Дополнительная образовательная программа "Развивай-ка"
методическая разработка (подготовительная группа)

Шаповалова Светлана Викторовна

Занятия по Программе с будущими первоклассниками позволят им в дальнейшем успешно овладеть школьной программой и продолжить обучение. Формируют учебные мотивы; развивают зрительный анализ; формируют предпосылки  логического мышления; развивают способности принимать учебную задачу;  развивают память,  мелкую моторику, воображение, восприятие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_podgotovka_k_shkole-razvivay-ka.docx59.57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Когалыма «Сказка»

РАЗВИВАЙ-КА

дополнительная образовательная программа

для детей дошкольного возраста с 6 до 7лет

РАЗРАБОТЧИК:

Шаповалова С.В.

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка………………………………………………………………………………………3

Основные задачи реализации Программы…………………………………………………………………4

Ожидаемые результаты……………………………………………………………………………………...5

Система отслеживания и оценивания результатов готовности к школе…………………………………6

Возрастные особенности развития психических процессов детей 6-7 лет……………………………….6

Содержание работы…………………………………………………………………………………………..7

Учебно-тематический план………………………………………………………………………………….8

Календарное планирование занятий……………………………………………………………………….10

Список использованной литературы………………………………………………………………………19

Приложение ………………………………………………………………………………………………...20

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

           Дополнительная образовательная программа «Подготовка к школе» (далее по тексту – Программа) направлена на  подготовку детей к обучению в школе, развитие их интеллектуальных и творческих способностей.   Готовность к школе не заключается в умении читать, писать и считать. Она охватывает все стороны личности ребенка, начиная с общего физического развития и заканчивая специфическими учебными умениями и знаниями.

Учебная деятельность предъявляет высокие требования к психике ребенка - мышлению, восприятию, вниманию, памяти. Исследования психологов, многолетний опыт педагогов-практиков показывают, что наибольшие трудности в школе испытывают не те дети, которые обладают недостаточно большим объемом знаний, умений и навыков, а те, кто не готов к новой социальной роли ученика с определенным набором таких качеств, как умение слушать и слышать, работать в коллективе и самостоятельно, желание и привычка думать, стремление узнавать что-то новое.

Занятия по Программе с будущими первоклассниками позволят им в дальнейшем успешно овладеть школьной программой и продолжить обучение. Формируют учебные мотивы; развивают зрительный анализ; формируют предпосылки  логического мышления; развивают способности принимать учебную задачу;  развивают память,  мелкую моторику, воображение, восприятие.

Актуальность Программы заключается в ее ориентации на формирование умения учиться, составляющего основу личностного развития ребенка, и означает умение познавать мир, ставить проблемы, искать и находить решения. Учиться сотрудничать с другими детьми и взрослыми на принципах уважения и равноправия.   В Программе соблюдается преемственность с предыдущими знаниями и опытом детей и с последующим обучением. Среди методов, используемых в период подготовки детей к школе, используются практический метод, метод дидактических игр, метод моделирования. Эти методы используются в различном сочетании друг с другом, при этом ведущим остается практический метод, позволяющий детям усваивать и осмысливать материал, проводя эксперименты, наблюдения, выполняя действия с предметами, моделями геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая и т.п.

Большое внимание уделяется формированию умений общаться с педагогом , с другими детьми, работать в одном ритме со всеми, когда это необходимо, работать со счетным и геометрическим материалом, пользоваться тетрадью и др.

Использование специально отобранного содержания обучения и методов работы с ним поможет и позволит приблизить общее развитие детей на уровень, необходимый для успешного изучения программного материала начальной школы.

Программа дополняет и расширяет знания детей с помощью игровых приёмов как на занятиях по развитию речи,  так и на занятиях по математике, параллельно готовя и руку ребёнка к письму, не выделяя при этом обучение письму в отдельную деятельность. Игровая оболочка занятия привлекает детей, вызывает у них интерес и активность, помогает преодолеть различные затруднения, организует и повышает их самостоятельность. Таким образом, поставленная учебная задача в игровой форме становится для детей более близкой и понятной, а результат эффективнее.

Все вышесказанное развивает у детей интерес к обучению и позволяет использовать эти знания на практике. Одним из новых подходов позволяющим компенсировать негативное влияние повышенных интеллектуальных нагрузок является применение такой формы как интегрированная образовательная деятельность.

     Цель программы: Формирование навыков учебной деятельности, познавательных интересов и желания учиться в школе.

Программа состоит из двух разделов.

Первый раздел: развитие речи и обучение грамоте.

Второй раздел: развитие математических представлений и логики.

Программа предусматривает не обучение  чтению, а введение широкого круга познавательных задач в области языка:  

  1. Овладение звуковым синтезом слов.
  2. Развитие слуховой памяти и слухового внимания.
  3. Правильное произношение всех звуков родного языка.
  4. Совершенствование произношения слов, особенно сложных по слоговой структуре.
  5. Уточнение, обогащение, активизация словаря.
  6. Воспитание чуткости к смысловым оттенкам слов, развитие и понимание простейших случаев многозначности слов, подбор синонимов, антонимов (без использования терминов).
  7. Раскрытие смысла образных выражений, поговорок, пословиц.  
  8. Пересказ сказки или небольшого рассказа (по вопросам и самостоятельно).  
  9. Составление по картинке или серии картинок, объединённых общей  темой, небольшого рассказа с соблюдением логики развития сюжета.  
  10. Развёрнутое объяснение загадок, заучивание наизусть стихотворений,  чистоговорок, скороговорок.  
  11. Развитие грамматически правильной речи детей, её точности, полноты, эмоциональности, последоватeльности при изложении собственных рассказов и при пересказе текста.  
  12. Воспитание внимательного, доброжелательного отношения к ответам и рассказам других  детей.
  13. Развитие мелкой моторики.

