Мастер класс для воспитателей "Путешествие в стану Фрёбеля"
материал

Ермакова Наталья Александровна

Мастер класс для воспитателей "Путешествие в стану Фрёбеля"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx424.43 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов

«Путешествие в страну Фребеля»

Цель: Представление опыта работы по использованию игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной деятельности с дошкольниками.

Задачи:

Познакомить педагогов с теоретическими основами педагогики Фридриха Фрёбеля.

Показать практическое применение игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной деятельности с дошкольниками.

    Здравствуйте, коллеги! Сегодня я вам предлагаю отправиться в удивительную игровую страну, где я вас познакомлю с игровым пособием «Дары Фрёбеля».

     Фридрих Фрёбель - немецкий педагог. Известен как создатель первого детского сада. Большое значение в системе отводилось активности детей, организации их самостоятельной деятельности. Фребель считал, что дети лучше всего усваивают материал в практической деятельности, которая преподносится в игровой форме. Фребель разработал первый в мире дидактический материал для дошкольников. Он получил название «Дары Фребеля».

   Пособия изготовлены из качественного натурального материала (дерева, каждый образовательный комплект упакован в отдельную деревянную коробку с номером).

Спектр действий со всеми образовательными комплектами не ограничивается методикой предложенной Фребелем – педагог вправе проявить свое творчество и фантазию.

   «Дары Фребеля» позволяют в соответствии с ФГОС построить образовательный процесс. Разработанные игры с использованием «даров» и распределены по образовательным областям. С ними вы можете ознакомиться самостоятельно.

Развивающие материалы Фребеля способствуют развитию следующих функций:

Развитие творчества детей.

Развитие концепции чисел (дети понимают значение математических действий)

Развитие концепции эквивалентности (понимание характеристик предмета)

Развитие логических способностей (дети учатся рассуждать, делать выводы и умозаключения)

Развитие концепции правил и порядка (дети учатся убирать материалы на свое место)

Понимание концепции форм (дети учатся преобразовывать разные формы)

Развитие социальных и коммуникативных умений детей (дети понимают значение части и целого).

Материалы способствуют развитию умений: классифицировать, сортировать, сравнивать, выполнять по образцу, составлять логические цепочки, выполнять простейшие математические действия (сложение и вычитание).

   Дар первый: семь разноцветных вязаных мячей на верёвочке.  

Цель: тренировка мелкой моторики рук, развитие речевых способностей и самостоятельной игровой деятельности, изучение цвета, формы и качеств предметов, формирование пространственной ориентации.

Как вы думаете, какие игры можно провести с ребенком, используя мягкий мяч?

(Покатать, потрогать, покружить, поднять и опустить, бросить).

Давайте поиграем.

Мячик в руки мы возьмем

И туда-сюда качнем.

Мячик баловаться стал

И по кругу побежал.

Побежал бегом-бегом,

Все кругом-кругом-кругом.

Выше-ниже прыгать стал,

Баловаться не устал.

Спрятался в коробку мяч

И опять пустился вскачь!

   Второй дар - шар, кубик и цилиндр. Шар символ движения, куб символ покоя, цилиндр совмещает свойства обоих предметов. Он устойчив, если поставлен на основание, и подвижен, если положен. Знакомим с этим даром примерно в 3-4 года.

Цель: познакомить с геометрическими телами и различиями между ними, развивать исследовательские навыки.

В младшей группе сравниваем мячик и шар. В старшей         группе знакомим с цилиндром и сравниваем с кубом.

В подготовительной группе организуем наблюдение за вращающимися на шнурке фигурами и сравниваем их поведение при вращении. Выявляем факты:  1.Быстро крутящийся шар не изменяет свою форму, в отличие от куба и цилиндра. 2. В то время как быстро вертящийся куб, подвешенный за центр ребра, принимает форму цилиндра.

   Третьий дар - кубик, разделенный на восемь одинаковых кубиков. Игры с кубиками Фрёбель вводил с 4 лет. Это помогает понимать детям понятия «целое», «половина», «четверть».

Фрёбель предлагает три основных типа игр:

1.Жизненные формы. Конструирование предметов из окружающей жизни.

2.Изящные формы (формы красоты). Выкладывание кубиков в виде различных симметричных абстрактных узоров.

3.Математические формы (формы познания). Использование кубиков в качестве счетного материала.

При занятиях жизненными и изящными формами следует соблюдать правила: готовые фигуры не разрушаются, новые создаются путем трансформации предыдущей фигуры. 

   Предлагаю вам построить по образцу стол, а теперь мы его превращаем в стул.

Таким образом, ребенок с малых лет учится творить новое путем преобразования старого.

   Четвертый, пятый и шестой дар Фребеля – это куб, разделенный на мелкие части (бруски, мелкие кубики, призмы, полуцилиндры). 

