Отчет на педсовете «Развитие связной речи детей подготовительной группы»
консультация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchet_razvitie_svyaznoy_rechi_v_pod_gr.docx | 21.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие связной речи детей подготовительной группы
Связная речь - смысловое развернутое высказывание, изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно, обеспечивающее общение и взаимопонимание.
Цель развития связной речи:развитие речевых способностей и умений, культуры речевого общения, разработка способов овладения дошкольниками навыками практического общения в различных жизненных ситуациях, формирование предпосылок чтения и письма.
Задачи развития связной речи: формирование элементарных представлений о структуре текста (начало, середина, конец); обучение соединению предложений разными способами связи; развитие умения раскрывать тему и основную мысль высказывания; обучение построению высказываний разных типов- описаний, повествований, рассуждений; подведение к осознанию содержательных и структурных особенностей описательного, в том числе и художественного текста; составление повествовательных текстов (сказок, рассказов, историй) с соблюдением логики изложения и использованием средств художественной выразительности; обучение составлению рассуждений с подбором для доказательства веских аргументов и точных определений; использование для высказываний разных типов соответствующих моделей (схем), отражающих последовательность изложения текста.
Дети подготовительной группы должны уметь:
Аргументировано и доброжелательно оценивать ответ, высказывание сверстника, участвовать в беседе. Составлять по образцу о предмете, рассказы по сюжетной картине, набору картинок с последовательно развивающимся действием. Связно, выразительно, последовательно, без существенных пропусков пересказывать небольшие литературные произведения. Использовать монологическую и диалогическую формы речи. Составлять рассказы о событиях из личного опыта, придумывать свои концовки к сказкам. Составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем. Высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.
Большое влияние на речь детей оказывает воспитатель. Педагог должен воспитывать своей речью.
Приемы развития связной речи:
Наглядные: составление рассказов по серии картин, по сюжетной и пейзажной картине; составление рассказа о единичных предметах.
Рассказы по серии картин: При работе над серией картин у детей формируется представление об основных принципах построения связного сообщения; последовательное изложение произошедших событий. Дети составляют рассказ коллективно. Кроме того, такая деятельность развивает у детей умение договариваться между собой, уступать товарищам.
Для составления рассказа по сюжетным картинам используются картины с изображением нескольких групп действующих лиц или нескольких сценок в пределах общего, хорошо знакомого детям сюжета («Мы дежурим», «Игры на детской площадке», «Зимние развлечения»). Также детям предлагается жанровая живопись («Опять двойка», «Три богатыря», «»Алёнушка», «Утро в сосновом бору»). Пейзажные картины («Золота осень» И.Левитана, «Февральская лазурь» И.Грабаря и др.).
План составления рассказа по картине: название картины, место действия, время действия, композиция картины( передний план, центральная часть, задний план картины), действующие лица, действия героев картины, их одежда, настроение и характер действующих лиц, цветовая палитра, какие чувства вызывает у них картина.
Словесные:Чтение и рассказывание художественного произведения, заучивание наизусть, составление рассказов из личного опыта; рассказывание (с элементами творчества); пересказ (по частям и по ролям), обобщающая беседа. Во всех словесных приёмах используются наглядные приёмы: показ предметов, игрушек, картин, рассматривание иллюстраций.
Рассказы из личного опыта.Этот вид рассказывания имеет большие значение в развитии связной речи. Дети приучаются к широкому речевому общению, развивается умение использовать свой чувственный опыт, передавать его в связной повествовании. Формируется умение четко, понятно, ясно, образно излагать свои мысли.
Основа развитая этого вида рассказывания — содержательная жизнь детей. Подобные рассказы имеют место в непосредственном общении с окружающими – как взрослыми, так и со сверстниками.Темы для детских рассказов подсказывают прогулка, экскурсия, труд, праздник. Частые наблюдения предметов и явлений окружающей жизни, сопровождающиеся чтением стихотворений, отрывков из художественных произведений, дидактические игры на описание, обогащение детской речи образными словами и выражениями — необходимые условия и предпосылки развития у детей умения рассказывать о случаях из своей жизни.В подготовительной к школе группе находят место и темы более общего характера, требующие обобщения опыта, моральных суждений: «Наши любимые игрушки и игры», «Что осень дарит людям», «С кем я люблю играть». Своеобразным обобщением природоведческих знаний является решение речевых логических задач, когда детям приходится искать ответ на какой-то вопрос, продолжать начатый воспитателем рассказ-загадку о природе.
Составление творческого рассказа. Существуют различные варианты творческого рассказывания.
1) Придумывание продолжения и завершения рассказа.
2) Придумывание рассказа или сказки по плану воспитателя.