Основные задачи при реализации данной программы:

Развитие речи и обучение грамоте:

  1. Развитие видов речевой деятельности: умений слушать, говорить, свободно пользоваться языком в различных ситуациях общения.
  2. Обогащение речи детей, за счет расширения и уточнения представлений детей об окружающем мире в ходе  рассмотрения иллюстраций, бесед и др.
  3. Развитие фонематического слуха (умение выделять звук из ряда других);
  4. Развитие фонематического анализа
  5. Подготовка руки к письму

Развитие математических представлений и логики:

  1. Развитие математических представлений о числах и цифрах;
  2. Знакомство с математическими знаками;
  3. Развитие умение решать и составлять арифметические задачи;
  4. Развитие внимания, наблюдательности, логического мышления;
  5. Подготовка руки к письму

Программа реализуется в  следующих направлениях:

  1. Развитие внимания и памяти.
  2. Развитие связной, грамматически и фонетически правильной речи.
  3. Овладение элементарными знаниями, умениями и навыками по математике и обучению грамоте.
  4. Развитие умственных способностей.
  5. Развитие социально-психологической готовности к школе (умение общаться, слушать учителя и товарища, действовать совместно с другими).
  6. Развитие волевой готовности ребенка.

Принципы работы при реализации Программы:

  1. Учет индивидуальных особенностей и возможностей детей;
  2. Системность и плановость;
  3. Уважение к ребенку, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;
  4. Занимательность, непринужденность, игровой характер учебного процесса
  5. Развитие интеллектуальных качеств, психических процессов: памяти, внимания, воображения, речи, мышления;
  6. Вариативность содержания и форм проведения занятий;
  7. Наглядность.

Ожидаемые результаты после реализации программы.

  • ребенок  хорошо владеет понятиями: «слово», «звук», «буква», «предложение»;
  • правильно ставит ударение в знакомых словах;
  • делит слова на слоги;
  • умет составлять предложения из двух-четырех слов;
  • членит простые предложения на слова;
  • определяет место звука в слове;
  • дает характеристику звуку;
  • различает гласные и согласные звуки;
  • самостоятельно составляет предложение;
  • составляет рассказ с заданным количеством предложений;
  • свободно пользуется и сам составляет звуковые схемы слов;
  • умеет пользоваться и применять средства просодических компонентов речи  (темп, интонация и др.);
  • использует в речи синонимы, антонимы, существительные с обобщающим значением;
  • точно отвечает на поставленные вопросы педагога;
  • владеет позой пишущего человека;
  • ориентируется на листе бумаги в тетради;
  • рисует разнообразные линии, простые росчерки («петли», «ленты», «волны» и т. д.);
  • дорисовывает начатые фигуры;
  • вписывает элементы букв в конфигурацию росчерков;
  • различает и называет цифры и другие математические знаки (сложения- вычитания, знаки больше-меньше, равно);
  • умеет решать логические задачи, обосновывать доказательство.

Система отслеживания и оценивания результатов готовности к школе.

Шестой  год жизни,  характеризуется новым этапом в развитии будущего школьника: активней проявляются элементарные познавательные мотивы (выполнить задание, чтобы научиться чему-либо, чтобы не отстать от друзей, чтобы не подвести взрослого); формируется элементарное контролирование ребенком своих ответов и действий, их соотнесение с заданными условиями; на смену разрозненным представлениям об окружающей действительности выступают первоначальные понятия о предметах и явлениях окружающей жизни, дошкольники овладевают системой различных действий.

«Готовность к школе» представляет собой главный итог (результат) дошкольного образования и необходимое условие вхождения ребенка в школьную жизнь. Она должна рассматриваться как комплексное образование, включающее в себя физическую, личностную, интеллектуальную виды готовности. После проведения обследования и обработки полученных данных формируется профиль готовности ребенка  к обучению в школе.

Мониторинг готовности к школе проходит в два  этапа, в начале и в конце учебного года. В ходе мониторинга  выявляется:

  1. Мотивационная готовность ребенка к школьному обучению, которая включает в себя: познавательную направленность на окружающую действительность; представления о школе, адекватные будущей учебной деятельности; желание занять новую позицию школьника.
  1. Умственная готовность, которая включает овладение знаниями об окружающем мире,  способами мыслительной деятельности (действиями и операциями анализа, сравнения, классификации, обобщения и др.).
  1. Волевая готовность, которая выражается в умении сознательно управлять своими действиями и поведением. Основной характеристикой произвольных действий, в отличие от непроизвольных, есть их преднамеренность, подконтрольность сознанию.

