Развитие творческих способностей дошкольников посредством изготовления музыкальных инструментов.
консультация
Консультация для педагогов о роли творческих способностей в жизни человека, о способах их развития в процессе изготовления музыкальных инструментов своими руками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_tvorcheskih_sposobnostey.docx | 18.19 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Развитие творческих способностей дошкольников посредством изготовления музыкальных инструментов.
К исследованию творческих способностей с завидным постоянством обращаются многие педагоги и психологи. Большинство из них сходятся в том, что работу по развитию творческих способностей личности нужно начинать как можно раньше и дошкольный возраст – самое подходящее время для такой работы.
Но зачем вообще нужны человеку творческие способности? И что это за способности?
В процессе подготовки к этому выступлению я искала определение понятия Творческие способности. Но, как оказалось, в современных психолого-педагогических исследованиях отсутствует его четкая трактовка.
Одни авторы судят о творческих способностях по отношению детей к творчеству, по наличию у них художественных способностей, по уровню проявления творческих действий и продуктивности деятельности. Другие говорят о творческих способностях как о способности к неординарному мышлению, умению в обычном подмечать необычное, видеть проблемы, анализировать события, явления и находить в них закономерности.
Некоторые исследователи (Т.А. Барышева, Д. Богоявленская, В.А. Шекалов и др.) творческие способности определяют как креативность («творческость»), как умение творчески мыслить; как гибкость, точность, быстроту, оригинальность мышления; нестандартность, неординарность в решении проблем;как возможность прогнозирования; способность к созданию нового, идеального; желание проводить исследовательскую деятельность;как положительную познавательную мотивацию, активность, интерес, увлеченность творческим делом.
Творческие способности разделяют на объективные и субъективные. Объективное творчество – это оригинальные, новые общественно значимые продукты (новые теории, научные открытия). Субъективное творчество – это новые для данной личности способы познавательной деятельности, открытие новых смыслов прежней деятельности.
Мне больше импонирует понимание творчества в широком смысле, что им пронизано огромное количество видов нашей деятельности и тем более здорово, когда творчество присутствует в повседневной деятельности. Это делает жизнь ярче и интереснее даже для взрослых, что уж говорить о детях, которые, по своей природе, творцы и экспериментаторы.
С творцами 5-6 лет мы участвовали в проекте по созданию музыкальных инструментов своими руками. В деятельности принимали участие дети, воспитатели и родители. (слайд)
Целью проекта было: познакомить детей с шумовыми инструментами, которые можно сделать своими руками из подручных материалов; со способами извлечения звуков из разных материалов, пополнение музыкального зала новыми инструментами.
Перед собой мы поставили следующие Задачи:
1. Проанализировать наличие музыкальных инструментов в музыкальном зале и в группах.
2. Проанализировать какие инструменты, из каких материалов можно сделать своими руками;
3. Изготовить музыкальные инструменты;
4. Выучить музыкальные пьесы с использованием новых инструментов и выступить перед воспитанниками младшего возраста и родителями.
На первом этапе мы вместе с ребятами познакомились с музыкальными инструментами, (слайд) которые можно сделать самим и определились, что именно мы будем делать. Наш выбор пал на маракасы, которые можно изготовить несколькими способами. Мы выбрали следующие варианты:
из пластиковых ложек и контейнера от киндерсюрприза,
из контейнера от чупа-чупса и деревянной палочки
из пластиковой бутылки.
Затем мы обратились к родителям – попросили принести из дома необходимые нам предметы.
Но непосредственно к изготовлению маракасов не приступили не сразу. Сначала мы решили поэкспериментировать со звуками и материалами. (слайд 4)
В процессе мы узнали, что маленькие кубики из твердой пластмассы звучат громко и звонко (постучать), а большие кубики из мягкой пластмассы стучат тихо и глухо (постучать).
Полиэтилен тоже поможет нам в извлечении звуков, но не всякий. Мягкие целофановые пакеты еле слышны (звук), а жесткая плотная упаковка например от макарон или букетов скрипит, как снег под ногами морозной зимой (звук).
По разному звучит фасоль. Если ее насыпать в бутылку, то получится громкий звонкий звук (звук). А в контейнере от киндера все наоборот. В нем интереснее звучит гречка – она весело звенит (Звук).
После этого мы приступили непосредственно к изготовлению маракасов. И вот что у нас получилось (слайд 5)
Затем мы опытным путем определили способы игры на получившихся инструментах. Их можно размеренно трясти, можно трясти в определенном ритме или можно стучать по ладони. После на музыкальных занятиях разучили и исполнили музыкальную пьесу в оркестре. (слайд 6)
Во время занятий кто-то из детей сказал, что все то, из чего мы пытаемся делать инструменты это мусор. И в наш проект стал больше на одно занятие, где мы узнали, что Американский танцевально-музыкальный коллектив STOMP (слайд 7) сделал своим фирменным знаком извлечение музыки из самых неподобающих предметов, например из крышек от мусорных баков, палок, спичечных коробков, метл, мусорных ведер и многого другого, но при этом ни одного музыкального инструмента они не используют. А в Парагвае учитель музыки Фавио Чавез (слайд8) создал детский «Оркестр переработанных инструментов». В их деревне люди живут очень бедно и не могут позволить себе купить настоящие инструменты. Например, скрипка там стоит столько же, сколько дом!!! (слайд 9) И вот Фавио вместо со своим другом Николя из мусора стали делать такие музыкальные инструменты, как скрипка, виолончель, труба, гитара и их звук ничем не отличается от настоящих инструментов.
(Слайд 10)
Таким образом, на всех этапах данного проекта мы постарались создать условия для развития у детей творческих способностей, умения анализировать и делать выводы, находить решение новых творческих задач, создавать новое своими руками. Также ребята значительно расширили свой кругозор и поделились своими знаниями с родителями. Детей очень вдохновило участие в предложенной им деятельности, ведь так здорово не только узнавать новое, но и использовать в своей деятельности предметы, в нашем случае музыкальные инструменты, которые сделаны своими руками!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование речевой культуры и развитие творческих способностей дошкольников посредством театрализованной деятельности»
В настоящее время всё чаще поднимается вопрос о том, что необходимо использовать все имеющиеся педагогические ресурсы для эффективного развития ребёнка. По мнению современных ученых, исследующих...
Статья по теме "Развитие творческих способностей дошкольников посредством нетрадиционных техник рисования"
Рисование – это не та область, где нужно следовать правилам. Именно в творчестве можно дать ребенку простор для самовыражения: выбирай, чем рисовать, на чем рисовать и как рисоват...
Самообразование. «Развитие творческих способностей дошкольников посредством музыкальной деятельности»
Самообразование. «Развитие творческих способностей дошкольников посредством музыкальной деятельности»...
Развитие творческих способностей дошкольников посредствам художественно-эстетического развития во второй младшей группе
Развитие творческих способностей дошкольников посредствам художественно-эстетического развития во второй младшей группе...
Опыт работы «Развитие творческих способностей дошкольников посредством музыкально-ритмических движений»
Музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом деятельности, основанным на движениях под музыку, развивающим музыкальный слух, двигательные способности, а также те психические процессы, ...
Развитие творческих способностей дошкольников посредством использования музыкально-игровой драматургии
Дети должны жить в мире красоты,игры, сказки, музыки, рисунка,фантазии, творчества. ...