Моя семья
план-конспект занятия (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №20»
Конспект НОД
по нравственному воспитанию
в группе раннего возраста
«Моя семья"
Разработала
Стерхова Л.Н.
Иваново 2022
Цель НОД:
- формирование у детей предпосылок к духовно- нравственному воспитанию детей раннего возраста через знакомство с семьей.
Задачи;
- формировать представления о семье и её членах;
- помочь детям запомнить имена членов семьи;
- воспитывать любовь, уважение, доброжелательное отношение к родным людям.
Актуальность:
Чувство любви к Родине зарождается в семье. А семья для ребёнка – это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Членов семьи объединяет кровное родство, любовь, общие интересы.
Семье принадлежит основная общественная функция – воспитание детей, она была и остается жизненно необходимой средой для сохранения и передачи социальных и культурных ценностей, определяющим фактором формирования личности ребенка.
Деятельность воспитателя | Деятельность детей |
I.Вводная часть | |
1.1.Приветствие «Доброе утро» | |
Цель: создание доброжелательной атмосферы, эмоциональной безопасности. | Цель: переключение на новую деятельность, участие в игре. |
Мы все вместе собрались. Мы посмотрим друг на друга, Улыбнёмся мы друг другу. Скажем дружно мы привет, Здравствуйте всем скажем. - Проходите, садитесь. | Собираются в кружок, выполняют движения в соответствии с текстом. Дети рассаживаются на стулья. |
1.2.Мотивация, целеполагание | |
Цель: создать положительную мотивацию на образовательную деятельность, сформировать представление о предстоящей деятельности | Цель: осознать и принять поставленную задачу |
- Ребята, я принесла вам сегодня очень интересную картину. Хотите ее посмотреть? (Открывает картину) | -Хотим. |
II. Основная часть | |
1. Рассматривание картины "Семья". | |
Цель: формировать умение рассматривать картину, отвечать на вопросы | Цель: рассмотреть картину, ответить на вопросы. |
- Кого вы видите на картине? Это кто? - Правильно, это мама, а это папа. А еще кто нарисован на картине? | Дети отвечают на вопросы воспитателя, выходят и показывают членов семьи. |
- Миша, покажи, где мама? (Аналогично показывают всех членов семьи) | |
- Мама, папа, бабушка, дедушки и дети - это семья. Давай расскажем, чем они занимаются. | - Бабушка вяжет, дедушка читает газету, Мама и папа играют с детьми. |
2. Пальчиковая гимнастика | |
Цель: развитие мелкой моторики. | Цель: выполнить задание |
- У каждого из вас есть семья. Давайте покажем всю семью на своих ладошках. Этот пальчик – дедушка, Этот пальчик – бабушка, Этот пальчик – папа, Этот пальчик – мама, Этот пальчик – это я, Вот и вся моя семья. | Загибают поочередно пальчики. |
3. Отгадывание загадок о семье. | |
Цель: формировать представления о членах семьи. | Цель: отгадать загадки |
- Я сейчас вам буду загадывать загадки, а вы отгадайте, о ком я загадала. | Дети отгадывают загадки. |
1.Кто стирает, варит, шьет На работе устает Просыпается так рано? Лишь заботливая …. | - Мама |
2.Кто научит гвоздь забить И подскажет, как быть смелым, Сильным, ловким и умелым? Все вы знаете ребята Это наш любимый … | - Папа |
3. Кто любить не устает, Пироги для нас печет, Вкусные оладушки? Это наша … | - Бабушка |
4. Он трудился не от скуки, У него в мозолях руки, А теперь он стар и сед – Мой родной, любимый…. | -Дед |
- А про кого я не загадала загадку, но они тоже есть в ваших семьях? Конечно про ваших братьев и сестричек. | |
- У меня осталась еще загадка, послушайте: Кто загадки отгадает Тот своих родных узнает. Все родные с кем живете, Непременно вам друзья, Вместе вы одна … - Правильно ребята, все эти люди: мама, папа, бабушка, дедушка, братишка и сестренка все они называются одним словом – семья. | - Семья |
3. Рассматривание стенда с изображением семей детей. | |
Цель: помочь детям запомнить имена членов семьи | Цель: рассказать о своих родных, назвать имена. |
- Посмотрите, у нас в группе есть альбом с фотографиями ваших семей. Подойдите к столу и выберете фотографию своей семьи. | Дети выбирают фотографии. Отвечают на вопрос воспитателя. |
- Катя, покажи свою маму, как ее зовут? Чем она любит заниматься? Какая она? (Добрая, заботливая, ласковая). | |
- Сережа, покажи на фотографии папу, как его зовут? (Аналогично задаются вопросы детям про дедушку, бабушку, братьев и сестер). | |
4. Физкультминутка «Кто живет у нас в квартире?» | |
Цель: снятие статического напряжения. | Цель: выполнить движения по показу. |
- А сейчас мы с вами покажем, кто же живет у нас в квартире, нашу семью. | |
Раз, два, три, четыре, (Хлопаем в ладоши.) Кто живет у нас в квартире? (Шагаем на месте.) Раз, два, три, четыре, пять (Прыжки на месте.) Всех могу пересчитать: (Шагаем на месте.) Папа, мама, брат, сестра, (Хлопаем в ладоши.) Кошка Мурка, два котенка, (Наклоны туловища влево – вправо.) Мой сверчок, щегол и я — (Повороты туловища влево – вправо.) Вот и вся моя семья, (Хлопаем в ладоши.) | Выполняют движения в соответствии с текстом. |
5. Изготовление подарка для семьи. | |
Цель: воспитание любви и заботы о членах семьи. | Цель: оформить шарфик, приклеив разноцветные кружки. |
- Все в вашей семье любят друг друга, заботятся друг о друге, всегда помогают. Скоро будет совсем холодно на улице. Давайте приготовим шарфики для вашей семьи. | Приклеивают на полоски бумаги (шарфик) цветные кружочки. |
- Вот какие красивые шарфики вы приготовили. Теперь никакой ветер и холод не страшен вашей семье. | Рассматривают шарфики, любуются. |
III. Заключительная часть | |
1.Итог занятия | |
Цель: подвести итог занятия, снять умственное и эмоциональное напряжение обобщить знания детей, создать мотивация для дальнейшей деятельности. | Цель: получить положительную оценку своей деятельности. |
- Кого сегодня мы рассматривали на картине и на фотографиях? - Про кого вы отгадывали загадки? Мама, папа, бабушка, дедушка – кто они все вместе? | - Семью, маму, папу... - Семья. |
2. Рефлексия | |
Цель: выявить отношение детей к деятельности; мотивировать детей на дальнейшее продолжение игру. | Цель: ответить на вопросы воспитателя, высказать свое желание продолжить игру. |
- Вы любите свою семью? - Какой подарок вы сегодня сделали для семьи? - Как вы думаете, ваша семья порадуется такому подарку? | Отвечают на вопросы, рассуждают. |
Самоанализ:
Занятие осуществлялось в соответствии с конспектом. Конспект составлен самостоятельно, в соответствии с задачами основной общеобразовательной программы, соответствующими данному возрасту детей и поставленными целью и задачами. Для реализации каждой задачи были подобраны приемы, в интересной и занимательной форме.
