НОД «Удивительные свойства воздуха»
план-конспект занятия (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
66nodvozduh.docx | 23.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Когалыма «Сказка»
КОНСПЕКТ
НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ
«ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»
ТЕМА: «УДИВИТЕЛЬНЫЕ СВОЙСТВА ВОЗДУХА»
(СТАРШАЯ ГРУППА)
Воспитатель
Шаповалова С.В.
Тема: «Удивительные свойства воздуха»
Цель: развивать у детей представления о свойствах воздуха путем экспериментирования.
Задачи:
Обучающие -Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха. -Расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека. Развивающие -Развивать способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного экспериментирования и делать выводы.
-Способствовать развитию свободного общения со взрослыми и детьми.
-Расширять словарный запас детей: лаборатория, невидимый, прозрачный, бесцветный, живая природа, неживая природа.
-Содействовать оздоровлению детей путем включения дыхательной гимнастики в воспитательно-образовательную работу.
-Формировать физиологически правильное дыхание с помощью дыхательной гимнастики, укреплять мышцы дыхательной системы, носоглотки и верхних дыхательных путей.
Воспитательные
-Воспитывать бережное отношение к природе, окружающей среде;
-Воспитывать культуру общения.
Методы и приемы: беседа, наблюдение, опыты, игра, физкультминутка, дыхательная гимнастика, загадка, сюрпризные момент, поощрение детей (мыльные пузыри) .
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Предварительная работа: чтение художественной литературы по данной теме, надувание шаров, игры с мыльными пузырями, изготовление вееров, наблюдения за погодой, ветром, беседа: «Чистый воздух»; «Для чего нужен воздух и кому», рассказ «Где живет воздух», загадки про явления природы, рассматривание иллюстраций в энциклопедии .
Материалы и оборудование: посылка, шкатулка, письмо, полиэтиленовые пакеты, зубочистки, стаканчики с водой, коктейльные трубочки, карточки-обозначения, емкости с измельченными продуктами (апельсин, чеснок, лук, чай, кофе), салфетки, фартуки по количеству детей, красные и зеленые сигнальные карточки.
Ход образовательной деятельности.
Ребята, как можно поприветствовать друг друга? (ответы детей)
-Я предлагаю вам поприветствовать друг друга с помощью дыхательного упражнения «Ладошки» (методика А.Стрельниковой).
Воспитатель: Ребята, на адрес нашего детского сада сегодня пришла посылка. Давайте посмотрим, что в ней (открываю коробку). Ребята, здесь лежит письмо и шкатулка. Давайте прочтем письмо: «Здравствуйте, ребята. Пишут вам жители далекой сказочной планете под названием Воздушария. Наши жители очень любят вашу красивую планету и очень хотят посетить ее. Только мы не знаем, есть ли на вашей планете воздух, который нам очень необходим, ведь без воздуха мы не проживем и пяти минут. Мы ждем от вас вестей. Надеемся, что скоро увидимся. Мы дарим вам красивую шкатулку. Эта шкатулка не простая: в ней находится что-то очень дорогое и ценное для нас».
(Воспитатель, не дочитав письмо, обращается к детям): Как интересно! Ребята, как вы думаете, что нам прислали? (Дети высказывают свои предположения. Воспитатель открывает шкатулку, но она оказывается пустой.)
Дети: Шкатулка пустая, в ней ничего нет.
Воспитатель: Этого не может быть, ведь нам написали, что здесь находится что-то ценное. Давайте дочитаем письмо (воспитатель читает): «Что находится в шкатулке, вы узнаете, если отгадаете загадку:
Мы его не замечаем,
Мы о нем не говорим.
Просто мы его вдыхаем-
Он ведь нам необходим».
Дети: Это воздух!
Воспитатель: Правильно, дети! А как вы догадались? (Ответы детей)
-Значит, жители планеты Воздушария прислали нам воздух. И они спрашивают нас, есть ли на нашей планете воздух. Скажите, есть ли на нашей планете воздух? (Ответы детей)
-Ребята, а что вы знаете и можете рассказать о воздухе? (Ответы детей)
-Подумайте и скажите, в чем заключается ценность воздуха для нашей планеты? (Ответы детей)
-Правильно, дети, без воздуха не было бы жизни на нашей Земле. Ребята, а вы знаете, что человек может прожить без еды – 30 дней, без воды – 15 дней, а без воздуха не сможет прожить и 1 минуты.
-Ребята, я предлагаю отправиться в лабораторию и изучить свойства воздуха.
-Что такое лаборатория? (Ответы детей)
-Лаборатория – это место, где работают ученые, они проводят там опыты с помощью различных приборов. Давайте вспомним правила поведения, которые необходимо соблюдать в лаборатории (ответы детей). Итак, вы должны соблюдать тишину, не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно. Отправимся мы на машине, но машина долго стояла и у нее спустило колесо. Давайте накачаем колесо (дыхательное упражнение по методике А. Н. Стрельниковой «Насос». После выполнения упр-я дети друг за другом «едут» к столам.
