КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ «Зимующие птицы нашего края»
проект (средняя группа)
Дошкольный возраст- это яркая, интересная страница в жизни каждого человека. В это период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с природой.
В этом возрасте актуальным является формирование основ нравственности посредством экологического воспитания дошкольников, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения к объектам природы ( птицы).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zimuyushchie_ptitsy.docx | 854.23 КБ |
Предварительный просмотр:
КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ
«Зимующие птицы нашего края»
Муниципальное бюджетное дошкольное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №237 «Подсолнушек»
Продолжительность проекта: краткосрочный, 2 недели
Тип проекта: познавательно- творческий, групповой.
Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители.
Возраст детей: 4-5 лет.
Введение
Дошкольный возраст- это яркая, интересная страница в жизни каждого человека. В это период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с природой.
В этом возрасте актуальным является формирование основ нравственности посредством экологического воспитания дошкольников, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения к объектам природы ( птицы).
Дети познают мир, стараясь потрогать его, попробовать на вкус. Но вокруг них много нового, непонятного, потрогать которое невозможно. И порой эта область знаний становиться им малоинтересна, так как «не даётся в руки».
Часто во время прогулки с ребятами, к нам на участок прилетают голуби, воробьи и другие птицы. Реакция у детей непредсказуема. Кто-то замирает и начинает наблюдать, но чаще всего найдётся тот ребёнок, который побежит и спугнёт гостей. На вопрос: «Зачем ты так сделал?», ребёнок не может дать ответа. Вот и возникла идея – познакомить ребят с птицами поближе, научить их наблюдать за ними, заботиться. Больше всего забота нужна птицам в холодное время года. Именно поэтому мы и решили на зимний период взять этот проект: «Зимующие птицы нашего края».
Это позволит расширить и углубить знания детей о зимующих птицах нашего края, послужит формированию бережного отношения к птицам, осознанию того, что необходимо ухаживать за пернатыми в самое трудное для них время года.
В совместной работе с родителями мы должны повышать экологическое сознание ребенка, стимулируя его интерес к помощи пернатым друзьям, тем самым побуждая чувства ребенка.
Проблема проекта:
Расширить кругозор детей и родителей в знании зимующих птиц нашего края.
Гипотеза проекта:
Если мы реализуем данный проект, то повысится уровень знаний детей о зимующих птицах родного края, а также будет формироваться экологическая культура.
Цель проекта:
Формирование у детей знания о зимующих птицах родного края, их образе жизни, создание условий для развития познавательного интереса.
Задачи для детей :
Образовательные:
Дать представление детям о зимующих птицах родного края
и расширить знания дошкольников на тему: «Жизнь птиц зимой»
Развивающие:
Развивать мышление, память, мелкую моторику рук, связную речь,
творческие способности, любознательность и интерес к живой природе.
Воспитывающие:
Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помочь им в трудных холодных условиях и дружеские отношения в детском коллективе.
Задачи для педагогов:
Развивать любознательность и интерес к живой природе.
Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помочь им в трудных холодных условиях.
Форма проведения итогового мероприятия проекта: непосредственно образовательная деятельность по формированию целостной картины мира
Название итогового мероприятия проекта: «Зимующие птицы нашего края»
Продукт проекта:
Для детей
чтение художественной литературы, рисование и аппликация «Зимующие птицы», новые знания и впечатления, изготовление кормушек вместе с родителями
Для педагогов
Оформление картотек загадок, пословиц, поговорок, мультимедийные презентации, организация выставки детских работ
Для родителей
Содержательно проведенный с ребенком выходной, новые впечатления, совместная деятельность в изготовлении кормушек для птиц. Участие в выставке детских работ.
