статья Внедрение инновационных технологий в дополнительном образовании
статья по рисованию (подготовительная группа) на тему

Чмырь Елена Викторовна

Внедрение инновационных технологий в работу детского обьединения "Волшебный сундучок"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Егорлыкский центр внешкольной работы.

Статья

«Внедрение инновационных технологий в работу детского объединения «Волшебный сундучок».

Выполнил:

педагог дополнительного образования

Чмырь Елена Викторовна

Ст. Егорлыкская

2013г

«Новое – это хорошо забытое старое».

В последнее время все чаще поднимается вопрос о применении инновационных технологий. Внедрение инноваций в работу – важнейшее условие совершенствования и реформирования  системы дополнительного образования. Под педагогическими инновациями следует понимать – нововведения в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности. Таким образом, инновационный процесс заключается  в формировании и развитии содержания и организации нового.

 С 2009 года в МБОУ ДОД Егорлыкском ЦВР начало работу детское объединение «Волшебный сундучок», реализующее программу художественно эстетического направления. Рассчитана программа на детей от 6 до 14 лет. Группа первого года обучения, это дети 6 лет – дошколята. Хочется поделиться опытом внедрения инновационных технологий в работе с детьми этого возраста, так как новые методы работы в этом объединении тесно переплетаются с старыми – классическими.

С 2009 года по 2011 занятия группы 1 года обучения проводились на базе детского сада. Они велись в групповой комнате, за столами, приспособленными для этого возраста, а не за мольбертами. Проводилось одно занятие, со всей группой - 20 человек. По уставным документам МБОУ ДОД ЕЦВР группа 1 года должна состоять из 12 – 15 человек, время занятия 30 – 45 минут. В детском саду 25 – 30 минут. При таком количестве детей и маленьком времени, отведенном на занятие, индивидуальный подход и качественное выполнение работы обеспечивать было трудно. Несмотря на эти недостатки, большая часть ребят, поступив в первый класс, параллельно пришли в различные детские объединения ЦВР, в том числе и д.о. «Волшебный сундучок». Так проходила преемственность с подготовительной группой детского сада. В конце 2011 года Центр внешкольной работы заключил договор о сотрудничестве с Центром довузовской ИЗО-деятельности южного федерального университета и стал региональной площадкой для южно Российской олимпиады  школьников по комплексному преподаванию архитектуры и  искусству. Это помогло по-новому взглянуть на организацию занятий для детей школьного и дошкольного возраста. Началась новая ступень работы с дошколятами.

Программа «Волшебный сундучок» разбита на несколько тем. Каждая тема несет в себе различные виды деятельности: рисование, конструирование, лепка, аппликация, изготовление поделок из природного и бросового материала. Все темы взаимосвязаны и дополняют друг друга. Первое занятие ребята рисуют, второе посвящается лепке,  конструированию или оригами. Дети свободно передвигаются от мольберта к столам. Это позволяет учесть физиологию дошколят и внедрять здоровье сберегающие технологии. Центр внешкольной работы находится в одном из красивых мест станицы Егорлыкской. К большой площади возле его здания стекаются аллеи каштанов, елей. Это отличное место для пленера, а на переменах,  ребята играют в подвижные игры, рисуют на асфальте, собирают природный материал для поделок. Очень много особенностей в работе с детьми дошкольного возраста. Внедрение новых педагогических технологий является важнейшей.

На основе анализа педагогических технологий, проведенного Академиком МАНПО, профессором, кандидатом педагогических наук Германом Константиновичем Селевко, я выделила следующие инновационные технологии, применяемые в системе дошкольного образования, и применила в работе своего детского объединения на базе МБОУ ДОД Егорлыкского ЦВР:

  • игровые технологии,
  • технологии проблемного обучения,
  • технологии развивающего обучения,
  • альтернативные технологии,
  • компьютерные технологии [1]

Коротко остановлюсь на каждой из технологий.

