" Эколята дошколята юные друзья природы"
проект по окружающему миру (младшая группа)
Знакомство детей с природой
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное
дошкольное образовательное учреждение детский сад №86
Красносельского района Санкт-Петербурга
«Эколята дошколята юные друзья природы»
Вторая младшая группа №3
Подготовил и провел воспитатель:
Соколова Анастасия Викторовна
Санкт-Петербург
2023 год
Паспорт проекта
- Название: «Эколята дошколята юные друзья природы»
- Вид проекта: познавательный, информационный, групповой.
- Продолжительность проекта: долгосрочный с 05.06.23-19.06.23
- Участники проекта: Дети, воспитатель, родители.
- Актуальность темы:
В современных условиях, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность.
В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы экологического воспитания. Формируя гуманное отношение к природе, важно донести до детей, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому должны ее беречь и заботиться о ней. У детей развивается познавательный интерес – они самостоятельно рассматривают растения, охотно участвуют в наблюдениях, задают вопросы. Дети систематически наблюдают и ухаживают за выращенными растениями. В процессе ухода за ними дети получают представления о многообразии растительного мира, о том, как растут и развиваются растения, какие условия для них нужно создавать.
- Цель проекта:
Создание благоприятных условий для экологического воспитания детей и
формирования эмоционально положительное отношение к природе и экологической культуры.
- Задачи проекта:
Образовательные:
- формировать представлений детей о растительном и животном мире;
- формировать умения и навыки наблюдений за природными объектами и
явлениями;
- формировать умения и желания сохранять природу и при необходимости
оказывать ей помощь (уход за живыми объектами), а также навыков
элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес к миру природы;
-развивать познавательный интерес к исследовательской деятельности,
желание познать новое;
-развивать логическое мышление, речь, кругозор.
Воспитательные:
- воспитывать чувство прекрасного, обогащать знания и впечатления о
природном мире;
- воспитывать любознательность, любовь и бережное отношение к природе
- воспитывать у детей эмоциональный отклик, интерес и эстетическое
отношение к природному миру.
8.Ожидаемые результаты:
Дети: -Активное участия детей в организации и проведении различных экологических мероприятий.
- Формирование навыков культурного поведения в природе.
-Развитие познавательного интереса детей.
-Вызвать желание и умение заботиться о живом.
-Повысить словарный запас у детей.
-Повысить интерес к исследовательской деятельности.
Родители:
Объяснить актуальность, важность проблемы экологического воспитания детей, повысить образовательный
уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить, прежде всего, в семье.
Педагоги:
Способствовать развитию интереса у детей дошкольного возраста к природному и животному миру.
9.Содержание проекта.
Подготовительный этап:
I. Организационный
Обдумывание идеи проекта, сбор информации. Подбор и анализ научно-популярной и художественной литературы по данной теме
Составление плана проекта, определение сроков реализации.
Подбор методического и дидактического материала для реализации идеи, иллюстративного материала, литературных произведений по теме проекта. Разработка конспектов занятий.
II. Основной
Проведение тематических занятий с воспитанниками, совместная работа с воспитанниками «Пень Хохотун»
Познавательное развитие по организации опытно-экспериментальной деятельности «Вода, водичка»
Совместная работа с родителями (законных представителей) по теме проекта.