Цель: развитие элементарных практических логических и творческих способностей, пространственного мышления, умения исследовать, рассуждать, сравнивать, делать выводы, конструировать, выполняя различные строительные комбинации.

Эти фигуры используются как конструктор для построек. Дети знакомятся с геометрическими формами, получают представления о целом и его частях.

   Что входит в дополнительные материалы Фрёбеля. «Цветные тела» - цилиндры, шары, кубы разного цвета, шнурок для нанизывания.

Цель: тренировка мелкой моторики рук, развитие сенсомоторных навыков, изучение геометрических форм, развитие умений классифицировать, сортировать, выполнять задание по образцу, развитие речевых способностей и игровой деятельности.

В шарах есть дырочки. Можно детям предложить собрать бусы по определенному цвету, форме, или заданному коду.

Попробуйте и вы собрать бусы по заданному коду.

       2265_html_773423cd             2265_html_773423cd     

Воспитатель:

- Сколько всего фигур получилось?

- Какие фигуры вы использовали?

Этот модуль очень привлекает  ребятишек. Это плоскостные различные геометрической фигуры, различного цвета. 8 геометрических фигур: равносторонние, равнобедренные и прямоугольные треугольники, круги, полукруги, ромбы и квадраты разного цвета.

Цель: изучение разных плоскостных геометрических фигур, их сортировка по цвету, упорядочивание по величине, тренировка мелкой моторики рук, развитие зрительно-моторной координации, творческих и речевых способностей, игровой деятельности, подготовка руки к письму, способствовать развитию мышления и воображения, научить детей строить сложные фигуры, используя простые формы.

Интересная работа получается, когда дети действуют в рамках собственной фантазии.

                                                   Игра «Автобус».

- Мы отправляемся в путешествие на автобусе. 

(На каждом столе участников лежит на углу справа белый лист и стоит тарелочка с цветными фигурками различными).

Послушайте задание: каждая команда, сидящая за столом вместе должна рассадить «пассажиров» - фигурки из тарелочки- в «автобусе» - на белом листе. Я буду называть, куда класть фигурку-рассаживать «пассажиров», а вы сообща будете выполнять. Положите на середине стола белый лист вертикально - это автобус. Приготовьте тарелочки с фигурками…Внимание! В автобусе будет 3 ряда: нижний, средний, верхний. 

Задание понятно?...

- Слушайте инструкцию: пассажир «красный треугольник» сидит в нижнем ряду слева… (дать время).

Пассажир «жёлтый полукруг» сидит в среднем ряду справа……

Пассажир «зелёное кольцо» сидит в верхнем ряду слева……

Пассажир «синий квадрат» сидит в среднем ряду слева……

Пассажир «фиолетовое полукольцо» сидит в верхнем ряду справа……

Пассажир «белый круг» сидит в нижнем ряду справа……

- Все справились?

-Что развивает эта игра? (Сенсорные и познавательно-исследовательской деятельности навыки, ЭМП, расширяет кругозор; познавательную активность, готовность к совместной деятельности со сверстниками. )

- Вы ЗАМЕЧАТЕЛЬНО рассадили всех «пассажиров»! Высаживайте их обратно в тарелочки!

3. Модуль с палочками разного цвета и размера. Цель: тренировка мелкой моторики рук, развитие зрительно-моторной координации, сортировка и упорядочивание фигур по цвету, форме, соотношение количества и размера, обучение счету, используя палочки в качестве счетного материала, выполнение простейших математических действий, развитие творческих и речевых способностей, самостоятельной игровой деятельности, подготовка руки к письму. Здесь опять нет предела детской фантазии: домики, дорожки заборчик и многое другое.

Младшим дошкольникам предлагаем выполнить из палочек:

- дорожку;

- лесенку;

- квадрат – «Четыре палочки сложил и квадратик получил»;

- треугольник - «У треугольника три стороны, и они могут быть разной длины»;

- «Прямоугольник квадрата длиннее, фигура попроще рисуем смелее»;

- флажок – «В руки я флажок возьму и на праздник с ним пойду»;

- забор – «Сад забором оградили, чтоб деревья не сломили».

В старшей группе игры усложняем и определяем условие: выложи человечка с короткими руками и длинными ногами (используем несколько «даров»).

Послушайте стихотворение и изобразите его, используя палочки и фигуры на столе.

 Наша елка велика, (сложить елочку из треугольников)

Наша елка высока. (продолжаем строить елочку всё выше и выше)

Выше папы,(сложить человечка из наборов)

Выше мамы. (сложить второго человечка из наборов)

Достает до потолка. (выложить схематично потолок из набора)

 А на ней игрушки, (выложить на елочку игрушки используя детали из набора)

Бусы да хлопушки. (выложить на елочку бусы из набора)

                                                                                                      Стихи Е. Ильина.