 «Игровые педагогические технологии» включают достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса. Игра основной вид деятельности дошкольников. Поэтому обучающиеся на занятиях детского объединения «Волшебный сундучок» играют много и с интересом в: «Изо лото», «Поле чудес», «Назови, нарисуй, раскрась», собираем пазлы картин известных художников. Игры не новые, но обновленные с учетом современности. Играют ребята и на переменах. Игрушки дети изготавливают сами. Рисуют и вырезают тантамарески  - плоское изображение насекомых, животных с вырезанными отверстиями для пальцев ребенка. Пальцы ребенка – ноги, изображенного героя. Изготавливают черепах для черепашьих бегов, конструируют бильбоке и тд.

Под Технологией проблемного обучения понимается такая организация занятий, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных ситуаций, и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. Пример заданий для ребят: ставится натюрморт, но изобразить его они должны при помощи серо синей гаммы или красно – коричневой, портрет изображается при помощи геометрических фигур, овощей, букв, создание коллажа при помощи различных материалов, и тд. 

Технологии развивающего обучения. В качестве примера рассмотрим технологию ТРИЗ. ТРИЗ - теория решения изобретательных задач. Эта технология обучения была разработана советским ученым Генрихом Сауловичем Альтшуллером в 1946 – 48 годах, но и сейчас не потеряла своей актуальности.

Мне нравится эта программа своими  коллективными играми и занятия с подробными методическими рекомендациями. Все занятия и игры предполагают самостоятельный выбор ребенком темы, материала и вида деятельности. Они учат детей выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Разрешение противоречий - ключ к творческому мышлению.

Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать детям готовые знания, раскрывать перед ними истину, он должен учить ее находить. [2]

 Под альтернативными технологиями принято рассматривать те, которые противостоят традиционной системе обучения какой-либо своей стороной, будь то цели, содержание, формы, методы, отношения, позиции участников педагогического процесса.

Исходя из этого определения, я отнесла к альтернативной технологии исследовательский метод и интеграцию.

Примеры использования исследовательского метода в работе детского объединения «Волшебный сундучок»:

– рисование на мокром и сухом песке;

– рисование водой с последующим посыпанием сухим песком; просмотр фильмов выполненных при помощи рисования песком;

– лепка из сырого и “сухого” снега; окраска воды с последующим замораживанием, создание картин при помощи цветного льда;

– поиск нужного цветового оттенка путем разбавления краски водой, смешения красок, разного нажима карандаша, разной интенсивности штриховки и т.п.;

– подбор фактуры бумаги для основы изображения с учетом выбранных изобразительных средств;

– поиск способов копирования изображения (“волшебный экран”, световой столик и др.);

– поиск рациональных способов изображения большого количества одинаковых элементов (использование печаток, трафаретов, вырезывание из бумаги, сложенной в несколько раз, лепка с помощью форм и пр.)

Исследовательское поведение – один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире, а исследовательское обучение строится на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному проявлению своих мыслей, чувств, своей самостоятельности, творческих способностей, фантазии. Всесторонне развивать детей помогает следующий метод работы – интегрирование.

 В д.о. «Волшебный сундучок» занятия по изобразительной деятельности интегрируются с лепкой, музыкой, литературой, вязанием, плетением из бисера, скрапбукингом, валянием из шерсти, батиком, бумагопластикой.

Примеры интегрирования:

– художественно-эстетическое образование с экономическим воспитанием (разрабатывают и составляют афиши, упаковки для подарков, продумывают дизайн помещения, одежды и т.п.);

– художественно-эстетическое и национальное образование (разрабатывают эскизы национальных орнаментов, затем выкладывают их шерстью, бисером, через эту работу познают культуру народов мира);

– художественно-эстетическое образование и нравственно-патриотическое воспитание (прослушивание отрывков из рассказов Шолохова, стихотворений донских поэтов, казачьих песен и рисование рисунков на услышанное);

– художественно-эстетическое образование и экологическое воспитание и образование (создание эскиза макета города, машин, самолетов и тд, выполнение макета из бумаги, бросового материала, природного материала, рисование рисунков экологического содержания);

– художественно-эстетическое образование и начальная компьютерная грамотность.

Компьютерные технологии.

