Музыкальный слух в дошкольном возрасте.
статья

Полицеймако Карина Андреевна

Музыкальный слух, как и чувство музыкального ритма, является одной из основных музыкальных способностей, без которой не может осуществляться ни один вид музыкальной деятельности. В целом музыкальный слух и чувство музыкального ритма образуют группу сенсорных познавательных музыкальных способностей. Эта группа способностей принимает на себя основную информационную нагрузку в процессе восприятия и воспроизведения сложной, многокомпонентной музыкальной ткани. И если чувство ритма ответственно за ритмическую составляющую музыки, то музыкальный слух - за звуковысотную, тембровую и динамическую.

По данным экспериментальных исследований, люди с неразвитым музыкальным слухом, в том числе дети на начальном этапе музыкального развития, оценивают высоту в основном по тембровой характеристике (светлота, объём звука, а обладающие хорошим звуковысотный слухом уверенно различают высоту независимо от тембра.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_razvitie_muzykalnogo_sluha.docx24.03 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Статья.

 Музыкальный слух в дошкольном возрасте.

Полицеймако К.А.

Что же такой музыкальный слух, и есть он у всех людей….или же нет…..Давайте разберемся. Музыкальный слух есть у всех людей…и одна из способностей человека уметь отличать мужской голос от женского и есть проявление музыкального слуха…..то, что называют в нашем мире музыкальным слухом, — это множество способностей и задатков, это чувство ритма, ладовое чувство, абсолютный слух и т. д. Все эти способности не являются только наследственными (врожденными, но могут быть созданы умелой тренировкой. Иначе говоря, музыкальный слух можно воспитать у любого нормального ребенка: у одних это пойдет легче, у других потребует больше усилий. Известны случаи очень раннего проявления музыкальных способностей у многих выдающихся композиторов и исполнителей. Однако примеры противоположного рода почему-то известны гораздо хуже, а их тоже немало (так, скажем, А. Хачатурян начал обучаться музыке с шестнадцати лет).

Конечно музыкальный слух, как и чувство музыкального ритма, является одной из основных музыкальных способностей, без которой не может осуществляться ни один вид музыкальной деятельности. В целом музыкальный слух и чувство музыкального ритма образуют группу сенсорных познавательных музыкальных способностей. Эта группа способностей принимает на себя основную информационную нагрузку в процессе восприятия и воспроизведения сложной, многокомпонентной музыкальной ткани. И если чувство ритма ответственно за ритмическую составляющую музыки, то музыкальный слух - за звуковысотную, тембровую, динамическую.

По данным экспериментальных исследований, люди с неразвитым музыкальным слухом, в том числе дети на начальном этапе музыкального развития, оценивают высоту в основном по тембровой характеристике (светлота, объём звука, а обладающие хорошим звуковысотный слухом уверенно различают высоту независимо от тембра.

Звуковысотный слух в его проявлении по отношению к одноголосной мелодии называют мелодическим. Мелодический слух имеет две основы - ладовое чувство и музыкальные слуховые представления. Ладового чувства достаточно для полноценного восприятия мелодии, музыкальные слуховые представления необходимы для её воспроизведения.

Ладовое чувство, в его собственном значении, позволяет различать ладовые функции звуков мелодии, их устойчивость и неустойчивость, тяготение друг к другу. Одно из наиболее элементарных его проявлений - чувство тоники (тенденция заканчивать мелодию на тонике и воспринимать мелодию, которая завершается неустойчивым звуком, как незаконченную). Благодаря ладовому чувству все звуки мелодии воспринимаются в их отношении к тонике и другим устойчивым звукам лада. Каждый звук мелодии имеет своеобразную ладовую окраску, определяющую степень его устойчивости и характер «тяготения».

