Консультация для музыкальных руководителей «Развитие ритмического слуха в процессе элементарного музицирования»
консультация на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация для воспитателей | 25.87 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Консультация для музыкальных руководителей «Развитие ритмического слуха в процессе элементарного музицирования»
«Музыка понимается телом, а не рассудком.
Поэтому с детьми нужно говорить музыкой, а не о
музыке» Карл Орф.
Высказывание немецкого композитора , который и ввёл термин элементарного музицирования.
Как вы думаете: что будет делать ребенок, оказавшись в музыкальном зале и увидев там бубен? Конечно, он, непременно его возьмет и начнет изучать – звенеть им, ударять по нему.. Затем ребенок будет бегать с ним и прыгать. И все это не молча, а что-нибудь, приговаривая или выкрикивая, а лицо его будет выражать самозабвенное счастье и радость, бьющую через край. Это и есть идея «элементарного музицирования» в его самом прямом проявлении – в невыразительном единстве речи, пения, движения, игры на детских музыкальных инструментах при свободном, импровизационном и обязательно радостном общении с музыкой.
Элементарное музицирование является одним из любимых детьми видов музыкальной деятельности. Обучаясь игре на детских музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков и их отношений, осознанно различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения (чище поют, четче воспроизводят ритм и выполняют музыкально ритмические движения)
Да, действительно, элементарное музицирование –это универсальный метод работы для развития творческих способностей детей. Развивать способность играть на музыкальных инструментах я начинаю с раннего возраста,так как элементарное музицирование предполагает комплексный интегрированнный подход к обучению этому виду деятельности. Если малышей я только знакомлю с музыкальными инструментами и обучаю их простейшим приёмам игры- например на погремушках, колокольчиках, деревянных ложках, то в старшем возрасте дети самостоятельно выбирают инструменты для озвучивания картин и игры в оркестре. Игра в оркестре дает положительные результаты в музыкальном развитии всех без исключения детей: прежде всего оно приносит удовольствие в эмоциональном плане, на занятиях царит атмосфера увлеченности. Эмоциональная сфера ребенка обогащается постоянным общением с классической музыкой. Детям очень нравится играть те же самые произведения, которые они слышат на занятиях в звукозаписи в исполнении симфонического оркестра. Они искренне радуются каждому удачно исполненному ими музыкальному произведению. Оркестр объединяет детей, помогает преодолеть нерешительность, робость, неуверенность в своих силах.
Опыт моей работы показывает, что добиться результатов в музицировании невозможно без взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя предполагающий творческое сотрудничество в всех видах музыкальной деятельности и конечно оснащении предметно-развивающей среды.
Музицирование можно использовать в совместной деятельности взрослого и детей- это НОД,при организации театрализованной игровой деятельности, при проведении праздников, досугов и развлечений.
Элементарное музицирование с дошкольниками предполагает широкое использование детских музыкальных инструментов, прежде всего шумовых, поскольку именно эти инструменты просты и наиболее доступны детям дошкольного возраста. Кроме того, они составляют самое привлекательное, что есть для маленьких детей в музыке. Внешняя привлекательность и необычность инструмента – главное что определяет интерес к нему и желание взять его в руки. Техническая легкость игры на шумовых, ударных инструментах, их способность тотчас же откликаться на любое прикосновение располагают и побуждают детей к звукокрасочной игре, а через нее – к простейшей импровизации.(показ шумовых инструментов)
По мнению автора программы «Элементарное музицирование»Татьяны Эдуардовны Тютюнниковой, первым инструментом человека было человеческое тело .В теле человека заключено всё, что необходимо для исполнения музыки. Разнообразие тембров , возникающих при ударе ладонями по его различным частям, вполне соотносимо с ансамблем ударных инструментов.Звучащие жесты- это хлопки,шлепки по бёдрам, груди, притопы,щелчки пальцами и многое другое.
В процессе игры на детских музыкальных инструментах развиваются музыкальные способности и прежде всего все виды музыкального слуха: звуковысотный, метроритмический, ладогармонический, тембровый, динамический и чувство музыкальной формы.
Музыкальные инструменты для детей- всегда чудесные, необыкновенно притягательные предметы, дети очень хотят на них играть.Музыкальный инструмент для маленького ребёнка-символ музыки, тот кто на нём играет-почти волшебник.Так давайте сделаем детей немножко музыкантами и дадим им в руки инструменты,пусть даже самые простые.