Ожидаемые результаты по проекту:
для детей:
- сформировать у детей обобщенные представления о зимующих птицах;
- знание детьми внешнего вида, образа жизни, о приспособленности птиц к жизни в зимнее время года;
- вызвать постоянное желание детей помогать к заботиться о птицах зимой;
- уметь сравнивать разных птиц, выделяя общее и различия поведения, способы добывания пищи;
- обогащение словарного запаса детей;
- воспитать умение работать в коллективе сверстников, умение выслушивать друг друга, приходить на выручку;
- приобщить к совместной деятельности родителей;
для педагогов:
- -составление картотеки с речевым материалом (загадки, поговорки, стишки о птицах»;
-изготовление папок передвижек;
- разработка серии конспектов;
- разработка методических рекомендации для воспитателей;
- презентация проекта на педсовете МБДОУ;
- желание продолжить проектную деятельность;
- оформление проекта;
для родителей:
- активное участие родителей в жизни детского сада и группы;
-рост уровня информированности родителей о деятельности детского сада;
- содержательно проведенное время с ребенком, желание принимать участие в совместных мероприятиях;
I часть
Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна — И не страшна
Будет им зима.
( А.Яшин)
Зимнее время – это не только веселые праздники, оживленное катание с горок, отчаянная игра в снежки, но и крепкие морозы с пронизывающим ветром. В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает.
II часть
1 неделя.
Задача: пополнить развивающую среду группового помещения материалами и оборудованием по теме проекта.
Понедельник – внести в уголок книг подборку литературы о птицах.
Вторник – заучивание стихотворения «Воробей» Н. Рубцов.
Среда - оформление альбома: «Зимующие птицы».
Четверг - оформление картотеки загадок, стихов о птицах. - ведение дневника наблюдений прилёта птиц к кормушке (ежедневно). Календарь наблюдений за птицами зимой.
Пятница- Аппликация «Зимующие птицы».
2 неделя.
Задача: воспитывать желание помогать птицам в трудное для них время.
Понедельник -беседа«Трудно птицам зимовать».
Вторник- заучивание стихотворений А. Прокофьева «Снегири», А. Барто «Свиристели», скороговорок, считалок о птицах.
Среда -рисование «Моя любимая птичка».
Четверг-Коллективная работа «Зимующие птицы»(оригами)
Пятница -чтение худ. литературы: Л.Воронкова «Птичьи кормушки», В.Сухомлинский «Как синичка меня будит», О.Григорьева «Синица», А.Яшин «Покормите птиц зимой»; - заготовка корма для птиц; - подвижные игры«Перелёт птиц», «Птички в гнёздышках», «Совушка – сова»; - прослушивание записи голосов зимующих птиц.
Взаимодействие с родителями
1 неделя. Консультации–«Покормите птиц зимой», «Они остались зимовать, мы им будем помогать».
2 неделя. Взаимодействие с родителями Конкурс -«Лучшая зимняя кормушка»
Взаимодействие с детьми.
Викторина «Кто больше знает о зимующих птицах?» Цель:закрепить знания о зимующих птицах, умение их различать.
Ожидаемый результат:
-у детей сформирована система знаний о зимующих птицах;
- созданы необходимые условия в группе по формированию целостного представления о жизни зимующих птиц.
-у детей появилось желание помогать птицам в зимнее время года.
Заключение
Проведение итогового мероприятия Викторина «Кто больше знает о зимующих птицах»
В реализации проектной деятельности:
В результате проведенной работы дети получили много новой информации о птицах, которые зимуют рядом с нами. Узнали о жизни птиц, их различиях, повадках, об особенностях обитания в зимний период. Узнали чем можно подкармливать птиц, а чем нельзя. Приняли участие вместе с родителями в изготовлении кормушек. Укрепились детско-родительские отношения. Развивающая среда группы пополнилась литературой, стихотворениями, иллюстрациями, рассказами и загадками о птицах.
Но главный результат-это усвоение детьми того, что наши пернатые друзья не смогут перезимовать, если мы не будем им помогать. Дети стали более добрыми, отзывчивыми.
