Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста через инновационные формы образовательной деятельности
материал
А. А. Леонтьев
В современном мире, меняющемся каждую секунду, функциональная грамотность становится одним из базовых факторов, способствующих активному участию людей в социальной, культурной, политической, экономической деятельности.
Одна из задач современного образования – формирование функционально грамотных людей.
Актуальна ли она для дошкольного образования? Бесспорно – ДА.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ozerova_i.s._-_funkts.gramotnost_doshkolnikov.docx | 561.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста через инновационные формы образовательной деятельности
«Функциональная грамотность — способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений»
А. А. Леонтьев
В современном мире, меняющемся каждую секунду, функциональная грамотность становится одним из базовых факторов, способствующих активному участию людей в социальной, культурной, политической, экономической деятельности.
Одна из задач современного образования – формирование функционально грамотных людей.
Актуальна ли она для дошкольного образования? Бесспорно – ДА.
Современный ребенок — это житель XXI века, на которого оказывают
влияние признаки настоящего времени, и, прежде всего, проникновение в повседневную жизнь информационных технологий, глубина распространения которых непрерывно увеличивается, а динамика внедрения ускоряется с течением времени.
С самого рождения они сталкиваются с современными высокотехнологичными достижениями.
Задача педагога помочь детям с легкостью воспринимать окружающий их мир, научить адаптироваться в любых ситуациях, быть инициативным, способным творчески мыслить, находить нестандартные решения и идти к поставленной цели.
На начальном этапе обучения главное – развивать умение каждого ребенка мыслить с помощью таких логических приемов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация.
Но, как же прийти к этому, что сделать, чтобы обеспечить продуктивность формирования предпосылок функциональной грамотности дошкольников, какие технологии применять?
Конечно же, активные, деятельностные, «субъект-субъектные», личностно-ориентированные, развивающие образовательные технологии.
Главная особенность организации образовательной деятельности на современном этапе - это уход от чисто учебной деятельности к игровой с включением в процесс ИКТ, проектной деятельности, проблемно-обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей. Все эти особенности имеют место в квест-технологиях образовательной деятельности детей, которые только еще начинает использоваться педагогами. Идея квеста идеально подходит для ДОУ.
Это инновационная форма организации образовательной деятельности детей в ДОУ, так как она способствует развитию активной, деятельностной позиции ребенка в ходе решения игровых поисковых задач. Дети действуют в условиях обогащенной образовательной среды. Интегрируется содержание различных образовательных областей, используются возможности ИКТ.
Квест - это приключенческая игра, в которой необходимо решать задачи для продвижения по сюжету. Суть в том, что, как правило, есть некая цель, дойти до которой можно только последовательно разгадывая загадки. Каждая загадка - это ключ к следующей точке и следующей задаче. А задачи могут быть самыми разными: активными, творческими, интеллектуальными. Они подбираются таким образом, чтобы быть максимально оригинальными, интересными, соответствующими ситуации и не требующими специальных знаний или умений от игроков. Замечательно то, что квесты могут проводиться как в группе, в музыкальном зале, так и на природе, то есть практически в любой обстановке.
Данная технология широко используется в нашем дошкольном учреждении. Наше учреждение функционирует всего 5 лет. И первый квест был подготовлен и проведен группой педагогов с участием музыкального руководителя и инструктора по физической культуре в 2015 году. Ориентир делался на две образовательные области «социально-коммуникативное развитие» и «физическое развитие». Посвящен данный квест был 70 - летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-45 годов. В квесте приняли участие три группы детского сада. На общем сборе всех участников квеста, ребята получили задание найти и доставить в импровизированный «штаб» карту фотосъёмки и важную информацию для выработки плана действий для сохранения мира на земле. Добраться до спрятанной карты им предстояло преодолев препятствия и двигаясь строго в соответствии с картой, которая была выдана участникам в «штабе», отмечая все объекты в маршрутном листе. Задание необходимо было выполнить на скорость, не сходя с маршрута и не нарушая дисциплины. Педагоги в данном квесте были активными участниками и координаторами одновременно.
В каждом квесте для детей обязательно совмещаются элементы обучения и отдыха. Обучение происходит незаметно, ведь при решении поставленных игровых задач можно узнать много нового.
Все поставленные задачи были успешно решены. Ребята получили новые знания (передвижение в соответствии с картой, маршрутным листом), закрепили навыки работы в коллективе (взаимовыручка, дисциплинированность) и почувствовали себя причастными к делу укрепления мира на планете. Положительным результатом проведенного квеста считаем полученные детьми положительные эмоции и объём знаний и умений применяемый в дальнейшей жизни.
