«Некоторые аспекты формирования звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста»
материал
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Категория участников: педагоги ДОУ. Цель: повышение эффективности педагогического воздействия при воспитании звуковой культуры речи и профилактики речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Задачи: - рассмотреть понятие звуковой культуры речи как один из аспектов, интеллектуального развития ребенка; - рассмотреть теоретические аспекты организации проведения артикуляционной гимнастики с использованием здоровьеформирующей технологии - биоэнергопластики; - практически выполнить артикуляционные упражнения с использованием биоэнергопластики.
План проведения семинара-практикума. Часть І. Теоретическая Звуковая культура речи как один из аспектов интеллектуального развития дошкольников. Теоретические аспекты организации проведения артикуляционной гимнастики с использованием здоровьеформирующей технологии – биоэнергопластики. Часть ІІ. Практическая Выполнение педагогами артикуляционных упражнений с использованием биоэнергопластики.
1. Звуковая культура речи как один аспектов интеллектуального развития дошкольников. Понятие «звуковая культура речи» включает собственно: произносительные качества, характеризующие звучащую речь (звукопроизношение, дикция) , элементы звуковой выразительности речи (интонация, темп) , связанные с ними двигательные средства выразительности (мимика, жесты) , а так же элементы культуры речевого общения (общая тональность детской речи, поза и двигательные навыки в процессе разговора) . Составные компоненты звуковой культуры: развитие речевого слуха и дыхания, артикуляционной и мелкой моторики, что является предпосылкой и условием для возникновения звучащей речи.
В процессе воспитания у детей звуковой культуры речи в детском саду педагог решает следующие задачи : - формирование у детей правильного звукопроизношения, четкого и ясного произнесения слов в соответствии с языковыми нормами; - развитие голосового аппарата; - выработка умеренного темпа речи, правильного речевого дыхания, навыков умелого использования интонационных средств выразительности.
Реализация задач по формированию ЗКР в ДОУ. Реализация задач формирования звуковой культуры речи (ФЗК) в ДОУ осуществляеться по трём направлениям : Развитие речедвигательного аппарата (артикуляционной моторики, мелкой моторики, речевого дыхания). Формирование произносительной стороны речи (произношение звуков, четкой дикции, развитие словаря, лексико-грамматических категорий, связной речи). Развитие восприятия речи (развитие фонематического слуха, восприятие темпа, силы голоса, тембра речи).
Первое направление: развитие речедвигательного аппарата (артикуляционной и мелкой моторики). Теоретические аспекты организации проведения артикуляционной гимнастики с использованием здоровьеформирующей технологии –биоэнергопластики. Логопедического воздействия на детей с речевой патологией осуществляется в несколько этапов. Одним из первых этапов, способствующим формированию правильного звукопроизношения, является артикуляционная гимнастика. Артикуляционная гимнастика -это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. Цель артикуляционной гимнастики -выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.
Рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше ее делать 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям больше 2-3 упражнений за раз. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. 4. Работа организуется следующим образом: Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы. Показывает его выполнение. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.
Для выработки методики артикуляционной гимнастики важен учет возрастной моторики. В 3-4 года ребенок должен усвоить основные движения, а к 4-5 годам требования повышаются и движения должны быть четкими и плавными без подергиваний. В 6-7 лет – дети выполняют движения в быстром темпе и удерживают положение языка продолжительное время. В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно, - это может привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким»), подбодрить («Ничего, твой язычок обязательно научиться подниматься кверху»). К сожалению, ежедневные занятия гимнастикой снижают интерес детей к этому процессу. Поэтому можно обратиться к необычному методу и к нестандартному выполнению артикуляционной гимнастики с использованием элементов биоэнергопластики.
«Биоэнергопластика» включает в себя три базовых понятия: био – человек как биологический объект; энергия – сила, необходимая для выполнения определенных действий; пластика – связанное пластичностью движение, которое характеризуется непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью. Для коррекционной работы наиболее значимым является соединение биоэнергопластики (плавных движений кистей рук) с движениями органов артикуляционного аппарата. В момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находятся язык, нижняя челюсть и губы. «Бионергопластика» Цель: коррекция звукопроизношения. Задачи: - развитие артикуляционной моторики; - развитие координации движений и мелкой моторики, внимания, памяти, мышления, речи. Содержание: Данная технология проводится с детьми всех возрастных групп. Ко всем классическим артикуляционным упражнениям добавляется движение кисти. Рекомендуется ежедневно включать ее в индивидуальные занятия по коррекции звукопроизношения. Ожидаемый результат: Закрепляется правильное звукопроизношение. Развивается координация мелкой и артикуляционной моторики.
Общие рекомендации выполнения артикуляционного комплекса: Учитывать индивидуальные особенности детей; Подключать руки ребёнка только при полном освоении артикуляционного упражнения и выполнении его без ошибок; Следить за тем, чтобы кисти ребенка не напрягались, движения были плавными и раскрепощенными; Соблюдать синхронность и точность действий речевых органов и кистей рук; Соблюдать последовательность выполнения упражнений с усложнением и ускорением темпа.
