статья Внедрение инновационных технологий в дополнительном образовании
статья по рисованию (подготовительная группа) на тему
Внедрение инновационных технологий в работу детского обьединения "Волшебный сундучок"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_vnedrenie_innovatsionnykh_tekhnologiy_v_dopolnitelnom_obrazovanii_.zip | 23.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Егорлыкский центр внешкольной работы.
Статья
«Внедрение инновационных технологий в работу детского объединения «Волшебный сундучок».
Выполнил:
педагог дополнительного образования
Чмырь Елена Викторовна
Ст. Егорлыкская
2013г
«Новое – это хорошо забытое старое».
В последнее время все чаще поднимается вопрос о применении инновационных технологий. Внедрение инноваций в работу – важнейшее условие совершенствования и реформирования системы дополнительного образования. Под педагогическими инновациями следует понимать – нововведения в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности. Таким образом, инновационный процесс заключается в формировании и развитии содержания и организации нового.
С 2009 года в МБОУ ДОД Егорлыкском ЦВР начало работу детское объединение «Волшебный сундучок», реализующее программу художественно эстетического направления. Рассчитана программа на детей от 6 до 14 лет. Группа первого года обучения, это дети 6 лет – дошколята. Хочется поделиться опытом внедрения инновационных технологий в работе с детьми этого возраста, так как новые методы работы в этом объединении тесно переплетаются с старыми – классическими.
С 2009 года по 2011 занятия группы 1 года обучения проводились на базе детского сада. Они велись в групповой комнате, за столами, приспособленными для этого возраста, а не за мольбертами. Проводилось одно занятие, со всей группой - 20 человек. По уставным документам МБОУ ДОД ЕЦВР группа 1 года должна состоять из 12 – 15 человек, время занятия 30 – 45 минут. В детском саду 25 – 30 минут. При таком количестве детей и маленьком времени, отведенном на занятие, индивидуальный подход и качественное выполнение работы обеспечивать было трудно. Несмотря на эти недостатки, большая часть ребят, поступив в первый класс, параллельно пришли в различные детские объединения ЦВР, в том числе и д.о. «Волшебный сундучок». Так проходила преемственность с подготовительной группой детского сада. В конце 2011 года Центр внешкольной работы заключил договор о сотрудничестве с Центром довузовской ИЗО-деятельности южного федерального университета и стал региональной площадкой для южно Российской олимпиады школьников по комплексному преподаванию архитектуры и искусству. Это помогло по-новому взглянуть на организацию занятий для детей школьного и дошкольного возраста. Началась новая ступень работы с дошколятами.
Программа «Волшебный сундучок» разбита на несколько тем. Каждая тема несет в себе различные виды деятельности: рисование, конструирование, лепка, аппликация, изготовление поделок из природного и бросового материала. Все темы взаимосвязаны и дополняют друг друга. Первое занятие ребята рисуют, второе посвящается лепке, конструированию или оригами. Дети свободно передвигаются от мольберта к столам. Это позволяет учесть физиологию дошколят и внедрять здоровье сберегающие технологии. Центр внешкольной работы находится в одном из красивых мест станицы Егорлыкской. К большой площади возле его здания стекаются аллеи каштанов, елей. Это отличное место для пленера, а на переменах, ребята играют в подвижные игры, рисуют на асфальте, собирают природный материал для поделок. Очень много особенностей в работе с детьми дошкольного возраста. Внедрение новых педагогических технологий является важнейшей.
На основе анализа педагогических технологий, проведенного Академиком МАНПО, профессором, кандидатом педагогических наук Германом Константиновичем Селевко, я выделила следующие инновационные технологии, применяемые в системе дошкольного образования, и применила в работе своего детского объединения на базе МБОУ ДОД Егорлыкского ЦВР:
- игровые технологии,
- технологии проблемного обучения,
- технологии развивающего обучения,
- альтернативные технологии,
- компьютерные технологии [1]
Коротко остановлюсь на каждой из технологий.