Квест-технология обладает огромным развивающим потенциалом, так как нацелена на развитие индивидуальности ребенка, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности. Это, прежде всего, деятельность ребенка, в которой он самостоятельно или совместно со взрослым открывает новый практический опыт.
Дети сталкиваются с различными проблемами, придумывают, как с ними справиться, и в конце игры получают определенный результат. Это, несомненно, творческий акт, осуществляемый в процессе игровой деятельности. Квесты являются современной эффективной образовательной формой деятельности детей дошкольного возраста.
Современная квест-технология в нашем учреждении также используется в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». Музыкальное развлечение в квест варианте интересно детям и родителям, которые могут быть активными участниками процесса.
Квест-развлечение, приуроченное к празднику Осени прошло 2019г в ДОУ. Ребята получили письмо от Осени, которая пропала, но оставила следы по которым дети и родители должны были её отыскать. Чтобы её найти им пришлось посетить театральную студию и встретиться с Лесовичком и отгадать его загадки. В изостудии их ожидала встреча с королевой Красок, которая предложила им используя краски осени раскрасить Кикимору Бесцветную. Дальше ребята попали в царство Бабы-Яги, которая испытала команду детей и родителей на выносливость. Завершающим этапом квеста стал переход из физкультурного зала в музыкальный, где участники встретились с Осенью и подвели итог всему мероприятию чтением стихотворений и исполнением песен.
Квесты дают возможность педагогам разнообразить игровую деятельность дошкольников.
Необходимо отметить, что квест-технология актуальна в контексте требований ФГОС ДО, так как способствует развитию активной, деятельностной позиции ребенка в ходе решения игровых поисковых задач. Форма проведения организованной образовательной деятельности в форме квестов нестандартна, интересна. Это могут быть увлекательные путешествия, познавательные экскурсии, интересные встречи. Квест-деятельность может быть различной, однако в любом случае необходимо проявление творческой активности педагога. Это одно из важных условий проведения квест-игры.
Сейчас я коротко расскажу о квесте «Спартианские игры». Этот квест проводится ежегодно в ноябре месяце. В подготовке активно принимают участие студенты СмолГУ, они же являются и сопровождающими всех команд участников. В квесте принимали участие в разные годы воспитанники детских садов Ленинского района города Смоленска Детский сад № 25 «Пчелка, постоянный участник квеста, Детский сад № 63 «Золотой петушок» и Детский сад № 57 «Колобок». Данный квест направлен на формирование привычки здорового образа жизни, популяризации спорта и физической культуры и знакомство с олимпийским движением. Все команды участники на общем сборе сначала презентуют свою команду. Затем проходит выступление студентов по теме квеста. Ну а далее ребята отправляются в путешествие, делая остановки на станциях «Неболейка», «Музыкальная», «Творческая». «Спортивная», «Здоровичок». На каждой станции участники выполняют задания, получают новую информацию о ЗОЖ, и принимают необходимую дозу витаминов. Лакомятся морковкой. Яблоками. Каждая команда передвигается по своему маршруту. После завершения путешествия дети встречаются в зале для подведения итогов и награждения.
Не всегда дети чётко должны выполнять задания, которые даёт педагог, очень хорошо, что что-то вдруг пошло не так и именно не в репетированной, непредсказуемой ситуации происходит развитие самого педагога. Педагог на протяжении всего поиска может с лёгкостью менять мезосцены, добавлять или убирать задания. Очень важна естественность происходящего в проведении квестов. Когда педагог жёстко выстраивает ход квеста и он становится чётко структурным, естественность восприятия ребёнка нарушается, он попадает в рамки, а рамки противоречат свободе выбора, экспромту, спонтанности, креативности. Это игра, а когда взрослый смотрит на часы, игра перестаёт быть игрой. Оптимальное разнообразие непредсказуемости, не однотипности, эмоциональной позитивной окраски, не прогнозируемости того, что будет, всё это безусловно будет сильно влиять на появление и удержание детской мотивации.
Достоинства квестов для детей дошкольного возраста
1. Квест-игра является привлекательной для ребёнка, позволяет активизировать его внимание и развивать познавательный интерес в ходе выполнения заданий.
2. Формирует у детей ощущение личной заинтересованности при выполнении задания.
3. Формирует у детей унифицированную базу знаний и представлений, к которой можно обращаться во время работы в группе.
4. Позволяет воспитателю выделять для ознакомления те объекты, которые он считает наиболее значимыми с точки зрения решения образовательных задач.
