Практическая консультация для музыкальных руководителей «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста»
материал

Студеникина Дарья Александровна

Чувство ритма это одна из музыкальный способностей, без которой практически не возможна ни одна музыкальная деятельность. Развитие ритма считается одной из самых трудных проблем в музыкальном воспитании детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_muzykalnyh_rukovoditeley.docx63.34 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Практическая консультация для музыкальных руководителей

«Развитие чувства ритма у детей         дошкольного возраста»

Здравствуйте уважаемые коллеги! Сегодня для вас я провожу консультацию на тему: «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста»

Чувство ритма это одна из музыкальный способностей, без которой практически не возможна ни одна музыкальная деятельность. Развитие ритма считается одной из самых трудных проблем в музыкальном воспитании детей. Главная задача в развитии чувства ритма научить детей слышать в музыке ритмическую выразительность и передавать ее в движениях, а это требует: внимания, сосредоточенности, концентрации памяти, эмоций, что важно для развития ребенка. Над чем мы с вами и работаем.

Основные компоненты чувства ритма

Поэтому формирование чувства ритма - важнейшая задача педагога. Ритм в музыке – категория не только времяизмерительная, но и эмоционально-выразительная, образно-поэтическая, художественно-смысловая.

Основоположником современной теории ритмического воспитания явился швейцарский музыкант, педагог, пианист и дирижер Жак Эмиль Далькроз (1865-1950), который считал, что ребенку сначала надо пережить то, что он впоследствии должен усвоить. Его метод сводился к тому, чтобы, используя специально подобранные тренировочные упражнения, развивать у детей (начиная с дошкольного возраста) музыкальный слух, память, ритмичность, пластичную выразительность движений. В основу системы Далькроза положено понятие ритма как универсального начала. Ритм формирует тело и дух человека, избавляет  от комплексов, помогает осознать свои силы и обрести радость жизни через творчество.

Его продолжателем стал немецкий композитор и педагог Карл Орф (1895-1982). Большое внимание К. Орф уделял ритмическому воспитанию, основой которого становятся движение, речь и игра на элементарных музыкальных инструментах.

Для выработки чувства ритма используется также метод «вербального эквивалента», т.е. усвоения ритмов через звучащее слово: воробей, кошечка и т.д. Материалом могут служить цвета, имена и другие близкие детям слова. До овладения игрой на музыкальных инструментах, элементарное музицирование начинается с использования природных «инструментов» - рук и ног. К.Орф вводит в урок так называемые «звучащие жесты» - хлопки, притопы, шлепки, щелчки. С их помощью дети, разделившись на группы, импровизируют сопровождение к звучащим песням и стихам. Из ритмизованных текстов К. Орф предлагает составлять ритмические рондо, а также исполнять их в виде канонов.  Для развития чувства ритма К. Орф использовал игру «эхо», где ритм, заданный педагогом, точно воспроизводится ребенком. При этом допускаются любые сложности, даже еще не пройденные теоретически. Для развития творческого начала и чувства формы, применялась игра «эхо-ответ» или «эхо с продолжением», когда ребенок заканчивает фразу взрослого или прохлопывает вариацию на нее. Исходным материалом «эха» может служить и импровизация ребенка

Музицирование – это комплексное понятие, которое объединяет все активные проявления детей. Пение, музыкально-ритмические движения, игру на детских музыкальный инструментах, а так же различные синкретические формы. Основной формой музыкальной деятельности в детском саду являются занятия, которые предусматривают: слушание музыкальных произведений, доступных для восприятия малышей, обучение их пению, движениям в музыкальных играх и плясках, а так же музицирование на музыкально – шумовых инструментах.

 «Эмме Пари – известный французский учитель музыки и пения середины 19 века, теоретик относительной системы воспитания слуха – привнес в систему обучения музыке ритмические слоги, создав «язык длительностей».

Часто ритмические слоги подменяются счетом – «раз-и-два-и», который никак не отражает ни эмоционального критерия музыкального ритма, ни ритмического рисунка по той, к примеру, простой причине, что счет непонятен детям («не видна» временная разница длительностей, тогда как при чтении слогами ритм становится «зримым».

Обратите внимание на слайд.

Речевые игры – важная форма творческой работы с детьми в развитии речи и в певческой деятельности. Артикуляционные упражнения, голосовые и речевые игры способствуют эффективной работе над дикцией, звукообразованием, развивают метроритмическое чувство детей дошкольного возраста. Доказано, что музыкальный слух развивается совместно с речевым. Общность выразительных средств речи и музыки (ритма, темпа, тембра, динамики, артикуляции, формы), доступность и привлекательность речевой импровизации является основой для творческой деятельности детей. Использование речевых игр на занятиях, а так же дома позволяет детям с раннего возраста овладевать полным комплексом средств музыкальной выразительности.

Система развития ритмического чувства.


Практическая часть

Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию разновозрастные игры на развитие чувства ритма у дошкольников

1. Музыкально – ритмическая игра «Здравствуйте ладошки»

2. Песня на развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста

По дорожке конь бежит и копытцами стучит

Слушай, слушай не зевай, за лошадкой повторяй.

Ритм:

Дятел на суку сидит и по дереву стучит

Слушай, слушай не зевай, и за дятлом повторяй.

Ритм:

Зайка на пеньке сидит, лапкой по пеньку стучит

Слушай, слушай не зевай, и за зайкой повторяй.

Ритм :


3. Игра «Звучащие жесты»

Звучащие жесты – это музыкальные инструменты, которые всегда у нас под рукой.

Послушайте и посмотрите, какие самые разные звуки могут издавать наши ладони!

К ним можно добавить притопы, шлепки, щелчки пальцами, поглаживания по животу или по груди, или такие звуки которые очень нравятся ребятам, то арсенал звучащих жестов оказывается безграничное количество. Из них можно создать различные по сложности ритмические рисунки.

Ну и для начала простые комбинации. Приготовьте свои ладони.

Такие жесты согласитесь может повторить каждый ребенок

Даже песенку которую я вам показала, можно тоже попробовать исполнить с помощью звучащих жестов

4. Музыкально-дидактическая игра с использованием ИКТ и детских музыкальных шумовых инструментов оркестр «Саночки»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план работы по самообразованию музыкального руководителя «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на музыкальных инструментах»

Индивидуальный план работы по самообразованию музыкального руководителя  «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на музыкальных инструментах»...

Консультация для музыкальных руководителей «Развитие ритмического слуха в процессе элементарного музицирования»

Элементарное музицирование является одним из любимых детьми видов музыкальной деятельности. Обучаясь игре на детских музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков и их отно...

Консультация для музыкального руководителя «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР на музыкальных занятиях посредством театрализованной деятельности»

В представленной консультации раскрыты возможности развития речи детей с ТНР на музыкальных занятиях посредством театрализованной деятельности....

Консультация для музыкальных руководителей " Развитие музыкальности дошкольника посредством музыкально-дидактической игры"

Музыкально-дидактическая игра – является эффективным  средством развития музыкально-сенсорных способностей у детей (формированию звуковысотного, тембрового, динамического, ритмического слух...