Список литературы
1. Кравченко И. В., Долгова Т. Л. Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная к школе группы: Методическое пособие/ Под редакцией Г. М. Киселевой, Л. И. Пономаревой. – М. 6 Сфера, 2012
2. Кислова Т. Р. «По дороге к азбуке». Методические рекомендации для воспитателей, логопедов, учителей и родителей к частям 1 и 2 / Под научной редакцией Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой. –М. :Баласс, Издательский Дом РАО, 2007. (Образовательная система «Школа 2100». Комплексная программа «Детский сад 2100»)
3. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Средняя группа: Программа, конспекты: пособие для педагогов дошк. Учреждений /Г. С. Швайко. – М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006.
4. Давыдова О. И., Майер А. А., Богославец Л. Г. Проекты в работе с семьей. Методическое пособие. - М. : ТЦ Сфера, 2012.
5. Электронный ресурс: http://dou138.ru/article.asp?id_text=172http://festival.1september.ru/articles/419784/ http://semeinaja-kultura.ru/publ/scenarii_k_prazdnikam/sinichkin_den/12-1-0-103
Приложение №1
Картотека стихов о зимующих птицах
Воробушек
Комочек серых перышек.
Веселый наш воробушек
В саду хлопочет, кружится,
Вот выкупался в лужице
И к детям под окошко
Летит за хлебной крошкой.
Снегири
На снегу сидит блистая,
Красногрудых птичек стая.
Полюбуйтесь поскорей,
На красавцев снегирей!
Снегирь
Алой кисточкой заря
Красит грудку снегиря,
Чтоб в морозы и в пургу
Не замерз он на снегу.
Синица
Эта птица с силой воли,
В день раз сто бывает в поле.
Птичке некогда лениться,
Носит корм птенцам синица.
Приложение №2
Картотека загадок о зимующих птицах
Грудка ярче, чем заря, У кого?.. У снегиря. | Всех я за день навещу, Всё, что знаю, растрещу. Сорока. |
Спинкою зеленовата, Животиком желтовата, Черненькая шапочка И полоска шарфика. Синица. | В серой шубке перьевой, И в морозы он герой, Назови его скорей, Кто там скачет? Воробей. |
Как лиса среди зверей, Эта птица всех хитрей, Прячется в морозных кронах, А зовут её … Ворона. | Эти птички с хохолком, Очень яркие притом. На рябину прилетели, Птички эти… Свиристели. |
Посмотрите на балкон: Он с утра воркует тут. Эта птица – почтальон, Пролетит любой маршрут. Голубь. | Над жуком и короедом Держит он всегда победу. По деревьям тук да тук:+ Кто для леса верный друг? Дятел. |
Приложение №3
Викторина «Кто больше знает о зимующих птицах».
Воспитатель: Сегодня мы проведём необычную игру, на тему «Зимние птицы». Итак, мы начинаем игру «Что? Где? Когда? », в ней участвуют две команды.
Первый конкурс – разминка: «Я начну, а ты закончи»
Я буду читать предложение, а вы должны его закончить. Читать я буду по очереди одной и второй команде. За каждый правильный ответ команды получают один бал.
У синицы клюв тонкий, а у дятла (толстый) ; (СЛАЙД 6)
Снегирь малоподвижный, а синица (шустрая) ; (СЛАЙД 7)
Клёст нарядный, а воробей (невзрачный) ; (СЛАЙД 8)
Синицы высиживают птенцов летом, а клёст (зимой) ;(СЛАЙД 9)
У воробья туловище мелкое, а у вороны (крупное) ; (СЛАЙД 10)
У вороны клюв большой, а у воробья (маленький)
У воробья хвост короткий, а у вороны (длинный) ;
У воробья лапки тонкие, а у вороны (толстые) ;
Ворона большая, а воробей (маленький) ;
Если снегирь мало двигается, то он (малоподвижный) (СЛАЙД 11);
Если у сороки белый бок, то она какая? (белобокая) ;
Если у сороки чёрный хвост, то она какая? (чернохвостая) ;
Если у снегиря красная грудь, то он какой? (красногрудый).
