Консультация для педагогов ДОУ Формирование графических умений и навыков у детей с ОВЗ
консультация

Андреева Светлана Борисовна

На сегодняшний день одной из актуальных проблем в развитии детей с ОВЗ является развитие графических навыков. Таким  детям тяжело адаптироваться в социальной жизни.

Поэтому важно уделить особое  внимание формированию у детей  первоначальных графических навыков. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov_dou.docx281.14 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов ДОУ

Формирование графических умений и навыков у детей с ОВЗ

В каждой группе, современного дошкольного учреждения, есть ребёнок с ограниченными возможностями здоровья. На сегодняшний день одной из актуальных проблем в развитии детей с ОВЗ является развитие графических навыков. Таким  детям тяжело адаптироваться в социальной жизни. У ребят наблюдается  низкая двигательная и познавательная активность, несформированность пространственной ориентировки, недостаточность формирования предпосылок учебной деятельности. Также отмечаются значительные нарушения моторики пальцев рук, снижение двигательной памяти, неуверенность и замедленный темп при переносе двигательных поз пальцев с одной руки на другую. Дети с ОВЗ, отличаясь неточной координацией и общей недостаточностью движений, часто оказываются не в состоянии правильно держать ручку, карандаш, ограничивать свои движения пределами строки, чертить ровные линии. Одной  из основных причин, затрудняющих формирование у детей данной категории  двигательных умений и навыков, являются нарушения моторики, которые в свою  очередь отрицательно сказываются на физическом и интеллектуальном развитии ребенка. Поэтому важно уделить особое  внимание формированию у детей  первоначальных графических навыков.

Развитие графических навыков имеет большое значение при  поступлении ребенка в школу, так как если ребенок имеет слабо развитую  мелкую моторику, недостаточную сформированность навыков зрительно-двигательной координации, то он будет испытывать затруднения с письмом: у него быстро устает рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв; ребенок не различает понятия «право», «лево», «лист», «страница», «строка», не укладывается в общий темп работы.

Основным способом формирования графического навыка у ребенка являются многократные упражнения и тренировки определенных действий.

Первым направлением к успешному формированию графического навыка будет:

  • Совершенствование общей ручной моторики и развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук, зрительно - моторной координации.
  • формирование дифференцированных движений кистями и пальцами рук, сгибание и разгибание, отведение в стороны пальцев, умение называть каждый палец на руке (пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением);
  • формирование согласованных действий обеими руками, чередование позиций рук («Кулак – ладонь», «Камень – ножницы»), затем усложняем чередования («Кулак – ребро – ладонь», «Камень – ножницы – бумага»);
  • формирование дифференцированных движений пальцев рук. Дети учатся нанизывать бусы, колечки на шнурок в определенной последовательности, представленной на образце (вначале дается образец из мелких предметов, а затем образец – схема на листе бумаги), («Наряди елку», «Разложи фрукты»);
  • обучение расстегиванию и застегиванию с использованием различных видов застежек: липучки, кнопки, пуговицы, крючки, молнии («Сапожок», «Ботинок»);
  • обучение шнуровке – продергивание шнурка через отверстие (в каждое, через одно, через два, через три), расположенные в горизонтальном и вертикальном направлении. Шнуровка в направлении крест – накрест («Дождик», «Лесенка», «Качели»).

Второе направление

  • Развитие зрительного восприятия и зрительного внимания:
  • формирование умения собирать целое изображение по его частям (разрезная картинка из 2 – 3 частей), узнавать и называть собранный предмет;
  • обучение соотнесению геометрических форм с предметами («Подбери,  что круглое? (колесо, мяч), что овальное? (рыба, ежик), Что квадратное? (часы, стол) и т.д.);
  • формирование умения выкладывать по линейке цветные геометрические формы (по образцу и речевой инструкции), где чередования элементов предусматривается не только по цвету, но и по форме («Выложи на верхней строке листа следующие фигуры – красный квадрат, синий треугольник, зеленый круг», «Выложи на нижней строке листа - синий овал, желтый квадрат, оранжевый треугольник, зеленый круг»).

Третье направление

  • Развитие пространственной ориентировки:
  • формирование умения передавать пространственные отношения предметов и их частей в конструкциях и изображениях («Куда уехала машина?», «Что бывает вверху, что бывает внизу?»);
  • обучение детей ориентировке на различных плоскостях и на тетрадном листе, действовать по образцу и по речевой инструкции («Поставь елочку в середине», «Выложи тучки вверху, а ручейки – внизу»);
  • формирование умения выполнять графические диктанты, работая в тетрадях по показу и по речевой инструкции («Игра в клеточки»).

