"Дидактические игры с детьми раннего возраста"
методическая разработка
В детском саду воспитанники играют не только ради удовольствия и развлечения, они обучаются полезным знаниям и навыкам, развиваются, учатся быть хорошими друзьями, любить природу, уважать окружающих. Дидактические (обучающие) игры призваны давать малышам информацию, которую те не смогут усвоить самостоятельно лишь на основе наблюдений и воспроизведения явлений окружающего в обычной игре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskie_igry_s_detmi_rannego_vozrasta.docx | 22.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактические игры с детьми раннего возраста .
Первые годы жизни ребенка являются наиболее важными для формирования и развития речи, познавательной активности, любознательности, уверенности в себе, доверии к людям, воображения и т.п. Развитие детей в возрасте от одного года до трех лет имеет огромное значение, поскольку именно в этом возрасте ребенок приобретает до 70% информации об окружающем мире.
В детском саду воспитанники играют не только ради удовольствия и развлечения, они обучаются полезным знаниям и навыкам, развиваются, учатся быть хорошими друзьями, любить природу, уважать окружающих. Дидактические (обучающие) игры призваны давать малышам информацию, которую те не смогут усвоить самостоятельно лишь на основе наблюдений и воспроизведения явлений окружающего в обычной игре. Игра — ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. В процессе игровой деятельности происходит познание окружающего мира.
Цель: Активизация речевых и познавательных процессов, развитие мелкой моторики, физической активности детей раннего дошкольного возраста. Основной целью дидактической игры является умственное развитие ребёнка. В обучающей игре ребёнок усвоит знания, которые не сможет получить в процессе обычной игры.
Задачи:
- по формированию сенсорных эталонов (цвет, форма, величина);
- по развитию мелкой моторики (движение пальцев, ладоней);
- по развитию речи (пополнению и активизации словаря);
- по ознакомлению с природой;
- по ознакомлению с предметным миром.
Помимо этого, дидактические игры решают ряд других задач:
- развитие коммуникативных навыков, взаимодействия со сверстниками;
- нравственное воспитание малышей;
- развитие познавательных процессов (внимания, памяти, мышления).
Приемы дидактической игры с малышами раннего возраста:
- внезапное появление объектов, игрушек;
- загадывание и отгадывание загадок;
- чтение малых фольклорных форм (потешек, песенок);
- создание игровых ситуаций (кукла заболела, хочет спать, есть);
- обыгрывание игрушек, предметов («Чудесный мешочек»);
- сюрпризность (нужно найти спрятанный предмет);
- изменение местонахождения игрушек (зайчик на столе, за шкафом);
- показ предметов в разных действиях (кукла спит, ходит, ест);
- демонстрация взрослым последовательности игровых действий;
- элементы драматизации (дети воображают себя животными, вагончиками паровоза).
В группе раннего возраста воспитатель подробно объясняет правила и играет вместе с детьми.
Виды дидактических игр в раннем возрасте
Правильно организовывать и систематически проводить дидактические игры необходимо с самого первого пребывания малыша в детском саду. К организации дидактических игр в первой младшей группе предъявляют такие общие требования, основанные на психологических особенностях воспитанников:
- Игра должна соответствовать возрасту детей и программным требованиям.
- Участие в игре должно быть добровольным. Практика показывает, что обычно дети охотно откликаются на предложение воспитателя поиграть, сделанное эмоциональным, дружелюбным тоном. Если малыш категорически не желает принимать участие в игре, его следует оставить под присмотром помощника воспитателя, провести игру с остальными детьми, а после выяснить причину отказа. Возможно, она кроется в плохом самочувствии или настроении.
- У маленьких детей очень развита подражательность. Словесной инструкции и пояснения правил в раннем возрасте недостаточно. Необходимо обязательное руководство игрой взрослого (воспитателя). Он показывает, как играть, последовательность действий.
- Игра строится с непременной опорой на личный опыт детей. Не стоит брать незнакомые предметы, иначе малыши отвлекутся от игры, начнут рассматривать их, а наиболее робкие просто откажутся играть.
- В отличие от старшего возраста, в котором частая смена игр приветствуется, с малышами раннего возраста предпочтительнее проводить знакомые игры с постепенным усложнением. Частое повторение уже знакомых действий вызывает у детей чувство комфорта, уверенности в себе.
- Игра должна быть достаточно простой, чтобы малыш мог выполнить игровое задание, то есть необходимо создать гарантированную «ситуацию успеха». Это побудит ребёнка и в дальнейшем принимать активное участие в играх.
- Очень важен приподнятый настрой, положительный эмоциональный фон. Детей раннего возраста хвалят не за результат, а за участие в игре, проявленные усилия. Поощрения должны присутствовать в ходе каждой игры.
Игры с предметами
Поскольку основной вид деятельности детей в раннем возрасте — предметная, и мыслят малыши на основе действий, то большая роль в раннем возрасте отводится играм с предметами (игрушками, муляжами, природным материалом). Планируя предметные игры с самыми маленькими воспитанниками, педагог должен продумать такие моменты:
- Организация места для игры. Если игру проводят сидя, это должен быть один или несколько составленных вместе столов, чтобы за ним могли удобно расположиться все участники игры и педагог. Если игра проходит в форме путешествия, необходимо тщательно подготовить «маршрут» с остановками, одной или двумя, и убрать с пути следования детей все яркие, крупные, отвлекающие внимание предметы и игрушки, не имеющие отношения к игре.
