Дидактические игры с детьми раннего возраста при восприятии цвета
консультация (младшая группа) на тему
В работе с детьми я использую дидактические игры в различных видах детской деятельности. В начале года провожу индивидуальные занятия с каждым ребенком. Таким способом знакомлю детей с новой обстановкой. Индивидуальные занятия дали возможность узнать каждого ребенка, а также оценить уровень его развития, установить с детьми дружеские отношения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_sensorn._sposobnostey.docx | 854.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Новорожденный появляется на свет с уже вполне сформированными органами чувств, но еще не способными к активному функционированию. Умению пользоваться своими ощущениями ему еще только предстоит овладеть. Система, направленная на восприятие окружающего мира, называется сенсорной (чувствующей), а формированию полноценного восприятия окружающего мира служит сенсорное воспитание. Его основная задача – помочь накопить представление о цвете, форме, величине предметов. Задача воспитания детей раннего возраста – подвести их к усвоению общепринятых сенсорных эталонов, величин, форм, цветовых тонов, пространственных и временных отношений. Сенсорное развитие – это основа формирования познания окружающей действительности. От его уровня зависит успешность умственного, физического, эстетического воспитания ребенка.
Чем благоприятнее условия, чем разнообразнее дела, которыми малыш может заниматься, тем успешнее и разностороннее идет познание окружающего мира.
К сожалению, многие родители, уделяя в первые годы жизни малыша основное внимание уходу за ним, правильному питанию и режиму, красивой и удобной одежде, не придают особого значения тому, что ребенок помимо этого нуждается и в «пище» для ума. Какая разница, считают они, когда малыш научится делать постройки из кубиков, сортировать шарики по цвету и размеру, зашнуровывать ботинки, держать карандаш, рисовать, лепить, читать, писать. Зачем торопиться? Придет время – всему научиться, в конце концов, научат в детском саду или в школе, не будем отнимать у малыша детство.
Но ведь главное в раннем развитии ребенка – не упустить время. Дети очень любят заниматься, но произвольное внимание у них несовершенно. Ребенок с трудом может сосредоточиться на всем том, что его не заинтересовало, не удивило ,не принесло радости. Поэтому, планируя занятия, тщательно продумываю, чему учить и как это лучше сделать. Малыши очень любят, когда к ним приходят сказочные герои (дед, баба, девочка, собачка) говорят с ними, отвечают на вопросы, учатся у детей, играют с ними, решают проблемы. Занятия целиком или частично проходят в форме игры.
Использую самые разнообразные задания, предполагающие ответ действием: найди, покажи, принеси, сделай то – то и так – то. Эти задания не только оживляют, но и предоставляют детям возможность подвигаться, сменить позу. Включаю специальные задания, побуждающие ребенка принять воображаемую ситуацию. Это вызывает у детей эмоциональный отклик, способствует формированию игровых умений и навыков, творческих способностей, предупреждает утомление.
Нравятся и детям разнообразные имитационные упражнения, связанные с прослушиванием стихотворений, коротких рассказов ( русские народные песенки «Тили – бом», «Заинька походи», « Ладушки – ладушки», рассказ Е. Чарушина «Кошка» и др.
Кукольный театр может сыграть большую роль в формировании личности ребенка. Он доставляет много радости, привлекает своей яркостью, красочностью, динамикой, воздействует на зрителей. Он рано начинает привлекать внимание детей и таит в себе большие возможности для их всестороннего развития.
Кукольный театр располагает целым комплексом средств: художественные образы – персонажи, оформление, слово и музыка – все это вместе взятое, помогает ребенку легче, ярче и правильнее понять содержание театрального произведения. Кукла, играющая на сцене , живет для ребенка не условно, она реальность – ожившая сказка!. В отличие от телевизионных передач и мультипликационных фильмов, она реально зрима в трехмерном пространстве и материально ощутима, присутствует рядом, ее можно потрогать. А детям доставляет большое удовольствие общаться с живым героем сказки!