3) Придумывание рассказа по теме, предложенной воспитателем (без плана).
4) Придумывание рассказа или сказки на самостоятельно выбранную тему.
Придумывание продолжения и завершения рассказа.
Воспитатель сообщает начало рассказа, его завязку, а основные события, приключения героев придумывают дети. Например, воспитатель читает незаконченный рассказ «Как Миша потерял варежку» Л. А. Пеньевской, после чего задает детям вопросы: «Как вы думаете, нашел ли Миша свою варежку? Как это произошло? Кто ему помог? Подумайте и расскажите об этом». Вопросы дают толчок творческому воображению детей. Однако педагогу необходимо проследить за тем, чтобы придумывались правдоподобные, реальные ситуации и чтобы рассказы детей не повторяли один другой. Если рассказы получаются однообразными, он должен предложить детям подумать и подсказать различные варианты.
Темы для детских рассказов могут быть как реалистичными («Случай в лесу», «Что произошло с Катей» и др.), так и сказочные («День рождения зайца», «Как слоненок гулять пошел» и др.).
Придумывание рассказа или сказки по плану воспитателя требует уже большей самостоятельности, так как план намечает лишь последовательность рассказывания, а развитие содержания детям предстоит осуществлять самостоятельно.
Придумывание рассказа по теме, предложенной воспитателем (без плана), даёт еще больший толчок творческому воображению и самостоятельности мысли. Ребенок выступает автором, сам выбирает содержание и его форму. Сама формулировка должна эмоционально настраивать детей на сочинение рассказа. Некоторые рассказы могут составлять серию рассказов про одного героя. Дети учатся наглядно и образно описывать предметы, передавать чувства, настроение и приключения героев, самостоятельно придумывать интересную концовку рассказа.
Придумывание рассказа или сказки на самостоятельно выбранную тему – самый сложный вид рассказывания . успехи детей во многом зависят от того, как сумеет воспитатель заинтересовать детей, создать у них эмоциональное настроение, дать толчок творческому воображению. Этот вид творческого рассказывания можно иногда проводить под девизом: «Кто интереснее придумает сказку».
Очень важно научить детей оценивать рассказы и сказки, придуманные другими детьми, видеть и положительные, и отрицательные стороны рассказов. Воспитатель дает образец оценки, например: Мне понравилась сказка Оли. В ней интересно описаны приключения белки и ее друзей. Оля рассказала свою сказку выразительно. Очень хорошо она называет белочку – «рыжая шубка».
Воспитателю необходимо обращать внимание и на интересное, занимательное содержание рассказа, и на словесную форму, которой оно передано; следить за тем, как дети в самостоятельной творческой деятельности применяют усвоенные слова и выражения.
Игровые.Сюрпризныймомент,игровойперсонаж,речевыеигры,сюжетно-ролевые игры.
После диагностики детей стали проводить работу по обучения ответам на вопросы полными предложениями. Обучаем рассказыванию с помощью игрушек и предметов. Используем наборы и комплекты игрушек и предметов. Дети группировали игрушки и предметы по общим признакам, описывали их на основе сравнения. Задание рассказать об игрушке побуждало ребенка внимательно рассмотреть её детали, отметить цвет, величину и т. д. Для обучения детей рассказыванию брали растения. Использовали рассказывание по демонстрации действий. Составляли с детьми коллективные рассказы. Рассказывали по серии картин, а затем и по картине. Давали детям пересказ небольших текстов сначала по цепочке, а затем давали пересказ целого рассказа. Пересказ литературных произведений оказывает заметное влияние на речевую деятельность детей. Они приобщаются к подлинно художественной речи, запоминают образные слова, учатся владеть родным языком. Они более творчески начинают строить свои рассказы — на тему из личного опыта, на предложенный сюжет. Показом игрушек, предметов, организацией действий с ними, постановкой определенных заданий мы создаем такие ситуации, в которых дети проявляют речевую активность, целенаправленно овладевают языковым материалом. Речевыми навыками и умениями. В обучении детей связной речи значительное место мы отводим рассказыванию из личного опыта. Темы для своих рассказов они черпают в играх, прогулках, экскурсиях и т. д. Рассказы из опыта доступны и интересны детям, обогащают их речевую деятельность, доставляют радость общения. В рассказывании из личного опыта мы упражняем детей не только на занятиях, но и в повседневной жизни, во время индивидуального общения с ними, (в сюжетно-ролевых играх, в играх драматизациях, в разных видах театрализованной деятельности) В младшей и средней группах мы только подготавливаем детей к самостоятельному речевому творчеству, — занятия по рассказыванию на тему из личного опыта проводят в старшей и подготовительной группах. Успех этого вида обучения рассказыванию зависит в значительной степени от того, насколько интересно и разнообразно протекает жизнь детей в детском саду. Много времени уделяем словарной работе. Составление разного вида рассказов — наиболее трудный для детей род речевой деятельности. Поэтому воспитателю следует постепенно переходить от постановки простых заданий к более сложным, но в тоже время посильным для детей данного возраста. Необходимо постоянно закреплять приобретенные детьми речевые умения и навыки, совершенствовать их. Огромное влияние на развитие и обогащение речи детей оказывает художественная литература, поэтому мы часто читаем детям книги и на занятиях, и в повседневной жизни. Также большую роль играет эмоциональная речь воспитателя. На занятиях по развитию речи мы используем различные приемы: вопросы, объяснения, речевой образец, демонстрацию наглядного материала (материал должен быть ярким, крупным). Также используем упражнения, оценку речевой деятельности ребенка и т. д. Мы учим детей строить свою речь так, чтобы она была понятна слушателям. Использование разных форм и приемов обучения детей связному рассказыванию на занятиях и в повседневной жизни-беседы, работа в книжном уголке, речевые игры, различные виды театрализованной деятельности, по 2–3 игрушкам, по закрытой картинке, по серии картинок, где картинки открыты частично, где ребенку нужно додумывать сюжет- дали положительные результаты. В итоге получен высокий уровень речевой мотивации детей: они с удовольствием составляют разнообразные высказывания с использованием различных языковых средств. Задача воспитателя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого обучающегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ребенку проявить свою активность, сделать процесс обучения интересным, увлекательным, полезным и эффективным. При развитии речи в процессе пребывания детей в детском саду необходимо привить правила речевого поведения для улучшения формирования монологической речи: – Обсуждение должно проходить в доброжелательной обстановке, необходимо показать собеседнику свою заинтересованность. – Нельзя говорить одновременно нескольким собеседникам. Следует высказываться по очереди. – Следует правильно выбирать вежливые формы обращения «ты» или «вы». – Надо стараться придерживаться нормального темпа речи, не замедляя и не убыстряя его. – Речь должна быть достаточно громкой для того, чтобы ее услышали все присутствующие, но не более того. – При высказывании своей мысли не следует сильно жестикулировать. – Нельзя зевать или жевать во время разговора. – Уметь, если необходимо, вежливо исправить «ошибку», использовать выражение «Я хочу помочь». Именно монологическая речь активизирует познавательную деятельность воспитанников сада всех возрастов, развивает их логическое мышление и память, учит оформлять свои мысли в соответствии с замыслом, способствует реализации мотивов, ценностных ориентаций и интересов детей, обеспечивает развитие эмоциональной сферы и способствует индивидуализации процесса обучения. На начальном этапе обучения этот вид представляет собой обычное и совсем короткое логически построенное высказывание, содержащее один либо несколько речевых образцов. Дети к окончанию детского сада должны уметь без предварительной подготовки логично и последовательно высказываться в согласовании с учебной ситуацией, делать устные сообщения по теме, предавать своими словами основное содержание прослушанного либо прочитанного лингвистического текста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию связной речи детей подготовительной группы детского сада на тему "Пересказ русской народной сказки "У страха глаза велики"
Структура занятия:1. Организационный момент2. Чтение сказки "У страха глаза велики"3. Беседа по содержанию произведения4. ФИЗМИНУТКА «Звериная зарядка»5. Игра "Какой? Какая?"6. Повторн...
Занятие по развитию связной речи детей подготовительной группы
Конспект занятия по развитию связной речи детей подготовительной группы....
Доклад на педсовете.Развитие связной речи детей старшей группы дошкольного возраста средствами художественной литературы.
Как ведётся работа по этому вопросу в нащей группе.Какая проводится работа с детьми,с родителями,что планируем в перспективе....
Конспект занятия по развитию связной речи детей подготовительной группы с использованием мнемотехники по теме: «Осень»
Это занятие поможет педагогам с помощью мнемотаблиц рассказать о времени года "Осень"...
Конспект занятия по развитию связной речи детей подготовительной группы с использованием мнемотехники по теме: «Осень»
Это занятие поможет педагогам с помощью мнемотаблиц рассказать о времени года "Осень"...
Конспект занятия по развитию связной речи детей подготовительной группы. Тема: Рассказываем по моделям.
Цель: -Познакомить детей с методом составления рассказа через совмещение индивидуальной и общей схемы.-Учить пересказывать текст без повторного прочтения, опираясь на предложенные схемы.- Продолжать у...
Отчет по самообразованию «Развитие связной речи детей подготовительной к школе группы»
В настоящее время в связи с вступлением ФГОС, особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста. Развития связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценн...