Самообразование педагога.
методическая разработка (старшая группа)
Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_starshaya_gr_22-23g.docx | 26.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Что значит творчество?...
Коробочку с гуашью взять,
И кисточкой взмахнуть неброско,
Чтоб красоту понять,
Не нужно знать,
А нужно чувствовать –
Всё в жизни очень просто!
Актуальность:
Дошкольное детство — очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду является изобразительная, художественно-продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что-то красивое, необычное.
Дети в возрасте от 3 до 7 лет рисуют карандашами, красками, лепят из пластилина, мастерят из разных подручных материалов. Такая деятельность является для ребенка естественным способом освоения окружающего мира, способом развития мышления, восприятия, моторики, развивает ребенка эмоционально и творчески. По значимости эта деятельность занимает в жизни ребенка второе место после игры, являясь доступной, свободной деятельностью, в которой есть возможность выразить свои переживания опосредованно через цвет, образ и т.п. В то же время, это наглядная и продуктивная деятельность, дающая возможность оценить результат.
Актуальность состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.
Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально - положительное отношение к деятельности. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна, неповторима.
Цель:
Создать условия для развития творческих способностей, изобразительных навыков ребенка, используя различные изобразительные материалы и нетрадиционные техники рисования.
Задачи:
- Расширять представления о многообразии нетрадиционных техник рисования;
- Учить сопереживать настроению, переданному в рисунке;
- Обучать приемам нетрадиционных техник рисования и способам изображения с использованием различных материалов;
- Помочь детям овладеть различными техническими навыками при работе нетрадиционными техниками;
- Прививать интерес к рисованию нетрадиционными техниками;
- Развивать детское творчество, фантазию и творческое воображение путём создания творческих ситуаций в художественно-изобразительной деятельности;
- Развивать чувство коллективизма, товарищества, стремления прийти на помощь друг другу.
Формы проведения:
- подгрупповая и индивидуальная деятельность;
- дидактические игры;
- театрализация;
- выставки рисунков и поделок;
- беседа;
- художественное экспериментирование;
- рассматривание иллюстраций;
- решение проблемных ситуаций.
Методы проведения:
- словесные;
- наглядные;
- практические;
- игровые.
Приемы проведения:
- игра, которая является основным видом деятельности детей;
- сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;
- просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми;
- музыкальное сопровождение;
- создание игровой ситуации;
- показ воспитателя;
- использование движения руки;
- сравнение двух техник;
- проговаривание последовательности работы.
Принципы работы с детьми:
- доступность отбираемого материала;
- постепенное усложнение программного содержания, методов и приёмов руководства детской деятельностью;
- индивидуальный подход к детям.
Ожидаемые результаты:
Дети будут знать:
- о разнообразии техник нетрадиционного рисования;
- о свойствах и качествах различных материалов;
- о технике безопасности во время работы.
Дети будут уметь:
- планировать свою работу;
- договариваться между собой при выполнении коллективной работы;
- анализировать, определять соответствие форм, размеров, цвета, местоположения частей;
- создавать индивидуальные работы;
- использовать различные техники и способы создания рисунков;
- аккуратно и экономно использовать материалы.
Перспективный план работы по самообразованию.
