Методическая разработка «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с ЗПР с этнографическим музеем через сюжетно – ролевую игру»
методическая разработка (старшая группа)
Данная методическая разработка направлена на знакомство детей старшего дошкольного возраста с ЗПР с Этнографическим музеем. В данной работе представлено:
1. Аткуальность темы;
2. План предварительной работы воспитателя с детьми;
3. План работы с детьми;
4. План работы воспитателя;
5. Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР "Этнографический музей";
6. Конспект сюжетно-ролевой игры с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР "Музей".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка | 45.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
«Знакомство детей старшего дошкольного возраста с ЗПР с этнографическим музеем через сюжетно – ролевую игру»
Костылевва И.Н.- воспитатель первой категории
Актуальность:
По словам Василия Сухомлинского «Игры детей – вовсе не игры, и правильнее смотреть на них как на самое значительное и глубокомысленное занятие этого возраста»
Как это ни парадоксально, но многие педагоги и родители по-прежнему различают время для обучения и время для игры, не видя живую связь между ними.
Не секрет, что дети старшего дошкольного возраста с ЗПР играют в одни и те же игры, им очень сложно применить полученные знания в игре. Сюжет игры скуден и однообразен, а так же нет дальнейшего развития и продолжения. Возникают конфликты при распределении роли, и ролевых действий. Таким детям очень сложно договориться.
А игра - это начало познания
Дети старшего дошкольного возраста с ЗПР не имеют навыка самостоятельного получения, переработки и упорядочивания информацию, и применить эту информацию в практической деятельности. Но в связи с этим возник проблемный вопрос: как сформировать у детей представление о красоте нашего города, основных достопримечательностях, о музеях.
Основной вид деятельности любого ребёнка является игра. Так сюжетно-ролевая игра развивает творческие способности детей, их фантазию. В игре дети вживаются в жизнь, получают социальную адаптацию. В сюжетно-ролевой игре успешно развиваются: личность ребенка, его интеллект, воображение, общительность и самое главное она порождает стремление к саморегуляции, самовыражению. А сама игра является «продуктом» работы по долгосрочной работе педагогов и родителей.
В игре ребенок вступает во взаимоотношения со сверстниками, взрослыми, и вместе с ними проживает поставленные им жизненные ситуации, использует полученные знания, опыт. А так же через игру ребенок УЧИТСЯ любить свою Родину, свой город, свой народ и культуру.
В игре ребенку легче запомнить, освоить и применить полученные знания, опыт, т.к. он проживает несколько раз предложенную ему игровую ситуацию, где педагог незаметно для самого ребёнка знакомя его с чем - то новым.
Так мы поставили следующую цель и задачи.
Цель: Расширить у детей представления о музее, и о выставках через игру.
Задачи:
Развивающая:
-Развивать речь и обогащать активный словарь детей по теме;
-Развивать коммуникативные навыки;
-Развивать игровые навыки у детей.
Образовательная:
-Закрепить у детей понятие «музей» и его назначение;
-Дать представление о профессиях людей, которые работают там;
-Закреплять умение выполнять игровые действия в соответствии с общим игровым сюжетом.
Воспитательная:
-Формировать умение детей на самостоятельное распределение ролей и умение действовать в соответствии с ними;
- Формировать умение детей взаимодействовать со сверстниками;
-Воспитывать бережное отношение к окружающему.
-Воспитать уважение к труду работников музея.
План предварительной работы
- НОД по Петербурговедению «Этнографический музей»;(конспекты)
- Совместное изготовление педагога с детьми макета «Русской избы»;
- Лепка «Посуда» (Изготовление утвари для макета "Русская изба»);
- Разучивание подвижной игры «У бабушки Маланьи»:
- Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевой игры «Музей»;(куклы, предметы быта и т.д.)
- Рассматривание картин Этнографического музея и их экспонатов;(презентация, фотографии)
- Совместная деятельность педагогов и детей в оформлении выставки игрушки моих родителей, и выставки предметов народного промысла;
- Чтение сказки Телешов Н.Д. «Крупеничка» и пересказ.
- Заучивание короткого рассказа «Изба», «Крупеничка».
- Рассматривание вместе с детьми совместно созданной выставки и обыгрывание её;
- беседы, направленные на формирование обогащения представлений детей о музее;
- обсуждение правил поведения в музее;
- беседа о профессии работников музея.
Содержание работы по взаимодействию с родителями
- Предложить родителям сходить с детьми в Этнографический музей или посетить экскурсию этнографического музея в онлайн и предложить им следующие мероприятия, которые предлагает музей для детей дошкольного возраста:
- Игровая экскурсия «Где живёт счастье?»;
- Экскурсия «Делу – время, потехе - час» русские сказки.
- Консультация для родителей по данной теме;
- Индивидуальные консультации по запросам родителей;
- Пополнение коллекции музея в детском саду.
Содержание предварительной работы педагогов
- Разработка и накопление методического материала по данной теме;
- Составить план предварительной работы с детьми.
- Конспект занятия по Петербурговедению «Этнографический музей»
- Конспект сюжетной ролевой игры;
- Подобрать художественную литературу для детей;
- Изготовления атрибутов для сюжетно – ролевой игры;
- Организовать выставку « Игрушки моих родителей» и выставку предметов народного промысла;
- Оформление альбома «История моего народа»;
- Создать развивающею среду для игровой, продуктивной и творческой деятельности детей.
Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР
«Этнографический музей»
Цель: Знакомство детей с этнографическим музеем СПб.
Задачи:
Развивающая:
- Расширять знания детей о предметах старины, их назначении.
- Активизация словаря за счет новых слов: прялка, веретено, пряха, кудель изба утварь и др.
- Развивать двигательную активность.
Образовательная:
-Закрепить знания детей с основными достопримечательностями СПб
- Расширить представление детей о русском быте.
Воспитательная:
- Воспитывать интерес к достопримечательностям родного города;
- Формировать у детей правила поведения в общественных местах - в музее, знакомить с речевым этикетом в определенных ситуациях.
Ход занятия
Организационный момент: В КРУГУ: ВОСПИТАТЕЛЬ И ДЕТИ НАЧИНАЮТ ЗАНЯТИЕ:
Приветствие:
Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте! " друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем "Привет! " и "Добрый день! ";
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
– ДОБРОЕ УТРО!
Воспитатель: Послушайте загадку:
Пройдет и сто, и двести лет,
И триста лет пройдет,
Но каждый снимок и портрет
Любую вещь, любой предмет
Здесь сохранит народ. (Музей)
Ребята, давайте вспомним, что такое музей? Как вы это понимаете.
Ответ детей:
Воспитатель: Правильно, музей – это место где много красивых вещей. В музее много картин, есть кости мамонта, пушки и много интересного.
Воспитатель: Ребята, мы с вами присядем, и посмотрите на экран. Оказывается, существует очень много музеев, в одном хранят историю сказок, в другом, кукол, есть музей матрѐшек, военной техники, а это Российский Этнографический музей (РЭМ) Там есть выставки, где показано, как раньше жили наши прабабушки и прадедушки. Какие у них были дома, мебель, посуда, как одевались, в какие игрушки играли их дети.
Этнографические, т.е. старинные предметы могут многое нам рассказать. Например, как строили дома, какой использовали строительный материал, чем занимались взрослые и дети в долгие зимние вечера, как они работали, летом в поле. (РАССКАЗ И ПРОСМОТР СЛАЙДОВ)
Вдруг прибегает домовёнок Кузя:
Кузя: Ой, беда, беда, огорчение, что мне делать. Ребята, жил, я, когда то в избушке на краю леса, жил – недужил да за хозяйством присматривал. Вдруг украла меня Баба – Яга и в лес меня затащила, счастье я оказывается, приношу. Не знаю, долго ли я там жил прожил, только сбежал я от нее и вернулся назад, а вместо моей избушки дом высотный стоит. Где я могу другую избушку найти, что бы там жить и за хозяйством присматривать.
