Мнемотехника в работе с дошкольниками
статья (старшая группа)

Перкалева Юлия Алексеевна

Понятие мнемотехники.

Польза мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста. Использование мнемоквадратов, мнемодорожки, мнемотаблиц.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Мнемотехника25.27 КБ

Предварительный просмотр:

Сегодня речь об интересном слове.

Мнемоника или мнемотехника.

Что же это такое? И почему она нужна при работе с дошкольниками.

Мнемо́ника (др.-греч. μνημονικόν — искусство запоминания), или мнемоте́хника — совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.

Задача мнемотехники – замена абстрактных объектов и фактов на понятия и представления, связывание объектов с уже имеющейся в памяти информацией, различные модификации для упрощения запоминания.

Основной способ запоминания — приём образования ассоциации (связка образов, кодирующих элементы запоминаемой информации), а также логическом мышлении и наблюдательности.

Объем информации, который заложен в мнемотаблицах легко усваивается, так как при запоминании работают одновременно и визуальное и слуховое восприятие.

Актуальность мнемотехники обусловлена тем, что у дошкольников, в этом возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту.

Как показывает практика, приемы мнемотехники облегчают процесс запоминания у детей и увеличивают объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.

Если ребенок будет пытаться запомнить или выучить что-то без наглядной картинки, вряд ли стоит рассчитывать на успех. Мнемотехника как раз позволяет упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление, повысить внимательность и воображение.  

Использование мнемотаблиц заметно облегчает детям овладение связной речью, при этом наличие зрительного плана – схемы делает рассказы связными и последовательными.

Основа мнемотехники заключается в том, что весь текст представляется в последовательных картинках. На основе визуальных символов дети запоминают информацию в нужной последовательности и в результате могут ее повторить, опираясь на картинки, которые включают в себя предметы, свойства, явления и т.д.

Метод мнемотаблиц показывает высокие результаты среди детей при воспроизведении информации. Значительно сокращает время обучения и значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, предложений и текстов.

Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.

Технология мнемотехники помогает в решении следующих задач:

  • Формирования умений и навыков диалогической и монологической речи (рассматривание картин, иллюстраций, беседы, разговор, составление рассказов, пересказ художественной литературы)
  • Активизация и обогащение словарного запаса в том числе и при отгадывании загадок, при заучивании стихов.
  • Формирования грамматически правильной речи
  • Обучения детей грамоте

Мнемотехника помогает развивать:

  • Зрительную и слуховую память
  • Воображение
  • Восприятие
  • Развивает кругозор
  • Развивает все стороны речи

При работе по технологии мнемотехника, перед воспитателями стоят задачи:

  • Способствовать развитию основных психических процессов: памяти, внимания, восприятия, мышления.
  • Способствовать умению детей преобразовывать абстрактные символы в образы и наоборот - образы в абстрактные символы.
  • Способствовать развитию умения работать по образцу, по правилам, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
  • Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей.
  • Содействовать развитию интереса, мотивации к изучению нового, неизвестного в окружающем мире, принимать активное участие в образовательном процессе.
  • Способствовать развитию творческих способностей детей, умению самим создавать схемы и воспроизводить их.
  • Создать условия, способствующие взаимодействию и сотрудничеству с родителями детей.

Последовательность работы с мнемотехникой лучше проводить в несколько этапов по принципу от простого к сложному. Стоит начать с мнемоквадратов.

Мнемоквадрат обозначает одно слово, действие или явление с закодированной информацией, например, «чашка», «дождь» или «бежать».

Далее воспитатель усложняет работу и знакомит детей с мнемодорожкой.

Мнемодорожка – это сочетание несколько (3-6 штук) линейно расположенных мнемоквадратов, рисунок в каждом квадрате соответствует одному слову или словосочетанию. Опираясь на изображения, ребенок составляет историю из нескольких простых предложений.

