Методические основы взаимодействия с родителями по ФОП ДО
методическая разработка (подготовительная группа)

Вильдякскина Светлана Георгиевна

Методические основы взаимодействия с родителями по ФОЛ ДО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimodeystvie_s_roditelyami_po_fop_do.docx23.9 КБ

Предварительный просмотр:

Проблема взаимодействия педагогов и родителей сохраняет актуальность на протяжении многих десятилетий. Сегодня перед профессиональным сообществом снова стоит вопрос: какова функция воспитателя по отношению к родителям? Кто он: консультант, наставник, партнер или просветитель? Ответ на этот вопрос дают нормативные правовые акты.

Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» определил приоритетную роль родителей в образовании и обязывает педагогов и родителей стать не только равноправными, но и равноответственными участниками образовательного процесса.

Федеральная Образовательная Программа Дошкольного Образования (ФОП ДО) – это фундаментальный документ, определяющий основы дошкольного образования. В рамках этой программы, говорит о том, что взаимодействие с родителями становится ключевым фактором обеспечения качественного образовательного процесса и личностного развития детей.

Актуальность взаимодействия с родителями обусловлена следующими факторами:

  • Обеспечение участия родителей в образовательном процессе: Взаимодействие с родителями помогает лучше понять их потребности и ожидания, что позволяет более эффективно планировать и организовывать образовательный процесс.
  • Повышение качества образования: Эффективное взаимодействие с родителями способствует созданию благоприятной атмосферы в детском саду, что, в свою очередь, положительно влияет на эмоциональное состояние и развитие детей.
  • Оказание поддержки и помощи родителям: Взаимодействие с родителями также предоставляет возможность предоставить информацию о различных аспектах дошкольного образования, таких как развитие ребенка, методы обучения, особенности адаптации к детскому саду и т. д.
  • Укрепление партнерства между детским садом и родителями: Регулярное взаимодействие с родителями позволяет укрепить доверительные отношения и создать атмосферу сотрудничества между образовательным учреждением и семьей каждого ребенка.

Основные цели взаимодействия детского сада с семьёй в соответствии с Федеральной образовательной программой (ФОП ДО) являются:

  • обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение

компетентности родителей в вопросах образования, охраны и укрепления здоровья детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов;

  • обеспечение единства подходов к воспитанию и обучению детей в условиях ДОО и семьи; повышение воспитательного потенциала семьи.

Задачи взаимодействия педагогического коллектива ДОО с семьями обучающихся состоит в том, чтобы сделать родителей полноправными участниками образовательного процесса, понимающими значимость педагогического труда, готовыми к интенсивным взаимоотношениям с ребенком в различных образовательных и жизненных ситуациях:

Принципы взаимодействия с родителями

  • Приоритет семьи в воспитании, обучении и развитии ребёнка;
  • Открытость;
  • Взаимное доверие, уважение и доброжелательность во взаимоотношениях педагогов и родителей;
  • Индивидуально-дифференцированный подход к каждой семье;
  • Возрастосообразность;

Изменившаяся современная семья (финансовое и социальное расслоение, обилие новейших информационных технологий и др.) заставляет искать новые формы взаимодействия.

В наше непростое время, нам бы хотелось, чтобы ребёнок был не только человеком образованным, но и воспитанным, который умеет вести себя в обществе, знает традиции и историю своего народа и родного края, умеет поддерживать доверительные взаимоотношения с социумом.

В связи с этим необходимо по-новому взглянуть на взаимодействие ДОУ

с родителями, с целью создания единого образовательного пространства «семья – детский сад» для их равноправного и заинтересованного партнерства». Только такое взаимодействие приведет к разностороннему полноценному развитию творческого и интеллектуального потенциала личности каждого ребенка с учетом его индивидуальных природных задатков, талантов и способностей.

Но не секрет, что на практике воспитание оказывается сложным делом, а некомпетентный подход к нему приводит к серьезным последствиям. Сегодня у каждого родителя есть доступ к огромному массиву информации в различных областях знания, но не каждый может грамотно её применять. Наша задача оказывать семьям воспитанников квалифицированную поддержку родителям, но не нарушать их право на обучение и воспитание детей.

ФОП ДО предусматривает три направления взаимодействия с родителями детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов.

Диагностико-аналитическое направление. Педагогическая деятельность всегда строится на диагностической основе. Процесс взаимодействия с родителями также нуждается в диагностическом подходе, так как в каждой семье своя воспитательная практика.

Информация о каждой семье, понимание ее взглядов на воспитание и установок поможет педагогу выстроить взаимодействие, оказать адресную помощь и поддержку родителям.

