ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Волшебная бумага»
рабочая программа (старшая группа)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Волшебная бумага»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_kruzhka_dopolnitelnogo_obrazovaniya_po_robototehnike.docx | 98.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №6»
Утверждаю: Заведующий МБДОУ «Детский сад №6»
__________ Титова О.В.
«___» ______________2022 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Волшебная бумага»
Для детей старшей группы
Состовители
Воспитатель : Куприянова И.В.
Сроки реализации: 1 год
ЧИТА 2022г.
Пояснительная записка
Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важной составной частью в развитии и воспитании детей. Программа разработана в соответствии с новыми требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта и рассчитана на детей 5-6 лет.
Обеспечивая в процессе работы с бумагой всестороннее развитие детей, у них формируются жизненно необходимые навыки и умения, раскрываются и развиваются потенциальные возможности. Организовывать работу необходимо так, чтобы ребята обретали уверенность в своих силах, стремились создавать красивое, глядя на окружающий мир глазами художника; ощущали себя значимыми, умелыми, способными и талантливыми. Программа способствует формированию у детей творческих способностей и фантазии. При организации работы с бумагой необходимо соединять игру, труд и обучение, что поможет обеспечивать единство решения познавательных, практических и игровых задач.
Основная цель занятий по художественному труду в детском саду - это научить детей с удовольствием мастерить, фантазировать и делать своими руками интересные оригами из бумаги, так, чтобы и процесс, и результат приносили радость. Получаемые на занятиях по ручному труду положительные эмоции (радость, восторг от сделанных своими руками игрушек, открыток и т. д.) являются важным стимулом. Постепенно у детей формируются такие черты характера, как целеустремленность, настойчивость.
Художественный труд способствует развитию сенсомоторики: согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движения, гибкости, точности в выполнении действий. Конструируя, ребёнок развивается умственно. Развивается смекалка, сообразительность, память, пространственно-ассоциативное и логическое мышление. Все это необходимо для дальнейшего обучения детей в школе.
Большая роль в овладении оригами в программе отводится индивидуальным работам. Система работы с бумагой построена по принципу от простого к сложному. Программа помогает индивидуализировать сложность работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным можно предложить работу попроще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняются. Это даст возможность предотвратить перегрузку ребенка, освободить его от страха перед трудностью и приобщить к творчеству.
Актуальность программы. Убедительно доказано научными исследованиями прямая зависимость между уровнем сформированности речи и развитием мелкой моторики рук у детей. Это отчетливо прослеживается в ходе индивидуального развития каждого ребенка. Поэтому развитые, усовершенствованные движения пальцев рук способствуют более быстрому и полноценному формированию у ребенка речи и психических процессов, тогда как неразвитая ручная моторика, наоборот, тормозит такое развитие. В сенсомоторном развитии важное место занимает ручной труд, с помощью которого формируется точность в выполнении действий, совершенствуется координация движений, согласованность в работе глаза и руки, эталонные представления о форме, цвете, величине, пространстве, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, закладывается основа для развития мыслительных операций.
Одним из близких и доступных видов работы с детьми по формированию мелкой моторики является художественно-продуктивная деятельность, занятия оригами. Занятия ригами дает возможность детям фантазировать и проявлять свои творческие способности.
Цель программы: развивать умения и навыки работы с бумагой; учить совмещать углы и стороны в процессе складывания; учить самостоятельно пользоваться схемами; учить самостоятельно изготавливать поделку от начала и до конца.
Задачи программы:
- Учить детей конструировать по типу оригами, используя графический язык оригами;
- Развивать эстетическое восприятие, компоновать готовые оригами в панно;
- Воспитывать у детей внимание, собранность, дисциплинированность;
- Активизировать познавательную и речевую активность детей;
- Развивать творчество, инициативу, самостоятельность.
Методы, применяемые при подготовке к занятиям подразделяются на:
- Словесные (рассказ-объяснение, беседа, пальчиковая гимнастика, стихи, загадки);
- Наглядные (демонстрация педагогом приемов работы, наглядных пособий, самостоятельные наблюдения детей);
- Игры, игровые ситуации (обыгрывание поделок детьми, физкультминутки);
- Практические (выполнение упражнений, овладение приемами работы с бумагой и инструментами);
При организации работы кружка используется дидактический материал. Он включает в себя образцы работ, выполненные педагогом, иллюстрации.
Категория обучающихся по программе: возраст 5-6 лет, старшая группа «Колокольчики»
Срок реализации программы: 1 год.
Форма обучения: групповая.
Режим занятий: 1 раза в неделю по 30 минут.
Формы реализации программы: реализация программы предполагает осуществление специально организованных занятий, в процессе которых дети получают знания, навыки по изучаемым темам.
Общий план занятий: все занятия строятся по одному плану, на каждом занятии используется дополнительный материал: стихи, загадки, сведения о предполагаемом предмете складывания.
- Подготовка к занятию (установка на работу).
- Повторение пройденного (выявление опорных знаний и представлений):
- повторение названия базовой формы;
- повторение действий прошлого занятия;
- повторение правил пользования ножницами, клеем, правил техники безопасности.
- Введение в новую тему:
- загадки, стихи, раскрывающие тему занятия; энциклопедические сведения о предмете занятия (рассказы о жизни животных, птиц, насекомых; интересные истории и т.п.);
- показ образца;
- рассматривание образца, анализ (названия; форма основной детали);
- повторение правил складывания.
- Практическая часть:
- показ воспитателем процесса изготовления поделки (работа по схеме, технологической карте, в зависимости от уровня подготовки и сформированности навыков);
- вербализация учащимися некоторых этапов работы (расшифровка схемы: «Что здесь делаю?»);
- текстовой план (если поделка состоит из нескольких частей);
- самостоятельное изготовление детьми изделия по текстовому плану, технологической карте;
- оформление, отделка игрушки, приклеивание ее на фон или в композицию;
- анализ работы учащегося (аккуратность, правильность и последовательность выполнения, рациональная организация рабочего времени, соблюдение правил техники безопасности, творчество, оригинальность, эстетика).
Оценка результативности программы: в качестве контроля до и после реализации программы проводится диагностика уровня развития детей посредством искусства оригами с целью проверки эффективности проведенной работы. Диагностическая работа строится исходя из основных задач программы.
Планируемые результаты реализации программы:
• познакомятся со свойствами и возможностями бумаги как материала для художественного творчества;
• познакомятся с основами знаний в области композиции,
формообразования;
• научатся работать необходимыми для изготовления поделок инструментами и приспособлениями;
• научатся сознательно использовать знания и умения, полученные на занятиях для воплощения собственного замысла при работе с бумагой;
- научатся взаимодействовать друг с другом во время коллективных работ: помогать, уступать и договариваться с товарищами.
