развивать чувство патриотизма, любовь к родине, гордость за русскую культуру, традиции и народ.Задачи: Обобщить и систематизировать знания детей о России;Формировать уважительное отношение к гос...