Мелкая моторика "Умелые ручки".
статья

Сыдыкова Нуриля Александровна

Мелкая моторика «Умелые ручки».

Как говорил известный педагог В. А.Сухомлинский : «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».

«Рука – это своего рода внешний мозг!» - писал Кант.

Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий человека, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук и ног. Достигается скоординированным функционированием нервной, мышечной и костной систем, а также, обычно, зрительной системой. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин «ловкость».

Значение слова «мелкий»

МЕ́ЛКИЙ , -ая, -ое; ме́лок, мелка́, ме́лко, ме́лки и мелки́; ме́льче, мельча́йший. 1. Состоящий из малых однородных частиц; противоп. крупный. Мелкий песок. Мелкий дождь. Мелкий шрифт. (Малый академический словарь, МАС)

Значение слова «моторика»

МОТО́РИКА , -и, ж. Совокупность двигательных процессов и связанных с ними физиологических и психологических явлений. (Малый академический словарь, МАС)

Значение слова «рука»

РУКА́ , -и́, вин. ру́ку, мн. ру́ки, дат. рука́м, ж. 1. Каждая из двух верхних конечностей человека от плечевого сустава до кончиков пальцев. Заложить руки за спину. Скрестить руки на груди. (Малый академический словарь, МАС)

Сегодня я хочу сегодня затронуть вопрос о важности работы по развитию мелкой моторики, поделиться с вами своими находками по данной теме,  игры на развитие мелкой моторики.

На кончиках пальцев расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребёнка в целом.

Мелкая моторика – это способность манипулировать мелкими предметами и выполнять более точные действия. При мелкой моторике работают мелкие мышцы.

Мелкая моторика взаимодействует не только с речью, но и с мышлением, вниманием, координацией движений и пространственным восприятием, наблюдательностью, воображением, зрительной и двигательной памятью. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь.

Предлагаю вашему вниманию игры на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома.

Пальчиковые игры влияют на пальцевую пластику, руки становятся послушными, что помогает ребенку в выполнении мелких движений, необходимых в рисовании, а в будущем и при письме. Ученые рассматривают пальчиковые игры как  соединение пальцевой пластики с выразительным речевым интонированием, создание пальчикового театра, формирование образно-ассоциативного мышления. А это значит, что пальчиковая гимнастика влияет не просто на развитие речи, но и на ее выразительность, формирование творческих способностей.

Упражнения для пальчиковой гимнастики подбираются с учетом возраста ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл melkaya_motorika_ruk.docx410.33 КБ

Предварительный просмотр:

Мелкая моторика «Умелые ручки».

Как говорил известный педагог В. А.Сухомлинский : «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».

«Рука – это своего рода внешний мозг!» - писал Кант.

Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий человека, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук и ног. Достигается скоординированным функционированием нервной, мышечной и костной систем, а также, обычно, зрительной системой. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин «ловкость».

Значение слова «мелкий»

МЕ́ЛКИЙ , -ая, -ое; ме́лок, мелка́, ме́лко, ме́лки и мелки́; ме́льче, мельча́йший. 1. Состоящий из малых однородных частиц; противоп. крупный. Мелкий песок. Мелкий дождь. Мелкий шрифт. (Малый академический словарь, МАС)

Значение слова «моторика»

МОТО́РИКА , -и, ж. Совокупность двигательных процессов и связанных с ними физиологических и психологических явлений. (Малый академический словарь, МАС)

Значение слова «рука»

РУКА́ , -и́, вин. ру́ку, мн. ру́ки, дат. рука́м, ж. 1. Каждая из двух верхних конечностей человека от плечевого сустава до кончиков пальцев. Заложить руки за спину. Скрестить руки на груди. (Малый академический словарь, МАС)

Сегодня я хочу сегодня затронуть вопрос о важности работы по развитию мелкой моторики, поделиться с вами своими находками по данной теме,  игры на развитие мелкой моторики.

На кончиках пальцев расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребёнка в целом.

Мелкая моторика – это способность манипулировать мелкими предметами и выполнять более точные действия. При мелкой моторике работают мелкие мышцы.

Мелкая моторика взаимодействует не только с речью, но и с мышлением, вниманием, координацией движений и пространственным восприятием, наблюдательностью, воображением, зрительной и двигательной памятью. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь.

Предлагаю вашему вниманию игры на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома.

Пальчиковые игры влияют на пальцевую пластику, руки становятся послушными, что помогает ребенку в выполнении мелких движений, необходимых в рисовании, а в будущем и при письме. Ученые рассматривают пальчиковые игры как  соединение пальцевой пластики с выразительным речевым интонированием, создание пальчикового театра, формирование образно-ассоциативного мышления. А это значит, что пальчиковая гимнастика влияет не просто на развитие речи, но и на ее выразительность, формирование творческих способностей.

Упражнения для пальчиковой гимнастики подбираются с учетом возраста ребенка.

Начинать пальчиковую гимнастику рекомендуется с разминки пальцев: сгибания и разгибания. Можно использовать для этого упражнения резиновые игрушки с пищалками.

Упражнение начинается с объяснения его выполнения, показывается поза пальцев и кисти. Постепенно от показа переходят к словесным указаниям (в случае, если ребенок действует неправильно, снова показывается верная поза).

Сначала все упражнения выполняются медленно. Если ребенок не может самостоятельно принять позу и выполнить требуемое движение, педагог берет руку ребенка в свою и действует вместе с ним; можно научить  ребенка самого поддерживать одну руку другой или помогать свободной рукой действиям работающей.

 Примеры пальчиковых игр и занятий с детьми.