Наиболее простой формой произвольной регуляции поведения является выполнение словесной инструкции, но не прямой (типа приказа, непосредственно определяющего действия), а отсроченной, предваряющей действия. Проявление волевой готовности к школе является и соподчиненность мотивов поведения: ребенок может отдавать предпочтение каким-то мотивам, поступаться желаниями ради должного, сознательно регулировать свои взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, исходя не из побуждений момента, а из чувства любви или привязанности, соображений сохранения своего престижа в группе, стремления получить одобрение и пр. Это находит выражение в проявлениях инициативы, самостоятельности, ответственного отношения к поручениям и обязанностям, настойчивости, готовности преодолевать трудности при достижении целей и пр.

Все эти компоненты в своей совокупности определяют волевую готовность к школе. Уровень ее зависит от того, насколько у ребенка развиты произвольные действия и психические процессы, в какой мере сформирована способность управлять собой и своим поведением.

Методика обследования детей по уровню готовности к школе

Программа рассчитана на детей дошкольного возраста с 6 до 7 лет. Сроки реализации программы – восемь месяцев (период с октября месяца по апрель включительно), что составляет 8-9 занятий в месяц по 30 минут каждое. Занятия проходят 2 раз в неделю. Обучение строится на игровой деятельности и носит практический характер

Возрастные особенности развития психических процессов детей 6–7 лет:

  • развивается восприятие, однако дети не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков;
  • активно развивается и образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено;
  • продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени еще ограничиваются наглядными признаками ситуации;
  • продолжает развиваться внимание, оно становится произвольным.  
  • активно развивается речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т. д.;
  • в результате правильно организованной образовательной деятельности у детей развивается диалогическая и некоторые виды монологической речи.

Содержание работы:

Обязательными условиями проведения занятий являются: использование игровых методов обучения, смена видов деятельности, положительная оценка личных достижений каждого ребенка,  отсутствие каких-либо отметок и домашних заданий.

Работа построена по принципу максимального использования ребенком собственной познавательной активности и последовательного введения программного материала (то есть от простого к сложному).

Организация обучения построена таким образом, что обеспечивает познавательный интерес и устойчивость произвольного внимания, каждый ребенок может участвовать в процессе выполнения заданий, используется индивидуальный и дифференцированный подходы к детям.

Занятия проходят в форме игр и игровых упражнений с использованием наглядного материала, игрушек. Использование такой формы обучения пробуждает у детей интерес к новым знаниям, они глубже усваиваются. Главная задача этого этапа обучения – ввести детей в мир звуков и слов, способствуя развитию фонематического слуха и правильного произношения звуков родного языка. Здесь за основу взят исходный принцип системы дошкольного обучения грамоте Д. Б. Эльконина, согласно которому знакомству и работе с буквами должен предшествовать добуквенный, чисто звуковой период обучения. «От того, как ребенку будет открыта звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты, но и все последующее усвоение языка» (Д. Б. Эльконин). Дети играют в дидактические игры, отгадывают кроссворды, схемы, решают ребусы. Занятия строятся на понятном детям материале. Структура занятий: разминка, упражнения по теме, работа в тетради, рефлексия.  В начале занятия детей необходимо настроить на предстоящую деятельность, снять эмоциональную и мышечную напряженность.

Основная часть включает игры и упражнения, направленные на развитие познавательной сферы. В нее же включены подвижные игры, упражнения на развитие мелкой моторики, а также игры, направленные на формирование навыков произвольности. Заканчивается занятие благодарностью за сотрудничество, обменом мнений между взрослым и детьми.

Большое место в работе с детьми занимают стихотворные тексты, которые необходимы не только для эстетического воспитания и развития речи, но и для формирования и совершенствования их речевого слуха.

В процессе выполнения самостоятельных работ, сравнивая собственные результаты с заданным образцом, дети овладевают навыками самоконтроля и самооценки, готовят руку к письму.

В ходе реализации программы особое место уделяется формированию положительного отношения к школе, развития памяти, внимания, мышления, воображения.

В каждое занятие включены упражнения, направленные на развитие мелкой моторики: «Пальчиковая гимнастика», «Работа в тетрадях». Как известно речь, рука и мышление связаны «одной ниточкой», и нарушения в этой цепочке неизбежно ведут к отставанию в развитии, либо мышления, либо речи. При подготовке детей к письму организуется систематическая работа по  тетради, где дошкольники выполняют   графические диктанты;  штриховка фигур;  рисование по клеткам узоров;  построение фигур из прямых линий.

Программа предусматривает формирование и развитие учебно-важных качеств личности старшего дошкольника и включает развивающие игры, упражнения, задачи.

В процессе посещения занятий дети учатся принимать и понимать учебную задачу; развивают графические и математические навыки, способность к начальным формам обобщения, классификации и образования элементарных понятий, образное мышление, вербальную механическую память; развивают способность произвольной регуляции деятельности в соответствии с заданными нормами

Содержание разделов программы

I. Развитие речи и обучение грамоте:

1. Формирование связной речи:

- рассказ об игрушке;

- рассказ по сюжетной картинке;

- пересказ, заучивание детских художественных произведений.

2.Звуковой анализ слова, изучение звуков родного языка

3. Слово, предложение, текст.

II. Развитие математических способностей:

- формирование пространственных представлений у детей;

- ознакомление с геометрическими фигурами;

- формирование понятий «больше», «меньше», «равно», «столько же»

- счет до 20, обратный счет;

- сложение и вычитание в пределах первого десятка;

- сравнение чисел (“>”, “<”, “=”);

- состав чисел в пределах 10;

- решение задач.