Этапы работы: Обследование строения и подвижности органов артикуляции детей. 2. Знакомство детей с органами артикуляции, выполнение упражнений для губ, языка и челюсти по традиционным методикам. 3. Выполнение артикуляционной гимнастики по традиционной методике, педагог сопровождает артикуляционную гимнастику движениями ведущей руки в перчатке, рука ребенка в упражнения не вовлекается. 4. Одновременное выполнение артикуляционной гимнастики педагогом и ребенком с подключением ведущей руки ребенка. 5. Подключение к выполнению артикуляционной гимнастики другой руки ребенка в перчатке. 6. Одновременное выполнение артикуляционной гимнастики педагогом и ребенком в сопровождении обеих рук в перчатках. 7. Самостоятельное выполнение ребенком артикуляционной гимнастики в сопровождении обеих рук в перчатках.
« Б е г е м о т и к » Широко откроем ротик, Как голодный бегемотик. Закрывать его нельзя, До пяти считаю я: 1, 2, 3, 4, 5. А теперь закроем ротик, Отдыхает бегемотик! На счет 1 открыть рот, при этом язык спокойно лежит, кончик за нижними резцами. Удерживать рот в таком положении под счет до 5, затем закрыть. Кисть руки находится горизонтально, 4 пальца сомкнуты с большим пальцем. На счет 1 большой палец опускается вниз, 4 пальца поднимаются вверх. Повторить 4-5 раз.
« Лягушка» Тянем губки прямо к ушкам, Как весёлая лягушка! На счет 1 улыбнуться, зубы не обнажать, удерживать губы в таком положении под счет от 1-10. Затем вернуть губы в исходное положение. Кисть руки находится горизонтально, пальцы сомкнуты. На счет 1 немного прогнуть ладонь в нижних фалангах, пальцы слегка направить вверх. Повторить 4-5 раз.
БЛИНЧИК На счет 1 улыбнуться, открыть рот. Высунуть изо рта и положить на нижнюю губу широкий расслабленный язык, удерживать язык в таком положении под счет от 1-10. Кисть руки находится горизонтально, на счет 1 кисть руки с сомкнутыми пальцами опустить вниз. Повторить 4-5 раз. Мы немножко испекли Блинчиков румяных. Будем мы друзей встречать И блинами угощать.
ЧАШЕЧКА Улыбнуться, открыть рот, высунуть язык и тянуть его к носу. Стараться, чтобы бока язычка были загнуты в виде чашечки. Не удерживать язычок нижней губой. Удерживать язык под счёт до десяти. Очень вкусно мы поели, Выпить чаю захотели. В чашку чая мы нальём, Выпьем чаю мы вдвоём.
КИСКА СЕРДИТСЯ На счет 1, открыть рот, упереть кончик языка с основания нижних зубов, и «выкатить» широкий язык изо рта, на счет 2 убрать язык вглубь рта (кончик языка постоянно находится за нижними резцами. Кисть руки находится горизонтально, 4 пальца полусогнуты в средних и нижних фалангах, ладонь направлена вниз. На счет 1 подогнуть пальцы руки, слегка наклонив кисть вниз, на счет 2 вернуть кисть в исходное положение. Повторить 4-5 раз. Рассердилась кошка наша – Не даёт погладить даже. Спинку выгнула – шипит. И тихонько, так мурчит.
РАСЧЁСКА На счет 1 положить широкий язык на нижнюю губу. Закусить язык верхними зубами и протягивать между зубами вглубь рта под счет от 1-10. Левая рука расположена вверх ладонью, пальцы правой руки согнуты и расположены на пальцах другой руки. Кисти рук находятся горизонтально. На счет 1 провести пальцами ведущей руки по пальцам и ладони другой руки до запястья, затем вернуться в исходное положение. Повторить 4-5 раз. Хороша моя расчёска! С волосами она дружит, Хорошо всегда мне служит.
« Слонёнок» Буду подражать слону! Губы «хоботом» тяну А теперь их отпускаю И на место возвращаю Вытянуть губы вперед «трубочкой», зубы сомкнуть. Удерживать так 5-7 с.
« Заборчик » Улыбнуться, показать сомкнутые зубки. Удерживать губы в таком положении до счёта десять, затем вернуть губы в исходное положение. Наши губки улыбнулись Прямо к ушкам потянулись Ты попробуй «И И И» скажи, Свой заборчик покажи.
ГРИБ Улыбнуться. Открыть рот, «приклеить»(присосать) язык к нёбу. Ротик широко открыт. Я по лесу по зелёному бреду, Я грибы в свою корзину соберу.
ПАРУС Улыбнуться, широко открыть рот, кончик языка поднять и поставить на бугорки за верхними зубами. Удерживать в таком положении под счёт до десяти. Кораблик наш под парусом Плыл по волнам в морях. Детишек очень маленьких По морю он катал.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».
Развитие звуковой культуры речи....
Формирование звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ с учетом ФГОС ДО
Формирование звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ с учетом ФГОС ДО...
Семинар - практикум для педагогов ДОУ по теме "Формирование звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста"
Задача семинара: систематизировать знания педагогов по развитию звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха детей дошкольного возраста.Ход семинара.1. Вводная...
«Формирование звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста»
В последние годы все чаще наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. ...
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Особенности формирования звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста....
Картотека игр и упражнений по формированию звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста
Набор игр и упражнений для формирования у детей звуковой культуры речи. Данные игры можно использовать как для индивидуальной работы с детьми дошкольного возраста в закреплении поставленных звуков, та...
Практикум для педагогов ДОУ ФОРМИРОВАНИЕ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОУ С УЧЕТОМ ФГОС
В работе освещаются методы и приемы развития восприятия речи, речедвигательного аппарата дошкольников....