ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ДОУ-ВОЗМОЖНОСТИ И ПРОБЛЕМЫ
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
В статье раскрываются основные проблемы включения инклюзивного образования, плюсы и минусы данного включения, а так же качества, которыми должен обладать педагог работающий по данному направлению
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
https://nsportal.ru/node/add/book-ds | 1.36 МБ |
https://nsportal.ru/node/add/book-ds | 21.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ЧТО ТАКОЕ «ИНКЛЮЗИЯ» ? Термин «инклюзия» с английского переводится как «включенность». «Включенность» выражается в возможности полного вовлечения детей с ОВЗ в жизнь неспециализированного дошкольного образовательного учреждения.
Одна из важных проблем образования сегодня – развитие новых подходов к образованию лиц с особыми потребностями. Основа инклюзивного образования - исключение любой дискриминации детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности . Развитие инклюзивного образования – процесс сложный, многогранный, затрагивающий, помимо научных и методологических – социальные и административные ресурсы и требующий кардинальной перестройки современной системы образования. Чем раньше начинается работа с ребенком, имеющим ОВЗ, тем выше его шансы на адаптацию и социализацию в обществе . ПРОБЛЕМА
ВИДЫ ИНКЛЮЗИИ В ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОУ «ВРЕМЕННАЯ ИНКЛЮЗИЯ » ребенок включается в коллектив сверстников лишь на праздниках, кратковременно в играх или на прогулке. «ЧАСТИЧНАЯ ИНКЛЮЗИЯ» включение ребенка в режиме половины дня или неполной недели, например, когда ребенок находится в группе сверстников, осваивая непосредственно учебный материал в ходе индивидуальной работы, но участвует в занятиях по изобразительной деятельности, физической культуре, музыке и др. вместе с другими детьми «ПОЛНАЯ ИНКЛЮЗИЯ» посещение ребенком с ОВЗ возрастной группы в режиме полного дня самостоятельно или с сопровождением. Ребенок занимается на всех занятиях совместно со сверстниками. При этом выбираются задания различного уровня сложности, дополнительные игры и упражнения.
ПРЕИМУЩЕСТВА ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ : Социального характера: развитие самостоятельности через предоставление помощи; обогащение коммуникативного и нравственного опыта; формирование толерантности, терпения, умения проявлять сочувствие и гуманность. Психологического характера: исключения развития чувства превосходства или комплекса неполноценности
Инклюзивное образование Инклюзивное образование Уверенность в себе Общение со сверстниками Воспитание отзывчивости у детей без инвалидности Адаптация и интеграция в обществе Полноценное образование Понимание обществом проблем инвалидности
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ Несовершенная образовательно-организационная система ДОУ, в условиях слабого нормативно-правового обеспечения, на уровне документов, регламентирующих финансовое , юридическое обеспечение образовательного процесса слабое методическое обеспечение ДОУ не готово самостоятельно оказать им необходимую и организованную специальную помощь инклюзивное образование требует создания психологически комфортной среды при попадании ребенка с ОВЗ в новые группы состояние материально-технической базы, так как развитие инклюзии в ДОУ находится в прямой зависимости от решения вопросов финансирования пребывания ребенка с особенностями в ДОУ. кадровое обеспечение служб комплексного сопровождения детей с ОВЗ; недостаточная включенность родителей в коррекционно-реабилитационный процесс ребенка с ОВЗ культура в освещении темы о детях с ОВЗ и их инклюзии СМИ и сложившийся менталитет общественного восприятия ;
в ДОУ есть лидер, который понимает идеологию инклюзии и может создать особую атмосферу, подбирать правильную команду, обучать ее и умеет строить взаимоотношения с родителями и другими общественными организациями ; предметно-развивающая среда ДОУ доступная и развивающая, оснащена современным оборудованием хорошее методическое обеспечение; профессиональная квалификация педагогов и специалистов, реализующих инклюзивный подход; адекватное нормативно-правовое обеспечение; открытая система взаимодействия с социумом УСЛОВИЯ УСПЕШНОГО ВНЕДРЕНИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПОСТРОЕНИЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ПРОЦЕССА В ГРУППЕ ДОУ Диагностика индивидуальных особенностей развития детей инклюзивной группы - б еседа и анкетирование родителей, диагностика развития ребенка ,наблюдение за поведением в группе Междисциплинарное оценивание ресурсов и дефицитов ребенка, Составление Индивидуального образовательного маршрута и Индивидуального образовательного плана Планирование образовательного процесса с учетом индивидуальных образовательных потребностей детей группы Организация совместной жизнедеятельности детей в условиях инклюзивной группы .
