Мелкая моторика "Умелые ручки".
статья
Мелкая моторика «Умелые ручки».
Как говорил известный педагог В. А.Сухомлинский : «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».
«Рука – это своего рода внешний мозг!» - писал Кант.
Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий человека, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук и ног. Достигается скоординированным функционированием нервной, мышечной и костной систем, а также, обычно, зрительной системой. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин «ловкость».
Значение слова «мелкий»
МЕ́ЛКИЙ , -ая, -ое; ме́лок, мелка́, ме́лко, ме́лки и мелки́; ме́льче, мельча́йший. 1. Состоящий из малых однородных частиц; противоп. крупный. Мелкий песок. Мелкий дождь. Мелкий шрифт. (Малый академический словарь, МАС)
Значение слова «моторика»
МОТО́РИКА , -и, ж. Совокупность двигательных процессов и связанных с ними физиологических и психологических явлений. (Малый академический словарь, МАС)
Значение слова «рука»
РУКА́ , -и́, вин. ру́ку, мн. ру́ки, дат. рука́м, ж. 1. Каждая из двух верхних конечностей человека от плечевого сустава до кончиков пальцев. Заложить руки за спину. Скрестить руки на груди. (Малый академический словарь, МАС)
Сегодня я хочу сегодня затронуть вопрос о важности работы по развитию мелкой моторики, поделиться с вами своими находками по данной теме, игры на развитие мелкой моторики.
На кончиках пальцев расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребёнка в целом.
Мелкая моторика – это способность манипулировать мелкими предметами и выполнять более точные действия. При мелкой моторике работают мелкие мышцы.
Мелкая моторика взаимодействует не только с речью, но и с мышлением, вниманием, координацией движений и пространственным восприятием, наблюдательностью, воображением, зрительной и двигательной памятью. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь.
Предлагаю вашему вниманию игры на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома.
Пальчиковые игры влияют на пальцевую пластику, руки становятся послушными, что помогает ребенку в выполнении мелких движений, необходимых в рисовании, а в будущем и при письме. Ученые рассматривают пальчиковые игры как соединение пальцевой пластики с выразительным речевым интонированием, создание пальчикового театра, формирование образно-ассоциативного мышления. А это значит, что пальчиковая гимнастика влияет не просто на развитие речи, но и на ее выразительность, формирование творческих способностей.
Упражнения для пальчиковой гимнастики подбираются с учетом возраста ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
melkaya_motorika_ruk.docx | 410.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Мелкая моторика «Умелые ручки».
Как говорил известный педагог В. А.Сухомлинский : «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».
«Рука – это своего рода внешний мозг!» - писал Кант.
Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий человека, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук и ног. Достигается скоординированным функционированием нервной, мышечной и костной систем, а также, обычно, зрительной системой. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин «ловкость».
Значение слова «мелкий»
МЕ́ЛКИЙ , -ая, -ое; ме́лок, мелка́, ме́лко, ме́лки и мелки́; ме́льче, мельча́йший. 1. Состоящий из малых однородных частиц; противоп. крупный. Мелкий песок. Мелкий дождь. Мелкий шрифт. (Малый академический словарь, МАС)
Значение слова «моторика»
МОТО́РИКА , -и, ж. Совокупность двигательных процессов и связанных с ними физиологических и психологических явлений. (Малый академический словарь, МАС)
Значение слова «рука»
РУКА́ , -и́, вин. ру́ку, мн. ру́ки, дат. рука́м, ж. 1. Каждая из двух верхних конечностей человека от плечевого сустава до кончиков пальцев. Заложить руки за спину. Скрестить руки на груди. (Малый академический словарь, МАС)
Сегодня я хочу сегодня затронуть вопрос о важности работы по развитию мелкой моторики, поделиться с вами своими находками по данной теме, игры на развитие мелкой моторики.
На кончиках пальцев расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребёнка в целом.
Мелкая моторика – это способность манипулировать мелкими предметами и выполнять более точные действия. При мелкой моторике работают мелкие мышцы.
Мелкая моторика взаимодействует не только с речью, но и с мышлением, вниманием, координацией движений и пространственным восприятием, наблюдательностью, воображением, зрительной и двигательной памятью. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь.
Предлагаю вашему вниманию игры на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома.
Пальчиковые игры влияют на пальцевую пластику, руки становятся послушными, что помогает ребенку в выполнении мелких движений, необходимых в рисовании, а в будущем и при письме. Ученые рассматривают пальчиковые игры как соединение пальцевой пластики с выразительным речевым интонированием, создание пальчикового театра, формирование образно-ассоциативного мышления. А это значит, что пальчиковая гимнастика влияет не просто на развитие речи, но и на ее выразительность, формирование творческих способностей.
Упражнения для пальчиковой гимнастики подбираются с учетом возраста ребенка.
Начинать пальчиковую гимнастику рекомендуется с разминки пальцев: сгибания и разгибания. Можно использовать для этого упражнения резиновые игрушки с пищалками.
Упражнение начинается с объяснения его выполнения, показывается поза пальцев и кисти. Постепенно от показа переходят к словесным указаниям (в случае, если ребенок действует неправильно, снова показывается верная поза).
Сначала все упражнения выполняются медленно. Если ребенок не может самостоятельно принять позу и выполнить требуемое движение, педагог берет руку ребенка в свою и действует вместе с ним; можно научить ребенка самого поддерживать одну руку другой или помогать свободной рукой действиям работающей.
Примеры пальчиковых игр и занятий с детьми.
Пальчиковые игры для детей 1-2 года.
