Программа дополнительного образования «Пластилиновое чудо»
рабочая программа (старшая группа)
В основе Программы лежит использование нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства – пластилинография. Данная техника хороша тем, что она доступна детям младшего дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в деятельность детей, делает ее более увлекательной и интересной, что очень важно для работы с малышами.
Актуальность Программы состоит в том, что развитие мелкой моторики, ручной умелости на занятиях по изобразительной деятельности способствует развитию сенсомоторики - согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами (в рисовании - карандаш и кисть, в аппликации - ножницы и кисть, в лепке - стека). На этих занятиях дети вырабатывают умения управлять инструментом. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Новизна Программы заключается в создании лепных картин с изображением выпуклых, полу - объёмных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов.
Пластилинография – это нетрадиционная художественная техника рисования пластилином на картоне или любой другой плотной основе. Она сравнительно недавно появившийся вид в изобразительной деятельности. Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» – создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. По сути своей, это редко встречающийся, очень выразительный вид «живописи». Вы практически «рисуете» пластилином. Изготовление пластилиновых картин ярких расцветок с применением различных изобразительных приемов – увлекательное занятие, дающее радостное и эстетическое удовлетворение от подобного творчества, делая его оригинальным и декоративным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plastilinografiya_pan.docx | 64.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа дополнительного образования
«Пластилиновое чудо»
Возраст детей – 5-6 лет
Срок реализации программы 1 год.
Автор программы:
Пан Елена Михайлова
воспитатель высшей
квалификационной категории
г.Бугуруслан, 2022г.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
стр. | ||
I. | ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ | 3 |
1.1. | Пояснительная записка | 3 |
1.2. | Цели и задачи реализации Программы дополнительного образования | 5 |
1.3. | Принципы и подходы к формированию Программы дополнительного образования | 6 |
1.4. | Значимые характеристики | 7 |
1.5. | Планируемые результаты освоения Программы дополнительного образования | 8 |
1.6. | Формы подведения итогов | 8 |
II. | СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ | 9 |
2.1. | Описание образовательной деятельности в соответствии с направлением развития ребенка в Программе дополнительного образования | 9 |
2.2. | Проектирование образовательной работы по Программе дополнительного образования | 9 |
2.3. | Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы дополнительного образования | 17 |
III. | ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ | 18 |
3.1. | Кадровое обеспечение Программы дополнительного образования | 18 |
3.2. | Описание материально-технического обеспечения реализации Программы дополнительного образования | 18 |
3.3. | Научно – методическое обеспечение Программы дополнительного образования | 18 |
3.4. | Время и сроки реализации Программы дополнительного образования | 19 |
3.5. | Организация развивающей предметно-пространственной среды Программы дополнительного образования | 20 |
IV. | ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ | 22 |
V. | ЛИТЕРАТУРА | 23 |
1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
1.1.Пояснительная записка
Программа дополнительного образования «Пластилиновое чудо» для детей дошкольного возраста от 5 до 6 лет муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения муниципального образования «город Бугуруслан» «Детский сад комбинированного вида №18» (далее Программа) строится с учетом принципа интеграции образовательных областей и обеспечивает своевременное, всестороннее развитие личности ребенка с учетом его индивидуальных и психофизических особенностей; активно помогает каждому ребенку в освоении соответствующих возрасту умений и знаний, и обучает систематически и грамотно анализировать полученные результаты.
Программа дополнительного образования «Пластилиновое чудо» реализуется на основании:
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
- Правила оказания платных образовательных услуг, утверждённые Постановлением Правительства РФ от 15.08.2013 г. №706;
- Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» СанПиН 2.4.1.3049-13 (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26);
- Закон РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей»;
- Гражданский кодекс РФ от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ;
- Федеральный закон от 08.05.2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 13 января 2014 г. № 8 «Об утверждении примерной формы договора об образовании по образовательным программам дошкольного образования».
В основе Программы лежит использование нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства – пластилинография. Данная техника хороша тем, что она доступна детям младшего дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в деятельность детей, делает ее более увлекательной и интересной, что очень важно для работы с малышами.
