Методические основы взаимодействия с родителями по ФОП ДО
методическая разработка (подготовительная группа)

Вильдякскина Светлана Георгиевна

Методические основы взаимодействия с родителями по ФОЛ ДО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimodeystvie_s_roditelyami_po_fop_do.docx23.9 КБ

Предварительный просмотр:

Проблема взаимодействия педагогов и родителей сохраняет актуальность на протяжении многих десятилетий. Сегодня перед профессиональным сообществом снова стоит вопрос: какова функция воспитателя по отношению к родителям? Кто он: консультант, наставник, партнер или просветитель? Ответ на этот вопрос дают нормативные правовые акты.

Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» определил приоритетную роль родителей в образовании и обязывает педагогов и родителей стать не только равноправными, но и равноответственными участниками образовательного процесса.

Федеральная Образовательная Программа Дошкольного Образования (ФОП ДО) – это фундаментальный документ, определяющий основы дошкольного образования. В рамках этой программы, говорит о том, что взаимодействие с родителями становится ключевым фактором обеспечения качественного образовательного процесса и личностного развития детей.

Актуальность взаимодействия с родителями обусловлена следующими факторами:

  • Обеспечение участия родителей в образовательном процессе: Взаимодействие с родителями помогает лучше понять их потребности и ожидания, что позволяет более эффективно планировать и организовывать образовательный процесс.
  • Повышение качества образования: Эффективное взаимодействие с родителями способствует созданию благоприятной атмосферы в детском саду, что, в свою очередь, положительно влияет на эмоциональное состояние и развитие детей.
  • Оказание поддержки и помощи родителям: Взаимодействие с родителями также предоставляет возможность предоставить информацию о различных аспектах дошкольного образования, таких как развитие ребенка, методы обучения, особенности адаптации к детскому саду и т. д.
  • Укрепление партнерства между детским садом и родителями: Регулярное взаимодействие с родителями позволяет укрепить доверительные отношения и создать атмосферу сотрудничества между образовательным учреждением и семьей каждого ребенка.

Основные цели взаимодействия детского сада с семьёй в соответствии с Федеральной образовательной программой (ФОП ДО) являются:

  • обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение

компетентности родителей в вопросах образования, охраны и укрепления здоровья детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов;

  • обеспечение единства подходов к воспитанию и обучению детей в условиях ДОО и семьи; повышение воспитательного потенциала семьи.

Задачи взаимодействия педагогического коллектива ДОО с семьями обучающихся состоит в том, чтобы сделать родителей полноправными участниками образовательного процесса, понимающими значимость педагогического труда, готовыми к интенсивным взаимоотношениям с ребенком в различных образовательных и жизненных ситуациях:

Принципы взаимодействия с родителями

  • Приоритет семьи в воспитании, обучении и развитии ребёнка;
  • Открытость;
  • Взаимное доверие, уважение и доброжелательность во взаимоотношениях педагогов и родителей;
  • Индивидуально-дифференцированный подход к каждой семье;
  • Возрастосообразность;

Изменившаяся современная семья (финансовое и социальное расслоение, обилие новейших информационных технологий и др.) заставляет искать новые формы взаимодействия.

В наше непростое время, нам бы хотелось, чтобы ребёнок был не только человеком образованным, но и воспитанным, который умеет вести себя в обществе, знает традиции и историю своего народа и родного края, умеет поддерживать доверительные взаимоотношения с социумом.

В связи с этим необходимо по-новому взглянуть на взаимодействие ДОУ

с родителями, с целью создания единого образовательного пространства «семья – детский сад» для их равноправного и заинтересованного партнерства». Только такое взаимодействие приведет к разностороннему полноценному развитию творческого и интеллектуального потенциала личности каждого ребенка с учетом его индивидуальных природных задатков, талантов и способностей.

Но не секрет, что на практике воспитание оказывается сложным делом, а некомпетентный подход к нему приводит к серьезным последствиям. Сегодня у каждого родителя есть доступ к огромному массиву информации в различных областях знания, но не каждый может грамотно её применять. Наша задача оказывать семьям воспитанников квалифицированную поддержку родителям, но не нарушать их право на обучение и воспитание детей.

ФОП ДО предусматривает три направления взаимодействия с родителями детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов.

Диагностико-аналитическое направление. Педагогическая деятельность всегда строится на диагностической основе. Процесс взаимодействия с родителями также нуждается в диагностическом подходе, так как в каждой семье своя воспитательная практика.

Информация о каждой семье, понимание ее взглядов на воспитание и установок поможет педагогу выстроить взаимодействие, оказать адресную помощь и поддержку родителям.

Его цель – повысить эффективность взаимодействия с родителями. После сбора информации необходимо показать родителям, что изменилось в лучшую сторону.

