«Инновационные подходы к организации ранней профориентации в ДОУ»
материал
В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_petrova.docx | 19.87 КБ |
Предварительный просмотр:
«Инновационные подходы к организации ранней профориентации в ДОУ»
В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий.
Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети через сказки, общение со взрослыми и средства массовой информации узнают о разных профессиях. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности.
Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный период. Большое влияние на детей оказывает эмоциональное отношение взрослого к труду. Знакомство детей с трудом взрослых - это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми. Дети получают возможность расширять и уточнять знания о профессиях, активизировать словарный запас. Непринужденная беседа взрослых с детьми обеспечивает развитие детского мышления, способность устанавливать простейшие связи и отношения, вызывает интерес к трудовой деятельности взрослых. Доброжелательность, заинтересованное отношение к детским вопросам, поощрение выступления в диалоге позволяют преодолеть в детях замкнутость, застенчивость, нерешительность.
Ранняя профориентация позволяет повысить интерес у ребёнка к своим психологическим качествам и их развитию. У ребенка формируется эмоциональное отношение к профессиональному миру, ему предоставляется возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности.
В ходе целенаправленной и систематической профориентационной работы происходит расширение кругозора дошкольников о мире профессий.
В своей работе я использую широкий диапазон инновационных, организационных и методических приемов.
Среди них:
Наглядные: Экскурсия на прачечную. Знакомство с профессией прачки, экскурсия с детьми в медицинскую комнату, экскурсия с детьми на кухню. Знакомство с профессией повара. Наблюдения, дидактические пособия, рассматривание картин, иллюстраций, фотографий, рисунков, просмотр видеозаписей.
Словесные: художественное слово, рассказ воспитателя, беседы, малые фольклорные формы, проблемные ситуации, высказывания и сообщения.
Практические: трудовые поручения, обучение отдельным способам выполнения трудовых операций, игровые обучающие ситуации, сюжетно-ролевые игры.
Игровые: дидактические игры, игровые упражнения, игры с правилами,
словесные игры, игры-воображения, игры-шутки, сюжетно-ролевые игры,
сюрпризные моменты.
Проектная деятельность: «Все профессии важны, все профессии нужны», «Интервью у повара», «Знакомство с профессией писателя на примере творчества П. П. Бажова»
Исследовательская и проектная деятельность воспитанников является инновационной образовательной технологией и является средством комплексного решения задач образования, развития личности в современном социуме, трансляцией норм и ценностей сообщества в образовательную систему. Активно использую преимущества проектной деятельности как основы формирования ключевых компетенций воспитанников. Для этой цели мною были разработаны и внедрены проекты «Интервью у повара», «Урал -наш край родной»
Проект «Интервью у повара» был реализован в рамках недели профориентации в ДОУ. Он состоял из нескольких этапов: Сначала была проведена методическая подготовительная работа, составлен план проекта, был подобран игровой материал по теме, составлены конспекты занятий и консультации для родителей.
Затем в группе проводились беседы о профессиях, демонстрировались презентации и организовывались сюжетно – ролевые игры. Итоговым мероприятием стала командировка на кухню, где дети взяли интервью у повара.
Затем мы все вместе смотрели репортаж и обсуждали успехи журналистов, а также познакомили родителей с результатом нашего проекта.
Еще один проект не был специально разработан для профориентирования дошкольников. Долгосрочный проект «Урал – наш край родной» ставил своей целью познакомить детей с природой и традициями края, в котором мы живем, а так же знакомство с творчеством известного уральского сказочника Павла Петровича Бажова.
Итогом проекта стало интегрированное занятие «Знакомство с профессией писателя на примере творчества П. П. Бажова» На занятии я познакомила детей с профессией писателя, рассказала, какими качествами должен обладать человек, решивший выбрать эту профессию. Познакомила детей с историей жизни и становлением писательской судьбы Павла Петровича Бажова. Итогом занятия стало оформление коллективного коллажа по творчеству писателя.
В подготовке к занятию приняли активное участие родители.
Дома с детьми они нарисовали героев сказов, которые полюбились детям больше всего.
Надо отметить высокий интерес у родителей к проектам, реализуемым в нашей группе. Все родители, без исключения, принимают участие.
Помогает всестороннему развитию ребенка и использование компьютерных технологий. Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей информацией в алгоритмическом порядке, что задействует различные каналы восприятия. В работе использую как мультимедийные педагогические презентации, так и презентации детско-родительских проектов: «Профессии моей семьи», «Мой папа -супер-герой»
Нужно отметить и группу методов, которая непосредственно способствует продуктивной детской деятельности. Это: показ, объяснение, обучение отдельным способам выполнения трудовых операций, обсуждение труда и его результатов, оценка.
Считаю, что знакомство дошкольников с профессиями не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт профессиональных действий, способствует профессиональной ранней ориентации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Инновационные подходы к организации ранней профориентации в ДОУ».
Отчет по ранней профориентации...
Отчёт по организации ранней профориентации в старшей логопедической группе № 6 «Умка»
Работу по ранней профориентации дошкольников была осуществлена через совместную деятельность педагога с детьми и самостоятельную деятельность детей, которая проходит через познавательную, продук...
Отчёт по организации ранней профориентации в старшей разновозрастной группе «Непоседы» (ознакомление с миром профессий)
Проблема ранней профориентации в детском саду является инновационной, цель которой социализация дошкольников в процессе ознакомления с профессиями и трудом взрослых.Задачи:- Продолжать знакомить с раз...
Отчёт по организации ранней профориентации в средней группе № 8 «Непоседы» " Город ПРОФЕССИЙ "
Сколько профессий и все хороши:Каждый способен найти для души Дошкольное образование является первой ступенью общего образования, что закреплено в законе«Об образовании Российской Феде...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по организации ранней профориентации старших дошкольников в условиях ДОО
Что такое профессиональная ориентация? Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе...
Совместно-деятельностный подход к организации ранней профориентации дошкольников
Деятельностный подход – создание условий для принятия роли, «проживания» профессии в игровой форме, осуществление отдельных трудовых действий, соответствующих возрасту детей....
«Создание условий для организации ранней профориентации дошкольников, направленных на позитивную установку и уважительное отношение к разным видам профессий»
Ранняя профориентация является решающим фактором социализации ребенка. Она включается в формирование системных знаний о профессиях, трудовой деятельности людей. Ранняя профориентация дошкольников осущ...