Главные вкладки
Методические основы взаимодействия с родителями по ФОП ДО
методическая разработка (подготовительная группа)
Методические основы взаимодействия с родителями по ФОЛ ДО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimodeystvie_s_roditelyami_po_fop_do.docx | 23.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблема взаимодействия педагогов и родителей сохраняет актуальность на протяжении многих десятилетий. Сегодня перед профессиональным сообществом снова стоит вопрос: какова функция воспитателя по отношению к родителям? Кто он: консультант, наставник, партнер или просветитель? Ответ на этот вопрос дают нормативные правовые акты.
Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» определил приоритетную роль родителей в образовании и обязывает педагогов и родителей стать не только равноправными, но и равноответственными участниками образовательного процесса.
Федеральная Образовательная Программа Дошкольного Образования (ФОП ДО) – это фундаментальный документ, определяющий основы дошкольного образования. В рамках этой программы, говорит о том, что взаимодействие с родителями становится ключевым фактором обеспечения качественного образовательного процесса и личностного развития детей.
Актуальность взаимодействия с родителями обусловлена следующими факторами:
- Обеспечение участия родителей в образовательном процессе: Взаимодействие с родителями помогает лучше понять их потребности и ожидания, что позволяет более эффективно планировать и организовывать образовательный процесс.
- Повышение качества образования: Эффективное взаимодействие с родителями способствует созданию благоприятной атмосферы в детском саду, что, в свою очередь, положительно влияет на эмоциональное состояние и развитие детей.
- Оказание поддержки и помощи родителям: Взаимодействие с родителями также предоставляет возможность предоставить информацию о различных аспектах дошкольного образования, таких как развитие ребенка, методы обучения, особенности адаптации к детскому саду и т. д.
- Укрепление партнерства между детским садом и родителями: Регулярное взаимодействие с родителями позволяет укрепить доверительные отношения и создать атмосферу сотрудничества между образовательным учреждением и семьей каждого ребенка.
Основные цели взаимодействия детского сада с семьёй в соответствии с Федеральной образовательной программой (ФОП ДО) являются:
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение
компетентности родителей в вопросах образования, охраны и укрепления здоровья детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов;
- обеспечение единства подходов к воспитанию и обучению детей в условиях ДОО и семьи; повышение воспитательного потенциала семьи.
Задачи взаимодействия педагогического коллектива ДОО с семьями обучающихся состоит в том, чтобы сделать родителей полноправными участниками образовательного процесса, понимающими значимость педагогического труда, готовыми к интенсивным взаимоотношениям с ребенком в различных образовательных и жизненных ситуациях:
Принципы взаимодействия с родителями
- Приоритет семьи в воспитании, обучении и развитии ребёнка;
- Открытость;
- Взаимное доверие, уважение и доброжелательность во взаимоотношениях педагогов и родителей;
- Индивидуально-дифференцированный подход к каждой семье;
- Возрастосообразность;
Изменившаяся современная семья (финансовое и социальное расслоение, обилие новейших информационных технологий и др.) заставляет искать новые формы взаимодействия.
В наше непростое время, нам бы хотелось, чтобы ребёнок был не только человеком образованным, но и воспитанным, который умеет вести себя в обществе, знает традиции и историю своего народа и родного края, умеет поддерживать доверительные взаимоотношения с социумом.
В связи с этим необходимо по-новому взглянуть на взаимодействие ДОУ
с родителями, с целью создания единого образовательного пространства «семья – детский сад» для их равноправного и заинтересованного партнерства». Только такое взаимодействие приведет к разностороннему полноценному развитию творческого и интеллектуального потенциала личности каждого ребенка с учетом его индивидуальных природных задатков, талантов и способностей.
Но не секрет, что на практике воспитание оказывается сложным делом, а некомпетентный подход к нему приводит к серьезным последствиям. Сегодня у каждого родителя есть доступ к огромному массиву информации в различных областях знания, но не каждый может грамотно её применять. Наша задача оказывать семьям воспитанников квалифицированную поддержку родителям, но не нарушать их право на обучение и воспитание детей.
ФОП ДО предусматривает три направления взаимодействия с родителями детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов.
Диагностико-аналитическое направление. Педагогическая деятельность всегда строится на диагностической основе. Процесс взаимодействия с родителями также нуждается в диагностическом подходе, так как в каждой семье своя воспитательная практика.
Информация о каждой семье, понимание ее взглядов на воспитание и установок поможет педагогу выстроить взаимодействие, оказать адресную помощь и поддержку родителям.
Его цель – повысить эффективность взаимодействия с родителями. После сбора информации необходимо показать родителям, что изменилось в лучшую сторону.
Просветительское направление. Это эффективное средство государственной поддержи семьи, помощи в становлении осознанного и компетентного родительства.