Актуальность Программы состоит в том, что развитие мелкой моторики, ручной умелости на занятиях по изобразительной деятельности способствует развитию сенсомоторики - согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами (в рисовании - карандаш и кисть, в аппликации - ножницы и кисть, в лепке - стека). На этих занятиях дети вырабатывают умения управлять инструментом. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Новизна Программы заключается в создании лепных картин с изображением выпуклых, полу - объёмных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов.
Пластилинография – это нетрадиционная художественная техника рисования пластилином на картоне или любой другой плотной основе. Она сравнительно недавно появившийся вид в изобразительной деятельности. Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» – создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. По сути своей, это редко встречающийся, очень выразительный вид «живописи». Вы практически «рисуете» пластилином. Изготовление пластилиновых картин ярких расцветок с применением различных изобразительных приемов – увлекательное занятие, дающее радостное и эстетическое удовлетворение от подобного творчества, делая его оригинальным и декоративным.
Основной материал - пластилин, а основным инструментом является рука, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Лепка всегда привлекает детей. А пластилинография интересна вдвойне, ведь ребенок и не подозревает, что пластилином можно рисовать. Таким образом, при помощи взрослого малыш знакомиться с новой техникой. Пластилинография носит подлинно творческий характер. В ее русле создаются условия для развития воображения и интеллектуальной активности, экспериментирования с материалом, возникновения ярких и «умных» эмоций, что и позволяет считать данный вид деятельности мощным средством развития творческих способностей у дошкольников, а так же делает сам процесс воспитания и обучения детей актуальным и творческим.
Дети дошкольного возраста наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения. На занятиях кружка происходит реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве.
Но главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что в конце обучения, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетное хватание, т.е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью они так – же умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности и др.
Отличительной особенностью Программы является то, что ребенок узнает мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, при этом познавая и свои творческие способности, изменить то, к чему прикасается. Одним из помощников ребенка в этом важнейшем для его развития деле является пластилин. Тактильная активность, особенно ярко проявляемая детьми именно при играх с пластилином, напрямую влияет на формирование фантазии. Особенностью Программы также является нацеленность на конечный результат, т.е. стимулируя с помощью поделок из пластилина развитие фантазии ребенка, его способность представлять перед собой образы предметов, закладывается база для развития интеллекта ребенка. В процессе занятий с пластилином ребенок проявляет творческие способности, которые благотворно влияют на формирование здоровой и гармонично развитой личности.
1.2. Цели и задачи реализации Программы дополнительного образования
Цель Программы – развитие художественно – творческих способностей, укрепление мелкой моторики и координации движений рук, у детей дошкольного возраста от 5 до 6 лет, через художественно – изобразительную деятельность, посредством нетрадиционной техники – пластилинографии.
Задачи:
- формировать умение передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии;
- обучать основным приемам пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание), закреплять приобретенные умения и навыки, показать широту их возможного применения;
- способствовать развитию познавательной активности, творческого мышления, воображения, фантазии;
- развивать мелкую моторику пальцев рук;
- воспитывать желание участвовать в образовательных ситуациях и играх эстетической направленности, выражать эмоциональное сопереживание, доброту к игровым персонажам, воспитывать усидчивость, аккуратность в работе;
- воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.
Программа разработана для детей дошкольного возраста от 5 до 6 лет и рассчитана на 1 год обучения.
1.3.Принципы и подходы к формированию Программы дополнительного образования
Программа основывается на следующих принципах:
- принцип наглядности – широкое использование зрительных образов, постоянную опору на свидетельства органов чувств, благодаря которым достигается непосредственный контакт с действительностью;
- принцип доступности изучаемого – все задания подобраны с учетом возраста и индивидуальных особенностей детей;
- принцип интеграции – создание у ребенка целостной картины мира средствами природы, литературы, музыки, искусства, продуктивной деятельности;
- принцип систематичности – обучать, переходя от известного к неизвестному, от простого к сложному, что обеспечивает равномерное накопление и углубление знаний, развитие познавательных возможностей детей;
- принцип комфортности – атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, создание для каждого ребенка ситуации успеха;
- погружение каждого ребенка в творческий процесс – реализация творческих задач достигается путем использования в работе активных методов и форм обучения;
- деятельностный принцип – реализуется в принятии идеи главенствующей роли деятельности в развитии ребенка.