Пальчиковые игры для детей 1-2 года.

Фонарики.

Вот фонарики горят,

всех ребяток веселят! (пальцы растопырены)

Вдруг погасли фонари, (пальцы сжаты в кулак)

Ты скорей домой беги! (руки спрятаны за спину).

Кулачок.

(мама загибает пальчики ребёнку)

Этот пальчик — маленький,

(загибаем мизинчик)

Этот пальчик — слабенький,

(загибаем безымянный пальчик)

Этот пальчик — длинненький,

(загибаем средний пальчик)

Этот пальчик — сильненький,

(загибаем указательный пальчик)

Этот пальчик — толстячок,

(загибаем большой пальчик)

Ну а вместе кулачок!

                                 Пальчиковые игры для детей 2-3 лет.

                                                                Горошки.

Раскатились по дорожке

Разноцветные горошки.

Птички весело клюют,

Нам горошки не дают,

Дайте мне горошинку!

Я такой хорошенький!

1–2 строчки – подушечками пальцев обеих рук выполняем легкие постукивания по поверхности стола, изображая раскатившиеся горошинки. 3–4 строчки – пальцы обеих рук собираем в щепоть и «клюем» воображаемые горошинки. 5 строчка – складываем руки лодочкой, вытягиваем их вперед и «просим» горошинку. 6 строчка – обеими ладонями гладим себя по щекам или по голове.

                                                  Курочка.

Курочка — рябушечка

По двору гуляла,

По двору гуляла,

(не спеша «проходятся» указательным и

средним пальцем по бедрам)

 Цыпляток считала.

 — Раз, два, три, четыре, пять!

(загибают пальчики на одной руке)

Посчитаю их опять:

(грозят указательным пальцем)

Раз, два, три, четыре, пять!

(загибают пальчики на другой руке).

Пальчиковые игры для детей 3-4 лет.

Паровоз.

Ехал, ехал паровоз

(руки в «замок», большие пальцы вращаются)

Прицепил вагон, повез.

(сцепить указательные пальцы)

Ехал, ехал паровоз

Прицепил вагон, повез.

Капуста.

Мы капустку рубим-рубим,

(постукивать ребрами ладоней по столу или по коленям)

Мы капустку солим-солим,

(поочередно поглаживать подушечки пальцев, как будто солим)

Мы капустку трём-трём,

(потирать кулачок о кулачок)

Мы капустку жмём-жмём.

(сжимать и разжимать кулачки).

Пальчиковые игры для детей 5-6 лет.

Дружная семейка.

Этот пальчик большой —

Это папа дорогой.

Рядом с папой —

наша мама.

Рядом с мамой —

брат старшой.

 Вслед за ним сестренка —

Милая девчонка.

И самый маленький крепыш –

Это славный наш малыш.

(руку сжать в кулак, поочередно

разгибать пальцы, начиная с большого)

Дружная семейка!

(сжать руку в кулак несколько раз).

Пальчиковые игры для детей 6-7 лет.

Домик.

На поляне дом стоит,

(«дом» — изобразить двумя руками,

крышу дома — пальцы левой и правой

рук соприкасаются друг с другом)

Ну а к дому путь закрыт.

(правая и левая руки повернуты ладонями

к себе, средние пальцы соприкасаются

друг с другом, большие пальцы — вверх)

Мы ворота открываем,

В этот домик приглашаем.

(«ворота» — ладони разворачиваются

параллельно друг другу).

Есть очень много разных пальчиковых игр и упражнений на различные лексические темы.

Развитие пальцевой моторики положительно сказывается на становлении речи, необходимой при письме, рисовании, любой игровой и бытовой деятельности. Тренировка пальцев через определенные зоны в коре головного мозга стимулирует подвижность органов артикуляции, делая речь ребенка более четкой и правильной. Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности. Регулярное повторение двигательных упражнений для пальцев способствует развитию внимания, мышления, памяти, оказывает благоприятное влияние на речь ребенка. Кисти рук становятся более  подвижными и гибкими, что помогает будущим школьникам успешно овладеть навыками письма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста .Перспективное планирование кружка "Умелые ручки".

Я выбрала кружковую работу по развитию мелкой моторики руки в связи с тем, что так же считаю эту тему наиболее актуальной для детей младшег...

работа по развитию мелкой моторики "Мои умелые ручки"

Итоговая работа по теме самообразование: "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста". В конспекте размещены упражнения способствующие развитию мелкой моторики такие как - пальчиковые гимна...

Пособие "Умелые ручки" для развития мелкой моторики, сенсорных способностей у детей раннего возраста

Пособие "Умелые ручки"  используется для развития мелкой моторики рук, сенсорного развития, начала математических представлений, развития речи для детей раннего и младшего возраста ...

Мелкая моторика или очумелые ручки.

Работа с родителями помогает лучше узнать наших детей. Если Вы сумеете заинтересовать взрослого человека то и ребёнок будет увлечён совместной работой с родителями. Игры сделанные руками родителей, да...

Педагогическая программа развития мелкой моторики и графических навыков "Умные ручки"

Программа «Умные ручки» по содержанию является социально-педагогической, по функциональному предназначению – учебно-познавательной, по форме организации – кружковой, по времени реализации – годичной....

План – конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию осязательного восприятия и мелкой моторики у детей с нарушениями зрения (косоглазие и амблиопия) в средней группе «Василёк» Тема: «Ручки – наши помощники»

План – конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию осязательного восприятия и мелкой моторики у детей с нарушениями зрения (косоглазие и амблиопия) в средней группе «Василёк»Тема...