«Игровые педагогические технологии» включают достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса. Игра основной вид деятельности дошкольников. Поэтому обучающиеся на занятиях детского объединения «Волшебный сундучок» играют много и с интересом в: «Изо лото», «Поле чудес», «Назови, нарисуй, раскрась», собираем пазлы картин известных художников. Игры не новые, но обновленные с учетом современности. Играют ребята и на переменах. Игрушки дети изготавливают сами. Рисуют и вырезают тантамарески - плоское изображение насекомых, животных с вырезанными отверстиями для пальцев ребенка. Пальцы ребенка – ноги, изображенного героя. Изготавливают черепах для черепашьих бегов, конструируют бильбоке и тд.
Под Технологией проблемного обучения понимается такая организация занятий, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных ситуаций, и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. Пример заданий для ребят: ставится натюрморт, но изобразить его они должны при помощи серо синей гаммы или красно – коричневой, портрет изображается при помощи геометрических фигур, овощей, букв, создание коллажа при помощи различных материалов, и тд.
Технологии развивающего обучения. В качестве примера рассмотрим технологию ТРИЗ. ТРИЗ - теория решения изобретательных задач. Эта технология обучения была разработана советским ученым Генрихом Сауловичем Альтшуллером в 1946 – 48 годах, но и сейчас не потеряла своей актуальности.
Мне нравится эта программа своими коллективными играми и занятия с подробными методическими рекомендациями. Все занятия и игры предполагают самостоятельный выбор ребенком темы, материала и вида деятельности. Они учат детей выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Разрешение противоречий - ключ к творческому мышлению.
Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать детям готовые знания, раскрывать перед ними истину, он должен учить ее находить. [2]
Под альтернативными технологиями принято рассматривать те, которые противостоят традиционной системе обучения какой-либо своей стороной, будь то цели, содержание, формы, методы, отношения, позиции участников педагогического процесса.
Исходя из этого определения, я отнесла к альтернативной технологии исследовательский метод и интеграцию.
Примеры использования исследовательского метода в работе детского объединения «Волшебный сундучок»:
– рисование на мокром и сухом песке;
– рисование водой с последующим посыпанием сухим песком; просмотр фильмов выполненных при помощи рисования песком;
– лепка из сырого и “сухого” снега; окраска воды с последующим замораживанием, создание картин при помощи цветного льда;
– поиск нужного цветового оттенка путем разбавления краски водой, смешения красок, разного нажима карандаша, разной интенсивности штриховки и т.п.;
– подбор фактуры бумаги для основы изображения с учетом выбранных изобразительных средств;
– поиск способов копирования изображения (“волшебный экран”, световой столик и др.);
– поиск рациональных способов изображения большого количества одинаковых элементов (использование печаток, трафаретов, вырезывание из бумаги, сложенной в несколько раз, лепка с помощью форм и пр.)
Исследовательское поведение – один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире, а исследовательское обучение строится на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному проявлению своих мыслей, чувств, своей самостоятельности, творческих способностей, фантазии. Всесторонне развивать детей помогает следующий метод работы – интегрирование.
В д.о. «Волшебный сундучок» занятия по изобразительной деятельности интегрируются с лепкой, музыкой, литературой, вязанием, плетением из бисера, скрапбукингом, валянием из шерсти, батиком, бумагопластикой.
Примеры интегрирования:
– художественно-эстетическое образование с экономическим воспитанием (разрабатывают и составляют афиши, упаковки для подарков, продумывают дизайн помещения, одежды и т.п.);
– художественно-эстетическое и национальное образование (разрабатывают эскизы национальных орнаментов, затем выкладывают их шерстью, бисером, через эту работу познают культуру народов мира);
– художественно-эстетическое образование и нравственно-патриотическое воспитание (прослушивание отрывков из рассказов Шолохова, стихотворений донских поэтов, казачьих песен и рисование рисунков на услышанное);
– художественно-эстетическое образование и экологическое воспитание и образование (создание эскиза макета города, машин, самолетов и тд, выполнение макета из бумаги, бросового материала, природного материала, рисование рисунков экологического содержания);
– художественно-эстетическое образование и начальная компьютерная грамотность.
Компьютерные технологии.