Например, осенью листья с деревьев опадают. Птицы улетают в теплые края. Идет дождь.

И, наконец, самая сложная структура мнемотаблица.

Мнемотаблица – представляет собой изображение основных звеньев, в том числе схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ, стихотворение или сказку. Первоначально таблицы составляют воспитатели или родители, потом к этому процессу можно подключить и ребенка. Таким образом, мнемотехника повлияет не только на развитие памяти, но и на фантазию, визуализацию образов ребенка.

В мнемотаблицу заложена достаточно объемная информация.

Мнемотаблицы являются дидактическим материалом. Они могут иметь широкий круг использования, практически в любой образовательной области, в любом виде деятельности.

Использование мнемотаблиц – схем:

  • При ознакомлении детей с окружающим миром
  • При заучивании стихов
  • При пересказе художественной литературы
  • При обучении составлению рассказов
  • При отгадывании и загадывании загадок
  • Для обогащения словарного запаса
  • При обучении составу числа
  • При воспитании культурно-гигиенических навыков
  • При воспитании навыков самообслуживания

Чтобы мнемотаблица использовалась, как наглядно-практическое средство познания, выполняла свою функцию, она должна соответствовать ряду требований:

  • Четко отражать основные свойства и отношения, которые должны быть усвоены с ее помощью.
  • Быть простой для восприятия и доступной для воспроизведения и действий с ней.
  • Соответствовать уровню развития детей.

Варианты игр с мнемотаблицами:

  1. Восстановить последовательность картинок по памяти.
  2. Смешать их с другими и отбирать среди нескольких картинок те, которые относятся к данной теме.
  3. Определять, где должна находиться «выпавшая» картинка среди других.
  4. Найти лишнюю картинку.
  5. Найти ошибку в последовательности картинок после прочтения текста.
  6. Распутать» два события (предъявляются вперемежку две разрезные мнемотаблицы).
  7. Игра «Нужную картинку поднимай». Взрослый читает отрывок текста, а ребенок находит картинку и многие другие.

Овладение мнемотехникой – это овладение инструментальным навыком. Обучение мнемотехнике можно сравнить с обучением машинописи, стенографии. Поэтому, для формирования навыка необходимо выполнять упражнения. Без упражнений освоить мнемотехнику нельзя. Использование мнемоприемов делает процесс запоминания не только эффективным, но и увлекательным.

Желаю всем интересных занятий и, конечно же, попробовать приемы мнемотехники.

Мнемотехникой можно заниматься от 3-х до 99 лет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение и презентация на тему: «Использование мнемотехники в работе с дошкольниками по речевому развитию»

В данном сообщении и презентации я предлагаю использовать приёмы мнемотехники по речевому развитию дошкольников....

«Использование мнемотехники в работе с дошкольниками по речевому развитию»

Проблема речевого развития дошкольников  в современной педагогике и психологии очень актуальна. Мы видим, что большое количество детей имеют низкий уровень коммуникативного  развития, дошкол...

Презентация "Мнемотехника в работе с дошкольниками с ТНР"

Использование мнемотехники в логопедии...

Консультация для воспитателей «Использование мнемотехники в работе с дошкольниками по речевому развитию»

Консультация для воспитателей «Использование мнемотехники в работе с дошкольниками по речевому развитию» способствует решению проблем речевого развития дошкольников...

Педсовет "Мнемотехника в работе с дошкольниками"

Мнемотехника (мнемоника) –  искусство запоминания, означает совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций....

Использование мнемотехники в работе с дошкольниками

Мнемотехника это своего рода схемы в основе их лежат ассоциации, которые помогают запоминать и воспроизводить информацию. В последнее время в дошкольных учреждениях приемами мнемотехники пользуются оч...

Консультация на тему: «Использование мнемотехники в работе с дошкольниками по речевому развитию»

Консультация на тему: «Использование мнемотехники в работе с дошкольниками по речевому развитию»...