III. Заключительный
Анализ результатов проектной деятельности. Фотоотчёт
Задачи | Деятельность с детьми | Деятельность с родителями | Материалы и средства реализации | Сроки и ответственный |
Основной этап - Реализация проекта | ||||
Понедельник, вторник, среда Знакомим детей с растительным и животным миром. Развиваем интерес к миру природы. Создаём хорошее настроение. | Изготовление цветов из цветной бумаги для украшения предметно-пространственной среды в группе, оформляем уличную беседку и площадку на улице. Беседа с детьми «что растет у нас в саду?» Дети внимательно слушают, задают вопросы. Чтение художественной литературы А.С Пушкин «Сказка о золотой рыбке» Раскраска восковыми мелками . | Беседы с детьми дома. На прогулках обращать внимание что растет вокруг нас. | Цветная бумага, клей, нитки. Карточки обучающие с изображением цветов | С 05.06-07.06 Воспитатель Соколова А.В |
Четверг, пятница. Учимся воспитывать любовь и бережное отношение к природе, чувство прекрасного. | Дети рассматривают карточки с изображением деревьев и кустарников. На экскурсии вокруг здания детского сада рассматриваем что растет на территории, называем и объясняем. Ищем совпадение с картинками. Чтение художественной литературы «Могучая травинка» «Пень хохотун» Совместная работа с детьми. М.Скребцова Прослушивание аудио сказки «Дюймовочка» | Консультация по экологическому воспитанию детей. Закрепляем с детьми чем отличаются деревья от кустарников. Чтение сказки на ночь «Пень хохотун» | Наглядный природный материал, пластиковая крышка от торта, салфетки, клей ПВА Карточки обучающие. Выставка рисунков | 08.06;09.06. Воспитатель Соколова А.В |
Вторник, среда. Развиваем познавательный интерес к миру природы. Воспитываем у детей эмоциональный отклик, интерес и эстетическое отношение к природному миру | Поливаем цветы из лейки. Игры с водой, опыт-эксперимент: «Вода, водичка» Рассматриваем картинки с реками, озерами, морями. Тематическая беседа -море, солнце, реки…. Наблюдение на прогулках за солнцем Чтение художественной литературы «История одной Капли» (сказка о воде) | Родители с детьми, ухаживают (поливают) за растениями дома на даче. | Тазик с водой, баночки с водой, краситель, обучающие карточки. Лейка. | 13.06; 14.06. Воспитатель Соколова А.В |
Четверг, пятница. Формируем умения и желания сохранять природу. Развиваем логическое мышление, речь, кругозор. | Тематическая беседа «сказочные герои Эколята, знакомимся с Ёлочкой, Тихоней, Умницей, Шалуном» Прослушиваем «гимн эколят». Ходим на экскурсию вокруг детского сада. Называем деревья, растения самостоятельно и с помощью воспитателя. Проговариваем как ухаживать и беречь их. Чтение произведений В. А. Сухомлинский «Мальчики и колокольчики ландышей», «Девочка и ромашка». Пальчиковая гимнастика: «Капуста», «Мы делили апельсин», «Жили – были зайчики». | Обогатить ребенка яркими впечатлениями от разнообразия, красоты природных явлений, проявлять наблюдательность, беречь и заботиться об окружающей природе. Консультация: «Воспитываем в детях гуманное отношение к окружающему миру». | Лейка, Тяпка. Наглядное пособие изображение эколят. Колонка. | 15.06;16.06 Воспитатель Соколова А.В |
Понедельник. Закрепляем знания детей о видах растений, способах ухаживания и местах где они растут. Формируем положительное эмоциональное отношение к природе.
| Ситуативный разговор: «Как вовремя прогулки в лесу или в парке мы бережем природу?» дети рассказывают, делятся своими впечатлениями о походах на природу. Чтение произведений. Экологическая сказка А. Лопатина «Почему у земли платье зеленое» «История одной Елочки». Пальчиковая игра «Репка» Слушаем звуки природы: Шум дождя, моря, ручейка, ветра. Звуки животных: Лягушка, стрекоза, шмель. Наблюдение за песком: Сухой песок сыпется, с помощью сито большие камушки остаются в сите, а мелкие нет. Мокрый песок- лепим с помощью формочек куличики, строим домики. | Консультация родителям: «Природа – источник огромного количества открытий и находок, источник счастья и труда» Консультация родителям: «Чем занять ребенка летом». | Колонка. Ведра, формочки, совочки Картинки с изображением деревьев, кустарников, животных, насекомых. | 19.06.2023 Воспитатель Соколова А.В |
Вывод: в ходе проекта выполнены поставленные задачи:
Сформировалось представления у детей о растительном и животном мире; сформировались навыки наблюдений за природными объектами.
Научились сохранять природу и помогать ей. Научились развивать интерес к исследовательской деятельности,
Дети познакомились с образами сказочных героев эколятими «Шалун», «Ёлочка», «Умница», «Тихоня»
Узнали какие деревья, кустарники, цветы растут на территории детского сада, как за ними ухаживать и беречь их.
Научились наблюдать за животным миром, различать звуки природы. Развились умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы.
