« Развитие тактильно-двигательной активности у детей дошкольного возраста».
статья (старшая группа)
« Развитие тактильно-двигательной активности у детей
дошкольного возраста».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_23.docx | 16.96 КБ |
Предварительный просмотр:
« Развитие тактильно-двигательной активности у детей
дошкольного возраста».
Развитие двигательных функций ребёнка – сложный процесс, который определяется, с одной стороны, поэтапным созреванием центральной нервной системы, а с другой – многообразными влияниями окружающей среды.
Стимулировать двигательную активность ребёнка надо с первых же дней его жизни, но делать это необходимо правильно: придерживаясь определённых законов развития движений, обусловленных развитием мозга.
Развитие моторики основано на следующих общих принципах:
Развитие двигательных навыков продвигается по пути преемственности и поэтапности. Для овладения теми или иными функциями в полном объёме развитие ребёнка должно пройти несколько этапов, во время которых происходит закладка фундаментов будущих функций. Например, к 6-7 месяцам жизни большинство детей сидят, если их усадить. Однако эта функция формируется только после того, как дети научатся держать голову и выпрямлять спину. Индивидуальные сроки появления отдельных двигательных навыков могут широко варьировать, однако последовательность их становления остаётся постоянной.
Стадии в развитии двигательных функций частично наслаиваются друг на друга. Ребёнок, совершенствуясь в выполнении одних движений, одновременно начинает осваивать другие. Например, 4-6 месячный малыш упражняется в выпрямлении спины и в поворотах головы и в то же время пытается овладеть навыком сидения.
В ходе сенсомоторного развития возникает и далее реализуется возможность дифференциации и изоляции отдельных движений. Например, у ребёнка постепенно формируется умение свободно поворачивать голову без участия в этом туловища.
Развитие и совершенствование движений начинается от головы, потом затрагивает верхние, а затем и нижние конечности. (Цефало-каузальный закон развития).
Координация двигательных навыков развивается по этому же принципу, поэтому контроль за положением головы формируется раньше, чем за положением ног.
Развитие двигательных функций происходит от проксимального к дистальному направлению, т.е. движения частей тела, расположенных ближе к средней линии тела, совершенствуется раньше, чем движения более удалённых частей. (Проксимодистальный закон развития). Например, контроль над положением и движением плеч устанавливается раньше, чем контроль над движением пальцев рук.
Эти принципы прямо влияют на методику работы с детьми по развитию (или коррекции) движений. Известно, что если у ребёнка недостаточно развита крупная моторика, то и мелкая моторика в отдельности не может быть достаточно сформирована. Например, если во время рисования (или
письма) у ребёнка напряжена шея и «зажаты плечи», работа кисти рук и пальцев будет затруднена и, соответственно, пострадают результаты труда. Значит, прежде чем улучшать качество результата через тренировку мелкой моторики, необходимо «поработать» с крупной. Важное значение при развитии двигательной сферы имеют так называемые общеоздоровительные упражнения, направленные на выработку правильной осанки, правильного положения головы, плеч; а также упражнения, направленные на развитие равновесия и координации движений, формирования навыков прямостояния, ходьбы и манипулятивной деятельности. Полезно использовать специальные музыкально-ритмические упражнения, которые воспитывают у ребёнка грацию, чувство ритма, способствуют его эстетическому воспитанию.
Наиболее интенсивное двигательное развитие происходит на первом году жизни, что связано с самым высоким темпом созревания мозга в этот период. Однако, несмотря на то что к концу младенчества основные двигательные системы, которые необходимы для адаптации ребёнка к окружающему миру, уже сформированы, интенсивное развитие двигательных функций продолжается до 5-6-летнего возраста при условно-нормативном развитии ребёнка.
Нормальное сенсомоторное развитие является основой всего психического развития ребёнка, поэтому формирование высших психических функций всегда рассматривается в тесной взаимосвязи с сенсомоторным развитием.
Известно, что темпы двигательного развития здорового ребёнка могут широко варьироваться: так, одни дети начинают самостоятельно ходить в
9-11 месяцев, другие – только к 12-15 месяцам. Однако во всех случаях сохраняется определённая последовательность в развитии двигательных функций. Совершенствование произвольной моторики тесно связано с развитием кинестетических ощущений, т.е. ощущений движений. Кинестезия позволяет постоянно сравнивать выполненное движение с заданной программой. Уже на самых начальных этапах развития двигательных функций устанавливается тесная динамическая взаимосвязь между возможностью выполнения произвольных движений и совершенствованием их ощущений.
Стимуляция нормального развития – важная задача физического воспитания. Эта работа должна проводиться поэтапно, с учётом закономерностей нормального моторного развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья: Развитие тактильно-двигательной активности у детей дошкольного возраста
« Развитие тактильно-двигательной активности у детей...
Экспериментальная деятельность, как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста
МБОУ «Начальная школа - детский сад №44» Экспериментальная деятельность,как средство развития познавательной ак...
Методическая разработка на тему: « Развитие любознательности, познавательной активности у детей дошкольного возраста с использованием игровых технологий Кьюизенера, Дьенеша, Воскобовича, Венгера».
Целесообразность формирования на этапе дошкольного детства личности не пассивно созерцающей действительность,а активно преобразующейее, обозначены в ряде исследований и нормативных документах.В конвен...
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста с ОВЗ посредством развития логического мышления
План работы по самообразованию...
План по самообразованию «Развитие активной речи детей дошкольного возраста посредством применения игровых приемов технологии развития критического мышления»
План по самообразованию...
Презентация по познавательному развитию "Блоки Дьенеша как универсальное средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста"
Игры с логическими блоками дают первоначальное представление о таких понятиях, как алгоритм и кодирование информации. Они способствуют развитию речи. Логические блоки являются отличными помощниками на...
Педагогический проект «Развитие самостоятельности и активности у детей дошкольного возраста»
Развитие самостоятельности и активности — важная задача воспитания детей дошкольного возраста. Именно в этот период ребенок в своих действиях и поступках активно и настойчиво проявляет стремлени...