По мнению ряда авторов, (М. Антошина и др., стремление заканчивать мелодию на устойчивом звуке оказывается настолько развитым у детей уже в семилетнем возрасте, что в дальнейшем не происходит заметного прогресса. Е. В. Назайкинский и Е. П. Иова отмечают, что дети среднего дошкольного возраста в условиях воспитания в музыкальной среде хорошо воспринимают некоторые простые ладовые связи, в частности, тонико-доминантную. Эти и другие имеющиеся в литературе данные свидетельствуют о том, что становление элементарных проявлений ладового чувства происходит в дошкольном детстве без специальных формирующих воздействий, просто под влиянием музыкального окружения. В связи с этим весьма значимы данные Б. М. Теплова о рассогласовании уровней развития ладового чувства и музыкальных слуховых представлений у одних и тех же детей. Ладовое чувство оказывалось у них гораздо более развитым, чем музыкальные слуховые представления. Автор объяснял такое рассогласование как индивидуальную особенность комплекса музыкальности этих детей и сделал вывод о возможности развития ладового чувства и при очень слабых слуховых представлениях.

На основании этих и других имеющихся в литературе аналогичных данных была выдвинута гипотеза о, возможно, разновременном появлении компонентов структуры музыкального слуха. Основное внимание было уделено динамическому, тембровому и звуковысотному слуху как наиболее востребованным в музыкальной деятельности дошкольников.

Становление этих компонентов музыкального слуха изучалось в условиях массового диагностического обследования, в котором участвовало 600 дошкольников всех возрастных групп, а также происходил многолетний эксперимент. Не анализируя данные эксперименты подробно, остановимся кратко на диагностических методиках и полученных результатах.

В эксперименте, посвященном динамическому слуху, дети должны были решить две задачи разной сложности: воспроизвести на детском музыкальном инструменте контрастные динамические характеристики (громко - тихо) музыкального отрывка, предлагаемые педагогом в его исполнении на фортепиано, а затем - в тех же условиях - воспроизвести постепенное увеличение и уменьшение громкости.

Анализ результатов этого диагностического занятия показал, что динамический компонент музыкального слуха достиг достаточно высокого уровня развития уже на четвертом году жизни: все дети так или иначе справились с воспроизведением динамической стороны музыкального отрывка. При этом многие получили самые высокие оценки за решение как первой, так и второй задачи. Таким образом, для детей оказалось доступным воспроизведение не только полярных градаций динамики, но и постепенных переходов от громкого к тихому звучанию и наоборот. Лишь некоторые дошкольники решали вторую, более сложную задачу несколько хуже, чем первую.

Если обратиться к практике музыкальных занятий в детском саду, то эти данные говорят о том, что уже во второй младшей группе дети способны воспроизводить динамические оттенки в процессе исполнения музыкальных произведений и соответствующие задачи перед ними уже можно ставить.

Степень сформированности тембрового слуха мы выявляли по показателю различения звучания детских музыкальных инструментов. Использовались струнные (гусли, цимбалы, духовые (саксофон, триола, губная гармошка, дудочка, язычковые (аккордеон, детская гармошка) и ударные (барабан, бубен, ксилофон, металлофон) детские музыкальные инструменты, в разной степени отличающиеся друг от друга по тембровым характеристикам.

Сначала предлагались резко контрастные по звучанию инструменты разных групп (например, гусли, дудочка, барабан, затем всё более близкие, требующие более тонкой дифференцировки инструменты одной и той же группы (например, триола, саксофон, дудочка). При этом на барабанах и бубне всегда исполнялся один и тот же ритмический рисунок (так называемый ритм суммирования, а на всех остальных инструментах -нисходящее мажорное трезвучие. В зависимости от успешности решения дети получали от четырёх до шести задач возрастающей сложности.

Занятие проводилось в форме игры-загадки «Отгадай, на чём играет зайчик». Сначала детям показывали инструменты, со многими из которых они уже были знакомы, предлагали поиграть на них. Затем инструменты, которые лежали на детских столиках, закрывались экраном, а «зайчик» играл на каком-либо из них. После этого экран убирался, и ребёнок показывал инструмент. Оказалось, что дети успешно справляются с различением тембров музыкальных инструментов, относящихся к разным группам. Что касается тембров инструментов, близких по звучанию, в особенности инструментов одной и той же подгруппы, то дети четвёртого года жизни их практически не различают.

