Мастер класс для воспитателей "Путешествие в стану Фрёбеля"
материал
Мастер класс для воспитателей "Путешествие в стану Фрёбеля"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass.docx | 424.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для педагогов
«Путешествие в страну Фребеля»
Цель: Представление опыта работы по использованию игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной деятельности с дошкольниками.
Задачи:
Познакомить педагогов с теоретическими основами педагогики Фридриха Фрёбеля.
Показать практическое применение игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной деятельности с дошкольниками.
Здравствуйте, коллеги! Сегодня я вам предлагаю отправиться в удивительную игровую страну, где я вас познакомлю с игровым пособием «Дары Фрёбеля».
Фридрих Фрёбель - немецкий педагог. Известен как создатель первого детского сада. Большое значение в системе отводилось активности детей, организации их самостоятельной деятельности. Фребель считал, что дети лучше всего усваивают материал в практической деятельности, которая преподносится в игровой форме. Фребель разработал первый в мире дидактический материал для дошкольников. Он получил название «Дары Фребеля».
Пособия изготовлены из качественного натурального материала (дерева, каждый образовательный комплект упакован в отдельную деревянную коробку с номером).
Спектр действий со всеми образовательными комплектами не ограничивается методикой предложенной Фребелем – педагог вправе проявить свое творчество и фантазию.
«Дары Фребеля» позволяют в соответствии с ФГОС построить образовательный процесс. Разработанные игры с использованием «даров» и распределены по образовательным областям. С ними вы можете ознакомиться самостоятельно.
Развивающие материалы Фребеля способствуют развитию следующих функций:
Развитие творчества детей.
Развитие концепции чисел (дети понимают значение математических действий)
Развитие концепции эквивалентности (понимание характеристик предмета)
Развитие логических способностей (дети учатся рассуждать, делать выводы и умозаключения)
Развитие концепции правил и порядка (дети учатся убирать материалы на свое место)
Понимание концепции форм (дети учатся преобразовывать разные формы)
Развитие социальных и коммуникативных умений детей (дети понимают значение части и целого).
Материалы способствуют развитию умений: классифицировать, сортировать, сравнивать, выполнять по образцу, составлять логические цепочки, выполнять простейшие математические действия (сложение и вычитание).
Дар первый: семь разноцветных вязаных мячей на верёвочке.
Цель: тренировка мелкой моторики рук, развитие речевых способностей и самостоятельной игровой деятельности, изучение цвета, формы и качеств предметов, формирование пространственной ориентации.
Как вы думаете, какие игры можно провести с ребенком, используя мягкий мяч?
(Покатать, потрогать, покружить, поднять и опустить, бросить).
Давайте поиграем.
Мячик в руки мы возьмем
И туда-сюда качнем.
Мячик баловаться стал
И по кругу побежал.
Побежал бегом-бегом,
Все кругом-кругом-кругом.
Выше-ниже прыгать стал,
Баловаться не устал.
Спрятался в коробку мяч
И опять пустился вскачь!
Второй дар - шар, кубик и цилиндр. Шар символ движения, куб символ покоя, цилиндр совмещает свойства обоих предметов. Он устойчив, если поставлен на основание, и подвижен, если положен. Знакомим с этим даром примерно в 3-4 года.
Цель: познакомить с геометрическими телами и различиями между ними, развивать исследовательские навыки.
В младшей группе сравниваем мячик и шар. В старшей группе знакомим с цилиндром и сравниваем с кубом.
В подготовительной группе организуем наблюдение за вращающимися на шнурке фигурами и сравниваем их поведение при вращении. Выявляем факты: 1.Быстро крутящийся шар не изменяет свою форму, в отличие от куба и цилиндра. 2. В то время как быстро вертящийся куб, подвешенный за центр ребра, принимает форму цилиндра.
Третьий дар - кубик, разделенный на восемь одинаковых кубиков. Игры с кубиками Фрёбель вводил с 4 лет. Это помогает понимать детям понятия «целое», «половина», «четверть».
Фрёбель предлагает три основных типа игр:
1.Жизненные формы. Конструирование предметов из окружающей жизни.
2.Изящные формы (формы красоты). Выкладывание кубиков в виде различных симметричных абстрактных узоров.
3.Математические формы (формы познания). Использование кубиков в качестве счетного материала.
При занятиях жизненными и изящными формами следует соблюдать правила: готовые фигуры не разрушаются, новые создаются путем трансформации предыдущей фигуры.
Предлагаю вам построить по образцу стол, а теперь мы его превращаем в стул.
Таким образом, ребенок с малых лет учится творить новое путем преобразования старого.
Четвертый, пятый и шестой дар Фребеля – это куб, разделенный на мелкие части (бруски, мелкие кубики, призмы, полуцилиндры).
Цель: развитие элементарных практических логических и творческих способностей, пространственного мышления, умения исследовать, рассуждать, сравнивать, делать выводы, конструировать, выполняя различные строительные комбинации.
