Познавательно - исследовательский проект в старшей группе "Вода нужна всем"
проект (старшая группа)
Краткосрочный проект с описанием этапов его реализации, практическое экспериментирование в условиях ДОУ и проведение опытов в домашних условиях с привлечением родителей (краткое описание опытов).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekst_k_proektu.docx | 35.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Администрация Волжского района
муниципального образования «Город Саратов»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 97»
_____________________________________________________________________________
410018, г. Саратов, ул. Шевыревская, д. 6, тел. 78-55-32
410068, г. Саратов, с/х «Комбайн», б/н, тел. 79-02-04
Email: detsad97saratov@mail.ru
открытая районная
ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
«ШАГ К УСПЕХУ»
Секция «Вода – источник жизни»
Тема: «Вода нужна всем»
Работу выполнили:
воспитанники старшей группы «Солнышко»
МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 97»
Руководитель: Коваль Светлана Евгеньевна,
Андреева Светлана Леонидовна
должность: воспитатели
Саратов
2022
Хотим представить Вашему вниманию краткосрочный проект, в старшей группе, по опытно-экспериментальной деятельности «Вода – источник жизни».
Ребенок по своей натуре исследователь.
Дошкольники - прирожденные исследователи. И тому подтверждение их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3адача педагога – не игнорировать эту деятельность, а наоборот, активно помогать и воспитывать с первых лет жизни гуманную, социально-активную, творческую личность, способную понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним. Особое внимание уделяется формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней.
Приоритетное направление нашей работы - это развитие познавательной активности дошкольников.
Опытно-исследовательская деятельность в условиях МДОУ как одно из условий успешной реализации требований ФГОС. Огромное значение имеет познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе. Необходимо использовать наглядные методы и приемы обучения для активизации мыслительной деятельности. У детей вырабатывается навык слушать, анализировать, наблюдать, действовать самостоятельно. Как показывает практика знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго.
Методика организации познавательной деятельности с исследовательской направленностью.
Для того чтобы поддерживать заинтересованность ребенка на протяжении занятия, необходимо выполнить следующие условия: создать проблемную ситуацию. Начинать нужно с простых заданий и переходить к более сложным. Далее следует провести анализ ситуации вместе с детьми. Воспитатель при этом внимательно выслушивает и помогает принять правильное решение. Придумав несколько вариантов, необходимо выбрать один, который нужно будет проверить. Это может быть наблюдение, сравнение, проведение опыта, показ модели. В заключение необходимо правильно сделать вывод, но дети должны пытаться сами его сформулировать.
Как проводится экспериментирование
В ходе проведения экспериментов с детьми необходимо придерживаться следующего плана: поставить задачу или создать проблемную ситуацию. Обязательно необходимо ознакомить детей с правилами безопасности при проведении эксперимента. Рассмотреть план последующих действий. Выбрать необходимые средства и оборудование для эксперимента. Если работа командная, необходимо разделить детей, выбрать ответственного. Подвести итоги и проанализировать полученные результаты.
Экспериментирование дает возможность ребенку найти ответы на многие вопросы, способствует становлению целостной картины мира.
Актуальность темы:
Вода для нас – самое привычное и простое вещество. В то же время вода таит в себе множество загадок. Вода - необходимое условие существования всех живых организмов на нашей планете, одна из самых насущных потребностей человека. К воде необходимо относиться очень бережно, ведь воды, пригодной для питья, на Земле не так уж много, несмотря на то, что водой покрыто 3/4 площади Земли. Исходя из этого, важно познакомить детей дошкольного возраста с важностью воды, с её свойствами в процессе образовательной и экспериментальной деятельности.
Цель проекта:
Формирование представлений детей о воде, важности воды для всех живых организмов, расширение знаний детей о свойствах воды и установление причинно-следственных связей; формирование экологической культуры личности.
Постановка проблемы:
Развитие познавательной активности детей. Вовлечь детей в активное освоение окружающего мира, помочь им овладеть способами познания связей между предметами и явлениями. Развитие любознательности в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности.
Проблема:
Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни человека, об основных источниках загрязнения воды, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения воды. Вода-это бесценный дар природы, который надо бережно охранять.
Задачи:
Обучающие: продолжать знакомить детей с самым важным компонентом природы – водой, без которой невозможна жизнь на планете Земля. Расширять представления о роли воды в жизни растений, животных, человека и ее влиянии на здоровье. Формировать представления о свойствах воды, о состояниях воды, Формировать осознанное, бережное отношение к воде как важному природному ресурсу, закладывать основы экологической культуры личности.
