Проект формирование культурно-гигиенических навыков в первой младшей группе «Чистые ручки»
материал (младшая группа)

Елена Александровна Яровая

Проект

формирование культурно-гигиенических навыков в первой младшей группе «Чистые ручки»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_formirovaniyu_kulturno.docx93.8 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное детское образовательное учреждение «Детский сад №15»

 г.Алейска Алтайского края

Проект

формирование культурно-гигиенических навыков в первой младшей группе «Чистые ручки»

https://fsd.multiurok.ru/html/2021/01/15/s_600133946e312/1613291_1.jpeg

                                                                                               

                                                                                      Выполнили : Яровая Е.А.

                                                                                                                   

                                             

                                                           

                                                                         2022г


Проект по формированию культурно-гигиенических навыков в первой младшей группе «Чистые ручки»

Актуальность проекта:

   Всем известно, что здоровье человека закладывается в детстве. Организм ребенка очень пластичен, он гораздо чувствительнее к воздействиям внешней среды, чем организм взрослого.  От того, каковы эти воздействия — благоприятные или нет, зависит, как сложится его здоровье.

   Главная задача - формировать простейшие навыки опрятности и самообслуживания, закладывать фундамент гигиенической культуры.

    Работая с детьми младшего дошкольного возраста, мы заметили, что у вновь пришедших в детский сад из дома ребят, отсутствуют элементарные навыки самообслуживания и личной гигиены. Дети не умеют самостоятельно умываться, последовательно мыть руки, вытирать их полотенцем. Малыши не боятся воды, но умываться не умеют: подставят руки под струю и держат. Детям необходимо объяснить и показать, как засучить рукава, как намочить и намылить руки, как правильно вытираться полотенцем. Именно в дошкольном возрасте необходимо воспитать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности. В эти годы дети могут освоить все основные культурно-гигиенические навыки, научиться понимать их важность, легко, быстро и правильно выполнять.

Цель:

 Формирование у детей 2-3 лет культурно-гигиенических навыков в повседневной жизни в детском саду и в семье.

Задачи:

 -приучать детей следить за своим внешним видом;

 - формировать умение закатывать рукава, правильно пользоваться мылом, аккуратно намыливать и мыть руки, насухо вытираться полотенцем;

-формировать навык пользования индивидуальными предметами (носовым платком, полотенцем,  горшком);

- учить правильно держать ложку во время еды;

- формировать начальные представления о здоровом образе жизни.

Тип проекта:  игровой

Продолжительность проекта:  краткосрочный

Участники проекта: воспитанники 1 младшей группы, родители, воспитатели.

Предполагаемый результат: 

- У детей сформировано первоначальное представление о здоровье, самообслуживании и культурно-гигиенических навыках;

- Частично сформированы умения самостоятельного одевания и раздевания, умывания, расчесывания;

- Проявляют интерес к слежению за своей внешностью;

Формы реализации проекта:

-Беседы;

- Рассматривание картин;

-Чтение потешек, стихотворений;

-Практические упражнения

Этапы работы над проектом:

Подготовительный этап:

- Определение цели и задач;

- Ознакомление родителей с целью проекта;

- Подбор художественной литературы, иллюстраций;

- Наблюдение за детьми

- Алгоритм мытья рук (повесить возле раковины)

Основной этап:

-Консультация для родителей «Культурно-гигиенические навыки в 1-ой младшей группе»

-Чтение потешек «Водичка, водичка…», «Каждый день я мою мыло…», «Ручки мыли…», «Ай, лады, лады, лады…».

- Пальчиковые игры «Ах, вода, вода…», «Ладушки-ладошки»

- Проведение   беседы «Почему надо мыть руки с мылом».

- НОД «Помоем кукле Кате руки».

- Практические упражнения «Моем руки», «Послушная ложка»,  «Чистые ладошки».

- Игры-ситуации «Мышка умывается», «Кукла Катя умывается», «Кукла Катя завтракает».

Заключительный этап:

- развлечение «Малыши в  гостях у Мойдодыра»;

-  диагностика;

- подведение итогов работы над проектом.

Достигнутый результат:

- с помощью взрослого приводят себя в порядок;

- пользуются индивидуальными предметами: носовым платком, полотенцем, горшком;

- аккуратно ведут себя за столом во время еды (правильно держат ложку, не крошат хлеб);

- при небольшой помощи взрослого надевают и снимают одежду, обувают и снимают обувь;

- аккуратно складывают снятую одежду;

- играют в сюжетные игры.

