Эффективные практики развития операций логического мышления у воспитанников ДОО
методическая разработка
Эффективные практики развития операций
логического мышления у воспитанников ДОО
Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный мо мент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте.
Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будет при-
носить радость и удовлетворение. Знание логики будет способствовать культурному
и интеллектуальному развитию личности. Ребенку, не овладевшему приемами логи-
ческого мышления, труднее будет даваться учеба: решение задач, выполнение
упражнений потребуют больших затрат времени и сил. В результате может постра-
дать здоровье ребенка, ослабнет, а то и вовсе угаснет интерес к учению.
И, исходя из выше сказанного, поиск и комбинирование эффективных дидакти-
ческих средств развития логического мышления дошкольников – наша сверхзадача.
Овладев логическими операциями (анализ, синтез, сравнение, классификация),
ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нуж-
ный момент сконцентрироваться на сути проблемы.
Практически работа над развитием логического мышления ребёнка идёт без
осознания значимости психологических приёмов и средств в этом процессе. Прак-
тика работы с детьми дошкольного возраста выявила, что дети часто не могут вычле-
нить признаки обобщения, называя само обобщающее понятие; познавательная ак-
тивность зачастую снижена, а это тормозит развитие творческой личности.
На мой взгляд, наиболее конструктивным решением проблемы является идея о
том, что системное развитие форм и операций логического мышления на доступном
детям материале, в игровой форме способствует развитию познавательной активно-
сти детей, творческого и логического мышления, самостоятельности и системности
мышления.
Существует множество разнообразных методик, которые обеспечивают интел-
лектуальное развитие детей.
Дети, независимо от возраста, включаются в решение простых творческих
задач: отгадать, раскрыть секрет, составить, видоизменить, установить соответствие,
смоделировать, сгруппировать любым удобным способом. Выполнение подобных
упражнений вызывает у детей живой интерес, способствует развитию самостоятель-
ности мышления, а главное – освоению способов познания.
Упражнения с палочками
Здесь зарождается расширение представлений о предметах бли-
жайшего окружения, проявление интереса к экспериментированию, установление
элементарных причинно-следственных зависимостей.
Игры и игровые упражнения .
Игры и упражнения, способствующие усвоению сенсорного восприятия –
эталонов цвета и размера, развивающие представление о геометрических фигурах.
При всём этом развивается зрительный глазомер, ребёнок учится понимать поставленную задачу и решать её самостоятельно.
Игры и упражнения, развивающие у детей количественные представления.
Данные игры помогают освоить состав чисел из единиц детям среднего возраста и
состав чисел из двух меньших детям старшего возраста.
Здесь же начинает формироваться навык самоконтроля и самооценки:
- и/у «Кто в домике живёт?»;
- и/у «Сломанная лесенка»;
- и/у «Чёт или нечет» – знакомство детей с чётными или нечётными числами.
Игры, которые помогут детям старшего возраста решать логические задачи
на основе зрительно воспринимаемой информации. Здесь дети учатся понимать
условие предложенной задачи и выполнять её самостоятельно.
Результаты анализа научно-методической литературы и проводимой мною ра-
боты явились основанием для следующих выводов:
Взавершить хочется словами белорусского писателя Якуба Ко-
ласа: «Только то знание делается нашим зрелым достоянием, когда мы приходим к
нему, добываем его сами».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word.docx | 14.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Эффективные практики развития операций
логического мышления у воспитанников ДОО
Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный мо мент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте.
Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будет при-
носить радость и удовлетворение. Знание логики будет способствовать культурному
и интеллектуальному развитию личности. Ребенку, не овладевшему приемами логи-
ческого мышления, труднее будет даваться учеба: решение задач, выполнение
упражнений потребуют больших затрат времени и сил. В результате может постра-
дать здоровье ребенка, ослабнет, а то и вовсе угаснет интерес к учению.
И, исходя из выше сказанного, поиск и комбинирование эффективных дидакти-
ческих средств развития логического мышления дошкольников – наша сверхзадача.
Овладев логическими операциями (анализ, синтез, сравнение, классификация),
ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нуж-
ный момент сконцентрироваться на сути проблемы.
