Статья для педагогов "О некоторых аспектах формирования у воспитателей мотивации к педагогическому самообразованию"
статья (средняя, старшая группа)
Данная статья посвящена проблеме формирования у воспитателей мотивации к профессиональному педагогическому самообразованию, что позволит им успешно осуществлять профессиональную педагогическую деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 25.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Малкина Юлия Владимировна
Воспитатель ГБДОУ № 2
Россия, СПб, Кронштадт
О некоторых аспектах формирования у воспитателей мотивации
к педагогическому самообразованию
Аннотация: данная статья посвящена проблеме формирования у воспитателей мотивации к профессиональному педагогическому самообразованию, что позволит им успешно осуществлять профессиональную педагогическую деятельность.
Ключевые слова: мотивация, педагогическое самообразование.
Одним из главных требований к современному образованию является повышение его качества, что подразумевает не только овладение знаниями, умениями, компетенциями, но и мотивированность человека на самостоятельное их освоение. В контексте непрерывного образования подготовка воспитателей в качестве ключевого звена предполагает формирование у них мотивации к профессиональному самообразованию. И поэтому мысли А. Дистервега о том, «что педагог лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим собственным воспитанием и образованием»[1], остаются весьма актуальными.
В современной психолого-педагогической литературе понятие «самообразование» определяется как «овладение знаниями, умениями, навыками по инициативе самого обучающегося в отношении: а) предмета знаний, б) объёма и источника познания, в) установления продолжительности и времени проведения занятий, г) выбора форм удовлетворения познавательных интересов и потребностей» [2].
Самообразование воспитателей представляет собой «самостоятельное освоение новых педагогических ценностей, способов и приёмов, технологий деятельности, умений и навыков их использования и творческой интерпретации в своей профессиональной деятельности»[3]. Так, например, для воспитателей, где преподавание осуществлялось на основе традиционного вида обучения, новым является освоение системно-деятельностного подхода. Оно требует не простого знания, что такое системно-деятельностный подход, но понимания сущности изменения ценностной составляющей в деятельности педагога: «развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира», что «составляет цель и основной результат образования»[4].
Особое значение в формировании потребности самообразования занимает мотивация.
В психолого-педагогических исследованиях понятие «мотивация» определяется как «побудительная основа психической жизни человека, как совокупность причин психологического характера, определяющих активность поведения человека»[5].
В исследованиях А.К. Марковой подчеркивается, «что эффективность формирования мотивации учения напрямую зависит от единства её познавательных, процессуальных и результативных аспектов, что способствует становлению основ творческой мотивации как овладения способами преобразования окружающей действительности и своей деятельности» [6].
В ряде работ по исследуемой нами проблеме определенытся факторы, способствующие формированию у воспитателей положительных мотивов к самообразованию. Так, например, А.И. Гебос выделяет следующие условия формирования положительной мотивации: «осознание ближайших и конечных целей обучения; осознание теоретической и практической значимости усваиваемых знаний; показ «перспективных линий» в развитии научных понятий; профессиональная направленность учебной деятельности; выбор заданий, создающих проблемные ситуации в структуре учебной деятельности; наличие любознательности и «познавательного психологического климата» в группе»[7].
В.И. Ковалев в своих работах указывает на «трудности формирования мотивации к самообразованию: устойчивый интерес к одним предметам в ущерб усвоения других, отсутствие творческих и проблемно∙-поисковых форм деятельности; отрицательное отношение к формам жёсткого контроля со стороны администрации; недостаточная устойчивость социальных мотивов долга при столкновении с препятствиями на пути их реализации»[8].
Также В. И. Ковалев выделил основные методы, приёмы, способы, способствующие формированию мотивации к самообразованию, среди которых: «создание общей атмосферы увлечённости и совместного творчества в ходе занятий; создание атмосферы сотрудничества в коллективе; применение методов поощрения и порицания; занимательные, необычные формы проведения занятий; постоянное увязывание изучаемого материала с профессиональной деятельностью; привлечение воспитателей к оценочной деятельности и формирования у них адекватной самооценки»[9].
