Развитие творческих способностей дошкольников посредством изготовления музыкальных инструментов.
консультация

Логачева Анна Юрьевна

Консультация для педагогов о роли творческих способностей в жизни человека, о способах их развития в процессе изготовления музыкальных инструментов своими руками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_tvorcheskih_sposobnostey.docx18.19 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Развитие творческих способностей дошкольников посредством изготовления музыкальных инструментов.

К исследованию творческих способностей с завидным постоянством обращаются многие педагоги и психологи. Большинство из них сходятся в том, что работу по развитию творческих способностей личности нужно начинать как можно раньше и дошкольный возраст – самое подходящее время для такой работы.

Но зачем вообще нужны человеку творческие способности?  И что это за способности?

В процессе подготовки к этому выступлению  я искала определение понятия Творческие способности. Но, как оказалось, в современных психолого-педагогических исследованиях отсутствует его четкая трактовка.

Одни авторы судят о творческих способностях по отношению детей к творчеству, по наличию у них художественных способностей, по уровню проявления творческих действий и продуктивности деятельности. Другие говорят о творческих способностях как о способности к неординарному мышлению, умению в обычном подмечать необычное, видеть проблемы, анализировать события, явления и находить в них закономерности. 

Некоторые исследователи (Т.А. Барышева, Д. Богоявленская, В.А. Шекалов и др.) творческие способности определяют как креативность («творческость»), как умение творчески мыслить; как гибкость, точность, быстроту, оригинальность мышления; нестандартность, неординарность в решении проблем;как возможность прогнозирования; способность к созданию нового, идеального; желание проводить исследовательскую деятельность;как положительную познавательную мотивацию, активность, интерес, увлеченность творческим делом.

Творческие способности разделяют на  объективные и субъективные. Объективное творчество – это оригинальные, новые общественно значимые продукты (новые теории, научные открытия). Субъективное творчество – это новые для данной личности способы познавательной деятельности, открытие новых смыслов прежней деятельности.

Мне больше импонирует понимание творчества в широком смысле, что им пронизано огромное количество видов нашей деятельности и тем более здорово, когда творчество присутствует в повседневной деятельности. Это делает жизнь ярче и интереснее даже для взрослых, что уж говорить о детях, которые, по своей природе, творцы и экспериментаторы.

С творцами 5-6 лет мы участвовали в проекте по созданию музыкальных инструментов своими руками. В деятельности принимали участие дети, воспитатели и родители. (слайд)

Целью проекта было: познакомить детей с шумовыми инструментами, которые можно сделать своими руками из подручных материалов; со способами извлечения звуков из разных материалов, пополнение музыкального зала новыми инструментами.

Перед собой мы поставили следующие Задачи:

1. Проанализировать наличие музыкальных инструментов в музыкальном зале и в группах.

2. Проанализировать какие инструменты, из каких материалов можно сделать своими руками;

3. Изготовить музыкальные инструменты;

4. Выучить музыкальные пьесы с использованием новых инструментов и выступить перед воспитанниками младшего возраста и родителями.

На первом этапе мы вместе с ребятами познакомились с музыкальными инструментами, (слайд) которые можно сделать самим и определились, что именно мы будем делать. Наш выбор пал на маракасы, которые можно изготовить несколькими способами. Мы выбрали следующие варианты:

 из пластиковых ложек и контейнера от киндерсюрприза,

из контейнера от чупа-чупса и деревянной палочки

из пластиковой бутылки.

Затем мы обратились к родителям – попросили принести из дома необходимые нам предметы.

Но непосредственно к изготовлению маракасов не приступили не сразу. Сначала мы решили поэкспериментировать со звуками и материалами. (слайд 4)

В процессе мы узнали, что маленькие кубики из твердой пластмассы звучат  громко и звонко (постучать), а большие кубики из мягкой пластмассы стучат тихо и глухо (постучать).

Полиэтилен тоже поможет нам в извлечении звуков, но не всякий. Мягкие целофановые пакеты еле слышны (звук), а жесткая плотная упаковка например от макарон или букетов скрипит, как снег под ногами морозной зимой (звук).

По разному звучит фасоль. Если ее насыпать в бутылку, то получится громкий звонкий звук (звук). А в контейнере от киндера все наоборот. В нем интереснее звучит гречка – она весело звенит (Звук).

После этого мы приступили непосредственно к изготовлению маракасов. И вот что у нас получилось (слайд 5)

Затем мы опытным путем определили способы игры на получившихся инструментах. Их можно размеренно трясти, можно трясти в определенном ритме или  можно стучать по ладони. После на музыкальных занятиях разучили и исполнили музыкальную пьесу в оркестре. (слайд 6)

Во время занятий кто-то из детей сказал, что все то, из чего мы пытаемся делать инструменты это мусор. И в наш проект стал больше на одно занятие, где мы узнали, что  Американский танцевально-музыкальный коллектив STOMP (слайд 7) сделал своим фирменным знаком извлечение музыки из самых неподобающих предметов, например из крышек от мусорных баков, палок, спичечных коробков, метл, мусорных ведер и многого другого, но при этом ни одного музыкального инструмента они не используют. А в Парагвае учитель музыки Фавио Чавез (слайд8) создал детский «Оркестр переработанных инструментов». В их деревне люди живут очень бедно и не могут позволить себе купить настоящие инструменты. Например, скрипка там стоит столько же, сколько дом!!! (слайд 9) И вот Фавио вместо со своим другом Николя из мусора стали делать такие музыкальные инструменты, как скрипка, виолончель, труба, гитара и их звук ничем не отличается от настоящих инструментов.

(Слайд 10)

Таким образом, на всех этапах данного проекта мы постарались создать условия для развития у детей творческих способностей, умения анализировать и делать выводы, находить решение новых творческих задач, создавать новое своими руками. Также ребята значительно расширили свой кругозор и поделились своими знаниями с родителями.  Детей очень вдохновило участие в предложенной им деятельности, ведь так здорово не только узнавать новое, но и использовать в своей деятельности предметы, в нашем случае музыкальные инструменты, которые сделаны своими руками!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование речевой культуры и развитие творческих способностей дошкольников посредством театрализованной деятельности»

В настоящее время всё чаще поднимается вопрос о том, что необходимо использовать все имеющиеся педагогические ресурсы для эффективного развития ребёнка. По мнению современных ученых, исследующих...

Статья по теме "Развитие творческих способностей дошкольников посредством нетрадиционных техник рисования"

    Рисование – это не та область, где нужно следовать правилам. Именно в творчестве можно дать ребенку простор для самовыражения: выбирай, чем рисовать, на чем рисовать и как рисоват...

Самообразование. «Развитие творческих способностей дошкольников посредством музыкальной деятельности»

Самообразование. «Развитие творческих способностей дошкольников посредством музыкальной деятельности»...

Развитие творческих способностей дошкольников посредствам художественно-эстетического развития во второй младшей группе

Развитие творческих способностей дошкольников посредствам художественно-эстетического развития во второй младшей группе...

Опыт работы «Развитие творческих способностей дошкольников посредством музыкально-ритмических движений»

Музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом деятельности, основанным на движениях под музыку, развивающим музыкальный слух, двигательные способности, а также те психические процессы, ...

Развитие творческих способностей дошкольников посредством использования музыкально-игровой драматургии

Дети должны жить в мире красоты,игры, сказки, музыки, рисунка,фантазии, творчества.                                ...