Другим фактором успешного овладения речью является чтение стихотворений, народных песенок и потешек. С детьми ежедневно читаем произведения художественной литературы, как новые, так и уже знакомые. Их чтение уместно в тот или иной отрезок времени в режиме дня: при умывании, приеме пищи, во время прогулки, при укладывании детей спать. Под текст соответствующей потешки дети показывают, как большие ноги идут по дороге и бегут маленькие ножки. А потешка « Ладушки, ладушки» помогает завязать с малышами разговор о том, кто из них был в гостях у бабушки, как бабушка встречала, чем угощала. Приведу еще пример: беру куклу, баюкаю, возле меня собираются малыши. Читаю стихотворение В. Берестов « Больная кукла»
Тихо. Тихо. Тишина.
Кукла бедная больна
Спойте, что ей нравится,
И она поправится.
И дети поют песенки, хотят кукле помочь поскорее поправиться.
Известно, что чем больше число сенсорных систем задействовано в процессе воспитания и обучения, там успешнее и эффективнее происходит его развитие.
Для развития речевых способностей: используем куклы – малютки, марионетки, пальчиковый и настольный театр, куклы – рукавички, говорим от их имени, играем в день рождения, в дочки – матери, в игру « Оживим» наши сказки. Обсуждаем вещи и предметы, которыми ребенок особенно интересуется добиваясь того, чтобы ребенок внятно произнес слова, понятно для окружающих, отвечая на вопросы.
Для развития зрительных способностей: играем в игры, способствующие различению и нанизыванию цвета( 2 – 3), контрастных размеров ( большой и маленький), формы ( шарик, кубик, кирпичик).
Мы используем следующие дидактические игры:
Цвет: « Подбери блюдце к чашке», « Воздушные шары», « Подбери куклам бусы, игрушки», « Волшебная мозаика», «Красивый забор», « Посади цветок», « Жучок заблудился»
Форма: «Строитель», « Собери любой предмет», « Цветные квадраты», и т.д.
Размер: « Матрешки», «Шары», «Строитель»…
Для развития мелкой моторики руки и для ознакомления детей с различными свойствами предметов мы используем следующие дидактические игры и пособия: « Собери бусы», «Подарки из прищепок», « Сложи листик», « Волшебные палочки», « шнуровки», «Заверни малыша»
Для развития слуха: приобретаем игрушки издающие различные звуки, ищем друг друга или предмет по звуку, по описанию места где он спрятан, слушаем и поем песни из мультфильмов. Для развития музыкального слуха играем на музыкальных инструментах , играем в музыкально – -дидактические игры: « Кто в домике живет», « Угадай на чем играю», « Динь – дон». Используем кассеты и диски со звуками: крики домашних животных и птиц, звуки природы, воды, грозы, шелест листьев.
Мы стараемся сделать так, чтобы детям у нас было уютно, интересно и радостно. Да и для нас самих группа стала настоящим домом, в котором хорошо и малышам и взрослым.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры с детьми раннего возраста при восприятии цвета
В течении года мы с детишками изучаем цветовую палитру, и что бы им это было интересно, я использую в работе различные игры. Детишки в возрасте 2-3 лет....
Дидактические игры с детьми раннего возраста
Дидактическая игра - это игра, с четко поставленной целью и системой контроля за ее достижением и процессом игры....
Дидактические игры с детьми раннего возраста по развитию речи.
Дидактические игры с детьми раннего возраста по развитию речи....
Дидактические игры с детьми раннего возраста по развитию речи.
Дидактические игры с детьми раннего возраста по развитию речи....
"Сказочный мир в цветах" Дидактические игры для детей раннего возраста на закрепление цвета. Из опыты работы
Маленький человек появился на свет. И эта кроха от рождения уже имеет мощную систему, готовую к восприятию окружающего мира. Он способен видеть, слышать, чувствовать. В раннем возрасте вся деятельност...
дидактические игры с детьми раннего возраста
Правила провдения игр дидактических с детьми раннего возраста...
Дидактические игры с детьми раннего возраста
для детей раннего возраста...