Социально-значимый, информационно-познавательный проект с воспитанниками старшей группы МБДОУ ДС № 28 «Светлячок» г. Туапсе на тему «Эколята – защитники и друзья природы»
проект (старшая группа)

Плужникова Елена Витальевна

С развитием промышленности в XX веке происходит загрязнение не только окружающей среды и животного мира на планете, но и в космосе. Из-за больших количеств поступающих в среду отходов человеческой деятельности способность окружающей среды к самоочищению находится на пределе. Это ставит под угрозу жизнь на планете в целом и существование отдельных городов в частности. В связи с этим крайне важным является сохранение экологического баланса и чистоты на планете. Природа- не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Поэтому необходимо посеять и возрастить в душе ребенка семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей. Природолюбие помогает осознать, что каждый ребенок является личностью, от деятельности которой зависит судьба будущих поколений.

        Идеи экологического воспитания и образования можно реализовывать через различные виды детской деятельности: экспериментирование, наблюдение, труд и игру.

        Игра, как ведущий вид деятельности дошкольника, предполагает различный спектр возможностей и средств, направленных на воспитание экологических ценностей у детей дошкольного возраста.

 Проект позволяет детям и родителям заниматься интересным делом и одновременно приносить пользу окружающему миру.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1._proekt_ekolyata.docx42.39 КБ

Предварительный просмотр:

Социально-значимый,

информационно-познавательный проект

с воспитанниками старшей группы 

МБДОУ ДС № 28 «Светлячок» г. Туапсе

на тему «Эколята – защитники и друзья природы»

                                                         

                                                           Автор проекта: Е.В. Плужникова

                                              воспитатель МБДОУ ДС

                                                   № 28 «Светлячок» г. Туапсе

Содержание

п/п

Раздел

Страница

1.

Аннотация

1

2.

Сведения об авторе проекта

1

3.

Актуальность выбранной темы

1

4.

Цели проекта для детей

2

5.

Цели проекта для родителей воспитанников

2

6.

Задачи проекта для детей

2

7.

Задачи проекта для родителей воспитанников

2

8.

Формы и методы реализации проекта для детей

3

9.

Формы и методы реализации проекта для родителей воспитанников

3

10.

Ожидаемые результаты

3

11.

Этапы реализации проекта

4

12.

Материально-техническое обеспечение проекта

9

13.

Список используемой методической, научно-популярной и художественной литературы

9

Аннотация

Участниками образовательного проекта на тему «Эколята – защитники и друзья природы» являются воспитанники старшей группы, родители воспитанников, воспитатель Е.В. Плужникова.

Тип данного образовательного проекта – социально-значимый, информационно-познавательный, долгосрочный (с 01сентября 2021 г. по 30 ноября 2021 г.).

Проект предназначен для формирования у детей элементарных представлений об экологической культуре и культуре природолюбия.

Сведения об авторе проекта

Ф.И.О.: Плужникова Елена Витальевна.

Образование: средне-специальное, в 1994 году окончила Туапсинское педагогическое училище по специальности «Дошкольное воспитание»; присвоена квалификация «воспитатель в дошкольных учреждениях».

Стаж педагогической работы 20 лет.

Квалификационная категория первая (приказ МОН КК от 26.12.2017 г. № 5449).

Актуальность выбранной темы

С развитием промышленности в XX веке происходит загрязнение не только окружающей среды и животного мира на планете, но и в космосе. Из-за больших количеств поступающих в среду отходов человеческой деятельности способность окружающей среды к самоочищению находится на пределе. Это ставит под угрозу жизнь на планете в целом и существование отдельных городов в частности. В связи с этим крайне важным является сохранение экологического баланса и чистоты на планете. Природа- не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Поэтому необходимо посеять и возрастить в душе ребенка семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей. Природолюбие помогает осознать, что каждый ребенок является личностью, от деятельности которой зависит судьба будущих поколений.

        Идеи экологического воспитания и образования можно реализовывать через различные виды детской деятельности: экспериментирование, наблюдение, труд и игру.

        Игра, как ведущий вид деятельности дошкольника, предполагает различный спектр возможностей и средств, направленных на воспитание экологических ценностей у детей дошкольного возраста.

 Проект позволяет детям и родителям заниматься интересным делом и одновременно приносить пользу окружающему миру.