5. В квестах развивается свободное общение со взрослыми и детьми. Дети учатся оценивать свою работу, работу товарища, помогать друг другу.
6. Квесты помогают реализовать принцип сотрудничества. Способствуют сплочению коллектива детей, воспитанию доброжелательных, дружеских взаимоотношений.
7. Ребёнку отдаётся ведущая роль, а педагог лишь направляет его деятельность в нужном направление.
8. В ходе реализации квест-игры можно естественным образом осуществлять интеграцию образовательных областей, комбинировать разные виды детской деятельности и формы работы с детьми, решать образовательные задачи в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности дошкольника, активного взаимодействия с семьями воспитанников.
9. Создаются комфортные условия обучения, при которых каждый ребёнок чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.
10. Возможность введения в игру разнообразных заданий позволяет не только решать бесчисленное множество интеллектуальных и творческих задач, но и превращает каждый квест в уникальный продукт.
11. Приобретённый в ходе игры поисково-познавательный опыт дети-дошкольники смогут эффективно использовать в процессе обучения в школе.
12. Возможность интерактивной работы с родителями. Активное вовлечение семей воспитанников в образовательную деятельность ДОО является одним из современных требований.
13. Проведение квест-игр создаёт условия для установления доброжелательных, дружеских взаимоотношений между родителями, детьми и педагогами, а также для обмена опытом воспитания и организации квестов в семье.
Для достижения результатов своей деятельности педагог должен уметь реализовывать свой творческий потенциал, и при этом он должен быть профессионально подкован. надо помнить, что формирование личности воспитанника и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания». Научиться действовать дети могут только в процессе самого действия, а каждодневная работа воспитателя, образовательные технологии, которые он выбирает, формируют функциональную грамотность воспитанников, соответствующую их возрастной ступени.
Таким образом, использование квест-технологии, прямо или косвенно ведет к формированию основ функциональной грамотности будущего школьника. В целом, ребенок наделен высоким умственным потенциалом, но реализуются ли эти потенции в дальнейшей жизни — будет зависеть от условий воспитания и обучения.
Литература:
- Горлова, Н. А. Современные дошкольники: какие они? / Н.А. Горлова Обруч. - 2009. № 1. 3-6 с.
- Комарова Т.С., Зацепина М.Б. «Интеграция в системе воспитательно-образовательной работы детского сада», Мозаика-Синтез Москва, 2010, С.44.
- Смирнова Е. О., Лаврентьева Т. В. Дошкольник в современном мире. М.: Дрофа. 2008. 270 с.
- Осяк С.А., Султанбекова С.С., Захарова Т.В., Яковлева Е.Н., Лобанова О.Б., Образовательный квест – современная интерактивная технология // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-2.
- Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / под ред. Е.С.Полат – М.: Издательский центр «Академия», 2001.
- Поколение в памперсах или коллективный портрет современного дошкольника. Круглый стол // Дошкольное образование. 2001. № 9. URL: http://dob.1september.ru/2001/09/1.htm.
- Степанова С. И. «Функциональная грамотность в ДОУ» https://blog.dohcolonoc.ru/entry/zanyatiya/formirovanie-predposylok-funktsionalnoj-gramotnosti-u-doshkolnikov.html
- Часовских А.В. «Развитие современного ребенка дошкольного возраста» https://infourok.ru/razvitie-sovremennogo-rebenka-doshkolnogo-vozrasta-3450882.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста через инновационные формы образовательной деятельности
В современном мире, меняющемся каждую секунду, функциональная грамотность становиться одним из базовых факторов, способствующих активному участию людей в социальной, культурной, политической, эк...
«Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста через инновационные формы образовательной деятельности».
В современном мире, меняющемся каждую секунду, функциональная грамотность становиться одним из базовых факторов, способствующих активному участию людей в социальной, культурной, политичес...
"Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста через инновационные формы образовательной деятельности"
Одна из задач современного образования - формирование функционально грамотных людей....
Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста через инновационные формы образовательной деятельности
quot;Использование приёмов мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста". Современный образовательный процесс требует от педагогов нового подхода к собственной деятельнос...
Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста через инновационные формы образовательной деятельности
quot;Использование приёмов мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста". Современный образовательный процесс требует от педагогов нового подхода к собственной деятельнос...
Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста через инновационные формы образовательной деятельности
Одна из важнейших задач современного образования – формирование функционально грамотных людей. Эта задача является актуальной и для дошкольного образования, поскольку подготовка к школе тр...