Методическая разработка «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с ЗПР с этнографическим музеем через сюжетно – ролевую игру»
методическая разработка (старшая группа)

Данная методическая разработка направлена на знакомство детей старшего дошкольного возраста с ЗПР с Этнографическим музеем. В данной работе представлено:

1. Аткуальность темы;

2. План предварительной работы воспитателя с детьми;

3. План работы с детьми;

4. План работы воспитателя;

5. Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР "Этнографический музей";

6. Конспект сюжетно-ролевой игры с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР "Музей".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Методическая разработка45.27 КБ

Предварительный просмотр:

 

Методическая разработка

«Знакомство детей старшего дошкольного возраста с ЗПР с этнографическим музеем через сюжетно – ролевую игру»

   

                                                Костылевва И.Н.- воспитатель первой категории

 

 

Актуальность: 

По словам Василия Сухомлинского «Игры детей – вовсе не игры, и правильнее смотреть на них как на самое значительное и глубокомысленное занятие этого возраста»

Как это ни парадоксально, но многие педагоги и родители по-прежнему различают время для обучения и время для игры, не видя живую связь между ними.

Не секрет, что дети старшего дошкольного возраста с ЗПР играют в одни и те же игры, им очень сложно применить полученные знания в игре. Сюжет игры скуден и однообразен, а так же нет дальнейшего развития  и продолжения. Возникают конфликты при распределении роли, и ролевых действий. Таким детям очень сложно договориться.

А игра - это начало познания

Дети старшего дошкольного возраста с ЗПР не имеют навыка самостоятельного получения, переработки и упорядочивания информацию, и применить эту информацию в практической деятельности. Но в связи с этим возник проблемный вопрос: как сформировать у детей представление о красоте нашего города, основных достопримечательностях, о музеях.

Основной вид деятельности любого ребёнка является игра. Так сюжетно-ролевая игра развивает творческие способности детей, их фантазию. В игре дети вживаются в жизнь, получают социальную адаптацию. В сюжетно-ролевой игре успешно развиваются: личность ребенка, его интеллект, воображение, общительность и самое главное она порождает стремление к саморегуляции, самовыражению. А сама игра является «продуктом» работы по долгосрочной работе педагогов и родителей. 

В игре ребенок вступает во взаимоотношения со сверстниками, взрослыми, и вместе с ними проживает поставленные им жизненные ситуации, использует полученные знания, опыт. А так же через игру ребенок УЧИТСЯ любить свою Родину, свой город, свой народ и культуру.

В игре ребенку легче запомнить, освоить и применить полученные знания, опыт, т.к. он проживает несколько раз предложенную ему игровую ситуацию, где педагог незаметно для самого ребёнка знакомя его с чем - то новым.

Так мы поставили следующую цель и задачи.


Цель: Расширить у детей представления о музее, и о выставках через игру.

Задачи:

Развивающая: 

-Развивать речь и обогащать активный словарь детей по теме;

-Развивать коммуникативные навыки;

 -Развивать игровые навыки у детей.

Образовательная: 

-Закрепить у детей понятие  «музей» и его назначение;

-Дать представление о профессиях людей, которые работают там;

-Закреплять умение выполнять игровые действия в соответствии с общим игровым сюжетом.

Воспитательная: 

-Формировать умение детей на самостоятельное распределение ролей и умение действовать в соответствии с ними;

- Формировать умение детей взаимодействовать со сверстниками;

-Воспитывать бережное отношение к окружающему. 

-Воспитать уважение к труду работников музея.

План предварительной работы

  • НОД по Петербурговедению «Этнографический музей»;(конспекты)
  • Совместное изготовление педагога с детьми макета «Русской избы»;
  • Лепка «Посуда» (Изготовление утвари для макета "Русская изба»);
  • Разучивание подвижной игры «У бабушки Маланьи»:
  • Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевой игры «Музей»;(куклы, предметы быта и т.д.)
  • Рассматривание картин Этнографического музея и их экспонатов;(презентация, фотографии)
  • Совместная деятельность педагогов и детей в оформлении выставки игрушки моих родителей, и выставки предметов народного промысла;
  • Чтение сказки Телешов Н.Д. «Крупеничка» и пересказ.
  • Заучивание короткого рассказа «Изба», «Крупеничка».
  • Рассматривание вместе с детьми совместно созданной выставки и обыгрывание её;
  • беседы, направленные на формирование обогащения представлений детей о музее;
  • обсуждение правил поведения в музее;
  •  беседа о профессии работников музея.