- Подбор материалов. Предметы, природный материал, игрушки должны быть полностью безопасны. Детям третьего года не рекомендуется играть с фасолью, горохом, лучше дать им каштаны, листья, крупные прочные ракушки, деревянные некрашеные чурочки, брусочки. Благотворно влияют на детскую психику и имеют большой развивающий потенциал игры с цветным и обычным песком, манной крупой, пшеном. Малыши могут закапывать и отыскивать в них предметы, пересыпать, рисовать узоры.
Игры с предметами вызывают наибольший интерес у детей раннего возраста.
Настольно-печатные игры
Настольно-печатные игры — более сложные, в них ребёнку необходимо «переключиться» с предмета на его изображение, то есть задействовать абстрактное мышление. Тут тоже есть некоторые особенности, которые нужно учесть:
- Изображения предметов и существ в играх для раннего возраста должны максимально соответствовать естественным, иметь характерные настоящим объектам цвет, пропорции, части.
- Нарастание сложности должно сочетаться с принципом доступности. То есть, давая ребёнку доступный пониманию материал, при повторении игры задание усложняется. Например, в игре «Сложи картинку» берётся знакомое детям изображение (котёнок, домик, паровоз), но сначала малыши складывают изображение из 4-х, потом из 6-ти, а позже из 8-ми и 12-ти частей.
Настольно-печатные игры требуют от малышей повышенного внимания и логического мышления
Словесные игры
Словесная игра наиболее трудна для детей раннего возраста, поскольку их речь не развита в достаточной степени, как и произношение звуков, и память. Вначале малыши могут выполнять только простейшие задания (повторить услышанные звуки, имитировать знакомые), а к концу года им доступны игры на образование новых слов, составление коротких предложений, подбор простых слов для описания качества предмета («Назови ласково», «Какая, какой?», «Опиши, что видишь»). Словесные дидактические игры в раннем возрасте выполняют такие задачи:
- способствуют формированию правильного звукопроизношения;
- развивают связную речь;
- активизируют уже имеющийся словарный запас ребёнка;
- способствуют обогащению, пополнению словаря;
- учат слушать и воспринимать речь, отвечать на поставленные вопросы;
- развивают силу голоса, темп речи, речевое дыхание.
Словесная игра может быть и подвижной, во время неё малыши охотно будут произносить требующие отработки имитационные слова
К проведению словесных игр с детьми раннего возраста также существуют требования:
- Речь воспитателя — образец для ребёнка. Она должна быть грамотной, правильной, эмоционально окрашенной.
- Педагог должен владеть выразительностью речи, уметь говорить в разном темпе, тихо и громко, но в то же время чётко.
- Игра всегда проходит с использованием наглядности (иллюстраций, предметов, предметных картинок). Проводя словесные игры на прогулках, можно использовать в качестве наглядных пособий объекты природы: деревья, небо, цветы и т. д.
- Следует учитывать, что в зимнее время словесные игры на открытом воздухе проводить нежелательно, чтобы не переохлаждать голосовой аппарат детей.
Изготовление обучающей игры своими руками
Атрибуты для игр с куклой (одежду, мебель) охотно помогут изготовить родители воспитанников. Мамы и бабушки свяжут шапки и шарфики, сошьют платьица и пальтишки. Папы сделают креслица, диваны, кроватки. Кукольную мебель можно расставить на коврике или на полке, а вот одежду и обувь лучше сложить во вместительную коробку, например, из-под обуви, и сделать яркую, красивую надпись.
Всё большую популярность набирают игры с крышечками от пластиковых бутылок, прищепками, шнурками. Шаблоны для них можно найти и распечатать в интернете, а потом подобрать прищепки нужного цвета. Это игры «Ёжик», «Ёлочка», «Солнышко», «Подбери петушку пёрышки», «Почини машинку» и другие. Они служат развитию ловкости и скоординированности движений пальцев рук, воспитанию усидчивости, сосредоточенности, внимания, позволяют закрепить цвета, форму предметов.
Учитывая некоторые особенности детей раннего возраста и проявив творчество и фантазию, педагог дошкольного учреждения может разнообразить деятельность своих подопечных не только весёлыми, развлекательными играми. Воспитатель непременно использует в своей работе и дидактические игры, обучающие новому, развивающие мелкую моторику, познавательные и речевые способности, воспитывающие в маленьком человеке доброту, гуманность, любовь и интерес к окружающему миру.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры с детьми раннего возраста при восприятии цвета
В течении года мы с детишками изучаем цветовую палитру, и что бы им это было интересно, я использую в работе различные игры. Детишки в возрасте 2-3 лет....
Дидактические игры с детьми раннего возраста
Дидактическая игра - это игра, с четко поставленной целью и системой контроля за ее достижением и процессом игры....
Дидактические игры с детьми раннего возраста при восприятии цвета
В работе с детьми я использую дидактические игры в различных видах детской деятельности. В начале года провожу индивидуальные занятия с каждым ребенком. Таким способом знакомлю детей с новой обстановк...
Дидактические игры с детьми раннего возраста по развитию речи.
Дидактические игры с детьми раннего возраста по развитию речи....
Дидактические игры с детьми раннего возраста по развитию речи.
Дидактические игры с детьми раннего возраста по развитию речи....
дидактические игры с детьми раннего возраста
Правила провдения игр дидактических с детьми раннего возраста...
Дидактические игры с детьми раннего возраста
для детей раннего возраста...