«Формы работы в музейном уголке».
методическая разработка (подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_v_muzeynom_ugolke.docx | 22.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер- класс
«Формы работы в музейном уголке».
(Слайд 1)
Добрый день, уважаемые коллеги! Разрешите представить вашему вниманию мастер-класс по теме «Формы работы в музейном уголке».
На сегодняшний день, во многих дошкольных образовательных учреждениях стало актуальным создание различных музеев.
Музейная педагогика - достаточно известное направление в современной педагогике и имеет длительную историю. Термин «музейная педагогика» пришел к нам из Германии, oн появился на рубеже 19-20 вв. именно с этого времени, музей начал осознаваться как учреждение, одной из главных функций которого стала образовательно-воспитательная.
(Слайд 2)
В настоящее время в дошкольной музейной педагогике, можно выделить два крупных направления:
1) сотрудничество детского сада с музеями (краеведческими, художественными и т. п.); при их отсутствии можно использовать видео экскурсии.
2) создание и использование мини-музеев в ДОУ.
Музейная педагогика предполагает использование специальных методов и средств, для приобщения маленького человечка к культурному наследию.
Целью музейной педагогики является создание условий для развития личности путём включения в многообразную деятельность музея.
(Слайд 3)
Методические формы работы с детьми дошкольного возраста в условиях музея достаточно разнообразные:
1. Обзорные и тематические экскурсии
2. Познавательные беседы
3. Викторины
4. Образовательная деятельность с элементами игры
5. Творческие задания
6. Исследовательская деятельность
7. Продуктивная деятельность
8. Самостоятельная деятельность
9. Дидактические игры
10. Игры-развлечения
11. Игр-путешествия, квест-игры
12. Выставки
13. Творческие гостиные
Сегодня мы остановимся на нескольких формах работы (творческие задания; викторина; продуктивная деятельность; самостоятельная деятельность; дидактическая игра) через квест-игру.
Сценарий квест–игры «Русская изба»
для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)
Цель: расширять представления детей о жизни и быте русского народа, обычаях и традициях.
Задачи:
- воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства;
- познакомить детей с избой – жилищем крестьянской семьи, с русской печью, с предметами старинного русского быта;
- создавать условия для развития познавательного интереса к
совместному достижению цели, развитие коммуникативного взаимодействия; - обогащать и активизировать словарь детей по теме;
- развивать познавательный интерес, творческие способности детей;
- создавать оптимальные условия, позволяющие дошкольникам
реализовать свои творческие способности
Предварительная работа: разгадывание загадок, чтение сказок, рассматривание иллюстраций на тему «Русская изба», «Русский быт», «Русский народный костюм».
Количество участников: 20-25 человек.
Возраст детей: 5-7 лет
Оборудование и материалы: сундук, презентация, маршрутные карты, д/и «элементы русского народного костюма», игра «Предметы старины», схема и материал для изготовления куклы, самовар.
Ход игры
Ведущий: Приветствую вас, участники игры. Сегодня я предлагаю вам
поучаствовать в квест –игре, в которой нужно думать, искать подсказки и
решать различные задачи. Тему нашей игры вы узнаете, отгадав загадку.
Не паровоз, не пароход,
А из трубы дым идёт,
Из бруса деревянный,
Уютный, тёплый, славный!
(Слайд 4)
Ответ – ИЗБА
Издавна на Руси люди жили в домах, которые называли избами и тема нашей квест-игры «Русская изба».
У нас есть сундук, но нет ключа. Чтобы открыть сундук, вам необходимо выполнить 4 задания и собрать ключ. За каждое правильно выполненное задание вы получите часть ключа.
Команда идет по маршруту, обозначенному стрелками от задания N1 к заданию N4. Приступать к следующему заданию можно только правильно выполнив предыдущее. А помогут вам в выполнении задания различные подсказки.
Маршрутный лист команды
Станция 1 - «Русская изба»
Станция 2 - «Умники и умницы»
Станция 3 - «Музейная»
Станция 4 - «Мастерская»
Старт игры начинается со стрелки N1, где Вас ждет первое задание. Желаю всем удачи!
Станция «Русская изба»
-Первая наша станция «Русская изба». Что же было главным в избах? (Печь)
(Слайд 5)
Правильно! Невозможно представить себе избу в русской деревне без русской печи. Печь считается самой главной в избе. Она находилась в центре избы, для обогрева всего дома. Русская печь очень многофункциональна: помимо отопления раньше её использовали и для освещения. Приготовление пищи и выпечка хлеба - тоже одна из основных функций русской печи. Печная лежанка так же стала притчей во языцех. Ну на какой ещё печи можно лежать!? Между тем в старину русская печь заменяла кровати целому семейству, и места на ней были распределены в строгой иерархии - от главы семьи до самого маленького ребёнка. Известное всем выражение «погреть косточки на печи» говорит о лечебных свойствах разогретой печи. Мало того, грелись и в самом горниле печи, залезая в неё целиком! Во многих регионах России русскую печь использовали и вместо бани - залезали прямо в горнило (!), там и парились и мылись! Вообще весь быт семьи строился вокруг печи, печь и в самом деле всегда ставилась по центру дома.