Содержание работы по взаимодействию с родителями

  1. Предложить родителям сходить с детьми в Этнографический музей или посетить экскурсию этнографического музея в онлайн и предложить им следующие мероприятия, которые предлагает музей для детей дошкольного возраста:
  • Игровая экскурсия «Где живёт счастье?»;
  • Экскурсия «Делу – время, потехе - час» русские сказки.
  1.  Консультация для родителей по данной теме;
  2. Индивидуальные консультации по запросам родителей;
  3. Пополнение коллекции музея в детском саду.

Содержание предварительной работы педагогов

  1. Разработка и накопление методического материала по данной теме;
  2.  Составить план предварительной работы с детьми.

- Конспект занятия по Петербурговедению «Этнографический музей»

- Конспект сюжетной ролевой игры;

  1. Подобрать художественную литературу для детей;
  2. Изготовления атрибутов для сюжетно – ролевой игры;
  3. Организовать выставку « Игрушки моих родителей» и выставку предметов народного промысла;
  4. Оформление альбома «История моего народа»;
  5. Создать развивающею среду для игровой, продуктивной и творческой деятельности детей.

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР

 «Этнографический музей»

Цель: Знакомство детей с этнографическим музеем СПб.

Задачи:

Развивающая: 

- Расширять знания детей о предметах старины, их назначении. 

 - Активизация словаря за счет новых слов: прялка, веретено, пряха, кудель изба утварь и др. 

 - Развивать двигательную активность. 

Образовательная: 

-Закрепить знания детей с основными достопримечательностями СПб

- Расширить представление детей о русском быте.

Воспитательная: 

- Воспитывать интерес к достопримечательностям родного города;

- Формировать у детей правила поведения в общественных местах - в музее, знакомить с речевым этикетом в определенных ситуациях.

Ход занятия

Организационный момент: В КРУГУ: ВОСПИТАТЕЛЬ И ДЕТИ НАЧИНАЮТ ЗАНЯТИЕ: 

Приветствие:

Станем рядышком, по кругу,

Скажем "Здравствуйте! " друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем "Привет! " и "Добрый день! ";

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

– ДОБРОЕ УТРО!

Воспитатель: Послушайте загадку:

Пройдет и сто, и двести лет,

И триста лет пройдет,

Но каждый снимок и портрет

Любую вещь, любой предмет

Здесь сохранит народ. (Музей)

Ребята, давайте вспомним, что такое музей? Как вы это понимаете.

Ответ детей:

Воспитатель: Правильно, музей – это место где много красивых вещей. В музее много картин, есть кости мамонта, пушки и много интересного.

Воспитатель: Ребята, мы с вами присядем, и посмотрите на экран. Оказывается, существует очень много музеев, в одном хранят историю сказок, в другом, кукол, есть музей матрѐшек, военной техники, а это Российский Этнографический музей (РЭМ) Там есть выставки, где показано, как раньше жили наши прабабушки и прадедушки. Какие у них были дома, мебель, посуда, как одевались, в какие игрушки играли их дети.

Этнографические, т.е. старинные предметы могут многое нам рассказать. Например, как строили дома, какой использовали строительный материал, чем занимались взрослые и дети в долгие зимние вечера, как они работали, летом в поле. (РАССКАЗ И ПРОСМОТР СЛАЙДОВ)

Вдруг прибегает домовёнок Кузя:

Кузя: Ой, беда, беда, огорчение, что мне делать. Ребята, жил, я, когда то в избушке на краю леса, жил – недужил да за хозяйством присматривал. Вдруг украла меня Баба – Яга и в лес меня затащила, счастье я оказывается, приношу. Не знаю, долго ли я там жил прожил, только сбежал я от нее и вернулся назад, а вместо моей избушки дом высотный стоит. Где я могу другую избушку найти, что бы там жить и за хозяйством присматривать.