Учебно-тематический план

Перечень тем

Количество занятий

«Для чего мы говорим?»

1

Путешествие в страну Математика»

1

«Звуки вокруг нас. Описание картинки».                            

1

«Слово, предложение, рассказ».

1

«В поисках клада».

1

«Звукоград»

1

«Прямой и обратный счет».

1

«Звук [а],[у], буквы А, У».

1

«Число 5»

1

«Звук [о] и буква О.  Составление рассказа по серии картинок».

1

«Ориентировка в пространстве».

1

«Звук [и]  и буква И.  Слоги»

1

«Знаки сравнения: «<», «>».

1

«Звук [ы]  и буква Ы.  Пересказ текста».

1

«Знакомство со знаком сложения».

1

«Звуки [м], [м’]. Буква М».  

1

«Знакомство со знаком вычитания»

1

«Звуки [н], [н’]. Буква Н»

1

«Решение задач»

1

«Звуки [х], [х’]. Буква Х.»

1

«Число 6».

1

«Звуки [к], [к’]. Буква К»  

1

«Арифметические задачи»

1

«Звук [г] и буква Г»

1

«Математический квест».

1

«Дифференциация звуков [г], [х]»

1

«Состав числа 6».

1

«Звуки [т], [т’], Буква Т».

1

«Повторение состав чисел»

1

«Звук [д], [д’]. Буква Д»

1

«Число 7»

1

«Дифференциация звуков  [т], [д]  и их мягких вариантов».

1

«Состав числа 8».

1

«Звуки [п], [п’]. Буква П»

1

«Логические задачи»

1

«Звук [б], [б’]. Буква Б».

1

«Деление предметов».

1

«Дифференциация звуков [п], [б]  и их мягких вариантов

1

«Число  9»

1

«Звуки  [в], [в’].  Буква В. Звуковой анализ слова».

1

«Решение задач»

1

«Звуки [ф], [ф’].  Буква Ф».

1

«Ориентировка в пространстве»

1

«Дифференциация звуков  [в], [ф’]»

1

«План (карта путешествий)»

1

«Звуки [с], [с’]. Буква С»

1

«Знаки сравнения»

1

«Звук [ц] и буква Ц»

1

«Измерение»

1

«Звуки [з], [з’]. Буква З».

1

«Измерение отрезка»

1

«Звук [ш],  буква Ш».

1

«Число 10».

1

«Звук [ж]»

1

«Ориентировка в пространстве».

1

«Звуки [ч], [щ]. Буквы Ч, Щ».

1

«Повторение»

1

«Обобщение и систематизация знаний детей».

1

Календарное  планирование занятий

Месяц

Тема

ОКТЯБРЬ

1

занятие

«Для чего мы говорим?»

Продолжать формировать у детей умение  отвечать на вопросы, аргументируя ответ; последовательно и логично, понятно для собеседников рассказывать о факте, событии, явлении.

Развивать у детей умение использовать элементы образной речи: сравнения, эпитеты.

2

занятие

«Путешествие в страну Математика»

Закрепить название геометрических фигур: квадрат, треугольник, прямоугольник, круг;

Упражнять в счете в пределах 10 в порядковом счете;

Развивать внимание, умение решать логические задачи.                                                                           Развивать зрительное внимание, память, речь, мелкую моторику.                                                                               Формировать: основные мыслительные операции, умение слышать и принимать инструкцию. Развитие умения классифицировать предметы по существенным признакам и обобщать

3

занятие

«Звуки вокруг нас. Описание картинки»                                                                                                          Учить различать речевые звуки от не речевых.              

Закрепить знания о гласных и согласных звуках.

Учить детей передавать звуки природы фонетическими средствами языка.       Развивать зрительное внимание, зрительную память, зрительное восприятие, воображение, речь.

4

занятие

«Слово, предложение, рассказ».

Познакомить детей с тем, что речь состоит из предложений, а предложения состоят из слов;                                                                        

Познакомить со схемой предложения;                                                              

Учить  по схеме определять начало и конец предложения, количество слов в предложении;                                                                          

Развивать речь, умение составлять предложения; мелкую моторику руки.

5

занятие

«В поисках клада»

Упражнять в счете в пределах 10;

Закреплять цифры от 0 до 5;

Упражнять в сравнении предметов по длине и ширине;

Повторить состав чисел 2 и 3;

Учить отвечать предложениями, правильно употреблять существительные во множественном числе;

Формировать умение понимать и выполнять самостоятельно поставленную задачу.

6

занятие

«Звукоград»

Познакомить с понятием «звук».  Учить проводить звуковой анализ слов;

Продолжать учить называть слова определенной звуковой структуры.

Формировать навык самоконтроля и самооценки.                                      

Упражнять в  составлении предложений из 2 слов.

7

занятие

«Прямой и обратный счет».

Упражнять  в счете предметов в пределах 10; в порядковом счете;                                                                       Учить обратному счету;      

Закреплять состав чисел 4, 5;

Развивать произвольное внимание; глазомер; умение выслушивать друг друга.

8

 занятие

«Звуки [а] ».

Учить звуковому анализу и синтезу слов, составлять их схему.

Учить выделять звук из ряда гласных звуков; называть слова с заданным звуком, определять звук в слове.

Закрепить понятие «слог», деление слов на слоги.              

