"Готовность к школе детей"
статья (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ
Основным отличием учебной деятельности от других видов деятельности является то, что ребенок принимает учебную задачу и его внимание сосредоточено на способах ее решения.
Принятие учебной задачи - понимание задач, поставленных педагогом и желание их выполнять; стремление к успеху или желание избежать неудачи.
Старшие дошкольники и начинающие школьники способны принимать лишь близкие, конкретные цели, поставленные педагогом, ограниченные условиями конкретной учебной задачи. Принятие ребенком учебной задачи является важнейшим условием успешности усвоения общих способов учебных действий и формирования учебной деятельности. Учащиеся с низким и ниже среднего уровнями развития этого учебно - важного качества допускают много ошибок и небрежно выполняют задание, невнимательны на уроке, плохо усваивают учебный материал. Принятие учебной задачи означает, что задача педагога приобрела для учащегося «личностный смысл», стала его собственной задачей. Принятие учебной задачи включает в себя два момента:
желание выполнять задачу, поставленную педагогом, т.е. принятие задачи «для себя» (личностный аспект)
понимание задачи, т.е. понимание того, что надо делать и что должно получиться в результате выполнения задания (познавательный аспект)
Ребенок может быть отнесен к одной из четырех групп.
Принимает и понимает задачу (хочет выполнить задание взрослого и понимает, что надо делать).
Принимает, но не понимает задачу (хочет выполнить, но плохо понимает, что надо делать)
Не принимает, но понимает ( понимает, что требуется сделать, но не хочет это выполнять либо хочет выполнить по-своему)
Не принимает и не понимает (не хочет выполнять заданное и не понимает (не хочет выполнять заданное и не понимает, что от него требуется).
Нежелание выполнять задание взрослого свидетельствует о социальной неготовности ребенка к школьному обучению.
Причины, которые могут способствовать нежеланию взаимодействовать с педагогом:
Острое протекание кризиса 7 лет, стремление к самоутверждению
Негативный опыт общения со взрослыми в дошкольном детстве
Доминирование игровых мотивов в структуре мотивов учения, когда ребенок не приучен делать то, что «надо», а не то, что «хочется»
Негативное отношение к школе и учению, высокий уровень школьной тревожности, приводит к потере интереса к учению, снижению успеваемости, трудностям в общении с одноклассниками и учителем и, в частности, непринятию учебных задач и целей школьного обучения.
Тревога по поводу начала школьного обучения во многом обусловлена тем, что дошкольники плохо представляют себе, что их ожидает, чем они будут там заниматься.
Готовность к школе родителей
Уважаемые родители, попробуйте пожертвовать своими привычками, прихотями ради блага, спокойствия, успеха своего ребенка!
Родителям важно понять и решить для себя, смогут ли они:
Помогать ребенку и не сердиться;
Не кричать, принимать спокойно все так, как есть;
Не унижать;
Не обижать;
Не сравнивать с другими своего ребенка;
Не наказывать без явной причины, а лишь потому, что вы не в духе.
Что надо знать родителю о ребенке, который идет в школу:
Он еще живет в дошкольном детстве: мире игр и игрушек, мире свободного времени;
Он не совсем готов к тому, что ему со всех сторон будут говорить "надо" и "должен";
Его работоспособность - 5 - 20 минут, затем нужен отдых или переключение на другой вид деятельности;
Ему непривычно будет быть "одним из многих";
Он будет более подвержен заболеваниям;
Ему обязательно нужен свежий воздух после занятий и движения;
Ему в первое время обучения необходимо, чтобы рядом была мама: проводить в школу, встретить, когда он делает уроки, вместе гулять и т.д.
Ребенку нужны положительные эмоции:
Ребенок ждет от вас похвалы;
Главное для него - понимание, любовь, доверие, забота.
Поведение родителей по отношению к ребенку, который идет в школу:
Старайтесь в выходные сделать что - то интересное с ребенком;
Не забывайте заглядывать в ранец своего ребенка;
Постарайтесь заранее научить его открывать и закрывать дверь;
Научите ребенка аккуратно вешать школьную форму;
Все бытовые дела с ним попробуйте "отрепетировать" заранее;
Берегите психику ребенка;
Будьте сдержанны в своих эмоциях;
Не забывайте о школьных праздниках, ребенок должен быть красиво и празднично одет;
Дайте ребенку возможность почувствовать себя счастливым и умеющим.
Ребенок и занятие
Ребенок испытывает радость от занятия:
Когда ему интересно;
У него что-то получается;
Его понимают;
Его принимают таким, каков он есть.
Способности, которые необходимо родителям развивать в своем ребенке:
Память, внимание, логическое мышление, образное мышление, творческое воображение;
Коммуникабельность, речь;
Координацию, мелкую моторику;
Конструирование;
Счет;
Для чего необходимо развивать эти способности:
Чтобы подготовить ребенка к школе;
Ему легче было учиться;
Он был не хуже других;
Стал думающим;
Мог справиться с любой задачей;
Заложить ребенку основы интеллектуально - творческого развития. Во время занятий от взрослых требуется:
Терпение;
Умение играть и верить в игру;
Принять ребенка таким, каков он есть;
Принять и понять любой ответ, предложение, решение ребенка;
Почувствовать ребенка с начала занятия (или раньше);
Импровизировать;
Подчеркивать неповторимость, индивидуальность каждого ребенка;
Не сравнивать одного ребенка с другими;
Артистизм;
Творчество.
Самостоятельный ребенок ( с позиции взрослых) - означает:
Что ребенок обслуживает себя сам - одевается, умывается, убирает за собой игрушки;
Проявляет самостоятельность во время занятий;
Помогает родителям выполнять трудовые поручения;
Может найти занятие себе сам. Самостоятельный ребенок (с позиции ребенка) - означает:
Что хочу, то и делаю;
Хочу играть в то, что мне нравится;
Хочу, чтобы со мной играли и убирали за мной игрушки;
Самостоятельность - то, что я хочу.
По теме: методические ра
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материал для родителей "Готовность к школе детей", "Готовность к школе родителей"
Готовность к школе детей и родителей....
презентация "Составляющие психологической готовности к школе детей старшего дошкольного возраста"
презентация для использования в детском саду - воспитателями, психологами для повышения педагогической компетентности родителей...
Конспект итогового занятия по определению готовности к школе детей подготовительной к школе группы «Скоро в школу».
Конспект итогового занятия по определению готовности к школе детей подготовительной к школе группы «Скоро в школу».Цель: Выявление знаний детей по разделам программы детского сада. Зад...
статья (подготовительная группа) на тему:"Готовность к школе детей", "Готовность к школе родителей"
Готовность к школе детей и родителей....
Психолого-педагогический проект по формированию психологической готовности к школе детей 6-7 лет "На пороге школы"
Разработанный психолого - педагогический прект направлен на формирование психологической готовности к школе детей 6-7 лет. В данном проекте представлен план работы, диагностические материалы, консульт...
Конспект итогового комплексного занятия по определению готовности к школе детей подготовительной к школе группы «Скоро в школу»
Цель: Выявить уровень знаний детей, их готовность к школе.Задачи:1. Закрепить навыки количественного и порядкового счета, умение составлять и решать задачи, знание геометрических фигур.2. Совершенство...
Готовность к школе детей, готовность к школе родителей
Готовность к школе детей, готовность к школе родителей...