Развивающие: развивать наблюдательность, интерес к познавательно-исследовательской деятельности, эмоционально – эстетические чувства, самостоятельность, активность, инициативность. Развивать умение работать в коллективе.
Воспитательные: воспитывать интерес к явлениям в природе, бережное отношение к воде, экономному ее использованию. Воспитывать любознательность, доброжелательное взаимодействие детей друг с другом.
Предполагаемый результат:
• Воспитание у детей бережного отношения к объектам окружающего мира, умения видеть красоту окружающего мира.
• Формирование представлений о некоторых природных объектах, явлениях, закономерностях, навыках экологически грамотного поведения в природе и в быту.
• Умения прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде; желания предпринимать определенные действия по ее сохранению и улучшению.
• Обогащение словаря, развитие наблюдательности, любознательности, интереса к познавательной деятельности.
• Формирование у детей умения ставить проблему, находить пути решения, планировать; самостоятельно работать с информацией, быть ответственным партнером, уважать мнение собеседника.
• Появление стимула для работы и познания с удовольствием, с желанием; формирование у детей опытно – исследовательских навыков.
• Повысить компетентность родителей в экологическом образовании дошкольников
Взаимодействие с родителями:
- Консультация для родителей «Эксперимент в детском саду».
- Консультация по теме: «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».
- Помощь в подготовке необходимого оборудования для проведения опытов с водой.
- Проведение занимательных опытов с водой с детьми дома.
- Чтение с ребенком детской литературы для накопления информации о воде. Разучивание стихотворений о воде с детьми дома.
План реализации проекта
1 Этап (подготовительный):
- Подобрать и изучить методическую литературу по теме проекта.
- Пополнить развивающую среду.
- Подобрать художественную литературу по теме.
- Подобрать энциклопедии, карты, схемы.
- Составить картотеку загадок, стихов, поговорок.
- Составить картотеку опытов с водой.
- Подготовить оборудование для опытов с водой.
- Вовлечь родителей в проектную деятельность.
2 Этап (работа с детьми):
Литературный центр – просмотр книг, энциклопедий, иллюстраций; чтение художественной литературы; заучивание стихов, пословиц, поговорок, загадок.
Творческий центр – создание коллективной аппликации «Вода – источник жизни»; рисование на тему: «Вода наша спутница всегда»; рисование на асфальте «Морские обитатели».
Познавательный центр – просмотр презентации «Вода – это жизнь»; просмотр презентации «Волга - великая наша река».
Игровой центр – п/и «Море волнуется», «Ходят капельки по кругу», «Море и камни»; д/и «Птицы, рыбы, звери», «Морские обитатели», «Где живет вода», «Растворится – не растворится».
3 Этап (практический):
Перечень опытов (дети и воспитатели)
Опыт № 1 «Вода не имеет вкуса»
Цель: подвести детей к пониманию того, что вода не имеет вкуса.
Содержание опыта: спросить перед опытом, какого вкуса вода. После этого дать детям попробовать простую кипяченую воду. Затем положить в один стакан сахар, в другой – соль, размешать и дать попробовать. Какой вкус теперь приобрела вода? В стакане с сахаром – вода сладкая, в стакане с солью – соленая. В стакане с кипяченой водой – вода не имеет вкуса.
Опыт № 2 «Вода прозрачная»
Цель: подвести детей к пониманию того, что предметы, погруженные в стакан, в котором находится вода видны, значит вода прозрачная.
Содержание опыта: в один стакан налить воду, в другой – молоко. Опустить в первый и второй стаканы одинаковые ложки. В каком из стаканов видна ложка? В стакане с водой ложка хорошо видна, а в стакане с молоком нет. Благодаря тому, что вода прозрачная солнечный свет легко проникает сквозь нее, давая необходимые свет и тепло водным растениям и животным.
Опыт № 3 «Вода не имеет формы»
Цель: подвести детей к пониманию того, что вода приобретает форму того сосуда, в который ее наливают, т. е вода не имеет формы.
Содержание опыта: взять несколько отличающихся по форме сосудов и налить в них воду. Что мы видим? Вода приобрела форму того сосуда, в который ее налили.
Опыт № 4 «Вода не имеет запаха»
Цель: подвести детей к пониманию того, что вода ничем не пахнет, т.е. не имеет запаха.
Содержание опыта: взять два стакана. В один стакан налить воды, в другой – сок. Дать понюхать воду и сок и сравнить. Чем пахнет? Вода ничем не пахнет.
