Игровые технологии в дополнительном образовании
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Прочитав статью можно узнать:
-что такое игровые технологии
-как они важны в учебно-воспитательном процессе
-Что такое игра
-формирование ребенка с помощью игровых технологий
-Цель игровых технологий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya2.docx | 17.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Игровые технологии в дополнительном образовании
Дополнительное образование детей сегодня рассматривается как механизм поддержки индивидуализации и самореализации личности, удовлетворения вариативных и изменяющихся потребностей детей и семьи, индивидуализировать процесс образования. Оно существенно расширяет спектр предоставляемых возможностей и обеспечиваемых результатов. Поэтому дополнительное образование характеризуется очевидной актуальностью, поскольку связано с реализацией личностных потребностей и жизненных планов обучающихся. Так как в системе дополнительного образования их познавательная активность всегда выходит за рамки собственно образовательной среды в сферу самых различных социальных практик.
Игра и игровые технологии, применяемые на занятиях, в большей мере способствуют развитию. Но не игра ради игры, где ребенок пассивен, где он является не субъектом игрового действия, а объектом развлечения, а игра ради ученья. Игра ведущий вид деятельности ребенка в дошкольном возрасте, посредством которой он органично развивается. В соответствии с требованиями ФГОС во главу воспитательно-образовательного процесса ставится индивидуальный подход к ребенку через игру.
Игровые технологии занимают важное место в учебно-воспитательном процессе, так как не только способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности обучающихся, но и выполняют ряд других функций:
1) правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает обучающимся выработать речевые умения и навыки;
2) игра стимулирует умственную деятельность обучающихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;
3) игра - один из приёмов преодоления пассивности обучающихся.
Игра,это деятельность, которая проявляется в способности человека преображать действительность. В игре впервые формируется проявление потребности ребенка воздействовать на мир. Сущность игры заключается в том, что в ней важен не результат, а сам процесс, процесс переживаний, связанных с игровыми действиями. Хотя ситуации, проигрываемые ребенком, воображаемы, но чувства, переживаемые им, реальны. Специфика игры заключается в возможности сформировать положительное отношение к неигровой деятельности и ее психолого-педагогических возможностей. Технология-это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, в искусстве (Толковый словарь русского языка).
Технология обучения-это составная процессуальная часть дидактической системы (М. Чошанов). Цель игровых технологий -не менять ребёнка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность прожить в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого. Педагогическая технология -это содержательная техника реализации учебного процесса (В. П. Беспалько). Понятие игровые педагогические технологии включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Игровые технологии связаны с игровой формой взаимодействия педагога и учащихся через реализацию определенного сюжета (игры, сказки, спектакли, деловое общение). При этом образовательные задачи включаются в содержание игры. В образовательном процессе используют занимательные, театрализованные, деловые, ролевые, компьютерные игры. Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: -дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи,учебная деятельность подчиняется правилам игры; -учебный материал используется в качестве её средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; - успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом. Как и любая технология, педагогическая представляет собой процесс, при котором происходит качественное изменение воздействия на обучаемого.
Игровая педагогическая технология ,это организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Это последовательная деятельность педагога по:
-отбору, разработке, подготовке игр;
-включению детей в игровую деятельность;
-осуществлению самой игры;
-подведению итогов, результатов игровой деятельности.
Актуальность .Игра ведущий вид деятельности ребенка в дошкольном возрасте, посредством которой он органично развивается. В соответствии с требованиями ФГОС во главу воспитательно-образовательного процесса ставится индивидуальный подход к ребенку через игру. Игровые технологии помогают детям раскрепоститься, появляется уверенность в себе. Как показывает опыт, действуя в игровой ситуации, приближенной к реальным условиям жизни, дошкольники легче усваивают материал любой сложности. Цель игровых технологий -не менять ребёнка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность прожить в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.
Понятие игровые педагогические технологии включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Игровая технология строится как целостное образование. В нее включаются последовательно:
-Игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их.
- Группы игр на обобщение предметов по определенным признакам.
-Группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.
- Группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных.
ТРЕБОВАНИЯ К ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ
Технологическая схема- описание технологического процесса с разделением на логически взаимосвязанные функциональные элементы. Научная база- опора на определённую научную концепцию достижения образовательных целей.
Системность- технология должна обладать логикой, взаимосвязью всех частей, целостностью.
Управляемость- предполагается возможность целеполагания, планирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирование средств и методов с целью коррекции результатов.
Эффективность- должна гарантировать достижение определённого стандарта обучения, быть эффективной по результатам и оптимальной по затратам.
Воспроизводимость- применение в других образовательных учреждениях Особенности игровых технологий.
Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач. Игровые технологии, дают ребёнку:
возможность примерить на себя важнейшие социальные роли;
быть лично причастным к изучаемому явлению (мотивация ориентирована на удовлетворение познавательных интересов и радость творчества);
прожить некоторое время в реальных жизненных условиях.
Главный компонент игровой технологии непосредственное и систематическое общение педагога и детей. Его значение
- активизирует воспитанников;
- повышает познавательный интерес
- вызывает эмоциональный подъём;
-способствует развитию творчества;
- максимально концентрирует время занятий за счёт чётко сформулированных условий игры;
- позволяет педагогу варьировать стратегию и тактику игровых действий за счёт усложнения или упрощения игровых задач в зависимости от уровня освоения материала.
Целевые ориентации игровых технологий:
Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность, формирование определённых умений и навыков, развитие трудовых навыков. Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли, сотрудничества , коллективизма, коммуникативности.
Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умения сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, развитие мотивации учебной деятельности.
Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды, саморегуляция.
Значение игровой технологии не в том, что она является развлечением и отдыхом, а в том, что при правильном руководстве становится:
- способом обучения;
- деятельностью для реализации творчества; методом терапии;
- первым шагом социализации ребёнка в обществе.
Согласно ФГОС ДО содержание образовательной программы в ДОУ должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей:
-социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие;
-речевое развитие;
-художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Автор- Короткова Анастасия Игоревна.
Педагог дополнительного образования.
ГБДОУ детский сад №95 Невского района, г. Санкт-Петербург.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровые технологии в дошкольном образовании. Презентация
В презентации автор рассказывает о существующих в дошкольном образовании технологиях и подробно останавливается на игровых технологиях. Описываются различные виды игр, их значение и использование в об...
Здоровьесберегающие технологии-кружок дополнительного образования "Познай себя"
Кружок дополнительного образования "Познай себя"...
Здоровьесберегающие технологии-кружок дополнительного образования "Познай себя"
Кружок дополнительного образования "Познай себя"...
статья Внедрение инновационных технологий в дополнительном образовании
Внедрение инновационных технологий в работу детского обьединения "Волшебный сундучок"...
инновационные технологии в дополнительном образовании детей
В пособии представлены обобщенные материалы по содержанию и дидактическим принципам современных педагогических технологий, применяемых в дополнительном образовании детей. Пособие адресовано педагогам ...
Педагогическая технология по дополнительному образованию арт-терапия "Цветной мир". Младший дошкольный возраст
Искусство- невидимый мостик, который совмещает два противоположных мира: мир фантазии и реальности.Часто тайные желания , подсознательные чувства и эмоции, более легко изложить в творчестве, чем выраз...
Информационно-коммуникативные технологии в дополнительном образовании дошкольников как средство успешного освоения игры в шахматы
ДокладВоспитателя высшей категорииМАДОУ «ЦРР – детский сад №43»,руководителя ГМО«Шахматно-шашечный всеобуч в ДОО»Коноплевой Елены Николаевны Современная концепция до...