Семинар: "Интерактивная развивающая среда" Тема выступления: "Интерактивный потолок"
консультация

Сорокина Елена Сергеевна

Интерактивный развивающий потолок в дошкольной группе.Для каких целей нужен интерактивный потолок?Как задействовать пространство,чтобы детям было интересно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл interaktivnyy_potolok.docx24.99 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №167»

Семинар:

«Интерактивная развивающая среда»

Тема выступления:

«Интерактивный потолок»

Подготовил воспитатель

Сорокина Е.С.

Воронеж 2022

Интерактивный развивающий потолок

      В процессе перехода на федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования у современной дошкольной образовательной организации появилась необходимость в использовании инновационных подходов к организации образовательного процесса и использовании новых педагогических технологий.

      Один из основных принципов дошкольного образования, согласно ФГОС ДО — построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования и становится его субъектом.

      Поэтому перед каждой дошкольной организацией стоит цель: организовать образовательное пространство таким образом, чтобы ребенок выступал индивидом в процессе создания и осознания собственного опыта, в котором он проявляет себя в качестве субъекта собственной деятельности, свободно определяющего и реализующего собственные цели, добровольно возлагающего на себя ответственность за результаты своей деятельности.

     Правильно организованная предметно-развивающая среда в дошкольном учреждении (в группе) предоставляет каждому ребёнку равные возможности для приобретения тех или иных качеств личности, возможности для всестороннего развития.
     Одним из элементов предметно-развивающей среды является технология «интерактивный (говорящий) потолок».
     Важным моментом является то, что интерактивный потолок не может существовать отдельно. Он должен быть в общей интерактивной системе (пол, стены, потолок), т.е. в группе все пространство должно быть направлено на развитие ребенка.

     Каждый педагог может использовать необходимые именно ему для решения его задач, проистекающих из специфики его целевой аудитории элементы развивающей среды. Но при этом, обязательно понимая и принимая сущность технологии в целом.

Правила использования технологии «говорящий потолок»:

- не перегрузить пространство (ситуация, когда меньше – это больше)

 - четко понимать, что каждый элемент должен работать, а не просто присутствовать (не работающие элементы удаляются)

 - представлять себе кто, когда и зачем сможет обратиться к «говорящему потолку»

- приглашать детей к созданию «интерактивного потолка»

 - учитывать освещение (достаточное для изучения «говорящего потолка», приятное для глаз, не агрессивное)

 - учитывать тип помещения

– осмысленность, т.е. каждый элемент в отдельности и система элементов несут смысловую нагрузку (важна смысловая доступность, в т.ч. с учетом зоны ближайшего развития; тематическая градация и т.п.; в одной зоне – не более одной темы, в ее окружении – зоны со связанными с ней подтемами и темами)

 - важно качество иллюстраций и текстов (иногда предпочтительнее «детский» уровень исполнения, а иногда - профессиональный).

- важно понимать, что «говорящий потолок» так же мобилен (в целом и в своих элементах), как и все образовательное пространство в целом.

     Итак, интерактивный(говорящий) потолок- это то пространство, которое вступает в диалог с ребенком, то пространство которое его постоянно развивает.   

Задачи интерактивного пространства:

* Создать атмосферу эмоционального комфорта.
* Создать условия для творческого самовыражения.
* Создать условия для проявления познавательной активности детей.
* Создать благоприятные условия для восприятия и созерцания, обращать внимание детей на красоту природы, живописи, предметов декоративно-прикладного искусства, книжных иллюстраций

     Считается, что родоначальником интерактивного потолка является Александр Колдер— американский скульптор, который приобрел всемирную известность замысловатыми фигурами из проволоки и так называемыми «мобилями» — кинетическими скульптурами, которые приводятся в движение электричеством или ветром.

    Идея интерактивного потолка частично взята с его работ.

    Возможно множество вариантов использования интерактивного мобиля и в группе и в спальне. Например космос, различные овощи, фрукты, животные в зависимости от стоящей образовательной задачи.

     Данный вариант так называемый «воздушный» лес идеально подходит для аппликаций, рисования. Помогает развивать фантазию, творческие способности, оригинальность мышления.

    Важно помнить: все, что предлагается ребенку для изучения, исследования, познания должно быть ярким, привлекающим внимание, чтобы создавать эффект неожиданности.

    Отдельно надо сказать о так называемом реджио- пространстве.

Реджио педагогика берет свое название от городка Реджио-Эмилия на севере Италии. Именно там после Второй мировой войны открылись детские сады с новым подходом к детям. Данную методику разрабатывал психолог Лорис Малагуцци совместно с другими родителями. 