Развивать мелкую моторику руки.

НОЯБРЬ

9

занятие

«Число 5»

Уточнить знания детей об образовании числа 5;

Закрепить у детей представления о длине предмета (самая длинная, короче, короткая);

Расширять пространственные представления: справа, слева, посередине.                                                                                                  Развивать умение мыслить, рассуждать.

10

занятие

«Звук [о].  Составление рассказа по серии картинок».

Учить  выделять звук [о], и определять его место в слове; подбирать слова к заданной схеме;

Учить звуковому анализу слов.

Учить составлять рассказ по серии картинок.

Формировать основные мыслительные операции, усидчивость, произвольность поведения, умение слышать и принимать инструкцию.

11

занятие

«Ориентировка в пространстве».

Упражнять  детей в правильном обозначении положения предметов по отношению к себе.

Развивать умение ориентироваться в пространстве.

Закрепить название дней недели.

умение на слух определять, какое число пропущено.

Закрепить дифференциальные предлоги «на», «под».

Развивать мелкую моторику, произвольное внимание, слуховое восприятие.

12 занятие

«Звук [у]. Слоги»

Закреплять умение различать гласные и согласные.

Продолжать учить составлять предложение из 2 слов, предложение с заданным словом.

Закреплять знания о слоговом составе слов.

13

занятие

«Число 6.»

Познакомить детей с составом числа 6 из двух меньших чисел.

Упражнять в составлении фигур из счетных палочек, прямом и обратном счете.

Развивать произвольное внимание, самоконтроль, мелкую моторику.

Тренировать в умении согласовывать числительные с существительными в роде, числе, падеже.

14

занятие

«Звук [э]. Пересказ текста»

Закрепить навыки четкого  произношения звука [э],  в слогах, в словах, фразах.

развивать фонематический слух.

Учить различать окончания существительных в единственном и множественном числе, выделять последний гласный звук в словах.  

Познакомить с буквой Э, учить находить данную букву среди других.

Развивать память, внимание, мышление.

Продолжать учить составлять предложение из трех слов с союзом «и».

15

занятие

«Число 7»

Продолжать формировать навык увеличения и уменьшения числа на единицу.

Упражнять в счете на ощупь.

Тренировать в употреблении предлогов «за», «из», «под», «в».

Развивать мелкую моторику мышц пальцев рук, логическое мышление.

16занятие

«Звук [ы] . Буква Ы».

Познакомить детей со звукам [ы].

 Закрепить навыки произношения и различения  звука [ы] в слогах, словах, фразах.

Развивать фонематический слух.  

Упражнять в определение места звука в слове определять его твердость и мягкость.  

Развивать память, внимание, мышление.

Учить находить данную букву среди других.

Учить соотносить схему слова с картинкой.

ДЕКАБРЬ

17

занятие

«Страна Математика»

Упражнять в увеличении и уменьшении числа на единицу; закрепить умение ориентироваться на листе бумаги.

Упражнять в умении изменять существительные и глаголы в единственном числе в существительные и глаголы во множественном числе.

Развивать мелкую моторику мышц пальцев рук, память.

18

занятие

«Звуки [н] [н’]. Буква Н»

Познакомить детей со звуками [н] [н’].

Дать характеристику звука.  

Закрепить навыки различения и правильного произношения звуков [н] [н’] в слогах, в словах, фразах.

Развивать фонематический слух.  

Закреплять умение выделять звуки в начале, середине и в конце слова.

Закреплять умение  дифференцировать мягкие и твердые согласные.

Закреплять умение делить слова на слоги.

Познакомить с буквой Н, учить находить данную букву среди других.

19

занятие

«Строение натурального ряда чисел»

Закрепить понятие предыдущего и последующего числа, соотношения между соседними числами ряда.

Закрепить знание порядка следования чисел в ряду.

Активизировать временные представления

20

занятие

«Звуки [х] [х’]. Буква Х.»

Познакомить детей со звуками [х] [х’]. 

Закрепить умение давать характеристику согласному звуку.

Закрепить навыки различения и правильного произношения звуков [х] [х’] в слогах, словах,  фразах.

Развивать фонематический слух; учить выделять звук [Х] в начале, середине и в конце слова.

Познакомить с буквой Х.

Учить находить букву в ряде других букв.

Развивать память, внимание, мышление.

21

занятие

«Состав числа 8»

Учить  детей составлять число 8 из двух меньших.

Развивать навык увеличения и уменьшения числа в пределах 10 на единицу.

Упражнять в ориентировании на листе бумаги; умении слышать воспитателя и находить ошибки в собственной речи.

22 занятие

«Звуки [к] [к’]. Буква К»

Познакомить детей со звуками [к] [к’], характеристикой звуков.

Закрепить навыки произношения и различения этих звуков в слогах, словах, фразах.

Развивать фонематический слух.  

Учить определять место звука в слове.

Звуковой анализ слова МАК.

 Познакомить с буквой К, учить находить данную букву среди других.  

23

занятие

 «Число  9»

Учить составлять число 9 из меньших чисел;

Закрепить навык порядкового счета;

Тренировать в умении согласовывать порядковые числительные с существительными;

Воспитывать аккуратность, внимание;

Развивать зрительно-двигательную координацию, самоконтроль.

24

занятие

«Звук [г], [г’] и буква Г»

Познакомить детей со звуками [г], [г’], характеристикой звуков.