В программе учитываются следующие подходы:
1.Личностно-ориентированный подход ставит в центр образовательной системы личность ребенка, развитие его индивидуальных особенностей.
2.Деятельностный подход - предполагает, что в основе развития лежит активное непрерывное взаимодействие с окружающей действительностью.
3. Индивидуальный подход выражается в том, что общие задачи воспитания, которые стоят перед педагогом, работающим с коллективом детей, решаются посредством педагогического воздействия на каждого ребенка, исходя из знаний его психологических, возрастных особенностей.
1.4. Значимые характеристики
Возрастные особенности детей 5-6 лет.
В изобразительной деятельности 5-6 летний ребенок свободно может изображать предметы круглой, овальной, прямоугольной формы, состоящих из частей разной формы и соединений разных линий. Расширяются представления о цвете (знают основные цвета и оттенки, самостоятельно может приготовить розовый и голубой цвет). Старший возраст – это возраст активного рисования. Рисунки могут быть самыми разнообразными по содержанию: это жизненные впечатления детей, иллюстрации к фильмам и книгам, воображаемые ситуации. Обычно рисунки представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии Рисунки отдельных детей отличаются оригинальностью, креативностью. В лепке детям не представляется трудности создать более сложное по форме изображение. Дети успешно справляются с вырезыванием предметов прямоугольной и круглой формы разных пропорций. Старших дошкольников отличает яркая эмоциональная реакция на музыку. Появляется интонационно-мелодическая ориентация музыкального восприятия. Дошкольники могут петь без напряжения, плавно, отчетливо произнося слова; свободно выполняют танцевальные движения: полуприседания с выставлением ноги на пятку, поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке и т.д. Могут импровизировать, сочинять мелодию на заданную тему. Формируются первоначальные представления о жанрах и видах музыки. Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют различные детали деревянного конструктора. Могут заменять детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (2,4,6 сгибов); из природного материала.
1.5. Планируемые результаты освоения Программы
дополнительного образования
- сформируется устойчивый интерес к использованию в своей деятельности нетрадиционной техники работы с пластилином – пластилинография;
- ребенок овладеет нетрадиционными способами создания композиций из пластилина, рисования пластилином;
- ребенок владеет техническими приемами: (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание);
- в творческой работе ребенка будет преобладать новизна и оригинальность;
- будут хорошо развиты сенсорные способности, композиционные навыки, координация рук, мелкая моторика;
- будут сформированы знания в области изобразительной деятельности, развиты художественно – творческие способности;
- увеличится активный словарь, повысится качество связной речи.
1.6.Формы подведения итогов
Педагог наблюдает за процессом действиями детей в различных видах техниках пластилинографии, заполнение Карты наблюдения. Организация выставок детских творческих продуктов. Художественные конкурсы (внутри дошкольного учреждения, городского, муниципального масштаба), дни презентации детских работ родителям (сотрудникам, малышам). Составление альбома лучших работ.
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлением развития ребёнка в программе
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:
• Продолжать развивать интерес детей к изобразительной деятельности; умение рассматривать и обследовать предметы, в том числе с помощью рук; умение детей выделять и использовать средства выразительности в лепке.
• Вызывать положительный эмоциональный отклик на предложение слепить.
• Развивать эстетическое восприятие, образные представления, воображение, эстетические чувства, художественно-творческие способности.
• Обогащать представления детей об изобразительном искусстве (нетрадиционных техниках лепки) как основе развития творчества.
2.2. Проектирование образовательной работы по Программе дополнительного образования
Старшая группа
Совместная со взрослым деятельность | Самостоятельная деятельность детей | Совместная деятельность с семьёй | |
Образовательная деятельность | Режимные моменты | ||
Формы организации детей | |||
Индивидуальные, подгрупповые, групповые | Индивидуальные, подгрупповые | ||
Беседа Рассказ Объяснение Игровые и творческие задания Выставочный зал Мультимедийные материалы | Проблемные ситуации Развивающие игры Объяснение Посещение выставочного зала | Игры дидактические Интегрированная детская деятельность Продуктивная деятельность Рассматривание иллюстраций Игры с правилами Выставки творческих работ | Беседа Консультации Выставки Экскурсии Детскородительские проекты Совместное художественное творчество |
План работы построен на основе принципа непрерывности и постепенного усложнения содержания материала.
