Пособие "Умелые ручки" для развития мелкой моторики, сенсорных способностей у детей раннего возраста
учебно-методическое пособие по математике (младшая группа) по теме

Михайлова Марина Викторовна

Пособие "Умелые ручки"  используется для развития мелкой моторики рук, сенсорного развития, начала математических представлений, развития речи для детей раннего и младшего возраста  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Умелые ручки39.57 КБ

Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ ИГР  «УМЕЛЫЕ РУЧКИ»

Занимаясь с детьми развивающими играми, мы ставили себе следующие задачи:

  • создать модель развивающей среды;
  • дать толчок развитию разносторонних сенсорных способностей детей;
  • в игре учить мыслить самостоятельно;
  • с раннего возраста развивать у детей ощущения, восприятие, воображение, мышление, а также некоторые личностные качества (сосредоточенность, наблюдательность, внимание, умение использовать приобретенный опыт в нестандартных ситуациях).

Наши игры «Умелые ручки»,  опробованные в нашей работе, обладают следующими отличительными чертами:

1.  Многообразие, что позволяет быстро переключать внимание детей с одного вида деятельности на другой, выявить наиболее сильные стороны мышления каждого ребенка и помочь преодолеть его слабые стороны.

2.  В наши игры могут играть как один ребенок, так и небольшая группа детей.

3.  Одна игра имеет несколько вариантов, что позволяет индивидуально подбирать задания для каждого ребенка.

4.  Наличие обучающих моментов позволяет расширять кругозор, совершенствовать знания и навыки детей.

5.  Некоторые игры можно использовать без предварительного разбора или показа. Например, панно «Насекомые».

6.  Участие в играх всех детей достигается за счет разного уровня сложности заданий, подбираемых  также индивидуально.

7.  Задачи, предлагаемые детям, соответствуют возрастным особенностям. В дальнейшем, мы задачи усложняем, тем самым увлекаем ребенка, и развиваем  в нем способность сосредотачиваться, справляться с заданиями, которые чуть сложнее, чем он уже умеет выполнять, быть внимательным, тренируем память.

Подгрупповые игры учат умению совместно работать над общим заданием,
прислушиваться к тому, что говорит товарищ,  т. е. воспитывают качества, в дальнейшем необходимые для общения в коллективе.

         Оборудование и  материалы для развивающих игр «Умелые ручки»:

разнообразные фигурки из цветного дерматина,  разного размера, т.к. мы их используем для игр большого или маленького  фланелеграфа., настольные игры, магнитная доска с подбором магнитных деталей, дидактический стол, большой модуль  «Сухой бассейн», деревянные втыкалочки, рамочки, подвески; волшебные пуговки и коврики, обучающие застегивать, пристегивать, расстегивать.

        Наши игры и пособия направлены на развитие сенсорных способностей и на развитие мелкой моторики. К играм приложены  задачи и задания. Все они собраны в картотеку. С обратной стороны карточки прикладывается фотография игры.

        Есть сопутствующие картотеки – подвижных игр, стихов, потешек и загадок.

        Пособия трудоемкие в изготовлении, но они несут в себе прочность, долговечность, яркость, новизну и, самое главное, т.к. мы работаем с малышами , их можно обрабатывать - стирать. Но усилия,  затраченные однажды на изготовление комплекта любой игры, впоследствии возвращаются к нам успехами, улыбками наших малышей.

        Игры подобраны так, что двигательная активность ребенка не ограничивается, т.е, можно играть  сидя на полу,  за столом,  на ковре. При этом ребенок чувствует себя непринужденно, и эффективно работает над своим заданием.

       Что именно делает  игры «Умелые ручки» развивающими?

        Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью оборудования и материалов. Задачи расположены в порядке возрастания сложности и имеют широкий диапазон трудности. Постепенное возрастание сложности задач в играх позволяет ребенку идти вперед и  развивать свои творческие  способности. Играя в «Умелые ручки», ребенок сам может контролировать себя в правильности выполнения задания, используя метод прикладывания. Здесь малыш поднимается до «потолка» своих возможностей.