В дальнейшем, с возрастом и опытом музыкальной деятельности, тембровый слух, как и другие компоненты музыкального слуха, развивается, но различение самых близких по тембру звучания инструментов остаётся задачей, которая не решается в существующих условиях музыкальных занятий. Таким образом, можно говорить о развитии в дошкольном детстве только самого элементарного тембрового слуха. Тем не менее, если и здесь обратиться к практике музкальных занятий, то становится понятным, почему дошкольники могут самостоятельно выбрать для оркестра детские музыкальные инструменты, соответствующие по звучанию тому или иному отрывку исполняемого музыкального произведения.

Что же касается звуковысотного мелодического слуха и двух его основ, то уровень развития элементарных составляющих ладового чувства определялся по методике, которая включала три задания возрастающей сложности: на «чувство тоники», на узнавание знакомой мелодии и на различение по высоте ступеней звукоряда.

Первое задание оказалось действительно самым простым, и с ним к пятому году жизни справлялись почти все дети. К этому возрасту у большинства дошкольников оказалась сформированной и способность к узнаванию, идентификации мелодии. Узнавание мелодии не требует ладового чувства в его наиболее точном значении (способности к ладовой оценке музыкальных тонов) и происходит благодаря непосредственному восприятию направления её движения, в котором ещё слиты собственно высотные и тембровые компоненты.

Третье задание оказалось в целом более сложным. Его выполнение зависело от степени удалённости друг от друга сравниваемых ступеней лада, от интервала между ними. Если это была октава, с заданием справлялось большинство детей пятого года жизни. По мере сближения ступеней, то есть усложнения дифференцировки, количество детей, которые справлялись с заданием, уменьшалось, секунду различало только 30-40% детей. Поскольку в наших экспериментах интервалы давались в мелодическом, а не гармоническом изложении, мы можем говорить пока лишь об элементарных интервальных представлениях, а не о «чувстве интервалов». Судя по полученным результатам, эти представления не выявляют уровня развития звуковысотного слуха, свободного от тембровых компонентов.

Таким образом, все три задания диагностировали наличие у детей элементарных проявлений ладового чувства, в структуре которого пока слиты собственно звуковысотные и тембровые компоненты.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что в существующих условиях музыкальных занятий, когда отсутствует прямое целенаправленное формирование ладового чувства и оно развивается как «побочный продукт» различных видов музыкальной деятельности, элементарные компоненты этой способности формируются уже к пятому году жизни. При этом, по нашим данным, значительный скачок в их развитии происходит на четвёртом году жизни, с началом уже достаточно развёрнутых музыкальных занятий в детском саду.

Мелодический слух развивается, главным образом, в пении и игре по слуху на музыкальных инструментах. Связь развития мелодического слуха с занятиями пением, сольфеджированием всегда использовалась в практике музыкального воспитания и нашла блестящее экспериментальное подтверждение в специальном психологическом исследовании, посвященном изучению механизма восприятия высоты звука (Ю. Б. Гйппентейтер, О. В. Овчинникова). В нём было показано, что восприятие высоты звука происходит при непосредственном участии вокального или другого моторного действия. При этом «интонирование», по словам А. Н. Леонтьева, не просто воспроизводит воспринятое, а входит во внутренний, интимный мир самого процесса восприятия, становясь фактически его механизмом. Вокальное воспроизведение представляет собой, в сущности, детальный звуковысотный анализ музыкальной ткани. Он необходим в тех случаях и до тех пор, пока данные конкретные звуковысотные отношения не начнут восприниматься синтетически, целостно. С развитием «синтетического» восприятия необходимость в двигательном, вокальном отражении отпадает. О глубокой связи слуховых музыкальных представлений с вокальной моторикой, «внутренним пением» говорили также Б. М. Теплов, А. В. Запорожец, Л. В. Благонадежина и другие исследователи. Таким образом, можно считать бесспорно ведущей роль вокализации в становлении и развитии звуковысотного слуха.