Воспитатель: Ребята, мы можем помочь Кузеньке, новый дом ему найти?
Ответ детей:
Воспитатель: Но сначала Домовёнок Кузя вставай вместе с детьми в круг и поиграй с нами в игру ФИЗКУЛЬТМИНУТА «У Бабушки Маланьи»
У Бабушки Маланьи у старушки
Жили в маленькой избушке –
Семь сыновей
Вот с такими ушами
Вот с такими глазами,
Вот с такой головой,
Вот с такой бородой
Ничего не ели,
Целый день сидели
На неё глядели и делали
Вот так
Воспитатель: Кузя, тебе понравилась игра.
Кузя: Да, я в эту игру играл с детьми, когда жил в избушке. Я привык жить в избушке, а вокруг высотные дома.
Воспитатель: Ребята, вспомните, о чем мы говорили в начале занятия. Ответ детей:
Воспитатель: Правильно, мы говорили с вами о этнографическом музее. Ответ детей:
Кузя: А что это такое? Ответ детей:
Воспитатель: Расскажите Кузе, что есть в этом музее? Ответ детей:
Воспитатель: Старинная посуда, одежда, игрушки макет изб все это называется одним словом – экспонаты.
Кузя: Вот здорово! Там есть изба, я буду там жить.
Воспитатель: Кузе будет там хорошо? А ещё ты можешь там работать экскурсоводом.
Ребята, как вы думаете кто такой экскурсовод? Ответ детей:
Воспитатель: Правильно, экскурсовод — это специально подготовленный человек, который проводит экскурсии, т.е. рассказывает нам много интересного о экспонатах музея.
Кузя радуется. А вы будете приходить ко мне в музей. А вы знаете правила поведения в музее? Ответ детей:
Воспитатель: Правильно в любом музее нельзя кричать или громко разговаривать, трогать экспонаты руками, бегать, отставать от группу, а так же внимательно слушать экскурсовода, и только в конце экскурсии задавать вопросы экскурсоводу.
Воспитатель: Кузя, ты не уходи, проиграй с нами.
Помогите закончить стихотворение.
Мы пришли в музей и вот
Встретил нас ЭКСКУРСОВОД.
Он здесь – главный - помни это
и прислушайся к СОВЕТУ:
Экскурсовода не ПЕРЕБИВАЙ,
От своей группы не ОТСТАВАЙ.
Вопросы задавай не сразу,
а дождись конца РАССКАЗА.
Не все экспонаты трогай руками,
а смотри на экспонаты ГЛАЗАМИ.
Постарайся побольше узнать,
чтоб другим про музей РАССАЗАТЬ.
Кузя: Ребята, как у вас интересно, но мне пора уходить. А я предлагаю вам встать и поиграть со мной в пальчиковую игру.
Люблю по городу гулять, Люблю смотреть, люблю считать.
Невский – раз, Зимний – два,
Три – красавица Нева,
А четыре – мост Дворцовый,
Пять – гуляю по Садовой,
Шесть – к Исаакию схожу
И на купол погляжу.
Семь – конечно, Летний сад,
Как красив его наряд.
Восемь – крепость у Невы,
были там, наверно, вы.
Девять – повстречался мне
Медный всадник на коне.
Десять – из-за поворота
Вижу Нарвские ворота.
Ребята, напомните мне, пожалуйста, где я могу найти себе новую избушку? Ответ детей:
Кузя: А что интересного есть в этом музее? Ответ детей:
Кузя: Как можно одним словом назвать старинную посуду, одежду, игрушка, макет избы? Ответ детей:
Кузя: А кем я могу там работать? Ответ детей:
Кузя: Вспомните правила поведения в музее? Ответ детей:
Кузя: Ребята, Спасибо вам, что помогли найти мне новый дом, пока, я жду вас в музее.(УХОДИТ)
Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы, мы сегодня помогли домовёнку найти новый домик. А нам пора немного отдохнуть.