Предполагает просвещение родителей по вопросам воспитания и образования дошкольников.
Самые востребованные среди родителей – краткие форматы общения. Они предпочитают получать информацию с помощью цифровых технологий, сети Интернет, соцсетей. Педагоги при этом должны уделять большое внимание «обратной связи», учитывать образовательные потребности родителей, анализировать их воспитательную деятельность, вовлекать в диалог. Общение должно быть персонифицировано, иначе просветительская деятельность будет формальной.
Гораздо важнее помочь им осознать собственную воспитательную практику, увидеть ее сильные и слабые стороны, получить «банк» методов и приемов решения задач воспитания в семье, приобрести положительный опыт и обратную связь.
Консультационное направление. Педагоги ближе узнают жизнь семьи и оказывают помощь там, где она больше всего нужна. Родители начинают серьезно присматриваться к детям, задумываться над их воспитанием, а главное – убеждаются в том, что в детском саду они могут получить поддержку и совет.
Объединяет в себе консультирование родителей (законных представителей) по вопросам их взаимодействия с ребёнком, преодоления возникающих проблем воспитания и обучения детей, в том числе с ООП в условиях семьи;
Изучив и проанализировав актуальность, нормативно-правовые аспекты данного вопроса, пришла к выводу, что одним из приоритетных направлений в моей педагогической деятельности является сотрудничество с семьёй. Решающим условием такого успешного партнерства являются доверительные отношения между воспитателями и родителями, наличие взаимоуважения, доброжелательности. А так же сотрудничество и сотворчество, в основе которых – вера в ребёнка, его возможности. Поэтому контакт стараемся выстроить таким образом, чтобы у родителей возник интерес к процессу воспитания, потребность добиться успеха, уверенность в своих силах.
Правильно организованное взаимодействие семьи и ДОУ формируют у ребенка уверенность в успехе, активную социальную позицию, умение уважать собственную личность и окружающих, стремление к поиску диалога, достижения взаимопонимания между людьми. Главной ценностью такого процесса воспитания и обучения является сам ребенок, полноценное развитие его задатков и талантов.
Была выстроена система работы, включающая в себя совместную деятельность с родителями, а так же определены единые цели и задачи.
Цель: Вовлечение родителей воспитанников в единое образовательное пространство; оказание помощи современной семье в вопросах воспитания и обучения детей, установление доверительных и партнерских отношений.
В работе с родителями выделяю как приоритетные, следующие задачи:
1. Повышение педагогической компетенции родителей.
2. Изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания.
3. Приобщение родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы.
4. Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями, создать атмосферу сотрудничества и сотворчества.
5. Активизация и обогащение воспитательных и образовательных умений родителей.
6. Реализация единого подхода к воспитанию и обучению детей в семье и детском саду на основе успешного партнерства
Систему работы с родителями выстроила блоками, каждый из которых включает задачи, формы взаимодействия.
1 блок Повышение компетентности родителей по вопросам целенаправленного обучения и воспитания ребенка
Задачи
Повышение компетентности родителей по организации совместной деятельности с детьми
2 блок Включение родителей в деятельность детского сада
Задачи
Создание условий для включения родителей в планирование, организацию педагогической деятельности
Важнейшим результатом такого взаимодействия является: создание содержательного общения педагогов и родителей, в процессе которого формируется активная позиция родителей в творческом развитии ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интернет портфолио участника конкурса "Воспитатель года - 2020"
Мое интернет портфолио...
интернет - портфолио, презентация воспитателя ср гр Тойдоновой Торколой Евгеньевны Улаганский район с Улаган детский сад "Ырыс"
В презентации указаны рабочие дни в детском саду воспитателя с детьми ср гр, ( режимные моменты, организации НОД , мои достижения и.т.д.),...
Интернет - портфолио на конкурс "Профессиональное самообразование воспитателя" Исаевой Файзат Алитбековны
Ученые отмечают, что в дошкольном возрасте дети не просто участвуют в дидактической игре, а учатся сравнивать предметы, группировать их на основе определенных признаков, кроме того, учатся объяс...
Интернет-портфолио воспитателя МБДОУ "Детский сад №4" с.Алексеевка Акиньшиной Ирины Петровны
Интернет-портфолио...
ИНТЕРНЕТ ПОРТФОЛИО НА КОНКУРС "ВОСПИТАТЕЛЬ ГОДА 2022"
Интернет портфолио воспитателя на конкурс "Воспитатель года 2022"...
Интернет-портфолио для конкурса Воспитатель года - 2022
Материалы для конкурса...
Интернет портфолио на конкурс "Воспитатель года-2022"
Портфолио на конкурс "Воспитатель-2022"...