Методические рекомендации по использованию наглядного пособия «Развивающая игра «Мозаика»
методическая разработка (младшая группа)
Дидактическая игра "Мозаика" своими руками - это оригинальная, увлекательная, развивающая игра для детей всех возрастов, совмещающая в себе элементы конструктора, настольной игры, головоломки и набора для творчества. С ее помощью можно выкладывать разнообразные узоры и даже создавать целые картины.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mozaika_leonteva_e.a.doc | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 36 Петроградского района Санкт-Петербург
Районный этап городского конкурса методических разработок
«Диссеминация передового педагогического опыта ДОУ
Санкт – Петербурга по реализации ФГОС дошкольного образования»
Номинация 1
«Инновационные практики реализации ФГОС ДО»
Методические рекомендации по использованию наглядного пособия
«Развивающая игра «Мозаика»
Автор:
Леонтьева Екатерина Александровна,
воспитатель.
г. Санкт –Петербург, 2022 г.
1. Пояснительная заявка
1.1. Актуальность
Все родители хотят видеть своих детей здоровыми, счастливыми и удачливыми в жизни. Чтобы ребенок вырос гармонически развитой личностью необходимо приложить максимум усилий для его воспитания и развития. В этом нам помогают игры, потому что игра является основным и ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста.
На сегодняшний день существует огромное количество игр. Среди огромного многообразия существующих в настоящее время развивающих игр и игрушек хочется обратить особое внимание на достаточно простую, знакомую всем с детства и, в тоже время, очень полезную игру - мозаика.
Мозаика - это оригинальная, увлекательная, развивающая игра для детей всех возрастов, совмещающая в себе элементы конструктора, настольной игры, головоломки и набора для творчества. С ее помощью можно выкладывать разнообразные узоры и даже создавать целые картины.
Роль мозаики в развитии ребенка сложно переоценить. Однако, не каждый взрослый понимает значимость для ребенка на первый взгляд такой простой игрушки. Многие считают, что это совсем не сложно.
На первый взгляд игра с мозаикой кажется пустым занятием, помогающим убить время, но это далеко не так. За внешней простотой и доступностью скрывается сложная, тонкая, многогранная деятельность, которая помогает развивать ребенка. Игры с мозаикой развивают:
- мелкую моторику рук,
- сенсорные эталоны (цвет, форма),
- психические процессы: внимание, память, мышление, воображение, фантазию, речь,
- познавательную активность детей,
- конструктивные способности (умение действовать по схеме, образцу),
- математические способности у детей (счет, пространственная ориентировка),
- вырабатывает у детей художественный вкус,
- соревновательный азарт,
- волевые качества личности (целеустремленность, усидчивость и т. п.)
Кроме того, в процессе игры с мозаикой у ребенка накапливается столь необходимый ему практический опыт предметных действий и опыт совместной деятельности со взрослыми или сверстниками.
1.2. Целевая аудитория
Играть в мозаику можно начинать с 2-3 лет. Во время игры обязательно следить, чтобы ребенок не проглотил фишки.
1.3. Роль и место игры
1.4. Цель, задачи
Цель: развитие психических процессов у детей дошкольного возраста.
Задачи:
Образовательные:
- Учить детей выкладывать простые схематичные изображения предметов.
- Закреплять у детей названия цветов и оттенков.
- Закреплять у детей умение считать в пределах 10.
Развивающие:
- Развивать у детей воображение и творчество, пространственное расположение.
Воспитательные:
- Воспитывать у детей терпение и усидчивость.
1.5. Форма проведения
Форма проведения: игра
1.6. Педагогические технологии, методы, приемы
В данной разработке использовались игровая технология, наглядные, словесные и практические методы, приемы: вопросы, беседы.
1.7. Ресурсы
Материал – коробка из под яиц, деревянные фишки, разноцветные схемы – инструкции.
2. Основная часть
2.1. Описания хода игры
Правила:
1. Начнем с того, что прежде чем ребенок начнет развиваться, играя с мозаикой, его нужно увлечь, заинтересовать этой игрой. Ведь если просто положить на стол мозаику, он вряд ли сделает что-то интересное и вскоре она ему надоест. Сначала познакомьте малыша с игрой, с ее деталями. Покажите детям доску для мозаики, обратите внимание на дырочки. Возьмите один элемент мозаики, рассмотрите с детьми, покажите, что у него есть” шляпка” и “ножка” (“как грибочек”). Шляпка у фишки для детей 2х-3х лет обязательно должна быть шестигранной.
2. Покажите, как взять фишку, учите детей брать фишки щепотью: тремя пальцами – средний, указательный, большой, как вставить элемент мозаики в отверстие доски. Вставьте 2-3 элемента мозаики. Пусть ребенок сначала попробует достать фишки самостоятельно, если не получится- помогите: с обратной стороны доски подтолкните фишку, чтобы шляпка чуть приподнялась. Здесь очень важно чувство успеха ребёнка. А затем пусть попробует вставить элементы в дырочки.