Родители приняли активное участие в проекте:
Вместе с детьми посещая парки, леса рассказывали и показывали, что растет, кто живет, как беречь природу что бы она нас всегда радовала. Многие приобрели для занятий дома оборудования экспериментирования с песком и водой.
Стали больше уделять времени проблемам экологического воспитания своих детей.
Педагог за время проекта установил партнерские отношения с семьями детей группы.
Создана атмосфера взаимопонимания, направленная на развитие и воспитание детей по экологическому образованию.
Используемая литература:
Журнал «Дошкольное воспитание» №1 2023г.
Журнал «Дошкольная педагогика» №1 2023г.
Сайт www.nsportal.ru
Сайт www.maam.ru
Приложение№1
Конспект по экспериментальной деятельности
в второй младшей группе
Тема: «Вода, водичка»
Цель:
Познакомить детей с некоторыми свойствами воды.
Задачи:
1.Развивающие:
-Развивать творческое воображение;
-умение проводить несложные эксперименты;
- развивать любознательность, познавательный интерес в процессе экспериментирования с жидкостями.
- развивать внимание и наглядно – действенное мышление.
2.Воспитательные:
-Воспитывать интерес и добрые чувства к окружающему миру;
-воспитывать бережное отношение к воде.
3.Образовательные:
-Формировать умения и навыки наблюдений за природными объектами и явлениями;
- усвоить и закрепить бережно относиться к воде.
Подготовительная работа:
Рассматриваем картинки с реками, озерами, морями.
Словарная работа: вода, жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная, опыт, краситель
Оборудование и материалы: Баночки с теплой водой и холодной водой, два одноразовых стаканчика, красный краситель, колонка
Ход непосредственной образовательной деятельности.
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:
Я и тучка, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу. (Вода)
Воспитатель: Сегодня мы с вами больше узнаем о воде; Дети, как вы думаете, для чего нам нужна вода?
Дети:
- пьют воду;
- моют грязные фрукты и овощи;
- моют руки и лицо;
- поливают растения, чтобы не засохли;
Воспитатель: Сегодня мы с вами превращаемся в исследователей и узнаем о том, что такое вода, её свойства.
Опыт №1: «Вода – жидкость».
Дать детям два стаканчика: один – с водой, другой – пустой. Предложить аккуратно перелить воду из одного в другой.
Воспитатель: Что происходит с водой?
Дети: Она льётся.
Воспитатель: Почему она льётся?
Дети: Вода льётся, потому что она жидкая.
Воспитатель: Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью.
Опыт №2: «У воды нет запаха».
Воспитатель предлагает детям понюхать воду.
Воспитатель: Дети, чем пахнет вода? Правильно совсем не пахнет. Чистая вода не имеет запаха.
Опыт №3 «Вода прозрачная».
Перед детьми две баночки с водой и краситель.
Воспитатель: Дети у нас две баночки с прозрачной водой, если мы добавим красный краситель в одну из баночек, вода окраситься. Давайте попробуем.
Дети: Вода прозрачная, если добавить краску она меняет цвет.
Воспитатель: Дорогие исследователи, предлагаю вам подумать, чем больше мы добавляем красителя, тем вода темнее и становится
не прозрачная. Давайте опустим в баночку палочку и посмотрим видно её или нет.
Дети: Оставляют одну баночку с водой без красителя, а в другую добавляют краситель и опускают палочку
Воспитатель: Всё получилось, вода с красителем и палочкой не прозрачная. Палочку не видно.
Физкультминутка «Дождик»
Дождик песенку поёт: Дети свободно встряхивают кистями
Кап, кап…
Только кто её поймёт — Недоумённо разводят руками в
Кап, кап? стороны
Не поймем ни я, ни ты, Показывают на себя, на соседа.
Да зато поймут цветы, Изображают пальцами, как
распускаются цветы.
И весенняя листва, Удерживают руки перед собой.
И зеленая трава… Сидя на корточках, шевелят пальцами,
словно гладят траву.
Лучше всех поймет зерно: Показывают, как держат в руках зерно.
Прорастать начнет оно. Совершают змеевидные движения.
Б. Заходер
Воспитатель: Мы немножко отдохнули и теперь можем продолжить.