Цели проекта для детей

  • Знакомство с Эколятами (Ёлочка, Умница, Шалун, Тихоня).
  • Формирование основ экологической культуры.
  • Воспитание культуры природолюбия.
  • Формирование богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе.
  • Развитие познавательного интереса к природе родного района.
  • Развитие желания заботы о природе и животных.
  • Развитие коммуникативных способностей.
  • Воспитание бережного отношения к природе.

Цели проекта для родителей воспитанников

  • Обогащение уровня экологических знаний.
  • Оптимизация детско-родительских отношений.

Задачи проекта для детей

1. Помочь осознать необходимость сохранения, охраны и спасения природы для выживания на земле самого человека.

2. Обогащать представления о природе Туапсинского района.

3. Расширить общий кругозор, способствовать развитию творческих способностей.

4. Развивать познавательную активность посредством опытов и экспериментов с объектами природы.

5. Продолжать воспитывать уважительное отношение к окружающему миру.

6. Формировать самооценку своих поступков, учить оценивать поступки других людей.

7.  Воспитывать дружеское отношение детей друг к другу.

Задачи проекта для родителей воспитанников

1. Вовлечь в проектную деятельность.

2. Повысить уровень экологической грамотности.

3. Создать условия для конструктивного взаимодействия с семьями воспитанников в целях дальнейшего сотрудничества.

Формы и методы реализации проекта для детей

  • образовательная деятельность;
  • опытно-экспериментальная деятельность;
  • игровая деятельность;
  • трудовая деятельность;
  • развлечения, досуги, праздники;
  • наблюдения, экскурсии, выставки;
  • чтение научной и художественной литературы;
  • просмотр мультимедийных презентаций.

Формы и методы реализации проекта для родителей воспитанников

  • анкетирование;
  • индивидуальное консультирование;
  • участие в трудовой деятельности;
  • участие в организации фотовыставки;
  • участие в чтении научной и художественной литературы детям дома; участие в социально-значимых акциях «Посади дерево», «Пополни групповую библиотеку», «Добрые сердца»; общественная акция: «Присоединяйся к добрым делам Эколят» (выход на улицы города Туапсе, раздача буклетов-фигурок Эколят детям);
  • участие в изготовлении эмблем «Берегите природу!», масок и шапочек для сюжетно-ролевых и дидактических игр;
  • участие в мастер-классе «Человек – природе друг!» (организация дидактических и настольно-печатных игр экологического содержания для родителей с детьми).

Ожидаемые результаты для детей

  • повысился уровень экологических знаний, познавательной и речевой активности;
  • стали более отзывчивыми и внимательными к окружающей природе;
  • имеют представления о правилах поведения в природе, применяют их в конкретных жизненных ситуациях;
  • проявляют познавательную и творческую активность, любознательность.

Ожидаемы результаты для родителей воспитанников

  • повысился уровень экологической грамотности;
  • оптимизировались детско-родительские отношения;
  • повысился уровень вовлеченности в проектную деятельность; 
  • научились объективно оценивать возможности своих детей.

Этапы реализации проекта

1 этап

Теоретический

Разработка проекта

  • Выявление объема знаний у воспитанников группы по данному вопросу.
  • Доведение до участников проекта важности выбранной проблемы.
  • Составление плана мероприятий.
  • Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного, видео и фотоматериалов.
  • Создание мультимедийной презентации «Эколята- защитники и друзья природы».
  • Подбор дидактических и подвижных игр, игрушек, атрибутов для развития игровой, познавательной и исследовательской деятельности.
  • Подбор материала для творческой и продуктивной деятельности детей, включение результатов детской продуктивной деятельности в РППС группового помещения.

2 этап

 Практический.

Образовательные области.

Познавательное развитие

Дать представление детям о природе Туапсинского района посредством художественно-иллюстративного материала. Расширить и углубить знания детей на тему «Сохраним природу!». Формирование любознательности и расширение детского кругозора. Активизация словаря.

