Дополнительная образовательная программа "Развивай-ка"
методическая разработка (подготовительная группа)
Занятия по Программе с будущими первоклассниками позволят им в дальнейшем успешно овладеть школьной программой и продолжить обучение. Формируют учебные мотивы; развивают зрительный анализ; формируют предпосылки логического мышления; развивают способности принимать учебную задачу; развивают память, мелкую моторику, воображение, восприятие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_podgotovka_k_shkole-razvivay-ka.docx | 59.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Когалыма «Сказка»
РАЗВИВАЙ-КА
дополнительная образовательная программа
для детей дошкольного возраста с 6 до 7лет
РАЗРАБОТЧИК:
Шаповалова С.В.
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка………………………………………………………………………………………3
Основные задачи реализации Программы…………………………………………………………………4
Ожидаемые результаты……………………………………………………………………………………...5
Система отслеживания и оценивания результатов готовности к школе…………………………………6
Возрастные особенности развития психических процессов детей 6-7 лет……………………………….6
Содержание работы…………………………………………………………………………………………..7
Учебно-тематический план………………………………………………………………………………….8
Календарное планирование занятий……………………………………………………………………….10
Список использованной литературы………………………………………………………………………19
Приложение ………………………………………………………………………………………………...20
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная образовательная программа «Подготовка к школе» (далее по тексту – Программа) направлена на подготовку детей к обучению в школе, развитие их интеллектуальных и творческих способностей. Готовность к школе не заключается в умении читать, писать и считать. Она охватывает все стороны личности ребенка, начиная с общего физического развития и заканчивая специфическими учебными умениями и знаниями.
Учебная деятельность предъявляет высокие требования к психике ребенка - мышлению, восприятию, вниманию, памяти. Исследования психологов, многолетний опыт педагогов-практиков показывают, что наибольшие трудности в школе испытывают не те дети, которые обладают недостаточно большим объемом знаний, умений и навыков, а те, кто не готов к новой социальной роли ученика с определенным набором таких качеств, как умение слушать и слышать, работать в коллективе и самостоятельно, желание и привычка думать, стремление узнавать что-то новое.
Занятия по Программе с будущими первоклассниками позволят им в дальнейшем успешно овладеть школьной программой и продолжить обучение. Формируют учебные мотивы; развивают зрительный анализ; формируют предпосылки логического мышления; развивают способности принимать учебную задачу; развивают память, мелкую моторику, воображение, восприятие.
Актуальность Программы заключается в ее ориентации на формирование умения учиться, составляющего основу личностного развития ребенка, и означает умение познавать мир, ставить проблемы, искать и находить решения. Учиться сотрудничать с другими детьми и взрослыми на принципах уважения и равноправия. В Программе соблюдается преемственность с предыдущими знаниями и опытом детей и с последующим обучением. Среди методов, используемых в период подготовки детей к школе, используются практический метод, метод дидактических игр, метод моделирования. Эти методы используются в различном сочетании друг с другом, при этом ведущим остается практический метод, позволяющий детям усваивать и осмысливать материал, проводя эксперименты, наблюдения, выполняя действия с предметами, моделями геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая и т.п.
Большое внимание уделяется формированию умений общаться с педагогом , с другими детьми, работать в одном ритме со всеми, когда это необходимо, работать со счетным и геометрическим материалом, пользоваться тетрадью и др.
Использование специально отобранного содержания обучения и методов работы с ним поможет и позволит приблизить общее развитие детей на уровень, необходимый для успешного изучения программного материала начальной школы.
Программа дополняет и расширяет знания детей с помощью игровых приёмов как на занятиях по развитию речи, так и на занятиях по математике, параллельно готовя и руку ребёнка к письму, не выделяя при этом обучение письму в отдельную деятельность. Игровая оболочка занятия привлекает детей, вызывает у них интерес и активность, помогает преодолеть различные затруднения, организует и повышает их самостоятельность. Таким образом, поставленная учебная задача в игровой форме становится для детей более близкой и понятной, а результат эффективнее.
Все вышесказанное развивает у детей интерес к обучению и позволяет использовать эти знания на практике. Одним из новых подходов позволяющим компенсировать негативное влияние повышенных интеллектуальных нагрузок является применение такой формы как интегрированная образовательная деятельность.
Цель программы: Формирование навыков учебной деятельности, познавательных интересов и желания учиться в школе.
Программа состоит из двух разделов.
Первый раздел: развитие речи и обучение грамоте.
Второй раздел: развитие математических представлений и логики.
Программа предусматривает не обучение чтению, а введение широкого круга познавательных задач в области языка:
- Овладение звуковым синтезом слов.
- Развитие слуховой памяти и слухового внимания.
- Правильное произношение всех звуков родного языка.
- Совершенствование произношения слов, особенно сложных по слоговой структуре.
- Уточнение, обогащение, активизация словаря.
- Воспитание чуткости к смысловым оттенкам слов, развитие и понимание простейших случаев многозначности слов, подбор синонимов, антонимов (без использования терминов).
- Раскрытие смысла образных выражений, поговорок, пословиц.
- Пересказ сказки или небольшого рассказа (по вопросам и самостоятельно).
- Составление по картинке или серии картинок, объединённых общей темой, небольшого рассказа с соблюдением логики развития сюжета.