Воспитатель: Разминка прошла удачно.
Второй конкурс «Угадай по описанию».
Команды составляют описательный рассказ о предложенной птице, не показывая её. Вторая команда отгадывает, про какую птицу рассказали.
(включаем мелодию птиц) . При описании птиц СЛАЙД 12-13)
Воспитатель: Прежде чем перейти к следующему конкурсу, давайте поиграем.
Пальчиковая игра «Покормите птиц». (СЛАЙД 14)
Покормите птиц зимой! Изображают как сыплют крошки
Пусть со всех концов Разводят руки в стороны
К нам слетятся, как домой, Большие пальцы соединяют
остальными машут, как крыльями
Стайки на крыльцо. Кончики пальцев соединяют
изображая крышу дома
Сколько гибнет их – не счесть Держатся за голову и качают ей
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть Прижимают руки к сердечку
И для птиц тепло. Обнимают и гладят себя
Приучите птиц в мороз Изображают как сыплют крошки
К своему окну, Соединяют руки кольцом, над головой
Чтоб без песен не пришлось Пальцы щепоткой «открывают
и закрывают клюв»
Нам встречать весну.
Третий конкурс (СЛАЙД 15)
Воспитатель: Ребята, а кто же в лесу главные жители деревьев? (птицы) .
Много птиц живёт в лесу, но не всегда их можно увидеть, чаще всего мы слышим их пение. Сейчас вам надо отгадать какая птица поёт?
За правильный ответ присуждается один бал (прослушивание записи с голосами птиц) .
Четвёртый конкурс называется «Четвёртый лишний».
На экране появляются картинки четырёх птиц, необходимо убрать лишнюю и объяснить почему.
Сорока, воробей, ласточка, дятел; (СЛАЙД 16)
Ворона, скворец, синичка, сова; (СЛАЙД 17)
Утка, снегирь, голубь, свиристель; (СЛАЙД 18)
Клёст, воробей, синичка, кукушка. (СЛАЙД 19)
А сейчас, чтобы вы, ребята, отдохнули, давайте поиграем в игру «Совушка».
Подвижная игра «Совушка» (СЛАЙД 20)
В уголке площадки - обруч. Это «гнездо совы». В него становится ребёнок, который избран «совушкой». Остальные дети - это «мотыльки» и «жучки». Они становятся на другой стороне площадки. Середина площадки свободная.
На слова воспитателя: «День начинается, все просыпаются» - мотыльки и жучки начинают бегать по площадке, приседать, будто собирают сок из цветов.
На слова воспитателя: «Ночь наступает, все засыпает» - дети замирают в любой позе. Совушка в это время тихо вылетает на охоту - ходит, медленно размахивая руками, и забирает мотыльков и жучков, которые пошевелились. Отводит их в своё гнездо. Совушка ловит до тех пор, пока воспитатель не скажет: «День». Тогда она возвращается к гнезду, а мотыльки и жучки снова начинают летать. Совушка выходит на охоту два-три раза. Потом избирают нового ведущего, и игра начинается сначала.
Пятый конкурс: «Птичья мозаика»
Воспитатель: Командам нужно собрать разрезанные картинки (на разрезанных картинках изображены снегирь, синица). Чья команда первая справится с заданием, возьмитесь за руки и поднимите их вверх.
Шестой конкурс «Отгадай загадку»
Воспитатель: Загадки буду загадывать по очереди одной и второй команде. За каждый правильный ответ команда получает один бал.
Спиною зеленовато,
Животиком желтовато,
Черненькая лапочка
И полоска шарфика. (Синица)
В серой шубке перовой
И в морозы он герой.
Скачет, на лету резвится.
Не орёл, а всё же птица. (Воробей)
Черный жилет,
Красный берет,
Нос как топор,
Хвост как упор. (Дятел)
Это кто там на дорожке
Испугался нашей кошки?