Закрепить навыки различения и правильного произношения звуков [г], [г’] в слогах, в словах, фразах.

Развивать фонематический слух.  

Закреплять умение выделять звуки в начале, середине и в конце слова.

Закреплять умение  дифференцировать мягкие и твердые согласные.  

Продолжать учить выполнять звуко – слоговой анализ слогов и слов.

Знакомство с буквой Г, учить находить данную букву среди других.

Развивать память, внимание, мышление.

ЯНВАРЬ

25

занятие

 «Число 10»

Учить  детей составлять число «десять» из двух меньших.

Упражнять в прямом и обратном счете; в увеличении и уменьшении числа на единицу.

Закрепить представление о сравнительной степени прилагательных (длиннее, короче и др.).

Развивать умение адекватно оценивать собственную деятельность и ее результат.

Продолжать обучение навыкам анализа и рассуждения.

Закреплять умение отгадывать загадки.

26

занятие

«Дифференциация звуков [г] [х],  Г-Х»

Развивать навыки звуко-буквенного анализа и синтеза К – Г – Х.

Развивать умение дифференцировать парные согласные К и Г и Х.

Закреплять умение узнавать и правильно печатать изученные буквы.

Упражнять в делении слов на слоги, договаривании слов.

27

занятие

«Знакомство со знаком сложения»

Познакомить со смыслом действия сложения и со знаком «+».

Упражнять в счете в пределах 10.

Учить соотносить цифру с количеством.

Продолжать называть «соседей 2 отдельных чисел.

Развивать наблюдательность, память, мелкую моторику мышц пальцев рук.

28

занятие

«Звуки [т] [т’]. Буква Т»

Познакомить со звуками [т] [т’].

Закрепить навыки четкого произношения звуков [Т], [ТЬ] в слогах, словах, фразах.

Закреплять умение определять место данного звука в словах.

Закрепить умение давать характеристику звуку.

Формировать навыки анализа и синтеза слогов: АТ, ИТ, УТ,ЭТ, ОТ, ТУ, ТО, ТИ, ТА.

Знакомство с буквой Т, учить находить данную букву среди других.  

29

 занятие

«Знакомство со знаком вычитания»

Познакомить  со знаком «-».

Учить увеличивать и уменьшать число на единицу.

Учить сравнивать колличественный состав множеств

Упражнять в счете на ощупь; в умении определять место положение предметов по отношению к плоскости листа.

30

занятие

«Звук [д] [д’], буква Д»

Знакомство со звуками [д] [д’]. 

Закрепить навыки различения и правильного произношения звуков [д] [д’], в слогах, в словах, фразах.

Развивать фонематический слух.

Закреплять умение выделять звуки в начале, середине и в конце слова.  

Закреплять умение  дифференцировать мягкие и твердые согласные.

Познакомить с буквой Д, учить находить данную букву среди других.  

31

занятие

«Знаки сравнения: «<», «>».

Продолжать  учить детей понимать количественные отношения между числами в пределах 10,

«записывать» при помощи знаков «<» и «>».

Закрепить названия геометрических фигур (овал, четырехугольник, треугольник).

Развивать внимание и формировать умение работать по устной инструкции

Воспитывать произвольное внимание, усидчивость, желание работать.

32

 занятие

«Дифференциация звуков [т] [д] и их мягких вариантов»

Закреплять навыки различения и произношения звуков по мягкости – твердости в слогах, словах, фразах.

Развивать фонематический слух, внимание, память, мышление.

Закреплять умение узнавать и правильно писать изученные буквы.

Обучать составлению предложений по опорным словам.

33

занятие

«Примеры»

Учить решать примеры в пределах 10,

употреблять предлоги «из-за», «из-под», «между», «около».

Закрепить знание детьми названий геометрических форм.

Развивать произвольное внимание, тренировать память; мелкую моторику.

ФЕВРАЛЬ

34

занятие

«Звуки [п] [п’]. Буква П»

Познакомить со звуками [п] [п’].

Закрепить навыки различения и четкого произношения звуков [п] [п’] в слогах, в словах, фразах;

Развивать фонематический слух.

Учить давать характеристику согласному звуку.

Формировать навыки анализа и синтеза слогов.

Познакомить с буквой П.

Учить находить данную букву среди других.  

Продолжать учить  составлению предложений по опорным словам.

35

занятие

« Палочки  Кюизенера»                                                                                                                        Закрепить у детей представления о длине предмета (самая длинная, короче, короткая); Расширять пространственные представления: справа, слева, посередине,

 Развивать умение мыслить, рассуждать полными предложениями.                               Актулизировать счетные навыки.                                                                                                       Закрепить состав однозначных чисел                                                                                           Упражнять в решении конструктивных задач с использованием палочек Х. КЮИЗЕНЕРА

36

занятие

«Звук [б] [б’]. Буква Б»

Знакомство со звуками [б] [б’]. 

Закрепить навыки различения и четкого произношения звуков [б] [б’] в слогах, в словах, фразах.

Развивать фонематический слух.    

Закреплять умение выделять звуки в начале, середине и в конце слова.  

Закреплять умение  дифференцировать мягкие и твердые согласные.  

Продолжать учить составлению предложений по опорным словам, развитие речи.