- Развёрнутое объяснение загадок, заучивание наизусть стихотворений, чистоговорок, скороговорок.
- Развитие грамматически правильной речи детей, её точности, полноты, эмоциональности, последоватeльности при изложении собственных рассказов и при пересказе текста.
- Воспитание внимательного, доброжелательного отношения к ответам и рассказам других детей.
- Развитие мелкой моторики.
Основные задачи при реализации данной программы:
Развитие речи и обучение грамоте:
- Развитие видов речевой деятельности: умений слушать, говорить, свободно пользоваться языком в различных ситуациях общения.
- Обогащение речи детей, за счет расширения и уточнения представлений детей об окружающем мире в ходе рассмотрения иллюстраций, бесед и др.
- Развитие фонематического слуха (умение выделять звук из ряда других);
- Развитие фонематического анализа
- Подготовка руки к письму
Развитие математических представлений и логики:
- Развитие математических представлений о числах и цифрах;
- Знакомство с математическими знаками;
- Развитие умение решать и составлять арифметические задачи;
- Развитие внимания, наблюдательности, логического мышления;
- Подготовка руки к письму
Программа реализуется в следующих направлениях:
- Развитие внимания и памяти.
- Развитие связной, грамматически и фонетически правильной речи.
- Овладение элементарными знаниями, умениями и навыками по математике и обучению грамоте.
- Развитие умственных способностей.
- Развитие социально-психологической готовности к школе (умение общаться, слушать учителя и товарища, действовать совместно с другими).
- Развитие волевой готовности ребенка.
Принципы работы при реализации Программы:
- Учет индивидуальных особенностей и возможностей детей;
- Системность и плановость;
- Уважение к ребенку, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;
- Занимательность, непринужденность, игровой характер учебного процесса
- Развитие интеллектуальных качеств, психических процессов: памяти, внимания, воображения, речи, мышления;
- Вариативность содержания и форм проведения занятий;
- Наглядность.
Ожидаемые результаты после реализации программы.
- ребенок хорошо владеет понятиями: «слово», «звук», «буква», «предложение»;
- правильно ставит ударение в знакомых словах;
- делит слова на слоги;
- умет составлять предложения из двух-четырех слов;
- членит простые предложения на слова;
- определяет место звука в слове;
- дает характеристику звуку;
- различает гласные и согласные звуки;
- самостоятельно составляет предложение;
- составляет рассказ с заданным количеством предложений;
- свободно пользуется и сам составляет звуковые схемы слов;
- умеет пользоваться и применять средства просодических компонентов речи (темп, интонация и др.);
- использует в речи синонимы, антонимы, существительные с обобщающим значением;
- точно отвечает на поставленные вопросы педагога;
- владеет позой пишущего человека;
- ориентируется на листе бумаги в тетради;
- рисует разнообразные линии, простые росчерки («петли», «ленты», «волны» и т. д.);
- дорисовывает начатые фигуры;
- вписывает элементы букв в конфигурацию росчерков;
- различает и называет цифры и другие математические знаки (сложения- вычитания, знаки больше-меньше, равно);
- умеет решать логические задачи, обосновывать доказательство.
Система отслеживания и оценивания результатов готовности к школе.
Шестой год жизни, характеризуется новым этапом в развитии будущего школьника: активней проявляются элементарные познавательные мотивы (выполнить задание, чтобы научиться чему-либо, чтобы не отстать от друзей, чтобы не подвести взрослого); формируется элементарное контролирование ребенком своих ответов и действий, их соотнесение с заданными условиями; на смену разрозненным представлениям об окружающей действительности выступают первоначальные понятия о предметах и явлениях окружающей жизни, дошкольники овладевают системой различных действий.
«Готовность к школе» представляет собой главный итог (результат) дошкольного образования и необходимое условие вхождения ребенка в школьную жизнь. Она должна рассматриваться как комплексное образование, включающее в себя физическую, личностную, интеллектуальную виды готовности. После проведения обследования и обработки полученных данных формируется профиль готовности ребенка к обучению в школе.
Мониторинг готовности к школе проходит в два этапа, в начале и в конце учебного года. В ходе мониторинга выявляется:
- Мотивационная готовность ребенка к школьному обучению, которая включает в себя: познавательную направленность на окружающую действительность; представления о школе, адекватные будущей учебной деятельности; желание занять новую позицию школьника.
- Умственная готовность, которая включает овладение знаниями об окружающем мире, способами мыслительной деятельности (действиями и операциями анализа, сравнения, классификации, обобщения и др.).
- Волевая готовность, которая выражается в умении сознательно управлять своими действиями и поведением. Основной характеристикой произвольных действий, в отличие от непроизвольных, есть их преднамеренность, подконтрольность сознанию.
Наиболее простой формой произвольной регуляции поведения является выполнение словесной инструкции, но не прямой (типа приказа, непосредственно определяющего действия), а отсроченной, предваряющей действия. Проявление волевой готовности к школе является и соподчиненность мотивов поведения: ребенок может отдавать предпочтение каким-то мотивам, поступаться желаниями ради должного, сознательно регулировать свои взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, исходя не из побуждений момента, а из чувства любви или привязанности, соображений сохранения своего престижа в группе, стремления получить одобрение и пр. Это находит выражение в проявлениях инициативы, самостоятельности, ответственного отношения к поручениям и обязанностям, настойчивости, готовности преодолевать трудности при достижении целей и пр.