Основные направления и этапы работы.
Предметный материал представляет собой последовательность тщательно подобранных, постепенно усложняющихся изделий. Каждое новое изделие базируется на уже изученном, содержит знакомые формы и выполняется уже известными ребенку приемами, но при этом дополнено новыми, более сложными, еще не знакомыми ему элементами. Изделия близки и понятны ребенку – это предметы, с которыми он сталкивается ежедневно и хорошо знает: игрушки, сладости, овощи, фрукты, грибы, насекомые, птицы, древние и сказочные животные, обитатели подводного царства.
Лепка базируется на простых геометрических формах: шаре, цилиндре, конусе и жгуте, которые называются исходными формами. Простые изделия представляют собой только эти исходные формы. Более сложные получаются их доработкой при помощи различных приемов.
Все изучаемые темы распределены по трем разделам: первый – исходные формы; второй – доработка исходных форм; третий – сложные изделия.
Первый раздел – это выполнение изделий самых простых на небольшом формате. Педагог объясняет и показывает, как эти формы делать, но в основном предоставляет ребенку возможность справляться самостоятельно, не делая акцента на качестве исполнения. Основная задача здесь – научить видеть правильную геометрическую форму разного размера и уметь воплощать ее в изделии.
Второй раздел – выполнение более сложных изделий, когда исходные формы дорабатываются, усложняются.
Третий раздел – выполнение сложных изделий большого формата.
- конце изучения каждой темы дети осваивают композицию – размещение предметов на плоскости.
Тематическое планирование
по Программе дополнительного образования
«Пластилиновое чудо»
№ п/п | Тема | Техника | Задачи | ||
Сентябрь | |||||
1. | Облака | Пластилинография | 1.Познакомить с понятиями пластилиновая живопись, пейзаж, перспектива, линия горизонта. Способы скручивания, оттенки. Развивать мелкую моторику рук. | ||
2. | Сказочное дерево | Пластилинография | Уточнить представление об основных частях дерева, познакомить с книжной графикой на примере Васнецова. Развивать мелкую моторику пальцев. | ||
3. | Желтые листья летят | Пластилинография | С помощью цвета в пластилиновой живописи передать свое настроение к предметам природы, использовать в работе 2 цвета. Развивать мелкую моторику рук. | ||
4. | Ветка рябины | Пластилинография | Познакомить с барельефом, горельефом. Для средств выразительности использовать заглаживание, налепы, добиваясь сходства с натурой. Развивать мелкую моторику пальцев. | ||
Октябрь | |||||
1 | Петушок с семьей | Пластилинография | 1. Закрепить знания о домашних птицах, их внешнем облике, повадках. 2. Учить лепить объект из отдельных деталей. 3. Развивать координацию рук, мелкую моторику. 4. Развивать формовосприятие. | ||
2 | Лебеди | Пластилинография | 1. Вызвать интерес к миру природы, формировать реалистическое представление о ней. 2. Закреплять умения детей работать с пластилином на горизонтальной поверхности, использовать его свойства при раскатывании, расплющивании в создаваемых предметах. 3. Развивать мелкую моторику. . | ||
3 | Осенняя берёза | Пластилинография | 1. Расширить знания детей о деревьях (строение, величина, вид). 2. Учить лепить плоскостные изображения берёзы, равномерно располагая осенние листья по веткам берёзы. Закреплять умение скатывать очень тонкие «колбаски» для нанесения характерности строения ствола. 3. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений, цветовосприятие, глазомер. | ||
4 | Клоун | Пластилинография | 1. Учить лепить плоскостные изображения клоуна из отдельных частей и словесной инструкции воспитателя. Закреплять умение в скатывании между ладоней шарика и его сплющивания. 2. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений, цветовосприятие, глазомер. | ||
Ноябрь | |||||
1 | Совушка, сова - большая голова | Пластилинография | 1. Расширить представления детей о лесной птице – сове. 2. Учить создавать композицию из отдельных частей, используя имеющиеся умения и навыки работы с пластилином – скатывание, расплющивание. 3. Развивать мелкую моторику рук при создании композиции из пластилина. | ||