Воспитатель: Вот мы и попали с вами в лабораторию. Первым делом, мы с вами должны будем надеть специальную одежду (надевают фартуки). Итак, начинаем.
Ребята, скажите, вы видели воздух, где он находится? (Ответы детей)
-Воздух находится вокруг нас. Он везде: в нашей группе, на улице, у вас дома. Какой он? (Ответы детей)
-Как можно проверить, есть ли здесь воздух? (Руками обводит группу.)
-Попробуйте его поймать (дети ловят руками воздух). Не получается?
Опыт №1 «Поймай воздух».
-Чтобы воздух увидеть, его нужно поймать. Хотите я научу ловить воздух. Возьмите полиэтиленовый пакет, что в нем? (он пустой)
-Давайте его сомнем. Посмотрите он легко мнется, почему? (потому что он пустой)
Теперь мы сделаем из него шарик, закрутите его.
Что в пакете? (воздух)
На что стал похож пакет? (ответы детей)
Попробуйте сдавить пакет. Почему не получается? (там воздух
- Что произошло с пакетами? (Они надулись, стали выпуклыми, упругими.)
А теперь посмотрите на руку через пакет. Вы видите свою руку? (видим)
-Если мы видим свою руку, значит воздух какой? (прозрачный, невидимый)
Вывод: Воздух прозрачный ,невидимый, бесцветный)
Воспитатель: А как можно проверить действительно ли в пакете воздух? Давайте возьмем острую палочку и осторожно проколем мешочек (воспитатель прокалывает зубочисткой все пакеты с воздухом). Поднесем его к лицу и нажмем на него руками. Что вы чувствуете? (Воздух) Теперь разожмите пакет и выпустите из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему? ( В нём нет воздуха.
Вывод: воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его. Назовите предметы, которые мы заполняем воздухом. (воздушные шарики, надувной матрас, спасательные нарукавники, спасательный круг) Воздух заполняет любое пространство
Вывод: Воздух приобретает форму того предмета, в какой он попадает.
Опыт № 2. «Увидим воздух»
-Чем мы с вами дышим? (воздухом). Давайте это проверим, сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем.
-Ребята, перед вами стаканы с водой и трубочки. Возьмите трубочки и поставьте их в стаканчики с водой и подуйте, что происходит? (Мы выдыхаем воздух и в воде появляются пузырьки.)
-Значит, внутри нас есть воздух. Подуйте в трубочки сильно. А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество? (Нет.) Почему?
-Когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда меньше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и стаканчиков с водой мы с вами увидели воздух. В этом опыте вы выдыхаете воздух. Значит, он есть внутри вас, а не только вокруг нас. Но как он к вам попадает? (Через нос и рот.) Все люди дышат через нос и рот.
- Чтобы мы не забыли про наши открытия мы будем отмечать их с помощью карточек с символами, первая карточка – «Воздух невидимый, бесцветный, прозрачный» (прикрепляю на доску карточку-обозначение).
-Ребята, а сейчас давайте покажем, как мы дышим. Упр-е «Погончики»- (по методике А.Стрельниковой)
Опыт № 3. «Узнай по запаху»
- Ребята, а имеет ли воздух запах? Вдохните воздух носом. Какого он запаха? (Без запаха) Верно, если воздух чистый, он не имеет запаха. А теперь вдохните ртом воздух, лизните его. Какого он вкуса? (Без вкуса) Правильно, чистый воздух — без вкуса и запаха. (Ставим карточку-обозначение «Воздух не имеет вкуса и запаха»
А теперь скажите, как мы можем объяснить, что в столовой пахнет пирожками, а на лугу – цветами (ответы детей).
- Воздух сам не имеет запаха, но, двигаясь, может переносить запахи. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.
Давайте поиграем. Но сначала подготовим наши носики. (Упр-е по Стрельниковой)
Игра «Узнай по запаху». Сейчас мы это проверим. Закройте глаза ,а когда я вам скажу вы медленно будете вдыхать и говорить ,чем пахнет (воспитатель подходит к каждому ребенку и дает им понюхать духи (апельсин ,лимон ,чеснок ). Один ребенок вдыхает просто воздух. Все что то почувствовали, только Дима ни чего не почувствовал. Как вы думаете почему?
-Правильно, Дима ничего не почувствовал,потому что я ему ни чего не дала почувствовать. Он вдохнул просто воздух. Вы замечательно справились. (Выставляю следующую карточку-обозначение: «Воздух переносит запахи»)
ОПЫТ №4 «Воздух может двигаться »
Воспитатель: Как вы думаете, может ли воздух двигаться?
Давайте проверим. Я возьму веер и помашу на вас. Что вы чувствуете? (ветер)
Вывод: Значит, воздух может двигаться.
