Интерес и его роль в развитии игровой деятельности старших дошкольников.
методическая разработка (подготовительная группа)

Шекунова Варвара Евгеньевна

Интерес и его роль в развитии игровой деятельности старших дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интерес и его роль в развитии игровой деятельности старших дошкольников.

Наиболее известные трактовки ученых понятия «интерес» можно сгруппировать следующим образом:

Интерес рассматривается как условие самостоятельности (И.М. Литвиненко);

Непроизвольное желание действия (Н.А. Короткова);

Отношение субъекта к объекту, что проявляется в системе опосредования одного другим (А.С. Демидова);

Интерес, в том числе и познавательный, определяется как широкая категория, включающая в себя деятельность (Т.В. Воронина), специфическое отношение личности к объекту, вызванное сознанием его жизненного значения и эмоциональной привлекательностью (Н.Ф. Талызина).

Интерес – усиленная деятельностное состояние. В философии термин «интерес» применяется, как правило, с толкованием понятия «деятельность» деятельность – специфическая человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет целенаправленное изменение и преобразование, постижение, обретение знаний, распознавание, познание закономерностей объективного мира; совокупность знаний в какой-либо области.

Игра – вид осмысленной деятельности, где мотив лежит не в результате ее, а в самом процессе.

Игра, игровая деятельность – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Игра – ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста, в связи с развитием которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка и внутри которой развиваются психические процессы, подготавливающие переход ребенка к новой ступени его развития.

Игра – основной вид деятельности ребенка. Это свободная и самостоятельная деятельность, возникающая по инициативе ребенка. В процесс игры вовлекается вся личность ребенка: познавательные процессы, воля, чувства, эмоции, потребности, интересы. В результате происходят удивительные изменения этой личности. Игра очень специфический вид деятельности, которому присуще все характеристики деятельности, но все они – особенные.

Говоря о деятельности, мы говорим и о ее процессе. Если в любой другой, неигровой, деятельности важна прежде всего цель, результат, то в игре важен в основном процесс, так как видимой цели игра не имеет. Именно интерес к самому процессу игры является той движущей силой, которая позволяет игре длиться.

Игра как ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста является важнейшей формой2 самовыражения ребенка, развития его «самости», которая дает возможность быть самим собой «здесь и теперь». Главное значение игры в личностном развитии связано со становлением психических функций и процессов.

По словам Д.Б. Эльконина, в игре происходит становление всех механизмов личностного развития: социальной ориентации, подражания взрослому поколению, нормативной регуляции поведения (соблюдения определенных правил), эмоциональной и полоролевой идентификации, рефлексии и т. д. игра выступает важнейшим видом деятельности, формирующим адекватное полоролевое поведение дошкольников.

Сообразно суждению И.С. Кона, игровая активность дозволяет творить условия для формирования положительной полоролевой дифференциации. В игре малыш проверяет разные ощущения сообразно отношению к исполняемой игровой роли, он наблюдает ее позитивные свойства, «примеряет» ее на себя, отображает в настоящем поведении. В забаве малыш никак не лишь понимает себя как адепт конкретного пола, понимает родное различие от адепта иного пола, собственные свойства, собственные наружные свойства, однако малыш обучается воспринимать себя и собственный настил, обучается новости себя в согласовании со собственным полом и создавать взаимодействие с адептами иного пола.

Сообразно воззрению Т.А. Репиной, конкретно в забаве укрепляются положительные стандарты храбрых и прекрасных свойств поведения, закладываются базы чувственно позитивного дела к грядущей роли малыша в сообществе как представители сильного пола либо дамы, как матери либо папы. Творческие игры: игры с сюжетами, самостоятельно придуманными детьми.

Сюжетно-ролевые игры – это игры, в которых ребенок самостоятельно придумывает и развивает сюжет, принимая на себя ту или иную роль. Расцвет сюжетно-ролевой игры приходится на возраст от 3 до 5 лет. Затем сюжетно-ролевая игра постепенно начинает уступать место другим видам игр.

Режиссерские игры – в них придумывание и развитие сюжета происходит через роли, которые ребенок передает игрушкам. В такой игре ребенок разговаривает от имени разных персонажей-игрушек, передвигает их по игровому полю, комментирует происходящее в игре. В начале режиссерская игра появляется как индивидуальная деятельность ребенка. Самые ранние ее проявления приходятся на третий год жизни. К старшему дошкольному возрасту режиссерская игра возможно и при совместной деятельности детей. При этом у дошкольников сохраняются и индивидуальные режиссерские игры.

Игра-фантазирование построена на воображении, тесно связанном с готовым рисунком или рисунком, выполняемым по мере развития сюжета. Такая игра сопровождается диалогами и монологами героев, комментариями и протекает преимущественно в речевом плане. Продукт игрового воображения может быть связан как с внешней, так и с внутренней (про себя) речью ребенка. Обычно игра-фантазирование появляется у детей в старшем дошкольном возрасте.

Игры интегрированного типа, которые включают в себя другие виды деятельности (рисование, конструирование, ручной труд) для реализации игровых задач. Такие игры – принадлежность старших дошкольников, которым уже важен не только процесс, но и результат своей деятельности.

Конструкторские игры – в них ярко проявляется интерес детей к свойствам предмета, и желанием научиться с ним работать. Игры со строительным материалом развивают воображение детей, их конструктивных способностей, мышление, приучает к сосредоточенной упорной деятельности.

Кроме творческих на формирование игровой деятельности детей влияют дидактические, подвижные, спортивные, народные игры.

В дидактических играх детки имеют все шансы обучаться обозначать чувственное положение иного человека, свойства, надлежащие адепту какого-либо пола, осознавать себя со собственными половыми чертами, будто означает «я мальчик», будто означает «я девочка».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие игровой деятельности старших дошкольников средствами макетирования

Для того, чтобы игра получила своё развитие дошкольникам необходимо очень привлекательное игровое пространство. Таким пространством может стать макет, выполненные детьми совместно с педагогом....

Развитие инициативности в игровой деятельности старших дошкольников

Аннотация: в данной статье проведен анализ исследований ряда ученых, описывавших игровую деятельность дошкольников, а также развитие самостоятельности старших дошкольников. Также в статье приведен пра...

Педагогический проект по созданию условий для развития игровой деятельности старших дошкольников посредством ознакомления с профессиями родителей "Путешествие в мир профессий"

Игра является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста и особой формой общественной жизни дошкольников, в которой они по желанию объединяются, самостоятельно действуют, осуществляют свой зам...

проект по созданию условий для развития игровой деятельности старших дошкольников посредством ознакомления с профессиями «Портфель - мир профессии»

Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознате...

Интерес и его роль в развитии игровой деятельности старших дошкольников

В статье рассмотрим как формируется игровая деятельность дошкольников....

"Игровая деятельность старших дошкольников с задержкой психического развития»

В детстве игра является основной деятельностью ребенка, потому что именно благодаря ей ребенок быстрее узнает окружающий мир, правила и нормы общения с людьми, усваивает навыки и привычки культурного ...

Педагогический проект по созданию условий для развития игровой деятельности старших дошкольников посредством ознакомления с профессиями родителей «Путешествие в мир профессий»

Педагогический проект по созданию условий для развития игровой деятельности старших дошкольников посредством ознакомления с профессиями родителей«Путешествие в мир профессий»...