Опыт №4: «Вода холодная, тёплая».
На столе две баночки, в них вода разной температуры.
Воспитатель: Предлагает детям опустить пальчики одновременно в разные баночки и определить где вода какой температуры.
Дети: Холодная и теплая
Воспитатель: Верно. Дети, а как вы думаете, можно ли трогать руками горячую воду?
Дети: Нет.
Воспитатель: а почему?
Дети: Можно обжечься.
Воспитатель: Верно, дети. Так какая может быть вода? (холодная, теплая, горячая)
Опыт №5: «Вода имеет вес».
Воспитатель: Вот две ёмкости. Как вы думаете, что в них? (В одном – вода, а в другом – нет ничего). Который из них тяжелее? (В котором —вода). Вода имеет вес.
Дети: По очереди дети берут две емкости и определяют какая ёмкость легкая какая тяжелая
Опыт № 6 «Слушаем воду»
Воспитатель: Ребята у меня одна баночка с водой, а вторая баночка пустая, если мы внимательно послушаем, то услышим, как она льется.
Переливаем воду в пустую баночку и делаем вывод.
Дети: воду можно услышать.
Итог:
Уважаемые исследователи, проделав наши опыты, мы с вами узнали много интересного о таком простом веществе, как вода. Какая бывает вода? (Ответы детей). Правильно, вода жидкая, не имеет вкуса и запаха, имеет вес, вода прозрачная, может окрашиваться (менять цвет), бывает холодной, теплой, горячей. Воду можно услышать.
Воспитатель:
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею вам я доложить
Без воды нам не прожить!
Воспитатель: Наше интересное занятие подошло к концу, вы все большие молодцы, теперь я предлагаю всем детям закрыть глаза и насладиться песенкой воды. (Слушаем звуки воды)
Приложение№2
Конспект по тематическому занятию и совместной работе по изготовлению
сказочного персонажа «Пень хохотун»
в второй младшей группе
Цель:
Познакомить детей с лесной природой.
Задачи:
1.Развивающие:
-Развивать творческое воображение;
- развивать любознательность, познавательный интерес.
- развивать внимание и наглядно – действенное мышление.
2.Воспитательные:
-Воспитывать интерес и добрые чувства к окружающему миру;
-воспитывать бережное отношение к природе
3.Образовательные:
-Формировать умения и навыки наблюдений за природными объектами и явлениями;
- усвоить и закрепить бережно относиться к природе и животным
Подготовительная работа:
Чтение сказки о лесе
Словарная работа: Заяц, Ёжик, бурундук, лес, пень
Оборудование и материалы: пластиковая крышка от торта, салфетки, клей ПВА, краски, кисточки, украшения.
Ход непосредственной образовательной деятельности.
1 часть вводная
Организационный момент
Воспитатель: Ребята сегодня хочу вас познакомить с лесом и их жителями.
Послушайте сказку:
Жил-был пень. Он был гордостью леса. Пень был небольшой, но очень симпатичный. Красавцем его, конечно, назвать было нельзя – немного кривой, чуть-чуть косой, цвета – не золотистого или лазоревого, а самого что ни на есть простого, коричневого.
Но в лесу все считали его симпатичным.
Почему?
А он был весёлым! Нередко на праздниках пень ловко отплясывал, при этом заливисто пел: «Тра-ля-ля», а на ночь всем желал «Спокойной ночи!».
По утрам к веселому пню приходили заяц Лапка и еж Умник и делали около него зарядку. Заяц и еж махали лапками, приседали, подпрыгивали, а пень громко считал:
— Раз-два, три-четыре…
В любое время к веселому пню можно было прийти в гости. Он всех ободрял и поддерживал.
Как-то раз к веселому пню пришел бурундук Ползунок и, опустив голову, сказал, что день сегодня серый и недобрый.
— Ну, что ж, — откликнулся веселый пень, — здравствуй, серый и недобрый день, будем делать тебя светлым и добрым. Для начала начнем смеяться. Давай, бурундук Ползунок, придумывать смешные имена вот этой букашке, портрет которой нарисовал заяц Лапка.
И они начали придумывать.