2 | Мишка косолапый | Пластилинография | 1. Дать детям представление об образе жизни бурых медведей. 2. Научить использовать стеку для придания шерсти необходимой структуры (мохнатость). 3. Развивать цветовосприятие. | ||
3 | Домашние животные кролики | Пластилинография | 1. Познакомить детей с кроликами. 2. Закрепить умение создавать лепную картину с выпуклым изображением. 3. Развивать у детей живой интерес к природе. | ||
4 | Мухомор | Пластилинография | 1. Расширить представление детей о грибах (форма, цвет, величина, съедобные - несъедобные). 2. Учить лепить плоскостное изображение мухомора, выделяя его отличительные признаки. | ||
Декабрь | |||||
1 | Пингвины на льдине | Пластилинография | 1. Познакомить детей с представителями животного мира - пингвинами. 2. Учить передавать характерное строение птицы. 3. Развивать творческое воображение, цветовосприятие. | ||
2 | Откуда ёлочка пришла | Пластилинография | 1. Расширить представления детей об истории новогоднего праздника. Закреплять умения детей использовать в работе нетрадиционную технику изобразительного искусства – пластилинографию. Добиваться реализации выразительного, яркого образа, дополняя работу элементами бросового материала. | ||
3 | Снежинка | Пластилинография | 1. Расширять представления детей о зиме. 2. Учить лепить плоскостное изображение снежинки из отдельно слепленных «колбасок». 3. Развивать мелкую моторику, конструктивные способности. | ||
4 | Подарок для Хрюши | Пластилинография | 1. Закрепить представления детей о домашних животных, особенностях их внешнего облика. Продолжать знакомить детей со свойствами пластилина (мягкий, податливый, способен принимать любую форму). Учить детей достигать выразительной передачи формы, цвета, изображений мелких деталей объекта. 2. Развивать мелкую моторику. | ||
Январь | |||||
1 | Мишка косолапый | Пластилинография | 1. Дать детям представление об образе жизни бурых медведей. 2. Научить использовать стеку для придания шерсти необходимой структуры (мохнатость). 3. Развивать цветовосприятие. | ||
2 | Аквариум | Пластилинография | 1.Учить использовать различные методы работы с пластилином для создания объёмного изображения предметов. 2.Передавать в рисунке характерные черты аквариумных рыбок и аквариумных растений. | ||
3 | Матрёшка | Пластилинография | 1.Отрабатывать умение заполнять пространство рисунка, растягивая пластилин, заполняя контуры изображения, сглаживая места соединения цветов. 2.Учить сочетать различные цвета. | ||
Февраль | Пластилинография | ||||
1 | Три поросенка | Пластилинография | 1. Закрепить и расширить представления детей о домашних животных, об особенностях их внешнего облика. 2. Продолжать знакомить со свойствами пластилина: мягкий, податливый, способен принимать заданную форму. 3.Учить достигать выразительности через более точную передачу формы, цвета. 4.Развивать моторику пальцев рук. | ||
2 | Коллективная работа «Заюшкина избушка» | Пластилинография | 1.Отрабатывать умение применять изученные методы в технике «Пластилинография» для изображения сказочных героев. 2.Учить работать в коллективе. | ||
3 | Подарок папе к 23 февраля | Пластилинография | 1.Закреплять знания детей о празднике. 2.Отрабатывать умение применять разные методы работы с пластилином, использовать материалы для украшения. 3.Продолжать учить изображать сказочных героев с помощью пластилина. | ||
Март | |||||
1 | Разные коты | Пластилинография | 1. Прививать любовь и бережное отношение к «братьям меньшим». 2. Учить передавать строение фигуры кошки, разное положение туловища животного. 3. Развивать мелкую моторику рук. | ||
2 | Платье для куклы | Пластилинография | 1.Отрабатывать умение работать с маленькими частями пластилина, наносить узор на основу «по замыслу». | ||
3 | Розы для мамы | Пластилинография | 1.Совершенствовать умение выполнять работу разными способами лепки. 2.Закреплять знания детей о празднике. | ||
4 | Стайка дельфинов | Пластилинография | 1.Закреплять умение изображать животных с помощью пластилина. 2. Развивать чувство формы и пропорций. 3.Формировать композиционные навыки. | ||
Апрель | |||||
