Нравственное воспитание дошкольников через доброту и милосердие.
статья
Осознание детьми мотивов поступков способствует более глубокому усвоению представлений о доброте и милосердии, а, следовательно, и развитию их чувств, формированию социально правильного поведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nravstvennoe_vospitanie_doshkolnikov_cherez_dobrotu_i_miloserdie.docx | 23.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Нравственное воспитание дошкольников через доброту и милосердие.
Доброта – язык, который могут слышать
глухие и видеть слепые.
Марк Твен.
Доброта и милосердие – это высочайшие нравственные ценности. В них проявляются гармония чувств, мыслей, поступков, активное противостояние всему дурному, готовность помочь кому-нибудь или простить кого-либо из сострадания.
В раннем детстве, когда еще только начинает формироваться в человеке все человеческое, воспитание добрых чувств приобретает особое значение.
Дети добры по своей природе, но бесценное зерно доброго требует постоянного ухода, иначе оно может не прорасти. Обязанность и долг взрослых, родителей и педагогов, - учить маленького человека и мыслить, и чувствовать, и действовать по законам добрых человеческих отношений, по законам милосердия. То, какой чувственный опыт получает ребенок в первые годы жизни – опыт доброты или жестокости – не может не сказаться на дальнейшем становлении его личности.
Доброта – понятие емкое и многогранное. Это – человечность и отзывчивость, чуткость и доброжелательность, умение поступиться своим я», «хочу» ради «мы», «обязан», проявить готовность разделить невзгоды и радости других людей.
Милосердие - сострадательная любовь, сердечное участие в жизни немощных и нуждающихся - больных, инвалидов, престарелых. Воспитание сострадательного отношения к такой категории людей даёт предпосылки проявлений уважения друг к другу, понимания того, что каждый из нас, или наши близкие могут оказаться в подобной ситуации и будут нуждаться в той или иной поддержке. Деятельное проявление милосердия - различная помощь, благотворительность и т.д.
Именно в дошкольном возрасте закладывается основа системы духовно-нравственных ценностей (сострадания), которая определяет отношение человека к миру. У ребенка формируется отношение как к себе, так и к окружающим, обществу в целом. В настоящее время остро стоит проблема духовно-нравственного воспитания (сострадания) у детей. Дошкольное детство – пора воспитания человека и его души.
В нравственном воспитании в детях произошли негативные тенденции: книги их не интересуют, им больше нужен телевизор, с которого они видят такие персонажи сказок, героев мультфильмов, которые не отличаются душевностью (состраданием) или нравственностью. Главной задачей в духовном воспитании ребёнка является воспитание состраданием (милосердия). Воспитание любви должно строиться на чувствах сострадания, сопереживания, соучастия.
С нашими воспитанниками мы воспитываем доброту и милосердие через:
- этические беседы с ребёнком, которые способствуют развитию у детей представлений о том, что такое хорошо и что такое плохо;
- пословицы и поговорки (ласково слово - что весенний день, и у курицы сердце есть, доброму и сухарь на здоровье, а злому и мясное не впрок, доброе слово лучше мягкого пирога, любить друга - любить себя);
- игры, в которых у детей проявляются и закрепляются добрые чувства, умение проявить заботу, внимание: «Построим кукле комнату», «Купание куклы» и другие для малышей, сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников: «Больница», «Гости», «Поездка в трамвае» и т. д.
- чтение художественные произведения: А. Барто «Вовка - добрая душа», Я. Сегель «Как я был мамой», С. Михалков «Дядя Степа», В. Катаев «Цветик-семицветик», Е. Пермяк «Самое страшное», Н. Артюхова «Трудный вечер», Е. Благинина «Посидим в тишине», ненецкая сказка «Кукушка». Эти произведения показывают детям, что ласковое, доброе слово, хорошее отношение к человеку действует быстрее и эффективнее, чем сила.
- Понятия «добро» и «зло». Покажите своему ребенку, что вы замечаете, когда кто-то совершает добрые поступки. Например, если молодой человек или девушка уступила место в транспорте пожилому человеку, скажите ему: «Это было любезно с его стороны – уступить место старшему по возрасту». Аналогично, если ребенок делает добрые поступки, признавайте это и хвалите его. Приучайте ребенка к добрым делам. Показывайте хороший пример. Например, вы можете предложить ребенку пожертвовать старые вещи и игрушки. Позвольте ребенку самому передать вещи волонтерам. Формировать позитивное отношения к младшим, к родителям, пожилым, инвалидам и др. Решайте нравственные вопросы в процессе воспитания обсуждая с малышом, почему нельзя мучить животных; можно ли смеяться, если друг упал; можно ли обзываться; зачем нужно делиться игрушками; почему люди стараются помогать друг другу и т.д.
Очень важно, чтобы дети распространяли гуманные чувства не только на себя, но и умели сострадать другим людям. Ребенок должен не только различать хорошие и плохие поступки, но и понимать, почему нужно быть добрым, милосердным, какой мотив стоит за каждым поступком. Осознание детьми мотивов поступков способствует более глубокому усвоению представлений о доброте и милосердии, а, следовательно, и развитию их чувств, формированию социально правильного поведения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация на тему: "Нравственное воспитание дошкольников через воспитание любви к природе".
Русская природа... Эти слова легко вызывают в памяти многообразные знакомые и дорогие картины. Стройные сосновые леса и светлые, березовые рощи. Полные свежести зеленые луга и золотые хлебные ...
Консультация для родителей Нравственное воспитание дошкольников через воспитание любви к природе
Русская природа... Эти слова легко вызывают в памяти многообразные знакомые и дорогие картины. Стройные сосновые леса и светлые, березовые рощи. Полные свежести зеленые луга и золотые хлебные по...
Методическая разработка Нравственное воспитание дошкольников через воспитание любви к природе
Воспитание любви дошкольника к природе...
Проект по нравственному воспитанию дошкольников "Азбука доброты"
laquo;Если ребенка учат добру, в результате будет добро; учат злу – в результате будет зло – ибо ребенок не рождается готовым человеком, человеком его надо сделать».В.А.Сухомлинский...
Публикация в сборнике "Нравственные ценности и будущее человечества" ( Материалы ежегодных Митрофановских церковно- исторических чтение) Статья "Духовно-нравственное воспитание дошкольников через чтение художественной литературы".
Проблематика деформации духовно-нравственных представлений детей дошкольного возраста. Методы воспитания через мир художественной литературы. Применение эффективных форм воспитания духовно-нравственны...
Городской семинар "Формирование духовно-нравственного воспитания дошкольников через приобщение к отечественным духовно-нравственным ценностям и культурному наследию родного края"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"29645530","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"29645641","attributes":{"alt":"","class"...
Городской семинар с элементами мастер-класса "Формирование духовно-нравственного воспитания дошкольников через приобщение к отечественным духовно-нравственным ценностям и культурному наследию родного края".
#Повышение_педагогической_компетентностиВ рамках мероприятий по взаимному сотрудничеству управления образования и молодежной политики администрации городского округа город Воронеж с городскими благочи...