Новые информационные технологии, являющиеся важным фактором обогащения интеллектуального и эмоционального развития современного ребенка,могут входить в дошкольное образование наравне с традиционными средствами развития и воспитания детей через игру, конструирование, художественную и другие виды деятельности, но ни в коем случае не могут их заменять.
Применение компьютерных технологий на занятиях в д.о «Волшебный сундучок» обязательно сопровождается выполнением санитарно-эпидемиологических правил СП для детей дошкольного и школьного возраста. Занятия проходят в оборудованном кабинете с индивидуальными столами, с подставками для ног, стульями с регулируемой высотой спинки и ножек, с кондиционером, более 15 минут, 2 раза в неделю. Это позволяет организовать занятие правильно и качественно.
Компьютер в работе по художественно-эстетическому воспитанию используется в различных заданиях: просмотр презентации, видео уроков, фильмов по истории искусств, видео экскурсии по музеям России и мира, для самостоятельной художественной деятельности детей (задания по типу раскрасок, “Дорисуй картинку”, “На что похоже?”, “Составь картинку” и т.п.) и т.д.
Как только мы начинаем говорить о развитии ребенка дошкольного возраста, мы тут же понимаем, что одним из основополагающих моментов здесь является правильное и своевременное обучение ребенка всем необходимым знаниями и навыкам, которые смогут пригодиться ребенку в его дальнейшей, взрослой жизни. Наша задача, применяя новое и старое воспитать всесторонне развитую личность умеющую строить коммуникации, способную доводить начатое до конца, принимающую самостоятельные решения.
И как сказал великий художник, изобретатель, ученный Леонардо да Винчи:
Если запастись терпением и проявить старание, то посеянные семена знания непременно дадут добрые всходы.
Список используемой литературы:
- Кларин М.В. Технологический подход к обучению // Школьные технологии. – 2003. - № 5.
- Назарова Т.С. Педагогические технологии: новый этап эволюции?// Педагогика. – 1997. - № 3.
- Паранчер Н.Н. Моделирование авторской педагогической технологии - путь к творческому развитию педагога. // Школьные технологии. – 2003. - № 3.
- Подласый И.П. Где помогут технологии? // Школьные технологии. – 2003. - № 3.
- Селевко Г.К. Технологический подход в образовании // Школьные технологии. – 2004 - № 4.
- Столярова Л. Педагогика. - М.: Педагогическое общество России, 2005.
[1] Столярова Л. Педагогика. - М.: Педагогическое общество России, 2005, с.28
[2] Назарова Т.С. Педагогические технологии: новый этап эволюции?// Педагогика. – 1997. - № 3, с.52.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ, КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
В СТАТЬЕ РАСКРЫВАЮТСЯ ОСОБЕННОСТИ ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ, КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ....
инновационные технологии в дополнительном образовании детей
В пособии представлены обобщенные материалы по содержанию и дидактическим принципам современных педагогических технологий, применяемых в дополнительном образовании детей. Пособие адресовано педагогам ...
"Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс дошкольного образования как условие повышения качества образования"
Введение инноваций в образовательный процесс - это не прихоть, не равнодушное отношение к творческому поиску эффективных форм работы с детьми, это - требование времени....
Внедрение инновационных технологий педагогической деятельности воспитателя в современное дошкольное образование: проблемы и перспективы
На сегодняшний день ключевым вопросом модернизации образования является повышение его качества, приведение в соответствие с мировыми стандартами....
Статья "ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ, КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ"
Содержание статьи раскрывает возможность внедрение, освоение и реализация инновационных технологий в образовательный процесс ДОУ, их как условие повышения качества образования....
Статья «Внедрение инновационных технологий в ДОО»
Современный педагог — это тот, кто постоянно развивается, самообразовывается, ищет новые пути развития и образования детей. Все это становится возможным благодаря его активной позиции и творческ...
Межрайонный семинар"Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс ДОУ, как условие повышения качества образования" от 22.09.2017г. Тема выступления: "Использование инновационных технологий в дошкольных образовательных организациях района"
Применение педагогических технологий в дошкольном учреждении имеет свою специфику. Образовательный процесс в дошкольном учреждении направлен не на обучение детей дошкольного возраста, а на развитие и ...