Воспитатель: Ребята, мы можем помочь Кузеньке, новый дом ему найти?

Ответ детей:

Воспитатель: Но сначала Домовёнок Кузя вставай вместе с детьми в круг и поиграй с нами в игру ФИЗКУЛЬТМИНУТА «У Бабушки Маланьи»

У Бабушки Маланьи у старушки

Жили в маленькой избушке –

Семь сыновей

Вот с такими ушами

Вот с такими глазами,

Вот с такой головой,

Вот с такой бородой

Ничего не ели,

Целый день сидели

На неё глядели и делали

Вот так

Воспитатель: Кузя, тебе понравилась игра.

Кузя: Да, я в эту игру играл с детьми, когда жил в избушке. Я привык жить в избушке, а вокруг высотные дома.

Воспитатель: Ребята, вспомните, о чем мы говорили в начале занятия. Ответ детей:

Воспитатель: Правильно, мы говорили с вами о этнографическом музее. Ответ детей:

Кузя: А что это такое? Ответ детей:

Воспитатель: Расскажите Кузе, что есть в этом музее? Ответ детей:

Воспитатель: Старинная посуда, одежда, игрушки макет изб все это называется одним словом – экспонаты.

Кузя: Вот здорово! Там есть изба, я буду там жить.

Воспитатель: Кузе будет там хорошо? А ещё ты можешь там работать экскурсоводом.

Ребята, как вы думаете кто такой экскурсовод? Ответ детей:

Воспитатель: Правильно, экскурсовод — это специально подготовленный человек, который проводит экскурсии, т.е. рассказывает нам много интересного о экспонатах музея.

Кузя радуется. А вы будете приходить ко мне в музей. А вы знаете правила поведения в музее? Ответ детей:

Воспитатель: Правильно в любом музее нельзя кричать или громко разговаривать, трогать экспонаты руками, бегать, отставать от группу, а так же внимательно слушать экскурсовода, и только в конце экскурсии задавать вопросы экскурсоводу.

Воспитатель: Кузя, ты не уходи, проиграй с нами.

Помогите закончить стихотворение.

Мы пришли в музей и вот

Встретил нас ЭКСКУРСОВОД.

Он здесь – главный - помни это

и прислушайся к СОВЕТУ:

Экскурсовода не ПЕРЕБИВАЙ,

От своей группы не ОТСТАВАЙ.

Вопросы задавай не сразу,

а дождись конца РАССКАЗА.

Не все экспонаты трогай руками,

а смотри на экспонаты ГЛАЗАМИ.

Постарайся побольше узнать,

чтоб другим про музей РАССАЗАТЬ.

Кузя: Ребята, как у вас интересно, но мне пора уходить. А я предлагаю вам встать и поиграть со мной в пальчиковую игру.

Люблю по городу гулять, Люблю смотреть, люблю считать.

Невский – раз, Зимний – два,

Три – красавица Нева,

А четыре – мост Дворцовый,

Пять – гуляю по Садовой,

Шесть – к Исаакию схожу

И на купол погляжу.

Семь – конечно, Летний сад,

Как красив его наряд.

Восемь – крепость у Невы,

были там, наверно, вы.

Девять – повстречался мне

Медный всадник на коне.

Десять – из-за поворота

Вижу Нарвские ворота.

Ребята, напомните мне, пожалуйста, где я могу найти себе новую избушку? Ответ детей:

Кузя: А что интересного есть в этом музее? Ответ детей:

Кузя: Как можно одним словом назвать старинную посуду, одежду, игрушка, макет избы? Ответ детей:

Кузя: А кем я могу там работать? Ответ детей:

Кузя: Вспомните правила поведения в музее? Ответ детей:

Кузя: Ребята, Спасибо вам, что помогли найти мне новый дом, пока, я жду вас в музее.(УХОДИТ)

Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы, мы сегодня помогли домовёнку найти новый домик. А нам пора немного отдохнуть.

