Эссе на тему «Специальное образование и инклюзивное образование - ступени равных возможностей».
материал по логопедии по теме
Краевой профессиональный конкурс «От специальности к профессии - 2013 год»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esse.docx | 18.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ЭССЕ
«Специальное образование и инклюзивное образование - ступени равных возможностей».
учитель-логопед
Левкина Мария
Станиславовна
Эссе на тему
«Специальное образование и инклюзивное образование –
ступени равных возможностей»
Мне не нужна профессия другая,
горжусь, что логопедом стала я.
Тихим солнечным октябрьским утром иду по дорожке сквера в школу.
Осень украсила кусты и деревья вокруг фонтана разноцветной листвой.
Неожиданно дунул ветерок, и закружился надо мной озорной дождь из листьев.
Совершив свои виражи, желтые, красные и темно-багряные листья легли к моим ногам.
Жаль, что рядом нет моих учеников, и они не видят сейчас чистую синь неба и волшебные проказы осенней природы. Сегодня на занятии по лексике ребята будут работать с мнемотаблицей «Ходит осень в нашем парке», и я расскажу им про сегодняшнее утро и другие «сюрпризы» золотой осени.
Звенит звонок. Я захожу в класс за ребенком. Взлетевшие вверх ребячьи руки и просящие возгласы: «Возьмите меня! Возьмите меня!» подтвердят радость нашей встречи, желание общаться, нужность и необходимость моего труда.
Веду в кабинет ребенка и повторяю про себя строчки из песни В.Высоцкого «Чужая колея…»: «И я без ложной скромности признаться не стыжусь, что я своей профессией действительно горжусь!»
Начинаются занятия. Начинается кропотливый тяжелый труд.
В коррекционной педагогике нет готовых рецептов. Каждый рабочий день требует от меня мгновенных решений, знаний, умения популярно и доступно объяснить ребенку то, что казалось бы самым легким из легкого.
Ответственность профессии в каждодневных вопросах к себе самой как помочь своим ученикам преодолеть тяжелые системные нарушения речи, как создать условия для реализации их способностей, как научиться видеть и слышать каждого.
Думая о их будущем, понимаю, что дети с ОВЗ не смогут без серьезных трудностей реализовать себя в социуме: они не владеют связной диалогической речью, у них нет навыков рассуждения и аргументации. Им трудно установить взаимодействие с собеседником, а так же слушать и слышать его. Прошу родителей и воспитателей помогая мне поддерживать и всячески развивать потребность в общении, которая есть у каждого ребенка, закреплять навыки, умения вести диалог в простых жизненных ситуациях.
Убеждена, что продуктивной, результативной и социально-ориентированной моя коррекционная деятельность становится тогда, когда я и ребенок, равноправные партнеры в рабочем творческом процессе, когда я творю вместе с учеником, творю для ученика, творю ученика.
Если ты любишь, понимаешь, слышишь даже самого тяжелого ребенка, то ребенок сам подскажет, как с ним работать. Своих учеников учу все делать с любовью, не требуя от всех одинакового результата, радуюсь малейшим достижениям, особенно неговорящих детей, помогаю «особому» ребенку раскрываться, вселяя уверенность, что мы вместе все преодолеем.
Дети живут в мире эмоций. Содержание моих занятий обращено через чувства к интеллекту. Радостные возгласы, смех, удивление, наслаждение удовлетворенностью от того, что наконец-то получилось, делают их продуктивными.
Профессия требует всесторонних знаний, душевной безграничной щедрости, мудрости, чувства юмора и интуиции, логопедического творческого мышления, владения деонтологическими нормами, культурой педагогического общения, этики.
Огромная ответственность в том, что ты, учитель-логопед, - ключевая фигура в коррекционно-педагогическом процессе.
Учитель-логопед организует, наполняет конкретным содержанием и осуществляет коррекционно-образовательный процесс учащихся с ОВЗ.
Как широк диапазон того, что должен учитель-логопед: владеть системой теоретических и специальных профессиональных знаний, которые помогают понять типологию и структуру аномального развития ребенка; дифференцировать речевые нарушения, владеть эффективными приемами их коррекции, быть образцом красивой и правильной речи, знать программы обучения, учебники; принимать детей и их родителей такими, какие они есть, понимать их психологию; убеждать родителей, что можно и нужно учить ребенка с учетом его индивидуальных и уникальных возможностей.
