Экологическое воспитание детей через познавательную деятельность
методическая разработка (средняя группа)

В дошкольном возрасте закладывается фундамент конкретных прадставлений и знаний дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка - «Детский сад №239» города Барнаула

(МБДОУ ЦРР - «Детский сад №239»)

План по самообразованию

Тема: «Экологическое воспитание детей через

 познавательную деятельность»

Средняя группа №6

на 2020/2021 учебный год

Составила воспитатель:

 Городкова О.И.                              

Актуальность:

 В дошкольном возрасте закладывается фундамент конкретных представлений и знаний о природе. Природное окружение представляет большие возможности для разнообразной деятельности детей, для формирования экологической культуры, что влияет на развитие их нравственных, патриотических чувств и интеллектуальных способностей.     Уже с дошкольного возраста необходимо закладывать в детях представление о том, что человек нуждается в экологически чистой окружающей среде. Вот почему так важно научить ребёнка беречь красоту природы, чтобы он в этот возрастной период понял, сколь ценно здоровье и стремился к здоровому образу жизни.

 Формирование экологической культуры – это длительный процесс и начинать экологическое воспитание детей необходимо с раннего возраста, где велика роль дошкольных учреждений.

Цель экологического воспитания формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

 Проблема экологии сегодня затрагивает все слои населения. Дети нацелены обучаться бережно относиться к живой природе. В ДОУ формирование у воспитанников экологической культуры считается новым направлением. Необходимость уделять внимание в эту сторону учебно-воспитательного процесса в дошкольном учреждении вызывает проблема загрязнения окружающей среды в мире.

Цель: совершенствование профессиональной деятельности воспитателя и повышение профессиональной компетенции в вопросах формирования экологического воспитания, создание условий для формирования личности с экологически ориентированным сознанием.

Задачи:   

Уточнение, систематизация и углубление знаний о растениях, животных и природных явлениях; о состоянии окружающей среды.

Формирование знаний о жизненных проявлениях всего живого (питание, рост, развитие)

Формирование представлений о причинно-следственных связей внутри природного комплекса

Формирование потребностей заботиться об экологической чистоте своего двора, участка детского сада, группы, города.

Развитие осознанного отношения к себе, как к активному субъекту окружающего мира.

Развитие познавательного интереса к миру природы и умений правильно взаимодействовать с природой.

Развивать интерес и активность в процессе познавательно - исследовательской деятельности обогащать опыт исследовательских действий, удовлетворять детскую пытливость.

Ожидаемый результат:

1.Повышение качества воспитательно - образовательного процесса.

2.Формирование  навыков экологической культуры дошкольников.

3.Заинтересованность родителей в экологическом воспитании детей.

4. Создание в группе РППС и оформление картотек по данной теме.

5.Участие в творческих конкурсах с воспитанниками для пополнения детского портфолио.

Взаимодействие с педагогами ДОУ:

1.Консультация для воспитателей по теме «Экологическое воспитание дошкольников на занятиях детском саду» (срок: декабрь)

2.Выступление на Педагогическом совете с отчетом о проделанной работе по теме самообразования (срок: май).

План работы по самообразованию

Таблица 1

Месяц

Работа с детьми

Работа с родителями

Изучение лит-ры,

пополнение РППС

сентябрь

На прогулке наблюдение за погодой, за насекомыми, за поведением птиц.

Собирание камушков

Выкладывание узоров из природного материала

Уборка опавших листьев

Групповая деятельность

Игры «Кто во что одет» Беседа «Что нам дарит осень»

Чтение Э. Успенский «Как растили капусту»

В. Орлов «С базара»

Наглядная информация: папка-передвижка об осеннем времени года.

С. Н. Николаева «Методика экологического воспитания в детском саду» 2000г.

Создать уголок осеннего леса поместить альбомы, иллюстрации с изображением даров леса.

В Центре ИЗО деятельности разместить обводки насекомых, овощей, фруктов.

октябрь

На прогулке

Сбор природного материала

Наблюдение за явлениями живой и неживой природы: листопадом, отлетом птиц.