— Краказябра, Тюха-Завертюха, Пимпошечка, — сказал веселый пень.
— Фрикадулька, Шушуняндра, Выкруташка, — подхватил бурундук.
К ним присоединились заяц Лапка и еж Умник. Вместе они много напридумывали смешных имён. Бурундук не просто улыбался, он уже почти хохотал.
— Какой хороший, радостный сегодня день, — говорил Ползунок.
Но тут вдруг все заметили, что веселый пень погрустнел.
— Может, у тебя от смеха что-то заболело? – спросил заяц Лапка.
— Наверное, ты проголодался? – уточнил еж Умник.
— Скорее всего, ты просто устал! – заметил бурундук Ползунок.
Но на все вопросы пень отвечал:
— Нет, нет и нет! Я грустный оттого… что у меня-то вообще никакого имени нет!
— Ура! – закричал заяц Лапка. – Наконец-то появилась возможность придумать настоящее имя хорошему пню!
И все стали предлагать разные варианты имен.
— Веселушкин-пень, Звоночек, Смешунчик, Лесник…
Больше всего пню понравилось имя Хохотун.
Вечером, засыпая, пень Хохотун думал: «Как хорошо, что у меня теперь есть имя! А имя – это много значит!»
Не зря говорят:
— Как корабль назовете, он так и поплывёт!
2 Основная часть
Решение проблемной ситуации
Воспитатель: Дети, а давайте мы с вами сделаем пень-хохотун, который будет жить в нашей группе, он будет приходить к нам в гости и рассказывать сказки?
Дети: Да, да, да
Воспитатель:
Я принесла материалы из чего мы будем делать. Часть детей из салфеток делают жгутики, часть помогают их приклеить, а остальные будут раскашивать. И все вместе мы будем оформлять нашего нового жителя группы. Все согласны? Распределяю детей на изготовления поделки.
Дети: Активно участвуют в изготовлении, задают вопросы (почему из салфеток? А можно настоящий пень из леса принести?)
Воспитатель: отвечаю на вопросы салфетка мягкая её легко скручивать, Пень из леса мы не принесём потому что это пень житель леса к нему так же приходят лесные жители в гости. У нас будет свой пень-хохотун, который сможет прийти к нам в любое время.
3 Заключительная часть.
Рефлексия.
Воспитатель:
Ребята наш пень готов. Вы все большие молодцы, все старались. И уже сегодня мы услышим сказку, которую нам расскажет пень-хохотун.
Снова перечитали сказку. Вспомнили какие зверушки приходили в гости к пеньку. Процесс обыгрывания лесной жизни начался.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лэпбук "Эколята дошколята - юные защитники природы"
Представляем Вашему вниманию лэпбук «Эколята-дошколята юные защитники природы», который направлен на развитие экологического образования и предназначен для детей 5-7 лет....
Квест-путешествие по познавательному развитию "Эколята-дошколята - юные защитники природы!"
В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Необходимо отметить, что представленная квест - игра позволяет решить задачи ФГО...
Летний эколого – оздоровительный проект «Эколята – Дошколята, юные друзья природы»
Особенностью проекта «Эколята – Дошколята, юные друзья природы» по формированию культуры природолюбия у воспитанника дошкольной образовательной организации является его направл...
Кружковая работа в старшей группе 2021-2022 гг. «Эколята- дошколята – юные защитники природы»
Одним из направлений развития государства является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Это одно из приоритетных направлений в системе об...
Отчет по проведению мероприятий «Эколята-дошколята- юные защитники природы»
Отчет по проведению мероприятий«Эколята-дошколята- юные защитники природы»...
СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИКА: «Посвящение в Эколята - Дошколята» «ЮНЫЕ ЗАЩИТНИКИ ПРИРОДЫ.»
Цель: Формирование экологически грамотного отношения дошкольников к природе. Задачи: Образовательная: Формировать навыки бережного отношения к окружающей природе. Развивающая: Развивать...
Сценарий праздника: «Посвящение в Эколята - Дошколята» «ЮНЫЕ ЗАЩИТНИКИ ПРИРОДЫ ЮЖНОГО УРАЛА.»
Мероприятие с участием сказочных героев ,для ребят очень интересно и увлекательно. Оно несет познавательный характер....