- повысили знания для обеспечения успешного развития детей;

- получили консультации по вопросам формирования культурно-гигиенических навыков.

Приложения.

Настольная игра  «Моем руки»

В игре используются картинки алгоритма умывания.

Цель игры: собрать картинки в правильной последовательности.

Потешки:

1. Водичка, водичка,

Умой моё личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щёчки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок!

2. Водичка, водичка,

Умой, Насте личико

Настя кушала кашку

Испачкала мордашку

3.Ручки мыли,

Щёчки мыли,

Носик мыли.

Все помыли!

И теперь мы чистые,

Зайчики пушистые.

4. Кран откройся, нос умойся,

Глаз купайся, грязь смывайся.

5. Тра-та-та, тра-та-та

Где там прячется вода?

Выходи, водица,                                          

Мы хотим умыться.

6. Ай, лады, лады, лады,

Не боимся мы воды,

Чисто умываемся,

Деткам улыбаемся.

 Знаем, знаем, да-да-да,

 Где ты прячешься, вода!

  Выходи, водица,

  Мы пришли умыться!

7. Каждый день я мою мыло

Кипяченою водой.

Мойся, мыло, не ленись,

Не выскальзывай, не злись! (мылим ручки)

Вот оно и не упало,

Нам не мыть его сначала! (если не упало )

Ах, опять оно упало,

Будем мыть его сначала.

8. Эта хорошая девочка.

Её зовут Маша.

А это её тарелочка

А в тарелочке…

Нет не каша, нет не каша.

Села Маша, съела кашу,

Всю сколько дали.

Пальчиковые игры:

Ах, вода, вода, вода!                         (ритмично потирать ладошки, имитируя

Будем чистыми всегдамытье рук

Брызги – вправо, брызги – влево     пальцы сжать в кулачок, затем с силой

Мокрым стало наше тело!                 выпрямить пальчики, как бы стряхиваем

                                                           водичку

Полотенчиком пушистым                 энергичные движения имитируют

Вытрем ручки очень быстро            поочерёдное вытирание каждой руки

        полотенцем).

Вымыли мы ручки, вымыли мы ножки,        (имитация мытья рук

Поиграли в ладушки, ладушки-ладошки!     хлопки в ладоши

Во дворе цыплятам накрошили крошек,      «крошим»  хлеб

Поиграли снова в ладушки-ладошки!           хлопки в ладоши

Гладили котёнка, чистыми ладошками        одной  рукой поглаживаем другую

С ним мы поиграли в ладушки-ладошки      хлопки в ладоши

Улеглись ладошки - прямо на дорожку…      руки положили на колени

Как они устали ладушки-ладошки                поглаживание  рук).

Беседа  «Почему надо мыть руки с мылом ».

Цель: Формирование представлений о гигиенических основах безопасности жизнедеятельности.

Задачи:

- Совершенствовать представления детей о значении гигиенических процедур (мытье рук).

- Развивать умение самостоятельно замечать необходимость мытья рук.

- Прививать потребность вести здоровый образ жизни.

Ход беседы:

  Ребята, каждый день, и дома и в детском саду, приходя с прогулки и после туалета, после игр и перед едой вам говорят одно и то же — «Не забудь помыть руки!

  А вы как думаете, ребята, надо ли мыть руки? (ответы детей)

 Внимательно посмотрите на свои руки. Вы видите микробов?  Нет. Почему?

Потому что  микробы очень маленькие и их нельзя увидеть без специальных увеличительных приборов, их можно разглядеть только под микроскопом.

— А кто же они такие, эти микробы? (варианты ответов детей)

В глубоком, чёрном подземелье

Микробы страшные живут,

И терпеливо днём и ночью,

Они детей не мытых ждут.

С не мытых рук пролезет в рот

Противный, маленький микроб.

Пролезет тихо, как шпион,

И натворит такого он…

… Но только не надо бояться,

Надо сопротивляться!

Ведь эта страшная сила

Боится простого… .

Мыла!  

   Микробы живут везде: в воздухе, в воде, на руках, продуктах, шерсти животных и игрушках и других предметах.

  Микробы - это очень маленькие существа, их нельзя разглядеть без микроскопа.

 Микробы бывают полезные и вредные (полезные помогают, а вредные вызывают болезни).

Чтобы не заболеть,  надо обязательно мыть овощи и фрукты, не грызть ногти и чаще мыть руки, особенно перед едой.

    Ребята, кто знает, чем опасны вредные микробы?

Вредные микробы, попадая внутрь организма вместе с пищей, начинают очень быстро вредить ему. В результате у человека начинает болеть живот, начинается тошнота и рвота, может подняться температура и человек попадает в больницу.