Фонарики.
Вот фонарики горят,
всех ребяток веселят! (пальцы растопырены)
Вдруг погасли фонари, (пальцы сжаты в кулак)
Ты скорей домой беги! (руки спрятаны за спину).
Кулачок.
(мама загибает пальчики ребёнку)
Этот пальчик — маленький,
(загибаем мизинчик)
Этот пальчик — слабенький,
(загибаем безымянный пальчик)
Этот пальчик — длинненький,
(загибаем средний пальчик)
Этот пальчик — сильненький,
(загибаем указательный пальчик)
Этот пальчик — толстячок,
(загибаем большой пальчик)
Ну а вместе кулачок!
Пальчиковые игры для детей 2-3 лет.
Горошки.
Раскатились по дорожке
Разноцветные горошки.
Птички весело клюют,
Нам горошки не дают,
Дайте мне горошинку!
Я такой хорошенький!
1–2 строчки – подушечками пальцев обеих рук выполняем легкие постукивания по поверхности стола, изображая раскатившиеся горошинки. 3–4 строчки – пальцы обеих рук собираем в щепоть и «клюем» воображаемые горошинки. 5 строчка – складываем руки лодочкой, вытягиваем их вперед и «просим» горошинку. 6 строчка – обеими ладонями гладим себя по щекам или по голове.
Курочка.
Курочка — рябушечка
По двору гуляла,
По двору гуляла,
(не спеша «проходятся» указательным и
средним пальцем по бедрам)
Цыпляток считала.
— Раз, два, три, четыре, пять!
(загибают пальчики на одной руке)
Посчитаю их опять:
(грозят указательным пальцем)
Раз, два, три, четыре, пять!
(загибают пальчики на другой руке).
Пальчиковые игры для детей 3-4 лет.
Паровоз.
Ехал, ехал паровоз
(руки в «замок», большие пальцы вращаются)
Прицепил вагон, повез.
(сцепить указательные пальцы)
Ехал, ехал паровоз
Прицепил вагон, повез.
Капуста.
Мы капустку рубим-рубим,
(постукивать ребрами ладоней по столу или по коленям)
Мы капустку солим-солим,
(поочередно поглаживать подушечки пальцев, как будто солим)
Мы капустку трём-трём,
(потирать кулачок о кулачок)
Мы капустку жмём-жмём.
(сжимать и разжимать кулачки).
Пальчиковые игры для детей 5-6 лет.
Дружная семейка.
Этот пальчик большой —
Это папа дорогой.
Рядом с папой —
наша мама.
Рядом с мамой —
брат старшой.
Вслед за ним сестренка —
Милая девчонка.
И самый маленький крепыш –
Это славный наш малыш.
(руку сжать в кулак, поочередно
разгибать пальцы, начиная с большого)
Дружная семейка!
(сжать руку в кулак несколько раз).
Пальчиковые игры для детей 6-7 лет.
Домик.
На поляне дом стоит,
(«дом» — изобразить двумя руками,
крышу дома — пальцы левой и правой
рук соприкасаются друг с другом)
Ну а к дому путь закрыт.
(правая и левая руки повернуты ладонями
к себе, средние пальцы соприкасаются
друг с другом, большие пальцы — вверх)
Мы ворота открываем,
В этот домик приглашаем.
(«ворота» — ладони разворачиваются
параллельно друг другу).
Есть очень много разных пальчиковых игр и упражнений на различные лексические темы.
Развитие пальцевой моторики положительно сказывается на становлении речи, необходимой при письме, рисовании, любой игровой и бытовой деятельности. Тренировка пальцев через определенные зоны в коре головного мозга стимулирует подвижность органов артикуляции, делая речь ребенка более четкой и правильной. Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности. Регулярное повторение двигательных упражнений для пальцев способствует развитию внимания, мышления, памяти, оказывает благоприятное влияние на речь ребенка. Кисти рук становятся более подвижными и гибкими, что помогает будущим школьникам успешно овладеть навыками письма.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста .Перспективное планирование кружка "Умелые ручки".
Я выбрала кружковую работу по развитию мелкой моторики руки в связи с тем, что так же считаю эту тему наиболее актуальной для детей младшег...
работа по развитию мелкой моторики "Мои умелые ручки"
Итоговая работа по теме самообразование: "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста". В конспекте размещены упражнения способствующие развитию мелкой моторики такие как - пальчиковые гимна...
Игры с ученической ручкой на развитие мелкой моторики.
Развитие мелкой моторики...
Пособие "Умелые ручки" для развития мелкой моторики, сенсорных способностей у детей раннего возраста
Пособие "Умелые ручки" используется для развития мелкой моторики рук, сенсорного развития, начала математических представлений, развития речи для детей раннего и младшего возраста ...
Мелкая моторика или очумелые ручки.
Работа с родителями помогает лучше узнать наших детей. Если Вы сумеете заинтересовать взрослого человека то и ребёнок будет увлечён совместной работой с родителями. Игры сделанные руками родителей, да...
Педагогическая программа развития мелкой моторики и графических навыков "Умные ручки"
Программа «Умные ручки» по содержанию является социально-педагогической, по функциональному предназначению – учебно-познавательной, по форме организации – кружковой, по времени реализации – годичной....
План – конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию осязательного восприятия и мелкой моторики у детей с нарушениями зрения (косоглазие и амблиопия) в средней группе «Василёк» Тема: «Ручки – наши помощники»
План – конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию осязательного восприятия и мелкой моторики у детей с нарушениями зрения (косоглазие и амблиопия) в средней группе «Василёк»Тема...