Пособие "Умелые ручки" для развития мелкой моторики, сенсорных способностей у детей раннего возраста
учебно-методическое пособие по математике (младшая группа) по теме
Пособие "Умелые ручки" используется для развития мелкой моторики рук, сенсорного развития, начала математических представлений, развития речи для детей раннего и младшего возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Умелые ручки | 39.57 КБ |
Предварительный просмотр:
ОРГАНИЗАЦИЯ ИГР «УМЕЛЫЕ РУЧКИ»
Занимаясь с детьми развивающими играми, мы ставили себе следующие задачи:
- создать модель развивающей среды;
- дать толчок развитию разносторонних сенсорных способностей детей;
- в игре учить мыслить самостоятельно;
- с раннего возраста развивать у детей ощущения, восприятие, воображение, мышление, а также некоторые личностные качества (сосредоточенность, наблюдательность, внимание, умение использовать приобретенный опыт в нестандартных ситуациях).
Наши игры «Умелые ручки», опробованные в нашей работе, обладают следующими отличительными чертами:
1. Многообразие, что позволяет быстро переключать внимание детей с одного вида деятельности на другой, выявить наиболее сильные стороны мышления каждого ребенка и помочь преодолеть его слабые стороны.
2. В наши игры могут играть как один ребенок, так и небольшая группа детей.
3. Одна игра имеет несколько вариантов, что позволяет индивидуально подбирать задания для каждого ребенка.
4. Наличие обучающих моментов позволяет расширять кругозор, совершенствовать знания и навыки детей.
5. Некоторые игры можно использовать без предварительного разбора или показа. Например, панно «Насекомые».
6. Участие в играх всех детей достигается за счет разного уровня сложности заданий, подбираемых также индивидуально.
7. Задачи, предлагаемые детям, соответствуют возрастным особенностям. В дальнейшем, мы задачи усложняем, тем самым увлекаем ребенка, и развиваем в нем способность сосредотачиваться, справляться с заданиями, которые чуть сложнее, чем он уже умеет выполнять, быть внимательным, тренируем память.
Подгрупповые игры учат умению совместно работать над общим заданием,
прислушиваться к тому, что говорит товарищ, т. е. воспитывают качества, в дальнейшем необходимые для общения в коллективе.
Оборудование и материалы для развивающих игр «Умелые ручки»:
разнообразные фигурки из цветного дерматина, разного размера, т.к. мы их используем для игр большого или маленького фланелеграфа., настольные игры, магнитная доска с подбором магнитных деталей, дидактический стол, большой модуль «Сухой бассейн», деревянные втыкалочки, рамочки, подвески; волшебные пуговки и коврики, обучающие застегивать, пристегивать, расстегивать.
Наши игры и пособия направлены на развитие сенсорных способностей и на развитие мелкой моторики. К играм приложены задачи и задания. Все они собраны в картотеку. С обратной стороны карточки прикладывается фотография игры.
Есть сопутствующие картотеки – подвижных игр, стихов, потешек и загадок.
Пособия трудоемкие в изготовлении, но они несут в себе прочность, долговечность, яркость, новизну и, самое главное, т.к. мы работаем с малышами , их можно обрабатывать - стирать. Но усилия, затраченные однажды на изготовление комплекта любой игры, впоследствии возвращаются к нам успехами, улыбками наших малышей.
Игры подобраны так, что двигательная активность ребенка не ограничивается, т.е, можно играть сидя на полу, за столом, на ковре. При этом ребенок чувствует себя непринужденно, и эффективно работает над своим заданием.
Что именно делает игры «Умелые ручки» развивающими?
Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью оборудования и материалов. Задачи расположены в порядке возрастания сложности и имеют широкий диапазон трудности. Постепенное возрастание сложности задач в играх позволяет ребенку идти вперед и развивать свои творческие способности. Играя в «Умелые ручки», ребенок сам может контролировать себя в правильности выполнения задания, используя метод прикладывания. Здесь малыш поднимается до «потолка» своих возможностей.
Таким образом, развивающие игры служат «пищей» для развития творческих способностей с самого раннего возраста (с 1,5 лет); задания—ступеньки создают условия, опережающие развитие способностей. Поднимаясь, каждый раз самостоятельно до своего «потолка», ребенок развивается наиболее успешно.
«Умелые Руки» разнообразны по содержанию; они, как все игры, не терпят принуждения и создают атмосферу свободного творчества.
В своей работе мы часто практикуем: понравившуюся малышу игру, давать домой, тем самым еще лучше закрепляются приобретенные навыки и укрепляется связь: малыш-сад-дом.