Постулаты Реджио-подхода:
⃣ Образ ребёнка.
Каждый ребёнок – отдельная личность с мощным потенциалом. Он приходит в этот мир с огромной жаждой исследования и поиска своего места в нём.
⃣ Окружающая среда – третий учитель.
Среда должна быть наполнена возможностями для творческих экспериментов и самовыражения. В Реджио-пространстве все поверхности стены, пол, потолок становятся «живыми» и меняются, наполняясь объектами и продуктами деятельности детей и сотрудничающими с ними взросл
⃣ Роль взрослого.
Взрослый - соавтор и соисследователь, он создает и поддерживает богатую творческую среду, наполненную провокациями и возможностями для ребенка реализовать свой интерес различными способами и материалами.
Важно не давать готовые ответы, а ценить детские гипотезы
Вопрос важнее ответа, а процесс ценнее результата.
⃣ Проекты: игра, исследование, творчество.
Различные проекты, иногда инициированные детьми, иногда спровоцированные взрослым, наполняют жизнь Реджио-вдохновленных пространств. Письмо, чтение, и счет возникают и развиваются в проектной и игровой деятельности как необходимый инструмент взаимодействия и исследования.
⃣ Документирование процесса познания.
Все проекты фото- и видео документируются, и оставляют «следы», отражаются на «говорящих стенах,потолках». У ребёнка есть возможность по-новому увидеть тему и продолжить развивать. Для родителя – это возможность взглянуть на своего ребенка с непривычной точки зрения, активно участвовать в образовательном процессе.
⃣ У ребёнка 100 языков. Как говорил Малагуцци — «Что бы выразить себя, у ребенка есть 100 языков, но 99 у него отбирают взрослые, оставляя только речь». Поэтому главная задача взрослого — не запрещать детям, а помогать им использовать свои познавательные и творческие способности, оставляя инициативу за самим ребенком.
У детей много способов заявить о себе: рисование, лепка, эксперимент, драматизация, музыка, пение, фотография, танец, конструирование, беседа. И ничего без удовольствия.

Чтобы ребенок мог себя проявить наиболее активно, для него создается особая богатая среда, которая состоит из:

  • Материалов (краски, бумага, ткани, проволока, природные материалы: растения, песок, глина, цветы, камушки, семена и пр.)
  • Предметов и инструментов (различные игрушки, конструкторы, музыкальные инструменты, книги, карандаши и кисточки, пуговицы, различные костюмы, увеличительные лупы и т.д.)
  • Устройств (микроскоп, компьютер, проектор, фотоаппарат и пр.)

Основная концепция образовательной среды в Реджио-подходе заключается в том, что предметное пространство должно приглашать детей к исследованию и творчеству, вызывать интерес к деятельности и мотивировать, давать свободу действий, предлагать детям выбор.

Предполагается, что любое помещение должно иметь возможность трансформироваться, чтобы дети в любой момент могли выйти из-за столов и игровых пространств, сменить уровень активности, перейти на развивающую интерактивную игру.

        Итак, интерактивное пространство помогает педагогу ненавязчиво выявить индивидуальные особенности воспитанников, закрепить и расширить полученный детьми опыт, сделать самостоятельную образовательную деятельность воспитанников яркой и динамичной, при этом проявить педагогическое мастерство. Дети же в ходе увлекательных игровых манипуляций получают эмоциональное удовлетворение от выполненных ими задач, реализуют свой творческий потенциал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий "Как на масленой недели в потолок блины летели"

Сценарий "Как на масленой недели в потолок блины летели" - повышает у детей интерес к традиций русского народного праздника Масленица. Знакомить детей  с забытыми рускими народными играми....

Семинар "Интерактивные методы"

Основные отличия форм и методов интерактивного обучения от традиционных являются:žпринудительная активизация познавательной деятельности обучающихся;žдостаточно долгое время вовлечения обучающихся в а...

Проект "Как на масленой неделе в потолок блины летели"

Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». Здесь всегда находятся желающие сило...

Сценарий развлечения для всех групп «Как на масляной неделе в потолок блины летели»

Сценарий  развлечения  для всех групп  «Как на масляной неделе в потолок блины летели»...

Выступление на семинаре «ИНТЕРАКТИВНЫЙ МУЗЕЙ» – ИННОВАЦИОННАЯ ФОРМА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ»

   “Мини» - отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики. Важная особенность этих элементов развив...

Семинар "Интерактивная развивающая среда"

Слово «интерактив пришло к нам из английского от слова “interact”.”Inter”-это «взаимный”, “act”-действовать.Интерактивность - означает способность...

Сценарий мероприятия на семинар. Интерактивная игра « Что? Где? Когда?»

Мероприятие проводилось между дошкольным учреждением и начальной школой, первыми классами...