Дети стоят в кругу, хлопают в ладоши и повторяют следующие слова:

Занимались, занимались

И немножечко устали,

Мы сейчас играть пойдем,

И немного отдохнём.

 


Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР

Сюжетно – ролевая игра «Музей»

Цель: Расширить у детей представления о музее, и о выставках через игру.

Задачи:

Развивающая: 

-Развивать речь и обогащать активный словарь детей по теме;

-Развивать коммуникативные навыки, и инициативность;

- Способствовать обогащению представлений детей о русском быте.

Образовательная: 

-Закрепить у детей понятие  «музей» и его назначение;

-Дать представление о профессиях людей, которые работают там;

-Закреплять умение выполнять игровые действия в соответствии с общим игровым сюжетом, и развивать умение варьировать ход игры при изменении сюжета.

Воспитательная: 

- Воспитывать умение детей распределять игровые роли и умение действовать в соответствии с ними;

-Воспитывать бережное отношение к окружающему миру, предметам. 

-Воспитать уважение к труду работников музея.

 

Оборудование: «Макет русской избы и двора», экспонаты, организованные в экспозицию, билетная касса, детский фотоаппарат, таблицы для обозначения разделов выставки, схемы, указка.

Ход игровой деятельности

Воспитатель: 

Чтоб провести нам время интересно

И с пользой для себя и для друзей,

Нам долго выбирать не нужно место –

Мы дружно с вами отправляемся.

Ответ детей: в музей.

Воспитатель: Ребята, а что такое музей? Ответ детей: Музей – это место, где хранят и показывают разные предметы – экспонаты

Воспитатель: А как называется музей, где показан быт и культура разных народов. Ответ детей: этнографический.

Воспитатель: Мы с вами можем туда отправиться? Ответ детей: Да.

Воспитатель: Давайте вспомним, кто работает в музее? (смотритель, экскурсовод, билетер). Что делает билетер? Ответ детей: Продает билеты в музей.

Воспитатель: А что делает смотритель музея? Ответ детей: Смотрит, что бы посетители ни нарушали правила поведения в музее.

Воспитатель: А что делает экскурсовод? Ответ детей: Рассказывает об экспонатах.

Воспитатель: Хорошо

Воспитатель: Давайте с помощью считалочки сначала выберем, кто из вас будет билетер, потом смотритель, а я буду экскурсовод.

Воспитатель или ребенок считалочкой распределяют роли.

Катилася торба

с высокого горба.

В этой торбе

Хлеб, соль, пшеница,

С кем хочешь

Поделиться?

Говори поскорей,

Не задерживай

Добрых и честных людей!

Воспитатель: А кем же будут остальные дети? Ответ детей: Посетителями.

Дети совместно с педагогами готовят игровую зону для сюжетно-ролевой игры «Музей», расходятся по рабочим местам, остальные дети превращается в посетителей музея – в группу туристов.

После организации

Экскурсовод (руководитель игры): Вдруг раздаётся телефонный звонок. К нам пришла группа туристов, и они хотят посетить наш музей. Подходит Смотритель музея с Экскурсоводом (руководитель игры) приглашает посетить музей.

Смотритель:- Здравствуйте, я смотритель музея. Добро пожаловать в этнографический музей. Хотелось бы напомнить вам правила поведения в музее:

 (Ребёнок говорит и показывает схемы)

В музее нельзя громко разговаривать с другими посетителями;

Нельзя перебивать экскурсовода;

Нельзя трогать экспонаты руками.

А сейчас, прошу приобрести билеты в кассе.

Дети (посетители) выстраиваются в очередь за билетами.

Билетер: Здравствуйте, я вас слушаю?

Посетитель: Дайте, мне, пожалуйста, один билет и путеводитель в музей.

Билетёр: Пожалуйста (подает билет).

Посетитель: Спасибо.