Дети стоят в кругу, хлопают в ладоши и повторяют следующие слова:
Занимались, занимались
И немножечко устали,
Мы сейчас играть пойдем,
И немного отдохнём.
Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР
Сюжетно – ролевая игра «Музей»
Цель: Расширить у детей представления о музее, и о выставках через игру.
Задачи:
Развивающая:
-Развивать речь и обогащать активный словарь детей по теме;
-Развивать коммуникативные навыки, и инициативность;
- Способствовать обогащению представлений детей о русском быте.
Образовательная:
-Закрепить у детей понятие «музей» и его назначение;
-Дать представление о профессиях людей, которые работают там;
-Закреплять умение выполнять игровые действия в соответствии с общим игровым сюжетом, и развивать умение варьировать ход игры при изменении сюжета.
Воспитательная:
- Воспитывать умение детей распределять игровые роли и умение действовать в соответствии с ними;
-Воспитывать бережное отношение к окружающему миру, предметам.
-Воспитать уважение к труду работников музея.
Оборудование: «Макет русской избы и двора», экспонаты, организованные в экспозицию, билетная касса, детский фотоаппарат, таблицы для обозначения разделов выставки, схемы, указка.
Ход игровой деятельности
Воспитатель:
Чтоб провести нам время интересно
И с пользой для себя и для друзей,
Нам долго выбирать не нужно место –
Мы дружно с вами отправляемся.
Ответ детей: в музей.
Воспитатель: Ребята, а что такое музей? Ответ детей: Музей – это место, где хранят и показывают разные предметы – экспонаты
Воспитатель: А как называется музей, где показан быт и культура разных народов. Ответ детей: этнографический.
Воспитатель: Мы с вами можем туда отправиться? Ответ детей: Да.
Воспитатель: Давайте вспомним, кто работает в музее? (смотритель, экскурсовод, билетер). Что делает билетер? Ответ детей: Продает билеты в музей.
Воспитатель: А что делает смотритель музея? Ответ детей: Смотрит, что бы посетители ни нарушали правила поведения в музее.
Воспитатель: А что делает экскурсовод? Ответ детей: Рассказывает об экспонатах.
Воспитатель: Хорошо
Воспитатель: Давайте с помощью считалочки сначала выберем, кто из вас будет билетер, потом смотритель, а я буду экскурсовод.
Воспитатель или ребенок считалочкой распределяют роли.
Катилася торба
с высокого горба.
В этой торбе
Хлеб, соль, пшеница,
С кем хочешь
Поделиться?
Говори поскорей,
Не задерживай
Добрых и честных людей!
Воспитатель: А кем же будут остальные дети? Ответ детей: Посетителями.
Дети совместно с педагогами готовят игровую зону для сюжетно-ролевой игры «Музей», расходятся по рабочим местам, остальные дети превращается в посетителей музея – в группу туристов.
После организации
Экскурсовод (руководитель игры): Вдруг раздаётся телефонный звонок. К нам пришла группа туристов, и они хотят посетить наш музей. Подходит Смотритель музея с Экскурсоводом (руководитель игры) приглашает посетить музей.
Смотритель:- Здравствуйте, я смотритель музея. Добро пожаловать в этнографический музей. Хотелось бы напомнить вам правила поведения в музее:
(Ребёнок говорит и показывает схемы)
В музее нельзя громко разговаривать с другими посетителями;
Нельзя перебивать экскурсовода;
Нельзя трогать экспонаты руками.
А сейчас, прошу приобрести билеты в кассе.
Дети (посетители) выстраиваются в очередь за билетами.
Билетер: Здравствуйте, я вас слушаю?
Посетитель: Дайте, мне, пожалуйста, один билет и путеводитель в музей.
Билетёр: Пожалуйста (подает билет).
Посетитель: Спасибо.
Дети – посетители покупают билеты. Их встречает Экскурсовод (руководитель игры) и предлагает им пройти внутрь музея.
Экскурсовод (педагог): Уважаемые посетители нашего музея прошу вас пройти в зал нашего музея.