37

занятие

«Деление предметов»

Упражнять детей в делении предметов на восемь равных частей путем складывания по диагонали.

Упражнять в счете в пределах 20.

Учить составлять силуэт предмета из восьми равнобедренных треугольников.

Развивать внимание.                                                                                                                Продолжать называть «соседей2 отдельных чисел; развивать наблюдательность, память, мелкую моторику мышц пальцев рук.

38

занятие

Дифференциация звуков [б] [п],  и их мягких вариантов

Закрепить навыки различения и правильного произношения звуков [Б] - [П], в слогах, в словах, фразах и их мягких вариантов;  

Развивать фонематический слух;  

Учить выделять звуки в начале, середине и в конце слова.  

Учить дифференцировать мягкие и твердые согласные.  

Развивать память, внимание, мышление.

39

занятие

 «Арифметическая задача»

Познакомить с арифметической задачей.

Уточнить представление о действии сложения и вычитания.

Учить составлять выражение в соответствии с предметной ситуацией.

40

занятие

«Звуки [в] [в’]. Буква В. Звуковой анализ слова».

Знакомство со звуками [в] [в’].

Закрепить навыки различения и четкого произношения звуков [в] [в’] в слогах, в словах, фразах.

Развивать фонематический слух.

Закреплять умение выделять звуки в начале, середине и в конце слова.  

Закреплять умение  дифференцировать мягкие и твердые согласные.  

41

занятие

«Ориентировка в пространстве»

Продолжать  учить детей ориентироваться на тетрадной странице.

Упражнять в составлении числа из двух меньших чисел.

Учить образовывать из треугольников новые многоугольники.

Упражнять в согласовании числительных с существительными во множественном числе.

Развивать мелкую моторику мышц пальцев рук, произвольное внимание.

МАРТ

42

занятие

«Звуки [ф] [ф’]. Буква Ф».

Знакомство со звуками [ф] [ф’].

Закрепить навыки различения и правильного произношения звуков [ф] [ф’] в слогах, в словах, фразах.

Развивать фонематический слух.  

Закреплять умение выделять звуки в начале, середине и в конце слова.  

Закреплять умение  дифференцировать мягкие и твердые согласные.  

Упражнять в деление слов на слоги.

Продолжать работу со схемой предложения.  

Развивать память, внимание, мышление.

43

занятие

«Арифметическая задача»

Продолжать знакомить с арифметической задачей.

Уточнить представление о действии сложения и вычитания.

Учить составлять выражение в соответствии с предметной ситуацией.

44

занятие

«Дифференциация звуков [в] [ф]»

Закрепить навыки различения и правильного произношения звуков [в] [ф] в слогах, в словах, фразах и их мягких вариантов.

Развивать фонематический слух.

Учить выделять звуки в начале, середине и в конце слова.

Учить дифференцировать мягкие и твердые согласные.  

Развивать память, внимание, мышление.

45

занятие

«План (карта путешествий)»

Формировать  навыки ориентации по элементарному плану, умение правильно определить взаимное расположение предметов в пространстве.

Закрепить умение собирать разрезные геометрические фигуры.

Развивать внимание, умение находить ошибки,

46

занятие

«Звуки [с] [с’]. Буква С»

Познакомить детей с буквой С.

Учить находить данную букву среди других.

Продолжать учить делить слова на слоги.

Учить выделять звуки  (С, С’) и определять их  место в слове.

Закрепить понятия согласные и гласные буквы.

Развитие преднамеренного запоминания и припоминания, долговременной памяти.

47

занятие

Упражнять в прямом и обратном счете в пределах 10.

Развивать внимание, мелкую моторику мышц пальцев рук.

Формировать приемы умственных действий при решении задач на сравнение и конструктивных задач

48

занятие

«Звук [ц] и буква Ц»

Обратить внимание на то, что звук Ц – всегда твердый.

 Развивать фонематический слух; закреплять умение выделять звук в начале, середине и в конце слова.

Закреплять умение делить слова на слоги.

 Продолжать  работу со схемой предложения.

Упражнять в  звуко-слоговом анализе прямых и обратных слогов

Познакомить с буквой Ц, учить находить данную букву среди других.

49

занятие

Логические задачи

Развивать аналитическое наблюдение, сравнение и обобщение, зрительно-моторную координацию

АПРЕЛЬ

50

занятие

«Звуки [з] [з’]. Буква З».

Задачи:

Закрепить навыки четкого и правильного произношения звуков [З], [ЗЬ], в слогах, в словах, фразах.

Упражнять в дифференциации данных звуков.  

Развивать фонематический слух.

Учить выделять звук [З] в начале, середине и в конце слова.  

Знакомить детей с буквой З, учить находить данную букву среди других.  

 

51

занятие

 «Ориентировка в пространстве»

Продолжать  упражнять детей в ориентировке на листе бумаги.

Учить выполнять задание под диктовку; составлять фигуры; согласовывать количественные числительные с существительными во всех падежах с употреблением предлогов «между», «около», «за».

Развивать мелкую моторику мышц пальцев рук, словесно-логическое мышление.

52

занятие

«Звук [ш] и буква Ш»

Обратить внимание на то, что звук Ш – всегда твердый.  

Развивать фонематический слух; закреплять умение выделять звук в начале, середине и в конце слова.  

Продолжать работу со схемой предложения .

Упражнять в звуко – слоговой анализе прямых и обратных слогов и слов.  