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ В ИНКЛЮЗИВНЫХ ГРУППАХ ДОУ Содержание работы с детьми ОВЗ определяется комплексными и парциальными программами реализуемыми в ДОУ. Педагогические технологии инклюзивного образования направлены на развитие компетентностей в различных видах детской деятельности Обучение в сотрудничестве на основе организации работы в малых смешанных группах; Индивидуальная программа обучения (ИПО ); Педагоги , варьируют затраченное время в соответствии с усвоением материала и их способностями, но при этом детям с отклонениями в развитии уделяется немного больше внимания , дают меньший объём заданий и в облегченной форме Активное вовлечение детей, родителей и специалистов в развитие деятельности ДОУ Педагогический поиск направлен на те виды коммуникации или творчества, которые будут интересны и доступны каждому из участников группы. Внимание акцентируется педагога на возможности и сильные стороны ребенк а
ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ КАЧЕСТВА ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОУ БУДЕТ ЗАВИСЕТЬ ОТ: Повышение профессиональной компетенции, методической информационной поддержки педагогов, реализующих практику инклюзивного образования в ДОУ Информационной поддержки семей, имеющих детей с ОВЗ; Привлечение социальных партнеров для эффективности продвижения инклюзивного образования ; Комплексное сопровождение и поддержка детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи; Содействие модели взаимодействия образовательного учреждения с иными учреждениями социума; Создание банка данных и распространение типовых технологий помощи детям с ОВЗ в успешной адаптации в образовательной среде; Мониторинг успешности протекания процессов инклюзивного образования в ДОУ
ЗА ВНИМАНИЕ ! СПАСИБО
Предварительный просмотр:
«ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ДОУ-ВОЗМОЖНОСТИ И ПРОБЛЕМЫ»
«Предоставьте каждому человеку все те права, которыми бы вы хотели обладать сами».
Роберт Ингерсолли
Количество детей с тем или иным видом инвалидности в России по данным Росстата за последние 30 лет значительно выросло и продолжает расти. А это значит, что тысячи семей в стране нуждаются в поддержке. Для того, чтобы в дальнейшем жизнь таких детей была полноценной, необходимо обеспечить оптимальные условия для их успешной интеграции в среду здоровых сверстников уже в дошкольном учреждении. Создание этих условий задача сложная, требующая комплексного подхода и полной отдачи от всех участников процесса. Одна из важных проблем сегодня-развитие новых подходов к образованию лиц с особыми потребностями.
Основа инклюзивного образования – это исключение любой дискриминации детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения дошкольного, среднего, професионльного и высшего образования. Развитие инклюзивного образования - процесс сложный, многогранный, затрагивающий, помимо научных и методологических - социальные и административные ресурсы . Чем раньше начинается работа с ребенком, имеющим ОВЗ, тем выше его шансы на адаптацию и социализацию в обществе.
Термин «инклюзия» с английского переводится как «включенность». «Включенность» выражается в возможности полного вовлечения детей с ОВЗ в жизнь неспециализированного дошкольного образовательного учреждения. Инклюзия- формирование толерантного отношения к детям с ОВЗ.
Виды инклюзии условно обозначают по уровню включенности ребенка в образовательный процесс. «ВРЕМЕННАЯ (ТОЧЕЧНАЯ) ИНКЛЮЗИЯ» ребенок включается в коллектив сверстников лишь на праздниках, кратковременно в играх или на прогулке. «ЧАСТИЧНАЯ ИНКЛЮЗИЯ» включение ребенка в режиме половины дня или неполной недели, например, когда ребенок находится в группе сверстников, осваивая непосредственно учебный материал в ходе индивидуальной работы, но участвует в занятиях по изобразительной деятельности, физической культуре, музыке и др. вместе с другими детьми. «ПОЛНАЯ ИНКЛЮЗИЯ» посещение ребенком с ОВЗ возрастной группы в режиме полного дня самостоятельно или с сопровождением. Ребенок занимается на всех занятиях совместно со сверстниками. При этом выбираются задания различного уровня сложности, дополнительные игры и упражнения.
Обучение в инклюзивных образовательных учреждениях является полезным как для детей с особыми образовательными потребностями, так и для обычных детей, членов семей и общества в целом. Взаимодействие с другими детьми способствует когнитивному, физическому, речевому, социальному и эмоциональному развитию детей с особыми потребностями. При этом дети с типичным уровнем развития демонстрируют соответствующие модели поведения детям с особыми образовательными потребностями и мотивируют их к развитию и целенаправленного использования новых знаний и умений. Взаимодействие между «здоровыми» детьми и детьми с особыми потребностями в инклюзивных группах способствует налаживанию между ними дружеских отношений. Благодаря такому взаимодействию дети учатся естественно воспринимать и толерантно относиться к человеческим различиям, они становятся более чуткими, готовыми к взаимопомощи. А дети с ОВЗ приобретают общение со сверстниками, уверенность в себе, адаптация и интеграция в обществе, полноценное образование.
