« Развитие тактильно-двигательной активности у детей дошкольного возраста».
статья (старшая группа)

Кошкина К.И.

« Развитие тактильно-двигательной активности у детей 

                       дошкольного возраста».                                                   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_23.docx16.96 КБ

Предварительный просмотр:

« Развитие тактильно-двигательной активности у детей 

                       дошкольного возраста».                                                   

      Развитие двигательных функций ребёнка – сложный процесс, который определяется, с одной стороны, поэтапным созреванием центральной нервной системы, а с другой – многообразными влияниями окружающей среды.

   Стимулировать двигательную активность ребёнка надо с первых же дней его жизни, но делать это необходимо правильно: придерживаясь определённых законов развития движений, обусловленных развитием мозга.

   Развитие моторики основано на следующих общих принципах:

Развитие двигательных навыков продвигается по пути преемственности и поэтапности. Для овладения теми или иными функциями в полном объёме развитие ребёнка должно пройти несколько этапов, во время которых происходит закладка фундаментов будущих функций. Например, к 6-7 месяцам жизни большинство детей сидят, если их усадить. Однако эта функция формируется только после того, как дети научатся держать голову и выпрямлять спину. Индивидуальные сроки появления отдельных двигательных навыков могут широко варьировать, однако последовательность их становления остаётся постоянной.

   Стадии в развитии двигательных функций частично наслаиваются друг на друга. Ребёнок, совершенствуясь в выполнении одних движений, одновременно начинает осваивать другие. Например, 4-6 месячный малыш упражняется в выпрямлении спины и в поворотах головы и в то же время пытается овладеть навыком сидения.

   В ходе сенсомоторного развития возникает и далее реализуется возможность дифференциации и изоляции отдельных движений. Например, у ребёнка постепенно формируется умение свободно поворачивать голову без участия в этом туловища.

   Развитие и совершенствование движений начинается от головы, потом затрагивает верхние, а затем и нижние конечности. (Цефало-каузальный закон развития).

Координация двигательных навыков развивается по этому же принципу, поэтому контроль за положением головы формируется раньше, чем за положением ног.

   Развитие двигательных функций происходит от проксимального к дистальному направлению, т.е. движения частей тела, расположенных ближе к средней линии тела, совершенствуется раньше, чем движения более удалённых частей. (Проксимодистальный закон развития). Например, контроль над положением и движением плеч устанавливается раньше, чем контроль над движением пальцев рук.

   Эти принципы прямо влияют на методику работы с детьми по развитию (или коррекции) движений. Известно, что если у ребёнка недостаточно развита крупная моторика, то и мелкая моторика в отдельности не может быть достаточно сформирована. Например, если во время рисования (или

 

письма) у ребёнка напряжена шея и «зажаты плечи», работа кисти рук и пальцев будет затруднена и, соответственно, пострадают результаты труда. Значит, прежде чем улучшать качество результата через тренировку мелкой моторики, необходимо «поработать» с крупной. Важное значение при развитии двигательной сферы имеют так называемые общеоздоровительные упражнения, направленные на выработку правильной осанки, правильного положения головы, плеч; а также упражнения, направленные на развитие равновесия и координации движений, формирования навыков прямостояния, ходьбы и манипулятивной деятельности. Полезно использовать специальные музыкально-ритмические упражнения, которые воспитывают у ребёнка грацию, чувство ритма, способствуют его эстетическому воспитанию.

   Наиболее интенсивное двигательное развитие происходит на первом году жизни, что связано с самым высоким темпом созревания мозга в этот период. Однако, несмотря на то что к концу младенчества основные двигательные системы, которые необходимы для адаптации ребёнка к окружающему миру, уже сформированы, интенсивное развитие двигательных функций продолжается до 5-6-летнего возраста при условно-нормативном развитии ребёнка.

   Нормальное сенсомоторное развитие является основой всего психического развития ребёнка, поэтому формирование высших психических функций всегда рассматривается в тесной взаимосвязи с сенсомоторным развитием.

   Известно, что темпы двигательного развития здорового ребёнка могут широко варьироваться: так, одни дети начинают самостоятельно ходить в

9-11 месяцев, другие – только к 12-15 месяцам. Однако во всех случаях сохраняется определённая последовательность в развитии двигательных функций. Совершенствование произвольной моторики тесно связано с развитием кинестетических  ощущений, т.е. ощущений движений. Кинестезия позволяет постоянно сравнивать выполненное движение с заданной программой. Уже на самых начальных этапах развития двигательных функций устанавливается тесная динамическая взаимосвязь между возможностью выполнения произвольных движений и совершенствованием их ощущений.

   Стимуляция нормального развития – важная задача физического воспитания. Эта работа должна проводиться поэтапно, с учётом закономерностей нормального моторного развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья: Развитие тактильно-двигательной активности у детей дошкольного возраста

         « Развитие тактильно-двигательной активности у детей...

Экспериментальная деятельность, как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста

МБОУ «Начальная школа - детский сад №44»              Экспериментальная деятельность,как средство развития познавательной ак...

Методическая разработка на тему: « Развитие любознательности, познавательной активности у детей дошкольного возраста с использованием игровых технологий Кьюизенера, Дьенеша, Воскобовича, Венгера».

Целесообразность формирования на этапе дошкольного детства личности не пассивно созерцающей действительность,а активно преобразующейее, обозначены в ряде исследований и нормативных документах.В конвен...

Презентация по познавательному развитию "Блоки Дьенеша как универсальное средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста"

Игры с логическими блоками дают первоначальное представление о таких понятиях, как алгоритм и кодирование информации. Они способствуют развитию речи. Логические блоки являются отличными помощниками на...

Педагогический проект «Развитие самостоятельности и активности у детей дошкольного возраста»

Развитие самостоятельности и активности — важная задача воспитания детей дошкольного возраста. Именно в этот период ребенок в своих действиях и поступках активно и настойчиво проявляет стремлени...