Эти фигуры используются как конструктор для построек. Дети знакомятся с геометрическими формами, получают представления о целом и его частях.
Что входит в дополнительные материалы Фрёбеля. «Цветные тела» - цилиндры, шары, кубы разного цвета, шнурок для нанизывания.
Цель: тренировка мелкой моторики рук, развитие сенсомоторных навыков, изучение геометрических форм, развитие умений классифицировать, сортировать, выполнять задание по образцу, развитие речевых способностей и игровой деятельности.
В шарах есть дырочки. Можно детям предложить собрать бусы по определенному цвету, форме, или заданному коду.
Попробуйте и вы собрать бусы по заданному коду.
Воспитатель:
- Сколько всего фигур получилось?
- Какие фигуры вы использовали?
Этот модуль очень привлекает ребятишек. Это плоскостные различные геометрической фигуры, различного цвета. 8 геометрических фигур: равносторонние, равнобедренные и прямоугольные треугольники, круги, полукруги, ромбы и квадраты разного цвета.
Цель: изучение разных плоскостных геометрических фигур, их сортировка по цвету, упорядочивание по величине, тренировка мелкой моторики рук, развитие зрительно-моторной координации, творческих и речевых способностей, игровой деятельности, подготовка руки к письму, способствовать развитию мышления и воображения, научить детей строить сложные фигуры, используя простые формы.
Интересная работа получается, когда дети действуют в рамках собственной фантазии.
Игра «Автобус».
- Мы отправляемся в путешествие на автобусе.
(На каждом столе участников лежит на углу справа белый лист и стоит тарелочка с цветными фигурками различными).
Послушайте задание: каждая команда, сидящая за столом вместе должна рассадить «пассажиров» - фигурки из тарелочки- в «автобусе» - на белом листе. Я буду называть, куда класть фигурку-рассаживать «пассажиров», а вы сообща будете выполнять. Положите на середине стола белый лист вертикально - это автобус. Приготовьте тарелочки с фигурками…Внимание! В автобусе будет 3 ряда: нижний, средний, верхний.
– Задание понятно?...
- Слушайте инструкцию: пассажир «красный треугольник» сидит в нижнем ряду слева… (дать время).
Пассажир «жёлтый полукруг» сидит в среднем ряду справа……
Пассажир «зелёное кольцо» сидит в верхнем ряду слева……
Пассажир «синий квадрат» сидит в среднем ряду слева……
Пассажир «фиолетовое полукольцо» сидит в верхнем ряду справа……
Пассажир «белый круг» сидит в нижнем ряду справа……
- Все справились?
-Что развивает эта игра? (Сенсорные и познавательно-исследовательской деятельности навыки, ЭМП, расширяет кругозор; познавательную активность, готовность к совместной деятельности со сверстниками. )
- Вы ЗАМЕЧАТЕЛЬНО рассадили всех «пассажиров»! Высаживайте их обратно в тарелочки!
3. Модуль с палочками разного цвета и размера. Цель: тренировка мелкой моторики рук, развитие зрительно-моторной координации, сортировка и упорядочивание фигур по цвету, форме, соотношение количества и размера, обучение счету, используя палочки в качестве счетного материала, выполнение простейших математических действий, развитие творческих и речевых способностей, самостоятельной игровой деятельности, подготовка руки к письму. Здесь опять нет предела детской фантазии: домики, дорожки заборчик и многое другое.
Младшим дошкольникам предлагаем выполнить из палочек:
- дорожку;
- лесенку;
- квадрат – «Четыре палочки сложил и квадратик получил»;
- треугольник - «У треугольника три стороны, и они могут быть разной длины»;
- «Прямоугольник квадрата длиннее, фигура попроще рисуем смелее»;
- флажок – «В руки я флажок возьму и на праздник с ним пойду»;
- забор – «Сад забором оградили, чтоб деревья не сломили».
В старшей группе игры усложняем и определяем условие: выложи человечка с короткими руками и длинными ногами (используем несколько «даров»).
Послушайте стихотворение и изобразите его, используя палочки и фигуры на столе.
Наша елка велика, (сложить елочку из треугольников)
Наша елка высока. (продолжаем строить елочку всё выше и выше)
Выше папы,(сложить человечка из наборов)
Выше мамы. (сложить второго человечка из наборов)
Достает до потолка. (выложить схематично потолок из набора)
А на ней игрушки, (выложить на елочку игрушки используя детали из набора)
Бусы да хлопушки. (выложить на елочку бусы из набора)
Стихи Е. Ильина.