Диагностическая карта уровня развития детей до реализации «Волшебная бумага»
№ п/п | Фамилия, имя ребенка | Знание основных базовых форм и умение самостоятельно их изготовить | Умение изготовить несложную поделку, следя за показом педагога и слушая устные пояснения | Умение украсить свою поделку, добавляя недостающие детали (нос, глаза, усы и т.п.) | Создание творческих композиций с изделиями, выполненными в технике оригами. | Умение самостоятельно изготовить поделку от начала и до конца по образцу | Точность и аккуратность выполнения работы | Умение самостоятельно и справедливо оценивать конечный результат своей работы | Общее количество баллов | Процент усвоения программы |
1 | ||||||||||
2 | ||||||||||
3 | ||||||||||
4 | ||||||||||
5 | ||||||||||
6 | ||||||||||
7 | ||||||||||
8 | ||||||||||
9 | ||||||||||
10 | ||||||||||
11 | ||||||||||
12 |
Диагностическая карта уровня развития детей после проведения «Волшебная бумага»
№ п/п | Фамилия, имя ребенка | Знание основных базовых форм и умение самостоятельно их изготовить | Умение изготовить несложную поделку, следя за показом педагога и слушая устные пояснения | Умение украсить свою поделку, добавляя недостающие детали (нос, глаза, усы и т.п.) | Создание творческих композиций с изделиями, выполненными в технике оригами. | Умение самостоятельно изготовить поделку от начала и до конца по образцу | Точность и аккуратность выполнения работы | Умение самостоятельно и справедливо оценивать конечный результат своей работы | Общее количество баллов | Процент усвоения программы |
1 | ||||||||||
2 | ||||||||||
3 | ||||||||||
4 | ||||||||||
5 | ||||||||||
6 | ||||||||||
7 | ||||||||||
8 | ||||||||||
9 | ||||||||||
10 | ||||||||||
11 | ||||||||||
12 |
Содержание программы
План работы кружка «Волшебная бумага»
Месяц | Тема | Задачи | Индивидуальная работа | Материалы | Программное содержание | |
Октябрь | 1 неделя | Знакомство с искусством оригами (организационное) | 1. Познакомить детей с искусством оригами. 2. Развивать внимание, память, речь. 3. Закрепить основные геометрические понятия, свойства квадрата, определить нахождение углов, сторон. 4. Учить складывать прямоугольный лист бумаги по диагонали, отрезать лишнюю часть, получая квадрат. | Помощь при складывании прямоугольного листа бумаги в квадрат. | 1. Конспект занятия 2. Презентация на тему «Что такое оригами». 3. Готовые изделия в технике оригами. | 1. Рассказ воспитателя об оригами, его истории с сопровождением презентации. 2. Рассматривание готовых изделий в технике оригами. |
2 неделя | «Белочка» | 3.Вызвать интерес к изготовлению поделок из бумаги. 1.Закрепить знание геометрических фигур. 2.Развивать мелкую моторику рук. 3.Учить детей работать с квадратным листом бумаги. 4.Учить разгибать внутренние уголки по схеме. | 1.Знакомство с терминами, знаками, линиями, принятыми в оригами. | 1.Иллюстрации с изображением различных фигурок, выполненных в технике оригами. 2.Цветная бумага различных цветов. 3.Схемы с изображением условных знаков и приёмов складывания. | 1. Чтение рассказа И. Соколова – Микитова «Белка». 2. Рассматривание иллюстраций с изображением белок. | |
3 неделя | «Фигурка голубя» | 2.Познакомить детей со свойствами бумаги. 1.Познакомиться с базовой формой «треугольник». 2.Закрепить знание зимующих птиц. 3.Развивать умственные способности. 4.Учить самостоятельно пользоваться схемой сборки, соблюдая последова-тельность действий. | 1.Оказать помощь при складывании сторон. | 1.Иллюстрации с изображением голубей. 2.Карандаши, фломастеры. 3.Серая двусторонняя бумага. 4.Готовый образец голубя. | 1.Вспомнить признаки осени. 2.Рассмотреть иллюстрации с изображением голубей. 3.Рассказ воспитателя про голубей. 4.Понаблюдать на прогулке за голубями. | |
4 неделя | Осенние листья | 1.Упражнять детей в аккуратном складывании. 2. Научить детей из базовой формы квадрат складывать и вырезать листья. | Помощь детям при пользовании ножницами | 1. Иллюстрации с изображением осенних листьев. 2. Цветная бумага желтого, красного и оранжевого цветов. 3. Образец готового изделич | 1. Повторить признаки осени. 2. Рассмотреть иллюстрации с изображением листьев, деревьев. 3. Рассматривание и сбор листьев на прогулке. | |
Ноябрь | 1 неделя | «Фигурка ёжика» | 1.Закрепить базовую форму «треугольник» на примере изготовления ёжика. 2.Вызвать интерес к работе с бумагой. | 1.Оказать помощь в сгибании сторон по диагоналям. | 1.Цветная бумага двух цветов (серый, коричневый). 2.Картинка с изображением ёжика. 3.Готовая фигурка ёжика из бумаги. 4.Карандаши, фломастеры. | 1.Рассматривание картины с изображением ежа. 2.Загадывание загадок про ёжика. 3.Беседа на тему: «Что вы знаете про ежей?» |
2 неделя | «Снегирь» | 1.Упражнять в соединении двух цветов во время складывания. 2.Закрепить сгиб от «себя» и на «себя». 3.Развивать воображение, чувство формы и пропорции. 4. Развивать самостоятель- ность, инициативность. 5.Закрепить условное обозначение «долина», «переворот». | 1.Оказать помощь в вырезании хвоста. | 1.Цветная бумага двух цветов (чёрный, красный). 2.Цветной картон. 3.Клей, кисти, клеёнка, тряпочки. 4.Готовый образец. | 1.Понаблюдать за снегирями во время прогулки, покормить их. 2.Чтение стихотворений про снегирей. | |
3 неделя | «Снежинка» | 1. На основе наглядных образцов показать детям различные способы изготовления снежинок из бумаги. | 1.Оказать помощь в изготовление изделия. | 1. Готовое изделие «Снежинка» для демонстративного показа. 2. По 6 листов бумаги квадратной формы (5х5) для каждого ребёнка. 3. Кружочки по одному белые диаметром 2 см и голубые диаметром 1 см. 4. Клей карандаш. 5. Клеёнка. 6. Влажная салфетка. 7. Магнитофон, диск с записью спокойной музыки | 1. Зачитывается письмо от попугая Кеши. 2. Изготовление продукта детского творчества – снежинки. 3. Беседа о снежинках, их особенностях и свойствах. 4. Физкультминутка по теме. 5. Изготовление аппликации из готовых работ. | |
4 неделя | «Лягушка» | 1. Упражнять в свободном выборе цвета бумаги при изготовлении лягушки. 2. Обучать приёмам декоративного украшения поделок аппликацией. 3. Воспитывать усидчивость, аккуратность. | 1.Оказать помощь в изготовление изделия. | 1. Двухсторонняя бумага для оригами зелёного цвета. 2. Фломастеры. | 1. Чтение рассказа Н. Сладкова « Жалейкин и лягушонок». 2. Рассматривание иллюстрации к прочитанному рассказу. 3. Практическое выполнение оригами «Лягушка». | |
Декабрь | 1 неделя | «Медведь» | 1.Уточнить знания о том, как звери готовятся к зиме. 2.Воспитывать заботливое отношение к животным. 3.Закрепить умение выполнять складку «зигзаг». 4.Развивать стремление к доведению начатого дела до конца, преодолевая трудности. | 1.Оказать помощь в выполнении складки «зигзаг». | 1.Двусторонняя бумага коричневого цвета. 2.Цветной картон. 3.Карандаши, фломастеры. 4.Клей ПВА, кисти, клеёнки. 5.Готовый образец. | 1.П/и «У медведя во бору». 2.Чтение сказки «Маша и медведь». 3.Уточнить знания детей о зверях, которые впадают в спячку (медведь, ёж и т.д.) |
2 неделя | «Новогодняя ёлка» | 1.Закрепить форму сгиба «двойной треугольник». 2.Упражнять детей в аккуратном наклеивании готовых форм. 3.Развивать стремление к самостоятельным действиям. | 1.Оказать помощь тем, у кого возникают трудности по ходу работы. | 1.Цветной картон. 2.Двусторонняя цветная бумага зелёного цвета. 3.Фольгирован- ная бумага. 4.Клей, кисти, клеёнка, тряпочка. 5.Готовый образец. | 1.Вспомнить стихотворения про ёлочку, зиму. 2.Рассмотреть иллюстрации с изображением ёлок. | |