Содержание:

  • Чтение произведений В. Бианки «Лесная газета», К. Ушинского «Спор деревьев», Г.Х. Андерсен «Гадкий утенок» т.д.
  • «Знакомство с Эколятами – юными защитниками природы» (просмотр мультимедийной презентации).
  • Беседа на проблемные ситуации «Знакомство с Эколятами – юными защитниками природы», «Правила поведения в природе», «Лес – это дом для многих жильцов», «Водные ресурсы Земли», «Живая и неживая природа», «О мусоре», «Мы – защитники природы!» и т.д.
  • НОД на темы: «Станем юными защитниками природы», «Во саду ли, в огороде», «Экологическая тропа», «Как люди помогают лесным обитателя», «Мой город Туапсе – маленькая страна».
  • Изготовление эмблем «Берегите природу!» совместно с родителями.
  • Проведение мастер-класса для родителей на тему: «Человек – друг природы!» (организация экологических игр: дидактических, настольно-печатных).
  • Анкетирование родителей на тему: «Природа и здоровье».
  • Экспериментальная деятельность: «Потребность растений в воде», «В почве есть воздух, в воде есть воздух», «Как очистить воду?», «В почве есть воздух, в воде есть воздух», «Летающие семена».
  • Консультации для родителей «Правила поведения в природе», «Чем занять ребенка осенью».
  • Фотовыставка «День чистого участка».
  • Пополнение групповой библиотеки книгами о животных, птицах, растениях.
  • Проведение развлечения совместно с родителями на тему: «Эколята  друзья природы».

Физическое развитие

Формирование у детей потребности в двигательной активности и физическом совершенстве. Развитие физических качеств (силы, быстроты, ловкости, выносливости, гибкости).

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира ситуациям и способам поведения в них.

Содержание:

Подвижные игры «Совы и вороны», «Птицы и автомобиль», «Летает, плавает, бегает»», «Журавли- журавли», «Птица без гнезда», эстафета «Собери мусор» и т. д.

                                       

Социально-коммуникативное развитие

Развитие игровой деятельности детей; приобщение детей к элементарным нормам и правилам взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми; воспитание любви к птицам.

Содержание:

  • Игра-инсценировка «Детки в клетки», «Утка, охотник и лиса» и т.д.
  • Дидактические игры «Зоологическое лото», «Назови деревья», «Кто, где живет?», «Четвертый лишний», «Дикие животные», «Времена года», «Что это за птица» и т.д.
  • Сюжетно-ролевые игры «В лесу», «Медвежата», «Ветер и листочки» и т.д.
  • Введение в проект родителей посредством проведения социальной акции

«Посади дерево», «Добрые сердца».

  • Экспериментирование на темы «Где живут букашки?», «Почему листья разного размера?», «Как сделать синюю картошку?».
  • Изготовление памятки для родителей на тему «Эти правила помогут вам уменьшить количество мусора в городе».
  • Проведение семейного фотоконкурса «Мой любимый питомец» и организация фотовыставки.

                           Художественно-эстетическое развитие

Развитие творчества в различных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование, аппликация). Развитие детского творчества. Внесение результатов продуктивной деятельности в развивающую среду группы.

Развитие музыкально-художественной деятельности.

Содержание:

  • Рисование «Добрые дела Эколят», «Яблоня с золотыми яблоками в волшебном саду», «Осенний лес», «Идет дождь», «Дымковская слобода», «Рисование с натуры веточек», «Что нам осень принесла», «Птичка зернышки клюет», «Моя любимая сказка», «Как мы наводим порядок на участке».
  • Аппликация «На лесной полянке выросли грибы», «Огурцы и помидоры лежат на тарелке», «Блюдо с фруктами и ягодами», коллективная (в свободное время) «Наши любимые Эколята и их друзья», «Красивые рыбки в аквариуме».
  • Лепка «Грибы», «Вылепи какие хочешь овощи и фрукты», «Красивые птички», «Красивые птички», «Как маленький Мишутка увидел, что из его мисочки всё съели», «Козлик», «Птичка зернышки клюет».
  • Конструирование «Корзиночка», «Чебурашка», «Животные».
  • Заучивание песен и закличек «Солнышко обогрей…», «Радуга- дуга…», «Дождик, дождик припусти…», «Гуси», «Ласточка», «Туча с громом сговорилась…».
  • Разучивание танцев «Воробей с березы…», «Птицы».

Речевое развитие

Развитие свободного общения воспитанников со взрослыми и сверстниками. Развитие всех компонентов их устной речи в различных формах и видах детской деятельности, воспитание любви и интереса к художественному слову.