1 | Осьминог | Пластилинография | 1. Познакомить детей с представителями морского дна, рассказать об их особенностях, приспособленности к жизни в водной среде. 2. Развивать воображение, образную память, умение продумывать композиционное построение изображения. 3. Способствовать развитию формообразующих движений руки в работе с пластилином. | ||
2 | Весенний ковёр | Пластилинография | 1.Учить лепить коврик из «жгутиков», имитируя технику плетения. 2. Продолжать учить создавать образы растений, используя имеющиеся умения и навыки работы с пластилином. 3.Закреплять умение работать стекой. | ||
3 | Кошки – мышки | Пластилинография | 1.Закреплять умение передавать положение туловища животного. 2.Закреплять умение применять ранее усвоенные приёмы лепки, смешивать цвета для получения нового оттенка. 3.Развивать композиционные навыки. | ||
4 | Ракета в звёздном небе | Пластилинография | 1.Закреплять знания детей о празднике. 2.Закреплять умение выполнять работу в технике «Пластилинография», украшать изображение разными материалами (блёстки). | ||
Май | |||||
1. | Подкова | Пластилинография | 1.Провести беседу с детьми о подкове. Предложить выполнить в технике пластилинографии. Поощрять детей за дополнительные детали в работе. | ||
2. | Весёлый зоопарк | Пластилинография | 1.Обобщить представления детей об обитателях зоопарка. Предложить им самостоятельно выбрать животное и нарисовать его. Поощрять самостоятельную деятельность. | ||
3. | Незабудки | Пластилинография | 1.Продолжить знакомство детей с миром природы. Закрепить умение скатывать пальчиком короткие отрезки в шарики кругообразными движениями. | ||
4. | Земляника | Пластилинография | 1.Способствовать расширению знаний детей о многообразии видов и форм растений. Закреплять познавательный интерес к природе. Продолжить обучение созданию композиции из отдельных деталей, добиваясь целостности восприятия картины. Способствовать развитию формообразующих движений рук в работе с пластилином |
2.3. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы дополнительного образования
При реализации программы используются следующие методы и приемы:
• метод обследования, наглядности (рассматривание наглядных пособий);
• словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения);
• практический (самостоятельное выполнение детьми изделий, использование различных инструментов и материалов для лепки);
• эвристический (развитие находчивости и активности);
• частично-поисковый;
• проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия);
• метод «подмастерья» (взаимодействие педагога и ребёнка в едином творческом процессе); сотворчество;
• мотивационный (поощрение);
• жест руки (ребенок показывает элементы узора дотрагиваясь до него пальцем, находит такой же или одинаковой формы по цвету).
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1.Кадровое обеспечение Программы дополнительного образования
Воспитатели совместно организуют образовательную деятельность в группе, организуют предметно пространственную среду в группе, формируют фонд методических, наглядно-иллюстративных материалов. Осуществляют работу с родителями.
3.2.Описание материально-технического обеспечения реализации Программы дополнительного образования
Вид помещения | Оснащение помещения | Материалы для работы с детьми |
Групповое помещение | Столы, стулья, уголок ИЗО «Клякса» с мольбертом, магнитная доска, проектор, экран. | Пластилин, доски для лепки, стеки, фартуки с нарукавниками, цветной картон, белый картон, наборы для работы с пластилином, природный и бросовый материал. |
3.3. Научно – методическое обеспечение Программы дополнительного образования
Литература для организации педагогического процесса:
- Анищенкова Е. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. Издательство АСТ.
- Давыдова Г. Н. Пластилинография для малышей. Издательство Детский дизайн, 2008.
- Давыдова Г. Н. Пластилинография - 2. Издательство Детский дизайн, 2008.
- Давыдова Т. Весёлые уроки. Лепим из пластилина и солёного теста. –М.: СТРЕКОЗА-ПРЕСС, 2004.
- Данкевич Е., Жакова О. Лепим из пластилина.
- Деревянко Т. Забавные зверушки. Лепим из пластилина. АСТ-ПРЕСС, 2011.