3 неделя | «Поздравительная открытка С Новым Годом» | 1. Закрепить умения делать снежинки, елки, веточки, ёлочные игрушки методом оригами. 2. Продолжать учить составлять композиции. | 1.Оказать помощь тем, у кого возникают трудности с составлением композиции. | 1. Цветная бумага разных размеров. 2. Ножницы. 3. Схемы поздравительных открыток. 4. Клей. 5. Плакаты и открытки на новогоднюю тему. 6. Картон голубого цвета. 7. Квадраты и прямоугольники зеленого цвета (бархат), разного размера. 8. Звездочки из фольги. | 1. Чтение произведений и стихотворений на новогоднюю тематику. 2. Рассматривание плакатов и открыток на новогоднюю тематику. 3. Изготовление продукта детского творчества – открытки. | |
4 неделя | «В некотором царстве, в бумажном государстве» | 1. Заинтересовать детей изготовлением поделок из бумаги в технике оригами. 2. Продолжать знакомить с историей искусства оригами | 1.Оказать помощь тем, у кого возникают трудности по ходу работы. | 1.Цветная бумага разных размеров и цветов. 2. схемы. 3. Папка «Зимние забавы». 4. Примеры готовых изделий на данную тематику. | 1. Беседа «Что еще мы не знаем об оригами?» 2. Изготовление продукта детского творчества. | |
Январь | 1 неделя | «Зайка беленький» | 1. Развивать моторику рук. 2.Воспитывать аккуратность и внимание. 3.Закрепить базовую форму воздушный змей. 4.Закрепить практическими действиями знание графических символов. | 1.Оказать помощь при работе со схемой. | 1.Цветной картон. 2.Белая бумага. 3.Клей, кисти, клеёнки, тряпочки. 4.Карандаши, фломастеры. 5.Готовый образец. | 1.Рассматри- вание иллюстраций с изображением зайца. 2.Д/и «Составь целое из частей». 3.Рассказ воспитателя про зайца. |
2 неделя | «Деревья в инее» | 1.Закрепить умение совмещать стороны и углы, фиксировать линии сгибов. 2.Развивать умение пользоваться символами, условными обозначениями. 3.Продолжать учить комбинировать детали. 4.Учить добиваться в работе схожести с природными объектами. 5.Развивать конструктивные способности. | 1.Оказать помощь тем, у кого возникнут трудности. | 1.Белая бумага. 2.Коричневая цветная бумага. 3.Клей, кисти, клеёнки, тряпочки. 4.готовый образец. | 1.Наблюдение на улице за деревьями в инее. 2.Рассмотреть образец работы «Деревья в инее». 3.Определить вместе с детьми из каких деталей выполнена работа. | |
3 неделя | «Снеговик» | 1. Закреплять умение складывать базовые формы. | 1.Оказать помощь в изготовление изделия «Снеговик» | 1. Цветная бумага разных размеров. 2. Схемы. 3. Клей. 4. Ножницы. 5.Украшения (бисер,блестки тд.). | 1. Загадывание загадок. 2. Рассматривание иллюстраций 3. Беседа о снеговике. 4.Изготовление продукта детского творчества | |
4 неделя | «Зимующие птицы, «Голуби» | 1. Познакомить детей с простейшей формой изготовления голубя, из базовой формы квадрат, 2. Продолжать учить правильно складывать и разглаживать линии. | 1.Оказать помощь тем, у кого возникнут трудности по ходу работы. | 1. Тонированная бумага разных цветов по размеру. 2. Простой карандаш. 3. Фломастеры. | 1. Рассматривание иллюстраций по данной теме. 2. Разучивание считалочки. 3. Изготовления голубя. | |
Февраль | 1 неделя | «Валентинка» | 1. Расширить представление детей о праздниках. 2.Вызвать желание сделать подарок своими руками. 3.Воспитывать аккуратность. 4.Развивать творческие навыки, самостоя- тельность, инициативу. | 1.Оказать помощь в приклеивании бусинок и ленточки. | 1.Цветная бумага. 2.Шёлковая цветная тесьма 3.Бусины 7.Клей ПВА, кисти, клеёнки.
| 1.Рассказ воспитателя о празднике в честь дня Святого Валентина. 2.Внести в группу валентинки разных размеров, обсудить их с детьми. |
2 неделя | Поздрави-тельная открытка для папы и дедушки «Парусник» | 1.Воспитывать уважение к папам, дедушкам как защитникам Отечества. 2.Вызвать желание сделать для папы, дедушки подарок к празднику. 3.Совершен-ствовать умение выполнять элемент спираль. 4.Закреплять умение пользоваться приёмом аппликации обрывание. 5.Учить составлять композицию, сочетая детали по цвету. | 1.Оказать помощь тем, у кого возникнут трудности по ходу работы. | 1.Цветной картон формата А4. 2.Цветная 5.Клей ПВА, ножницы, кисти, клеёнки, линейки. | 1.Рассмотреть образцы открыток. 2.Обсудить с детьми общую композицию. | |
3 неделя | «Самолет» | 1. Учить складывать самолетик по предложенной схеме. 2. Развивать мелкую моторику рук. | 1.Оказать помощь в сгибании углов | 1. Тонированная бумага разных цветов. 2. Фломастеры. 3. Готовые образцы. | 1. Рассматривание иллюстраций различных видов и типов самолетов. 2. Чтение стихотворения о самолете с рассматриванием к нему иллюстрации. 3. Беседа о самолетах. 4. Изготовление продукта детского творчества. | |
4 неделя | «Кораблик» | 1. Формировать умения создания фигур в технике оригами. 2. Развивать мелкую моторику ребенка. 3. Продолжать формировать умение красиво, аккуратно складывать фигуру. 4. Развивать воображение | 1.Оказать помощь тем, у кого возникнут трудности. | 1. Бумага разных цветов, 20+20 размером. 2. Фломастеры. 3. Базовая форма квадрат. 4. Простой карандаш. | 1. Работа в группах «Что мы знаем о водном транспорте?» 2. Чтение стихотворений по данной теме. 3. Изготовление продукта детского творчества. | |
Март | 1 неделя | «Цветочная восьмёрка» | 1.Закрепить умение располагать детали в правильной последова-тельности. 2.Воспитывать самостоятельность, внимание, усидчивость. | 1.Оказать помощь тем, у кого возникнут трудности. | 1.Цветной картон формата А4. 2.Цветная бумага. 3.Готовый набор цветов. 4.Готовый образец. 5.Клей ПВА, кисти, клеёнки. | 1.Поговорить о празднике 8 марта. 2.Д/и на составление целого изображения из частей. |
2 неделя | «Цветок» | 1. Повторить способы складывания базовой формы «книжка», «Треугольник». 2. Научить изготавливать простую форму цветка, 3. Закрепить прием вытягивания, для придания объёма фигурке. | 1.Оказать помощь тем, у кого возникнут трудности по ходу работы. | 1. Цветная бумага разных размеров. 2. схемы. 3. Ножницы. 4. Клей. | 1. Чтение сказки «Аленький цветочек». 2. Разучивание физкультминутки «Цветок». 3. Изготовление продукта детского творчества. | |
3 неделя | «Подводное царство». | 1. Развивать навыки и умения создания объемной аппликации. 2. Формировать умения создания фигур в технике оригами. 3. Развивать мелкую моторику ребенка. 4. Развивать творческие способности ребенка через создание аппликации. | 1.Оказать помощь тем, у кого возникнут трудности в создании аппликации. | 1. Бумага формата А3. 2. Ножницы. 3. Квадраты разной величины (5х5,6х6,8х8). 4. Клей. 5. Восковые мелки. | 1. Беседа о рыбах и подводных обитателях. 2. Показ иллюстраций подводного царства. 3. Рассматривание готовых образцов подводных героев. 4. Разучивание пальчиковой гимнастики. 5. Изготовление продукта детского творчества. | |
4 неделя | «По замыслу» | 1. Повторить базовые формы. | 1. Оказать помощь тем, у кого возникнут трудности по ходу работы. | 1. Цветная бумага разных размеров. 2. Схемы. 3. Ножницы. 4. Клей. 5. Картон. 6. Фломастеры. | 1. Разучивание пальчиковой гимнастики. 2. Изготовление продукта детского творчества. | |
Апрель | 1 неделя | Коллективная работа «Букет цветов» | 1.Учить создавать коллективную композицию. 2.Закреплять умения работать с бумагой в технике оригами. 3.Развивать у детей чувство цвета. 4.Воспитывать интерес к живой природе. 5.Воспитывать художественный вкус. 6.Развивать самостоятельность, инициативу. | 1. Оказать помощь в изготовлении мелких деталей. | 1.Цветная бумага. 2.Цветной картон формата А4. 3.Готовый образец. 4.Клей ПВА, кисти, клеёнки. | 1.Принести в группу живые цветы. 2.Рассмотреть предметные картинки с изображением цветов. |