Все эти компоненты в своей совокупности определяют волевую готовность к школе. Уровень ее зависит от того, насколько у ребенка развиты произвольные действия и психические процессы, в какой мере сформирована способность управлять собой и своим поведением.
Методика обследования детей по уровню готовности к школе
Программа рассчитана на детей дошкольного возраста с 6 до 7 лет. Сроки реализации программы – восемь месяцев (период с октября месяца по апрель включительно), что составляет 8-9 занятий в месяц по 30 минут каждое. Занятия проходят 2 раз в неделю. Обучение строится на игровой деятельности и носит практический характер
Возрастные особенности развития психических процессов детей 6–7 лет:
- развивается восприятие, однако дети не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков;
- активно развивается и образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено;
- продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени еще ограничиваются наглядными признаками ситуации;
- продолжает развиваться внимание, оно становится произвольным.
- активно развивается речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т. д.;
- в результате правильно организованной образовательной деятельности у детей развивается диалогическая и некоторые виды монологической речи.
Содержание работы:
Обязательными условиями проведения занятий являются: использование игровых методов обучения, смена видов деятельности, положительная оценка личных достижений каждого ребенка, отсутствие каких-либо отметок и домашних заданий.
Работа построена по принципу максимального использования ребенком собственной познавательной активности и последовательного введения программного материала (то есть от простого к сложному).
Организация обучения построена таким образом, что обеспечивает познавательный интерес и устойчивость произвольного внимания, каждый ребенок может участвовать в процессе выполнения заданий, используется индивидуальный и дифференцированный подходы к детям.
Занятия проходят в форме игр и игровых упражнений с использованием наглядного материала, игрушек. Использование такой формы обучения пробуждает у детей интерес к новым знаниям, они глубже усваиваются. Главная задача этого этапа обучения – ввести детей в мир звуков и слов, способствуя развитию фонематического слуха и правильного произношения звуков родного языка. Здесь за основу взят исходный принцип системы дошкольного обучения грамоте Д. Б. Эльконина, согласно которому знакомству и работе с буквами должен предшествовать добуквенный, чисто звуковой период обучения. «От того, как ребенку будет открыта звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты, но и все последующее усвоение языка» (Д. Б. Эльконин). Дети играют в дидактические игры, отгадывают кроссворды, схемы, решают ребусы. Занятия строятся на понятном детям материале. Структура занятий: разминка, упражнения по теме, работа в тетради, рефлексия. В начале занятия детей необходимо настроить на предстоящую деятельность, снять эмоциональную и мышечную напряженность.
Основная часть включает игры и упражнения, направленные на развитие познавательной сферы. В нее же включены подвижные игры, упражнения на развитие мелкой моторики, а также игры, направленные на формирование навыков произвольности. Заканчивается занятие благодарностью за сотрудничество, обменом мнений между взрослым и детьми.
Большое место в работе с детьми занимают стихотворные тексты, которые необходимы не только для эстетического воспитания и развития речи, но и для формирования и совершенствования их речевого слуха.
В процессе выполнения самостоятельных работ, сравнивая собственные результаты с заданным образцом, дети овладевают навыками самоконтроля и самооценки, готовят руку к письму.
В ходе реализации программы особое место уделяется формированию положительного отношения к школе, развития памяти, внимания, мышления, воображения.
В каждое занятие включены упражнения, направленные на развитие мелкой моторики: «Пальчиковая гимнастика», «Работа в тетрадях». Как известно речь, рука и мышление связаны «одной ниточкой», и нарушения в этой цепочке неизбежно ведут к отставанию в развитии, либо мышления, либо речи. При подготовке детей к письму организуется систематическая работа по тетради, где дошкольники выполняют графические диктанты; штриховка фигур; рисование по клеткам узоров; построение фигур из прямых линий.
Программа предусматривает формирование и развитие учебно-важных качеств личности старшего дошкольника и включает развивающие игры, упражнения, задачи.
В процессе посещения занятий дети учатся принимать и понимать учебную задачу; развивают графические и математические навыки, способность к начальным формам обобщения, классификации и образования элементарных понятий, образное мышление, вербальную механическую память; развивают способность произвольной регуляции деятельности в соответствии с заданными нормами
Содержание разделов программы
I. Развитие речи и обучение грамоте:
1. Формирование связной речи:
- рассказ об игрушке;
- рассказ по сюжетной картинке;
- пересказ, заучивание детских художественных произведений.
2.Звуковой анализ слова, изучение звуков родного языка
3. Слово, предложение, текст.
II. Развитие математических способностей:
- формирование пространственных представлений у детей;
- ознакомление с геометрическими фигурами;
- формирование понятий «больше», «меньше», «равно», «столько же»
- счет до 20, обратный счет;
- сложение и вычитание в пределах первого десятка;
- сравнение чисел (“>”, “<”, “=”);
- состав чисел в пределах 10;
- решение задач.