На сегодняшний день в педагогической практике существует достаточное количество методик по развитию графомоторных навыков у нормально развивающихся дошкольников. Для формирования базовых графических умений и навыков у детей с ОВЗ методический материал в настоящее время не разработан. Однако, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник лаборатории коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта Елена Александровна Кинаш и группа авторов разработали методику формирования графических умений и навыков у детей с ОВЗ.

Данная методика разделена на 4 этапа. Каждый этап содержит серию занятий, которые помогают ребенку приобрести определенные графические умения и навыки.

  • 1 этап. Формирование базовых графических умений и навыков.

Детям предлагается образцы линий, данные пунктиром, для закрепления умений правильно пользоваться пишущими предметами.

1 серия – прямые вертикальные прерывистые линии

2 серия – вертикальные линии в направлении сверху вниз

3 серия – горизонтальные прямые линии от одного объекта до другого

4 серия – ставить точки на листе бумаги в отмеченных местах

5 серия – проводить безотрывно спиралевидную линию от центраhttp://tmndetsady.ru/upload/news/2020/02/orig_86bd24928359eadc73765dfd3e61bff3.jpg

  • 2 этап. Формирование зрительно – двигательной координации.

Направлены на формирование зрительно – двигательной координации, умение ориентироваться на листе бумаги

1 серия – штриховка контуров геометрических фигур

2 серия – безотрывные линии дорожки

3 серия – ориентация на листе бумаги

4 серия – копирование изображений

http://tmndetsady.ru/upload/news/2020/02/orig_c4e5be8c348e4e9cb69bb29a6997a190.jpg

  • 3 этап. Формирование поисково-ориентировочных действий.

Формирование поисково-ориентировочных действий, умение ориентироваться на указатель – стрелку.

1 серия – формируется умение проводить прямые линии по дорожкам лабиринта

2  и 3 серия – учатся ориентироваться на листе бумаги

4 серия – графические упражнения на широкой строке, чередование простых линий, фигур по образцу

http://tmndetsady.ru/upload/news/2020/02/orig_90e5877aa4094542cd8c80c4d6e4cd78.jpg

  • 4 этап. Закрепление ориентации на строке, в клетке.

Формирование умений ориентироваться на строчке и в клетке.

1 серия – действия в пределах широкой строки

2 серия – ориентация в тетради с широкой строкой

3 серия – ориентация в тетради с крупной клеткой

4 серия – копирование графических элементов

5 серия – ориентация на узкой строке.

http://tmndetsady.ru/upload/news/2020/02/orig_ebd8036a993e0e4015ef5dd90bcd5a6e.jpg

Комплексная работа воспитателей, логопеда в условиях дошкольных учреждений позволяет активизировать у детей с ОВЗ интеллектуальное и творческое развитие, познавательный потенциал, формировать графические навыки и повысить мотивацию к учебной деятельности.

 Работу эффективно проводить индивидуально или с малыми группами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Специфика формирования фонетико-графических умений и навыков у детей дошкольного возраста.

Основным современным требованием развивающего обучения является такая организация учебной деятельности, при которой ребёнок самостоятельно находит способы решения возникающих перед ним задач. Для этог...

Консультация для педагогов "Формирование двигательных умений и навыков в лепке"

Развитие творческих способностей ребенка - одна из важнейших задач при развитии личности ребенка. Но не все знают, как важны для малышей занятия лепкой....

Консультация для педагогов «Развитие двигательных умений и навыков дошкольника через подвижные игры и эстафеты»

«Развитие двигательных умений и навыков дошкольника через подвижные игры и эстафеты»...

Консультация для педагогов ДОУ "Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей раннего дошкольного возраста"

Консультация для педагогов ДОУ  "Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей раннего дошкольного возраста"...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ СЕМИНАРА – ПРАКТИКУМА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Формирование графических умений и навыков у детей дошкольного возраста»

Цель: Повышать профессиональную компетентность педагогов в формировании изобразительных умений у дошкольников, раскрыть важность развития графических навыков у детей, совершенствовать графические умен...

Консультация для педагогов на тему: «Развитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста»

создание социальных условий развития по подготовке руки к освоению письма и снижение риска дезадаптации в новых социальных условиях...

Проект по развитию графических умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР «Умелый карандаш»

Проект по развитию графических умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР «Умелый карандаш»...