Еще раз помашу веером и скажите ветер какой? (холодный)
А теперь поднесите ладони ко рту и слегка подуйте на них. Что почувствовали? ( теплый ветер )
Как вы думаете, где бывает теплый ветер? (около печки, костра, если включить фен)
Вывод: воздух бывает холодным, теплым и горячим.
Воспитатель: Вы сказали что воздух может двигаться , как вы думаете, кто ему помогает? У воздуха есть хороший друг, а угадайте кто?
Я березку качну,
Я тебя подтолкну,
Налечу, засвищу,
Даже шапку утащу.
А меня не видать.
Кто я? Можешь отгадать? (Ветер)
Воспитатель: Да это ветер. А что такое ветер? (Ответы детей.) Ветер – это движение воздуха.
Д/и «Кому нужен воздух?».
(Кошка, камень, дерево, сапог, медведь, цветок, стол, кузнечик, дети.)
-Мы с вами определили, что воздух нужен для жизни (дети сами перечисляют): дереву, цветку, кошке, медведю, кузнечику, детям. Это все живая природа. А то, чему воздух для жизни не нужен (дети сами перечисляют: камню, сапогу, столу), называется неживая природа. Вот мы с вами открыли еще один секрет воздуха, он нужен всему живому.
-Ребята, здоровье человека зависит не только от того, как он дышит, но и от того, чем он дышит. Как вы думаете, где воздух чище: в городе или в лесу? (В лесу.) Почему вы так думаете? (Ответы детей )
Какой в лесу воздух? (ответы детей )
Почему он там чистый? (ответы детей) Там воздух содержит большое количество кислорода. Кислород - это газ, которым дышат люди, растения. Заслуга растений именно в том, что они вырабатывают кислород. Больше растений - больше кислорода)
Почему воздух становится грязным? (Выхлопные газы машин, едкий дым от свалок, промышленные отходы из заводских труб и др.) -Ребята! скажите, вам понравилось проводить опыты? (Ответы детей)
-Ребята, что нужно сделать, чтобы очистить воздух? (Ответы детей). Правильно, чтобы воздух наш был чистым, нужно не засорять природу, не бросать мусор и не жечь костры в лесу, сажать деревья.
Хорошо, сейчас я вам предлагаю взять со стола 2 сигнальные карточки – зеленый и красный. Я буду говорить утверждения, а вы вместо ответа будете показывать кружки. Если вы согласны, поднимите зелёный кружок, если не согласны, красный. Давайте попробуем. Будьте внимательны!
1. Воздух окружает нас со всех сторон (да).
3. Воздух голубого цвета (нет).
4. Воздух прозрачный, не имеет цвета (да).
5. Воздух имеет свой вкус (нет).
6. Чистый воздух не имеет запаха, но может передавать запах предметов (да).
7. Человек может жить без воздуха (нет).
Какой опыт вам показался интересным больше всего? (Ответы детей)
Что вы сегодня узнали нового? (Ответы детей по схемам)
Вот сколько мы с вами знаем о воздухе и вечером мы напишем письмо жителям сказочной планеты Воздушария. Сегодня вы хорошо поработали, молодцы! Давайте себе похвалим. Упр-е «Обними плечи » (По методике Стрельниковой)
Снимаем специальную одежду.
- В благодарность за помощь жители волшебной страны прислали для вас подарки. (Из коробки достаю мыльные пузыри). Что это? При помощи чего мы надуваем мыльные пузыри. Тогда поехали в д\с надувать мыльные пузыри. Машина нас ждет. (дети друг за другом «выезжают в зал»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "Удивительные свойства воздуха"
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей 6 года жизни «Удивительные свойства воздуха», область «Познание». Занятие построено на основе элементарных опытов. Интеграция областей «...
конспект занятия "Удивительные свойства воздуха"
Способствоать обагащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению представлений о значимости воздуха в жизни человека, животных, растенийПродолжать знакомить со свойствами возд...
Конспект НОД по экспериментально-познавательной деятельности в старшей группе «Удивительные свойства воздуха»
Открытое занятие в старшей группе...
Конспект непосредственно - образовательной деятельности в старшей логопедической группе «Удивительные свойства воздуха», область «Познание».
Конспект непосредственно - образовательной деятельности в старшей логопедической группе «Удивительные свойства воздуха»,область «Познание».Деятельность построена на основе элементарных опыт...
Конспект непосредственно образовательной деятельности "Удивительные свойства воздуха"
Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «Удивительные свойства воздуха».Образовательные области: «Познание», «Коммуникация»...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по экспериментально-познавательной деятельности в подготовительной группе"Удивительные свойства воздуха".
Здесь вы найдёте конспект занятия экспериментально-познавательной деятельности в подготовительной группе....
Конспект занятия по экспериментально-познавательной деятельности в подготовительной группе «Удивительные свойства воздуха»
С помощью исследовательской деятельности детей определить свойства воздуха и роль воздуха в жизни людей. ...