2 неделя | «Космос» | 1.Совершен-ствовать умения и навыки при выполнении базовой формы «двойной треугольник». 2.Вызвать у детей желание передать красоту космического пространства. 3.Упражнять детей в составлении изображения. 4.Развивать конструктивные способности. | 1.Оказать помощь в составлении композиции. | 1. Картон синего цвет 2.Цветная двусторонняя бумага. 3.Готовый образец. 4.Клей ПВА, кисти, ножницы, клеёнки. 5.Набор готовых звёздочек. | 1.Продемонстри-ровать картины с изображением космоса, планет, звёзд. 2.Продумать с детьми содержание композиции. | |
3 неделя | «Подснежни ки» | 1.Закрепить умение аккуратно пользоваться кисточкой и клеем. 2.Закрепить умение выполнять складку «молния». 3.Продолжить учить детей сгибать лист квадратной формы по диагонали, сгибать углы треугольника наискосок. | 1.Оказать помощь в сгибании углов треугольника. | 1.Картон серого цвета формата А4. 2.Цветная двусторонняя бумага. 3.Клей, кисти, тряпочки, клеёнки. 4.Готовый образец. | 1.Понаблюдать на прогулке за цветами «первоцветами». 2.Чтение сказки «12 месяцев». | |
Май | 1 неделя | Коллектив- ная работа «Лягушата на пруду» | 1.Развивать мелкую моторику рук. 2.Закрепить умение выполнять «карманную» складку. 3.Закрепить умение создавать коллективную композицию. 4.Развивать воображение, творческие навыки, фантазию. 5.Воспитывать любовь к природе. | 1.Оказать помощь тем, у кого возникают трудности по ходу работы. | 1.Лист ватмана формата А3. 2.Двусторонняя бумага зелёного цвета. 3.Обёмные глаза. 4.Клей ПВА, ножницы, кисти, клеёнки. 5.Готовый образец. | 1.Прочитать сказку «Царевна лягушка». 2.Просмотр иллюстраций с изображением лягушек. 3.Рассказ воспитателя про лягушек. |
2 неделя | «Рыбки в море» | 1.Продолжить формировать умение складывать фигуры из бумаги по образцу. 2.Воспитывать внимание. 3.Закрепить аккуратное обращение с ножницами. 4.Развивать коммуни- кативные навыки. 5.Воспитывать художественный вкус, вызывать интерес к созданию композиции. | 1.Оказать помощь при складывании базовой формы «двойной треугольник». | 1.Картон синего цвета. 2.Цветной гофрированный картон. 3.Цветная бумага. 4.Ножницы с волнообразными краями. 5.Объёмные глаза. 6.Клей, кисти, тряпочки, клеёнки. 7.Готовый образец. | 1.Спуститься в музыкальный зал и понаблюдать за рыбками в аквариуме. 2.Просмотр иллюстраций с изображением рыбок. 3.П/и «Море волнуется раз,…». | |
3 неделя | «Бабочка» | 1. Закреплять умение получать из квадрата прямоугольники, треугольники и квадраты меньшего размера. 2. Упражнять в свободном выборе цвета бумаги при изготовлении бабочки. 3. Учить приёмам декоративного украшения поделок аппликацией. 4. Воспитывать усидчивость, аккуратность. | 1. Оказать помощь в изготовлении мелких деталей. | 1. Три квадрата размером 8x8 см, два синего цвета и один голубого, один коричневый квадрат размером 6x6 см.. 2. Клей. 3. Салфетки. 4. Ножницы для каждого ребенка. 5. Образцы разных бабочек. | 1. Чтение стихотворения о бабочках. 2. Игровые упражнения «Бабочки». 3. Изготовление продукта детского творчества | |
4 неделя | «Итоговое занятие» | 1. Развитие навыков общения и умения согласовывать свои интересы с интересами других детей. 2. Учить справедливо оценивать результаты своей работы и работы сверстников. | 1.Оказать помощь тем, у кого возникают трудности по ходу работы. | 1. Готовые поделки сделанные из бумаги индивидуально каждым ребенком. 2. Коллективные аппликации. | 1. Оформление выставки лучших работ за период обучения. 2. Подведение итогов по кружку «Волшебная бумага». |
Список литературы:
1. Жихарева О.М. «Оригами для дошкольников. Конспекты тематических занятий и демонстрационный материал для работы с детьми 5-6 лет в ДОУ». М.: Издат. ГНОМ, 2011.
2. Журнал «Дошкольное воспитание» 2000. №3.
4. Козлина А.В. «Уроки ручного труда.» – М., 2000.
4. Соколова С.В. «Оригами для старших дошкольников». Методическое пособие для воспитателей ДОУ. – СПб.: «Детство-ПРЕСС», 2010.
5. Ступак Е. «Оригами. Подарки к праздникам». – М.: Айрис-пресс, 2010.
6. Сухаревская О.Н. «Оригами для самых маленьких». – М.: Айрис-пресс, 2009.
Приложение
Знакомство с искусством оригами
Программное содержание
Познакомить детей с искусством оригами.
Показать разнообразие видов бумаги, ее свойств
Учить складывать прямоугольный лист бумаги по диагонали, отрезать лишнюю часть, получая квадрат.
Закрепить основные геометрические понятия, свойства квадрата, определить нахождение углов, сторон.
Материал: слайды поделок оригами, цветная бумага и картон, прямоугольные листы бумаги белого цвета, квадраты оранжевого цвета (8х8 см), ножницы, фломастеры.
Ход
Рассказ – показ
Таинственный мир превращения бумаги,
Здесь все чародеи, волшебники, маги,
Творят они сказки своими руками,
И мир тот волшебный зовут оригами.
Любая девочка и любой мальчик могут стать волшебниками и научиться превращать на вид простой бумажный квадрат в любую фигурку, это искусство называется - оригами
Оригами – это японское искусство изготовления различных фигурок путём складывания бумаги. С помощью оригами мы можем украсить свою комнату, приготовить в подарок яркую объёмную открытку, игрушку, закладку для книги, цветы и многое другое (на экране показать варианты поделок)
Скажите, ребята, что вы знаете о бумаге и о её свойствах? (ответы детей, сопровождаемые показом)
- разного цвета, тонкая, толстая, гладкая, шероховатая, легко рвется, мнется.
Пальчиковая гимнастика «Дружба»
Дружат в нашей группе Пальцы рук сжаты в кулаки,
Девочки и мальчики. большие пальцы опущены вниз
Мы с тобой подружим как бы прыжками двигаются
Маленькие пальчики. по столу. Ритмичные движения
Раз, два, три, четыре, пять, по столу указ-ми пальцами. Движения
Начиная считать опять. средних пальцев в быстром
Раз, два, три, четыре, пять, темпе. Медленное движение безымянных
Мы закончили считать. пальцев по столу.
Выполнение работы
а) на столах у детей лежат прямоугольные листы бумаги.
- Ребята, в этом листе спрятался квадрат, а как его найти я сейчас вам покажу.
Воспитатель показывает, как из прямоугольника, сделать квадрат, путём складывания листа по диагонали. Лишнюю часть отрезаем.
б) предложить детям «оживить» квадрат: в верхнем углу нарисовать лицо, в нижнем –ноги, по бокам руки (в дальнейшем «Квадрат» будет ровно и правильно «становиться» перед ребятами, т.е. дети кладут перед собой квадрат так, чтобы «руки», «ноги» и «голова» были в правильном положении, для заготовок базовых форм «треугольник» и «воздушный змей»).
в) изготовление классической модели «Лиса»
раздать детям заранее подготовленные оранжевые квадраты. Познакомить ребят с базовой формой «треугольник».
- Взять квадрат, согнуть его по диагонали.
- Перегнуть базовую форму «треугольник» пополам.
- Согнуть острые углы к верху так, чтобы боковые стороны не доходили до средней линии, и перевернуть на другую сторону.
- Нарисовать лисе глаза и нос.
Просмотр работ, обсуждение.
Конспект занятия в технике оригами «Голубь»
(старшая группа)
Цели: продолжать учить детей мастерить «голубя» в технике оригами
Задачи:
Образовательные: формировать умение детей складывать лист бумаги в разных направлениях, по диагонали, пополам, поднимая и опуская углы;
продолжить знакомить детей с основными геометрическими понятиями: квадрат, треугольник, угол;
Развивающие: развивать внимание, память, мышление, логическое и пространственное воображение;
Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
Воспитательные: воспитывать интерес к искусству оригами;
воспитывать самостоятельность, аккуратность в работе с бумагой.
Оборудование: квадраты белого цвета 10*10 см, фломастеры чёрного цвета, клей карандаш, салфетка, клеёнка.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята посмотрите, какой голубь к нам прилетел (показать голубя оригами).
Послушайте рассказ про голубей.