Таким образом, необходимо не только учитывать рассмотренные нами факторы, способы методы, приёмы обучения, способствующие формированию мотивации у воспитателей к педагогическому самообразованию, но и помнить о том, что наиболее важным условием в этой работе является активная деятельность самих воспитателей.
Список литературы
1.Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Словарь методических терминов и понятий М.: Издательство ИКАР, 20∙09. – С.67
2.Асеев В.∙Г. Мотивация поведения и формирования личности. – М.: Мысль, 2016 – 176с. – С.126
3.Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии / Под ред. Н. Е. Щурковой. -М.: Новая школа, 2011. – 134 с. – С.98
4.Гебос А.∙И. Когнитивно-личностные характеристики творческого мышления в структуре общей одаренности // Вопросы психологии.— 200∙7.— № 6.— С. 14—∙20.
5.Дистервег А. Избр. пед. со∙ч. [Текст ]М., 195∙6. – 258 с. – С.45
6.Ков∙алев В.И. Мотивы поведения и деятельности. - М.: Наука, 2012. - 192 С.111
7. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. - М.: Наука, 2012. - 192 с – С.143
8. Сидоров С.В. Самообразование педагога [Электронный ресурс] // Сидоров С.В. Сайт педагога-исследователя – URL: http://si-sv.com/publ/20-1-0-291 (дата обращения: 12.12.2022).
[1] Дистервег А. Избр. пед. со∙ч. [Текст ]М., 195∙6. – 258 с. – С.45
[2] Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Словарь методических терминов и п∙онятийоооооонятий. М.: Издательство ИКАР, 20∙09. – С.67
[3] Сидоров С.В. Самообразование педагога [Электронный ресурс] // Сидоров С.В. Сайт педагога-исследователя – URL: http://si-sv.com/publ/20-1-0-291 (дата обращения: 19.10.2019).
[4] Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии / Под ред. Н. Е. Щурковой. -М.: Новая школа, 2011. – 134 с. – С.98
[5] .Асеев В.∙Г. Мотивация пове∙дения и формирования личности. – М.: Мысль, 2016 – 254с. – С.189
[6] Маркова А.К. Формирование мотивации учения –– М.: Просвещение, 1983. – 96 с. – С. 54
[7] Гебос А.∙И. Когнитивно-личностные характеристики творческого мышления в структуре общей одаренности // Вопросы ∙ психологии.— 200∙7.— № 6.— С. 14—∙20.
[8] Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. - М.: Наука, 2012. - 192 С.112
[9] Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. - М.: Наука, 2012. - 192 с – С.143
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар - практикум для педагогического коллектива "Некоторые аспекты формирования звуковой культуры речи"
В конспекте семинара представлен практический материал по формированиею звуковой культуры речи в области "Коммуникация". В ходе проведения семинара педагогам были даны рекомендации по проведению артик...
Семинар – практикум с педагогами ДОУ «Некоторые аспекты формирования звуковой культуры речи»
вашему вниманию представлена разработка семинара - практикума с педагогами ДОУ, перечислено содержание семинара-практикума, составлено сообщение логопеда, практическая часть и раздаточный материал...
Презентация "Некоторые аспекты формирования звуковой культуры речи"
данная презентация является наглядным дополнением к семинару- практикуму...
Некоторые аспекты формирования психологической культуры взрослых субъектов образовательного процесса
Одной из основных задач современного дошкольного образования является реализация федерального государственного образовательного стандарта. Построение образовательной работы н...
Семинар – практикум с педагогами ДОУ «Некоторые аспекты формирования звуковой культуры речи».
Звуковая культура речи – составная часть речевой культуры. Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими людьми....
«Некоторые аспекты формирования звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста»
Семинар-практикум...
Некоторые аспекты формирования речевой активности старших дошкольников с общим недоразвитием речи
Коммуникативно-деятельностный подход как одно из направлений формирования речевой активности у старших дошкольников....