"Наставническая работа как одна из форм личностного и профессионального развития педагога"
статья

.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Хазова Наталья Дмитриевна

БДОУ города Омска «Детский сад

компенсирующего вида № 400»

Наставническая работа как одна из форм личностного и профессионального развития педагога

Молодым (начинающим) педагогам очень трудно профессионально состояться в современном мире. Им необходимо не только хорошо ориентироваться в нормативно-правовых документах, регламентирующих деятельность педагога, владеть методикой и современными образовательными технологиями, но и приобрести авторитет среди воспитанников, родителей, коллег, сформироваться как яркая самобытная, неповторимая Наиболее эффективной формой совместной деятельности, направленной на развитие личности молодого (начинающего) специалиста, является наставническая работа.

В настоящее время в противовес установке на ребенка как на средство педагогического процесса, характерной для директивной педагогики, выступает педагогика сотрудничества, использующая личностно-ориентированную модель воспитания, для которой характерна установка на ребенка как на цель педагогического процесса.

При постижении азов профессиональной деятельности у многих начинающих педагогов возникают те или иные трудности.

Профессиональная адаптация начинающего воспитателя в процессе его вхождения в образовательную среду пройдет успешно, если:

- трудовая мотивация, педагогическая направленность являются важными факторами при поступлении педагога на работу и закреплены в локальных нормативных актах ДОУ;

- профессиональная адаптация воспитателя осуществляется в неразрывной связи с процессом его личностного и профессионального развития и определена в методической работе ДОУ;

- в организации педагогического труда имеют место максимальный учет личностных особенностей и уровня профессиональной подготовки, активная поддержка личностного и профессионального роста воспитателя;

- материально-техническое обеспечение образовательного процесса соответствует современным требованиям и помогает педагогу реализовать инновационные подходы.

Задача руководителя ДОУ, специалистов – помочь молодым педагогам адаптироваться в новом коллективе, сделать так, чтобы они не разочаровались в выбранном пути.

Этапы становления молодого специалиста:

 І этап – 1-й год работы: самый сложный период как для новичка, так и для помогающих ему адаптироваться коллег;

ІІ этап – 2–3-й годы работы: педагог изучает опыт работы коллег своего учреждения и других ДОУ, повышает свое профессиональное мастерство, посещая открытые городские мероприятия: методические объединения воспитателей, отчеты и т. д. Процесс развития профессиональных умений, накопления опыта, поиска лучших методов и приемов работы с детьми, формирования своего стиля в работе, снискание авторитета среди детей, родителей, коллег;

ІІІ этап – 4–5-й годы работы: складывается система работы, имеются собственные разработки. Педагог внедряет в свою работу новые технологии;

ІV этап – 6-й год работы: происходят совершенствование, саморазвитие, обобщение своего опыта работы. [1, c.19]

Прохождение определенного этапа для каждого педагога очень индивидуально. Профессиональные качества во многом зависят от характера, темперамента. Поэтому администрации детского сада к каждому педагогу надо подходить дифференцированно. Разнообразные формы работы с молодым специалистом способствуют развитию у него познавательного интереса к профессии, активному освоению приемов работы с детьми и их родителями, оказывают положительное влияние на рост его профессиональной значимости.

Одним из самых важных и сложных является первый этап, поэтому рассмотрим подробнее работу руководителей ДОУ с молодым специалистом в этот период.

Руководитель ДОУ при приеме молодого специалиста на работу беседует с ним, знакомит его с должностной инструкцией, внутреннего трудового распорядка, условиями труда, правилами уставом ДОУ, традициями, определяет рабочее место. Воспитатель заполняет анкету с общими данными о себе. По возможности начинающий педагог направляется в ту группу, где работает опытный воспитатель, который может быть его наставником, дать необходимые консультации, продемонстрировать занятия, организацию прогулки детей и т. д. Никакие советы, рассказы, объяснения не помогут так, как личный пример.

Молодой воспитатель несколько дней под руководством старшего воспитателя проходит стажировку у своего более опытного коллеги, т. е. они работают вместе с группой детей наставника. За это время он знакомится с воспитанниками, родителями, помощником воспитателя, изучает режим дня группы, документацию. Все возникшие вопросы обсуждаются после рабочей смены в присутствии старшего воспитателя.

Проведение на протяжении учебного года систематической работы по формированию традиций наставничества позволяет:

- отработать усвоенные в период обучения в вузе содержание и методы педагогического сопровождения развития детей, взаимодействия родителей и педагогов ДОУ на практике;

- освоить приемы, направленные на сплочение педагогического коллектива и передачу педагогического опыта от одного поколения другому.

Знакомство с талантливыми педагогами, опытом инновационной деятельности и ее плодами играет важную роль в формировании педагогического идеала молодого специалиста, а порой и в его корректировке.