Это кто там поднял крик
- Чик-чирик да чик-чирик? (Воробей)
Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая!( Сорока)
Выпал снег, а эта птица
Снега вовсе не боится.
Эту птицу мы зовем
Красногрудым. (Снегирем) .
Он по-рабочему одет – удобно, просто, ловко.
На нем малиновый берет и пестрая спецовка. (Дятел)
На голом суку сидит,
На весь двор кричит:
"Кар-кар-кар! "(Ворона)
Кто там прыгает, шуршит,
Клювом шишки потрошит,
Голоском речистым, чистым,
Кле-кле-кле поёт со свистом? (Клёст)
Сизокрылая птичка любит семечки и крошки.
У окна она сидит и тихонечко воркует. (Голубь.)
Воспитатель: Хотелось бы проверить вас на смекалку. Отгадайте, что лежит в коробочке, а я загадаю вам описательную загадку.
Игра черный ящик
То, что лежит в этой коробочке:
-имеет овальную форму;
-есть дома, в магазине, можно найти в поле, лесу.
-бывает белого, желтого, коричневого цвета
-очень полезно для всех;
-хрупкое, может разбиться;
-сказка есть про это, вы ее знаете все;
-один злой волшебник хранил в нем свою смерть;
- с этого начинается жизнь птиц (в нем иногда зарождается жизнь птиц) .
Воспитатель: и вот закончилась игра, но мы надеемся, что с ней, вы стали чуточку умней, дружней. Ребята, оставайтесь добрыми друзьями для птиц. Давайте все вместе исполним песню: «Всем нужны друзья»
Текст песни "Воробьиная песенка
Мне не нужно ни игрушек,
Ни цветных карандашей,
Потому что у кормушки
Поселился воробей.
Только слушался бы лучше
Этот хитрый озорник.
Я решил на всякий случай
Птичий выучить язык.
Припев:
Чирик-чик-чик,
Чирик-чик-чик,
Всем нужны друзья.
Чирик-чик-чик,
Чирик-чик-чик,
Даже воробьям.
Сколько вкусных бутербродов
Искрошил в кормушку я.
Очень трудная работа -
Дрессировка воробья.
Но зато в районе нашем
Удивляется народ -
Воробей вприсядку пляшет,
Бьёт в ладоши и поёт.
Припев.
С ним мы делимся обедом,
Как положено друзьям.
Расчирикал он об этом
Всем знакомым воробьям.
Я им крошек дам послаще.
И недели не пройдёт -
Все увидят настоящий
Воробьиный хоровод.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Зимующие птицы нашего края»
Данный прокт был составлен во время проведения экологической акции "Покормите птиц зимой". Осуществлялось внедрение в воспитательно – образовательный процесс эффективных методов и приемов по рас...
Экологический проект "Зимующие птицы нашего края"; развлечение "Зимующие птицы нашего края"; материал к проекту
Природа--это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуальго, нравственного, речевого развития ребенка. она своим многообразием, красочностью и динамичностью привлекает малышей, вызывает...
Краткосрочный проект "Зима"
Цель проекта. Развитие всех компонентов речи у детей через ознакомление с живой и неживой природой зимой.Задачи:- расширять и углублять знания детей о живой и неживой природы зи...
Проект «Зимующие птицы нашего края»
Тип проекта: познавательно-исследовательскийУчастники проекта: дети подготовительной группы, родители воспитанников, воспитатель группы Срок реализации проекта: краткосрочный Формы работ...
Проект "Зимующие птицы нашего края"
Очень важно сейчас, чтобы дети любили и уважали всё живое вокруг....
Краткосрочный проект "Зимующие птицы"
Цель: углубление и расширение знаний детей о зимующих птицах (названия.внешний вид,особенности поведения в зимний период, питание); воспитывать бережное отношение к птицам....
Краткосрочный проект «Зима. Животные зимой».
Цель проекта:Формирование у детей познавательного интереса к сезонным изменениям и в природе, первоначальных представлений о диких животных и взаимосвязях в природе....