Эссе "Значение изучения психологии искусства в личностном и профессиональном развитии специалиста"
материал

Давлетшина Диана Руслановна

Эссе «Значение изучения психологии искусства в личностном и профессиональном развитии специалиста».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse.docx14.97 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе «Значение изучения психологии искусства в личностном и профессиональном развитии специалиста».

Жизнь в современном мире переполнена удивительными переменами, среди которых зачастую теряется из виду личность человека. Сегодня постоянно возникают и решаются социальные проблемы, но при этом забывается, что личность человека - основа всех проблем и всех решений. Инновационные процессы в образовании принесли много выгод, но всё же в ряде важнейших аспектов жизни они с трудом удовлетворяют более глубокие запросы творческой личности. Без развития уникальных мысленных и творческих способностей студент теряет то, что называется силой личности.

Творчески мыслящий специалист способен быстрее и наиболее эффективно организовывать свою деятельность при решении задач, поставленных перед ним обществом. Именно творческий подход к будущей деятельности является одним из условий воспитания активной жизненной позиции личности студента. Поэтому сегодня проблема формирования творческой личности будущего профессионала является приоритетной для будущих специалистов.

В решении данной задачи особая роль отводится искусству. Искусство организует человека на творческое преобразование мира в соответствии с высшими гуманистическими идеалами, формирует духовный мир личности, ее мировоззрение.

В педагогической, психологической и философской литературе можно встретить различные определения понятия творчества.

Гегель считал, что творчество - это диалектическое саморазвитие субъекта.

Р. Ассаджиоли рассматривал творчество как процесс восхождения личности к «идеальному Я», как способ ее самораскрытия. Одним из основных психологических механизмов самораскрытия творческого процесса является позитивное переструктурирование своего опыта. Самораскрытие не обязательно должно принимать форму творческих усилий, выражающихся в создании произведений искусства. Учитель, спортсмен, студент или рабочий у станка - все могут актуализировать свой потенциал, выполняя наилучшим образом то, что они делают. Самоактуализация может реализоваться во многих сферах человеческой активности. 

Важно также обращаться и к уже готовым произведениям искусства.

Каждый человек в действительности достаточно подготовлен к восприятию искусства и может извлечь для себя пользу общения с ним.

Сенека в своё время писал: «Искусства полезны лишь в том случае, если они развивают ум, а не отвлекают его». Поэтому одна из основных функций искусства - познавательная. Все знание, которое мы получаем об окружающей действительности, доходит до нас через органы чувств, по тем образам, которые возникают у нас благодаря зрению, слуху или осязанию. Сенсорное восприятие не может ограничиться фиксацией образов, попавших в органы чувств; оно должно искать структуру. В сущности, восприятие и есть не что иное, как обнаружение структуры. Последняя говорит нам, из каких элементов состоит объект и как они связаны друг с другом. Именно в результате открытия структуры на свет появляется картина. Произведение искусства - это очищенная, увеличенная и выразительная копия объекта, порожденная восприятием художника.

Важным аспектом является то, что эстетическое наслаждение от восприятия искусства достигается совершенно независимо от реального «Я»: студент получает возможность без промедления отождествлять себя с каждым ощущением, с каждым образом и снова без всякого труда отказываться от этого отождествления. Только тот, кто глубоко погружается в произведение искусства, может почувствовать его потрясающее воздействие.

Отличительной особенностью человека является способность и одновременно потребность в отображении своего внутреннего мира. Эта особенность позволяет активно перерабатывать информацию, которая поступает извне. В результате в психике индивидуума вырабатываются различные адаптивные механизмы. Они позволяют человеку лучше приспосабливаться к жизни, быть более успешным в постоянно меняющемся мире.

В процессе творчества создатель нового (произведения искусства, научного открытия, текста книги) является творцом, творцом своей жизни. В процессе творчества возникает единая когнитивно-ментальная структура сознания человека, которая, растворяя «Я» в деятельности, растворяет деятельность в «Я». В результате трансцендирования (выхода за пределы своего «Я») происходят существенные изменения в ценностно-смысловой сфере личности, начинают действовать механизмы сверхсознания. Человек испытывает дистанцированность от других людей, погружается в собственное интеллектуальное переживание. Уединение становится сродни самотворчеству, выступает как необходимое условие для «труда души».

Как видим, сегодня важно уделять достойное внимание творчеству и искусству при подготовке квалифицированного специалиста


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная программа профессионального развития педагога-психолога «Повышение профессиональной компетентности в области инклюзивного образования»

Цель : обеспечение непрерывного совершенствования профессиональной компетентности в области инклюзивного образования, как условие организации учебно-воспитательного процесса для детей с особенными обр...

"Наставничество как основа профессионального развития молодых специалистов ДОО"

Выступление на научно-практической он-лайн конференции "Развивающее пространство Инновационной площадки ВОО "Воспиттаели России" "Мир ребёнка: семья, детский сад, школа, социум&quo...

Мастер – класс «Самообразование педагога как условие его личностного и профессионального развития»

План самообразования воспитателя входит в обязательную часть дополнительного развития педагога. Сами воспитатели относятся к подобным планам негативно, называют их «бумаготворчеством, бесконечно...