Опыт № 5 «Вода - растворитель»
Цель: подвести детей к пониманию того, что не все вещества растворяются в воде.
Содержание опыта: взять 3 стакана с водой. В первый стакан насыпаем сахар и размешиваем его, во второй – соль и размешиваем, в третий – землю и размешиваем. Что мы видим? В первом стакане сахар растворился. Во втором стакане соль тоже растворилась. А вот в третьем - вода стала темной и комочки земли опустились на дно стакана. Значит, не все вещества растворяются в воде.
Опыт № 6 «Научи яйцо плавать»
Цель: подвести детей к пониманию того, что соль повышает плотность воды.
Содержание опыта: положить яйцо в стакан с чистой водопроводной водой – яйцо опустится на дно стакана. Вынуть яйцо и растворить в воде несколько ложек соли. Опустить яйцо в стакан с соленой водой. Что мы видим? Яйцо осталось плавать на поверхности воды. Соль повышает плотность воды. Чем больше соли, тем сложнее в ней утонуть. В знаменитом Мертвом море вода настолько соленая, что человек без всяких усилий может лежать на ее поверхности, не боясь утонуть.
Опыт № 7 «Поднимаюшаяся вода»
Цель: подвести детей к пониманию того, что вода под действием силы тяжести опускается в пустой стакан.
Содержание опыта: Поставить три одинаковых стакана в ряд. Подкрасить красной гуашью воду в первом стакане, желтой – во втором. Свернуть две салфетки и опустить концы в стаканы. Что происходит? Подкрашенная вода набирается в пустой стакан и смешивается. Вода впитывается волокнами салфетки и поэтому поднимается. Под действием силы тяжести вода опускается в пустой стакан.
Опыт № 8 «Теплая и холодная вода»
Цель подвести детей к пониманию того, что вода бывает разной температуры – холодной и горячей.
Содержание опыта: Предложить детям намылить руки без воды сухим мылом (не мылится). Затем предложить помыть руки холодной водой с мылом, следом повторить тоже самое только с горячей водой. Что мы заметили? Мыло мылится и смывает грязь в любой воде. Вода в кране бывает разной температуры. Это можно узнать, если потрогать воду руками.
Перечень опытов (дети и родители)
Опыт № 1 «Вода не имеет цвета, но ее можно покрасить»;
Опыт № 2 «Вода нужна всем»;
Опыт № 3 «Ходит капелька по кругу»;
Опыт № 4 «Друзья»;
Опыт № 5 «Замерзшая вода».
Основной этап проекта:
1 неделя (с 25.04. 2022 – 29.04. 2022 год)
Беседа «Вода вокруг нас»;
Беседа и просмотр презентации «Волга – великая наша река»;
Беседа «Вода пресная и соленая»;
Просмотр иллюстраций «Природные водоемы»;
Прослушивание аудиозаписи «Шум океана», «Звонкий ручей», «Шум моря»; «Шторм»;
Просмотр мультфильма (режиссер Розалия Зельма) «Капля», Экран 1984 год;
Чтение: Ирина Богатырева «История одной капли» (грустная сказка о воде); Виталий Бианки «Рыбий дом», Нина Гернет «Хорошая вода», Марта Гумилевская «Рассказ о водяной капельке», С Сахарнов «Кто в море живет»;
Пословицы, поговорки о воде;
П/и «Море волнуется», «Ручеек»;
Д/и «Птицы, рыбы, звери», «Морские обитатели»;
Консультация для родителей «Эксперимент в детском саду»
Творческая деятельность: рисование на асфальте «Морские обитатели», рисование на тему: «Вода нужна всем».
2 неделя (с 02.05. 2022 – 06.05.2022 год)
Беседа «Кому нужна вода?»;
Беседа «Как человек использует воду»;
Опыт № 1 «Вода не имеет вкуса»;
Опыт № 2 «Вода прозрачная»;
Опыт № 3 «Вода не имеет формы»;
Опыт № 4 «Вода не имеет запаха»;
Отгадывание загадок о воде;
Чтение: Михаил Пластов «Капля в море» (познавательная сказка);
Консультация для родителей «Занимательные опыты и эксперименты в детском саду».
Майлен Константиновский «Почему вода мокрая», Николай Сладков «Подводная газета».
3 неделя (с 09.05. 2022 – 13.05.2022 год)
16.05. 2022 год - итоговое мероприятие - викторина
«Что мы знаем о воде?»