Знакомство с буквой ш.

Развивать память, внимание, мышление.  

Упражнять в составлении рассказа по сюжетной картинке;

53

занятие

«Измерение»

Учить детей измерять длину с помощью линейки.

Упражнять в составлении  и решении  простых арифметических задач на сложение и вычитание в пределах 10.

Закрепить предлоги «из-за», «из-под», «между».

Развивать умение правильно строить сложноподчиненные предложения с союзом «потому что».

Развивать глазомер, мелкую моторику.

54

занятие

«Звук [а] [у], «Ж».

Обратить внимание на то, что звук Ж – всегда твердый.

 Развивать фонематический слух; закреплять умение выделять звук в начале, середине и в конце слова.  

Продолжать  работу со схемой предложения .

Знакомство с буквой Ж, учить находить данную букву среди других.

Упражнять в составлении рассказа по сюжетной картинке.

55

занятие

Сложение и вычитание

Повторить смысл действий сложения и вычитания

Учить составлять символическую запись ситуации

Обобщить представления о геометрических фигурах, конструировать из геометрических фигур.

Развивать мелкую моторику, зрительно-моторную координацию

56

занятие

«Звуки [ч] [щ] и буквы ч-щ».

Обратить внимание на то, что звуки Ч – Щ всегда мягкие.

Развивать фонематический слух; закреплять умение выделять звук в начале, середине и в конце слова.  

Закреплять умение выполнять звуко – слоговой анализ прямых и обратных слогов и слов.

Познакомить с буквами Ч-Щ, учить находить данную букву среди других.

Развивать память, внимание, мышление.  

57

занятие

«Повторение»

«Математический квест»

Продолжать отработку навыка уменьшать числа на единицу в пределах 10;

Закрепить понятия «условие», «вопрос», задачи.

Развивать умение подбирать слова, противоположные по значению, отвечать на вопросы полными предложениями, согласовывая правильно слова. 

Продолжать  упражнять детей в ориентировке на листе бумаги, выполнять задания под диктовку.

Учить составлять описательную загадку о геометрической фигуре.

Развивать умение согласовывать числительное, прилагательное и существительное во всех падежах; умение адекватно оценивать свою деятельность;

Развивать мелкую моторику мышц пальцев рук.

58

занятие

«Обобщение и систематизация знаний детей»

Упражнять в умении находить нужную фигуру на ощупь.

Развивать логическое мышление, мелкую моторику.

Формировать навыки самоконтроля, проявление познавательной самостоятельности.

Список использованной литературы  

  1. Арапова-Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
  2. Волина В.В. Праздник числа. Занимательная математика для детей. – М., 1993.
  3. Волина, В. Занимательное азбуковедение. –М.,2003.
  4. Ерофеева Т.И., Новикова В.П., Павлова Л.Н. Дети у истоков математики. Спецкурс: методика обучения математике. – М., 1994.
  5. Журова Л.Е. Обучение дошкольников грамоте: Методическое пособие. – М:, 2008.
  6. Метлина Л.С. Математика в детском саду. Пособие для воспитателя детского сада. – М., 1984.
  7. Морозова, П.Н. Обучение детей грамоте. – Тула.,2003.
  8. Нечаева Н.В. Обучение грамоте. – М., 1993
  9. От А до Я. Рабочая тетрадь. М.: Ювента, 2002
  10. От звука к букве. Демонстрационный материал. М.: Гном и Д, 2001
  11. Петерсон Л.Г., Холина Н.П. Раз – ступенька, два – ступенька... Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. – М.: Ювента, 2006
  12. Раз – ступенька, два – ступенька… Математика для детей 5 – 7 лет. Часть 2. – М.: Ювента, 2009
  13. Рихтерман Т.Д. Формирование представление о времени у детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1982.
  14. Тарунтаева Т.В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников. – М., 1986.
  15. Тумакова, Г.А., Максакова, А.И. Учите играя. М.,2003
  16. Успенская Л.П., Успенский М.Б. Учись правильно говорить. – М., 1992
  17. Ушакова, О.С. и др. Развитие речи и творчества дошкольников (игры, упражнения, конспекты занятий). –  М.: ТЦ «Сфера», 2006
  18. Филиппова С.О. Подготовка дошкольников к обучению письму. – СПб.: Детство-Пресс, 2001
  19. Чеплашкина И.Н., Зуева Л.Ю Математика – это интересно. Комплект игр. М.: Акцидент, 1995.
  20. Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. – М., 1992.

4

.

6

7

8

9


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа "Волшебный английский" в рамках комплексной дополнительной образовательной программы "Ступени" - Возраст 5-7 лет

Актуальность программы "Волшебный английский" обусловлена ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт, когда пойдут в школу.Цель прогруммы- обучение дошколь...

«Дополнительное образование в МДОУ, как один из факторов, речевого, интеллектуального развития и социализация воспитанников на тему: «Дополнительные образовательные услуги, направленные на художественно-эстетическое развитие обучающихся»

laquo;Дополнительное образование в МДОУ, как один из факторов, речевого, интеллектуальногоразвития и социализация воспитанников на тему: «Дополнительные образовательные услуги,направленные...

Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Музыкальный сундучок», 2022-2023г.

Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования  по художественно-эстетическому развитию «Музыкальный сундучок», 2022-2023...