Его цель – повысить эффективность взаимодействия с родителями. После сбора информации необходимо показать родителям, что изменилось в лучшую сторону.

Просветительское направление. Это эффективное средство государственной поддержи семьи, помощи в становлении осознанного и компетентного родительства.

Предполагает просвещение родителей по вопросам воспитания и образования дошкольников.

Самые востребованные среди родителей – краткие форматы общения. Они предпочитают получать информацию с помощью цифровых технологий, сети Интернет, соцсетей. Педагоги при этом должны уделять большое внимание «обратной связи», учитывать образовательные потребности родителей, анализировать их воспитательную деятельность, вовлекать в диалог. Общение должно быть персонифицировано, иначе просветительская деятельность будет формальной.

Гораздо важнее помочь им осознать собственную воспитательную практику, увидеть ее сильные и слабые стороны, получить «банк» методов и приемов решения задач воспитания в семье, приобрести положительный опыт и обратную связь.

Консультационное направление. Педагоги ближе узнают жизнь семьи и оказывают помощь там, где она больше всего нужна. Родители начинают серьезно присматриваться к детям, задумываться над их воспитанием, а главное – убеждаются в том, что в детском саду они могут получить поддержку и совет.

Объединяет в себе консультирование родителей (законных представителей) по вопросам их взаимодействия с ребёнком, преодоления возникающих проблем воспитания и обучения детей, в том числе с ООП в условиях семьи;

Изучив и проанализировав актуальность, нормативно-правовые аспекты данного вопроса, пришла к выводу, что одним из приоритетных направлений в моей педагогической деятельности является сотрудничество с семьёй. Решающим условием такого успешного партнерства являются доверительные отношения между воспитателями и родителями, наличие взаимоуважения, доброжелательности. А так же сотрудничество и сотворчество, в основе которых – вера в ребёнка, его возможности. Поэтому контакт стараемся выстроить таким образом, чтобы у родителей возник интерес к процессу воспитания, потребность добиться успеха, уверенность в своих силах.

Правильно организованное взаимодействие семьи и ДОУ формируют у ребенка уверенность в успехе, активную социальную позицию, умение уважать собственную личность и окружающих, стремление к поиску диалога, достижения взаимопонимания между людьми. Главной ценностью такого процесса воспитания и обучения является сам ребенок, полноценное развитие его задатков и талантов.

Была выстроена система работы, включающая в себя совместную деятельность с родителями, а так же определены единые цели и задачи.

Цель: Вовлечение родителей воспитанников в единое образовательное пространство; оказание помощи современной семье в вопросах воспитания и обучения детей, установление доверительных и партнерских отношений.

В работе с родителями выделяю как приоритетные, следующие задачи:

1. Повышение педагогической компетенции родителей.

2. Изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания.

3. Приобщение родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы.

4. Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями, создать атмосферу сотрудничества и сотворчества.

5. Активизация и обогащение воспитательных и образовательных умений родителей.

6. Реализация единого подхода к воспитанию и обучению детей в семье и детском саду на основе успешного партнерства

Систему работы с родителями выстроила блоками, каждый из которых включает задачи, формы взаимодействия.

1 блок Повышение компетентности родителей по вопросам целенаправленного обучения и воспитания ребенка

Задачи

Повышение компетентности родителей по организации совместной деятельности с детьми

2 блок Включение родителей в деятельность детского сада

Задачи

Создание условий для включения родителей в планирование, организацию педагогической деятельности

Важнейшим результатом такого взаимодействия является: создание содержательного общения педагогов и родителей, в процессе которого формируется активная позиция родителей в творческом развитии ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интернет - портфолио, презентация воспитателя ср гр Тойдоновой Торколой Евгеньевны Улаганский район с Улаган детский сад "Ырыс"

В презентации указаны рабочие дни в детском саду воспитателя с детьми ср гр, ( режимные моменты, организации НОД , мои достижения   и.т.д.),...

Интернет - портфолио на конкурс "Профессиональное самообразование воспитателя" Исаевой Файзат Алитбековны

Ученые отмечают, что в дошкольном возрасте дети не просто участвуют в дидактической игре,  а учатся сравнивать предметы, группировать их на основе определенных признаков, кроме того, учатся объяс...

ИНТЕРНЕТ ПОРТФОЛИО НА КОНКУРС "ВОСПИТАТЕЛЬ ГОДА 2022"

Интернет портфолио воспитателя на конкурс "Воспитатель года 2022"...

Интернет портфолио на конкурс "Воспитатель года-2022"

Портфолио на конкурс "Воспитатель-2022"...