Учебно-тематический план
Перечень тем | Количество занятий |
«Для чего мы говорим?» | 1 |
Путешествие в страну Математика» | 1 |
«Звуки вокруг нас. Описание картинки». | 1 |
«Слово, предложение, рассказ». | 1 |
«В поисках клада». | 1 |
«Звукоград» | 1 |
«Прямой и обратный счет». | 1 |
«Звук [а],[у], буквы А, У». | 1 |
«Число 5» | 1 |
«Звук [о] и буква О. Составление рассказа по серии картинок». | 1 |
«Ориентировка в пространстве». | 1 |
«Звук [и] и буква И. Слоги» | 1 |
«Знаки сравнения: «<», «>». | 1 |
«Звук [ы] и буква Ы. Пересказ текста». | 1 |
«Знакомство со знаком сложения». | 1 |
«Звуки [м], [м’]. Буква М». | 1 |
«Знакомство со знаком вычитания» | 1 |
«Звуки [н], [н’]. Буква Н» | 1 |
«Решение задач» | 1 |
«Звуки [х], [х’]. Буква Х.» | 1 |
«Число 6». | 1 |
«Звуки [к], [к’]. Буква К» | 1 |
«Арифметические задачи» | 1 |
«Звук [г] и буква Г» | 1 |
«Математический квест». | 1 |
«Дифференциация звуков [г], [х]» | 1 |
«Состав числа 6». | 1 |
«Звуки [т], [т’], Буква Т». | 1 |
«Повторение состав чисел» | 1 |
«Звук [д], [д’]. Буква Д» | 1 |
«Число 7» | 1 |
«Дифференциация звуков [т], [д] и их мягких вариантов». | 1 |
«Состав числа 8». | 1 |
«Звуки [п], [п’]. Буква П» | 1 |
«Логические задачи» | 1 |
«Звук [б], [б’]. Буква Б». | 1 |
«Деление предметов». | 1 |
«Дифференциация звуков [п], [б] и их мягких вариантов | 1 |
«Число 9» | 1 |
«Звуки [в], [в’]. Буква В. Звуковой анализ слова». | 1 |
«Решение задач» | 1 |
«Звуки [ф], [ф’]. Буква Ф». | 1 |
«Ориентировка в пространстве» | 1 |
«Дифференциация звуков [в], [ф’]» | 1 |
«План (карта путешествий)» | 1 |
«Звуки [с], [с’]. Буква С» | 1 |
«Знаки сравнения» | 1 |
«Звук [ц] и буква Ц» | 1 |
«Измерение» | 1 |
«Звуки [з], [з’]. Буква З». | 1 |
«Измерение отрезка» | 1 |
«Звук [ш], буква Ш». | 1 |
«Число 10». | 1 |
«Звук [ж]» | 1 |
«Ориентировка в пространстве». | 1 |
«Звуки [ч], [щ]. Буквы Ч, Щ». | 1 |
«Повторение» | 1 |
«Обобщение и систематизация знаний детей». | 1 |
Календарное планирование занятий
Месяц | Тема |
ОКТЯБРЬ | |
1 занятие | «Для чего мы говорим?» Продолжать формировать у детей умение отвечать на вопросы, аргументируя ответ; последовательно и логично, понятно для собеседников рассказывать о факте, событии, явлении. Развивать у детей умение использовать элементы образной речи: сравнения, эпитеты. |
2 занятие | «Путешествие в страну Математика» Закрепить название геометрических фигур: квадрат, треугольник, прямоугольник, круг; Упражнять в счете в пределах 10 в порядковом счете; Развивать внимание, умение решать логические задачи. Развивать зрительное внимание, память, речь, мелкую моторику. Формировать: основные мыслительные операции, умение слышать и принимать инструкцию. Развитие умения классифицировать предметы по существенным признакам и обобщать |
3 занятие | «Звуки вокруг нас. Описание картинки» Учить различать речевые звуки от не речевых. Закрепить знания о гласных и согласных звуках. Учить детей передавать звуки природы фонетическими средствами языка. Развивать зрительное внимание, зрительную память, зрительное восприятие, воображение, речь. |
4 занятие | «Слово, предложение, рассказ». Познакомить детей с тем, что речь состоит из предложений, а предложения состоят из слов; Познакомить со схемой предложения; Учить по схеме определять начало и конец предложения, количество слов в предложении; Развивать речь, умение составлять предложения; мелкую моторику руки. |
5 занятие | «В поисках клада» Упражнять в счете в пределах 10; Закреплять цифры от 0 до 5; Упражнять в сравнении предметов по длине и ширине; Повторить состав чисел 2 и 3; Учить отвечать предложениями, правильно употреблять существительные во множественном числе; Формировать умение понимать и выполнять самостоятельно поставленную задачу. |
6 занятие | «Звукоград» Познакомить с понятием «звук». Учить проводить звуковой анализ слов; Продолжать учить называть слова определенной звуковой структуры. Формировать навык самоконтроля и самооценки. Упражнять в составлении предложений из 2 слов. |
7 занятие | «Прямой и обратный счет». Упражнять в счете предметов в пределах 10; в порядковом счете; Учить обратному счету; Закреплять состав чисел 4, 5; Развивать произвольное внимание; глазомер; умение выслушивать друг друга. |
8 занятие | «Звуки [а] ». Учить звуковому анализу и синтезу слов, составлять их схему. Учить выделять звук из ряда гласных звуков; называть слова с заданным звуком, определять звук в слове. Закрепить понятие «слог», деление слов на слоги. Развивать мелкую моторику руки. |
НОЯБРЬ | |
9 занятие | «Число 5» Уточнить знания детей об образовании числа 5; Закрепить у детей представления о длине предмета (самая длинная, короче, короткая); Расширять пространственные представления: справа, слева, посередине. Развивать умение мыслить, рассуждать. |