Сроки реализации | Мероприятия, деятельность, организационная форма. | Предполагаемый продукт (результат) | Комментарии |
В течение года | Сбор и анализ информации, работа с методической литературой. | Составление плана. Подбор дидактического и наглядного материала для овладения техниками рисования. | Для публикации материала, консультирование педагогов |
Сентябрь | «Поляна с цветами» Рисование мятой бумагой «Золотая кукуруза» Рисование с помощью пупырчатой пленки. | Выставка детских работ. | |
Октябрь | «Осенняя пора (пейзаж, отражение в озере)» Монотипия «Гроздь рябины» Рисование ватными палочками (Пуантилизм) Консультация для родителей «Нетрадиционное рисование в развитии детей старшего дошкольного возраста.» | Выставка детских работ. | |
Ноябрь | «Волшебные кляксы» Кляксография. «Однажды в осеннем лесу» Печать по трафарету поролоном | Выставка детских работ. Создание альбома «Осень» с рисунками, выполненными в нетрадиционной форме. | |
Декабрь | «Зимнее сказочное дерево» Рисование трубочкой для коктейля. «Шар на елочку» Рисование цветными мыльными пузырями Консультация для родителей «Рисуем вместе с детьми» | Выставка детских работ. Создание альбома «Зима» с рисунками, выполненными в нетрадиционной форме. Выставка семейного творчества. | |
Январь | «Новогодняя ночь» Набрызг. «Новогоднее волшебство» Рисование цветными мыльными пузырями Мастер-класс для родителей «Удивительное рисование» | Выставка детских работ. Выставка работ родителей. | |
Февраль | «Зимний пейзаж» Кляксография. «С Днем Защитника Отечества» Цветной граттаж. | Выставка детских работ. Рисунок в подарок папе и дедушке. | . |
Март | «Букет для мамы» Рисунок воздушным шариком. «Весна» Монотипия Консультация для родителей «Дети в мире творчества» | Рисунок в подарок маме и бабушке Выставка детских работ. | |
Апрель | «Космос» Печать поролоном по трафарету; набрызг. «Подводный мир» Рисование цветными мыльными пузырями | Выставка детских работ. | |
Май | «Праздничный салют» Граттаж «Одуванчики в траве» Рисование мятой бумагой Подготовка отчета по самообразованию о проделанной работе за учебный год. | Выставка детских работ. Создание альбома «Весна» с рисунками, выполненными в нетрадиционной форме. Отчет о самообразовании. |
Используемая литература:
- Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное воспитание. – 2010. - №18
- Борисова Е. Развиваем творческие способности старших дошкольников в рисовании. // Дошкольное воспитание. -2002. – №2. – с. 2–8.
- Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности-М, 2000.
- Ильина А. Рисование нетрадиционными способами. // Дошкольное воспитание. – 2004. – №2. – с. 48 – 53.
- Казакова Р.Г. и др. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р.Г. Казаковой. М., 2004.
- Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста -М, Сфера, 2005.
- Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. М., 2008.
- Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник [Электронный ресурс]: http://pedlib.ru/Books/6/0297/6-0297-32.shtml .
- Утробина К. Хвост пушистый и усы. Нет приятнее красы. /Дошкольное воспитание. 1997 №2.
- Утробина К. Уронило солнце лучик золотой./Дошкольное воспитание. 1996 №2.
- Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. – М.:ТЦ Сфера, 2011.
- Интернет ресурсы: http://dohcolonoc.ru/; http://www.maam.ru/; http://nsportal.ru/; http://www.openclass.ru/; http://pandia.ru/.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Самообразование педагогов – одна из важных форм системы непрерывного повышения квалификации педагогов ДОУ».
Консультация: « Самообразование педагогов – одна из важных форм системы непрерывного повышения квалификации педагогов ДОУ»...
Педагогический проект Тема: «Самообразование педагога, как условие повышения профессиональной компетенции педагогов ДОУ»
Процесс длительного реформирования отечественной системы образования обусловлен социальными, экономическими, политическими и культурными изменениями, происходящими в стране.В настоящее время ожи...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ и ПЕДАГОГОВ «Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ и ПЕДАГОГОВ «Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ»Работа по самообразованию – одна из форм повышения профессиональной компетенции педагогов, путь дос...
«Самообразование педагогов как один из путей повышения профессионального мастерства педагогов»
Раскрыть сущность процесса самообразования, необходимость самообразования в современных условиях;Оказание методической помощи педагогам в умении работать с учебной, справочной, научно-методической л...
План по самообразованию педагога - психолога Тыриной Анастасии Ивановны на 2019 – 2020 учебный год Тема самообразования: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»
План по самообразованию педагога - психолога ДОУ по теме "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста"...
Творческий план самообразования педагога Черемухиной С.Ю. в группе общеразвивающей направленности детей 4-5 лет на 2019-2020гг Тема самообразования: Математические развлечения как средство формирования элемент
В этом году я взяла новую тему по самообразованию. Разработала план по самообразованию для детей 4-5 лет. Придерживаясь плана, мы работаем в системе. Он очень помогает мне в моей работе....