- Колдина Д.Н. Детское творчество. Лепка с детьми 3-4 лет— М.: Мозаика-Синтез, 2016.
- Колдина Д.Н. Детское творчество. Лепка с детьми 4-5 лет— М.: Мозаика-Синтез, 2016.
- Колдина Д.Н. Детское творчество. Лепка с детьми 5-6 лет— М.: Мозаика-Синтез, 2016.
- Лыкова И.А. Лепим, фантазируем, играем – М.: ТЦ Сфера, 2000.
- Лыкова И.А. Серия мастерилка. Я леплю из пластилина. Издательство Мир книги. Карапуз.
- Орен Р. Секреты пластилина: развиваем моторику рук –М.: Издательство Махаон. 2010.
- Румянцева Е.А. Простые поделки из пластилина. Серия: «Внимание: дети!» 2009.
- Сорокина Ж.В. Пластилиновые картинки для детей от 3-х лет.–Санкт-Петербург: Литера, 2013.
- Чернова Е.В. Пластилиновые картины. Издательство: ООО Феникс. 2006.
- Шницкая И. О. Аппликация из пластилина. Ростов-на-Дону.: ООО Феникс, 2011.
- Яковлева Т.Н. Пластилиновая живопись. Методическое пособие.-М.: ТЦ Сфера, 2010.
3.4. Время и сроки реализации Программы дополнительного образования
Программа дополнительного образования рассчитана на один год работы с детьми старшей группы. В старшей группе 33 учебные недели. В старшей группе занятия проводятся 1 раз в неделю во вторую половину дня 25 минут. Недельная нагрузка по программе составляет 25 минут. Общая нагрузка по программе – 500 мин. По окончанию каждого занятия организуются еженедельные выставки детских работ для родителей, и тематические выставки в ДОУ ежеквартально.
Качество детских работ зависит от:
• грамотного методического руководства со стороны взрослых;
• уровня умственного развития ребёнка, развития представлений, памяти, воображения (умения анализировать образец, планировать этапы работы, адекватно оценивать результат своего труда и т.д.);
• степени сформированности у детей конкретных практических навыков и умений работы с материалом;
• развития у ребёнка таких качеств как настойчивость, целеустремлённость и внимательность, любознательность, взаимопомощь и др. В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях дается и возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя.
Формы образовательной деятельности
Формы работы | Формы организации детей | Примерный объем (в неделю) |
ОД, осуществляемая в ходе режимных моментов | ||
Беседа Ситуативный разговор Дидактическая игра Сюжетно – ролевая игра Продуктивная деятельность Прогулка Чтение художественной литературы | Групп. Подгр. Инд. | 25 мин. |
Самостоятельная деятельность детей | ||
Во всех видах самостоятельной детской деятельности | Подгр. Инд. | 20 мин |
Совместная деятельность с родителями | ||
Праздники Досуги Развлечения Проекты | Групп. Подгр. Инд. | |
Совместная деятельность с детьми | ||
Беседа Ситуативный разговор Дидактическая игра Сюжетно – ролевая игра Продуктивная деятельность Прогулка Чтение художественной литературы | Групп. Подгр. Инд. |
3.5. Организация развивающей предметно-пространственной среды Программы дополнительного образования
В группе детского сада создан центр изобразительной деятельности. Основная цель создания данного центра заключается в активизации детского художественно-эстетического творчества, обогащении опыта творческой деятельности, развитии эстетических способностей. Данный центр объединяет разные виды художественно-эстетической деятельности дошкольников (изобразительной, творческой, речевой, игровой). Материалы центра, связанные с развитием изобразительной деятельности, располагаются рядом с игрушками, играми, так как именно игровая деятельность во многом активизирует появление образа в лепке. Созданная композиция или работа часто обыгрываются детьми. В центре достаточно свободного пространства для организации самостоятельной детской деятельности. Для хранения материалов есть шкаф для расположения и систематизации материалов и инструментов, магнитная доска для крепления иллюстраций, детских книг и других материалов. Для демонстрации детских работ имеется «Стена творчества». Она расположена непосредственно в раздевальной комнате. Данная стена оформляется работами детей. Важным для детей старшего дошкольного возраста является фонд различных материалов: картон, пластилин, наборы для лепки, фигурки животных для тактильного обследования и игры «Чудесный мешочек».