4. Модуль с кольцами «Кольца и полукольца» - это деревянные кольца и полукольца трёх разных размеров и разных цветов. Цель: тренировка мелкой моторики рук, развитие зрительно-моторной координации, развитие творческих способностей – составление различных узоров и картинок, подготовка руки к рисованию и письму, развитие игровой деятельности ребенка. Познакомить детей с понятием «симметрия»; способствовать развитию детского воображения. Широко используется в создании «форм красоты». Для ознакомления ребенка с построением таких форм воспитатель выбирает удачный момент -случайное сочетание ребенком элементов «дара», при котором образуется сооружение, не похожее ни на «формы познания», ни на «формы жизни». Со слов воспитателя «Это красиво!» начинается знакомство детей с «формами красоты». После серии преобразований полюбоваться своим творением. Все «формы красоты» строятся по одному принципу - расположение всех элементов «дара» вокруг воображаемого центра. Повороты и перемещения осуществляются по кругу.
Игра «Укрась торт».
5. Фишки (со среднего возраста) В наборе превеликое множество разноцветных фишек одинакового размера.
Цель: сортировка и упорядочивание фигур по цвету, форме. Обучение счету с использованием фишек, выполнение простейших математических действий, развитие творческих способностей (составление узоров, картинок), развитие игровой деятельности. С помощью фишек можно закреплять состав числа и выкладывать задачи, создавать различные изображения.
Давайте попробуем с помощью нескольких модулей создать узор на юбке дымковской барышни.
Вспоминаем сказку «Кот и петух» и приговорку лисы «Петушок, петушок, золотой гребешок, шелкова головушка, красная бородушка, выгляни в окошко. Мужик зерно вез, мешок рассыпал, куры клюют, петухам не дают» Рассыпается любое количество фишек и дается инструкция «Самые вкусные зернышки не красные и не желтые».
Раскрасьте изображения цветными точками. Каждой цифре соответствует определенный цвет. Цифру узнаете, если решите пример на том участке, который необходимо раскрасить.
Воспитатель раздает раскраски. Участники берут дары № 8 – цветные точки и выполняют задание.
Воспитатель:
- Почему вы раскрасили крылья таким цветом?
Воспитатель:
- Готовы? Молодцы, справились.
6.Мозайка«Мозаика. Шнуровка» - перфорированное поле, разноцветные продолговатые фишки на ножках, шнурки.
Цель: тренировка мелкой моторики рук, развитие сенсомоторных навыков, умение действовать самостоятельно или по заданному образцу; изучение комбинаций форм и цветов, подготовка руки к рисованию, развитие речевых способностей и игровой деятельности.
Модуль №14 «Арки и цифры» - дуги разных размеров, кубики с цифрами. Цель: развитие мелкой моторики рук и сенсомоторных навыков, творческих способностей (составление различных узоров и картинок), речевых способностей и самостоятельной игровой деятельности.
Придумайте и решите задачу с помощью цифр и палочек
Вынимая материал из ящиков необходимо учить детей убирать его обратно. Дети приучаются к организации и порядку. Поэтому и вам я предлагаю весь материал сложить на место.
Наше путешествие в игровую страну «Даров Фребеля» подходит к концу. Сейчас я вам предлагаю подумать, что же дало вам это путешествие и собрать бусы. Красная бусинка будет означать, что вам было интересно, познавательно, будете использовать в своей работе. Синяя бусинка будет означать, что вам было не интересно, услышанная информация вам знакома. Желтая бусинка – информацию необходимо переработать.
Заключение
Таким образом эти дидактические материалы, или «дары», как поэтически назвал их Фридрих Фребель, способствующие развитию детской любознательности, креативности и умению решать проблемы, будут полезны детям и их родителям, а также интересны воспитателям.
Все вы славно потрудились
Хорошо подзарядились.
Как? Во что с детьми играть?
Можно в садике узнать!
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер – класса «Использование игрового набора Дары Фрёбеля в образовательной деятельности дошкольников»
Практическая часть. Мастер – класса «Использование игрового набора Дары Фрёбеля в образовательной деятельности дошкольников»...
Мастер-класс для педагогов ДОУ "Дары Фрёбеля"
Фридрих Фрёбель - немецкий педагог. Известен как создатель первого детского сада. Фрёбель придумал поэтичное название - "детский сад". В термин «детский сад» Фрёбель вложил поним...
Мастер-класс «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в дошкольном образовании»
Познакомить педагогов с теоретическими основами педагогики Фридриха Фрёбеля. Познакомить педагогов с дарами Фрёбеля, с возможностями его применения в работе с дошкольниками. Сформировать представление...
Мастер-класс «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в познавательном развитии детей младшего дошкольного возраста»
Мастер - класс для педагогов с использованием Даров Фрёбеля...
Мастер-класс "Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в дошкольном образовании в соответствии с ФГОС ДО"
Мастер-класс...
Мастер - класс по изготовлению фликеров «Стань заметней на дороге»
Мастер - класс по изготовлению фликеров «Стань заметней на дороге»...
Мастер- класс для родителей «Волшебные дары Фрёбеля»
опыт работы с использованием игрового набора "Дфры Фрёбеля"...