Консультация для педагогов "Формирование двигательных умений и навыков в лепке"
консультация по аппликации, лепке на тему
Развитие творческих способностей ребенка - одна из важнейших задач при развитии личности ребенка. Но не все знают, как важны для малышей занятия лепкой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_dvigatelnyh_umeniy_i_navykov_v_lepke.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 22
п. Стодолище
«Формирование двигательных умений и навыков в лепке»
(консультация для воспитателей)
Воспитатель:
Кондрашова О.А.
Февраль 2015 г.
Развитие творческих способностей ребенка, сохранение его здоровья – одни из важнейших задач при развитии личности ребенка. Но далеко не все знают, как важны для малышей занятия лепкой. Во время лепки у ребенка развивается мелкая моторика, и совершенствуются движения пальчиками. Ещё во II веке до н.э. китайские мудрецы утверждали, что действия рук сказываются на развитии мозга человека. Они считали, что массаж пальцев укрепляет тело и гармонизирует дух, а также оказывают благоприятное влияние на деятельность мозга.
Вспомним, что такое мелкая моторика?
Это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. С самого раннего детства является самым сильным инструментом для развития коры головного мозга и тактильного восприятия ребёнка.
Ученые доказали, что около трети площади коры головного мозга проектируется на кисти, также участки мелкой моторки находятся очень близко от языковых. Именно величина этой проекции и ее близость к моторной зоне дают возможность рассматривать кисть как «орган речи», точно такой же, как и артикулярный аппарат.
В связи с этим ученые выдвинули допущение о значительном взаимодействии тонких движений кистей и пальцев на формирование и развитие языковой функции у ребенка.
Моторика взаимодействует со всеми высшими свойствами сознания: вниманием, мышлением, оптико-пространственным восприятием (координацией движений), наблюдательностью, зрительной памятью и т. д. Развитие навыков мелкой моторики нужно еще и потому, что всю дальнейшую жизнь человеку будет требоваться использование тонких, координированных движений кистей и пальцев, которые нужны, чтобы писать и рисовать, одеваться, а также выполнять множество различных бытовых, производственных и учебных действий.
Иван Михайлович Сеченов писал, что движения рук человека не передаются по наследству, а формируются в процессе активного взаимодействия с окружающим миром, в результате обучения и воспитания, в процессе которого образовываются ассоциативные связи между зрительными ощущениями, осязательными и мышечными. И многие исследования ученых подтверждают, что если тренировать тонкие движения пальцев рук, то эта тренировка стимулирует общее развитие ребенка и речь.
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.
Пластичные материалы (пластилин, тесто, глина) предоставляют большие возможности для развития и обучения детей. Ведь во время лепки развиваются: мелкая моторика пальцев рук, воображение, формируются навыки ручного труда, дети учатся координировать движения рук, приобретают сенсорный опыт – чувство пластики, формы, веса. Кроме того, они учатся планировать свою работу и доводить ее до конца. Лепка из пластилина – одно из самых любимых занятий дошкольников. Дети любят пластилин. Сколько можно сделать интересного из яркого, мягкого, послушного материала! Ребенок чувствует себя настоящим волшебником, способным создать свой собственный мир. Именно пластилин, как никакой другой материал, активно развивает мелкую моторику пальцев рук, что особенно важно для детей.
Только занимаясь лепкой, ребенок знакомится с объемной формой предмета, взаимосвязью его частей, у него формируются навыки работы двумя руками, скоординированность движений, активно развиваются мелкие мышцы пальцев, глазомер, пространственное мышление. Когда ребенок лепит, развивается его мелкая моторика, что, в свою очередь, влияет на развитие речи и мышления, к тому же лепка благотворно влияет на нервную систему в целом. Именно поэтому возбудимым, шумным и активным детям часто рекомендуют заниматься лепкой.
