Мнемотехника в работе с дошкольниками
статья (старшая группа)
Понятие мнемотехники.
Польза мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста. Использование мнемоквадратов, мнемодорожки, мнемотаблиц.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Мнемотехника | 25.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Сегодня речь об интересном слове.
Мнемоника или мнемотехника.
Что же это такое? И почему она нужна при работе с дошкольниками.
Мнемо́ника (др.-греч. μνημονικόν — искусство запоминания), или мнемоте́хника — совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.
Задача мнемотехники – замена абстрактных объектов и фактов на понятия и представления, связывание объектов с уже имеющейся в памяти информацией, различные модификации для упрощения запоминания.
Основной способ запоминания — приём образования ассоциации (связка образов, кодирующих элементы запоминаемой информации), а также логическом мышлении и наблюдательности.
Объем информации, который заложен в мнемотаблицах легко усваивается, так как при запоминании работают одновременно и визуальное и слуховое восприятие.
Актуальность мнемотехники обусловлена тем, что у дошкольников, в этом возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту.
Как показывает практика, приемы мнемотехники облегчают процесс запоминания у детей и увеличивают объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.
Если ребенок будет пытаться запомнить или выучить что-то без наглядной картинки, вряд ли стоит рассчитывать на успех. Мнемотехника как раз позволяет упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление, повысить внимательность и воображение.
Использование мнемотаблиц заметно облегчает детям овладение связной речью, при этом наличие зрительного плана – схемы делает рассказы связными и последовательными.
Основа мнемотехники заключается в том, что весь текст представляется в последовательных картинках. На основе визуальных символов дети запоминают информацию в нужной последовательности и в результате могут ее повторить, опираясь на картинки, которые включают в себя предметы, свойства, явления и т.д.
Метод мнемотаблиц показывает высокие результаты среди детей при воспроизведении информации. Значительно сокращает время обучения и значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, предложений и текстов.
Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.
Технология мнемотехники помогает в решении следующих задач:
- Формирования умений и навыков диалогической и монологической речи (рассматривание картин, иллюстраций, беседы, разговор, составление рассказов, пересказ художественной литературы)
- Активизация и обогащение словарного запаса в том числе и при отгадывании загадок, при заучивании стихов.
- Формирования грамматически правильной речи
- Обучения детей грамоте
Мнемотехника помогает развивать:
- Зрительную и слуховую память
- Воображение
- Восприятие
- Развивает кругозор
- Развивает все стороны речи
При работе по технологии мнемотехника, перед воспитателями стоят задачи:
- Способствовать развитию основных психических процессов: памяти, внимания, восприятия, мышления.
- Способствовать умению детей преобразовывать абстрактные символы в образы и наоборот - образы в абстрактные символы.
- Способствовать развитию умения работать по образцу, по правилам, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
- Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей.
- Содействовать развитию интереса, мотивации к изучению нового, неизвестного в окружающем мире, принимать активное участие в образовательном процессе.
- Способствовать развитию творческих способностей детей, умению самим создавать схемы и воспроизводить их.
- Создать условия, способствующие взаимодействию и сотрудничеству с родителями детей.
Последовательность работы с мнемотехникой лучше проводить в несколько этапов по принципу от простого к сложному. Стоит начать с мнемоквадратов.
Мнемоквадрат обозначает одно слово, действие или явление с закодированной информацией, например, «чашка», «дождь» или «бежать».
Далее воспитатель усложняет работу и знакомит детей с мнемодорожкой.
Мнемодорожка – это сочетание несколько (3-6 штук) линейно расположенных мнемоквадратов, рисунок в каждом квадрате соответствует одному слову или словосочетанию. Опираясь на изображения, ребенок составляет историю из нескольких простых предложений.
Например, осенью листья с деревьев опадают. Птицы улетают в теплые края. Идет дождь.
И, наконец, самая сложная структура мнемотаблица.
Мнемотаблица – представляет собой изображение основных звеньев, в том числе схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ, стихотворение или сказку. Первоначально таблицы составляют воспитатели или родители, потом к этому процессу можно подключить и ребенка. Таким образом, мнемотехника повлияет не только на развитие памяти, но и на фантазию, визуализацию образов ребенка.
В мнемотаблицу заложена достаточно объемная информация.
Мнемотаблицы являются дидактическим материалом. Они могут иметь широкий круг использования, практически в любой образовательной области, в любом виде деятельности.
Использование мнемотаблиц – схем:
- При ознакомлении детей с окружающим миром
- При заучивании стихов
- При пересказе художественной литературы
- При обучении составлению рассказов
- При отгадывании и загадывании загадок
- Для обогащения словарного запаса
- При обучении составу числа
- При воспитании культурно-гигиенических навыков
- При воспитании навыков самообслуживания
Чтобы мнемотаблица использовалась, как наглядно-практическое средство познания, выполняла свою функцию, она должна соответствовать ряду требований:
- Четко отражать основные свойства и отношения, которые должны быть усвоены с ее помощью.
- Быть простой для восприятия и доступной для воспроизведения и действий с ней.
- Соответствовать уровню развития детей.
Варианты игр с мнемотаблицами:
- Восстановить последовательность картинок по памяти.
- Смешать их с другими и отбирать среди нескольких картинок те, которые относятся к данной теме.
- Определять, где должна находиться «выпавшая» картинка среди других.
- Найти лишнюю картинку.
- Найти ошибку в последовательности картинок после прочтения текста.
- Распутать» два события (предъявляются вперемежку две разрезные мнемотаблицы).
- Игра «Нужную картинку поднимай». Взрослый читает отрывок текста, а ребенок находит картинку и многие другие.
Овладение мнемотехникой – это овладение инструментальным навыком. Обучение мнемотехнике можно сравнить с обучением машинописи, стенографии. Поэтому, для формирования навыка необходимо выполнять упражнения. Без упражнений освоить мнемотехнику нельзя. Использование мнемоприемов делает процесс запоминания не только эффективным, но и увлекательным.
Желаю всем интересных занятий и, конечно же, попробовать приемы мнемотехники.
Мнемотехникой можно заниматься от 3-х до 99 лет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение и презентация на тему: «Использование мнемотехники в работе с дошкольниками по речевому развитию»
В данном сообщении и презентации я предлагаю использовать приёмы мнемотехники по речевому развитию дошкольников....
«Использование мнемотехники в работе с дошкольниками по речевому развитию»
Проблема речевого развития дошкольников в современной педагогике и психологии очень актуальна. Мы видим, что большое количество детей имеют низкий уровень коммуникативного развития, дошкол...
Презентация "Мнемотехника в работе с дошкольниками с ТНР"
Использование мнемотехники в логопедии...
Консультация для воспитателей «Использование мнемотехники в работе с дошкольниками по речевому развитию»
Консультация для воспитателей «Использование мнемотехники в работе с дошкольниками по речевому развитию» способствует решению проблем речевого развития дошкольников...
Педсовет "Мнемотехника в работе с дошкольниками"
Мнемотехника (мнемоника) – искусство запоминания, означает совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций....
Использование мнемотехники в работе с дошкольниками
Мнемотехника это своего рода схемы в основе их лежат ассоциации, которые помогают запоминать и воспроизводить информацию. В последнее время в дошкольных учреждениях приемами мнемотехники пользуются оч...
Консультация на тему: «Использование мнемотехники в работе с дошкольниками по речевому развитию»
Консультация на тему: «Использование мнемотехники в работе с дошкольниками по речевому развитию»...