Школьная жизнь сегодня требует высокой профессиональной компетенции в разработке логопедических программ обучения, в написании научных статей, в грамотном планировании и анализе работы, в сопровождении ребенка с тяжелыми речевыми нарушениями, во владении компьютерными технологиями, в поиске и осуществлении индивидуального бережного подхода к каждому ученику.
Кто такой логопед я знала ещё в дошкольном возрасте. По субботам, когда детский сад не работал, Я «жила» у мамы в школе. Настенное зеркало, зонды, артикуляционные профили, картинки, игры, игрушки – всё мне было знакомо. Я тихонько чем-то занималась, когда мама работала у зеркала с одним ребенком, и включалась в игру-занятие, когда в кабинет приходила группа. Тогда мне казалось, что на работе мама занимается чем-то несерьезным. Работа и ученики в маминой жизни занимали столько времени и её сердца, что меня всегда мучил вопрос ревности: кого она любит больше их или меня? Повзрослев, я поняла, что мамина работа - огромный труд с постоянной необходимостью к совершенству. И в профессию я пришла благодаря маме. Несмотря на то, что чемодан был собран для поступления в Институт искусств. Теперь моя работа – это театр, в котором ученики – актеры, а я главный режиссер. Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека, одновременно с речевым развитием у ребенка формируется высшие формы познавательной деятельности. Речь создает предпосылки для человеческих социальных контактов. Благодаря этим контактам у ребенка формируется представления об окружающей действительности, совершенствуется формы её отражения. Нарушения речи у многих учеников отрицательно влияют на всё их психическое развитие, отражаются на их деятельности, поведении, умственном развитии; особенно на формирование высших уровней познавательной деятельности. Страдает взаимосвязь речи и мышления, социальные и речевые контакты ограничиваются. Нарушается и формирование личности ребенка: повышена тревожность, боязнь к обучению, агрессивность, эмоциональный дискомфорт. И только логопед, помогая ребенку преодолеть речевые нарушения, обеспечивает максимально полноценное для него развитие. Специфика работы в школе – интернате выходит за временные рамки учебной нагрузки. По дороге домой - думаешь о детях, их проблемах. В общении с друзьями рассказываешь об их успехах. «Твердят друзья: Есть нивы тише». Трудные ребятишки – это обдуманный и выбранный мною образ жизни, и я ни за что не отступлю. Любовь, отданная этим детям, делает меня сильнее, щедрее, мудрее.
Тот человек, кого ты
любишь во мне,
конечно, лучше меня:
Я не такой.
Но ты люби, и я постараюсь
быть лучше себя.
М.М.Пришвин
И я буду дарить своим «особым» детям теплоту своей души, радость встреч, доброту и улыбки, чтобы в какой-то миг испытать невероятное состояние от успехов «парения над вселенной». Логопед, или как теперь говорят, учитель по предмету логопедия – профессия уникальная, вне времени, моды и географии. И это моя профессия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья: «Разные возможности – равные права». неделя инклюзивного образования в детском саду.
Статья в газету о проведении недели инклюзивного образования в детском саду....
Детский сад - территория равных возможностей. Вопросы толерантности в инклюзивном образовании
laquo;Если я чем-то на тебя не похож,я этим вовсе не оскорбляю тебя,а, напротив, одаряю».Антуан де Сент-Экзюпери В современном мире уделяется все больше внимания вопросам толерантности. Че...
Неделя инклюзивного образования «Разные возможности – равные права» в средней группе №21
В рамках недели инклюзивного образования "Разные возможности - равные права" ребята узнали о том, что не все люди имеют возможность жить так же, как все. Что кому - то в этом мире нужна наша...
Инклюзивное образование в ДОУ – возможности и проблемы
Методическая разработка по инклюзивному образованию детей с ОВЗ, посещающих дошкольные учреждения. Возможности и актуальные проблемы инклюзии в ДОУ....
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ДОУ-ВОЗМОЖНОСТИ И ПРОБЛЕМЫ
В статье раскрываются основные проблемы включения инклюзивного образования, плюсы и минусы данного включения, а так же качества, которыми должен обладать педагог работающий по данному направлению...
Программа повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ по вопросам инклюзивного образования "Инклюзивное образование: равные возможности для каждого"
Программа повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ по вопросам инклюзивного образования "Инклюзивное образование: равные возможности для каждого"...
«Равные среди равных. Инклюзивное образование детей с разными возможностями здоровья»
Повышение психолого-педагогической компетенции педагогов по проблеме инклюзивного образования....