Я буду зачитывать небольшой отрывок из сказки, где идет речь о печке, а вы должны вспомнить название сказки.
(Слайд 6-9)
- «Бежала девочка, бежала: видит - стоит печка: «Печка, печка, скажи, куда они полетели?» Печка отвечает: «Съешь моего ржаного пирожка, скажу». (Гуси - лебеди.)
- «Подошли они к избенке: «Поди, лиса вон!», а она с печи: «Как выскочу, как выпрыгну, полетят клочки по закоулочкам». (Лиса и заяц»)
- «Углы в доме затрещали, крыша зашаталась, стены вылетели, и печь сама пошла по улице прямо к царю». («По щучьему велению»)
- «Я.... По амбару метен, по сусекам скребен, на сметане мешан, в печку сажен, на окошке стужен». («Колобок»)
Поздравляю! Вы выполнили первое задание и получили часть ключа в конверте!
(Слайд 10 -14)
Станция «Умники и умницы» - На этом этапе поиграем в викторину «Предметы старины».
Попробуйте вспомнить название и предназначение этого предмета.
(Корыто)
А для чего этот прекрасный плетеный предмет. Уверена, вы точно знаете.
(Лапти)
Дивный, сказочный предмет, а как его название?
(Веретено)
В продолжение темы - загадочный станок. Что это?
(Прялка)
Плоский деревянный предмет с ребристой жестяной поверхностью
(Стиральная доска)
(Можно не использовать презентацию, если эти предметы есть в музее)
Поздравляю! Вы выполнили второе задание и получили часть ключа в конверте!
Станция «Музейная» - участникам предложены варианты одежды. Вам
нужно выбрать предметы русского народного костюма. Вам будут предложены лишние элементы одежды, которые не принадлежат к элементам русского костюма (дети работают инд. или по парам).
Комплект одежды: рубаха, сарафан, душегрея, кокошник.
Лишние элементы (тухья, кушак, панар).
Поздравляю! Вы выполнили следующее задание и получили часть ключа в конверте!
Станция «Мастерская»
Наша станция «Мастерская». Предлагаю вам изготовить игровую куклу. В русской деревне больше всего любили тряпичную куклу. Она была в каждом крестьянском доме, и крутили кукол и стар, и млад.
(Слайд 15)
(Изготавливаем куклу).
Ведущий: поздравляю команду! Вы выполнили задания! (собирают ключ, открывают сундук) Что же в сундуке? (самовар)
Много старинных обычаев было на Руси. Один из таких обычаев пить чай из самовара. Самовар символ семейного очага, уюта, дружеского общения - занимал самое почетное место в доме. Предлагаю вам попить чаю и поделиться своими впечатлениями.
(Чаепитие).
Какой бы ни была направленность музейно-педагогической деятельности ДОУ, она должна иметь целостный и системный характер. Педагоги ДОУ должны осознать, что погружение детей в существующую музейную среду или создание музейной среды в дошкольном учреждении с помощью детей и их родителей предоставляет уникальную возможность приобщения малышей к природным, материальным и духовным богатствам общества в процессе интересной деятельности. Такая совместная целенаправленная деятельность способствует сплочению коллектива сотрудников, детей и родителей, ее результаты становятся очевидными, так как они материализуются в виде выставок и экспозиций с уникальными экспонатами, собранными или сделанными совместными усилиями.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музейная педагогика. Определение понятия, история, формы работы, перспективы развития.
В последние годы в связи с общей демократизацией культурной жизни в отечественном музейном деле активно ставятся теоретические проблемы, возрастает необходимость исследований, связанных с обновлением ...
Организация поликультурного образования в ГБОУ СОШ 12 ДОУ № 2, 2013 года. Форма работы: «Музейная технология»
Родители мы хотим знать все о нашем прошлом!» ...
Формы работы над проблемой дежурства в уголке природы
разработка форм работы над проблемой дежурства в уголке природы в соответствии с ФГОС....
Музейная педагогика как форма работы с детьми и родителями по патриотическому воспитанию в ДО
Перед современной системой образования стоит задача приобщения подрастающего поколения к исторической памяти народа, а значит - и сохранения ее в наших детях. Знания традиционного наследия необходимо ...
Статья по теме "Современные формы работы в книжном уголке с детьми старшего дошкольного возраста"
Сегодня перед детским садом, как никогда остро стоит задача приобщения детей к книге, воспитания интереса к чтению, формирования грамотного читателя. Если в дошкольном возрасте ребенок не поймет, не п...
Эффективные формы работы в книжном уголке в младшей группе № 1 «Винни-пух»
Развивающая среда в ДОУ.•. «Основные требования к оформлению книжных уголков»•1.Рациональное размещение в группе.•2.Соответствие возрасту, индивидуальным особенностям ...
"Рожденственские встречи"-дистанционный республиканский смотр-конкурс музейных уголков
Новый год – самый любимый, семейный праздник. Праздник с чудесными превращениями и подарками Деда Мороза. Наряжать елку – это предпраздничный творческий процесс, в котором, как прави...
- Мне нравится (1)