4. Модуль с кольцами «Кольца и полукольца» - это деревянные кольца и полукольца трёх разных размеров и разных цветов. Цель: тренировка мелкой моторики рук, развитие зрительно-моторной координации, развитие творческих способностей – составление различных узоров и картинок, подготовка руки к рисованию и письму, развитие игровой деятельности ребенка. Познакомить детей с понятием «симметрия»; способствовать развитию детского воображения. Широко используется в создании «форм красоты». Для ознакомления ребенка с построением таких форм воспитатель выбирает удачный момент -случайное сочетание ребенком элементов «дара», при котором образуется сооружение, не похожее ни на «формы познания», ни на «формы жизни». Со слов воспитателя «Это красиво!» начинается знакомство детей с «формами красоты». После серии преобразований полюбоваться своим творением. Все «формы красоты» строятся по одному принципу - расположение всех элементов «дара» вокруг воображаемого центра. Повороты и перемещения осуществляются по кругу.

Игра «Укрась торт».

5. Фишки (со среднего возраста) В наборе превеликое множество разноцветных фишек одинакового размера.

Цель: сортировка и упорядочивание фигур по цвету, форме. Обучение счету с использованием фишек, выполнение простейших математических действий, развитие творческих способностей (составление узоров, картинок), развитие игровой деятельности.  С помощью фишек можно закреплять состав числа и выкладывать задачи, создавать различные изображения.

   Давайте попробуем с помощью нескольких модулей создать узор на юбке дымковской барышни.

Вспоминаем сказку «Кот и петух» и приговорку лисы «Петушок, петушок, золотой гребешок, шелкова головушка, красная бородушка, выгляни в окошко. Мужик зерно вез, мешок рассыпал, куры клюют, петухам не дают» Рассыпается любое количество фишек и дается инструкция «Самые вкусные зернышки не красные и не желтые».

Раскрасьте изображения цветными точками. Каждой цифре соответствует определенный цвет. Цифру узнаете, если решите пример на том участке, который необходимо раскрасить.

Воспитатель раздает раскраски. Участники берут дары № 8 – цветные точки и выполняют задание.

                                                                     

Воспитатель:

- Почему вы раскрасили крылья таким цветом?

Воспитатель:

- Готовы? Молодцы, справились.

6.Мозайка«Мозаика. Шнуровка» - перфорированное поле, разноцветные продолговатые фишки на ножках, шнурки.

Цель: тренировка мелкой моторики рук, развитие сенсомоторных навыков, умение действовать самостоятельно или по заданному образцу; изучение комбинаций форм и цветов, подготовка руки к рисованию, развитие речевых способностей и игровой деятельности.

 Модуль №14 «Арки и цифры» - дуги разных размеров, кубики с цифрами. Цель: развитие мелкой моторики рук и сенсомоторных навыков, творческих способностей (составление различных узоров и картинок), речевых способностей и самостоятельной игровой деятельности.

Придумайте и решите  задачу с помощью цифр и палочек

100_5369                                                                                   

Вынимая материал из ящиков необходимо учить детей убирать его обратно. Дети приучаются к организации и порядку. Поэтому и вам я предлагаю весь материал сложить на место.

Наше путешествие в игровую страну «Даров Фребеля» подходит к концу. Сейчас я вам предлагаю подумать, что же дало вам это путешествие и собрать бусы. Красная бусинка будет означать, что вам было интересно, познавательно, будете использовать в своей работе. Синяя бусинка будет означать, что вам было не интересно, услышанная информация вам знакома. Желтая бусинка – информацию необходимо переработать.  

Заключение

Таким образом эти дидактические материалы, или «дары», как поэтически назвал их Фридрих Фребель, способствующие развитию детской любознательности, креативности и умению решать проблемы, будут полезны детям и их родителям, а также интересны воспитателям.

 Все вы славно потрудились

Хорошо подзарядились.

Как? Во что с детьми играть?

Можно в садике узнать!

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класса «Использование игрового набора Дары Фрёбеля в образовательной деятельности дошкольников»

Практическая  часть. Мастер – класса «Использование игрового набора Дары Фрёбеля в образовательной деятельности дошкольников»...

Мастер-класс для педагогов ДОУ "Дары Фрёбеля"

Фридрих Фрёбель - немецкий педагог. Известен как создатель первого детского сада. Фрёбель придумал поэтичное название - "детский сад". В термин «детский сад» Фрёбель вложил поним...

Мастер-класс «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в дошкольном образовании»

Познакомить педагогов с теоретическими основами педагогики Фридриха Фрёбеля. Познакомить педагогов с дарами Фрёбеля, с возможностями его применения в работе с дошкольниками. Сформировать представление...

Мастер - класс по изготовлению фликеров «Стань заметней на дороге»

Мастер - класс по изготовлению фликеров  «Стань заметней на дороге»...

Мастер- класс для родителей «Волшебные дары Фрёбеля»

опыт работы с использованием игрового набора "Дфры Фрёбеля"...