3. Изучите с детьми цвета элементов мозаики. Разложите перед ребенком детали мозаики, перечислите основные цвета. Показывая на тот или иной, называйте цвет. Можно попросить рассортировать фишки по цвету. Выложите перед ребенком дорожку из 3-4 элементов и попросите ниже, под вашей сделать такую же, т.е пусть повторит очерёдность цветов. Выкладывать дорожку нужно слева направо обязательно, чтобы ориентировать ребёнка на правильное письмо.
4. Постепенно увеличивайте количество элементов и сложность композиций. При этом помогайте ребенку, если у него что-то не получается, но при этом не стоит собирать мозаику вместо него. Направляйте его, подсказывайте последовательность действий. Обязательно хвалите малыша за его старание. Радуйтесь успеху ребенка вместе с ним. А самое главное убедите ребенка, что он все сможет, что у него все получится. Это очень важно.
Этапы реализации развивающей игры:
1) Организация игровой деятельности без игрового поля.
2) Организация игровой деятельности с игровым полем.
3) Использование игр с мозаикой в ходе совместной деятельности взрослого с детьми.
I этап- реализация игры с деталями мозаики без использования игрового поля.
Это дает детям возможность познакомиться с разнообразием цветов, размеров и форм деталей. На этом этапе детей учат брать в руку только одну деталь мозаики (фишку) и держать её правильно. В игровой деятельности детали мозаики предлагается использовать как предметы-заместители (дети как конфетами угощают ими кукол; перевозят как груз на машине и т. п.). Затем предлагаются игры на сортировку деталей: по цвету, величине, количеству.
II этап- реализация игры представляет собой знакомство детей с пространством игрового поля, которое происходит в определенной последовательности и сопровождается созданием игровой ситуации:
1. Одиночное выкладывание (произвольно по всему полю). Игровая ситуация «Идет дождь».
2. Выкладывание вплотную друг к другу (без просветов) Игровая ситуация «В лужице плавает уточка».
3. Выкладывание вплотную друг к другу (по горизонтали и вертикали). Игровая ситуация «Травка», «Цветочек».
Выкладывание по горизонтали или вертикали требует тщательного подбора игрового поля, т. к. не любые его варианты позволяют расположить детали рядом друг с другом без просветов, строго соблюдая ровную линию. Кроме того, при первом выкладывании таких линий необходимо располагать детали мозаики строго по краю игрового поля.
4. Выкладывание замкнутой линии (по кругу, полукругу, овалу). Игровая ситуация «Выглянуло солнышко».
Далее детям предлагается выкладывание простых узоров из чередующихся деталей. Практика показывает, что только к 3,5-4 годам дети могут придумать и выложить свои собственные узоры. Поэтому, работая с детьми более раннего возраста, целесообразно сначала показать детям вариант выкладывания готового узора и предложить его повторить.
III этап- реализации игры активно используются в ходе совместной деятельности взрослого с детьми как в образовательной деятельности, так и в свободной деятельности.
Можно использовать не только детали мозаики, но и другие материалы (камешки, бусинки, разноцветные шнурки, кусочки ткани и т. п.).
2.2. Методические советы
Предлагаем использовать в совместной деятельности с детьми.
Для того, чтобы мозаика не была для ребенка простым манипулированием с деталями, а превратилась в действительно увлекательную и полезную игру, сопровождающим взрослым необходимо строить свою педагогическую деятельность, соблюдая правила реализации развивающей игры.
2.3. Список литературы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по развитию наглядно-образного мышления старших дошкольников на занятиях ФЭМП
Методические рекомендации по развитию наглядно-образного мышления старших дошкольников на занятиях ФЭМП Целенаправленное развитие наглядного мышления должно осуществляться на протяже...
Методическая разработка по теме: "Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования на занятиях по ИЗО-деятельности"
Методическая разработка по теме:«Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности» «Дошкольное детство – очень ва...
Методические рекомендации по использованию методического пособия "Развивающий столик " Речецветик".
Существует прямая взаимосвязь развития речи с уровнем развития общей мелкой моторики: чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь. Слаженная и ум...
Методические рекомендации по использованию дидактических игр как средства развития наглядно-образного мышления дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.
1. Решение задач в образном плане на использование вспомогательных средств в проблемной ситуации детьми 5-6 лет происходит наиболее успешно, если использовать в процессе обучения игры типа «Дост...
Методические рекомендации по развитию наглядно-образного мышления детей с задержкой психического развития.
Развитие наглядно-образного мышления у детей с задержкой психического развития на современном этапе является одной из важнейших теоретических и практических проблем.Предлагаю ознакомиться с тремя этап...
Методические рекомендации к использованию наглядного пособия "Нарядное платье"
Данное пособие совершенствует классификационные навыки детей....
Методические рекомендации по использованию дидактического пособия «Развивающий коврик»
Для педагогов детского сада не секрет, что для младших дошкольников мелкая моторика рук играет важную роль в их развитии.Для улучшения моторики рук детей существует множество способов. Наиболее эффект...