10 занятие | «Звук [о]. Составление рассказа по серии картинок». Учить выделять звук [о], и определять его место в слове; подбирать слова к заданной схеме; Учить звуковому анализу слов. Учить составлять рассказ по серии картинок. Формировать основные мыслительные операции, усидчивость, произвольность поведения, умение слышать и принимать инструкцию. |
11 занятие | «Ориентировка в пространстве». Упражнять детей в правильном обозначении положения предметов по отношению к себе. Развивать умение ориентироваться в пространстве. Закрепить название дней недели. умение на слух определять, какое число пропущено. Закрепить дифференциальные предлоги «на», «под». Развивать мелкую моторику, произвольное внимание, слуховое восприятие. |
12 занятие | «Звук [у]. Слоги» Закреплять умение различать гласные и согласные. Продолжать учить составлять предложение из 2 слов, предложение с заданным словом. Закреплять знания о слоговом составе слов. |
13 занятие | «Число 6.» Познакомить детей с составом числа 6 из двух меньших чисел. Упражнять в составлении фигур из счетных палочек, прямом и обратном счете. Развивать произвольное внимание, самоконтроль, мелкую моторику. Тренировать в умении согласовывать числительные с существительными в роде, числе, падеже. |
14 занятие | «Звук [э]. Пересказ текста» Закрепить навыки четкого произношения звука [э], в слогах, в словах, фразах. развивать фонематический слух. Учить различать окончания существительных в единственном и множественном числе, выделять последний гласный звук в словах. Познакомить с буквой Э, учить находить данную букву среди других. Развивать память, внимание, мышление. Продолжать учить составлять предложение из трех слов с союзом «и». |
15 занятие | «Число 7» Продолжать формировать навык увеличения и уменьшения числа на единицу. Упражнять в счете на ощупь. Тренировать в употреблении предлогов «за», «из», «под», «в». Развивать мелкую моторику мышц пальцев рук, логическое мышление. |
16занятие | «Звук [ы] . Буква Ы». Познакомить детей со звукам [ы]. Закрепить навыки произношения и различения звука [ы] в слогах, словах, фразах. Развивать фонематический слух. Упражнять в определение места звука в слове определять его твердость и мягкость. Развивать память, внимание, мышление. Учить находить данную букву среди других. Учить соотносить схему слова с картинкой. |
ДЕКАБРЬ | |
17 занятие | «Страна Математика» Упражнять в увеличении и уменьшении числа на единицу; закрепить умение ориентироваться на листе бумаги. Упражнять в умении изменять существительные и глаголы в единственном числе в существительные и глаголы во множественном числе. Развивать мелкую моторику мышц пальцев рук, память. |
18 занятие | «Звуки [н] [н’]. Буква Н» Познакомить детей со звуками [н] [н’]. Дать характеристику звука. Закрепить навыки различения и правильного произношения звуков [н] [н’] в слогах, в словах, фразах. Развивать фонематический слух. Закреплять умение выделять звуки в начале, середине и в конце слова. Закреплять умение дифференцировать мягкие и твердые согласные. Закреплять умение делить слова на слоги. Познакомить с буквой Н, учить находить данную букву среди других. |
19 занятие | «Строение натурального ряда чисел» Закрепить понятие предыдущего и последующего числа, соотношения между соседними числами ряда. Закрепить знание порядка следования чисел в ряду. Активизировать временные представления |
20 занятие | «Звуки [х] [х’]. Буква Х.» Познакомить детей со звуками [х] [х’]. Закрепить умение давать характеристику согласному звуку. Закрепить навыки различения и правильного произношения звуков [х] [х’] в слогах, словах, фразах. Развивать фонематический слух; учить выделять звук [Х] в начале, середине и в конце слова. Познакомить с буквой Х. Учить находить букву в ряде других букв. Развивать память, внимание, мышление. |
21 занятие | «Состав числа 8» Учить детей составлять число 8 из двух меньших. Развивать навык увеличения и уменьшения числа в пределах 10 на единицу. Упражнять в ориентировании на листе бумаги; умении слышать воспитателя и находить ошибки в собственной речи. |
22 занятие | «Звуки [к] [к’]. Буква К» Познакомить детей со звуками [к] [к’], характеристикой звуков. Закрепить навыки произношения и различения этих звуков в слогах, словах, фразах. Развивать фонематический слух. Учить определять место звука в слове. Звуковой анализ слова МАК. Познакомить с буквой К, учить находить данную букву среди других. |
23 занятие | «Число 9» Учить составлять число 9 из меньших чисел; Закрепить навык порядкового счета; Тренировать в умении согласовывать порядковые числительные с существительными; Воспитывать аккуратность, внимание; Развивать зрительно-двигательную координацию, самоконтроль. |