Преподносим мы игры с определенными правилами, которые проверены на практике в нашей работе:
- игра должна приносить радость и ребенку, и взрослому;
- необходимо заинтересовать ребенка игрой, не навязывая ее;
- нельзя мешать самостоятельному решению (желательно, чтобы
и ошибки ребенок находил и исправлял сам); - обязателен успех в самом начале; для этого начинаем игру с
посильных задач; - если ребенок не справляется с заданием, мы делаем перерыв, а
потом начинаем с более легких упражнений.
По возможности, мы предоставляем ребенку самостоятельно выбирать задание.
Игру оживляем сказкой, игровой мотивацией, потешками, стихами, загадками; при этом затрагивается непроизвольное внимание ребенка.
В игре нужна непринужденная обстановка, поощрение двигательной активности.
Если мы проводим игру по подгруппам, то мы придерживаемся правил:
- занятия проводятся в малых группах (4—6 человек);
- каждый ребенок имеет свой комплект игры ;
- во время занятий дети располагаются за круглыми столами или малыши сидят на ковре;
- весь курс занятий проводится с помощью ведущих игрушек: Каркуша, бабушка - Варварушка, дедушка - Егор;
- каждый ребенок на занятиях работает индивидуально, на уровне
своего «потолка» возможностей, в собственном темпе; - когда малыш освоит большое количество игр, то он уже может самостоятельно выбирать игру;
- для того, чтобы установить начальный уровень знаний малыша мы используем диагностику. Она проводится два раза в год: в октябре, мае. Опираясь на результаты диагностики, мы планируем перспективную работу с детьми по «Умелым ручкам»;
- кроме индивидуальных игр, в курс обучения включены и некоторые коллективные игры, в которых детям также предоставляется возможность подумать и самим отыскать ответы на предложенные вопросы.
ПОСОБИЕ «УМЕЛЫЕ РУЧКИ»
«ЗАСТЕГНИ, ПРИСТЕГНИ»
Подбор игр на развитие мелкой моторики, формированию сенсорных способностей
Задачи:
- закрепление основных цветов;
- упражнение на развитие глазомера;
- учить выбирать больший или меньший предмет;
- соотносить предметы по величине;
- развитие творческих способностей.
Задания:
▪ «Собери ягодки в корзинку» - размер;
▪ «Волшебный цветок» - размер, цвет;
▪ «Контуры животных»;
▪ «Большие и маленькие паучки» - цвет, размер;
▪ «Божьи коровки» - размер;
▪ «Ферма» - домашние животные, домашние птицы;
▪ «Рыбки» - цвет, размер;
▪ «Бабочки» - подбери по контуру;
▪ «Бабочки» - цвет, размер;
▪ «Ёжики» - размер;
▪ «Репки» - размер;
▪ «Курочка и цыплята»- найди цыплят и посади в свои домики;
▪ «Осенние листики» - цвет, размер;
▪ «Дождик» - размер, развитие речи.
«ВОЛШЕБНЫЕ ПУГОВКИ»
Подбор игр на развитие мелкой моторики рук, усидчивости, внимания, развития речи, творческих способностей:
▪ «Капельки» - цвет;
▪ «Посади цветочек» - цвет;
▪ «Домик для зайчат» - цвет, размер;
▪ «Собери орешки для белочки» - верх, вниз, много-мало;
▪ «Едет белочка в тележке»;
▪ «Водичка, водичка»;
▪ «Звездочки» - цвет, размер;
▪ «Морские камушки» - цвет, размер;
▪ «Красная и синяя кисточка рисует» - цвет.
▪ «Цирк» - цвет, верх, низ;
▪ «Помоги Алёнушке собрать ягодки»;
▪ «Дождик» - верх, низ, развитие речи.
«ЁЖИКИ-ВТЫКАЛОЧКИ»
Задачи:
- развитие мелкой моторики;
- закрепление различения основных цветов;
- учить группировать предметы по цвету, размеру;
- воспитывать усидчивость;
- развивать интерес к этому виду деятельности.
Задания:
▪ Сравни ёжиков;
▪ Найди ягодки такого же цвета как ёжик;
▪ Большому ёжику найди длинные иголки и наоборот;
▪ На красные иголки надень красные колечки и т.п.
«ЦВЕТНЫЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОЛЯНЫ»
Задачи:
- продолжать учить различать предметы по длине, цвету;
- ориентирование на плоскости;
- учить втыкать палочки разными способами: по кругу, по прямой, хаотично;
- развитие творческих способностей и мелкой моторики рук.
Задания:
▪ Вставь палочки в кружочки, соблюдая цвет;
▪ Вставь в самый маленький кружок – самую короткую палочку, в самый большой кружок – самую длинную палочку.
«НАРЯДНЫЙ ЁЖИК»
Задачи:
- формировать понятие «много-мало»;
- развитие мелкой моторики рук;
- ознакомление с названиями основных цветов;
- различение цветов на основе соотнесения их при наложении и обозначение результата словами «такой-не такой».