Дидактические игры на прогулке: «С какого дерева лист?»

В группе деятельность

Конструирование из природного материала

Дидактические игры «Что, где растет?» «Что сажают в огороде?»

Беседа «Почему осень называют золотой»

Чтение: З. Александров «Осень»

А. Майков «Осенние листья по ветру кружат»

Конкурс «Осенняя фантазия», изготовление поделок из природного материала.

Н. А. Рыжова «Наш дом-природа. Воздух-невидимка» 1998г.

ноябрь

На прогулке

Наблюдение за образованием льда, за первым снегом, за птицами у кормушек.

Игра «Найди дерево по описанию» Изготовление кормушек для птиц и ремонт старых.

Помощь с заготовкой корма для птиц.

Групповая деятельность

Беседы: «Из чего состоит борщ?», «Почему деревья осенью раздеваются»

Презентация «Витамины-помощники здоровья»

Изготовление кормушек для птиц.

Помощь в заготовке корма для птиц.

С. Н. Николаева «Юный эколог» 2010г.

В центре книги разместить дидактический материал о перелетных птицах.

В Центре ИЗО деятельности разместить обводки птиц.

декабрь

На прогулке

Наблюдение за явлениями живой и неживой природы.

Опыты: Определение свойств снега.

Первые снежные постройки.

Групповая деятельность

Беседы на тему: «Чем дерево отличается от кустарника?»

«Как человек помогает деревьям в зимнее время года?»

Презентация «Природа зимой»

Чтение произведений: М. Пришвина, Б. Бианки, Е. Чарушина.

Папка-передвижка с информацией о зимнем времени года.

Изготовление украшений в группу к празднику «Новый год» и поделок зимней тематики с использованием природного материала.

В. В. Смирнова «Тропинка в природу. Экологическое образование в детском саду» 2001г.

В центре книги разместить дидактический материал «Зима»

январь

На прогулке

Продолжить определять свойства снега.

Наблюдение за поведением птиц у кормушек и подкормка пернатых.

Наблюдение за явлениями неживой природы - образование пара.

Групповая деятельность

Разучивание стихотворений - «Январь» (из цикла «Круглый год»)

Чтение русских - народных сказок «Два Мороза» и «Зимовье»

Беседа: «Признаки зимы», «Береги лес», «Какую одежду надо носить, когда холодно»

Повторить правила безопасного поведения на прогулке.

Консультация на тему «Экологическое образование в семье»

Цель: показать значимость экологического воспитания, раскрыть цель и задачи. Активизировать взаимодействие родителей и ДОУ в вопросах экологического образования. Повысить эколого – педагогическую культуру родителей.

В. А. Зебзеева «Развитие элементарных естественно-научных представлений и экологической культуры детей» 2009г.

В центр книги разместить дидактический материал «Зимние виды спорта»

февраль

На прогулке

Наблюдение февраль - месяц метелей и сильных ветров. Дать понять, что такое вьюга.

Снежные постройки.

Подвижные игры: «Мышеловка», «Лохматый пес»

Групповая деятельность

Разучивание стихотворений - «Дуют ветры в феврале» (из цикла «Круглый год») С. Я. Маршака

Внести срезанные веточки клена, сирени и поставить в вазу с водой.

Беседа «Где раньше начинает таять снег в лесу или в городе?

Консультация на тему «Помогите птицам»

Цель: способствовать коммуникации родителей через обсуждение указанной темы. Уточнить и расширить представление родителей и детей о птицах родного края.

Р. Г. Казакова «Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий».- М.: ТЦ Сфера, 2009г.

март

На прогулке

Наблюдения за первыми признаками весны, за проталинами, первоцветами, прибавлением светового дня, повышением температуры, таянием снега и образованием сосулек.

Игры «Хитрая лиса»,  «У медведя во бору»

Групповая деятельность

Аппликация из цветных салфеток «Мимоза»

Разучивание стихотворений - «Март» (из цикла «Круглый год») С. Я. аршака

Беседа «Чему учит мама своих малышей» (поведение диких зверей)

21 марта Международный день леса.