На занятии использовалась музыка, которая усиливала эмоциональное восприятие, использовала сюрпризный момент, загадки для данного возраста.
Организационный прием «Приветствие» в стихотворной форме был направлен на развитие коммуникативных качеств, установлению дружеских взаимоотношений как внутри детского коллектива
Все моменты занятия логичны и последовательны, подчинены одной теме. В занятие были интегрированы моменты из образовательных областей
В каждом моменте занятия я старалась активизировать мыслительную и речевую деятельность детей.
Специфика работы с детьми на занятии отражалась в личностно-ориентированном подходе. Робких детей подбадривала, хвалила, чтобы закрепить у них ситуацию успеха. Во время занятия старалась общаться с детьми на одном уровне, старалась поддерживать у детей интерес к занятию на протяжении всего времени.
В связи с тем, что дети маленькие, было много хоровых ответов, но, не смотря на это старалась добиваться чёткого произношения слов.
Не смотря на эти затруднения, я считаю, что все поставленные мною программные задачи в течение занятия были реализованы.
Список литературы:
1. Веракса Н. Е. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : Мозаика Синтез, 2014. — 368 с.
2. Дыбина О. Б. Ребенок и окружающий мир. М: Мозаика – Синтез, 2015.
3. Комратова Н. О гражданском воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание 2006 №5, с. 3-10.
4. Комратова Н. О гражданском воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание 2005 №10, с. 10-19.
5. Татаринова Л. Ю. Я и моя семья. Серия «Малышам о Родине» СПб: Издательский Дом «Литера», 2007.
6. Султанова Н. «Духовно-нравственное воспитание дошкольников» // Дошкольное воспитание 2004 №5, с13-17.
7. Широких О., Космачёва Н. О формировании нравственных ценностных ориентаций. // Дошкольное воспитание, 2008.,№4 С. 42 - 46.
8. Карпинская Н. С. Художественное слово в воспитании детей (ранний и дошкольный возраст). - М. : Педагогика, 1999.
9. Ветохина, А. Я. Нравственно-патриотическое воспитание детей раннего возраста. [Текст] : методическое пособие для педагогов / А. Я. Ветохина [и др. ]. – Санкт – Петербург: «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 192 с.
10. Гаврилова, И. Г. Истоки русской народной культуры в детском саду [Текст] : методическое пособие / И. Г. Гаврилова. – Санкт – Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. – 160 с.
11. «Приобщение детей к истокам русской народной культуре» О. Л. Князева, М. Д. Миханева
12. «Знакомство детей с русским народным творчество» Т. А. Буранина, О. А. Маркива
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему "Что такое семья"."Роль семьи в формировании здорового образа жизни"«История моей семьи», статья, раздел «Работа с родителями»
Что такое семья?Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.В теории семейного права сем...
«Воспитательно-развлекательное мероприятие «Семью семь», как форма взаимодействия ДОУ с семьей»
Цели:Создание живого творческого союза взрослых и детей для полноценного развития ребенка и самореализации взрослых. Задачи:Научить родителей наблюдать за ребенком, изучать его, вид...
План проведения открытого мероприятия по работе с семьей Мы семья, хоть нас не семь. Каждый я поможет всем!
План проведения открытого мероприятияпо работе с семьейМы семья, хоть нас не семь. Каждый я поможет всем! Цель: создание условия для успешного взаимодействия детского сада и семьи.Задачи: ...
Конспект мероприятия по образовательной деятельности «Семья — это просто, семья — это сложно, но жить одному без семьи невозможно!»
Конспект НОД...
конспект занятия по физической культуре ко дню семьи на тему "Спортивная семья - здоровая семья"
конспект занятия по физической культуре ко дню семьи на тему "Спортивная семья - здоровая семья"...
Взаимодействие семьи и ДОУ в рамках мероприятий клуба молодых семей "Молодая семья"
Создание условий, направленных на формирование в молодых семьях здорового образа жизни, морально-психологического климата, необходимого для успешного развития личности ребёнка....
- Мне нравится (1)