Задания:
▪ Укрась красного ёжика – красным бантиком, синего ёжика – синим бантиком и т.п.;
▪ Надень красному ёжику – красные яблочки, зелёному ёжику – зелёные груши и т.п..
«НОВОГОДНИЕ ЁЛОЧКИ»
Задачи:
- знакомство с основными цветами;
- ориентирование на ограниченной плоскости;
- уметь находить украшения такого же цвета, как и ёлочки;
- сравнение предметов по величине;
- развитие мелкой моторики рук.
Задания:
▪ Укрась ёлочку разноцветными игрушками;
▪ Повесь на красную ёлочку – красные шарики и игрушки, на синюю – синие игрушки и т.п.;
▪ Под красной ёлочкой сидит красный ёжик, под синей ёлочкой – синий зайчик и т.п.;
▪ Возле большой синей ёлочкой выросла маленькая синяя ёлочка и т.п..
«ЦВЕТОК ДЛЯ БАБОЧКИ»
Задачи:
▪ Ознакомление с названиями цветов (красный, желтый, зеленый, синий).
- Тренировка в различении цветов на основе соотнесения их при наложении, и обозначение результата словами «такой» «не такой».
- Формирование восприятия пространственных отношений, понятий «внизу-наверху».
- Обучение действиям по подражанию.
- Активизация и обогащения словарного запаса (бабочка, цветок, летает, села на цветок, такой же, названия основных цветов и т.д.).
Задания:
- Бабочки хотят найти свои домики, спрятаться.
- Бабочки прилетели на цветок другого цвета и их стало видно.
- Собери всех больших, всех маленьких, всех красных бабочек и т. д.
- Летают наверху, растут внизу и т. д.
«ПАРОВОЗИК»
Задачи:
- Формирование понятий «много», «один».
- Обучение группировке однородных предметов по цвету, выделению и выбору предмета с заданным свойством.
- Активизация внимания.
- Обогащение и активизация словаря (названия основных цветов, паровоз, вагон, гудит, везет, много и т. д.).
- Знакомства с понятиями «длинный», «короткий».
Задания:
- Помочь красному паровозику собрать все красные вагончики, а синему все синие.
- Подбери колеса по цвету, такие же как паровозик.
- В красном - едут домашние животные, в синем – дикие (задания могут быть любыми).
- Найди лишний вагончик (по разным свойствам).
«ЦВЕТНЫЕ КАРАНДАШИ»
Задачи:
- Формирование представлений о цвете.
- Вычленение определенного цвета на основе сопоставления обьектов двух цветов.
- Сортировка, группировка по цвету и выбор по образцу.
- Развитие мелкой моторики.
- Развитие творческих способностей.
Задания:
- Из двух цветов, например, красный-желтый - выбрать красный карандаш.
- Собери все красные карандаши.
- Найди такой же.
Красный карандаш нарисовал много красных кружков, собери их вместе и т.д.
«ЛИСТОПАД»
Задачи:
- Обучение группировке предметов по цвету, размеру, соотнесению предметов по форме, распознаванию и выбору по названию с использованием слов «большой», «маленький», чередованию по цвету.
- Обогащение словарного запаса.
Задания:
- Собери все желтые, все красные, все большие, все маленькие.
- Выложи дорожку по образцу.
- Найди такой же, но маленький или наоборот и т.д.
«РАЗЛОЖИ ШИШКИ В КОРЗИНКИ»
Задачи:
- Находить по слову взрослого предметы такого же (красного…) цвета.
- Устанавливать тождество.
- Понимать значение прилагательных «одинаковый», «такой же», «красный…».
- Группировать шишки по признаку цвета.
- Развитие мелкой моторики.
- Учить ориентироваться на ограниченной плоскости.
Задания:
- Помоги собрать белочке в красную корзиночку красные шишки; такого же цвета как корзиночка.
- Выкладывание на фланелеграфе дорожки из шишек (разноцветные, дорожку одного цвета, дорожку с чередованием двух цветов…).
- Дай красному ежику красные шишки и т.д.
- Укрась елку (на большом фланелеграфе) разноцветными шишками, шишками определенного цвета.
«СВАРИМ КОМПОТ»
Задачи:
- Развитие психических функций (восприятие, внимания, памяти, мышления, речи).
- Накопление и расширение сенсорного опыта.
- Учить выбирать из двух предметов большие ягодки или маленькие и т.д.
- Раскладывание однородных предметов разной величины на две группы (в большую банку или в маленькую).
Задания:
- Рассмотри баночки, где большая, где маленькая.
- Помоги сварить компот, сложи в баночки ягодки.
- В большую баночку - большие ягодки, в маленькую - маленькие.
- Угости большую лягушку большой ягодкой и т.д.
«СТРЕКОЗА»
Задачи:
- Развитие психических функций (восприятие, внимания, памяти, мышления, речи).
- Накопление и расширение сенсорного опыта.
- Учить выбирать из двух предметов большие или маленькие и т.д.
- Учить приему «прикладывания».
- Закреплять понятия большой - маленький.
- Учить находить предмет по размеру.
- Активизация и обогащение словаря.
Задания:
- Посмотри, кто прилетел, где туловище, где крылья, где большая стрекоза, где маленькая.
- Сделай такую же стрекозу.
- Собери всех больших стрекоз, всех маленьких.
- Большая стрекоза села на большой листик, на большой грибок, к большому ежику и наоборот.
«БОЛЬШИЕ И МАЛЕНЬКИЕ ЕЛОЧКИ»
Задачи:
- Учить сравнивать два предмета (большую и маленькую елочку).
- Закреплять понятия: большая-маленькая.
- Учить составлять елочку из трех частей.
- Учить составлять елочку из трех разных по величине треугольников. Выстраивание предметов в убывающИй или возрастающий ряд.
- Закреплять прием прикладывания.
Задания:
- Возле большой елочки вырос большой грибок и наоборот.
- Сложи из таких же треугольников елочку.
- Сложи из трех треугольников елочку: возьми самый маленький, возьми треугольник
побольше, найди самый большой. и т.д..
«УЛИТОЧКИ»
Задачи:
- Учить сравнивать два предмета - большую и маленькую улитку.
- Закреплять прием прикладывания.
- Уметь находить деталь по образцу.
- Закрепление основных цветов.
- Активизация и обогащение словаря.
- Понимать просьбу взрослого и выполнять действия.
- Развитие координированных движений, моторики.
Задания:
- Покажи большую, маленькую улитку.
- Где домик у улитки, какого он цвета, размера.
- Найди домик для большой улитки, для маленькой.
- Найди домик такого же цвета, как бантик.
- Посади на большой листик большую улитку и найди ее домик.
- Собери всех больших улиток и наоборот.
- К большому грибочку приползла большая улитка, найди ее и т. д.
«ВЕСЕЛЫЙ СНЕГОВИК»
Задачи:
- Продолжать знакомить детей с кругом, как с сенсорным эталоном.
- Учить находить такой же круг, выкладывать на нарисованные контуры, чтобы получилась картинка.
- Развитие глазомера, внимания, мелкой моторики рук.
- Тренировать в выкладывании снеговика без эталона-рисунка; по размеру, подбирать детали по цвету.
- Активизация и обогащение словаря.
Задания:
- Посмотри, какие веселые снеговики, где большой, а где маленький; какого цвета ведерко, а пуговки.
- Сделай такого же снеговика. Найди шапку снеговику - она такого же цвета, как пуговки.
- Из больших кружков собери большого снеговика, а из маленьких сложи маленького снеговика и т.д..
«ЗАЙЧИКИ»
Задачи:
- Продолжать знакомить детей с кругом, как с сенсорным эталоном.
- Учить находить такой же круг, выкладывать на нарисованные контуры, что бы получилась картинка.
- Развитие глазомера, внимания, мелкой моторики рук.
- Тренировать в выкладывании зайчика без эталона-рисунка, по размеру. Активизация и обогащение словаря.
Задания:
- Посмотри, какой веселый зайчик, он большой, а где маленький.
- Сделай такого же зайку.
- Из больших кружков собери большого зайчика, а из маленьких сложи маленького и т.д..
«СОЛНЫШКО»
Задачи:
- Продолжать знакомить детей с кругом, как с сенсорным эталоном.
- Учить находить такой же круг, выкладывать на нарисованные контуры, что бы получилась картинка.
- Развитие глазомера, внимания, мелкой моторики рук.
- Тренировать в выкладывании солнышка без эталона-рисунка; по размеру, учить подбирать детали.
- Выкладывать лучики вокруг круга, подбирая их по размеру .
- Активизация и обогащение словаря.
Задания:
- Посмотри, какое солнышко, сколько много лучиков. Сколько солнышек, а сколько лучей?
- У большого солнца длинные лучики, а у маленького короткие. Найди большому солнышку лучики. А теперь маленькому.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК у детей раннего возраста(1-3лет)
консультация для родителей...
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
В младшем дошкольном возрасте игры на развитие мелкой моторики очень важны для умственного развития детей....
Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста
Полное планирование на учебный год по теме "Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста". Полностью разработаны задачи, создание развивающей среды, темы непосредственно образовательной деяте...
Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста
Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста...
Пальчиковый игротренинг для развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста.
В данной статье представлена развивающая методика "Пальчиковый игротренинг", которая позволяет развивать мелкую моторику рук детей в игровой форме....
План работы по самообразованию "Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста по средством нетрадиционной техники рисования" во второй группе раннего возраста
Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста с использованием нетрадиционной техники в художественно-эстетическом развитии .Период работы – один год ( 2017-2018г.)Возраст ...