       Таким образом, развивающие игры служат «пищей» для развития творческих способностей с самого раннего возраста (с 1,5 лет); задания—ступеньки создают условия, опережающие развитие способностей. Поднимаясь, каждый раз самостоятельно до своего «потолка», ребенок развивается наиболее успешно.

       «Умелые Руки» разнообразны по содержанию; они, как все игры, не терпят принуждения и создают атмосферу свободного творчества.

        В своей работе мы часто практикуем: понравившуюся  малышу игру, давать домой, тем самым  еще лучше закрепляются приобретенные  навыки и укрепляется связь:  малыш-сад-дом.

 Преподносим мы игры  с определенными правилами, которые проверены на практике в нашей работе:

  • игра должна приносить радость и ребенку, и взрослому;
  • необходимо заинтересовать ребенка игрой, не навязывая ее;
  • нельзя мешать самостоятельному решению (желательно, чтобы
    и ошибки ребенок находил и исправлял сам);
  • обязателен успех в самом начале; для этого начинаем игру с
    посильных задач;
  • если ребенок не справляется с заданием, мы делаем перерыв, а
    потом начинаем с более легких упражнений.

 По возможности, мы предоставляем ребенку самостоятельно  выбирать задание.

Игру оживляем сказкой, игровой мотивацией, потешками, стихами, загадками; при этом затрагивается непроизвольное внимание ребенка.

В игре нужна непринужденная обстановка, поощрение двигательной активности.

Если мы проводим игру по подгруппам, то мы придерживаемся правил:

  • занятия проводятся в малых группах (4—6 человек);
  • каждый ребенок имеет свой комплект игры ;
  • во время занятий дети располагаются за круглыми  столами или малыши сидят на ковре;
  • весь курс занятий проводится с помощью ведущих игрушек:  Каркуша, бабушка  -  Варварушка,  дедушка  -  Егор;
  • каждый ребенок на занятиях работает индивидуально, на уровне
    своего «потолка» возможностей, в собственном темпе;
  • когда малыш освоит большое количество игр, то он уже может самостоятельно выбирать игру;
  • для того, чтобы установить начальный уровень знаний малыша мы используем диагностику. Она проводится два раза в год: в октябре, мае. Опираясь на результаты диагностики, мы планируем перспективную  работу с детьми по  «Умелым ручкам»;
  • кроме индивидуальных игр, в курс обучения  включены и некоторые коллективные игры, в которых детям также предоставляется возможность подумать и самим отыскать ответы на предложенные вопросы.

ПОСОБИЕ  «УМЕЛЫЕ РУЧКИ»

«ЗАСТЕГНИ, ПРИСТЕГНИ»

Подбор игр на развитие мелкой моторики, формированию сенсорных способностей

Задачи:

- закрепление основных цветов;

- упражнение на развитие глазомера;

- учить выбирать больший или меньший предмет;

- соотносить предметы по величине;

- развитие творческих способностей.

Задания:

▪ «Собери ягодки в корзинку» - размер;

▪ «Волшебный цветок» - размер, цвет;

▪ «Контуры животных»;

▪ «Большие и маленькие паучки» - цвет, размер;

▪ «Божьи коровки» - размер;

▪ «Ферма» - домашние животные, домашние птицы;

▪ «Рыбки» - цвет, размер;

▪ «Бабочки» - подбери по контуру;

▪ «Бабочки» - цвет, размер;

▪ «Ёжики» - размер;

▪ «Репки» - размер;

▪ «Курочка и цыплята»- найди цыплят и посади в свои домики;

▪ «Осенние листики» - цвет, размер;

▪ «Дождик» - размер, развитие речи.