Сегодня инклюзивное образование в дошкольном общеобразовательном учреждении сталкивается с серьезными проблемами: отсутствие нормативно-правовой базы, психологическая неготовность педагогических кадров к принятию человека с ограниченными возможностями здоровья, психологическая неготовность многих родителей обучать своих нормально развивающихся детей вместе с детьми с ОВЗ; психологические «барьеры», связанные с общественным мнением, заключающиеся в распространенных стереотипах и предрассудках; отсутствие финансирования; нехватка узких специалистов: дефектологов, логопедов, психологов, специальных психологов; неготовность ряда педагогов изменять свой педагогический стиль под изменившиеся условия работы; необеспеченность методическими пособиями и специализированной литературой; отсутствие специальных развивающих программ для работы с детьми с ОВЗ.
Для УСПЕШНОГО ВНЕДРЕНИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ необходимы условия:
- в ДОУ есть лидер, который понимает идеологию инклюзии и может создать особую атмосферу, подбирать правильную команду, обучать ее и умеет строить взаимоотношения с родителями и другими общественными организациями;
- предметно-развивающая среда доу доступная и развивающая, оснащена современным оборудованием;
- хорошее методическое обеспечение;
- профессиональная квалификация педагогов и специалистов, реализующих инклюзивный подход;
- адекватное нормативно-правовое обеспечение;
- открытая система взаимодействия с социумом.
В свою очередь инклюзивный процесс в группе ДОУ будет строиться на:
- диагностики индивидуальных особенностей развития детей инклюзивной группы – беседа и анкетирование родителей, диагностика развития ребенка, наблюдение за поведением в группе:
- составление индивидуального образовательного маршрута и индивидуального образовательного плана;
- планирование образовательного процесса с учетом индивидуальных образовательных потребностей детей группы;
- организации совместной жизнедеятельности детей в условиях инклюзивной группы.
ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ КАЧЕСТВА ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОУ БУДЕТ ЗАВИСЕТЬ ОТ:
- Повышение профессиональной компетенции, методической информационной поддержки педагогов, реализующих практику инклюзивного образования в ДОУ; Информационной поддержки семей, имеющих детей с ОВЗ;
- Привлечение социальных партнеров для эффективности продвижения инклюзивного образования;
- Комплексное сопровождение и поддержка детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи;
- Содействие модели взаимодействия образовательного учреждения с иными учреждениями социума;
- Создание банка данных и распространение типовых технологий помощи детям с ОВЗ в успешной адаптации в образовательной среде;
- Мониторинг успешности протекания процессов инклюзивного образования в ДОУ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эссе на тему «Специальное образование и инклюзивное образование - ступени равных возможностей».
Краевой профессиональный конкурс «От специальности к профессии - 2013 год»...
Доклад к районной Конференции « Инклюзивное образование: управление достижениями планируемых результатов. Проблемы, опыт, перспективы»
Доклад к районной Конференции « Инклюзивное образование: управление достижениями планируемых результатов. Проблемы, опыт, перспективы»...
Инклюзивное образование в ДОУ – возможности и проблемы
Методическая разработка по инклюзивному образованию детей с ОВЗ, посещающих дошкольные учреждения. Возможности и актуальные проблемы инклюзии в ДОУ....
Организация инклюзивного образования в дошкольном учреждении - возможности и проблемы.
Мир «особого» ребёнка - интересен и пуглив. Мир «особого» ребёнка - безобразен и красив. Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт. Мир ...
Проблемы инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья
Сегодня одной из самых тревожных проблем стало увеличивающееся число детей с проблемами здоровья, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья....
Выступление на районном методическом объединении педагогов-психологов и социальных педагогов на тему: "Инклюзивное образование:сущность, современные тенденции развития, проблемы"
Коррекционно- образовательная работа в ДОУ...
"Инклюзивное образование в ДОУ: трудности, проблемы и пути их решения." Сборник статей "Психология и педагогика детства: инклюзивное образование в ДОУ: трудности, проблемы и пути их решения.
В статье говориться о проблемах инклюзивного образования, о трудностях в работе с "особенными " детьми, и о способах решения этих проблем....