В массовом диагностическом эксперименте каждому ребёнку предлагали спеть (с аккомпанементом) песню, которая разучивалась на музыкальных занятиях. Предварительно определялась удобная для него тональность. Анализировалось качество интонирования мелодии голосом.

Полученные данные позволили выявить шесть возрастных ступеней развития этой способности. На первой ступени интонирование отсутствовало, ребёнок просто проговаривал слова песни в определенном ритме, который иногда соответствовал её ритмической структуре. На второй ступени впервые появлялось интонирование как таковое: ребёнок воспроизводил голосом высоту одного-двух звуков мелодии, на которых и пропевалась вся песня. На этих двух ступенях, по нашим данным, находилось большинство (60%) детей четвёртого года жизни.

Для третьей ступени было характерно интонирование общего направления движения мелодии. На ней находилось примерно равное количество детей следующих возрастных групп (от 27% детей пятого года до 20% - седьмого). На четвертой ступени развития интонирования мелодии голосом на фоне воспроизведения общего направления движения мелодии появлялось чистое интонирование отдельных её отрезков. Эта ступень была характерна для детей шестого (32,5%) и седьмого (41,6%) года жизни.

На пятой ступени чисто интонировалась вся мелодия песни с аккомпанементом. Её достигали только 28,6% детей шестого и 29,9% детей седьмого года жизни. И, наконец, те немногие старшие дошкольники, которые могли чисто спеть всю мелодию без аккомпанемента, находились на шестой ступени развития этой способности.

Таким образом, в условиях традиционных музыкальных занятий, несмотря на достаточно большое количество времени и внимания, которое уделяется пению и интонированию, лишь треть детей подготовительной к школе группы достигает чистоты интонирования всей мелодии в условиях пения с аккомпанементом. Возможно, одной из причин такого положения является отсутствие специальной работы по постановке детского певческого голоса.

Специальное формирование основных певческих навыков облегчает детям процесс вокализации, снимает трудности слухо-вокальной координации, способствует постепенному увеличению диапазона и развитию музыкального слуха. Ещё важнее, что эта работа способствует сохранению здоровья певческого аппарата ребёнка, прививает любовь к пению.

Резюмируя всё вышеизложенное относительно развития двух составляющих мелодического слуха, следует сказать, что ладовое чувство в его элементарных проявлениях интенсивно формируется до пятого года жизни, причем на четвёртом году происходит значительный скачок в его развитии. В последующие годы дошкольного детства оно развивается лишь незначительно. Элементарные проявления этой способности служат естественной основой формирования ладового чувства в его собственном значении.

Музыкальные слуховые представления как основа активного воспроизведения мелодии голосом у большинства детей в существующих условиях музыкального воспитания дошкольников формируются от четырёх до семи лет и в более старшем возрасте. Качественный скачок, отмечаемый тоже на четвёртом году жизни, сменяется плавным развитием на пятых-седьмых годах.

Таким образом, в системе мелодического слуха ладовое чувство в его элементарных проявлениях опережает в развитии музыкальные слуховые представления.

Если попробовать представить себе становление всей «лестницы», всей системы музыкального слуха в онтогенезе, то последовательность появления её компонентов будет следующей. Сначала в условиях музыкальной деятельности формируются элементарные динамический и тембровый музыкальный слух, т. е. те компоненты системы музыкального слуха, немузыкальными аналогами которых дети овладели уже до начала музыкальной деятельности (динамика и тембр звуков окружающего мира).

Затем под влиянием музыки, задач, которые ставит перед ребёнком музыкальная деятельность, у него начинает формироваться относительный звуковысотный слух: сначала мелодический, потом, в определенных условиях, -гармонический. При этом в системе мелодического слуха первыми, как было показано выше, появляются элементарные составляющие ладового чувства и только потом - музыкальные слуховые представления.

На основе относительного звуковысотного слуха в определённых условиях может сформироваться абсолютный звуковысотный слух. Высшие формы музыкального слуха, такие, как тональный, полифонический, развиваются в условиях сложных форм музыкальной деятель-ности (Н. А. Римский-Корсаков).