                «ВОЛШЕБНЫЕ ПУГОВКИ»

Подбор игр на развитие мелкой моторики рук, усидчивости, внимания, развития речи, творческих способностей:

▪ «Капельки» - цвет;

▪ «Посади цветочек» - цвет;

▪ «Домик для зайчат» - цвет, размер;

▪ «Собери орешки для белочки» - верх, вниз, много-мало;

▪ «Едет белочка в тележке»;

▪ «Водичка, водичка»;

▪ «Звездочки» - цвет, размер;

▪ «Морские камушки» - цвет, размер;

▪ «Красная и синяя кисточка рисует» - цвет.

▪ «Цирк» - цвет, верх, низ;

▪ «Помоги Алёнушке собрать ягодки»;

▪ «Дождик» - верх, низ, развитие речи.        

        

«ЁЖИКИ-ВТЫКАЛОЧКИ»

Задачи:

- развитие мелкой моторики;

- закрепление различения основных цветов;

- учить группировать предметы по цвету, размеру;

- воспитывать усидчивость;

- развивать интерес к этому виду деятельности.

Задания:

▪ Сравни ёжиков;

▪ Найди ягодки такого же цвета как ёжик;

▪ Большому ёжику найди длинные иголки и наоборот;

▪ На красные иголки надень красные колечки и т.п.

                «ЦВЕТНЫЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОЛЯНЫ»

Задачи:

- продолжать учить различать предметы по длине, цвету;

- ориентирование на плоскости;

- учить втыкать палочки разными способами: по кругу,  по прямой, хаотично;

- развитие творческих способностей и мелкой моторики рук.

Задания:

▪ Вставь палочки в кружочки, соблюдая цвет;

▪ Вставь в самый маленький кружок – самую короткую палочку, в самый большой кружок – самую длинную палочку.

                «НАРЯДНЫЙ ЁЖИК»

Задачи:

- формировать понятие «много-мало»;

- развитие мелкой моторики  рук;

- ознакомление с названиями основных цветов;

- различение цветов на основе соотнесения их при наложении и обозначение результата словами «такой-не такой».

Задания:

▪ Укрась красного ёжика – красным бантиком, синего ёжика – синим бантиком и т.п.;

▪ Надень красному ёжику – красные яблочки,  зелёному ёжику – зелёные груши и т.п..

                «НОВОГОДНИЕ ЁЛОЧКИ»

Задачи:

- знакомство с основными цветами;

- ориентирование на ограниченной плоскости;

- уметь находить украшения такого же цвета, как и ёлочки;

- сравнение предметов по величине;

- развитие мелкой моторики рук.

Задания:

▪ Укрась ёлочку разноцветными игрушками;

▪ Повесь на красную ёлочку – красные шарики и игрушки, на синюю – синие игрушки и т.п.;

▪ Под красной ёлочкой сидит красный ёжик, под синей ёлочкой – синий зайчик и т.п.;

▪ Возле большой синей ёлочкой выросла маленькая синяя ёлочка и т.п..

         

                                     «ЦВЕТОК ДЛЯ БАБОЧКИ»

Задачи:

▪     Ознакомление с названиями цветов (красный, желтый,  зеленый, синий).

  • Тренировка в различении цветов на основе соотнесения их при наложении, и обозначение результата словами «такой» «не такой».
  • Формирование восприятия пространственных отношений, понятий «внизу-наверху».
  • Обучение действиям по подражанию.
  • Активизация и обогащения словарного запаса (бабочка, цветок, летает, села на цветок, такой же, названия основных цветов и т.д.).

Задания:

  • Бабочки хотят найти свои домики, спрятаться.
  • Бабочки прилетели на цветок другого цвета и их стало видно.
  • Собери всех больших, всех маленьких, всех красных бабочек  и т. д.
  • Летают наверху, растут внизу и т. д.

«ПАРОВОЗИК»

Задачи:

  • Формирование понятий «много», «один».
  • Обучение группировке однородных предметов по цвету, выделению и выбору предмета с заданным свойством.
  • Активизация внимания.
  • Обогащение и активизация словаря  (названия основных цветов, паровоз, вагон, гудит, везет, много и т. д.).
  • Знакомства с понятиями «длинный», «короткий».

Задания:

  • Помочь красному паровозику собрать все красные вагончики, а синему все синие.
  • Подбери колеса по цвету, такие же как паровозик.
  • В красном -  едут домашние животные, в синем – дикие (задания могут быть любыми).
  • Найди лишний вагончик (по разным свойствам).

«ЦВЕТНЫЕ КАРАНДАШИ»

Задачи:

  • Формирование представлений о цвете.
  • Вычленение определенного цвета на основе сопоставления обьектов двух цветов.
  • Сортировка, группировка по цвету и выбор по образцу.
  • Развитие мелкой моторики.
  • Развитие творческих способностей.

Задания:

  • Из двух цветов,  например,  красный-желтый  - выбрать красный карандаш.
  • Собери все красные карандаши.
  • Найди такой же.

Красный карандаш нарисовал много красных кружков, собери их вместе и т.д.

«ЛИСТОПАД»

Задачи:

  • Обучение группировке предметов по цвету, размеру, соотнесению предметов по форме, распознаванию и выбору по названию с использованием слов  «большой», «маленький», чередованию по цвету.
  • Обогащение словарного запаса.

Задания:

  • Собери все желтые, все красные, все большие, все маленькие.
  • Выложи дорожку по образцу.
  • Найди такой же, но маленький или наоборот и т.д.

«РАЗЛОЖИ ШИШКИ В КОРЗИНКИ»

Задачи:

  • Находить по слову взрослого предметы такого же (красного…) цвета.
  • Устанавливать тождество.
  • Понимать значение прилагательных «одинаковый», «такой же», «красный…».
  • Группировать шишки по признаку цвета.
  • Развитие мелкой моторики.
  • Учить ориентироваться на ограниченной плоскости.

Задания:

  • Помоги собрать белочке в красную корзиночку красные шишки; такого же цвета как корзиночка.
  • Выкладывание на фланелеграфе дорожки из шишек (разноцветные, дорожку одного цвета, дорожку с чередованием двух цветов…).
  • Дай красному ежику красные шишки и т.д.
  • Укрась елку (на большом фланелеграфе) разноцветными шишками, шишками определенного цвета.

«СВАРИМ КОМПОТ»

Задачи:

  • Развитие психических функций (восприятие, внимания, памяти, мышления, речи).
  • Накопление и расширение сенсорного опыта.
  • Учить выбирать из двух предметов большие ягодки или маленькие и т.д.
  • Раскладывание однородных предметов разной величины на две группы (в большую банку или в маленькую).

Задания:

  • Рассмотри баночки, где большая, где маленькая.
  • Помоги сварить компот, сложи в баночки ягодки.
  • В большую баночку - большие ягодки, в маленькую - маленькие.
  • Угости большую лягушку большой ягодкой и т.д.

«СТРЕКОЗА»

Задачи:

  • Развитие психических функций (восприятие, внимания, памяти, мышления, речи).
  • Накопление и расширение сенсорного опыта.
  • Учить выбирать из двух предметов большие или маленькие  и т.д.
  • Учить приему «прикладывания».
  • Закреплять понятия большой - маленький.
  • Учить находить предмет по размеру.
  • Активизация и обогащение словаря.

Задания:

  • Посмотри,  кто прилетел, где туловище, где крылья, где большая стрекоза, где маленькая.
  • Сделай такую же стрекозу.
  • Собери всех больших стрекоз, всех маленьких.
  • Большая  стрекоза села на большой листик, на большой грибок,  к большому ежику и наоборот.

«БОЛЬШИЕ И МАЛЕНЬКИЕ ЕЛОЧКИ»

Задачи:

  • Учить сравнивать два предмета (большую и маленькую елочку).
  • Закреплять понятия: большая-маленькая.
  • Учить составлять елочку из трех частей.
  • Учить составлять елочку из трех разных  по величине треугольников. Выстраивание предметов в убывающИй или возрастающий ряд.
  • Закреплять прием прикладывания.