Дети – посетители покупают билеты. Их встречает Экскурсовод (руководитель игры) и предлагает им пройти внутрь музея.

Экскурсовод (педагог): Уважаемые посетители нашего музея прошу вас пройти в зал нашего музея.

И приглашает ребёнка билетёра присоединиться к группе туристов (посетителей).

Смотритель следит, чтобы все выполняли правило поведения в музеи.

Экскурсовод (педагог): Уважаемые посетители музея, прошу, вас пройдите, в зал нашего музея.

ПРИМЕРНЫЙ РАССКАЗ.

1 рассказчик: Уважаемые гости нашего музея посмотрите, пожалуйста, перед вами русская изба. Изба – это жилище русских. Мастера – плотники рубили избу из еловых или сосновых бревен. Здесь проживала большая семья, (мама, папа, бабушка, дедушка, и много детей). Детей в семье могло быть пять и больше. Изба является символом уюта и спокойствия.

2 рассказчик: Уважаемые гости, загляните, пожалуйста,  в избушку, вы увидите утварь. Утварь – это посуда для заготовки, приготовления и хранения пищи, подачи ее на стол. На Руси утварь делали из дерева или глины, а это чугунок его ставили в печь и готовили кашу или щи.

3 рассказчик: А девочки на Руси играли в куклы. Куклы делали из лоскутков и зазывали её еще закруткой, т.к. сначала лоскутки закручивали и перевязывали лоскуток нитками.

Экскурсовод - педагог: (педагог создает проблемную ситуацию и передает свою роль экскурсовода другому ребенку (смотрителю). Например: Ой у меня болит горло, смотритель продолжи экскурсию, а я буду смотрителем) и передает свою роль другому ребенку, игра продолжается.

Экскурсовод – педагог дает всем детям побыть экскурсоводами и смотрителями.

Экскурсовод - педагог: Спасибо нашим экскурсоводам за интересные рассказы. Мы многое узнали!

Мы будем открывать новые экспозиции, ждем вас снова. И вам, уважаемые экскурсанты, спасибо за внимание и до новых встреч!

Музей нам дарит много впечатлений

И учит нас прекрасное ценить,

Мы знаем – память многих поколений

Музеи будут бережно хранить!

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Золотая рыбка» Непосредственная образовательная деятельность для детей старшего дошкольного возраста в плавательном бассейне ДОУ с использованием сюжетно-ролевой ритмопластики.

Это мероприятие из серии НОД с использованием сюжетно-ролевой ритмопластики в плавательном бассейне с детьми старшего дошкольного возраста ....

Методическая разработка "Знакомство детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) с музыкальным инструментом - органом"

В методической разработке описано для чего и как знакомить старших дошкольников с музыкальным инструментом - органом....

Выступление на педагогическом совете « Развитие у детей младшего дошкольного возраста умения взаимодействовать друг с другом в сюжетно-ролевых играх».

В данном материале представлены методы и приемы, направленные на развитие у детей младшего дошкольного возраста умения взаимодействовать друг с другом в сюжетно-ролевых играх....

Методическая разработка. Знакомство детей среднего дошкольного возраста с блокадой Ленинграда в дни Великой Отечественной войны и жизнью детских садов в блокадные дни

В данной методеской разработке рассматривается практический опыт знакомства детей 4-5 лет с событиями ВОВ. Кто-то считает, что в этом возрасте рано затрагиать данную тему. Но здесь рассказывается, что...

Методическая разработка для детей старшего дошкольного возраста Cюжeтнo-ролeвaя игра «Kocмoнaвты»

Cюжeтнo-ролeвaя игра «Kocмoнaвты»Цель игровой деятельности:Способствовать патриотическому воспитанию детей при обогащении знаний детей о профессии космонавтов.Задачи:Развивать умение детей...

Методическая разработка для детей старшего дошкольного возраста настольная игра "Сказка за 5 ходов"

Данная техника помогает детям научиться умственному восприятию и переработке информации, развивает красивую грамотную речь, творческое мышление, уверенность в выступлениях на публике, развивает ...