И приглашает ребёнка билетёра присоединиться к группе туристов (посетителей).
Смотритель следит, чтобы все выполняли правило поведения в музеи.
Экскурсовод (педагог): Уважаемые посетители музея, прошу, вас пройдите, в зал нашего музея.
ПРИМЕРНЫЙ РАССКАЗ.
1 рассказчик: Уважаемые гости нашего музея посмотрите, пожалуйста, перед вами русская изба. Изба – это жилище русских. Мастера – плотники рубили избу из еловых или сосновых бревен. Здесь проживала большая семья, (мама, папа, бабушка, дедушка, и много детей). Детей в семье могло быть пять и больше. Изба является символом уюта и спокойствия.
2 рассказчик: Уважаемые гости, загляните, пожалуйста, в избушку, вы увидите утварь. Утварь – это посуда для заготовки, приготовления и хранения пищи, подачи ее на стол. На Руси утварь делали из дерева или глины, а это чугунок его ставили в печь и готовили кашу или щи.
3 рассказчик: А девочки на Руси играли в куклы. Куклы делали из лоскутков и зазывали её еще закруткой, т.к. сначала лоскутки закручивали и перевязывали лоскуток нитками.
Экскурсовод - педагог: (педагог создает проблемную ситуацию и передает свою роль экскурсовода другому ребенку (смотрителю). Например: Ой у меня болит горло, смотритель продолжи экскурсию, а я буду смотрителем) и передает свою роль другому ребенку, игра продолжается.
Экскурсовод – педагог дает всем детям побыть экскурсоводами и смотрителями.
Экскурсовод - педагог: Спасибо нашим экскурсоводам за интересные рассказы. Мы многое узнали!
Мы будем открывать новые экспозиции, ждем вас снова. И вам, уважаемые экскурсанты, спасибо за внимание и до новых встреч!
Музей нам дарит много впечатлений
И учит нас прекрасное ценить,
Мы знаем – память многих поколений
Музеи будут бережно хранить!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Золотая рыбка» Непосредственная образовательная деятельность для детей старшего дошкольного возраста в плавательном бассейне ДОУ с использованием сюжетно-ролевой ритмопластики.
Это мероприятие из серии НОД с использованием сюжетно-ролевой ритмопластики в плавательном бассейне с детьми старшего дошкольного возраста ....
Методическая разработка "Знакомство детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) с музыкальным инструментом - органом"
В методической разработке описано для чего и как знакомить старших дошкольников с музыкальным инструментом - органом....
Выступление на педагогическом совете « Развитие у детей младшего дошкольного возраста умения взаимодействовать друг с другом в сюжетно-ролевых играх».
В данном материале представлены методы и приемы, направленные на развитие у детей младшего дошкольного возраста умения взаимодействовать друг с другом в сюжетно-ролевых играх....
Методическая разработка для детей старшего дошкольного возраста с применением технологии песочной терапии через использование инновационного оборудования – интерактивной песочницы
Методическая разработка работы с песком...
Методическая разработка. Знакомство детей среднего дошкольного возраста с блокадой Ленинграда в дни Великой Отечественной войны и жизнью детских садов в блокадные дни
В данной методеской разработке рассматривается практический опыт знакомства детей 4-5 лет с событиями ВОВ. Кто-то считает, что в этом возрасте рано затрагиать данную тему. Но здесь рассказывается, что...
Методическая разработка для детей старшего дошкольного возраста Cюжeтнo-ролeвaя игра «Kocмoнaвты»
Cюжeтнo-ролeвaя игра «Kocмoнaвты»Цель игровой деятельности:Способствовать патриотическому воспитанию детей при обогащении знаний детей о профессии космонавтов.Задачи:Развивать умение детей...
Методическая разработка для детей старшего дошкольного возраста настольная игра "Сказка за 5 ходов"
Данная техника помогает детям научиться умственному восприятию и переработке информации, развивает красивую грамотную речь, творческое мышление, уверенность в выступлениях на публике, развивает ...