Беседа «Вода наш друг»;
Беседа «Волшебница - Вода»;
Беседа «Вода – одно из самых удивительных веществ на планете»
Опыт № 5 «Вода - растворитель»;
Опыт № 6 «Научи яйцо плавать»;
Опыт № 7 «Поднимающаяся вода»;
Опыт № 8 «Теплая и холодная вода»;
Чтение: Н Рыжова «Как люди речку обидели. Вы слыхали о воде?», Э. Шим «Ручей», К.И. Чуковский «Мойдодыр».
П/и «Ходят капельки по кругу»;
Д /и «Разрезные картинки»; «Что перепутал художник?»; «Определи по контуру».
Творческая работа: коллективная аппликация «Вода - источник жизни»
Результаты деятельности:
- Дети многое узнали о том, что вода – это жизнь, бесценное богатство Земли. Вода уникальна и не заменима. Запасы пресной воды ограничены, потребность в ней огромна. Без воды невозможна жизнь растений, животных и человека (вода помогает человеку содержать тело в чистоте, что способствует сохранению здоровья). Вода – источник всех земных благ человека.
- Вода имеет три состояния: жидкое, твердое, газообразное.
- Вода не имеет запаха, цвета, вкуса.
- Дети научились бережно относиться к воде и экономить ее. Бережно относиться к естественным водоемам.
- У детей сформировался устойчивый интерес к экспериментальным работам.
- Обогатился словарный запас детей и активизировалась речь.
- Сформировалась мыслительная деятельность, память, слух, фантазия.
- Воспитатели совместно с детьми оформили плакат «Вода – источник жизни».
- Родители оказывали помощь воспитателям в работе над проектом, тем самым повысилась компетентность родителей в экологическом образовании дошкольников.
Список используемой литературы:
1. О. А. Воронкевич «Дневник занимательных экспериментов для детей 5-6 лет», СПб ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016
2. Г. П. Тугушева, А. Е. Чистякова «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста»: Методическое пособие. – СПб. : ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2011.
3. А. И. Иванова «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду»: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М. : ТЦ Сфера, 2003.
4. Н. В. Коломина «Воспитание основ экологической культуры в детском саду»: Сценарии занятий. – М. : ТЦ Сфера, 2004.
5. Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию»: Средняя, старшая, подготовительная группы. – М. : ВАКО, 2008.
6. О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина «Неизведанное рядом», Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. О. В. Дыбиной. – 2-е изд., испр. – М. : ТЦ Сфера, 2011.
7. О. А. Скорлупова «Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Вода». – М., ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2005.
- Т.А. Шорыгина «Беседы о воде и природе» Методические рекомендации. – М., Т.Ц Сфера, 2013.
- С.Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве, Москва «Просвещение», 2005.
- Н.Ф. Виноградова «Рассказы - загадки о природе: книга для детей 5 – 6 лет» / Н.Ф Виноградова. – 2-е издание доработанное – М.: Вентана – Граф, 2012.
- Интернет – ресурсы: Maam.ru, Ns – portal.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка (Современная образовательная технология: проект) Познавательно-исследовательский проект в старшей группе «Город, в котором я живу»
Цель проекта - развитие познавательной активности детей, повышение интереса к истории и культуре нашего города, формирование чувства патриотизма; формирование интереса к коллективной, игровой, п...
Познавательно-речевой проект в старшей группе "Хлеб всему голова"
ТИП ПРОЕКТА: познавательно-речевой, с элементами ...
Познавательно – информационный проект в старшей группе: «Хлеб – всему голова»
У современных детей нет понимания ценностного отношения к труду человека, работающего на сельскохозяйственном поле. Хлеб для них является обыденным продуктом, который можно купить в любом магази...
Познавательно-исследовательский проект в старшей группе «Хлеб- всему голова»
МБДОУ Детский сад №18 г. Химки Познавательно-исследовательскийпроект в старшей группе«Хлеб- всему голова» Подготовила: воспи...
Познавательно - информационный проект в старшей группе: " Хлеб всему голова"
у современных детей нет понимания ценностного отношения к труду человека, работающего на сельскохозяйственном поле. Хлеб для них является обыденным продуктом, который можно купить в любом магазине или...
Познавательно – исследовательский проект в средней группе: «Хлеб - всему голова»
Хлеб-это продукт человеческого труда, это-символ благополучия и достатка. Именно хлебу отведено самое главное место на столе и в будни, и в праздники.Без него не обходится ни один приём пищи. Многие д...
Познавательно – информационный проект в старшей группе «Хлеб – всему голова»
Проект «Хлеб – всему голова» с детьми старшей группы...