Новые информационные технологии, являющиеся важным фактором обогащения интеллектуального и эмоционального развития современного ребенка,могут входить в дошкольное образование наравне с традиционными средствами развития и воспитания детей через игру, конструирование, художественную и другие виды деятельности, но ни в коем случае не могут их заменять.

 Применение компьютерных технологий на занятиях в д.о «Волшебный сундучок» обязательно  сопровождается выполнением санитарно-эпидемиологических правил СП для детей дошкольного и школьного возраста. Занятия проходят в оборудованном кабинете с индивидуальными столами, с подставками для ног, стульями с регулируемой высотой спинки и ножек, с кондиционером, более 15 минут, 2 раза в неделю. Это позволяет организовать занятие правильно и качественно.

Компьютер в работе по художественно-эстетическому воспитанию используется в различных заданиях: просмотр презентации, видео уроков, фильмов по истории искусств, видео экскурсии по музеям России и мира, для самостоятельной художественной деятельности детей (задания по типу раскрасок, “Дорисуй картинку”, “На что похоже?”, “Составь картинку” и т.п.) и т.д.

Как только мы начинаем говорить о развитии ребенка дошкольного возраста, мы тут же понимаем, что одним из основополагающих моментов здесь является правильное и своевременное обучение ребенка всем необходимым знаниями и навыкам, которые смогут пригодиться ребенку в его дальнейшей, взрослой жизни. Наша задача, применяя новое и старое воспитать всесторонне развитую личность умеющую строить коммуникации,  способную доводить начатое до конца, принимающую самостоятельные решения.

И как сказал великий художник, изобретатель, ученный Леонардо да Винчи:

Если запастись терпением и проявить старание, то посеянные семена знания непременно дадут добрые всходы.

          

Список используемой литературы:

  1. Кларин М.В. Технологический подход к обучению // Школьные технологии. – 2003. -  № 5.
  2. Назарова Т.С. Педагогические технологии: новый этап эволюции?// Педагогика. – 1997. -  № 3.
  3. Паранчер Н.Н. Моделирование авторской педагогической технологии -  путь к творческому развитию педагога. // Школьные технологии. – 2003. -  № 3.
  4. Подласый И.П. Где помогут технологии? // Школьные технологии. – 2003. -  № 3.
  5. Селевко Г.К. Технологический подход в образовании // Школьные технологии. – 2004 -  № 4.
  6. Столярова Л. Педагогика. -  М.: Педагогическое общество России, 2005.


[1] Столярова Л. Педагогика. -  М.: Педагогическое общество России, 2005, с.28

[2] Назарова Т.С. Педагогические технологии: новый этап эволюции?// Педагогика. – 1997. -  № 3, с.52.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ, КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

 В СТАТЬЕ РАСКРЫВАЮТСЯ ОСОБЕННОСТИ ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ, КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ....

инновационные технологии в дополнительном образовании детей

В пособии представлены обобщенные материалы по содержанию и дидактическим принципам современных педагогических технологий, применяемых в дополнительном образовании детей. Пособие адресовано педагогам ...

"Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс дошкольного образования как условие повышения качества образования"

Введение инноваций в образовательный процесс - это не прихоть, не равнодушное отношение к творческому поиску эффективных форм работы с детьми, это - требование времени....

Внедрение инновационных технологий педагогической деятельности воспитателя в современное дошкольное образование: проблемы и перспективы

На сегодняшний день ключевым вопросом модернизации образования является повышение его качества, приведение в соответствие с мировыми стандартами....

Статья "ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ, КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ"

Содержание статьи раскрывает возможность внедрение, освоение и реализация инновационных технологий в образовательный процесс ДОУ, их как условие повышения качества образования....

Статья «Внедрение инновационных технологий в ДОО»

Современный педагог — это тот, кто постоянно развивается, самообразовывается, ищет новые пути развития и образования детей. Все это становится возможным благодаря его активной позиции и творческ...

Межрайонный семинар"Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс ДОУ, как условие повышения качества образования" от 22.09.2017г. Тема выступления: "Использование инновационных технологий в дошкольных образовательных организациях района"

Применение педагогических технологий в дошкольном учреждении имеет свою специфику. Образовательный процесс в дошкольном учреждении направлен не на обучение детей дошкольного возраста, а на развитие и ...