Консультация на тему «Не причиняя вреда природе»

Цель: активизировать взаимодействие родителей и ДОУ в вопросах экологического образования. Повысить эколого – педагогическую культуру родителей.

А. К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду» 1991г.

Подбор иллюстраций весенней тематики для альбома «Природа в разное время года»

Выставлена папка-передвижка с информацией о весеннем времени года.

апрель

На прогулке

Наблюдения: за солнцем (выше, ярче, греет, за небом (ярко-синее, выше, за кучевыми облаками.

Обратить внимание на поведение птиц и отметить прилет грачей и скворцов.

Игры «Птички в гнездышках»

Групповая деятельность

Разгадывание загадок о весенних явлениях природы.

Разучивание стихотворений - «Апрель» (из цикла «Круглый год») С. Я. Маршака

19 апреля Международный экологический праздник - День подснежника.

22 апреля экологический праздник - Международный день Земли.

Чтение В. Бианки «Последняя льдинка»

Л. Аким «Апрель»

К. Ушинский «Пчелки на разведках»

Стихи о первоцветах.

Беседа о перелетных птицах «Кто весной возвращается домой?»

Беседа «Опасный лед». Обсудить, что значит «Звенит капель»

Папка-передвижка «Люби и охраняй окружающую природу»

Цель: познакомить родителей с простейшей природоохранной деятельностью. Активизировать взаимодействие родителей и ДОУ в вопросах экологического образования.

Л. А. Владимирская «От осени до лета» 2006г.

май

На прогулке

Путешествие по экологической тропе – закрепить знания о весенних изменениях в живой и неживой природе.

Наблюдение за появлением одуванчиков.

Наблюдение за цветущими деревьями и кустарниками,

за насекомыми.

Игра «Кто быстрее найдет березу, тополь, клен»

Групповая деятельность

Разгадывание загадок о весне.

Разучивание стихотворений - «Май» (из цикла «Круглый год») С. Я. Маршака

Беседа «Что изменилось в жизни человека с приходом весны»

 Чтение Н. Пришвин «Золотой луг»

Е. Серов «Ландыш» «Фиалка» «Одуванчик»

В. Бианки «Первая охота»

Консультация для родителей на тему «Сокровища леса»

Цель: повысить эколого-педагогическую культуру родителей и их роль в воспитании социально-активной личности, способной понимать и любить окружающий мир.

О. Д. Ушакова «Загадки и пословицы о природе и погоде» 2006г.

Литература:

1. С. Н. Николаева «Методика экологического воспитания в детском саду» 2000г.

2. Н. А. Рыжова «Наш дом-природа. Воздух-невидимка» 1998г.

3. С. Н. Николаева «Юный эколог» 2010г.

4. В. В. Смирнова «Тропинка в природу. Экологическое образование в детском саду» 2001г.

5. В. А. Зебзеева «Развитие элементарных естественно-научных представлений и экологической культуры детей» 2009г.

6. Р. Г. Казакова «Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий».- М.: ТЦ Сфера, 2009г.

7. А. К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду» 1991г.

8. Л. А. Владимирская «От осени до лета» 2006г.

9. О. Д. Ушакова «Загадки и пословицы о природе и погоде» 2006г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по экологическому воспитанию детей с применением проектной деятельности «Цветочное наслаждение».

Хочется чтобы данный материал помог педагогам побуждать детей к проявлению творчества, фантазии, к высказыванию своих идей....

Конспект образовательной деятельности по экологическому воспитанию детей с применением проектной деятельности «Жалобная книга» (для детей подготовительной группы)

Формировать представление о том, что в природе всё взаимосвязано.  Закреплять умение устанавливать причинно - следственные связи между природными явлениями. Воспитывать умение правильно вести себ...

Перспективный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» 1 младшая группа, Сафиуллиной Илгизи Гаязовны. Тема «Экологическое воспитания детей дошкольного возраста через игровую деятельно

Экологическое образование дошкольников- это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-пол...

Дети и их экологическое воспитание. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста

В последнее время мы часто слышим такие слова, как «экологическое воспитание», «экологически чистые продукты». Что же это такое?...