Голуби – птицы, хорошо знакомые людям. Когда-то диких голубей люди приручили и занялись их разведением. Для них строили голубятни, за ними ухаживали. Голубей использовали для пересылки писем, и назывались такие голуби почтовыми. Уезжая из дома, человек брал голубей с собой, затем привязывал к лапке голубя записку и отпускал его. Голубь возвращался домой, принося на себе послание. Сейчас почту в далёкие края доставляют другие птицы – самолёты, а также поезда, теплоходы, автомобили. Постепенно большой интерес к голубям у людей пропал, а одичавшие голуби остались жить в городах. Они не боятся людей, могут расхаживать между ними, брать пищу из рук. Существуют и дикие лесные голуби – вяхирь, клинтух, горлица.
Показать картинки с изображением голубей.
Рассмотреть голубя. У голубя есть голова, туловище, крылья, хвост, лапки.
Ребята, давайте и мы с вами сложим из бумаги в технике оригами такого голубя.
Воспитатель демонстрирует схему складывания голубя. Дети рассматривают схему, проговаривая условные знаки и приёмы складывания.
1. Сложить квадрат по диагонали, базовая форма «треугольник».
2. Опустите верхний угол (два слоя) (схема 1).
3. Поднимите угол (первый слой, оставляя равномерную складку – молнию (схема 2).
4. Согните работу пополам (схема 3).
5. С двух сторон по очереди поднимите нижние части – крылья (схема 4).
6. Вогните угол так, чтобы он немного вышел наружу (схема 5).
7. Согните крылья (с двух сторон) (схема 6).
8. Проверьте результат (схема 7).
Воспитатель: Прежде чем начать работу давайте приготовим пальчики для работы.
Пальчиковая гимнастика: «Прогулка»
Пошли пальчики гулять,
(Пальцы рук сжаты в кулаки, большие пальцы опущены вниз и как бы прыжками двигаются по столу.)
А вторые догонять,
(Ритмичные движения по столу указательных пальцев.)
Третьи пальчики бегом,
(Движения средних пальцев в быстром темпе.)
А четвертые пешком,
(Медленные движения безымянных пальцев по столу.)
Пятый пальчик поскакал
(Ритмичное касание поверхности стола обоими мизинцами.)
И в конце пути упал.
(Стук кулаками по поверхности стола.)
Дети приступают к работе самостоятельно, опираясь на схему складывания.
Приступаем к работе. Помните, что необходимо приглаживать пальцем каждую линию заготовки, чтобы все поделки получились аккуратными.
Воспитатель помогает затруднившимся детям в изготовлении поделки.
Воспитатель: Молодцы ребята. Какие красивые голуби у вас получились.
Итог занятия:
Выставка работ на доске.
У кого самый весёлый голубь, по вашему мнению?
У кого самый важный? Почему?
У кого самый тихий? Почему?
У кого голубь самый грустный? Почему?
Что самое интересное было на занятии?
Было ли вам трудно выполнять поделку «голубь»?
Что было самым трудным?
Занятие по конструированию с элементами аппликации из бумаги «Кленовый лист» в технике «оригами» в старшей группе.
Интеграция образовательных областей:
Речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Программные задачи:
Образовательные: познакомить детей с изготовлением новой поделки. Развивающие: развивать мелкую моторику рук, наблюдательности, воображения,
развивать глазомер при работе с бумагой, формировать умения следовать устным инструкциям.
обогащать словарный запас детей.
Воспитывающие: воспитывать интерес к работе из бумаги, воспитывать желание работать в коллективе.
Предварительная работа:
Экскурсия в парк, чтение стихотворений, рассказов про осень, рассматривание картин с осенними пейзажами ,«Гербарий из листьев», беседа «Из чего состоит листочек дерева (черешок, листовая пластинка?
Материалы к занятию: искусственный листик, желтые и оранжевые листы бумаги 7x7 см.(по кол. детей), коричневый картон (для черешка, клеенка, ножницы, салфетки- по кол. детей), клей, жёлтый шарик (солнышко)
Ход занятия:
-Приветствие: Сегодня возле детского сада ,я встретила солнышко, которое пришло к нам в гости. Но солнышко это не простое, а волшебное. Кто возьмет его в руки, тот станет самым ласковым и добрым ребенком в мире. Давайте проверим! (Передаем воздушный шарик - солнышко, говоря друг другу ласковое слово). Это правда, мы стали самыми добрыми и ласковыми.
-Здравствуй небо голубое!
Здравствуй солнце золотое!
Здравствуй матушка земля!
Здравствуйте мои друзья!
-Какое у вас стало настроение после такого приветствия?
Пусть оно будет у вас всегда хорошим!
-Двигательно–речевая разминка. «Листья осенние».Я прочитаю вам стихотворение, а вы выполняете движение по тексту и проговариваем слова вместе со мной.
Листья осенние тихо кружатся, (кружатся)
Листья нам под ноги тихо ложатся. (тихо приседают)
И под ногами шуршат, шелестят, (шоркать ногами по полу)
Будто опять закружиться хотят. (кружатся) Н. Нищева.
Молодцы. Садитесь на свои места.
-Послушайте внимательно стихотворение.
Листочки танцуют, листочки кружатся
И ярким ковром мне под ноги ложатся.
Как будто ужасно они занятые,
Зелёные, красные и золотые…
Листья кленовые, листья дубовые,
Пурпурные, алые, даже бордовые…
Бросаюсь я листьями вверх наугад
Я тоже устроить могу листопад!
-О каком времени года говорится в стихотворении?( Об осени.)
-Что делают листики?
-Какие приметы осени вы знаете? ( Дни становятся короче, а ночи длинные. Листья желтеют и опадают. Птицы перелетные улетают в теплые края.)
-Какими листиками вы хотели бы быть?
-Игра «Найди листик».
Показываю листик и предлагаю с ним поиграть. Для этого дети закрывают глаза, а я прячу его на видном месте. Затем дети ищут листик по залу. Но, найдя они не должны брать его в руки. Следует сказать полным предложением, где находится листик и сесть на своё место.
-А теперь отгадайте загадку?
Письмами летят крылатки
На дорожки и площадки
И не знает почтальон
Для кого их пишет клён. (листья).
Показываю лист клена, который прикреплен к доске.
Сегодня мы с вами научимся конструировать кленовый лист из бумаги (показ готового кленового листа из бумаги).
-Бумага очень ранима. Она может помяться, порваться, испачкаться. Поэтому с ней нужно обращаться бережно, осторожно.
Показ приемов работы и объяснение.
Посмотрите, перед вами заготовки из бумаги, какой формы они?(Квадратной.)
Берем один квадрат и складываем края квадрата по диагонали. Получаются пять таких элементов.
Склеиваем сначала по два элемента, а потом их соединяем с пятым элементом.
Получается вот такой листочек.
Чего не хватает у нашего листочка?(черешка.)
Правильно из картона коричневого цвета, вырезаем черешок, и приклеиваем его к нашему листу.
Вот такой наш кленовый лист и получится. Эта техника называется оригами. Повторите вместе со мной, оригами.
Физкультминутка.
Мы – осенние листочки, (дети стоят в кругу)
Разлетелись из кружочка. (разбегаются в разные стороны)
Мы летали, мы летали (бегают врассыпную на носочках)
А потом летать устали. (останавливаются)
Перестал дуть ветерок,
Мы присели все в кружок. (присели в круг)
Давайте выполним листочки клена самостоятельно.
Самостоятельная работа детей. Индивидуальная помощь тем, кто затрудняется.
Посмотрите, какие листочки получились красивые. Чей листочек вам понравился больше всего и почему.
Назовите какие листочки получились?(большие, красивые, жёлтые, оранжевые, разные, ровные).
Составим ковёр из листочков.
Вы хорошо поработали листья получились ровные, красивые.
- Какие способы работы с бумагой вы использовали ? (Оригами с элементами аппликации)
- Что нового узнали?
- Что показалось трудным?
- Что вам понравилось больше всего?
- Молодцы! Всем спасибо! До свидания, до новых встреч!
«ЕЖИК».
Программное содержание:
- обучить детей складывать ежика из прямоугольного листа бумаги;
- закрепить навыки складывания листа в разном направлении, проглаживая сгибы;
- воспитывать усидчивость и бережное отношение к материалу (бумаге);
- развивать мелкую моторику, внимательность;
- закрепить, уточнить, расширить знания детей об окружающем мире.