Что только есть прекрасное на свете –всё музыка нам может передать
И шум волны и пенье птиц, и ветер
Про всё она нам может рассказать.
Поют, танцуют веселятся дети и просто слушают , закрыв глаза,
Прекрасно, что есть музыка на свете!
Нам без неё прожить никак нельзя!
В приложение я подготовила целую подборку дидактических игр, озвучивание стихов, детские стихи про инструменты, которые несомненно помогут сделать занятие более разнообразным.
Музыкально-дидактические игры, с использование детских музыкальных инструментов.
«Заяц с барабаном».
Цель: Развивать ритмический слух детей.
Ход игры: Педагог читает стихотворение: Барабан зайчишка взял,
Лапкой звуки издавал.
Он по-разному играл,
Зайчихе-маме подражал.
Взрослый исполняет роль зайчихи-мамы. Под веселую музыку «Полька» М. Чайкина он на барабане отстукивает простой ритмический рисунок, дети повторяют. (см. нотное приложение) .
«Кто пришел в гости».
Цель: Развивать тембровый, ритмический слух, слуховую память.
Ход игры: Дети стоят свободно у стены и, двигаясь к противоположной, поют:
У зайчонка День рождения,
Получил он поздравленья.
Кто пришел, отгадай?
Вова, быстро называй.
Повернувшись спиной к играющим, стоит водящий. Он называет «гостей», ориентируясь на звуки звучащих поочередно музыкальных инструментов (колокольчики – птички, бубны – медвежата, барабаны – зайчата) .
«Тихо вокруг».
Цель: Развивать слуховую память, ритмический и тембровый слух.
Ход игры: Педагог читает стишок, дети играют на муз. инструментах, соответственно тексту: Тихо, тихо все вокруг,
Слышен где-то слабый звук.
Колокольчик прозвенел, ложки застучали,
Бубен песенку пропел – тихо все играли.
«Мышки».
Ход игры: Дети-«мышки» сидят в «норках», разных местах зала. Мама-«мышь», взрослый, учит их подкрадываться к кошке, показывая характер движений и играя на колокольчике, сопровождая стихотворным текстом:
Мышки, мышки тихо вы сидите!
По порядку буду звать.
Осторожно выходите,
В колокольчик позвените.
«Кошка»-ребенок сидит в стороне, будто спит. Дети подкрадываются к «кошке» отрывисто играя на колокольчике. На вторую часть музыки убегают от «кошки» часто звеня колокольчиком. Звучит любая 2-х частная с темповыми и динамическими изменениями музыка.
Импровизация на детских музыкальных инструментах под музыку Э.Грига “Утро”
Вот проснулся ветерок / дудочки
Закружился листок / шуршунчики
Зажурчал ручеек / глиссандо на металлофоне
И забегал паучок / ксилофон
Зашумели поля / шумелки
И проснулась вся земля / все инструменты
Под музыку П.И.Чайковского “Жаворонок” проводится речевое упражнение “Жаворонок”, модель М.Ю.Картушиной.
В небе жаворонок пел, /Взмахивают руками, как крыльями.
Колокольчиком звенел. /Взмахивают кистями рук.
Порезвился в вышине, /Через стороны поднимают и опускают руки, вращая кистями.
Спрятал песенку в траве. /Приседают, руками обхватывая колени
Тот, кто песенку найдет,
Будет весел целый год. /Хлопают в ладоши.
Музыкально-дидактическая игра “Чья музыка играет?”
1 вариант:
Дети делятся на 3 подгруппы: медведи, зайцы и белки. Каждая подгруппа танцует под свою музыку.
2 вариант:
Дети отстукивают ритм соответствующими игрушками
Озвучивание стихотворения « Осень»
Тихо бродит по дорожке, Тихо бьют ладошками по барабану.
Осень в золотой одежке.
Где листочком зашуршит, Маракасы.
Где дождинкой зазвенит. Колокольчики.
Раздается громкий стук: Деревянные ложки
Это дятел – тук да тук!
Дятел делает дупло
Белке будет там тепло.
Ветерок вдруг налетел , Румбы.
По деревьям пошумел,
Громче завывает, Тремоло бубнов.
Тучки собирает.
Дождик-динь, дождик-дон! Колокольчики, металлофоны.