Практически работа над развитием логического мышления ребёнка идёт без
осознания значимости психологических приёмов и средств в этом процессе. Прак-
тика работы с детьми дошкольного возраста выявила, что дети часто не могут вычле-
нить признаки обобщения, называя само обобщающее понятие; познавательная ак-
тивность зачастую снижена, а это тормозит развитие творческой личности.
На мой взгляд, наиболее конструктивным решением проблемы является идея о
том, что системное развитие форм и операций логического мышления на доступном
детям материале, в игровой форме способствует развитию познавательной активно-
сти детей, творческого и логического мышления, самостоятельности и системности
мышления.
Существует множество разнообразных методик, которые обеспечивают интел-
лектуальное развитие детей.
Дети, независимо от возраста, включаются в решение простых творческих
задач: отгадать, раскрыть секрет, составить, видоизменить, установить соответствие,
смоделировать, сгруппировать любым удобным способом. Выполнение подобных
упражнений вызывает у детей живой интерес, способствует развитию самостоятель-
ности мышления, а главное – освоению способов познания.
Упражнения с палочками
Здесь зарождается расширение представлений о предметах бли-
жайшего окружения, проявление интереса к экспериментированию, установление
элементарных причинно-следственных зависимостей.
Игры и игровые упражнения .
Игры и упражнения, способствующие усвоению сенсорного восприятия –
эталонов цвета и размера, развивающие представление о геометрических фигурах.
При всём этом развивается зрительный глазомер, ребёнок учится понимать поставленную задачу и решать её самостоятельно.
Игры и упражнения, развивающие у детей количественные представления.
Данные игры помогают освоить состав чисел из единиц детям среднего возраста и
состав чисел из двух меньших детям старшего возраста.
Здесь же начинает формироваться навык самоконтроля и самооценки:
- и/у «Кто в домике живёт?»;
- и/у «Сломанная лесенка»;
- и/у «Чёт или нечет» – знакомство детей с чётными или нечётными числами.
Игры, которые помогут детям старшего возраста решать логические задачи
на основе зрительно воспринимаемой информации. Здесь дети учатся понимать
условие предложенной задачи и выполнять её самостоятельно.
Результаты анализа научно-методической литературы и проводимой мною ра-
боты явились основанием для следующих выводов:
Взавершить хочется словами белорусского писателя Якуба Ко-
ласа: «Только то знание делается нашим зрелым достоянием, когда мы приходим к
нему, добываем его сами».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие операций логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.
В.А. Сухомлинский писал: “…Не обрушивайте на ребёнка лавину знаний…- под лавиной знаний могут быть погребены пытливость и любознательность....
Конспект занятия по ФЭМП для детей 6-7 лет группы общеразвивающей направленности по развитию элементов логического мышления Тема: «Академия логических задач»
Образовательные цели:-выявить умение детей устанавливать родо - видовые отношения между понятиями;Развивающие цели:-развивать ассоциативное мышление, воображение, память, внимание, речь, расширять сло...
Эффективные практики развития продуктивных видов деятельности воспитанников дошкольной образовательной организации.
В процессе продуктивной деятельности формируются у ребенкадошкольного возраста важные качества личности: умственная активность,любознательность, самостоятельность, инициатива, которые являютсяосновным...
ПРОЕКТ "Развитие элементов логического мышления у воспитанников старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством дидактических игр и упражнений"
Жизнь в двадцать первом веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной является проблема роста доли детей, имеющих отклонения в психическом развитии и нуждающихся в создани...
Мониторинг усвоения детьми операций логического мышления
Мониторинг усвоения детьми операций логического мышления средствами игрового набора «МИР ГОЛОВОЛОМОК» и технологии смарт-тренинга для дошкольников....
Мониторинг усвоения детьми операций логического мышления
Мониторинг усвоения детьми операций логического мышления средствами игрового набора «МИР ГОЛОВОЛОМОК» и технологии смарт-тренинга для дошкольников....
Развитие операций логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.
Важное место в жизни и деятельности людей занимает мышление. Мышление – высшая степень человеческого познания, процесса отражения объективной действительности. Н.Н. Поддъяков определяет мы...