Затем наступают первые дни самостоятельной работы – самые трудные. И здесь очень важно оказать молодому специалисту помощь, сделать так, чтобы период поступления на работу и первые дни стали для него не серьезным испытанием, а радостным событием. Решение этой задачи мы считаем приоритетным для нашего педагогического коллектива. Адаптация молодого воспитателя во многом зависит от психологического климата в ДОУ, стиля управления, профессиональной личностной зрелости каждого педагога, условий труда.

 В каждом ДОУ складываются свои традиции, своя система работы с молодыми педагогическими кадрами, выбираются те формы и методы, которые в конечном итоге будут содействовать дальнейшему профессиональному становлению молодого специалиста. От того, как новичка встретит коллектив во главе с руководителем, будет зависеть последующая успешность специалиста.

Показателями эффективности педагогической работы наставника являются критерии:

- оценка профессионального становления и роста молодого (неопытного) педагога администрацией учреждения;

- профессиональный рост наставника от совместной деятельности с подопечным, отзывов под наставных о совместной деятельности с наставником.

Эффект от наставнической деятельности для учреждения заключается в следующих показателях:

- сохранение контингента молодых (начинающих) педагогов в профессии;

- профессиональный рост наставляемого и наставника;

- стойкое закрепление в профессии педагога;

- быстрое включение в образовательный процесс;

- предупреждение скрытой боязни конкуренции у молодого педагога на фоне опытных специалистов;

- престиж учреждения.

Справедливо считается, что учителем можно назвать только того, кто сам постоянно учится. То же самое относится и к воспитателю: настоящим воспитателем является тот, кто постоянно учится науке и искусству воспитания, постоянно занимается самовоспитанием. При этом нельзя забывать, что объект воспитания - ребенок - непрерывно растет, развивается, год от года меняются условия воспитания, и все это влечет за собой совершенно неизбежную эволюцию воспитания. [8, c.56]

Период вхождения начинающего педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как он пройдет, зависит, состоится ли новоявленный воспитатель как профессионал, останется ли он в сфере дошкольного образования или найдет себя в другой сфере деятельности.

Список литературы:

Белая, К.Ю. Руководство ДУ: контрольно-диагностическая функция/К.Ю.Белая. -М.: Сфера,2003.176 с.

Волобуева, Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами/Л.М.Влолобуева. -М.,2003.-179с.

Денякина, Л. Педагогическая диагностика как движущая сила образовательного учреждения/Л.Денякина. -Минск,2000.-123с.

Котко, А.Н. Технологии методической деятельности в ДУ/А.Н. Котко. -Минск: "Зорныверасень", 2007.-168 с.

Лобынько, Л.В.Современное ДУ: контроль и анализ/Л.В. Лобынько.-Мн.: ЧУП "Зорныверасень", 2005.-48 с.

Панько, Е.А. Воспитатель детского сада: психология. –Мн., 1998. –176с.

Панько, Е.А. Основы профессионального самосовершенствования педагога дошкольного учреждения. –  Мн., 2002. –283 с.

Поздняк, Л.В. Управление ДУ: учебное пособие для студентов пед. вузов/Л.В. Поздняк, Н.Н.Лященко. - М.: Издательский центр "Академия", 2000.- 432 с.

Пралеска: программа дошкольного образования / Под ред. Е.А. Панько. –Мн., 2007. –320с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личностные и профессиональные качества педагога, необходимые для работы с детьми раннего возраста

Личностно-ориентированная педагогика предъявляет особые требования к личности воспитателя.       Важнейшими среди них являются:Ø    искренность,Ø...

«Активные формы и методы работы, направленные на повышение уровня мотивации к профессиональному развитию педагога ДОУ»

В связи с последними изменениями в образовании  у меня, как старшего воспитателя, возникают вопросы – как и что сделать, чтобы каждый педагог стал педагогом с большой буквы? Как избавиться ...

«Коучинг –сессия как активная форма обучения, направленная на личностную поддержку профессиональной деятельности педагога"

«Коучинг –сессия какактивная форма обучения, направленная на личностную поддержку профессиональной деятельности...

ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА ПЕДАГОГА, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Личностно-ориентированная педагогика предъявляет особые требования к личности воспитателя. ...

Выступление из опыта работы «Квест – одна из форм работы старшего воспитателя с педагогами ДОУ»

Выступление из опыта работы«Квест – одна из форм работы старшего воспитателя с педагогами ДОУ»...

ОТЧЕТ О ПРОДЕЛАННОЙ РАБОТЕ ЗА 2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА «РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ПО СРЕДСТВАМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ИГРЫ»

ОТЧЕТ О ПРОДЕЛАННОЙ РАБОТЕ ЗА 2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА «РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ПО СРЕДСТВАМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ИГРЫ...