Капель бойкий перезвон.
Все звенит, стучит, поет - Все инструменты
Осень яркая идет!
Зимняя дорога.
Ход игры.
Едем, едем на лошадке, по дорожке зимней, гладкой
Цок,цок,цок! цокцок,цок!
(два ребёнка стучат по деревянным коробочкам)
Санки полозам скрипят, а бубенчики звенят.( бубенцы)
Дятел застучал на ветке: тук-тук-тук! Тук-тук-тук!( ложки)
Белка щёлкает орешки: щёлк-щёлк-щёлк! Щёлк-щёлк-щёлк! (кастаньеты)
Холод, холод, стужа, стужа (бьют
Снег пушистый кружит, кружит….(шуршат полиэтиленовыми мешочками)
Ехали мы ехали, ехали мы, ехали, наконец, доехали:
С горки-«У-ух!»( вверх и вниз по ксилофону)
В ямку- бух! (стучат по металлической тарелочке)
Хоровод (игра на 2х частную танцевальную музыку)
На первую часть музыки дети хлопая в ладоши идут по кругу, внутри круга.
Вторая часть музыки: каждый ребёнок берёт инструмент возле которого он оказался
После чего все дети импровизированно играют.
Посудный и ореховый оркестр»(творческая работа)
Для этой игры предложите детям распределится на две группы и подойти к двум столикам ,
На которых будут расположены инструменты для игры в импровизированном оркестре.
На одном столе-чайные стаканы( 5-6 штук), столько же чайных ложек.
3-4 деревянных ложки.
На другом столе 5-6 цельных грецких орехов, столько же очищенных половинок скорлупок и маленькие мешочки из ткани, наполненные скорлупой фисташек .Дети пробуют звучание инструментов и играют ансамблем.
Стихи.
Взял Топтыгин контрабас:
-Ну-ка все пускайтесь в пляс!
Тут и волк на поляне заиграл на барабане!
Чудеса! Чудеса! За роялем Лиса!
Лиска- пианистка! Великая солистка!
Старик барсук продул мундштук
До чего же у тромбона превосходный звук!
От такого звука убегает скука!
- Я на коврике сидел, я кастрюлями гремел
Прибежали мама с папой, дядя Федя с тётей Капой
Все кастрюли отобрали , но они ещё не знали
Что припрятал я в углу сковородку и пилу!
Вашему вниманию я предлагаю не только теоретическую часть, но практическую ,в которой
мы увидим как элементы элементарного музицирования взаимодействуют со всеми видами музыкальной деятельности.
Восприятие музыки (слушание) «Полька –Анна»
Песенное творчество: песня « Сегодня мамин день» Слова В.Татаринова музыка М.Парцхаладзе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для музыкальных руководителей: «Развитие коммуникативных умений дошкольников в условиях музыкально-игровой деятельности».
Данный методический материал предназначен для музыкальных руководителей и воспитателей....
Консультация для музыкальных руководителей "Развитие музыкальных способностей детей"
Для музыкальных руководителей...
«Развитие ритмического слуха дошкольников через музыкально-игровую деятельность и музицирование» Мастер-класс для музыкальных руководителей детских садов «Ритмы планеты»
Формирование ритмического слуха дошкольника через музыкально-игровую деятельность и музицирование на различных шумовых ударных инструментах....
Консультация для музыкального руководителя «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР на музыкальных занятиях посредством театрализованной деятельности»
В представленной консультации раскрыты возможности развития речи детей с ТНР на музыкальных занятиях посредством театрализованной деятельности....
Консультация для музыкальных руководителей «Развитие певческих способностей, навыков, умений детей старшего дошкольного возраста на занятиях вокально-хорового кружка детской христианской песни «Поющие сердечки»
Описание работы по развитию певческих способностей...
Практическая консультация для музыкальных руководителей «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста»
Чувство ритма это одна из музыкальный способностей, без которой практически не возможна ни одна музыкальная деятельность. Развитие ритма считается одной из самых трудных проблем в музыкальном воспитан...
Консультация для музыкальных руководителей " Развитие музыкальности дошкольника посредством музыкально-дидактической игры"
Музыкально-дидактическая игра – является эффективным средством развития музыкально-сенсорных способностей у детей (формированию звуковысотного, тембрового, динамического, ритмического слух...