Материалы: карточки с изображением ежика (формат А4); «Письмо от ежика»; бумажные прямоугольники (длина сторон в пропорции 1:2); цветные карандаши.
ХОД:
1. Беседа с детьми:
Ребята, сегодня к нам в группу пришло письмо. На конверте не написано от кого оно, но есть загадка. Давайте попробуем отгадать:
Лежала под елками
Подушечка с иголками.
Лежала, лежала,
Да побежала.
Вопросы к детям:
Ребята, о ком идет речь в загадке?
(Выслушиваю ответы детей)
(Вывешиваю картинку с изображением ежика на доску)
А что вы знаете о ежике?
(Выслушиваю ответы детей)
Предлагаю детям узнать, что же написал ежик. Достаю из конверта письмо, начинаю читать.
Текст письма: «Здравствуйте дорогие ребята. Меня зовут ежик Тиша, и я очень хочу рассказать вам про себя. Живу я в лесу. Там я бегаю, шуршу листьями, громко причмокиваю, когда ем. Питаюсь я ягодами, семенами, лягушками, ящерицами, но в основном питаюсь насекомыми. Поэтому меня называют насекомоядным животным. Как только я почувствую опасность, то сворачиваюсь клубочком, прячу мордочку и выставляю иглы. Днем я плохо вижу, зато в сумерках мое зрение обостряется. Зимой я впадаю в спячку в норе, как и медведь, я живу за счет подкожного жира. К зимнему сну я готовлюсь заранее. Утепляю свое гнездо соломкой, сеном, листьями, мхом, выстилаю себе постельку. Когда начинаются морозы, я глубоко зарываюсь в гнезде и засыпаю до весны. Ребята помните, меня нельзя приносить домой, потому что я - ночное животное, я не дам вам спать - буду бегать ночью по комнатам. Пусть лучше я останусь там, где и должен жить. Ну, вот и все, дорогие ребята. Не забывайте бережно относиться к природе и животным. Все вам доброго. Ежик Тиша».
Ребята, сейчас я проверю, как вы запомнили то, что рассказал нам в своем письме ежик Тиша.
Вопросы к детям:
Где живет ежик?
Чем питается ежик?
Что делает ежик, когда чувствует опасность?
Когда ежик лучше видит - днем или в сумерках?
Что делает ежик зимой?
(Выслушиваю ответы детей)
2. Практическая часть. Выполнение фигуры ежика техникой оригами.
Показываю поэтапное выполнение работы. Уточняю у детей последовательность выполнения. Помогаю детям, которые затрудняются в выполнении задания. После того, как фигурка ежика готова, раздаю цветные карандаши. Дети рисуют глазки, носик, иголки.
Предлагаю детям попробовать сделать друзей ежику Тише.
Как вы думаете, из чего мы будем делать друзей?
(Выслушиваю ответы детей)
Давайте вспомним, как называется техника складывания бумаги?
(Выслушиваю ответы детей)
3. Заключительная часть.
Вопросы к детям:
Ребята, о ком мы сегодня с вам говорили?
(Выслушиваю ответы детей)
О чем рассказал нам ежик в своем письме?
(Выслушиваю ответы детей)
Кого мы с вами делали на занятии? Каким способом?
(Выслушиваю ответы детей
Тема: Снегири на ветке
Цель: Научить складывать снегиря в технике оригами, уточнить, знают ли дети об окраске этой птицы
Задачи:
образовательные
- Уточнять и обобщать знания детей о зиме и весне, вызвать положительный эмоциональный отклик на изменения в природе, учить передавать свои переживания средствами художественного конструирования
воспитательные
-Воспитывать интерес к коллективной работе
Форма занятия: традиционная с применением методов и приемов
Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный
Материал и оборудование:
картинка, изображающая снегирей на ветке рябины; бумага красная, покрашенная с одной стороны в черный цвет (квадраты по количеству детей 15*15 см) ; клей пва; бум. салфетки; лист ватмана с нарисованной на нем веткой
Ход :
Беседа с детьми.
Ребята, какое сейчас время года? (начало весны). Угадайте, о какой птице идет речь. Она прилетает в наши края на зиму. Всю зиму эта небольшая красивая птичка живет в лесу, питаясь ягодами рябины, семенами клена и ели. Но к началу весны корм в лесу заканчивается, и эта птица перебирается в город. О ком я только что рассказала? (о снегире)
читаю детям стихотворение Л. Татьяничевой:
Зарумянились кустарники не от утренней зари
Это красные фонарики засветили снегири.
Чистят перышки пунцовые, воду пьют из родника.
Переливы бубенцовые мне слышны издалека.
Ставлю на доску картинку, изображающую снегирей. Рассматриваем снегирей, дети дают описание птицы, дополняю ответы.
- У снегиря не видно шеи, его голова сразу переходит в тело, округлое и недлинное. Снегирь- очень красивая и важная птица. Давайте сложим этих птичек из бумаги и объединим их в большое настенное панно. Снегирей мы выполним способом оригами, а ягодами рябины будут смятые комочки салфеток. Снегирей и гроздья рябины мы разместим на этих ветках (разворачиваю на столе ватман) .
Последовательность изготовления снегиря:
1. Сложить баз. форму "треугольник". Красная сторона должна оказаться внутри.
2. Отогнуть влево угол верх. слоя заготовки. Получившийся треугольник должен выглядывать из-за заготовки.
3. Сложить заготовку пополам, красной стороной внутрь.
4. Отогнуть вверх ниж. углы заготовки. Это крылья.
5. Левый уголок заготовки вогнуть внутрь. Получился красный клюв.
6. Дорисовать снегирю глаза.
Делаем ягоды рябины, приклеиваем грозди ягод и затем располагаем птиц.
- Ребята, вам понравилось работать вместе? Каждый сегодня сделал по одной птичке, а когда мы соединили их вместе, получилась целая стайка снегирей! Давайте украсим нашу комнату, повесив картину на стену.
Тема: «Снежинка» (оригами)
Программное содержание:
- Уточнить и расширить представления о снежинке.
- Развивать наблюдательность, интерес к изучению природы.
- Учить мастерить поделки из бумаги, используя известные приемы складывания, закреплять умения и навыки складывания квадрата.
- Продолжать учить использовать в работе пооперационные карты.
- Развивать мелкую моторику рук.
- Воспитывать аккуратность.
Оборудование: разнообразные снежинки; 6 квадратов бумаги синего цвети, размер 7,5´7,5 см; 2 круга D=6см, клей; кисточка для клея; тряпочка; конверт.
Ход
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку.
Дом её на белой туче,
Но ей страшен солнца лучик.
Серебристая пушинка,
Шестигранная ... (снежинка).
Воспитатель: Смотрите сколько здесь снежинок и давайте их рассмотрим.
Воспитатель: А какая снежинка?
Дети: Снежинка: легкая, воздушная, ажурная, прозрачная, резная, красивая, белая, чистая, хрупкая, сверкающая.
Воспитатель: Снежинки, как дождь, тоже падают из туч, но только образуются они совсем не так, как дождь!
Тайна рождения снежинок была разгадана совсем не так давно. Раньше думали, что снег – это замерзшие капельки воды. Но капельки воды никогда не превращаются в красивые шестиугольные звездочки-снежинки.
Как же образуются снежинки?
Водяные пары поднимаются высоко над землей, туда, где царит сильный холод. Там сразу же из водяных паров образуются крохотные льдинки-кристаллики. Это еще не те снежинки, какие падают на землю, они еще очень малы. Но шестиугольный кристаллик все время растет, развивается и, наконец, становится удивительной красы звездочкой.
Вот с севера подул студеный ветер (покажите, как дует ветер), и с неба посыпались снежинки. Кружатся в воздухе и падают на землю снежинки — одна красивее другой: вот цветок с шестью лепестками, вот звездочка с шестью лучами, вот тончайшая пластинка с шестью гранями.
Воспитатель: Давайте вспомним, какие бывают снежинки при разной погоде.
В тихую морозную погоду – на землю падают красивые резные снежинки.
В ветряную морозную погоду у них обламываются лучи, и снежинки обращаются в снежную пыль.
Если нет сильного мороза, падая на землю, снежинки лепятся друг к другу и образуют хлопья.
А когда на улице оттепель, снежинки скатываются в плотные белые шарики, и мы говорим тогда, что с неба падает крупа.
Воспитатель: Ребята, смотрите, сколько снежинок. Все они похожи, но все же разные, двух одинаковых снежинок не найти.
Когда-то очень давно снежинки были все одинаковые. Просто падали на землю маленькие белые шарики. И Мороз был еще не Дедом, а шустрым парнишкой Морозкой.
Придет, бывало, на смену осени Морозко и начнет хлопотать с утра до ночи. Украшает снегом землю, реки льдом. Сделает он все эти дела и не знает, чем бы еще заняться. Скучно станет Морозко. Ходит он по земле унылый. Махнет Морозко в тоске рукавицей, и в тот же миг полетит на землю видимо-невидимо снежинок. Но и от этого веселее ему не станет. Ведь они все однообразные, платье одной точь-в-точь такое, как у другой.
Так бы и скучал Морозко каждую зиму и по сей день, если бы Аннушку-кружевницу не увидел. Шел он однажды глухой ночью мимо крутого оврага, глядь – на обрыве старая избушка виднеется. Заглянул он в оконце – сидит на лавке девочка лет десяти. Перед ней на подставке круглая подушечка лежит. На подушке булавки натыканы. Смотрит на них девочка и руками целый ворох тонких деревянных палочек перебирает, перекладывает их пальчиками туда-сюда. Сначала Морозко подумал, что девочка палочками просто забавляется. А потом пригляделся и ахнул от изумления: с подушечки сбегало вниз широкое узорчатое кружево. А на нем по нижнему краю, словно живые, вились подснежники, ромашки, колокольчики. Среди них порхали бабочки. А по верхнему краю – певчие птицы. Стоит у окна Морозко и не в силах от кружева глаз отвести. Постучал он в окно:
– Как тебя зовут, девочка?
– Аннушка. А тебя как?
– Морозко. Аннушка, подари мне один – два узора, чтобы снежинки мои новые платья сшили себе.
– Бери все, Морозко! Я еще придумаю!
Воспитатель: Ребята, поможем Морозке подготовится к зиме и нарядить снежинки, и сделаем эскизы платьев для них.
Воспитатель: Но сначала поиграем со снежинками и рассмотрим какие они.
Упражнения для коррекции зрения.
Мы снежинку увидали,
Со снежинкою играли.
Снежинки вправо полетели.
Дети вправо посмотрели.
Вот снежинки полетели,
Глазки влево посмотрели.
Ветер снег вверх поднимал
И на землю опускал.
Вперёд, назад, кругом и вниз.
И на землю улеглись.
Дети берут снежинку в руку. Вытянуть её вперёд – сфокусировать на ней взгляд.
Исполняют.
Исполняют.
Дети закрывают глаза.
Воспитатель: А теперь поможем Морозке и сделанные снежинки отправим ему в этом конверте. Садитесь за столы.
Воспитатель: Вот такую снежинку мы будем сегодня складывать. Она состоит из 6 лучей, которые складываем из квадрата, и 2 кругов, которые скрепляют лучи. Но сначала разберем поэтапную схему складывания лучика снежинки.
1. Сложить квадратный лист бумаги по диагонали, а потом развернуть.
2. К намеченной линии сложить боковые стороны.
3. Полученную деталь переворачиваем.
4. Боковые стороны загнуть к центральной линии.
5. Лучик готов.
Воспитатель: Сколько нам нужно таких лучиков? Приступайте к работе и выполняем ее в парах.
Воспитатель: Кладите свои работы в конверт. Все молодцы постарались и получились красивые снежинки. А теперь запечатаем конверт.
Воспитатель: Что вам понравилось и запомнилось из нашего занятия?
«Лягушка - оригами».
Цель образовательной деятельности:
- продолжить формировать интерес детей к искусству оригами;
- формировать умение конструировать поделку «Лягушку»;
- формировать умение работать по схемам;
- продолжить закреплять умение складывать бумагу в разных направлениях;
- продолжить совершенствовать мелкую моторику пальцев рук;
- продолжить развивать конструктивное, логическое и пространственное мышление, внимание, аккуратность;
- продолжить прививать любовь к животному миру и бережное отношение к природе; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу;
- продолжить положительно влиять на эмоциональную сферу детей. Задачи:
- Формировать у детей умения мастерить поделки в технике оригами, используя поэтапные схемы изготовления животного(лисицу); учить четко выполнять инструкции педагога;
- Закрепить умение складывать квадрат в разных направлениях; закреплять навыки декоративного украшения готовой фигурки; умение правильно размещать изготовленную фигуру на панно;
- Заинтересовать детей изготовлением поделок из бумаги в технике оригами; помочь каждому ребенку добиваться желаемого результата и доводить начатое дело до конца;
- Развивать память, внимание, логическое внимание, мелкую моторику рук, способствовать развитию конструктивных и творческих способностей ребенка;
- Воспитывать усидчивость, самостоятельность
Оборудование: большой образец лягушки – оригами с короной на голове; запись со звуками леса и кваканьем лягушки; «болото» с кувшинками; 3 картонных листа с нарисованными на них схемами сборки поделки; заготовки «глаза» из блестящей самоклеющейся бумаги для каждого лягушонка – оригами в шкатулке; «волшебная палочка».
Демонстрационный материал – презентация.
Раздаточный материал – цветная бумага, ножницы, фломастеры, клей, влажные салфетки, клеёнки.
Ход
Дети и воспитатель сидят на ковре полукругом.
Воспитатель: – Дети вы любите сказки? А хотите попасть в сказочную страну? Сегодня мы отправимся в сказочную страну «Оригамию». Вся сказочная страна «Оригамия» поделена на 12 царств, каждая из которых названа в честь той или иной базовой формы. Именно в эту волшебную страну мы сейчас с вами отправимся в путешествие, и попасть туда нам поможет «волшебная палочка» и волшебное заклинание:
«Оригами, оригами,
Одари нас чудесами!»
(Дети хором повторяют заклинание и волшебная палочка начинает светиться).
Воспитатель:– Ребята, а теперь закройте глаза.
(Дети закрывают глаза и включается музыка со звуками леса. Все открывают глаза)
Воспитатель: — Ребята, мы с вами очутились в лесу, который находится в волшебной стране Оригамия. Прислушайтесь к лесным звукам. Что вы слышите? (Ответы детей). Ребята, вы слышите, кто-то плачет? Плач раздается со стороны лесного болота, скорее идемте туда! Кто-то попал в беду и нуждается в нашей помощи!
(Дети вместе с воспитателем подходят к «болоту», где сидит «лягушка с короной на голове»)
Воспитатель: — Это же плачет лягушка, да не простая, а Царица всех лягушек страны Оригамии. Что же с ней случилось, какая беда? Как же нам это узнать?
(Около «лягушки» лежит записка).
Воспитатель:– Ребята, лягушка оставила записку, давайте ее прочтем!
Записка: «Злая лесная колдунья превратила моих маленьких лягушат в зеленые бумажные прямоугольники. Пожалуйста, расколдуйте их! Но предупреждаю, сделать это не просто – нужно выполнить все задания лесной колдуньи по порядку.
Воспитатель: – Ну, что, ребята, поможем Царице – лягушке? Сможем расколдовать маленьких лягушат? (Ответы детей). Тогда в добрый путь! Уважаемая жительница царства «Треугольник», «Божья коровка», пожалуйста покажи нам дорогу!
(«Божья коровка» в руке воспитателя показывает дорогу к столу – царству «Треугольник». Дети подходят к нему)
Воспитатель:– Спасибо, Божья коровка, за помощь. Ребята, мы с вами находимся в царстве «Треугольник», где обитают оригамные жители, сделанные из базовой формы «Треугольник».
(На столе перевернутый лист картона, на обратной стороне которого прикреплен конверт, в котором написано задание)
(После того, как дети угадали Буратино, им открывается первая схема, начерченная на лицевой стороне картона. Воспитатель показывает, что и как нужно сделать, а дети повторяют).
(Сложить квадрат пополам по диагонали и загнуть углы треугольника по намеченным линиям)
Воспитатель: – А сейчас житель царства «Треугольник» — «Голубь» покажет дорогу в царство, где находится второе задание злой лесной колдуньи .