Чтобы развить музыкальный слух у ребенка, вовсе не обязательно усаживать его за инструмент, или заставлять петь, или изучать с ним нотную грамоту. В раннем дошкольном возрасте (три-четыре года) полезней играть в различные игры, незаметно для ребенка тренируя у него чувство ритма, умение различать высоту звука, тембровый слух и музыкальную память.

Что нужно делать для этого? Вот несколько простейших игр, в которые можно играть с детьми дошкольного возраста (от трех лет и более) для развития музыкального слуха.

Игра «Простучи и ты»

Вы отстукиваете карандашом по столу такт простой песенки или танца (вальс, марш, полька, мазурка, венгерка, полонез, повторяете в одном темпе три-четыре раза, потом предлагаете ребенку так же отстучать этот ритм. Варьируйте игру: пусть ребенок сначала повторит такт, отстукивая карандашом по столу (как вы ему показали, потом — по стеклу: сначала в том же темпе, что и вы, а потом — варьируя темпы («можешь то же самое выстукать быстрее? медленнее?»). Конечно, понемногу и рисунок ритма усложняйте: сначала фраза ритма берется из трех, пяти, семи звуков (стуков, потом больше, по мере продвижения ребенка.

Безусловно полезны и занятия ритмической гимнастикой, и разучивание танцев под музыку, и вообще музыкальная атмосфера в доме. Последнее вовсе не значит, что с утра до вечера в комнатах должен раздаваться этакий винегрет из джаза, «Кармен», хоралов Баха и «Дубинушки»: чувство меры важнее всего. Но два-три раза в неделю в доме должна звучать настоящая музыка, а ребенок в это время не должен мешать старшим (чем он будет заниматься, неважно, лишь бы не шумел).

Такие музыкальные моменты рано или поздно оживут в памяти и чувствах ребенка.

Разумеется, когда он подрастет, лет в шесть-восемь, можно устраивать уже настоящие викторины, предлагая узнать ту или иную запись по ее фрагментам из середины и конца, придумывая условия угадывания, учреждая призы и участвуя всей семьей в таких викторинах.

Полезно и беседовать время от времени с ребенком о музыкальных произведениях, о композиторах, предлагать ему самому прочитать и пересказать в семье художественные и популярные произведения о музыке и музыкантах. Как и для проведения игр, здесь нужен большой такт, выдумка.

Один или два раза в неделю по полчаса и через год или два результаты будут видны у любого нормального ребенка, главное внимательно следить за тем, не устал ли он, не скучно ли ему, все ли он понял. И тогда будут стопроцентные результаты. Главное систематическое проведение занятий с ребенком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по музыкальному развитию "Путешествие по сказкам" для детей среднего дошкольного возраста Тема: «Театрализованная деятельность как эффективное средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста»

Конспект НОД по музыкальному развитию"Путешествие по сказкам" для детей среднего дошкольного возраста  Тема: «Театрализованная деятельность как эффективное средство развития музыкальных...

Музыкально-дидактические игры для развитие звуковысотного слуха детей дошкольного возраста

Где мои детки? Возрастная группа: Средняя группаЦель: развитие звуковысотного слуха;Материалы: Четыре больших карточки и несколько маленьких (по числу играющих). На больших карточках изображены г...

Музыкально-дидактические игры для развитие динамического слуха детей дошкольного возраста

laquo;На чём играю? »Игра на развитие динамического слухаВозрастная группа: Средняя группаЦель : Упражнять детей в восприятии двух звуков (низкий-высокий)Необходимо знание попевки «Дудочк...

Развитие музыкального слуха ребенка дошкольного возраста

Развитие музыкального слуха у детей дошкольного возраста, невозможно без игры. В игре, ребёнок незаметно для себя, постигает азы музыкальности.Для успешного формирования музыкального слуха ребенк...

Статья на тему: «Детский шумовой оркестр как средство развития музыкально – ритмического слуха детей дошкольного возраста»

Главный принцип  работы – использование всего простого, элементарного, доступного детям....