Давайте вспомним приемы лепки с пластилином и тем самым повторим движения рук во время использования этого приема:
- скатывание. Положить кусочек пластилина между ладонями, немножко прижать и выполнять кругообразные движения, чтобы получился шарик. Шарик нужно периодически поворачивать, чтобы он стал круглым;
- раскатывание. Позволяет превратить пластилиновый шар в яйцо или цилиндр. Скатать шарик и прямолинейными движениями рук преобразовать в цилиндр. Яйцо получиться, если руки поставить наклонно относительно друг друга и выполнить раскатывание;
- сплющивание. Чтобы получить лепешку или диск, сначала скатывают шарик, потом его сильно сдавливают между ладошками, или прижимают ладошкой к столу;
- прищипывание. Придает определенную фактуру поверхности изделия, что необходимо при выполнении мелких деталей на крупной модели. Для этого соединенными пальцами захватывают немного пластилина и выделяют его, придавая ему нужную форму;
- оттягивание. Похоже на предыдущий прием, но после захвата пластилина его оттягивают и формуют новый элемент или деталь;
- заглаживание. Применяется для создания плавного перехода от одной детали к другой при соединении и для закругления. Выполняется пальцами или стеком. Одновременно можно удалить излишек пластилина.
- разрезание. Разделение бруска стеком или резачком на отдельные куски.
- соединение. Прикладывание и несильное прижимание деталей друг к другу. При этом нужно соизмерять силу и не допускать деформации деталей.
- вытягивание отдельных частей из целого куска: большим и указательным пальцами постепенно нажимать на пластилин со всех сторон (можно раскатать столбик только с одной стороны и получить зауженную конусообразную форму);
- вдавливание большим пальцем углубления на поверхности формы;
- соединение деталей в единое целое и сглаживание мест соединения;
- приплющивание нижней часть формы, постучав ею о дощечку, чтобы сделать поделку устойчивой;
- рисование на пластилине способом контррельефа при помощи стеки, заостренной палочки;
- украшение поделки различным дополнительным и природным материалом: короткими палочками, соломинками, обрезанными крылатками клена или ясеня, пуговицами, копейками, шерстяными нитками и т. д.;
- оформление предмета мелкими деталями, вылепленными из пластилина;
- смешивание в одном куске пластилина нескольких цветов: взять 2–3 кусочка пластилина, перекрутить их и размять – получится многоцветный пластилин.
Таким образом, можно сделать вывод ,что лепка - это самый осязательный вид художественного творчества. Ребенок не только видит, что создал, но и трогает берет в руки и изменяет. Основным инструментом являются руки, следовательно уровень умения зависит от владения собственными руками, который повышает сенсорную чувствительность, способствует тонкому восприятию предмета, пластики, фактуры, развивает воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость и мелкую моторику, синхронизирует работу обеих рук.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование у дошкольников двигательных умений и навыков.
Формирование у дошкольников двигательных умений и навыков, как средство приобщения их к здоровому образу жизни....
КОНСУЛЬТАЦИЯ для воспитателей «Знания, умения и навыки по технике рисования, лепки, аппликации»
Материал из личного опыта работы. Он аппробирован среди коллег и родителей. Также я хочу предоставить конспекты НОД....
Консультация для педагогов «Развитие двигательных умений и навыков дошкольника через подвижные игры и эстафеты»
«Развитие двигательных умений и навыков дошкольника через подвижные игры и эстафеты»...
Консультация для родителей " Лестницы координации как средство развития двигательных умений и навыков у детей дошкольного возраста"
Консультация для родителей на тему " Лестницы координации в ДОУ"...
Консультация для педагогов "Двигательные умения и навыки"
В процессе физического воспитания под руководством педагога ребенок должен овладеть двигательными умениями и навыками в соответствии с требованиями программы для каждой возрастной группы....
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Подвижные игры как средство развития двигательных умений и навыков у детей раннего возраста»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ«Подвижные игры как средство развития двигательных умений и навыков у детей раннего возраста»...
Консультация для педагогов на тему: «Полоса препятствий как способ развития двигательных умений и навыков дошкольников»
Полоса препятствий — это комплекс разнообразных физических упражнений, выполняемых в определенной последовательности. Она позволяет разнообразить физкультурные занятия, повысить интерес детей к ...