Содержание:

  • Разучивание стихотворений, загадок, пословиц, поговорок, считалок о птицах.
  • Чтение научно-познавательной и художественной.
  • Составление тематических рассказов «Добрые дела Эколят».
  • Беседы о бережном отношении к природе «О лесе», «Наш дом – природа», и т.д.
  • Словесные игры с учетом тематики проекта «Цветы», «Ответь на вопросы», «Времена года» и т.д.
  • Разучивание текстов пальчиковых игр, физминуток.
  • Чтение тематической литературы дома.
  • Создание копилки загадок о природных явлениях.
  • Вечер поэзии «Тропинки экологии».

Материально-техническое обеспечение проекта

  1. Компьютер, ксерокс, проектор, мультимедийный экран, фотоаппарат, колонка, флешкарта.
  2. Дидактические игры, сюжетные картинки, карточки с изображением птиц, плакаты, иллюстрации.
  3. Подбор методической, научно-популярной, художественной литературы, иллюстративного, видео и фотоматериала.
  4. Подбор атрибутов для проведения дидактических, подвижных и сюжетно-ролевых игр.
  5. Подбор материала для творческой и продуктивной деятельности детей, включение результатов детской продуктивной деятельности в РППС группового помещения.
  6. Мини-огород (перец болгарский, помидоры, огурцы и т.д.)
  7. Клумба с цветами.

Используемая методическая, научно-популярная и художественная литература

 

п/п

Наименование

Автор/издательство/год

1.

«Секреты природы – это так интересно!»

Автор-составитель Л.В. Ковинько, издательство «Линка-Пресс», г. Москва, 2004 г.

2.

«Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания»

Авторы-составители: А.А. Лопатина, М.В. Скребцова, издательство «Амрита-Русь», г. Москва, 2008 г.

3.

«Утренники в детском саду: сценарии о природе»

Авторы-составители: Н.Н. Луконина, Л.Е. Чадова, издательство «Айрис-Пресс», г. Москва, 2002 г.

4.

Тематический словарь в картинках «Перелетные и зимующие птицы России»

Автор-составитель А.Н. Горьканова, издательство «Школьная Пресса», г. Москва, 2008 г.

5.

«Парциальная программа «Юный эколог». Система работы в старшей группе детского сада 5-6 лет» (ознакомление дошкольников с миром природы)

Автор-составитель С.Н. Николаева, издательство «Мозаика-Синтез», г. Москва, 2016 г.

6.

«Прогулки в детском саду»

Авторы-составители: И.В Кравченко, Т.Л. Долгова, издательство «ТЦ Сфера», г. Москва, 2015 г.

7.

«Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: информационно-методические материалы, экологизация развивающей среды детского сада, разработки занятий по разделу «Мир природы», утренники, викторины, игры»

Автор-составитель О.Ф. Горбатенко, издательство «Учитель», г. Волгоград, 2008 г.

8.

Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома «Полная хрестоматия для дошкольников» в 2 книгах

Автор-составитель С.Д. Томилова, издательство АСТ, г. Москва, 2015г.

9.

Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома: 5- 6 лет

Учебно-методический комплект к программе «От рождения до школы» (Н.Е. Веракса, издательство «Мозаика-Синтез», г. Москва, 2016 г.)

10.

Интернет ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческо-информационный проект с воспитанниками старшей группы «Защитники отечества».

Творческо-информационный проект с воспитанниками старшей группы «Защитники отечества»....

Летний эколого – оздоровительный проект «Эколята – Дошколята, юные друзья природы»

Особенностью проекта «Эколята – Дошколята, юные друзья  природы» по формированию культуры природолюбия у воспитанника дошкольной образовательной организации является его направл...

Конспект - развлечение по познавательному развитию детей во второй младшей группе на тему: «Эколята – защитники природы»

Конспект - развлечение по познавательному развитию детейво второй младшей группе на тему: «Эколята – защитники природы»...

«Эколята -дошколята — защитники и друзья природы»

laquo;Эколята -дошколята — защитники и друзья природы»...

" Эколята дошколята юные друзья природы"

Знакомство детей с природой...

Календарно-тематическое планирование для 2 младшей группы на тему «Эколята защитники природы»

Цель: Расширять представления о правилах безопасного поведения на природе; воспитывать бережное отношение к природе; формировать элементарные экологические представления....

Методическое пособие «Magic Box» на тему: «Эколята-защитники природы».

Методическое пособие «Magic Box» на тему: «Эколята-защитники природы». Пособие предназначено для детей среднего дошкольного возраста. Данное пособие можно использовать как в совместной, так и в сам...