   А чтобы  избавиться от вредных микробов надо всегда мыть руки с мылом!

НОД  «Помоем кукле Кате руки»

Цель занятия:

- Обогатить и активизировать словарь.

- Учить детей мыть руки, выполняя последовательную цепочку действий.

- Побуждать к речевому сопровождению действий.

Активизировать словарь: мыло, полотенце, вода, течет, мыться.

Материалы: тазики, полотенца, мыло, куклы для детей и взрослого

Ход занятия:

 Ребята, к нам в гости пришла кукла Катя. Поздоровайтесь с Катей. (ребята здороваются).

 Читает отрывок из стихотворения А. Барто:

Ах ты, девочка чумазая,

Где ты руки так измазала?

Черные ладошки,

На локтях – дорожки.

- Посмотрите, ребята, какие у Кати  грязные руки. Что же нам делать?  (Надо помыть кукле руки).

-  Для того, чтобы помыть кукле руки, нам понадобится таз, мыло, полотенце.

Дети рассматривают необходимые предметы и с помощью взрослого называют их: таз, мыло, полотенце.

 - Ребята, что это? (показываю мыло). Мыло.

-  Правильно!

 -  А для чего оно нам нужно?  (Чтобы руки были чистые).

 -  А для чего нам нужен таз?  (Чтобы налить воду).

 -  А для чего нам нужно полотенце?  (Чтобы вытирать руки)

Для того чтобы вымыть руки надо сначала закатать рукава. (Показываю и рассказываю  последовательную цепочку действий). Теперь нужно намочить руки куклы в тазике. Потом нам нужно намылить руки куклы мылом. Теперь мы сполоснем мыльные руки в воде. Руки кукле мы вымыли. А теперь мы вытираем руки полотенцем.

 Сегодня мы с вами вымыли руки кукле Кате. А зачем мы моем  руки?  (Чтоб не болел животик).

 Молодцы ребята!  Кукла Катя  вам говорит  спасибо.  Теперь она всегда будет мыть руки с мылом.

Практические упражнения

№ 1 Моем руки

Задачи: используя методы показа и совместно производимого действия, учить детей намыливать руки, тщательно смывать мыло, пользоваться индивидуальным полотенцем, помочь детям запомнить где находятся их полотенца.

№ 2 Послушная ложка

Задачи: Формировать у детей культурно-гигиенические навыки, знакомить с правилами поведения за столом, учить детей правильно держать ложку, самостоятельно кушать, учить детей пользоваться салфеткой, учить благодарить взрослых.

№ 3 Кушаем кашу

Задачи: Учить детей правильно держать ложку, аккуратно набирать кашу, сохранять правильную позу за столом. Поощрять стремление детей к самостоятельности.

№ 4 Чистые ладошки

Задачи: Продолжать учить детей тщательно мыть руки, насухо вытират их индивидуальным полотенцем. Формировать привычку мыть руки после прогулки.

№ 5 Нос, умойся!

Задачи: Учить детей умываться, пользоваться индивидуальным полотенцем, поддерживать позитивное отношение к гигиеническим процедурам.

№ 6 «Мойдодыр»

Задачи: Формировать у детей культурно-гигиенические навыки, учить аккуратно мыть руки, насухо вытирать их, вешать полотенце на место.

№ 7 Самые аккуратные

Задачи: Формировать у детей культурно-гигиенические навыки, учить детей правильно держать ложку, пользоваться салфеткой, благодарить взрослых, поощрять самостоятельность.

№ 8 Послушная ложка

Задачи: формировать у детей культурно-гигиенические навыки, учить организованно занимать свои места за столом, сохранять правильную позу во время еды, самостоятельно и аккуратно есть, правильно держать ложку.

№ 9 Самые аккуратные

Задачи: формировать у детей культурно-гигиенические навыки, учить тщательно мыть руки, умываться, формировать привычку мыть руки перед едой, поддерживать позитивное отношение к гигиеническим процедурам.

№ 10 Самые аккуратные

Задачи: учить детей тщательно мыть руки после прогулки, вытирать их индивидуальным полотенцем, воспитывать стремление всегда быть опрятными, аккуратными.

№ 11 Чистые ручки

Задачи: формировать у детей культурно-гигиенические навыки, учить под контролем взрослого мыть руки и лицо, тщательно вытирать их личным полотенцем.

№ 12 За столом

Задачи: напомнить детям правила поведения за столом, учить детей есть самостоятельно, правильно держать ложку, наклоняться над тарелкой.