24 занятие | «Звук [г], [г’] и буква Г» Познакомить детей со звуками [г], [г’], характеристикой звуков. Закрепить навыки различения и правильного произношения звуков [г], [г’] в слогах, в словах, фразах. Развивать фонематический слух. Закреплять умение выделять звуки в начале, середине и в конце слова. Закреплять умение дифференцировать мягкие и твердые согласные. Продолжать учить выполнять звуко – слоговой анализ слогов и слов. Знакомство с буквой Г, учить находить данную букву среди других. Развивать память, внимание, мышление. |
ЯНВАРЬ | |
25 занятие | «Число 10» Учить детей составлять число «десять» из двух меньших. Упражнять в прямом и обратном счете; в увеличении и уменьшении числа на единицу. Закрепить представление о сравнительной степени прилагательных (длиннее, короче и др.). Развивать умение адекватно оценивать собственную деятельность и ее результат. Продолжать обучение навыкам анализа и рассуждения. Закреплять умение отгадывать загадки. |
26 занятие | «Дифференциация звуков [г] [х], Г-Х» Развивать навыки звуко-буквенного анализа и синтеза К – Г – Х. Развивать умение дифференцировать парные согласные К и Г и Х. Закреплять умение узнавать и правильно печатать изученные буквы. Упражнять в делении слов на слоги, договаривании слов. |
27 занятие | «Знакомство со знаком сложения» Познакомить со смыслом действия сложения и со знаком «+». Упражнять в счете в пределах 10. Учить соотносить цифру с количеством. Продолжать называть «соседей 2 отдельных чисел. Развивать наблюдательность, память, мелкую моторику мышц пальцев рук. |
28 занятие | «Звуки [т] [т’]. Буква Т» Познакомить со звуками [т] [т’]. Закрепить навыки четкого произношения звуков [Т], [ТЬ] в слогах, словах, фразах. Закреплять умение определять место данного звука в словах. Закрепить умение давать характеристику звуку. Формировать навыки анализа и синтеза слогов: АТ, ИТ, УТ,ЭТ, ОТ, ТУ, ТО, ТИ, ТА. Знакомство с буквой Т, учить находить данную букву среди других. |
29 занятие | «Знакомство со знаком вычитания» Познакомить со знаком «-». Учить увеличивать и уменьшать число на единицу. Учить сравнивать колличественный состав множеств Упражнять в счете на ощупь; в умении определять место положение предметов по отношению к плоскости листа. |
30 занятие | «Звук [д] [д’], буква Д» Знакомство со звуками [д] [д’]. Закрепить навыки различения и правильного произношения звуков [д] [д’], в слогах, в словах, фразах. Развивать фонематический слух. Закреплять умение выделять звуки в начале, середине и в конце слова. Закреплять умение дифференцировать мягкие и твердые согласные. Познакомить с буквой Д, учить находить данную букву среди других. |
31 занятие | «Знаки сравнения: «<», «>». Продолжать учить детей понимать количественные отношения между числами в пределах 10, «записывать» при помощи знаков «<» и «>». Закрепить названия геометрических фигур (овал, четырехугольник, треугольник). Развивать внимание и формировать умение работать по устной инструкции Воспитывать произвольное внимание, усидчивость, желание работать. |
32 занятие | «Дифференциация звуков [т] [д] и их мягких вариантов» Закреплять навыки различения и произношения звуков по мягкости – твердости в слогах, словах, фразах. Развивать фонематический слух, внимание, память, мышление. Закреплять умение узнавать и правильно писать изученные буквы. Обучать составлению предложений по опорным словам. |
33 занятие | «Примеры» Учить решать примеры в пределах 10, употреблять предлоги «из-за», «из-под», «между», «около». Закрепить знание детьми названий геометрических форм. Развивать произвольное внимание, тренировать память; мелкую моторику. |
ФЕВРАЛЬ | |
34 занятие | «Звуки [п] [п’]. Буква П» Познакомить со звуками [п] [п’]. Закрепить навыки различения и четкого произношения звуков [п] [п’] в слогах, в словах, фразах; Развивать фонематический слух. Учить давать характеристику согласному звуку. Формировать навыки анализа и синтеза слогов. Познакомить с буквой П. Учить находить данную букву среди других. Продолжать учить составлению предложений по опорным словам. |
35 занятие | « Палочки Кюизенера» Закрепить у детей представления о длине предмета (самая длинная, короче, короткая); Расширять пространственные представления: справа, слева, посередине, Развивать умение мыслить, рассуждать полными предложениями. Актулизировать счетные навыки. Закрепить состав однозначных чисел Упражнять в решении конструктивных задач с использованием палочек Х. КЮИЗЕНЕРА |