Задания:

  • Возле большой елочки вырос большой грибок и наоборот.
  • Сложи из таких же треугольников елочку.
  • Сложи из трех треугольников елочку: возьми самый маленький, возьми треугольник

 побольше,  найди самый   большой. и  т.д..

                «УЛИТОЧКИ»

Задачи:

  • Учить сравнивать два предмета - большую и маленькую улитку.
  • Закреплять прием прикладывания.
  • Уметь находить деталь по образцу.
  • Закрепление основных цветов.
  • Активизация и обогащение словаря.
  • Понимать просьбу взрослого и выполнять действия.
  • Развитие координированных движений, моторики.

Задания:

  • Покажи большую, маленькую улитку.
  • Где домик у улитки, какого он цвета, размера.
  • Найди домик для большой  улитки, для маленькой.
  • Найди домик такого же цвета, как бантик.
  • Посади на большой листик большую улитку и найди ее домик.
  • Собери всех больших улиток и наоборот.
  • К большому грибочку приползла большая улитка, найди ее и т. д.

«ВЕСЕЛЫЙ СНЕГОВИК»

Задачи:

  • Продолжать знакомить детей с кругом, как с сенсорным эталоном.
  • Учить находить такой же круг, выкладывать на нарисованные контуры, чтобы получилась картинка.
  • Развитие глазомера, внимания, мелкой  моторики рук.
  • Тренировать в выкладывании снеговика без эталона-рисунка; по размеру, подбирать детали по цвету.
  •  Активизация и обогащение словаря.

Задания:

  • Посмотри,  какие веселые снеговики, где большой, а где маленький;  какого цвета ведерко, а пуговки.
  • Сделай такого же снеговика. Найди шапку снеговику - она такого же цвета, как пуговки.
  • Из больших кружков собери большого снеговика, а из маленьких сложи маленького снеговика и т.д..

«ЗАЙЧИКИ»

Задачи:

  • Продолжать знакомить детей с кругом, как с сенсорным эталоном.
  • Учить находить такой же круг, выкладывать на нарисованные контуры, что бы получилась картинка.
  • Развитие глазомера, внимания, мелкой  моторики рук.
  • Тренировать в выкладывании зайчика без эталона-рисунка, по размеру. Активизация и обогащение словаря.

Задания:

  • Посмотри,  какой веселый зайчик, он большой, а где маленький.
  • Сделай такого же зайку.
  • Из больших кружков собери большого зайчика, а из маленьких сложи маленького и т.д..

«СОЛНЫШКО»

Задачи: 

  • Продолжать знакомить детей с кругом, как с сенсорным эталоном.
  • Учить находить такой же круг, выкладывать на нарисованные контуры, что бы получилась картинка.
  • Развитие глазомера, внимания, мелкой  моторики рук.
  • Тренировать в выкладывании солнышка без эталона-рисунка; по размеру, учить  подбирать детали.
  • Выкладывать лучики вокруг круга, подбирая их по размеру .
  • Активизация и обогащение словаря.

Задания:

  • Посмотри,  какое солнышко, сколько много лучиков. Сколько солнышек, а сколько лучей?
  • У большого солнца длинные лучики, а у маленького короткие. Найди большому  солнышку  лучики. А теперь маленькому.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

В младшем дошкольном возрасте игры на развитие мелкой моторики очень важны для умственного развития детей....

Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста

Полное планирование на учебный год по теме "Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста". Полностью разработаны задачи, создание развивающей среды, темы непосредственно образовательной деяте...

Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста

Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста...

Пальчиковый игротренинг для развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста.

В данной статье представлена развивающая методика "Пальчиковый игротренинг", которая позволяет развивать мелкую моторику рук детей в игровой форме....

План работы по самообразованию "Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста по средством нетрадиционной техники рисования" во второй группе раннего возраста

Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста с использованием нетрадиционной техники в  художественно-эстетическом развитии .Период работы  – один  год ( 2017-2018г.)Возраст ...