Конспект игры-занятия «Научим куклу Катю умываться»

Программное содержание: приучать детей следить за своим внешним видом. Продолжать учить правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место. Развивать речевую активность в процессе проговаривания потешки. Воспитывать опрятность, умение ухаживать за собой в повседневной жизни.

Предшествующая работа: чтение потешек «Водичка, водичка», «Кран откройся, нос умойся», ежедневный показ и повторение действий умывания вместе с воспитателем и помощником воспитателя, рассматривание иллюстраций, чтение книги «Правила поведения для воспитанных детей», игровые приемы, с использованием игрушек, карточки-схемы для режимных моментов.

Материал: мыльницы с мылом, полотенца, кукла Катя, полотенце для куклы, стульчик для куклы.

Ход игры-занятия:

Дети входят в ванную комнату.

Воспитатель: «Ребята к нам пришла в гости кукла Катя». (У куклы испачканное лицо и руки). «Ребята, а что это у куклы Кати на щёчках и руках?» – «Это грязь».

Воспитатель читает стихи:

Катя плохо руки мыла, – лишь водичкою смочила,

Мылом мылить не старалась, и на ручках грязь осталась.

Полотенце в чёрных пятнах, – как же это неприятно!

Ребята давайте поучим куклу Катю умываться! Я буду куклу Катю умывать, а вы мне будете подсказывать, что делать.

Дети смотрят на карточки-схемы и подсказывают: «Сначала нужно закатать рукава. (Чтобы их не намочить)

Воспитатель: «Открываем кран с водой, делаем небольшую струйку. Почему?» (Чтобы брызги не летели в разные стороны)

Дети смотрят на карточки-схемы и подсказывают: «Мылом намыливаем ладошки, затем круговыми движениями моем руки и смываем мыло водой. Затем моем кукле личико».

Воспитатель читает потешку:

От водицы, от водицы

Всё улыбками искрится!

От водицы, от водицы

Веселей цветы и птицы

Катя умывается, солнцу улыбается!

Дети: «Берём полотенце, расстилаем его на ладошки и насухо вытираем лицо и руки и вешаем на место».

Воспитатель: «Кукла Катя стала чистая и красивая. Мы её посадим на стульчик. А теперь давайте тоже умоемся, покажем кукле Кате, как мы умеем умываться. А зачем мы это будем делать? (Чтобы быть чистым).

Дети последовательно вместе с воспитателем моют руки.

В процессе умывания воспитатель читает потешку:

Ай, лады, лады, лады, не боимся мы воды!

Чистая водичка умыла ваше личико,

Вымыла ладошки, намочит нос немножко,

Ай, лады, лады, лады, не боимся мы воды!

Чисто умываемся, друг другу улыбаемся!

В конце дети показывают чистые ладошки, улыбаются.

Воспитатель: «Ребята, какие вы все стали чистые, аккуратные, на вас приятно смотреть!» Дети приглашают куклу Катю в группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по формированию элементарных гигиенических навыков в первой младшей группе "Водичка, водичка".

Конспект по формированию элементарных гигиенических навыков в первой младшей группе "Водичка, водичка". Цели: Формировать навыки здорового образа жизни. Задачи: Закрепление навыков в умывании. Знак...

Проект по формированию культурно-гигиенических навыков у детей первой младшей группы «Чистые ладошки».

Формирования культурно-гигиенических навыков подрастающего поколения в последние годы приобретает все большую актуальность. У детей, вновь пришедших в детский сад из дома, отсутствуют элементарн...

Конспект занятия по формированию культурно-гигиенических навыков у детей первой младшей группы «Чистые ладошки»

Тема" Чистые ладошки"Программные задачи:Образовательные задачи: - Продолжать учить детей последовательно  мыть руки, намыливать их  до образования пены, смывать мыло, умывать лицо,...

Проект по формированию культурно-гигиенических навыков в первой младшей группе «Чистые ручки»

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста посредствам познавательно-исследовательской деятельности....

Проект по формированию культурно-гигиенических навыков в первой младшей группе «Чистые ручки».

Проект по формированию культурно-гигиенических навыков в первой младшей группе «Чистые ручки»....

Конспект открытого занятия по культурно-гигиеническому воспитанию детей в первой младшей группе: «Страна чистоты»

Цель: Закрепление знаний детей о предметах гигиены, умение ими пользоваться.Задачи: Развивать понимание речи, активизировать словарь, память.Учить отвечать на простейшие вопросы.Побуждать детей к акти...