Просветительское направление. Это эффективное средство государственной поддержи семьи, помощи в становлении осознанного и компетентного родительства.

Предполагает просвещение родителей по вопросам воспитания и образования дошкольников.

Самые востребованные среди родителей – краткие форматы общения. Они предпочитают получать информацию с помощью цифровых технологий, сети Интернет, соцсетей. Педагоги при этом должны уделять большое внимание «обратной связи», учитывать образовательные потребности родителей, анализировать их воспитательную деятельность, вовлекать в диалог. Общение должно быть персонифицировано, иначе просветительская деятельность будет формальной.

Гораздо важнее помочь им осознать собственную воспитательную практику, увидеть ее сильные и слабые стороны, получить «банк» методов и приемов решения задач воспитания в семье, приобрести положительный опыт и обратную связь.

Консультационное направление. Педагоги ближе узнают жизнь семьи и оказывают помощь там, где она больше всего нужна. Родители начинают серьезно присматриваться к детям, задумываться над их воспитанием, а главное – убеждаются в том, что в детском саду они могут получить поддержку и совет.

Объединяет в себе консультирование родителей (законных представителей) по вопросам их взаимодействия с ребёнком, преодоления возникающих проблем воспитания и обучения детей, в том числе с ООП в условиях семьи;

Изучив и проанализировав актуальность, нормативно-правовые аспекты данного вопроса, пришла к выводу, что одним из приоритетных направлений в моей педагогической деятельности является сотрудничество с семьёй. Решающим условием такого успешного партнерства являются доверительные отношения между воспитателями и родителями, наличие взаимоуважения, доброжелательности. А так же сотрудничество и сотворчество, в основе которых – вера в ребёнка, его возможности. Поэтому контакт стараемся выстроить таким образом, чтобы у родителей возник интерес к процессу воспитания, потребность добиться успеха, уверенность в своих силах.

Правильно организованное взаимодействие семьи и ДОУ формируют у ребенка уверенность в успехе, активную социальную позицию, умение уважать собственную личность и окружающих, стремление к поиску диалога, достижения взаимопонимания между людьми. Главной ценностью такого процесса воспитания и обучения является сам ребенок, полноценное развитие его задатков и талантов.

Была выстроена система работы, включающая в себя совместную деятельность с родителями, а так же определены единые цели и задачи.

Цель: Вовлечение родителей воспитанников в единое образовательное пространство; оказание помощи современной семье в вопросах воспитания и обучения детей, установление доверительных и партнерских отношений.

В работе с родителями выделяю как приоритетные, следующие задачи:

1. Повышение педагогической компетенции родителей.

2. Изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания.

3. Приобщение родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы.

4. Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями, создать атмосферу сотрудничества и сотворчества.

5. Активизация и обогащение воспитательных и образовательных умений родителей.

6. Реализация единого подхода к воспитанию и обучению детей в семье и детском саду на основе успешного партнерства

Систему работы с родителями выстроила блоками, каждый из которых включает задачи, формы взаимодействия.

1 блок Повышение компетентности родителей по вопросам целенаправленного обучения и воспитания ребенка

Задачи

Повышение компетентности родителей по организации совместной деятельности с детьми

2 блок Включение родителей в деятельность детского сада

Задачи

Создание условий для включения родителей в планирование, организацию педагогической деятельности

Важнейшим результатом такого взаимодействия является: создание содержательного общения педагогов и родителей, в процессе которого формируется активная позиция родителей в творческом развитии ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогические основы взаимодействия с родителями воспитанников ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС.

Родители и воспитатели- два берега одной реки. —Цель совместной работы с родителями: создания единой воспитательной среды  для  раскрытия потенциальных возможностей ребенка.Ус...

Презентация опыта работы на аттестацию "Духовно - нравственное воспитание детей старшего возраста на основе взаимодействия с родителями"

Детство – каждодневное открытие мира, поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия....

СЕМИНАР для воспитателей ДОУ «Методические и психологические основы взаимодействия с родителями»

Семинар "Методические и психологические основы взаимодействия с родителями" поможет ознакомить педагогов с теоретическими и практическими психологическими положениями в области коммуникативн...

Теоретические и методические основы взаимодействия воспитателя с родителями (лицами, их заменяющими) в рамках организации и проведения родительского собрания

Данная статья дает рекомендации как правильно проводить родительское собрание с описанием частей родительского собрания в старшей группе...

Презентация "Теоретические и методические основы взаимодействия воспитателя с родителями и сотрудниками дошкольной образовательной организации".

Презентация "Теоретические и методические основы взаимодействия воспитателя с родителями и сотрудниками дошкольной образовательной организации".Работа с родителями - это очень важная составл...