(Голубь в руке воспитателя показывает дорогу в царство «Книжка», дети следуют за ним)
Воспитатель:– Ребята, это царство «Книжка», здесь живут оригами, сделанные из базовой формы «Книжка».
(На столе также находится конверт с заданием)
Задание: соберите пазлы и назовите имя сказочного персонажа на картинке.
(После того, как дети правильно соединили все пазлы и назвали Кота Леопольда, им открывается вторая схема. Воспитатель и дети вместе по ней работают).
(Загнуть наверх углы треугольников по намеченным линиям и перевернуть поделку)
Физкультминутка.
Воспитатель:– А теперь на лодочке – оригами мы поплывем к царству, где спрятано новое задание злой лесной колдуньи.
(Лодочка в руке воспитателя показывает дорогу к царству «Воздушный змей», дети следуют за воспитателем)
Воспитатель: – Ребята, мы приплыли в царство «Воздушный змей», и здесь вы можете увидеть жителей, сделанных их базовой формы «Воздушный змей».
(На столе так же дети находят конверт с очередным заданием)
Воспитатель: – Ребята, произошло чудо! Наши лягушата ожили! Скорее несите их маме, Царице – лягушке, она очень соскучилась по своим деткам!
(Дети сажают своих лягушат около большой лягушки)
Воспитатель:– Посмотрите, Царица – лягушка оставила для вас записку, давайте прочтем ее!
Записка. «Дорогие ребята! Большое спасибо вам за то, что вы не побоялись Злой лесной колдуньи и, преодолев все трудности на вашем пути, смогли расколдовать моих деток лягушат.»
Воспитатель: – Ну вот и все, ребята, закончились наши приключения в волшебной стране Оригамии. Нам пора возвращаться. И поможет нам в этом «волшебная палочка» и заклинание.
Заклинание
«Оригами, другом будь,
Укажи обратный путь!»
(Дети вместе с воспитателем произносят заклинание, закрывают и снова открывают глаза)
Воспитатель:– Ребята, ну вот мы и вернулись. Это путешествие показало всем, что вы добрые, отзывчивые, чуткие, смелые, умные и трудолюбивые дети. Благодаря вам у Царицы – лягушки сегодня большой праздник. Вы сегодня стали немножечко волшебниками, ведь из простого квадратного листа бумаги смогли сделать оригами «Лягушку».
Конспект «Медвежонок»
Цель:
Научить детей из базового квадрата делать фигурку медведя.
Задачи:
образовательные:
- Повторить повадки медведя в зимний период;
- Рассказать, как быстро можно сделать фигурку медведя из знакомого метода сложения бумаги;
- Закрепить знания, полученные на занятиях оригами;
развивающие:
- Развивать умение применять полученные знания в повседневной жизни;
- Формировать волевые качества детей при изготовлении поделки, путем доведения, начатого до конца;
воспитательные
- Воспитывать культуру поведения на занятии;
Оборудование:
- Последовательная схема изготовление поделки;
- Картинки с животным;
- Листы бумаги квадратной формы по количеству детей;
Перед проведением очередного занятия педагогу необходимо:
- сложить фигурку (желательно не один раз, если он складывает ее впервые), для того чтобы представить детям образец и без затруднений провести демонстрационную часть НОД;
- подобрать бумагу нужного цвета и заготовить квадраты соответствующих размеров;
- приготовить карандаши, фломастеры для дорисовки деталей;
- приготовить небольшие кусочки бумаги, клей для выполнения аппликации на фигурках;
- подобрать иллюстрации, фотографии с изображениями животных, среды их обитания.
Ход:
- Организационный момент (2-3 мин.).
- Сообщение темы занятия:
Сегодня у нас с вами интересное знакомство. А для того, чтобы вам знать, кого мы сегодня будем делать, отгадайте загадки,
- Летом ходит без дороги возле сосен и берез,
а зимой он спит в берлоге, от мороза прячет нос.
- Зимой спит, летом – ульи ворошит.
- Хозяин лесной просыпается весной, а зимой под вьюжный вой, спит в избушке снеговой.
- Постановка задачи:
Мы с вами познакомимся с жизнью медведя во все времена года.
Медведь — еще один герой русских народных сказок. В старину называли его Топтыгиным, Косолапым, Мишкой. Слово «медведь» значит — ведает, то есть знает, где мед. И правда, медведь не может устоять перед соблазном полакомиться медком, поэтому он хорошо знает, где его можно раздобыть. Медведи часто залезают в пчелиные ульи. А пчелы защищают свои дома: больно жалят, и медведь убегает, но потом снова возвращается. Вот такой он сладкоежка! Бурый медведь — животное очень хитрое (а в сказках медведь не отличается сообразительностью), сильное и осторожное. Несмотря на косолапость и большой вес, медведи могут быстро бегать. Они плохо видят, но хорошо слышат и отлично распознают запахи. Едят медведи в основном коренья, орехи, ягоды, грибы, молодые побеги, насекомых и грызунов, а также рыбу, значительно реже они охотятся на лосей и кабанов. Эти животные любят желуди и овес (от овса медведь толстеет и накапливает жир на зиму).
Зимуют медведи в берлогах. Зимой у медведицы появляются медвежата, к весне они немного подрастают, а вот взрослые медведи к весне очень худеют.
Медвежата еще долго находятся под опекой матери: летом медведица вместе с медвежатами бродит по лесу, осенью они становятся большими, но зимовать остаются с мамой. Следующей зимой появляются новые медвежата, а старшие дети заботятся о них.
Сегодня мы будем учиться складывать фигурки медвежат, используя знания, умения и навыки, которые мы получили ранее на занятиях по оригами.
Фигурка медведя. Базовая форма «треугольник»
- Расположите квадрат так, чтобы короткие стороны находились слева и внизу. Согните правую часть, при этом совмещаются вершины нижних углов. Верните угол на прежнее место — нижняя сторона линией перегиба делится пополам (схема I).
- К полученной линии перегиба согните правую часть, разогните (схема II).
- Левую сторону согните к линии перегиба (схема III).
- Раскройте «карман», расплющивая верхний угол (схема IV).
- Согните расплющенную часть пополам (схема V).
- Согните угол, захватывая один слой бумаги. Повторите действие с другой стороны. Вогните угол (схема VI).
- Согните угол, захватывая один слой (схема VII).
- Отогните уголок-ушко. Раскройте «карман» (схема VIII).
- Переверните фигурку на другую сторону (схема IX).
- Согните угол (схема X).
- Отогните уголок-ушко. Переверните фигурку (схема XI).
- Поднимите угол (схема XII).
- Согните уголки на ушках. По очереди согните уголки на мордочке. Согните от себя боковые части и угол вверху (схема XIII).
- Проверьте результат (схема XIV).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая программа «Волшебные буквы» (дополнительные занятия по обучению детей раннему чтению)
(С.Я. Маршак)Процесс обучения чтению самый интересный, но трудный и ответственный. Если дети не будут правильно, бегло, выразительно читать, они не смогут овладеть грамотным письмом, не научатся решат...
Дополнительная общеразвивающая программа «Волшебные буквы» (дополнительные занятия по обучению детей раннему чтению)
Обучение детей чтению в игровой форме. Создание условий для осмысленного и осознанного чтения....
Дополнительная общеразвивающая программа "Волшебная бумага"
В условиях стремительных изменений в социально-экономической жизни общества возникает много вопросов, решить которые способны лишь творчески одаренные люди. Человек будущего должен быть созидателем, л...
Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа «Волшебный мир оригами»
Дополнительная образовательная программа «Волшебный мир оригами» рассчитана на детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Объем учебного материала соответствует возрастным, физиологиче...
Дополнительная общеразвивающая программа «Волшебные буквы» (дополнительные занятия по обучению детей раннему чтению)
Дополнительная общеразвивающая программа «Волшебные буквы» (дополни...
РЕЦЕНЗИЯ на дополнительную общеразвивающую программу "Волшебная бумага" для детей 5-8 лет
Рецензия...
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Волшебное тесто» Срок реализации: 8 месяцев Возраст обучающихся: 5-6 лет
Представленный материал - программа кружка "Волшебная глина" для детей 5-6 лет (второй год обучения) , в которой подробно разработаны темы занятий, задачи каждого занятия и необходимый матер...