Группа оформляется материалами, отражающими осваиваемое содержание какой-либо темы.
IV. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Программа дополнительного образования «Пластилиновое чудо» обеспечивает развитие творческих способностей детей 5-6 лет в изобразительной деятельности. Реализация Программы способствует развитию у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему. Характерные особенности данной Программы: направленность не на занятие, а на развитие ребенка, приобретение практических умений; присутствие доброжелательной, творческой атмосферы; работа по развитию творческих способностей проводиться в игровой форме. Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный.
Целевой раздел состоит из пояснительной записки, описания планируемых результатов освоения Программы, форм подведения итогов. В пояснительной записке отражена актуальность, характерные особенности и задачи Программы.
Содержательный раздел определяет общее содержание Программы, описание форм работы с детьми.
Организационный раздел кадровое обеспечение, время и сроки реализации Программы, организацию предметно-развивающей среды, форм отчетности, список литературы.
V. ЛИТЕРАТУРА
- Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. Издательство АСТ.
- Давыдова Г. Н. Пластилинография для малышей. Издательство Детский дизайн, 2008.
- Давыдова Г. Н. Пластилинография - 2. Издательство Детский дизайн, 2008.
- Давыдова Т. Весёлые уроки. Лепим из пластилина и солёного теста.–М.: СТРЕКОЗА-ПРЕСС, 2004.
- Данкевич Е., Жакова О. Лепим из пластилина.
- Деревянко Т. Забавные зверушки. Лепим из пластилина. АСТ-ПРЕСС, 2011.
- Колдина Д.Н. Детское творчество. Лепка с детьми 3-4 лет— М.: Мозаика-Синтез, 2016.
- Колдина Д.Н. Детское творчество. Лепка с детьми 4-5 лет— М.: Мозаика-Синтез, 2016.
- Колдина Д.Н. Детское творчество. Лепка с детьми 5-6 лет— М.: Мозаика-Синтез, 2016.
- Лыкова И.А. Лепим, фантазируем, играем – М.: ТЦ Сфера, 2000.
- Лыкова И.А. Серия мастерилка. Я леплю из пластилина. Издательство Мир книги. Карапуз.
- Орен Р. Секреты пластилина: развиваем моторику рук – М.: Издательство Махаон. 2010.
- Румянцева Е.А. Простые поделки из пластилина. Серия: «Внимание: дети!» 2009.
- Сорокина Ж.В. Пластилиновые картинки для детей от 3-х лет.– Санкт-Петербург: Литера, 2013.
- Чернова Е.В. Пластилиновые картины. Издательство: ООО Феникс. 2006.
- Шницкая И. О. Аппликация из пластилина. Ростов-на-Дону.: ООО Феникс, 2011.
- Яковлева Т.Н. Пластилиновая живопись. Методическое пособие.-М.: ТЦ Сфера, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа дополнительного образования "Пластилиновое чудо" для детей 2-4 лет.
Занятия пластилинографией представляют большую возможность для развития и обучения детей. Занимаясь пластилинографией, у ребенка...
Подборка пальчиковых игр к программа дополнительного образования "Пластилиновое чудо" для детей 2-4 лет.
Подборка пальчиковых игр к программа дополнительного образования "Пластилиновое чудо" для детей 2-4 лет....
Программа дополнительного образования " Пластилиновая фантазия"
Пояснительная записка В настоящее время в умах и душах людей нашей страны происходит переоценка ценностей, зачастую приоритетную роль играют материальные блага, а развитие духо...
Программа дополнительного образования "Пластилиновое чудо"
Презентация - отчёт о кружковой работе по художественно - эстетическому направлению....
Программа дополнительного образования "Пластилиновое чудо" с 3 до 4 лет
Задачи:· Учить передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии.·...
Программа дополнительного образования "Пластилиновое чудо"
Развитие творческих способностей и ручной умелости у детей младшего дошкольного возраста посредством пластилинографии....
Программа дополнительного образования " Пластилиновое чудо " 2020-2021 гг
Программа дополнительного образования ( пластилинография ) " Пластилиновое чудо " 2020-2021 гг...