36 занятие | «Звук [б] [б’]. Буква Б» Знакомство со звуками [б] [б’]. Закрепить навыки различения и четкого произношения звуков [б] [б’] в слогах, в словах, фразах. Развивать фонематический слух. Закреплять умение выделять звуки в начале, середине и в конце слова. Закреплять умение дифференцировать мягкие и твердые согласные. Продолжать учить составлению предложений по опорным словам, развитие речи. |
37 занятие | «Деление предметов» Упражнять детей в делении предметов на восемь равных частей путем складывания по диагонали. Упражнять в счете в пределах 20. Учить составлять силуэт предмета из восьми равнобедренных треугольников. Развивать внимание. Продолжать называть «соседей2 отдельных чисел; развивать наблюдательность, память, мелкую моторику мышц пальцев рук. |
38 занятие | Дифференциация звуков [б] [п], и их мягких вариантов Закрепить навыки различения и правильного произношения звуков [Б] - [П], в слогах, в словах, фразах и их мягких вариантов; Развивать фонематический слух; Учить выделять звуки в начале, середине и в конце слова. Учить дифференцировать мягкие и твердые согласные. Развивать память, внимание, мышление. |
39 занятие | «Арифметическая задача» Познакомить с арифметической задачей. Уточнить представление о действии сложения и вычитания. Учить составлять выражение в соответствии с предметной ситуацией. |
40 занятие | «Звуки [в] [в’]. Буква В. Звуковой анализ слова». Знакомство со звуками [в] [в’]. Закрепить навыки различения и четкого произношения звуков [в] [в’] в слогах, в словах, фразах. Развивать фонематический слух. Закреплять умение выделять звуки в начале, середине и в конце слова. Закреплять умение дифференцировать мягкие и твердые согласные. |
41 занятие | «Ориентировка в пространстве» Продолжать учить детей ориентироваться на тетрадной странице. Упражнять в составлении числа из двух меньших чисел. Учить образовывать из треугольников новые многоугольники. Упражнять в согласовании числительных с существительными во множественном числе. Развивать мелкую моторику мышц пальцев рук, произвольное внимание. |
МАРТ | |
42 занятие | «Звуки [ф] [ф’]. Буква Ф». Знакомство со звуками [ф] [ф’]. Закрепить навыки различения и правильного произношения звуков [ф] [ф’] в слогах, в словах, фразах. Развивать фонематический слух. Закреплять умение выделять звуки в начале, середине и в конце слова. Закреплять умение дифференцировать мягкие и твердые согласные. Упражнять в деление слов на слоги. Продолжать работу со схемой предложения. Развивать память, внимание, мышление. |
43 занятие | «Арифметическая задача» Продолжать знакомить с арифметической задачей. Уточнить представление о действии сложения и вычитания. Учить составлять выражение в соответствии с предметной ситуацией. |
44 занятие | «Дифференциация звуков [в] [ф]» Закрепить навыки различения и правильного произношения звуков [в] [ф] в слогах, в словах, фразах и их мягких вариантов. Развивать фонематический слух. Учить выделять звуки в начале, середине и в конце слова. Учить дифференцировать мягкие и твердые согласные. Развивать память, внимание, мышление. |
45 занятие | «План (карта путешествий)» Формировать навыки ориентации по элементарному плану, умение правильно определить взаимное расположение предметов в пространстве. Закрепить умение собирать разрезные геометрические фигуры. Развивать внимание, умение находить ошибки, |
46 занятие | «Звуки [с] [с’]. Буква С» Познакомить детей с буквой С. Учить находить данную букву среди других. Продолжать учить делить слова на слоги. Учить выделять звуки (С, С’) и определять их место в слове. Закрепить понятия согласные и гласные буквы. Развитие преднамеренного запоминания и припоминания, долговременной памяти. |
47 занятие | Упражнять в прямом и обратном счете в пределах 10. Развивать внимание, мелкую моторику мышц пальцев рук. Формировать приемы умственных действий при решении задач на сравнение и конструктивных задач |
48 занятие | «Звук [ц] и буква Ц» Обратить внимание на то, что звук Ц – всегда твердый. Развивать фонематический слух; закреплять умение выделять звук в начале, середине и в конце слова. Закреплять умение делить слова на слоги. Продолжать работу со схемой предложения. Упражнять в звуко-слоговом анализе прямых и обратных слогов Познакомить с буквой Ц, учить находить данную букву среди других. |
49 занятие | Логические задачи Развивать аналитическое наблюдение, сравнение и обобщение, зрительно-моторную координацию |
АПРЕЛЬ | |
50 занятие | «Звуки [з] [з’]. Буква З». Задачи: Закрепить навыки четкого и правильного произношения звуков [З], [ЗЬ], в слогах, в словах, фразах. Упражнять в дифференциации данных звуков. Развивать фонематический слух. Учить выделять звук [З] в начале, середине и в конце слова. Знакомить детей с буквой З, учить находить данную букву среди других.
|
51 занятие | «Ориентировка в пространстве» Продолжать упражнять детей в ориентировке на листе бумаги. Учить выполнять задание под диктовку; составлять фигуры; согласовывать количественные числительные с существительными во всех падежах с употреблением предлогов «между», «около», «за». Развивать мелкую моторику мышц пальцев рук, словесно-логическое мышление. |
52 занятие | «Звук [ш] и буква Ш» Обратить внимание на то, что звук Ш – всегда твердый. Развивать фонематический слух; закреплять умение выделять звук в начале, середине и в конце слова. Продолжать работу со схемой предложения . Упражнять в звуко – слоговой анализе прямых и обратных слогов и слов. Знакомство с буквой ш. Развивать память, внимание, мышление. Упражнять в составлении рассказа по сюжетной картинке; |
53 занятие | «Измерение» Учить детей измерять длину с помощью линейки. Упражнять в составлении и решении простых арифметических задач на сложение и вычитание в пределах 10. Закрепить предлоги «из-за», «из-под», «между». Развивать умение правильно строить сложноподчиненные предложения с союзом «потому что». Развивать глазомер, мелкую моторику. |
54 занятие | «Звук [а] [у], «Ж». Обратить внимание на то, что звук Ж – всегда твердый. Развивать фонематический слух; закреплять умение выделять звук в начале, середине и в конце слова. Продолжать работу со схемой предложения . Знакомство с буквой Ж, учить находить данную букву среди других. Упражнять в составлении рассказа по сюжетной картинке. |
55 занятие | Сложение и вычитание Повторить смысл действий сложения и вычитания Учить составлять символическую запись ситуации Обобщить представления о геометрических фигурах, конструировать из геометрических фигур. Развивать мелкую моторику, зрительно-моторную координацию |
56 занятие | «Звуки [ч] [щ] и буквы ч-щ». Обратить внимание на то, что звуки Ч – Щ всегда мягкие. Развивать фонематический слух; закреплять умение выделять звук в начале, середине и в конце слова. Закреплять умение выполнять звуко – слоговой анализ прямых и обратных слогов и слов. Познакомить с буквами Ч-Щ, учить находить данную букву среди других. Развивать память, внимание, мышление. |
57 занятие | «Повторение» «Математический квест» Продолжать отработку навыка уменьшать числа на единицу в пределах 10; Закрепить понятия «условие», «вопрос», задачи. Развивать умение подбирать слова, противоположные по значению, отвечать на вопросы полными предложениями, согласовывая правильно слова. Продолжать упражнять детей в ориентировке на листе бумаги, выполнять задания под диктовку. Учить составлять описательную загадку о геометрической фигуре. Развивать умение согласовывать числительное, прилагательное и существительное во всех падежах; умение адекватно оценивать свою деятельность; Развивать мелкую моторику мышц пальцев рук. |
58 занятие | «Обобщение и систематизация знаний детей» Упражнять в умении находить нужную фигуру на ощупь. Развивать логическое мышление, мелкую моторику. Формировать навыки самоконтроля, проявление познавательной самостоятельности. |
Список использованной литературы
- Арапова-Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
- Волина В.В. Праздник числа. Занимательная математика для детей. – М., 1993.
- Волина, В. Занимательное азбуковедение. –М.,2003.
- Ерофеева Т.И., Новикова В.П., Павлова Л.Н. Дети у истоков математики. Спецкурс: методика обучения математике. – М., 1994.
- Журова Л.Е. Обучение дошкольников грамоте: Методическое пособие. – М:, 2008.
- Метлина Л.С. Математика в детском саду. Пособие для воспитателя детского сада. – М., 1984.
- Морозова, П.Н. Обучение детей грамоте. – Тула.,2003.
- Нечаева Н.В. Обучение грамоте. – М., 1993
- От А до Я. Рабочая тетрадь. М.: Ювента, 2002
- От звука к букве. Демонстрационный материал. М.: Гном и Д, 2001
- Петерсон Л.Г., Холина Н.П. Раз – ступенька, два – ступенька... Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. – М.: Ювента, 2006
- Раз – ступенька, два – ступенька… Математика для детей 5 – 7 лет. Часть 2. – М.: Ювента, 2009
- Рихтерман Т.Д. Формирование представление о времени у детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1982.
- Тарунтаева Т.В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников. – М., 1986.
- Тумакова, Г.А., Максакова, А.И. Учите играя. М.,2003
- Успенская Л.П., Успенский М.Б. Учись правильно говорить. – М., 1992
- Ушакова, О.С. и др. Развитие речи и творчества дошкольников (игры, упражнения, конспекты занятий). – М.: ТЦ «Сфера», 2006
- Филиппова С.О. Подготовка дошкольников к обучению письму. – СПб.: Детство-Пресс, 2001
- Чеплашкина И.Н., Зуева Л.Ю Математика – это интересно. Комплект игр. М.: Акцидент, 1995.
- Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. – М., 1992.
4
.
6
7
8
9
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа "Волшебный английский" в рамках комплексной дополнительной образовательной программы "Ступени" - Возраст 5-7 лет
Актуальность программы "Волшебный английский" обусловлена ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт, когда пойдут в школу.Цель прогруммы- обучение дошколь...
«Дополнительное образование в МДОУ, как один из факторов, речевого, интеллектуального развития и социализация воспитанников на тему: «Дополнительные образовательные услуги, направленные на художественно-эстетическое развитие обучающихся»
laquo;Дополнительное образование в МДОУ, как один из факторов, речевого, интеллектуальногоразвития и социализация воспитанников на тему: «Дополнительные образовательные услуги,направленные...
Московсковский городской конкурс исследовательских и проектных работ обучающихся образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным и дополнительным образовательным программам в 2017/2018 учебном году
Материал для воспитателей...
Московский городской конкурс исследовательских и проектных работ обучающихся образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным и дополнительным образовательным программа 2017-2018 учебном году.
Методические пособия для детей по ПДД...
Дополнительная образовательная программа художественной направленности для детей дошкольного возраста (2- 4 лет) (кружок « Капитошка ») разработана с учётом Основной образовательной программы Муниципального автономного дошкольного образовательно
Дополнительная образовательная программахудожественной направленности для детей дошкольного возраста (2- 4 лет) (кружок « Капитошка »)разработана ...
Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Музыкальный сундучок», 2022-2023г.
Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Музыкальный сундучок», 2022-2023...